УДК 375. 3
https://doi.org/10.33619/2414-2948/103/72
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С КИРГИЗСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
©Хасанов Н. Б., ORCID: 0000-0002-1680-9977, SPIN-код: 9179-7012, д-р пед. наук, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева,
г. Бишкек, Кыргызстан, Navruz [email protected] ©Мурсалиева К., Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан
SPEECH DEVELOPMENT IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS WITH KYRGYZ LANGUAGE OF INSTRUCTION
©Khasanov N., ORCID: 0000-0002-1680-9977, SPIN-code: 9179-7012, Dr. habil, Kyrgyz State University named after I. Arabaev, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Mursalieva K., Kyrgyz State University named after I. Arabaev, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. Рассматривается вопрос развития речи учащихся на уроках русского языка в киргизских школах. В ней анализируется текущее состояние обучения русскому языку, проводится оценка методов и подходов, применяемых учителями, а также предлагаются рекомендации по улучшению процесса развития речи учеников. Авторы уделяют особое внимание использованию интерактивных методик, игр и упражнений на занятиях, а также внедрению инновационных подходов к обучению речи, которые могут способствовать более эффективному освоению языка у учащихся.
Abstract. The article examines the issue of developing students' speech during Russian language lessons in Kyrgyz schools. It analyzes the current state of Russian language teaching, evaluates the methods and approaches used by teachers, and offers recommendations for improving the process of student speech development. The authors pay special attention to the use of interactive techniques, games and exercises in the classroom, as well as the introduction of innovative approaches to speech teaching, which can contribute to more effective language acquisition in students.
Ключевые слова: развитие речи, уроки русского языка, школьное образование, методика обучения, языковое развитие, коммуникативные навыки.
Keywords: speech development, Russian language lessons, school education, methods, language development, communication skills.
teaching
Развитие речи на уроках русского языка в киргизской школе является одним из важнейших аспектов обучения. Учителя стремятся создать благоприятные условия для развития устной и письменной речи учеников, а также их языковых навыков. На уроках русского языка преподаватели используют разнообразные методики и приемы, направленные на повышение уровня языковой компетенции учащихся. Важными элементами занятий являются разговорные упражнения, чтение и обсуждение текстов, выполнение письменных заданий и творческих работ. Ученики также учатся аргументированно высказывать свое мнение, проводить дискуссии и анализировать информацию на русском языке. Все это способствует развитию умения адекватно и эффективно общаться на русском языке. Кроме
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
этого учителя могут использовать различные игры и упражнения, направленные на развитие языковой культуры, расширение словарного запаса и развитие навыков правильного использования грамматики и пунктуации. Развитие речи на уроках русского языка в киргизской школе проводится систематически и целенаправленно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. В результате ученики могут формируются навыки грамотного и культурного общения на русском языке.
На уроках русского языка в киргизской школе развитие речи может осуществляться следующими способами:
1. Развитие лексического запаса. Ученики могут изучать новые слова, фразеологизмы, пословицы и поговорки на русском языке. Также можно проводить упражнения по расширению словарного запаса через чтение текстов и обсуждение их содержания.
2. Развитие грамматических навыков. Учащиеся могут изучать правила грамматики русского языка и проводить упражнения на их закрепление. Работа с текстами и выполнение грамматических упражнений поможет им закрепить полученные знания.
3. Развитие навыков аудирования и говорения. Ученики могут слушать аудиоматериалы на русском языке, обсуждать их содержание и отвечать на вопросы. Также можно проводить ролевые игры и диалогические упражнения для развития устной речи.
4. Развитие навыков письма. Учащиеся могут писать эссе, сочинения, письма и другие тексты на русском языке. При этом важно обращать внимание на правильность использования грамматики и орфографии.
5. Развитие навыков речевого этикета. Ученики могут учиться правильному общению на русском языке, включая приветствия, прощания, выражение благодарности и извинения.
В целом, развитие речи на уроках русского языка в киргизской школе включает в себя упражнения по расширению словарного запаса, улучшению грамматических навыков, развитию устной и письменной речи, а также соблюдение речевого этикета. Регулярные практические занятия помогут ученикам улучшить свои речевые навыки и стать более уверенными в использовании русского языка. Ниже мы приводим образцы работ предложенных нами во время практики в школах города Бишкек.
Основная часть
Грамматическая тема. Употребление относительных прилагательных.
Речевая тема: Знакомые портреты.
Цели урока. Выработка навыков различения качественных и относительных прилагательных. Составление словесного портета внешности человека.
Содержание урока:
1. Урок начинается с актуализации знаний учащихся о качественных и относительных прилагательных (знаний, полученных на предыдущих занятиях, и с возбуждения, мотивации к уроку и развития темы. Для этого ученикам предлагается определить вкусы, интересы, особенности характера хозяина описываемой ниже комнаты:
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
Письменный стол в комнате завален раскрытыми учебниками и тетрадями. На деревянной полке над столом лежат книги, игрушки, шахматные фигуры. Напротив двери стоит узкая железная кровать. На шерстяное одело брошен спортивный костюм, на спинку кровати - спортивная форма. Под кроватью — футбольный мяч, гиря. В углу стоят длинные бамбуковые удочки.
Ученики называют предполагаемые интересы хозяина комнаты, его пол, некоторые его черты характера. Учитель уточняет, по каким предметам они определили интересы хозяина комнаты. Просит назвать качественные и относительные прилагательные, которые использованы в тексте.
А теперь представьте себе, - говорит учитель, — что мальчик вошел в комнату. Как вы думаете, какой он по внешне? Придумайте ему имя, опишите его рост, возраст, фигуру, одежду, характер.
А теперь посмотрите на вторую картинку и скажите: чья эта комната? Почему вы так решили? Какие предметы, которые находятся в комнате подсказывают вам об этом? Как вы думаете сколько лет хозяйке этой комнаты? Расскажите об увлечениях хозяйки этой комнаты. Нравятся ли вам расположение, предметы данной комнаты?
Прослушав ответы своих учеников, учитель объявляет цель урока — научиться составлять описание внешности человека.
2. Работу по достижению поставленной цели можно начинать с анализа готового текстового материала к картинке С. Чуйкова «Дочь Советской Киргизии».
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
Задания.
1. Прочитайте текст и укажите сочетания существительных с прилагательными, используемыми в описании внешнего вида девушки, ее одежды. Выпишите словосочетания, которые будут вам необходимы для составления портретной характеристики.
2. Рассмотрите картинку С. Чуйкова «Дочь Советской Киргизии»; дайте портретную характеристику девушки, опираясь на выписанные словосочетания. Какие еще прилагательные вы можете добавить к уже выписанным?
3. Для накопления лексического материала по теме учащимся предлагается подобрать подходящие по смыслу прилагательные (характеризующие внешний облик человека) к следующим существительным: лицо - ... (приятное, волевое, добродушное, смуглое, красивое, приятное, бледное); фигура -... (коренастая, стройная, красивая); рост - ...(высокий, средний, низкий); нос - ... (прямой, курносый, прямой, большой, маленький); глаза - ... (большие, карие, голубые, веселые, ясные, живые); платье - .... (шерстяное, ситцевое, простое, красивое, красное, цветное); костюм - ...(шерстяной, темный, светлый).
4. Узнай героя книги по его описанию. Из какого произведения этот герой? (По заданию учителя ученик также могут выписать из отдельных отрывков словосочетания существительных и прилагательных для последующего их анализа).
5. Опишите кого-нибудь из учеников вашего класса и спросите товарищей "Кто это?". Употребите при этом качественные и относительные прилагательные, характеризующие рост, фигуру, лицо и одежду товарища.
6. Вы потеряли в большом городе маленькую сестру (брата). К кому обратитесь за помощью и как вы опишите сестру (брата)?
7. Составление портретной характеристики Ю. А. Гагарина.
Ученики рассматривают портрет космонавта и отвечают на вопросы: Кто назовет первого космонавта? Кто такой Ю.Гагарин? Чей это был гражданин? Каких космонавтов вы еще знаете? Сколько длился полет Ю.А. Гагарина? Сколько времени продолжаются полеты космонавтов в наши дни? Космонавты каких государств побывали в космосе? Какова его внешность: возраст (молодой), рост (средний, невысокий, небольшой), фигура (стройная), лицо (русское, открытое, простое), глаза (ясные, выразительные, живые), улыбка (обаятельная, мягкая, добрая).
Затем несколько учеников устно излагают свои варианты словесного портрета Ю.А. Гагарина.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №6. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/103
Если учащиеся не могут самостоятельно ответить на вопросы, учитель задает наводящие вопросы, обращает их внимание на иллюстрации и фото, помогающие дать ответы. Особенно важно эту беседу повести так, чтобы учащиеся, отвечая на вопросы, пришли к выводу, что космос должен служит мирным целям, что использовать космос для военных целей — это преступление перед человечеством.
Целесообразно рассказать о том, что освоением космоса занимаются и другие страны, например США, рассказать ученикам о совместном полете в космонавтов. Более подробно учитель должен рассказать о тех совместных интернациональных экипажах, которые побывали в космосе. Беседу такого характера учитель может проводить и использовать как материал для воспитания у учащихся чувства интернационализма.
В нескольких словах учитель должен рассказать и о том, что не всегда освоение космоса осуществляется в мирных целях. Уместно рассказать, что реакционные круги ряд стран продолжают разрабатывать военную программу милитаризации космоса. Но против них выступают все прогрессивные силы на земле.
Закончив свой рассказ, учитель проводит словарную работу. Помимо слов и словосочетаний, данных в учебнике, необходимо объяснить словосочетание первым из первых.
Перед тем, как прочитать стихотворение, учитель напоминает учащимся, какими знаками обозначаются паузы, слитное чтение предлогов, логическое ударение.
Живем мы на нашей планете В такой замечательный век!// И первым из первых в ракете/ Советский летит человек!/ Не с целью разведки военной, На сверхскоростном корабле/ Летел он один во вселенной,/ Чтобы снова вернуться к Земле!/ Мы знаем, / а стало быть, /верим,/ Что сказкам сбываться дано,/ И нам побывать на Венере,/ Быть может, / еще суждено!// Не зря потрудились умелые руки Во славу народа,/ Во славу страны!/ Рабочие люди/ И люди науки
Содружеством мирным сильны!//
Прочитав по партитуре четко, выразительно стихотворение, учитель предлагает читать ученикам. Начинается отработка выразительного чтения. Читают 5 учеников по частям. Учитель внимательно следит за их чтением, исправляя их и добиваясь правильного произношения. Для первичного чтения необходимо спрашивать более сильных учеников. Далее учитель прочитать выразительно одного из учеников и записывает на магитную ленту его выступление.
Вывод
Результаты экспериментальной работы показали, что обучение по развитию речи имеет положительное влияние на уровень владения языком у испытуемых. Группы, которые проходили обучение говорению, продемонстрировали более высокую уверенность в устной речи и лучшее владение разговорным языком. Группы, которые обучались слушанию, показали более развитые навыки понимания на слух и умение адаптироваться к различным акцентам и интонациям. Обучение письму улучшило навыки письменной коммуникации, грамматики и орфографии у испытуемых.
Эксперимент показал, что обучение по развитию речи способствует более эффективному усвоению языка и развитию коммуникативных навыков у учащихся.
Список литературы:
1. Вайсбурд М. Л., Климентенко А. Д. Требования к речевым умениям // Иностранные языки в школе. 2013. №8. С. 11-24.
2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Academia, 2015. 208 с.
3. Зельманова Л. М., Ивченков П. Ф. Использование звукозаписи на уроках русского языка и развития речи // Русский язык в школе. 1980. №5. С. 17-23.
4. Ибакаева Е. К. Обучение младших школьников аудированию как виду речевой и учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. 22 с.
5. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Академия, 2015. 112 с.
6. Добаев К., Тагаева Г., Булатова В. Программа по русскому языку как второму для 1-4 классов школ с кыргызским, узбекским, таджикским языками обучения. Бишкек, 2017.
7. Хасанов Н. Б., Кадралиева Ж. И. Применение фильма на продвинутом этапе изучения языков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. №03(80).
8. Челнокова Л. С. Развитие умений говорения и аудирования на видеоуроках // Иностранные языки в школе. 2008. №2. С. 44-46.
References:
1. Vaisburd, M. L., & Klimentenko, A. D. (2013). Trebovaniya k rechevym umeniyam. Inostrannye yazyki v shkole, (8), 11 -24. (in Russian).
2. Zagvyazinskii, V. I., & Atakhanov, R. A. (2015). Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya. Moscow. (in Russian).
3. Zel'manova, L. M., & Ivchenkov, P. F. (1980). Ispol'zovanie zvukozapisi na urokakh russkogo yazyka i razvitiya rechi. Russkiiyazyk v shkole, (5), 17-23. (in Russian).
4. Ibakaeva, E. K. (2010). Obuchenie mladshikh shkol'nikov audirovaniyu kak vidu rechevoi i uchebnoi deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg. (in Russian).
5. Pidkasistyi, P. I. (2015). Organizatsiya uchebno-poznavatel'noi deyatel'nosti studentov. Moscow. (in Russian).
6. Dobaev, K., Tagaeva, G., & Bulatova, V. (2017). Programma po russkomu yazyku kak vtoromu dlya 1-4 klassov shkol s kyrgyzskim, uzbekskim, tadzhikskim yazykami obucheniya. Bishkek. (in Russian).
7. Khasanov, N. B., & Kadralieva, Zh. I. (2023). Primenenie fil'ma na prodvinutom etape izucheniya yazykov. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunarodnyi nauchno-prakticheskii zhurnal, (03(80)). (in Russian).
8. Chelnokova, L. S. (2008). Razvitie umenii govoreniya i audirovaniya na videourokakh. Inostrannye yazyki v shkole, (2), 44-46. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 29.04.2024 г.
Принята к публикации 09.05.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Хасанов Н. Б., Мурсалиева К. Развитие речи на уроках русского языка с киргизским языком обучения // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №6. С. 616-622. https://doi.org/10.33619/2414-2948/103/72
Cite as (APA):
Khasanov, N., & Mursalieva, K. (2024). Speech Development in Russian Language Lessons with Kyrgyz Language of Instruction. Bulletin of Science and Practice, 10(6), 616-622. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/103/72