УДК 37.011
https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/34
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЫРГЫЗСКОЙ ШКОЛЕ
©Акназарова Г. А., SPIN-код: 5608-1484, Кыргызский национальный университет им.
Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
METHODS AND TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF WRITTEN SPEECH
OF STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN A KYRGYZ SCHOOL
©Aknazarova G., SPIN-code: 5608-1484, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются различные классификации методов и приемов обучения связной письменной речи учащихся, а также вопросы применения данных методов в кыргызской школе на примере 7-8 классов. Наиболее эффективными признаются приемы репродуктивного и (частично) продуктивного методов, в частности исследовательского продуктивного метода. Делается вывод об ограничениях в использовании творческого продуктивного метода на уроках русского языка в 7-8 классах кыргызской школы.
Abstract. The article discusses various classifications of methods and techniques for teaching coherent written speech of students, as well as the application of these methods in the Kyrgyz school at the level of 7-8 grades. The methods of reproductive and (partially) productive methods, in particular, the research productive method, are recognized as the most effective. The conclusion is made about the limitations in the use of a creative productive method in Russian language lessons in grades 7-8 of the Kyrgyz school.
Ключевые слова: развитие речи, метод, приемы, кыргызская школа, русский язык.
Keywords: speech development, method, techniques, Kyrgyz school, Russian language.
Сегодня в Кыргызской Республике в системе образования происходят значительные изменения, в частности интенсивные процессы обновления в школах с государственным языком обучения. Важное значение в данных процессах приобретает пересмотр методов и принципов обучения русскому языку, который является официальным языком Кыргызской Республики. Современные контакты между странами и процессы интеграции делают знание русского языка в Кыргызстане актуальным. Русский язык является официальным языком Кыргызской Республики, что закреплено законодательно. Так, в Указе «О мерах по развитию государственного языка и совершенствованию языковой политики в Кыргызской Республике» (2013 г.) отмечается необходимость «воспитания поколения кыргызстанцев, свободно владеющего государственным кыргызским, официальным русским, а также другими востребованными в мире международными языками» (https://kurl.ru/mTRyp).
Русский язык занял прочное место в жизни кыргызстанцев и остается средством межнационального общения. Русский язык в силу сложившихся исторических обстоятельств обслуживает многие сферы жизни Кыргызстана. Он изучается как самостоятельный предмет на всех уровнях образования: от дошкольного до высшего. В целом образование на официальном языке в Кыргызстане имеет значительные успехи, обладает накопленными в
достаточном количестве знаниями и умениями в сфере методики его преподавания. Обучение русскому языку в школе соответствует современным требованиям по многим аспектам. Однако многие проблемы методики преподавания русского языка в школах с кыргызским языком обучения остаются недостаточно исследованными. К таким вопросам можно отнести лингводидактические основы развития письменной речи учеников средней школы.
Следует отметить, что проблемами методики обучения русскому языку в кыргызоязычной школе и, в частности, методики развития письменной речи школьников занимались в свое время такие видные кыргызстанские учёные, как П. И. Харакоз, К. С. Чонбашев, Х. Б. Бугазов, В. С. Скирдов, Л. А. Шейман и др. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с классификацией методов, направленных на развитие письменной речи учеников на уроках русского языка в кыргызской школе. Предметный стандарт по русскому языку и основанные на нем учебные программы обозначают основную задачу — «развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности ее составляющих: речевой (говорение, аудирование, чтение и письмо), языковой (систематизация ранее изученного материала, овладение языковыми средствами, социокультурной» [1].
Г. М. Аманова и Г. А. Атакеева отмечают: «Учитывая происходящие в стране перемены, тесное взаимодействие всех видов речевой деятельности, необходимо повысить качество преподавания русского языка в кыргызской школе. Важно развивать у учащихся готовность сознательно выбирать языковые средства, уделять внимание смысловой стороне языковых явлений, точно передавать мысль в определенной речевой ситуации. Это даёт возможность учащимся грамотно, точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, понимать речь других людей.
Устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязанных речемыслительных процессах — восприятие и воспроизведение высказываний, обусловленных ситуацией общения. Методическим условием формирования речевой компетенции учащихся является создание речевых ситуаций, вызывающих желание высказаться, лучше усвоить русский язык» [2].
Основными задачами развития письменной речи в кыргызской школе являются создания текстов репродуктивного характера в соответствии с коммуникативной установкой. К ним относятся сочинение-описание, сочинение-повествование. Однако в практике школьного преподавания до сих пор имеется много нерешённых вопросов и проблем, относящихся к обучению письменной русской речи. Такой вывод делается на основании ошибок, которые в большом количестве допускаются учениками в их письменных работах. Например, школьникам сложно определить важные мысли в тексте, главные его составляющие, сжать текст; сложности возникают также при построении логики высказывания. Кроме того, письменные работы изобилуют ошибками, которые связаны с бедностью лексического запаса, многословием и повторами слов, с неумением строить синонимические ряды, неправильным использованием многозначных слов и др. Результатом этого является противоречие в овладении письменной формой русского языка в кыргызской школе: с одной стороны, необходимо комплексное развитие письменной русской речи, а с другой стороны, недостаточное использование эффективных методов развития продуктивной письменной речи. На сегодняшний день существует несколько различных подходов к классификации методов и приемов, которые используются для развития письменной речи учащихся. Но прежде, чес перейти к их характеристике, определим дефиниции названных терминов. В результате анализа дефиниций из нескольких источников мы остановились на следующих определениях И. П. Подласого:
«метод — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения» [3, с. 169];
«прием — это элемент, ... отдельный шаг в реализации метода или модификация метода» [3, с. 204].
Итак, перейдем к рассмотрению классификаций методов и приемов, которые применяются для развития навыков письменной речи школьников.
Методы делятся на следующие группы: «1) методы теоретического изучения языка; 2) методы теоретического изучения речи; 3) практические методы» [4]. К первой группе относят беседу, работу с учебником и сообщение, вторая группа методов включает: работу с отдельно взятыми единицами языка и (или) их формами, третья группа подразумевает работу с текстом с целью развития навыков речи и применения отдельных единиц языка.
В учебном пособии И. Н. Горелова и К. Ф. Седова представлена альтернативная классификация методов и приемов, которые способствуют развитию письменной речи школьников. Исследователи выделяют следующие группы методов: рецептивные методы, репродуктивные методы (полные и неполные), продуктивные методы (исследовательский и творческий) [5].
Опишем их подробнее. Каждый из названных методов реализуется комплексом отдельных приемов. Например, методы первой группы опираются на следующие приемы: беседа с преподавателем или одноклассниками, рассказ преподавателя, чтение текста, знакомство с правилами или памяткой, знакомство с речевыми образцами, обзор словарной статьи, описание пути создания и воспринимания текста, употребление правила, выучивание наизусть и др. Названные приемы рецептивного метода имеют эффективность, если мы хотим сформировать знания о речи и системе речевой деятельности.
Методы, относящиеся ко второй группе (репродуктивные методы), направлены на развитие речевых умений и навыков. Полученные знания о речи реализуются на практике в виде решения стандартных задач, анализа слова по предложенному образцу. Приёмами репродуктивных методов являются пересказ текста, изложение, образование сочетаний слов и предложений, исправление предложений или текста с ошибками, вставка подходящих по значению слов, объяснение значения слов с использованием справочной лингвистической литературы, составление синонимического, антонимического и других радов с данным словом, поиск однокоренных слов и др.
Репродуктивный метод реализуется в полном и неполном виде. Полный вариант метода предполагает воспроизведение в речи слов и фразеологизмов, а также речевых стереотипов. При неполном варианте воспроизводятся только речевые модели, например с сохранением грамматической конструкции и значения, но с переменным лексическим наполнением модели. Данные методы являются преобладающими среди методов развития письменной речи. Данные приёмы лежат в основе многих упражнений в учебниках кыргызстанских авторов.
Третья группа — продуктивные методы — распадается на две подгруппы: исследовательских и творческих методов. В исследовательских методах применяются такие приемы, как проблемное изложение, беседа с элементами эвристики и самостоятельное разъяснение значений слов, моделирование разноуровневых языковых единиц, определение темы и основной мысли текста, его анализ и др.
К приемам творческих продуктивных методов относят: сочинение по теме и по плану, подбор текстов по теме, стилизацию, сочинение сказок и рассказов, историй, продолжение известных текстов. Как мы видим, данная группа приёмов в основном имеет в своей основе
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №10. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/95
словесное творчество ученика, которое имеет результатом новый продукт. На уроках развития речи (в том числе письменной) этим продуктом будет текст (сказка, история на заданную тему, загадка и т. д.). Продуктивные методы по праву признаются ведущими в решении проблем развития письменной речи. Данные методы позволяют добиться значительных успехов в развитии речи кыргызстанских школьников в силу того, что они активно включают в обучение словесное творчество детей. Основными действиями при этом становится порождение смысла и действие по словесному его выражению. Ситуация словесного творчества, таким образом, «является наиболее адекватной задаче формирования действий порождения смыслового содержания и выражения его в письменном тексте» [5].
Как видно, в методологии речевого развития учеников все три типа методов имеют определенные цели и задачи, решение которых на каждом уровне позволяет обеспечить адекватное развитие умений и навыков письменной коммуникации. Основными методами, развивающими русскую письменную речь учеников 7-8 классов кыргызской школы в должны стать репродуктивные, то есть направленные на овладение способами и путями создания и восприятия высказывания, и продуктивные, которые обеспечивают формирование творческих речевых умений и способностей школьников. Наиболее адекватными и эффективными приёмами данных методов мы считаем:
- в репродуктивных методах: анализ слова и текста; работу с искаженным текстом; изложение и пересказ;
- в продуктивных методах: приёмы исследовательской деятельности, беседу с элементами эвристики и самостоятельное разъяснение значений слов, выявление темы и главной мысли текста, составление его плана, его анализ, написание заголовка для текста.
В 7-8 классах кыргызской школы использование творческих продуктивных методов несколько ограничено в силу недостаточного владения учащимися языковым материалом. В частности, сочинение истории, сказок, загадок на заданную тему, продолжение известного текста или сказки должны опираться на значительные знания фольклора и русской литературы. На данном этапе развития речевых компетенций школьники не могут ни читать настолько сложные тексты, ни понимать их.
Другой пример: подбор разнотипных и разностилевых текстов должен опираться на умение различать стилистические средства русского языка. Данные умения вырабатывается сколько при знакомстве со значительным количеством текстов на русском языке и их анализе, то есть на достаточно высоком уровне овладения языком.
Таким образом, методические способы развития русской письменной речи учеников 78 классов школы с государственным языком обучения могут быть весьма разнообразными, включающими элементы словесного творчества. Однако следует помнить о тех ограничениях, которые накладывает уровень овладения языком, сформированный у школьников на данном этапе.
Список литературы:
1. Русский язык в школах с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения для 5-11 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики: предметный стандарт. Бишкек, 2022. 55 с.
2. Аманова Г. М., Атакеева Г. А. Влияние глобализации на формирование речевой компетенции учащихся кыргызской школы при обучении русскому языку // Известия Кыргызской академии образования. 2016. №3(39). С. 88-93.
3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. М., 2004. 365 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №10. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/95
4. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1984. 191 с.
5. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 2001. 125 с.
References:
1. Russkii yazyk v shkolakh s kyrgyzskim, uzbekskim i tadzhikskim yazykami obucheniya dlya 5-11 klassov obshcheobrazovatel'nykh organizatsii Kyrgyzskoi Respubliki: predmetnyi standart (2022). Bishkek. (in Kyrgyz).
2. Amanova, G. M., & Atakeeva, G. A. (2016). Vliyanie globalizatsii na formirovanie rechevoi kompetentsii uchashchikhsya kyrgyzskoi shkoly pri obuchenii russkomu yazyku. Izvestiya Kyrgyzskoi akademii obrazovaniya, (3(39)), 88-93. (in Russian).
3. Podlasyi, I. P. (2004). Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov. Moscow. (in Russian).
4. Politova, N. I. (1984). Razvitie rechi uchashchikhsya nachal'nykh klassov na urokakh russkogo yazyka. Moscow. (in Russian).
5. Gorelov, I. N., & Sedov, K. F. (2001). Osnovy psikholingvistiki. Moscow. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 10.09.2023 г. 24.09.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Акназарова Г. А. Методы и приемы развития письменной речи учащихся на уроках русского языка в кыргызской школе // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №10. С. 302306. https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/34
Cite as (APA):
Aknazarova, G. (2023). Methods and Techniques for the Development of Written Speech of Students in Russian Language Lessons in a Kyrgyz School. Bulletin of Science and Practice, 9(10), 302-306. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/34