Роль драматизации в развитии речи детей Фостенко Е. Л.
Фостенко Елена Леовна /Fostenko Elena Leovna - воспитатель первой квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Теремок», р. п. Вершина-Теи, Аскизский район, Республика Хакасия
Аннотация: в статье анализируется обобщенный опыт работы, роль драматизации в развитии речи у детей, ценность детского театрального творчества.
Abstract: the article examines the generalization of experience, the role of dramatization in the development of speech in children, the value of children’s theater arts.
Ключевые слова: развитие речи детей.
Keywords: language development of children.
В наше время профессия воспитателя детского сада стала ещё более актуальной. Самое главное в нашей работе - нести детям добро (которое, может быть, они не дополучат в семье). Нет ничего важнее и значительнее, чем «заменять маму» для человека, который делает первые шаги в этом мире. Добрые руки, ясные глаза и улыбка должны вести его в самом начале жизненного пути.
Цель моей работы: физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников, в соответствии с их возрастными особенностями и подготовки их к обучению в школе.
Свою систему работы я строю по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией А. М. Васильевой. Учитывая перемены, прошедшие с момента опубликования этой программы и отсутствия методических разработок по проведению занятий в методкабинете, я парциально использую и другие программы тоже. «Радуга» - здесь очень интересные занятия по родному языку, познавательному развитию, математике. Занятия по физическому развитию - из программы «Старт». Также использую в работе методы и принципы педагогики Марии Мантессори. Это не только использование дидактического материала, предложенного Мантессори, он есть практически в каждом детском саду, но в свободном доступе ко всем пособиям, игрушкам, конструкторам, природному материалу. Все эти пособия расположены на полках, которые находятся на уровне роста детей и доступны детям в любое удобное для них время.
Также я считаю важным развивать творческие способности ребёнка [1, 5]. Соответственно, тема самообразования у меня: «Драматизация в развитии речи у детей» [2, 4]. Вторая задача: развивать у детей желание заниматься ручным трудом.
Достичь цели можно, если создать условия, заинтересовать детей, разбудить творческую активность. Я определила такие задачи: разнообразная и правильно организованная речевая среда [2, 3].
Специально подобранные игрушки и предметы, побуждающие детей к обучению (заводные игрушки, мягкие игрушки и т. д.).
Тексты произведений художественной литературы.
Собственная речь в повседневном общении с детьми.
Игры - инсценировки.
По ходу инсценировок дети повторяют слова и фразы, осваивают звуки. Параллельно осуществлялась работа по формированию интонационной выразительности речи: дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонациями грусти, назидания, радости и т. п.
В играх инсценировках я использовала фланелеграф, настольный театр, кукольный, пальчиковый [3, 4]. Малыши в игровой форме учились выражать свои чувства и понимать чувства других. Это помогло им в общении со сверстниками и взрослыми. С настольными куклами мы разыгрывали хорошо знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок - смоляной бочок».
Проводила коллективные развивающие игры, что создавало весёлую и непринужденную атмосферу, подбадривала зажатых детей.
«Весёлые обезьянки».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Ход игры: дети стоят врассыпную - это обезьянки: лицом к ним ребёнок - посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты (или взрослый). «Обезьянки», передразнивая ребёнка, точно повторяют всё за ним.
«Цыплята».
Цель: тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.
Ход игры: дети садятся на ковёр, обхватываю себя руками (яйцо). Сначала приподнимается голова, «клювиками» разбивают скорлупу, расправляют «крылышки», начинают двигаться, клюют зёрнышки (желательно всё выполнять под мелодию).
И много других игр.
В средней группе в начале года продолжила работу с настольными куклами. Придумывали сценки. Продолжается работа по развитию творчества. Постепенно вводила шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), что создавало праздничную атмосферу, развивало чувство ритма. Дети с
удовольствием разыгрывали русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д. Дети уже глубже усваивали содержание полюбившегося произведения. Использовала игры: «Ползающие змеи», «Осенние листья», «Сочини предложение», «В зоопарке».
Например, «В зоопарке» цель: тренировать чёткое произношение согласных на конце слова [1, 5]. Ит-ит-ит - полосатый тигр рычит.
Ёт-ёт-ёт - медленно змея ползёт.
От-от-от - пасть разинул бегемот.
Ут-ут-ут - быстро лебеди плывут.
Ят-ят-ят - обезьянки там шалят.
В старшей группе продолжалась работа с куклами уже с использованием театральной ширмы. Также использовали кукол из разных сказок и придумывали с ребятами небольшие истории. В старшей группе я уже ставила для себя такие задачи: сочинять этюды по сказкам, развивать чувство ритма и координацию движения. Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, развивать дикцию на материале скороговорок и стихов, тренировать чёткое произношение согласных в конце слова.
В первой половине учебного года с помощью родителей мы создали свой групповой кукольный театр. Детьми были принесены мягкие игрушки, головы от кукол, старые и ненужные игрушки. Совместно с родителями и детьми из этих материалов мы и создали свой кукольный театр (игрушки обшивали, подшивали, потрошили). Во второй половине года дети уже имели навыки управления куклами. Для детей детского сада в музыкальном зале было проведено театрализованное представление со стихами, присказками, клоунами и петрушками.
«Путешествие по сказкам».
В подготовительной группе: в начале года продолжалась работа по теме «Роль драматизации в развитии речи у детей». Кукольный театр и детское творчество в жизни ребёнка тесно связаны между собой (фантазия, воплощение). В этом заключается ценность детского театрального творчества. И я ставлю перед собой цель сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполненной творчеством. Выразительно читать наизусть стихотворный текст, правильно и чётко произносить слова с нужной интонацией. Составлять предложения с заданными словами, строить простейший диалог. Сочинять этюды по сказкам, активизировав образное мышление, мыслительный процесс, познавательный интерес.
Развивая произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, инициативность, умение согласовывать свои действия с партнёрами. Игры: «День рождения», «Угадай, что я делаю», «Придумай диалог», «Поймай хлопок», «Моя сказка». Во второй половине года мы уже ставили свои сказки. Дети очень любят придумывать свои образы, и их фантазиям нет предела [1, 4, 5].
Например:
«Добрые слова».
Действующие лица:
Чебурашка,
Дракоша,
Микки Маус,
Слонёнок,
Собачка Филя,
Мышка,
Поросёнок.
В зале звучит песенка Чебурашки. Появляется кукла Чебурашки и имитирует пение.
Выходит Микки:
- Чебурашка, ты такую песенку хорошую спел, ребятам очень понравилось, вот они передают тебе конфеты (дарит кулёк с конфетами).
Чебурашка:
- Спасибо большое!
Микки убегает. Появляется Дракоша.
- Ой, Чебурашка! Привет! Что это у тебя?
- Конфеты.
- Отдай мне конфеты.
- Нет, я хочу поделиться ими со всеми друзьями.
- А я люблю есть всё один (отбирает кулёк с конфетами и убегает).
Чебурашка плачет. Выбегает собачка:
- Гав, гав, что случилось? Чебурашка, почему плачешь?
- Как мне не плакать? Микки угостил меня конфетами, а Дракоша забрал их и убежал.
- Не плачь, Чебурашка, пойду, Микки расскажу, как Дракоша плохо поступил (убегает).
Появляется Мышка:
- Пи, пи, что случилось, Чебурашка, почему плачешь?
- Как мне не плакать? Микки угостил меня конфетами, а Дракоша забрал их и убежал.
- Как плохо Дракоша поступил, пойду, всё Микки расскажу (убегает).
Чебурашка плачет. Выходит Хрюша:
- Хрю, хрю, что случилось, Чебурашка, почему плачешь?
- Как мне не плакать? Микки угостил меня конфетами, а Дракоша забрал их и убежал.
- Как плохо Дракоша поступил, пойду, всё Микки расскажу (убегает).
Выходит поросёнок:
- Что случилось, Чебурашка, почему плачешь?
- Как мне не плакать? Микки угостил меня конфетами, а Дракоша забрал их и убежал.
- Как плохо Дракоша поступил, пойду, всё Микки расскажу (убегает).
Появляется Микки Маус:
- Чебурашка, рассказали мне про твоё горе. Я придумал, что надо делать: мы пойдём к Дракоше и скажем ему добрые слова. Он подобреет и отдаст нам конфеты (идут к Дракоше).
Стучатся и говорят добрые слова:
- Дракоша у нас добрый, хороший. Никогда никого не обижает, со всеми делится, мы его любим. Выходит Дракоша:
- Спасибо вам за добрые слова, а я думал, что я плохой и злой.
Отдаёт Чебурашке конфеты и просит прощения.
- Простите меня, ребята.
Выходят все герои и исполняют под музыкальное сопровождение песенку Чебурашки.
К концу подготовительной группы дети уже самостоятельно ставили театрализованные представления, показывали их малышам. Были достигнуты цели, которые ставились с начала второй младшей группы. Мною были разработаны такие занятия:
«Кто в домике живёт?» (II младшая группа)».
Программное содержание: продолжать знакомить детей с домашними животными. Развивать память и речевую активность. Воспитывать заботливое отношение к животным, различать их по внешнему виду. Вырабатывать правильный темп речи, выразительность. С помощью загадок обогащать словарный запас детей, учить образному мышлению.
Материалы: макет дома, петушок, курочка, два гуся, коза, ведёрко с зерном, камушки, верёвочки для дорожки, кирпичики, магнитофон.
Ход занятия: перед началом занятия тренинг «Я всё могу» - сегодня прекрасный день, и у меня всё прекрасно, я чувствую себя хорошо, у меня замечательное настроение. Я умный, красивый, сильный, я всё смогу (дети проговаривают вместе с воспитателем)! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
В игровом уголке стоит домик, воспитатель приглашает детей и показывает им домик.
- Какой красивый домик! Кто же в нём живёт (загадывает загадку)?
По утрам встаёт,
Голосисто поёт,
Деткам спать не даёт.
Дети:
- Петух!
- Правильно, петушок (достаёт петушка).
Вместе с детьми рассматривает гребешок, клюв.
- Давайте угостим петушка (берёт ведёрко с зерном).
Воспитатель и дети сыплют зерно и зовут:
- Цып-цып-цып.
- Ребята, а про петушка потешки знаете?
Дети рассказывают потешки: «Петушок-золотой гребешок», «Над рекой заря встаёт», «Я петушок весёлый».
Воспитатель:
- Послушайте, а я вам ещё загадку загадаю.
Квохчет-квохчет -
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
- Правильно, тут ещё курочка живёт. Пусть она с петушком зёрнышки клюёт, а мы про неё потешки почитаем.
Дети рассказывают потешки: «Курочка-рябушечка», «Курочка моя».
Физминутка:
Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно.
Клювиком почистил пух И к кормушке плюх.
- Пока петушок и курочка клюют зёрнышки, вы отгадайте, кто же ещё там живёт?
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
- Правильно, гуси, вот они какие: большие, у них длинные шеи. Давайте мы с вами про гусей песенку споём.
Инсценировка песни «Два весёлых гуся» (с использованием русских народных музыкальных инструментов).
Воспитатель: гуси любят купаться, давайте отнесём их к речке. А к речке мы пойдём по дорожке.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Топ-топ-топ,
Через камушки, через камушки.
- Вот и к речке пришли, пусть гуси плавают, а нам идти надо. Мы с вами плавать не умеем. Как через речку пойдём?
Дети:
- Надо построить мостик (строят мост и переходят через речку).
- Посмотрите, кто здесь нас встречает.
Идёт, идёт бородой трясет,
Травки просит:
«Ме-ме».
Дайте вкусненькой мне.
- Правильно, коза, давайте поиграем с козой.
Хороводная игра: «Шла коза по лесу».
Конспект занятия «Куриные именины». Старшая группа.
Программное содержание: расширять знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения, сказки. Формировать эмоциональную выразительность речи. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа. Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения. Тренировать фантазию, пластическую выразительность (упр. «Зёрнышко»).
Закрепить умение складывать лист бумаги в разных направлениях (конструирование).
Ход занятия:
- Добрый день, маленькие судари - сударыни. Очень рады вашему появлению в нашем курятнике на куриных именинах. А знаете, откуда появился этот праздник? Есть такая притча.
Однажды братья исцелили женщину, и та в знак благодарности просила принять их три куриных яйца. По народным поверьям курица - птица добрая, а яйца символизируют мир, вселенную. Поэтому день исцеления сделали народным праздником. Этот день отмечают как день петуха и курицы. (Куриные именины.)
Особо почиталось в народе перо и пух. Куриное перо считалось в народе особым, оно слёз не любит, поэтому и примета была. «Перо слёзы пьёт, потом в сон отдаёт». В подушку плакать нельзя. А сколько стишков, потешек, пословиц про куриц вы придумали? А ну-ка, ребята, назовите их. (Дети рассказывают стишки и потешки, называют пословицы.)
Физминутка:
Ох, ох, что за гром (руки к щекам),
Муж строит новый дом (хлопки руками).
Молоток стук, стук (махи руками),
Помогать идёт петух (шаг с наклоном вперёд).
- А сказок сколько про куриц выдумали? (Дети перечисляют сказки)
Давайте обыграем сказку «Петушок и бобовое зёрнышко». (Драматизация сказки)
- Видите, что случилось с петушком, поторопился во время еды, и случилась беда. А как вы питаетесь?
Дети: - Клюём по зёрнышку, собираем по крупицам, гуляя по всему двору. (Звучит шум дождя, музыка)
Упражнение на тренировку веры, фантазии и пластической выразительности «Зёрнышко».
Каждый ребёнок представляет себя маленьким зёрнышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках, головы прижаты к коленям, обхватили себя руками. Из зёрнышка пробивается росточек, выпускает листочки.
- А теперь всем детям встать, руки медленно поднять, пальцы сжать, потом разжать. Руки вниз и так стоять - отдохнули все немножко. И отправились в дорожку.
Обратите внимание на мой гребешок. Яркий, разноцветный. Хотите, чтобы у вас были такие?
Дети:
- Да!
На столах лежат большие листы бумаги, дети делают из них гребешки.
С детьми проводится игра «Собери зёрнышки».
- Славно было у нас на именинах. А теперь помоем руки и будем пить чай.
Литература
1. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия». Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
2. Коваленко В. В. «Дыхательные голосовые упражнения». Издательство: Гном и Д; 2005.г.
3. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», ООО «Издательство АСТ», 2003.
4. Сорокина Н. Д. «Сценарии театральных кукольных занятий». Издательство: М.: АРКТИ, 2007.г.
5. Фесюкова Л. Б. «От трёх до семи» — СПб, 1996.