УДК 378+81
Лотова Надежда Константиновна
Кандидат педагогических наук, доцент Департамента по экономико-правовому и гуманитарному образованию, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, [email protected], ORCID 0000-0001-6842-3868, Якутск
Прудецкая Надежда Егоровна
Старший преподаватель Департамента по экономико-правовому и гуманитарному образованию, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, [email protected], ORCID 0000-0002-0589-0589, Якутск
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЫУРЫ1 В ПРОфЕССИОНАЛьНОЙ
деятельности студентов неязыкового вуза
Аннотация. В наше время незначительная степень культуры речи считается условием, негативно оказывающим большое влияние на конкурентоспособность профессионалов аграрной области. Цель нашего исследования - актуализация общего состояния языковой подготовки первокурсников сельскохозяйственного высшего учебного заведения и установление требования для формирования языковой и речевой грамотности, где будут пересмотрены компоненты используемых технологий.
Методологической основой явились работы по изучению проблематики формирования речевой культуры (Ю. Д. Апресян, Ф. И. Буслаев, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, М. В. Ломоносов, М. В. Панов, А. М. Пешковский, А. А. Шахматов, Л. В. Щерба и др.). Особое значение для нашего исследования имели работы по профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений (С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.).
Основные достижения. Анализ современных образовательных технологий показал, что наиболее действенным является модульно-рейтинговая технология, которая обладает комплексом специальных признаков инновационных и дидактических требований, предъявляемых к коммуникативной подготовке студентов неязыкового вуза.
Выводы. Разработана концепция модульно-рейтинговой технологии как модель обучения, которая обеспечивает индивидуализацию учебного плана, балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов с целью оптимизации процесса обучения и повышения качества образования.
Ключевые слова: адаптация, конкурентоспособность, компетентность, профессионализм, знания.
Постановка задачи. Задачей нашего исследования мы видим привлечение внимания будущих специалистов сельскохозяйственного сектора к богатству и стилевому многообразию русского языка, воспитание достойного отношения к русскому языку как основному средству коммуникации. От степени владения им зависит успех в дальнейшей деятельности на всех уровнях: личностном, общественном, профессиональном, приобщение к языковой культуре через лучшие образцы книжной речи - се-
годня очень актуальная тема.
Основные положения: личность - главная ценность образовательного процесса, образование - преобразование личности, которое осуществляется целенаправленно для целостного педагогического процесса вуза.
Большинство студентов не могут правильно структурировать свои навыки в данной сфере. Это для них составляет значительные трудности, чтобы решить, необходима ли им помощь преподавателя. Причины возникновения основных про-
блем заключаются:
- в незначительном уровне ориентации обучающихся к новой сфере обучения;
- в отсутствии мотивации первокурсников в профессиональной деятельности.
Студент встречается со значительным количеством проблем: он ощущает себя рассеянным, сравнивая с другими. Для осуществления полного приспособления студентов мы выделяем проблемы развития их познавательной области, увеличиваем интерес к тренировочной и высококлассной деятельности. Цель статьи: совершенствование общего состояния языковой подготовки первокурсников сельскохозяйственного высшего учебного заведения и установление требования для формирования языковой и речевой грамотности.
Введение в научную проблему. Изучение проблематики формирования речевой культуры имеет длительную историю (Ю. Д. Апресян, Ф. И. Буслаев, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, М. В. Ломоносов, М. В. Панов, А. М. Пешковский,
A. А. Шахматов, Л. В. Щерба и др.).
Концепция личностного ориентированного образования опирается на культурно-исторический и деятельностный подходы (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский,
B.В. Давыдов, А. А. Леонтьев, Э.В. Ильенков, Д. Б. Эльконин, П. Г. Щедровицкий) и имеет разработчиков в методологическом плане: В. П. Зинченко, Л. Н. Куликова В. В. Сериков, В. Г. Цукерман. Моделирование учебного предмета изучали В. Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, Б. А. Глинский, Л. Я. Зорин, В. В. Краев-ский, И. Я. Лернер и др. Становление профессиональных качеств специалистов -В. Е. Алексеев, Л. И. Божович, А, А. Бо-далев, И. П. Волков, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев. Создание новых технологий обучения - Г. П. Артамонов, П. И. Третьяков, А. В. Хуторский и др. Модульные обучения рассматривались в работах В. М. Гараева, Е. М. Дурко,
С. А. Кашина, С. И. Куликова, Н. В. Шумя-ковой и др.
Особое значение в нашей работе имели исследования по профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений (С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.).
Исследовательская часть. В обстоятельствах диверсификации получения специализирующего образования особенное значение обретает обучение грамотных и способных сотрудников, имеющих значительную степень готовности к росту своих профессиональных знаний и умений, а также применению их на практике.
В различных целях активизации заинтересованности обучающихся вузов в ходе преподавания русскому языку нами применяются последующие способы [1]:
1) методы синтеза и методы сравнения;
2) мотивирование студентов;
3) методы креативных подходов;
4) метод конструирования. В рамках этого метода может предлагаться задание - изменить предложение по логическому смыслу: «От вас потребуется быстрое приложение больших усилий для полноценного устранения технической неисправности» [5];
5) метод проектов, который способствует формированию познавательных умений студентов вузов, формирование определенного мышления [6].
Данные методы можно использовать на практических, лекционных занятиях. В ходе преподавания русского языка формируется обстановка благоприятного эмоционального климата для обучающихся высших учебных заведений. К примеру, первое занятие проводится с презентациями, которые показываются на проекторе. Они способствуют порядку работы и улучшению усвоения учебного материала. В связи с экспериментальной работой мы приходим к выводу, что использование данного материала предполагает взаимодействие педагога и студентов вуза, спо-
собствует формированию взаимоотношений партнерства.
С целью устранения различных пробелов в знаниях у студентов в начале каждого занятия делается разминка. Она позволяет повысить уровень грамотности в области орфографии и лексики. Обучающимся дается ряд упражнений и два листа для выполнения: на одном ошибок нет, на втором имеются незначительные ошибки в области орфографии и лексикологии. Тот студент, который смог быстрее всех выбрать правильный вариант, может стать консультантом на следующем занятии. Этот метод увеличивает скорость принятия решений, также способствует формированию уверенности студентов и способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.
Подходящие требования с целью формирования познавательной деятельности студентов неязыкового вуза формирует многосторонняя самостоятельная деятельность, к которой принадлежит каждая работа студентов, выполняемая в рамках профессиональной тематики, содействующая их индивидуальному формированию, расширению и углублению высококвалифицированного познания и развитию профессиональных качеств.
В процессе работы вне аудитории мы находим решения на следующие задачи:
1) расширение запаса знаний у студентов высших учебных заведений;
2) поощрение студентов, которые отлично усваивают материал по русскому языку;
3) развитие и совершенствование психологических качеств личности студентов;
4) повышение творческого потенциала обучающихся.
К внеаудиторной работе можно отнести вечер русского языка, различные олимпиады, деловые игры, постоянно проводимые со студентами Якутской государственной сельскохозяйственной академии, кружок «Лексика русского языка», на котором студенты повышают свои навыки в области лексики. На первом занятии кружка нами
были обозначены три самых важных составляющих языковой компетентности будущих специалистов:
1) уровень знания русского языка;
2) совершенствование речевых навыков;
3) отношение к русскому языку.
Проблемы организации кружка преподаватель обсуждает вместе с его участниками в самом начале учебного года. Составляется расписание, которое включает в себя определенную программу занятий. Главная задача кружковой деятельности -повышение формирования профессиональной компетентности.
Результаты исследования. Современному специалисту аграрного сектора нужно обладать профессиональными и коммуникативными компетенциями для конкурентоспособности на рынке труда. Грамотному специалисту необходимо развивать в себе определенные качества, такие как:
- умение логически строить речевую и письменную информацию;
- убеждение собеседника при конфликтных ситуациях;
- умение критически размышлять над своими идеями;
- умение творчески подходить к делу;
- умение добиваться поставленной цели.
Развитие упомянутых качеств возможно при обучении русскому языку, если в аграрных высших учебных заведениях изучение языка будет начинаться с первых курсов. В начале изучения материала дисциплины «Русский язык и культура речи» мы даем обучающимся контрольную работу на проверку уровня имеющихся знаний по русскому языку. Результаты проверки (2015/2018 уч. год) демонстрируют, что навыки студентов сформированы на начальном уровне (освоение правил правописания). В свою очередь, мы можем наблюдать, как уменьшается освоение умения правильно формулировать предложения (2015 - 42,7 %; 2016 - 40 %; 2017 - 38,7 %; 2018 - 35 %). Мы привели
в пример некоторые из их высказываний: «моя имя»; «закончил домашнее задание», «менее качественная работа». Таких словосочетаний очень много, они в свою очередь являются факторами того, что необходимо дополнительное изучение русского языка и культуры речи. Различные исследования состояния речевой подготовки первокурсников говорят о присутствии противоречия между необходимостью внедрения новых методов в изучении русского языка и культуры речи.
Для реализации спроектированной модели обучения необходима педагогическая технология, которая состоит из совокупности взаимосвязанных методов, средств, приемов для создания целенаправленного действия на развитие профессиональной компетентности студентов с высоким уровнем коммуникативной компетенции.
Анализ современных технологий в обучении показал, что наиболее эффективной технологией является модульно-рейтинго-вая технология. Данная технология обладает комплексом специальных признаков инновационных и дидактических требований, предъявляемых к коммуникативной подготовке студентов неязыкового вуза.
Концепция модульно-рейтинговой технологии нами рассматривается как модель обучения, которая обеспечивает индивидуализацию учебного плана, балльно-рей-тинговой системы оценивания знаний студентов и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов с целью оптимизации процесса обучения и повышения качества образования.
Для того чтобы расширить навыки
в области лингвистики у студентов высших учебных заведений, мы разработали рабочую программу дисциплины (РПД) по дисциплине «Русский язык и культура речи». Структура РПД составлена с учетом системно-деятельного подхода, который формирует комплекс знаний, умений и навыков. Это позволяет в короткие сроки организовывать проблемную и творческую деятельность студентов-первокурсников. Она включает в себя три раздела:
- знание;
- умение;
- навыки.
В рамках данной РПД были выделены главные виды практических работ: формирование обобщающих таблиц, методик, алгоритмов; формирование терминологического словаря; выписка из справочников. Как показывает наш опыт, созданная нами технология преподавания русскому языку обладает отличной эффективностью. Применяемые нами технологические процессы преподавания содействуют:
- адаптации студентов к новой сфере образования;
- формированию языковой грамотности у студентов и развитию их познавательной деятельности;
- повышению качества самостоятельной работы.
Материалы, которые мы разработали, демонстрируют содержание изучаемой нами науки, также способствуют овладению обучающимися материала в контексте приобретаемой профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Байденко В. В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компе-тентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
3. Брякова И. Е. Формирование креативных качеств личности в процессе открытого об-
разования // Человек и образование. - 2009. -№ 1. - С. 41-46.
4. Данилова А. С., Здрестова-Захаренко-ва С. В., Федорова О. М. Основы профессиональной компетенции: учеб. пособие. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. - 136 с.
5. Ершова Н. А., Ростовцева Е. В., Сергеева Н. В. Профессиональные компетенции -
основа модернизации образования: монография. - М.: Институт МИРБИС, 2012. - 270 с.
6. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психологического исследования. - М.: Педагогика, 2001. - 208 с.
7. Магомедова Т. И. Русскоязычная профессиональная коммуникативная компетенция студентов юридического профиля: модель и технология формирования в условиях полия-зычия. - Махачкала: Планета-Д, 2009. - 232 с.
8. Нестерева С. А. Формирование меж-
культурной коммуникативно-профессиональной компетенции студента в образовательном процессе: монография. - Челябинск: ЧГАА, 2011. - 154 с.
9. Сидоров А. А. Моделирование профессиональных компетенций студентов вузов. -Иваново: Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина, 2015. - 112 с.
10. HallS., Evans J. Visual Culture: the Reader. -London: SAGE Publications, 1999. - 478 с.
Поступила в редакцию 16.04.2018
Lotova Nadezhda Konstantinovna
Cand. Sci. (Pedagog.), Assoc. Prof. of the Department for Economic, Legal and Humanitarian Education, Yakut State Agricultural Academy, [email protected], ORCID 0000-0001-6842-3868, Yakutsk
Prudeckaya Nadezhda Egorovna
Senior Lecturer of the Department for Economic, Legal and Humanitarian Education, Yakut State Agricultural Academy, [email protected], ORCID 0000-0002-0589-0589, Yakutsk
DEVELOPMENT OF SPEECH CULTURE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF THE UNLESS SCHOOL
Abstract. In our time, a small degree of speech culture is considered a condition that negatively affects the competitiveness of professionals in the agricultural field. The purpose of our study is to update the General state of language training of first-year students of agricultural higher education and to establish the requirements for the formation of language and speech literacy, where the components of the technologies used will be revised.
The methodological basis was the study of problems of formation of speech culture (Lo-monosov, A. M. peshkovsky, F. I. Buslaev, A. A. Shakhmatov, L. V. Shcherba, V. V. Vinogradov, G. O. Vinokur, M. V. Panov, V. G. Kostomarov, B. N. Golovin, Yu. d. Apresyan, etc.). Of particular importance in our work were works on professional training of students of higher educational institutions (S. ya. Batyshev, A. p. Belyaeva, N. B.Kuzmina, A. K. Markov, etc.).
Main achievements: the Analysis of modern educational technologies showed that the most effective is the module-rating technology, which has a set of special features of innovative and didactic requirements for communicative training of students of non-linguistic University.
Conclusions: the concept of module-rating technology As a model of learning, which provides individualization of the curriculum, score-rating system of evaluation of students ' knowledge and ways of their assimilation depending on the abilities and interests of students in order to optimize the learning process and improve the quality of education.
Keywords: adaptation, competitiveness, competence, professionalism, knowledge.
References
1. Bidenko, V. V., 2004. Competencies in vocational education (To master the competence approach). Higher education in Russia, 11, pp. 3-13. (In Russ.)
2. Bogoyavlenskaya, D. B., 2002. Psycholo-
gy of creative abilities. Moscow: Academy Publ., 320 p. (In Russ.)
3. Bryakova, I. E., 2009. Formation of creative qualities of a person in the process of open education. Man and education, 1, pp. 41-46. (In Russ.)
4. Danilova, A. S., Zdrestova-zakharenkova, S. V., Fedorova, O. M., 2016. Fundamentals of professional competence: studies. manual. Krasnoyarsk, 136 p. (In Russ.)
5. Ershova, N. A., Rostovtseva, E. V., Sergeeva, N. V., 2012. Professional competencies are the basis for modernization of education: monograph. Moscow, 270 p. (In Russ.)
6. Zagvyazinsky, V. I., Atakhanov, R. A., 2001. Methodology and methods of psychological research. Moscow: Pedagogika Publ., 208 p. (In Russ.)
7. Magomedova, T. I., 2009. Russian-Speaking professional communicative competence of
students of legal profile: model and technology of formation in the conditions of polylinguism. Makhachkala: Planet D Publ., 232 p. (In Russ.)
8. Nestereva, S. A., 2011. The formation of the intercultural communicative and professional competence of the student in educational process: monograph. Chelyabinsk: CHGAA Publ., 154 p. (In Russ.)
9. Sidorov, A. A., 2015. Modeling of professional competencies of university students. Ivanovo: Ivanovo State Power University named after V. I. Lenin Publ., 112 p. (In Russ.)
10. Hall S., Evans J., 1999. Visual Culture: the Reader. SAGE Publications Publ., 478 p.
Submitted 16.04.2018