МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070 Среди внутренних источников угроз психологической безопасности наиболее часто встречающимися являются следующие:
- сформировавшиеся привычки негативного поведения, в результате чего ребенок сознательно отвергается сверстниками и подсознательно взрослыми;
- заниженная самооценка. Значительное место среди воспитательных задач, стоящих перед педагогом, должно отводится формированию адекватной самооценки воспитанников;
- различные патологии физического развития.
Признаками стрессового состояния ребенка, свидетельствующими о нарушении психологической безопасности, могут быть трудности засыпания, беспокойный сон, беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессия, рассеянность, невнимательность, боязнь общения, стремление к уединению, повышенная тревожность и другие проявления. Проявление тревожных симптомов должно стать сигналом для воспитывающих взрослых к более внимательному отношению к воспитаннику, анализу причин такого состояния и планированию индивидуального сопровождения его развития.
Таким образом, сегодня забота о психологической безопасности детей становится обязательным целевым ориентиром в работе каждой дошкольной образовательной организации, показателем достижения современного качества образования. Здоровье ребенка, в том числе психологическое, - одно из тех немногих требований, которое представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников, общества, государства. Это значит, что современный детский сад должен стать не только организацией, где воспитанникам дается определенный набор знаний, умений и навыков, но и пространством полноценного развития, становления успешных, уверенных в себе, здоровых детей. Достижение этих задач возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата. Другими словами, детский сад должен быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению феномена психологической безопасности образовательной среды, разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность, а также проектируются условия ее обеспечения. Список использованной литературы:
1. Безопасность образовательной среды дошкольного учреждения: учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. С.О. Филипповой, А.Е. Митина, Т.И. Рогачевой. - СПб. : Свое издательство, 2014. - 293 с.
2. Непрокина, И. В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг : учеб. Пособие [Текст] / И. В. Непрокина, О. П. Болотникова, А. А. Ошкина. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 91 с.
3. Пимонова, С.В. Развитие творческого потенциала студентов в условиях безопасной образовательной среды [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / С.В. Пимонова. - Ставрополь, 2006. - 163 с.
4. Садретдинова, А.И. Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников [Текст] / А.И. Садретдинова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - № 3. - С. 407-411.
5. Шакина, Н. В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды первой младшей группы детского сада [Текст] / Н. В. Шакина, И. А. Степанова // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 2. - С. 47-54.
© Степанова И.А., Непрокина И.В., 2016
УДК 372.46
И.И.Сунагатуллина
К.п.н, доцент
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, РФ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация
Целью статьи является привлечь внимание учителей начальных классов к нарушениям устной и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
письменной речи у младших школьников, раскрыть влияние этих нарушений на успеваемость, в первую очередь по родному языку, и организовать их устранение.
Ключевые слова
Речевая деятельность, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, работа учителя,
массовая школа, младший школьник.
В условиях осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы при решении задачи повышения качества образования и воспитания немаловажное значение имеет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.
Как показали различные исследования, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Эти обобщения создаются у ребенка с нормальным речевым развитием задолго до обучения в школе.
Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с общим недоразвитием речи, которое проявляется в нарушениях не только произносительной, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только по причине своего аномального речевого развития.
В нашей стране имеется развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают условия, необходимые для обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Здесь обучение проводится по специальным программам и методикам.
Однако не все учащиеся с нарушениями речи нуждаются в пребывании в специальных школах. Значительное количество школьников с отклонениями в речевом развитии, у которых они выражены нерезко, могут обучаться в массовых школах, но при условии, что им будет оказана коррекционная помощь.
Специально подготовленные и опытные учителя начальных классов своевременно выявляют учеников с недостатками речи, упорно ведут работу над преодолением имеющихся у них нарушений устной и письменной речи и достигают хорошей успеваемости. Однако подобных примеров можно привести немного.
Чаще недостатки речи у учащихся учителями не связываются с их успеваемостью по письму и чтению. Неуспеваемость или слабая успеваемость по родному языку в большинстве случаев объясняются либо невниманием учеников, их рассеянностью, либо недобросовестным отношением к учебной работе. В связи с этим учащиеся с недостатками речи не всегда получают необходимую помощь, что нередко приводит к стойкой неуспеваемости.
Нередко наблюдаются и такие случаи, когда учителя, стремясь помочь учащимся исправить их речевой недостаток, используют те же приемы обучения, что и при работе с нормально говорящими учащимися. Однако особенности нарушения речи у детей обусловливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обучения [2].
Выявив самостоятельно (или с помощью логопеда) недостатки речи у детей, учитель в процессе прохождения программного материала, индивидуализируя методы и приемы их обучения, может весьма эффективно, осуществлять коррекцию имеющихся у них нарушений [1].
В связи с актуальностью данной проблемы (Г. И. Жаренкова, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова) нами была разработано методическое пособие в помощь учителям начальных классов по преодолению нерезко выраженного общего недоразвития речи на коррекционных занятиях в условиях общеобразовательной школы.
В пособии «Научите ребёнка говорить правильно!» приводятся примеры приёмов выявления речевых нарушений; даются рекомендации по работе учителя по формированию правильного произношения, по устранению фонематического недоразвития речи, по преодолению нерезко выраженного общего
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
недоразвития речи, по нормализации чтения [3].
Главная цель - привлечь внимание учителей начальных классов к нарушениям устной и письменной речи у младших школьников, раскрыть влияние этих нарушений на успеваемость, в первую очередь по родному языку, и организовать их устранение.
Эта цель может быть реализована с помощью решения конкретных задач.
1.Развить у учителей начальных классов мотивационную готовность к работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
2.Сформировать у учителей волевую готовность и решимость к работе с детьми с речевыми нарушениями.
З.Обогатить теоретическую осведомлённость учителей начальных классов об особенностях речевых нарушений детей.
4.Познакомить учителей с приёмами формирования практических навыков работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Для того, чтобы работа учителя по развитию речевой деятельности младших школьников с нарушениями речи была эффективной, целесообразно:
1. Изучить особенности нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Познакомиться с педагогическим подходом к анализу нарушений речи у детей. Согласно этому подходу основанием для выделения той или иной формы нарушения речи служит единство методов их преодоления, определяемое общностью структуры дефекта.
В соответствии с педагогическим подходом речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств (фонетики, лексики и грамматики), можно условно разделить на три большие группы - фонетические нарушения речи, фонематические нарушения, общее недоразвитие речи.
Среди учащихся массовых школ можно наблюдать детей, у которых общее недоразвитие речи менее выражено. Оно характеризуется тем, что обиходная речь детей более или менее развита и не обнаруживает грубых отклонений в словарном запасе, грамматическом построении фраз и фонетическом их оформлении. Ребенок, находящийся на данном уровне речевого развития, может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ по картинке, фрагментарно пересказать прочитанное, рассказать о волнующих его событиях, то есть, построить высказывание в пределах близкой ему темы.
Однако в ситуации обусловленной речи - при выполнении специальных заданий, требовании развернутых ответов по определенной учебной теме и с использованием определенной формы высказываний - у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств.
Именно, дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи представляют для нас интерес и могут корректироваться учителями начальных классов в условиях общеобразовательной школы по разработанной нами программе.
2. Познакомиться с приёмами выявления речевых нарушений, которые помогут учителям начальных классов своевременно выявить речевые недостатки детей, и определить, в какой помощи нуждаются учащиеся, где и как оказать им эту помощь наиболее эффективно.
В помощь учителям начальных классов нами определено, какие недостатки следует выявлять и описаны приёмы выявления речевых нарушений у младших школьников.
Прежде всего, необходимо выяснить, в чем выражаются недостатки произношения, ребёнка и проверить, как он произносит звуки речи отдельно и в словах. Далее следует изучить как ребёнок различает звуки, обследовать его словарный запас и грамматический строй речи. Важно проанализировать чтение и письмо младшего школьника [4].
Результаты обследования речи каждого ученика целесообразно фиксировать в специальной схеме, приведённой в созданной нами программе.
3. Изучить особенности работы учителей по формированию правильного произношения у младших школьников с нарушениями речи.
У учащихся младшего школьного возраста наблюдается неправильное произношение и различение свистящих, шипящих и сонорных (р и л) звуков. Поэтому мы рассматриваем в программе некоторые приемы
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
работы по устранению недостатков произношения именно этих звуков.
4. Изучить особенности работы учителя по устранению фонематического недоразвития. Система преодоления фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных
направления работы:
1) коррекцию произношения, то есть, постановку и уточнение артикуляции, различение на слух тех звуков, буквы, которых детьми на письме;
2) последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова.
5. Изучить особенности работы учителя по преодолению нерезко выраженного общего недоразвития речи.
Организация коррекции речи предполагает придерживаться следующей последовательности: 1) нормализация звуковой стороны речи;
2) восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка;
3) восполнение пробелов в формировании связной речи.
6. Познакомить с приёмами работы учителя по нормализации чтения. Изучить особенности нарушения чтения, выражающиеся:
- в неспособности осуществлять звуковой анализ и синтез слов при чтении;
- в специфических заменах букв и общим искажении структуры слова;
- в недостаточном темпе чтения и уровне понимания читаемого. Список использованной литературы:
1. Попкова Е.А. Ранняя комплексная диагностика уровня развития ребенка как основа превентивной логопедии в сборнике: исследование различных направлений развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович . 2015. С. 217-219.
2. Сунагатуллина И.И. Особенности речевой деятельности младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Начальная школа. 2009. № 2. С. 78-81.
3. Сунагатуллина И.И. Научите ребёнка говорить правильно: методическое пособие / И. И. Сунагатуллина. - Магнитогорск : МаГУ, 2005. - 62 с.
4. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е . -- М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
© Сунагатуллина И.И., 2016
УДК 378.016: [514+76]
Е.М. Тишина,
Ст. преподаватель НГиГ, ПГУАС г.Пенза, Российская Федерация
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация
Проведен анализ сложившийся ситуации в изучении и овладении графической грамотности в высших учебных заведениях. Выявлены причины снижающие эффективность усвоения учебного курса. Предложена логическая структура курса инженерная графика, основанная на построении дерева целей. В основе которого лежат фундаментальные принципы дидактики. Дан краткий обзор предложенной методики обучения.