Муртузалиева Таира
Велимагомедовна
Формирование зон опережающего
экономического развития - как
приоритетное направление
к.э.н., доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва [email protected]
деятельности по модернизации
региональной политики
(на примере Республики Дагестан)
Аннотация: статья посвящена вопросам формирования зон опережающего экономического развития Республики Дагестан, с целью определения самых эффективных территорий региона с наибольшим потенциалом саморазвития, а также выявлены проблемы, затрудняющие развитие исследуемого региона.
Ключевые слова: зоны экономического развития, региональная политика, пространственное развитие региона, региональные конкурентные преимущества, социально-экономическое развитие территорий
Murtuzalieva T.V. The formation of zones of advanced economic development as priority areas for modernization of the regional policy (for example, the Republic of Dagestan)
The article is sanctified to the questions of forming of zones of passing ahead economic development of Republic of Daghestan are examined in the article, with the purpose of determination of the most effective territories of region with most potential of development, and also problems are educed, hampering development of the investigated region.
Key words: zones of economic development, regional politics, spatial development of region, regional competitive edges, socio-economic development of territories
Республика Дагестан - субъект Российской Федерации и потому стратегическое планирование, как и его развитие, должны осуществляться исходя из российских региональных процессов и российской региональной политики. Такая постановка вопроса тем более актуальна для нынешнего этапа, когда разрабатывается новая региональная политика, направленная на максимально полное использование региональных конкурентных преимуществ через формирование зон опережающего экономического развития.
Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым и финансовым зонам развития, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала. Формирование зон опережающего экономического развития в Республике Дагестан предусматривается в рамках Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и разработанного проекта «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года». Необходимость формирования таких зон обусловлена неравномерным экономическим состоянием и перспективами развития отдельных территорий республики.
Анализ современного состояния, тенденций и перспектив пространственного развития Республики Дагестан выявил наличие проблем, затрудняющих развитие региона в целом:
1. значительная дифференциация уровня социально-экономического развития территорий республики;
2. чрезмерная концентрация экономического потенциала в отдельных муниципальных образованиях;
3. экономическая неинтегрированность муниципальных районов;
4. наличие проблемных муниципальных районов;
5. недостатки территориальной организации расселения;
6. хаотичное зонирование территории;
7. дробность административно-территориального устройства;
8. локализация центров территориальных органов государственного управления в крупных административных центрах муниципальных районов.
Гористость и расчлененность значительной части республики, пустынность северных районов обуславливают отдаленность и труднодоступность значительной части территории республики, повышающие транспортные издержки, вызывающие сложности хозяйственного освоения и инфраструктурного обустройства данных территорий.
Выходом из создавшейся ситуации является новое пространственное зонирование Республики Дагестан. С учетом физико- и экономико-географических условий выделены 5 крупных территориальных зон; 12 экономических зон; 51 административная единица (10 городских округов и 41 административный муниципальный район) (Табл.1)1.
Территориальные зоны выделены с учетом природно-климатических и рельефных характеристик, в результате анализа основных потенциальных направлений развития:
«Махачкала» - зона, которая является, в первую очередь, административно-деловым, культурным и торгово-транспортно-логистическим центром республики.
«Северный Дагестан» - зона, где развивается агропромышленный комплекс, с упором на овцеводство, переработку продукции растительного происхождения; возможно развитие энергетической отрасли.
«Центральный Дагестан» - зона, конкурентные преимущества которой могут быть реализованы через потенциальное развитие промышленного комплекса, заготовительных и общетехнологических предприятий; развитие делового туризма; размещение торгово-транспортно-логистических центров.
«Прибрежный Дагестан» - потенциальная зона для развития морского, пляжного, лечебно-оздоровительного и других видов туризма; виноградарства, виноделия, плодоовощеводства с переработкой; научно-образовательного комплекса; создания торгово-транспортно-логистических центров; комплексного решения задач по защите геополитических интересов Российской Федерации.
«Горный Дагестан» - потенциальная среда для создания туристского комплекса с высоким уровнем менеджмента и сервиса: развитие исторического, спортивного, делового, экологического и других видов туризма, альпинизма; развития эффективного агропромышленного комплекса в сфере мясо-молочного животноводства, пчеловодства, растениеводства; развития промышленности и строительной индустрии, художественных промыслов, переработки сельскохозяйственного сырья и выпуска экологически чистой продукции.
Экономические зоны сформированы с учетом социально-экономических, транспортных, этнических и иных факторов, с выделением узлов для размещения ключевых объектов социально-экономического развития 3-х уровней: 1-го (федеральный), 2-го (республиканский), 3-го (муниципальный), что позволяет каждому муниципальному образованию, находящемуся на территории экономической зоны, пользоваться своими конкурентными преимуществами комплексно и иметь достаточные ресурсы для обеспечения достойной жизни населения, развития и повышения конкурентоспособности экономики, сглаживания дифференциации в уровнях развития муниципальных образований, улучшения инвестиционного климата в республике.
Территориальная зона «Горный Дагестан» занимает 43,3% территории республики; «Северный Дагестан» - 24,0%; «Прибрежный Дагестан» - 7,4%; «Центральный Дагестан» - 24,4% и «Махачкала» - 1,0%.
В территориальной зоне «Центральный Дагестан» проживает 28,8% населения, «Горный Дагестан» - 28,1%, «Махачкала» - 23,5% и «Прибрежный Дагестан» - 17,3%. «Северный Дагестан» - лишь 2,4%, занимая почти четвертую часть территории республики.
Основные трудовые ресурсы сконцентрированы в территориальных зонах «Центральный Дагестан», «Горный Дагестан» и «Махачкала» (28,5%, 26,4% и 25,1% трудоспособного населения республики соответственно).
Наибольшая экономическая активность наблюдается в территориальной зоне «Махачкала» - на нее приходится 63,61% объема производства товаров, оказания работ и услуг; «Прибрежный Дагестан» - 11,98%; «Центральный Дагестан» - 11,24%; в остальных территориальных зонах уровень эко-
Аналитика Министерства экономики Республики Дагестан и ЛУ
номической активности ниже - доля «Горного Дагестана» составляет 9,78%, а «Северного Дагестана» - всего 3,39%.2
Таблица 1.
Территориальное и экономическое зонирование, потенциальные узлы для размещения объектов социально-экономического развития РД
Территориальные зоны Экономические зоны Муниципальные образования, входящие в экономические зоны Потенциальные узлы для размещения ключевых объектов социально-экономического развития
Кол-во Месторасположение
«Махачкала» Махачкалинская г. Махачкала, г. Каспийск 1 г. Махачкала
«Северный Дагестан» Ногайская г. Южно-Сухокумск, Ногайский, Тарумовский районы 1 с. Терекли-Мектеб
«Центральный Дагестан» Кизлярская г. Кизляр, Кизлярский, Ба-баюртовский районы 1 г. Кизляр
Хасавюртовская г. Хасавюрт, Хасавюртовский, Казбековский, Новолакский районы 1 г. Хасавюрт
Буйнакская г. Буйнакск, г. Кизилюрт, Буйнакский, Кизилюртовский, Кумторкалинский районы 1 г. Буйнакск
«Прибрежный Дагестан» Избербашская г. Избербаш, Карабудахкент-ский, Каякентский районы 1 г. Избербаш
Дербентская прибрежная г. Дербент, г. Дагестанские огни, Дербентский, Магарам-кентский районы 1 на территории Дербентского и Магарамкентского районов
«Горный Дагестан» Дербентская горная Табасаранский, Сулейман-Стальский, Курахский, Хив-ский, Агульский районы
Унцукульская Унцукульский, Гумбетовский, Ботлихский, Ахвахский, Цума-динский, Гергебильский, Хун-захский, Шамильский, Тляратинский, Цунтинский районы, Бежтинский участок 4 с. Унцукуль, с. Хунзах, с. Ботлих, с.Тлярата
Кайтагская Кайтагский, Дахадаевский районы
Левашинская Левашинский, Гунибский, Акушинский, Чародинский, Лакский, Кулинский, Сергока-линский районы 2 с. Леваши, с. Кумух
Ахтынский Ахтынский, Докузпаринский, Рутульский районы 1 с. Ахты
Источник: Аналитика Министерства экономики Республики Дагестан и AV
Анализ суммарных бюджетов территориальных зон показывает, что наименьший уровень дота-ционности бюджетов наблюдается в территориальной зоне «Махачкала» (совокупная доля безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджетов - 63,4%), наибольший - в «Горном Дагестане» (совокупная доля безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджетов - 93,9%). При этом бюджеты всех муниципальных районов и городских округов отличаются высокой дотационностью -за исключением г. Дербента, доля безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета которого составляет всего 32,1%. Кроме г. Махачкалы (доля безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета - 61,1%), во всех остальных муниципальных районах и городских округах республики в
2 http://www.govemment-rd.ru/gov/aktualnie_temi/tag/investicii_i_innovacii_razvitie_i_perspektivi
структуре бюджетов доля безвозмездных поступлений превышает 75% (причем, в подавляющем большинстве муниципальных районов это значение превышает уровень 90%).
В своей политике пространственного развития Республика Дагестан должна ориентироваться на максимизацию конкурентных преимуществ своих территорий, координацию своих региональных стратегий со стратегиями бизнеса, а также стимулировать конкуренцию территорий за частные инвестиции и бюджетные ресурсы для повышения эффективности пространственного развития. В связи с этим на первый план выходит стимулирование самых перспективных территорий с наибольшим потенциалом саморазвития. Только концентрация ресурсов на территориях, обладающих значительными конкурентными преимуществами, способна переломить негативный тренд развития и с помощью лидеров постепенно «вытягивать» остальные территории.
Формирование зон опережающего экономического развития дает возможность определения будущих «точек роста» и эффективного расположения производства на данной территории с целью определения ее инвестиционной привлекательности.
Новая пространственная организация региона позволит обеспечить интеграцию республики на российский и международный рынок, ускорит социально-экономическое развитие республики за счет правильного распределения производительных сил по территории, откроет доступ территорий к источникам социально-экономического роста, сократит дифференциацию в социально-экономическом состоянии территориальных зон и повысит качество жизни населения Республики Дагестан.
Литература:
1. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года;
2. http://www.government-rd.ru/gov/aktualnie 1ет1Аае/туе$1:1си I тпоуаси гаиуШе I регере^м
3. http://www.minec-rd.ru