УДК 371.12
Развитие психолого-педагогической культуры
учителей начальных классов в образовательном пространстве
муниципальной методической службы
М. А. Эжаева
Development of psychological and pedagogical culture of primary school teachers in the educational space of municipal and methodical service
M. A. Ezhayeva
Аннотация. Исходя из анализа современных тенденций в области общего образования, определены затруднения учителей начальных классов в направлении использования психолого-педагогических знаний и умений в различных условиях педагогической деятельности. Сформулирована задача по развитию у учителей начальных классов психолого-педагогической культуры. Показана ее взаимосвязь с требованиями профессионального стандарта педагога. Предложено определение понятия «развитие психолого-педагогической культуры учителей начальных классов», осуществлен анализ его существенных признаков. Определены сложившиеся научные представления о путях и способах развития психолого-педагогической культуры учителей общеобразовательных организаций.
Определено современное толкование муниципальной методической службы, ее место и роль в осуществлении муниципальным органом управления образованием государственной образовательной политики. Доказана возможность успешного развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной методической службы. Приведены данные экспериментального исследования, проведенного на базе муниципальных методических служб Урус-Мартановского и Ачхой-Мартановского районов Чеченской Республики. Экспериментально подтверждена возможность успешного развития психолого-
педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной методической службы при условии научно обоснованной и правильной организации ее деятельности.
Abstract. According to the analysis of modern trends in general education, the difficulties of primary school teachers in the sphere of using psychological and pedagogical knowledge and skills in different conditions of pedagogical activity are determined. The task for the development of the initial classes of psychological and pedagogical culture among teachers is formulated. The interrelation of this task with the requirements of the professional standard of the teacher is shown. The definition of the concept "development of psychological and pedagogical culture of primary school teachers "is proposed, and its essential features are analyzed. Formed scientific ideas about the ways of development of psychological and pedagogical culture of teachers of general education organizations are determined. The modern interpretation of the municipal methodical service, its place and role in the implementation of the state educational policy by the municipal educational authority is determined. The possibility of successful development of psychological and pedagogical culture of primary school teachers in the educational space of the municipal and methodical service is proved. The data of an experimental study conducted on the basis of municipal and methodological services of the Urus-Martan and Achkhoy-Martan districts of the Chechen Republic are given. The possibility of successful development of the psychological and pedagogical culture of primary school teachers in the ed-
ucational space of the municipal and methodical service is confirmed experimentally, provided that the scientific and substantiated organization of its activities is scientifically based.
Ключевые слова: учитель начальных классов, психолого-педагогическая культура учителей начальных классов, развитие психолого-педагогической культуры, муниципальная методическая служа, образовательное пространство муниципальной методической службы.
Keywords: primary school teacher, psychological and pedagogical culture of primary school teachers, development of psychological and pedagogical culture, municipal and methodological service, educational space of municipal and methodical service.
Начиная с 2011 года, начальная школа осуществляет активное внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основу его построения, как известно, положена системно-деятельностная методология, которая получила поддержку при определении трудовых функций и трудовых действий учителей в составе профессионального стандарта педагога. Трудовые функция и трудовые действия устанавливают характер и контексты знаний и умений учителей начальных классов с учетом ведущего вида деятельности младших школьников и социально обусловленного пространства их жизнедеятельности.
Соответствие учителя начальных классов требованиям профессионального стандарта проявляется в осознании ими психологических законов развития личности младших школьников, понимании закономерностей и основных правил организации педагогического процесса, уверенной ориентации в системе психолого-педагогических знаний и методически правильном их применении в различных условиях многопредметной среды начальной школы. По существу, речь идет о необходимости соответствия учителей начальных классов критериям психолого-педагогической культуры учителей начальных классов.
Вместе с тем, как показывают результаты проведенного нами эмпирического исследования, в которое было вовлечено более трехсот учителей начальных классов Чеченской Республики, уровень сформированности у них
психолого-педагогической культуры является недостаточным для качественного и результативного осуществления определенных в профессиональном стандарте трудовых функций и трудовых действий. Например, только 18,8% опрошенных учителей ставят психолого-педагогические знания на ведущие позиции в обеспечении качества начального общего образования. Абсолютное большинство учителей (41,1%) считает, что в системе факторов, оказывающих прямое влияние на качество образования, ведущую роль играют предметные знания.
Значительная часть респондентов демонстрируют поверхностные психолого-педагогические знания (31,2%). Данные учителя не могут привести примеры закономерностей и принципов организации педагогического процесса, затрудняются в определении психолого-педагогических условий применения тех или иных технологий в работе с младшими школьниками.
Отмечается наличие практики, при которой учителя склонны к использованию готовых педагогических и методических решений. Например, нами была установлена группа учителей начальных классов (24,8%), которые в целом положительно относятся к психолого-педагогическим знаниям, в том числе научным, и подчеркивают их важное и преобразующее значение в педагогической работе. Но при этом более подходящим для них является случай, при котором научные психолого-педагогические знания оформлены в готовых решениях.
Учитывая тот факт, что учителя демонстрируют недостаточный уровень владения психолого-педагогическими знаниями и умениями, но при этом показывают уважительное отношение к своей профессии, устойчивое желание и интерес ею заниматься, мы ставим задачу по развитию у учителей начальных классов психолого-педагогической культуры.
В данной статье под развитием психолого-педагогической культуры учителей начальных классов понимается своеобразный способ наращивания конкурентных преимуществ в осуществлении трудовых функций, проявляющийся в расширении возможностей и приобретении новых профессионально важных свойств, которые относятся к профессиональному самосознанию, психолого-педагогическим знаниям, умениям применять их в единстве в различных
условиях школьной практики, а также становлению и совершенствованию индивидуального стиля деятельности.
В данном определении, которое является авторским, специально выделим контекст «расширение возможностей». Мы исходим из того, что именно развитие психолого-педагогической культуры может повлиять на расширении возможностей учителей начальных классов в успешном выполнении трудовых функций и трудовых действий. С одной стороны, такие расширяющиеся возможности воплощают собой стремление учителей к совершенству в осуществлении своей деятельности. С другой стороны, они являются важным основанием для материализации их намерений в совершенствовании окружающей объективной реальности. Также подчеркнем, что о сформированности у учителей начальных классов психолого-педагогической культуры следует судить по четырем критериям: профессиональное самосознание, психолого-педагогические знания, педагогические умения, индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Следует указать на то, что вопрос о развитии психолого-педагогической культуры педагогических кадров в научной литературе неоднократно поднимался. Например, В. Б. Белянина ведущим механизмов формирования у будущих учителей психолого-педагогической культуры считает обогащение культурными смыслами содержания учебных программ дисциплин психолого-педагогического сегмента [1]. Ценного используемого автором подхода состоит в том, что здесь у будущих учителей стирается устойчивый стереотип о высокой степени обобщенности психолого-педагогических знаний и малой полезности психолого-педагогических дисциплин для реальной практической педагогической деятельности. Автор указанного исследования нацелена на формирование у будущих учителей интереса и желания изучать дисциплины психолого-педагогического плана.
М. С. Ляшенко считает, что эффективными средствами формирования психолого-педагогической культуры могут быть положения и принципы витагенного образования, которые следует использовать в обучении будущих учителей [2]. С этой целью она разрабатывает и апробирует специальную витагенную технологию. В ее основе находится особая содержа-
тельная линия, которая, будучи в высокой степени социально значимой, опирается на предшествующий опыт, обладает значимыми ценностными смыслами и поддерживает намерения будущих учителей к проектированию перспектив своей профессиональной деятельности.
В развитии психолого-педагогической культуры учителей школ Л. А. Машина дает высокую оценку технологиям, которые опираются на техники психосинтеза и анализа ранних воспоминаний. Такие техники, как отмечает автор, предполагают применение психотехнических игр, тренингов и диалоговых форм работы. Кроме того, автор указывает на необходимость всестороннего и глубокого психолого-педагогического просвещения учителя, так как это способствует развитию его профессионального самосознания. Развитие последнего определяется способностью учителя аккумулировать информацию о своей деятельности и поведении, взаимодействии с различными участниками образования в школе, а также затруднениях в педагогической и методической работе [3].
В. С. Калита считает, что для развития способности учителя эффективно использовать психолого-педагогические знания в профессиональной деятельности могут быть использованы ресурсы методической работы в школе. В различных формах методической работы у учителей появляется возможность осознать необходимость в повышении психолого-педагогической компетентности, а также в преобразовании собственного профессионального опыта. Более того, эффективность методической работы в развитии психолого-педагогической компетентности учителя, по мнению автора указанного исследования, заметно возрастает, если в этой деятельности принимает участие педагог-психолог школы [4].
Для формирования психолого-педагогической компетентности педагога важным инструментом, по мнению С. Б. Серяковой, может выступать актуализация его способностей, профессионального опыта, психолого-педагогических знаний и умений их использовать в профессиональной деятельности [4]. Автор предлагает особую технологию формирования психолого-педагогической компетентности, которая опирается на единство мотивационных, когнитивных, операциональных и эмоциональных начал личности педагога.
Анализ научных исследований показывает, что для развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов могут быть привлечены самые разные способы и инструменты. Они с разной степенью успешности могут повлиять на совершенствование профессионального самосознания, психолого-педагогических знаний, педагогических умений и индивидуальный стиль деятельности. Но при любом способе и при использовании любого инструмента большое значение имеет, по словам Т. А. Рыбкиной, умение обучаться «как на собственном опыте, так и на опыте своих коллег» [6]. Таким требованиям, как несложно предположить, отвечает муниципальная методическая служба. Поэтому дальнейшее повествование в статье будет связано с обоснованием возможности развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной методической службы.
При определении понятия «муниципальная методическая служба» мы опирались на подход Т. А. Рыбкиной, которая связывает данный методический ресурс с социальным институтом, в функции которого непременно входит обеспечение поставленных государством стратегических задач образования. В их числе Т. А. Рыбкина выделяет совершенствование педагогического потенциала всей муниципальной образовательной системы, широкое внедрение в педагогическую практику инноваций и новых разработок, развитие исследовательской и экспериментальной активности педагогических работников общеобразовательных учреждений [6, с. 51-52].
Сильной позицией в подходе Т.А. Рыбкиной является замечание, относящееся к возможным формам существования муниципальной методической службы. Она считает, что последняя может быть организована в качестве структурного подразделения соответствующего муниципального органа управления образованием. Кроме того, муниципальная методическая служба может функционировать и в форме самостоятельного юридического лица [6, с. 51]. И в том, и в другом случае, направленность осуществляемых задач непременно должна быть связана с решением муниципальным органом управления образования задач в области образовательной политики.
Мы считаем, что обе формы существования муниципальной методической службы являются целесообразными и взаимодополняющими. Отметим, что в Чеченской Республике, как и в других субъектах Российской Федерации, успешно функционируют муниципальные методические службы, организованные как в форме структурного подразделения муниципального органа управления, так и в форме самостоятельного юридического лица. Исходя из предложенного Т. А. Рыбкиной подхода, муниципальную методическую службу определим в качестве специально созданного муниципальным органом управления образованием социального института, который функционирует в виде структурного подразделения или самостоятельного юридического лица и наделен функциями по качественному методическому сопровождению реально складывающейся в муниципальной образовательной системе педагогической практики, а также ее совершенствованию и развитию.
Использование ресурсов муниципальных методических служб для непрерывного профессионального развития педагогических кадров анализируют Н. Н. Алексеева [7], Л. В. Верзунова [8], А. В. Коптелов [9], Е. В. Посохина [8], В. В. Пу-стовалова [10], Т. А. Рыбкина [6], А. П. Суходим-цева [11].
В этих исследованиях показывается, что за последние несколько лет деятельность муниципальных методических служб заметно изменилась: обновилось ее содержание, повысилась эффективность используемых там форм, технологий, приемов и средств методической работы с педагогическими кадрами [8; 9; 10]; усилилось внимание на использование активных и деятельностных методов обучения взрослых [6; 7; 11].
Специалисты связывает совершенствование деятельности муниципальной методической службы с наметившейся тенденцией к обновлению содержания и технологии аттестации педагогов общеобразовательных организаций [6; 7; 10].
Функции и содержание деятельности методических служб на современном этапе развития образования получили отражение в публикациях В. Г. Решетникова [12], Н. Е. Сорокиной [13], Р. И. Шаяхметовой [14].
Например, Р.И. Шаяхметова особо выделяет поддерживающую функцию в деятельности
муниципальной методической службы. Поскольку органы управления образованием формируют стратегию развития образования и определяют направления ее осуществления, то муниципальные методические службы должны оказать помощь общеобразовательным организациям в решении поставленных задач [14]. В числе мер в рамках реализации поддерживающей функции Р. И. Шаяхметова называет реальную интеллектуальную помощь педагогам, поддержка инновационной деятельности педагогических коллективов и отдельных педагогов, установлению контактов на основе сетевого взаимодействия.
Из числа осуществляемых муниципальной методической службой функций Н. Е. Сорокина специально выделяет содействие общеобразовательной организации в повышении ее престижа. В качестве основного инструмента для этого называется работа с молодыми кадрами и совершенствование профессиональной квалификации и мастерства педагогов [13].
В. Г. Решетников связывает ведущие функции муниципальной методической службы с непременным содействием непрерывному профессиональному развитию учителей общеобразовательных школ. Он, в частности, рассуждает о главной потребности человека - стремлении выйти за рамки освоенного опыта и реализовать свои творческие возможности. В. Г. Решетников отмечает, что у учителя школы такая потребность выражена наиболее отчетливо. По его убеждению, именно в рамках муниципальной методической службы такая потребность учителя может быть успешно реализована [12].
Анализ научных исследований позволяет говорить о том, что муниципальная методическая служба в современной ее интерпретации обладает ключевыми ресурсами для того, чтобы реализовать намерения учителей начальных классов в освоении лучших и эффективных практик педагогической деятельности. Она готова выступить средством для развития у учителей творческого и рефлексивного мышления, профессиональной субъектной позиции, способности принимать взвешенные и методически обоснованные решения.
По существу, у муниципальной методической службы есть условия для того, чтобы положительно влиять на развитие психолого-педагогической культуры учителей начальных
классов. Подтверждается это тем, что в образовательном пространстве муниципальной методической службы:
- активно используются меры и способы методической поддержки, которые имеют научно обоснованный и адресный характер, реализуются непрерывно и в течение длительного времени, при этом не порождая иждивенческих настроений среди учителей;
- есть ресурсы для оказания мобильной и незамедлительной профессиональной помощи учителям, находящимся в методически сложных и кризисных ситуациях;
- применяются методические практики, которые настроены на опережающее и превентивное обучение учителей начальных классов, например, для овладения ими психолого-педагогическими знаниями, в том числе научными;
- реализуются инновационные формы и способы методической работы с учителями начальных классов, направленные на активизацию творческой, исследовательской и экспериментальной деятельности.
В соответствии с этим была разработана специальная модель развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов, которая проходила экспериментальную апробацию в образовательном пространстве Урус-Мартановского муниципального района. В эксперименте участвовало порядка 50 учителей из 26 общеобразовательных организаций данного муниципалитета. Для проведения сравнительного исследования также была сформирована выборка из числа учителей начальных классов Ачхой-Мартановского муниципального района. Данная группа была сформирована из учителей 24 общеобразовательных организаций района. Здесь деятельность муниципальной методической службы осуществлюсь по традиционному сценарию.
Эмпирическое исследование, продолжавшееся в течение 2016-2018 гг., показало более выраженное и интенсивное качественное изменение критериев психолого-педагогической культуры учителей начальных классов Урус-Мартановского муниципального района. Это подтверждает вывод о возможности развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной методической служ-
бы при условии научно обоснованной и правильной организации ее деятельности.
Таким образом, в данной статье обоснована возможность развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов средствами муниципальной методической службы. Это становится возможным благодаря тому, что в образовательном пространстве муниципальной методической службы активно используются научно обоснованные и эффективные меры методической поддержки учителей начальных классов; имеются ресурсы для оказания им мобильной и незамедлительной методической помощи в особых и сложных ситуациях профессиональной деятельности; применяются превентивные технологии и настроенные на опережающее обучение практики; реализуются инновационные формы и способы методической работы. Экспериментальное исследование подтвердило выводы о целесообразности использования ресурсов муниципальной методической службы для развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов.
Библиографический список:
1. Белянина В. Б. Формирование психолого-педагогической культуры студентов: На примере преподавания педагогики и психологии на технолого-экономическом факультете : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. Б. Белянина. -Йошкар-Ола, 2003. - 179 с.
2. Ляшенко М. С. Формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М. С. Ляшенко. - Нижний Новгород, 2010. -217 с.
3. Машина Л. А. Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Машина. - М., 1999. - 178 с.
4. Калита В. С. Повышение психолого -педагогической компетентности учителя средствами методической работы в школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. С. Калита. - М., 1999. - 172 с.
5. Серякова С. Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / С. Б. Серякова. - М., 2006. - 503 с.
6. Рыбкина Т. А. Муниципальная методическая служба как фактор развития готовности классных руководителей к концептуализации и распространению педагогического опыта : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. А. Рыбкина. - Челябинск, 2012. - 209 с.
7. Алексеева Н. Н. Поддержка деятельности учителей муниципальной методической службой при переходе школ к профильному обучению : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Н. Алексеева. - М., 2007. - 199 с.
8. Верзунова Л. В. Подготовка специалистов муниципальной методической службы к тьюторскому сопровождению развития профессионализма педагогических кадров / Л. В. Верзунова, Е. В. Посохина // Интеграция образования. - 2008. - № 3. - С. 61-64.
9. Коптелов А. В. Развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб в системе дополнительного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. В. Коптелов. - Челябинск, 2009. - 247 с.
10. Пустовалова В. В. Самопроектирование управленческой деятельности методистов муниципальной методической службы как механизм развития их профессиональной компетентности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. В. Пустовало-ва. - Томск, 2009. - 172 с.
11. Суходимцева А. П. Развитие проектной компетентности педагогов в деятельности муниципальной методической службы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. П. Суходимце-ва. - М., 2011. - 218 с.
12. Решетников В. Г. Роль методической службы в школьном округе / В. Г. Решетников // Омский научный вестник. - 2010. -№ 2 (86). - С. 176-179.
13. Сорокина Н. Е. Основные направления деятельности муниципальной методической службы / Н. Е. Сорокина // Наука и школа. -2017.- № 1. - С. 188-191.
14. Шаяхметова Р. И. Муниципальная методическая служба: инновационные аспекты деятельности / Р. И. Шаяхметова // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 3 (93). -С. 133-140.
References:
1. Belyanina V. B. Formation of students' psychological-pedagogical culture: On the example of
teaching pedagogy and psychology at the Technological and Economic Department: dissertation of candidate of pedagogical sciences [Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kul'tury studentov: Na primere prepodavaniya pedagogiki i psihologii na tekhnologo-ehkonomicheskom fakul'tete: dis. kand. ped. nauk], Yoshkar-Ola, 2003. 179 p.
2. Lyashenko M. S. Formation of psychological and pedagogical culture among students in the university: dissertation of candidate of pedagogical sciences [Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kul'tury u studentov v vuze: dis. kand. ped. nauk], Nizhny Novgorod, 2010. 217 p.
3. Machina L. A. Formation and development of the teacher's psychological and pedagogical culture: dissertation of candidate of pedagogical sciences [Stanovlenie i razvitie psihologo-pedagogicheskoj kul'tury uchitelya: dis. kand. ped. nauk], 1999. 178 p.
4. Kalita V. S. Increase of the teacher's psychological-pedagogical competence by means of methodical work in the school: dissertation of candidate of pedagogical sciences [Povyshenie psi-hologo-pedagogicheskoj kompetentnosti uchitelya sredstvami metodicheskoj raboty v shkole: dis. kand. ped. nauk], 1999. 172 c.
5. Seryakova S. B. The formation of psychological and pedagogical competence of the teacher of additional education: dissertation of doctor ofpedagogical sciences [Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovani-ya: dis. d-ra ped. nauk], 2006. 503 p.
6. Rybkina T. A. Municipal and Methodical Service as a factor in the development of the readiness of class leaders to conceptualize and disseminate pedagogical experience: dissertation of candidate of pedagogical sciences [Municipal'naya metodicheskaya sluzhba kak faktor razvitiya gotovnosti klassnyh rukovoditelej k konceptualiza-cii i rasprostraneniyu pedagogicheskogo opyta: dis. kand. ped. nauk], Chelyabinsk, 2012. 209 p.
7. Alekseeva N. N. Support of Teachers' Activities by the Municipal and Methodical Service in the transition of schools to profile study: dissertation of candidate of pedagogical sciences [Podderzhka deyatel'nosti uchitelej municipal'noj metodicheskoj sluzhboj pri perekhode shkol k profil'nomu obucheniyu: dis. kand. ped. nauk], 2007. 199 p.
8. Verzunova L. V., Posokhina E. V. Training of specialists of the municipal methodical service for tutors support of the development of the professionalism of pedagogical cadres [Podgotovka spe-cialistov municipal'noj metodicheskoj sluzhby k t'yutorskomu soprovozhdeniyu razvitiya profes-sionalizma peda-gogicheskih kadrov], Integration of education, 2008, No. 3, pp. 61-64.
9. Koptelov A. V. Development of professional competence of heads of municipal methodical services in the system of additional vocational education: dissertation of candidate of pedagogical sciences [Razvitie professional'noj kompetentnosti rukovoditelej municipal'nyh metodicheskih sluzhb v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya: dis. kand. ped. nauk], Chelyabinsk, 2009.247 p.
10. Pustovalova V. V. Self-projecting of administrative activity of methodologists of municipal methodical service as the mechanism of development of their professional competence: dissertation of candidate of pedagogical sciences [Samoproektirovanie upravlencheskoj deyatel'-nosti metodistov municipal'noj metodicheskoj sluzhby kak mekhanizm razvitiya ih professional'noj kompetentnosti: dis. kand. ped. nauk], Tomsk, 2009. 172 p.
11. Suhodimtseva A. P. Development of design competence of teachers in the activities of the municipal methodical service: dissertation of candidate of pedagogical sciences [Razvitie proektnoj kompetentnosti pedagogov v deyatel'nosti munici-pal'noj metodicheskoj sluzhby: dis. kand. ped. nauk], 2011. 218 p.
12. Reshetnikov V. G. The role of the methodological service in the school district [Rol' metodicheskoj sluzhby v shkol'nom okruge], Omsk scientific bulletin, 2010, No. 2 (86), pp. 176-179.
13. Sorokina N. E. The main directions of the municipal methodical service [Osnovnye naprav-leniya deyatel'nosti municipal'noj metodicheskoj sluzhby], Science and School, 2017, No. 1, pp.188-191.
14. Shayakhmetova R. I. Municipal Methodical Service: Innovative Aspects of Activity [Munici-pal'naya metodicheskaya sluzhba: innovacionnye aspekty deyatel'nosti], Kazan Pedagogical Journal, 2012, No. 3 (93), pp. 133-140.