«само-», включающем самопознание, самоактуализацию, самоопределение, самоуправление и другие «само-процессы». Саморазвитие курсантов акцентирует развитие тех личностных качеств, навыков, умений, которые позволяют решать сложные профессиональные задачи, быть востребованным и успешным в условиях профессиональной деятельности.
1 Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 [Электронный ресурс] // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
2 Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. заведений. М., 2003. С. 37.
3 Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М., 1997. С. 506.
4 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. М., 2002. С. 252.
5 Андреев В. И. Конкурентология: учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2004. С. 65.
6 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.: Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2003. С. 458.
7 Психология в Казанском университете: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.М. Попов. Казань, 2004. С. 133.
8 Там же. С. 134.
9 Там же. С. 142.
10 Цукерман Г. А. Психология саморазвития. Задача для подростков и их педагогов. Рига, 1997. С. 25.
11 Педагогический энциклопедический словарь. С. 253.
12 Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд., стереотип. Москва-Воронеж, 2003. С. 10.
13 Егорычева И. Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста — развития // Мир психологии. 2005. № 3 (43). С. 29.
14 Абульханова-Славская К. А. Стереотип жизни. М.,
1991.
15 Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. С. 156-175.
16 Егорычева И. Д. Указ. соч. С. 29.
УДК 159.923
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗРОСЛЫХ
Л. В. Скорова
Раскрывается значимость психологической культуры взрослых в их профессиональной деятельности и семейной жизни и обосновывается необходимость ее развития. Рассматриваются основные стратегии и технологии работы со взрослыми, направленные на развитие у них психологической культуры.
Ключевые слова: психологическая культура, стратегии работы со взрослыми.
В современном обществе часто возникает вопрос о повышении психологической культуры человека. Недостаточный уровень ее развития приводит к возникновению трудностей во взаимодействии, общении и отношениях с коллегами по работе, с супругой (супругом) и детьми, непониманию индивидуальных, гендерных, половозрастных и этнопсихологических особенностей других людей. Это мешает адаптироваться в социуме, управлять собой, своими психическими процессами и функциями, оптимально разрешать сложные ситуации, возникающие в тех сферах жизни и деятельности, в которые человек вовлечен. Для этого необходимо знание способов самопознания и самораскрытия (самоактуализации) и т. д. В целом формирование психологической культуры способствует изменению не только самого человека, но и развитию (изменению) окружающих его людей.
В последнее десятилетие возросло число исследований, направленных на изучение проблем психологической культуры личности. Выделим несколько научных направлений:
— сущность, структура, функции и методы изучения психологической культуры личности (О. И. Мотков,
Н. Н. Обозов, Л. С. Колмогорова и др.);
— психологическая культура в рамках профессиональной культуры: психологическая культура учителя (И. Б. Котова, Е. И. Рогов, Н. И. Лифинцева, А. Б. Орлов, В. В. Семикин и др.), психолога образования (И. В. Дубровина, Е. Е. Сапогова, Н. И. Исаева, И. В. Аксенова и др.), руководителя (Г. И. Марасанов, Н. Т. Селезнева и др.), менеджера (Г. И. Марасанов, Н. Т. Селезнева и др.), юриста (И. В. Будовская, А. Б. Гребенников, И. В. Савельева и др.), государственного служащего (А. С. Гусева, В. И. Долгова и др.), журналиста (В. И. Кузин и др.) и др.;
— особенности и условия развития и функционирования психологической культуры у школьников (Л. С. Колмогорова, М. Р. Битянова и др.) и студентов в процессе обучения (В. А. Ильин, Т. В. Шубницына, И. В. Савельева и др.);
— формирование психологической культуры в системе дополнительного образования детей (А. В. Егорова, М. В. Попова и др.);
— психологическая культура межличностных, взаимных отношений (Н. Н. Обозов и др.);
— психологическая культура родителей и ее влияние на детско-родительские отношения (Е. А. Овсянникова, А. В. Гумницкая и др.).
В литературе пока нет единого понимания психологической культуры и ее структуры. Психологическая культура рассматривается как:
— способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является «Я», и гармонизации внутреннего мира с миром внешним1
— инвариант любого вида профессиональной культуры, в процессе профессионализации она дифференцируется на аутопсихологическую (культуру «Я»/культуру самосознания), предметно-психологическую и социально-психологическую культуру 2;
— часть общей культуры человека (члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им
системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в сфере понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, самообразовании и профессиональной деятельности3;
— комплекс активно реализующихся культурно-пси-
«4
хологических стремлений и соответствующих умений 4;
— понимание и знание себя и других людей, адекватная самооценка и оценка других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми5;
— одно из наиболее гармоничных психологических образований, которое является «механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, доминантой психологического здоровья и фактором качества любой человеческой деятельности» 6;
— составная часть общей культуры человека, являющаяся сложноструктурированным образованием, позволяющим ему понимать внутренний мир человека, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределиться в социуме, способствующим самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающим состояние внутреннего благополучия; базовыми составляющими общей психологической культуры человека, которые могут быть основой для определения параметров диагностики, а также ориентиров образовательной деятельности, являются психологические знания и умения, психологическая компетентность, ценностносмысловой, рефлексивно-оценочный, культуротворчес-
7
кий компоненты 7.
Данные подходы к пониманию психологической культуры были сформулированы в основном при рассмотрении вопросов ее становления у школьников в процессе образования. Указывая на повышенный интерес к проблеме психологической культуры, мы полагаем, что недостаточно внимания уделяется изучению психологической культуры взрослого человека. Имеющиеся сведения о психологической культуре в аспекте профессиональной культуры и деловых отношений не дают исчерпывающей информации о психологической культуре взрослых. При этом следует подчеркнуть, что уровень их психологической культуры будет определять уровень культуры подрастающего поколения и общества в целом. Опираясь на понимание Л. С. Колмогоровой, под психологической культурой взрослого мы понимаем часть общей культуры человека, благодаря которой он: способен понимать свой внутренний мир и внутренний мир других людей, эффективно взаимодействовать с людьми, различающимися по возрастным, национальным, половым и другим признакам, оптимально решать профессиональные и жизненные психологические проблемы; имеет опыт самореализации, стремится к саморазвитию, гармонизации внутреннего мира, отношений с окружающими и проектированию собственной жизни. Мы считаем, что одним из путей повышения культуры является психологическое образование.
В последние годы активно реализуются программы образования взрослых и отмечается интерес исследователей к методам их обучения. Мы полагаем, что успех рабо-
ты со взрослыми по развитию психологической культуры будет определяться используемыми технологиями и методами и придерживаемся понимания метода как способа организации деятельности активных участников процесса обучения (обучающего и обучающегося) по передаче и приобретению знаний, умений, навыков, качеств и нравственных ценностей8
В работе со взрослыми по развитию психологической культуры мы исходили из психолого-педагоги-ческого понимания стратегий и технологий обучения и руководствовались существующими их классификациями.
При работе со взрослыми применялись следующие основные стратегии:
1. Обучение ассертивному поведению, которое предполагает развитие умений внимательно слушать, стремление понять точку зрения другого человека, желание достичь компромисса. Для реализации стратегии нами разработаны тренинговые мероприятия с использованием методов разбора критических случаев, дискуссии и ролевых игр. Использование метода ситуационного анализа, который содержат описание проблемы для решения, позволяет взрослым индивидуально или в группе самостоятельно анализировать ситуацию, диагностировать проблему и представлять свои находки и решения в дискуссии с другими. В ходе дискуссии определяются недостающие знания и умения, которые планируется приобрести на следующем занятии. Важно в ходе работы поощрять активное участие членов группы, а также предоставлять возможности для выражения мнений и точек зрения.
В данной стратегии обучения можно использовать модели игрового обучения, среди которых наиболее простые методы проигрывания ролей:
— просмотр видеозаписи, показывающий эффективные модели поведения человека в проблемных ситуациях;
— распределение и проигрывание ролей в моделируемой ситуации (в игре отрабатываются эффективные способы поведения);
— перенос приобретенных навыков в практику.
2. Самоуправляемое обучение, которое основано на теориях развития эмоционального интеллекта и предполагает целенаправленное развитие или укрепление какого-либо качества той личности, какой человек является и (или) какой хочет быть. Эффективность данной технологии будет зависеть от того, насколько человек продумывает процесс саморазвития и определяет свои цели (или пути совершенствования своих способностей). Реализация стратегии предполагает использование упражнений, направленных на развитие самосознания, самооценки, самоконтроля, социальных навыков и таких личностных качеств, как уверенность в себе, открытость, адаптивность, инициативность и оптимизм.
3. Коммуникативные стратегии обучения, целью которых является научить понимать, прогнозировать и контролировать успех или неудачу в личных, профессиональных или общественных контактах. Их использование эффективно при развитии навыков общения в семье и межличностного общения.
4. Стратегические тренинги, цель которых — предоставление взрослым инструментов для выполнения различных действий: самодиагностика, выделение сильных и слабых сторон; осознание того, что помогает наиболее эффективно развивать психологическую культуру; применение уже известных и новых действий и умений; осуществления самоконтроля и мониторинга приобретаемых умений, перенос известных действий на новое содержание деятельности. Предметом воздействия в тренинге выступали потребности, мотивы, ценности, познавательная сфера личности, а также поведение человека.
5. Психологическая мастерская-семинар как технология обучения используется в тех случаях, когда в группе необходимо показать процесс выработки решения и приобрести опыт использования полученных знаний в практических сферах жизни и деятельности. Кроме того, мастерскую можно рассматривать и как форму взаимодействия между участниками, предполагающую взаимный обмен опытом. Поэтому результатом ее работы можно считать обогащение опыта.
6. Технологии обучения с использованием методов коучинга, целью которых является раскрытие потенциала человека. Коучинг делает акценты на будущих возможностях, обогащении новыми идеями взрослых, помогая использовать полученные знания на практике, а не на прошлых ошибках.
При создании содержательной части программы работы со взрослыми мы исходили из основных функций общей психологической культуры человека 9:
— сохранение и трансляция достижений в психологических взглядах, умениях, способах деятельности, методах, которые создали бы преемственность поколений и условия для прогресса общества в целом;
— обеспечение социальной адаптации, результативного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей, различающихся по возрастным, национальным, половым и другим признакам, обеспечение эффективности внутренней и внешней деятельности человека, направленной на решение проблем на базе жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств;
УДК 159.9.07
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
М. А. Ларионова
Рассматривается роль креативности преподавателя вуза в развитии профессионализма. Приводятся данные практического исследования условий его личностно-профессионального развития.
Ключевые слова: профессионализм преподавателя вуза, условия личностно-профессионального развития, творческая активность в профессиональной деятельности преподавателя.
Система высшего профессионального образования в последнее десятилетие интенсивно модернизируется. Однако этот процесс нельзя однозначно считать позитивным, так как происходит не только содержательное обнов-
— ориентирование, планирование в процессе жизненного самоопределения, сознательное проектирование, построение человеком своей жизни, судьбы;
— обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля;
— активизация процессов самосовершенствования, самореализации, саморазвития;
— гармонизация внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой «Я-концепции», состояния внутреннего благополучия, обеспечение полноценной духовной и душевной жизни человека, повышение качества жизни;
— обеспечение прогрессивных изменений, обновления индивидуального и общественного бытия во всех сферах жизни человека.
Реализация программы осуществлялась в рамках программ дополнительного образования и через организацию «Психологической мастерской для взрослых». Отдельные элементы программы вошли в работу школьных психологов с родителями.
1 Исаева Н. И. Концептуальная модель профессии психолога в контексте профессиональной культуры // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 121-130.
2 Яценко Е. А. К вопросу о формировании культуры «Я» студентов педагогического колледжа // Образование и общество. 2009. № 3. С. 71-74.
3 Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. М., 1997. С. 287.
4 Мотков О. И. Психология самопознания личности: практическое пособие. М., 1993. С. 15.
5 Обозов Н. И. Психологическая культура отношений. СПб., 1995. С. 33.
6 Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека : монография. СПб., 2002. 155 с.
7 Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 83-91.
8 Змеев С. И. Технология обучения взрослых : учеб. пособие. М., 2002. С. 50.
9 Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников. М., 2002. С. 37.
ление образовательных стандартов, программ и другого информационно-технологического ресурса высшей школы, но и наблюдается отток профессиональных кадров, снижение студенческого контингента и уровня его подготовленности при поступлении в вуз.
На наш взгляд, особое значение в сложившейся ситуации имеет профессионализм преподавателя высшей школы, точнее, характер и качество его личностнопрофессионального развития. Изменения в образовательной системе будут продуктивнее, если произойдет принятие позиции субъекта образования одним из важнейших ее участников, от которого зависят качество образования, создание развивающей, психологически экологичной среды. Поэтому становится важным развитие в профессии и самого преподавателя вуза.
Анализ психологической и педагогической литературы, отражающей специфику, закономерности развития