педагогические! технологии!
1УДК 159.9.075 ББК 88.62
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У НИЗКОУСПЕВАЮЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Майстренко
Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу данных, полученных в ходе реализации психолого-педагогической программы по развитию психологических характеристик у низкоуспевающих учащихся начальных классов. В работе представлены результаты формирующей работы, направленной на повышение успеваемости обучающихся. В статье рассматриваются психологические характеристики произвольности, внутреннего плана действия и рефлексии, доказывается их взаимосвязь с успеваемостью младших школьников. Автор развивает идею изучения психологических характеристик учащихся начального образования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что его результаты подтверждают положения и методы, применяемые в педагогической психологии по развитию субъектов учебной деятельности и позволяют осуществить более широкий подход к решению проблемы успеваемости среди учащихся начального образования.
Практическая значимость работы заключается в применении полученных результатов с целью повышения качества начального образования, использования программы целенаправленного развития низкоуспевающих обучающихся.
Результаты исследования помогут психологам, учителям начального образования, воспитателям обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, а также послужат в качестве теоретико-методической помощи при разработке дополнительных программ, направленных на развитие психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: развитие, младшие школьники, психологические характеристики, произвольность, внутренний план действий, рефлексия, академическая успеваемость, внимание, память, мышление.
DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH LOW ACADEMIC ACHIEVEMENT ENROLLED IN PRIMARY SCHOOLS
A. V. Maistrenko
Abstract. The article deals with the comparative analysis of data obtained during the implementation of psycho-pedagogical program for the development of psychological characteristics of primary school students. The article presents the results of the formative work aimed at improving the academic achievement of students with low results. The article examines psychological characteristics of self-regulation, internal action plan and reflection and prove their relationship with academic achievement of primary school students. The author develops an idea of studying the psychological characteristics of primary school students. The theoretical significance of the work lies in the fact that the results confirm the assumptions and methods used in educational psychology with the aim of development of subjects of educational activity. The practical significance of the work is in the application of the obtained results with the aim of improving the quality of primary education, use
of programs of targeted development of low achiever. The results of study allow a more broad approach to solving the problem of academic achievement among elementary school students
Thepractical significance of the work lies in the application ofthe results to improve the quality of primary education, use of programs of targeted development of students with low academic performance.
Results of the study will help psychologists, teachers of primary education, tutors to provide individual approach to each pupil and also as a teoretical-methodical help when developing additional programs aimed at the development of psychological characteristics defining success of educational activity of students.
Keywords: development, primary school students, psychological characteristics, self-regulation, internal action plan, reflection, academic achievement, attention, memory, thinking.
Одной из важнейших психолого-педагогических задач в системе начального общего образования является мониторинг развития характеристик учащихся, способствующих повышению их успеваемости в образовательной организации. В соответствии с п. 1 гл. 7 ст. 66 «Закона об образовании в Российской федерации» [1] начальное общее образование является важнейшей ступенью непрерывного образования современного человека, а успешное обучение в начальных классах закладывает основу для дальнейшего развития личности. Вместе с актуальностью данного вопроса борьба за успешное усвоение школьной программы всеми учениками продолжает оставаться задачей, не решенной на сегодняшний день.
Обзор современных психологических исследований свидетельствует о возрастающем интересе к изучению психологических характеристик, способствующих повышению успеваемости учащихся (В. Г. Казанская, 2006; В. А. Губин, 2010; О. В. Клопова, 2010; Л. Е. Захарова, 2014; О. П. Афанасьева 2015; и др.), что свидетельствует об актуальности данной темы. В частности, отмечается, что «показателями эффективности в системе школьного обучения является степень усвоения обучающимися знаний, умений и навыков и, как следствие, формирование у них психологических характеристик, определяющих учебную успешность» [2, с. 239].
Для выявления «психологических характеристик коррелирующих с успеваемостью, были отобраны методики, которые опираются на развитие центральных новообразования младшего школьного возраста: произвольность, внутренний план действий и рефлексия (Л. С. Выготский, 1960; В. В. Давыдов, 1987; И. А. Зимняя, 2000; М. В. Ермолаева, 2003)» [3, с. 61]. Характеристиками, отражающими развитие данных психологических новообразований, являются:
• концентрация внимания, произвольная память, упорство и интерес в учебной деятельности (произвольность);
• сформированность наглядно-образного и словесно-логического мышления, способность к пониманию и анализу условия задачи, планирование учебной деятельности (внутренний план действий);
• развитие самооценки и притязаний, рефлексивная самооценка, способность к оценке своей учебной деятельности, к выделению качеств «хорошего ученика» [2, с. 113] и, как следствие, определение задач саморазвития (рефлексия).
В рамках исследования было проведено комплексное изучение психологических характеристик учеников и были выявлены основные характеристики, позволяющие успешно обучаться в образовательной организации.
Исследование проводилось в Тосненском районе Ленинградской области, на базе МКОУ «Ульяновская СОШ № 1», в эксперименте участвовало 177 учащихся начальных классов (47 человек - 1 -й класс, 42 человека - 2-й класс, 46 человек - 3-й класс, 42 человека - 4-й класс).
В качестве внешнего критерия успеваемости был использован средний балл четвертных отметок, полученный учениками за предыдущую четверть.
Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента позволил определить психологические характеристики, определяющие академическую успеваемость обучающихся, получающих начальное общее образование: «концентрация внимания (г = 0,680; p < 0,05), произвольная память (г = 0,855; p < 0,05), упорство в умственной деятельности (г = 0,548; p < 0,05), наглядно-образное мышление (г = 0,880; p < 0,01), словесно-логическое мышление (г = 0,867; p < 0,01), планирование учебных действий^ = 0, 583;
р < 0,05), адекватное выделение качеств «хорошего ученика» (г = 0,436; р < 0,05), определение задач саморазвития (г = 0,395; р < 0,05), самооценка (г = 0,844; р < 0,05)» [4, с. 165].
Полученные результаты позволили нам определить методику работы по развитию психологических характеристик низкоуспевающих учащихся начального образования. Работа направлена на последовательное формирование у школьников характеристик, свойственных высокоуспевающим учащимся. Целью формирующего этапа эксперимента стала оценка эффективности работы, направленной на развитие низкоуспевающих учащихся начальных классов.
Результаты контрольного эксперимента позволили выявить уровень развития психологических характеристик, определяющих высокую успеваемость обучающихся в экспериментальной и контрольной группах после проведения развивающей работы. Для проведения второго констатирующего эксперимента нами были использованы модифицированные тесты, подобные тем, которые проводились в первом констатирующем эксперименте.
Таким образом, при помощи Т-критерия Вил-коксона для зависимых выборок был проведен сравнительный анализ значений психологических характеристик, определяющих высокую успеваемость учебной деятельности обучающихся экспериментальной группы до и после эксперимента. Критерий Вилкоксона парных сравнений является непараметрическим, в котором каждая переменная первого списка сравнивается с каждой пере-
менной второго списка. Сумма положительных и отрицательных рангов отражает выраженность сдвигов в том или ином направлении по абсолютной величине. Для этого сначала ранжировались все абсолютные величины сдвигов, а потом суммировались ранги, где меньшему значению соответствовал меньший ранг. Анализ средних значений психологических характеристик обучающихся экспериментальной группы представлен в табл. 1.
Полученные данные «демонстрируют положительную динамику развития всех психологических характеристик, выделенных в процессе констатирующего эксперимента, как нуждающихся в развитии» [2, с. 64]. Так, у учащихся экспериментальной группы достоверно преобладают положительные сдвиги в развитии таких характеристик как концентрация внимания (р < 0,01), произвольная память (р < 0,01), упорство в умственной деятельности (р < 0,01), наглядно-образное мышление (р < 0,01), словесно-логическое мышление (р < 0,01), планирование умственных действий (р < 0,01), самоотношение (р < 0,01), притязания (р < 0,05), выделение задач саморазвития (р < 0,01).
Проанализировав успеваемость учащихся экспериментальной группы после формирующего эксперимента, можно заключить, что динамика успеваемости в экспериментальной группе достоверно положительная, средний балл по всем предметам выше по сравнению с данными на начало эксперимента.
Следующим шагом стало проведение сравнительного анализа психологических характе-
Таблица 1
Сравнительный анализ значений психологических характеристик экспериментальной группы до и после эксперимента
Психологическая характеристика ЭГ1 - ЭГ2, N = 17 *г эмп.
Сумма положительных рангов Сумма отрицательных рангов Связи
Концентрация внимания 136 0 1 -3,519**
Произвольная память 105 0 3 -3,562**
Упорство в умственной деятельности 153 0 0 -3,629**
Наглядно-образное мышление 153 0 0 -3,360**
Словесно-логическое мышление 136 0 1 -3,326**
Планирование умственных действий 135 1 1 -3,631**
Самоотношение 105 0 3 -3,621**
Притязания 82 54 1 -0,724*
Выделение задач саморазвития 105 0 3 -3,448**
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; 1/Кэмп. - значение критерия Вилкоксона; * - уровень значимости различий р < 0,05; ** - уровень значимости различий р < 0,01.
ристик низкоуспевающих учащихся начальных классов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента.
Результаты проведенного анализа отражены в табл. 2, 3, 4.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что показатели развития психологических характеристик произвольности (концентрация внимания, произвольная память, упорство в учебной деятельности) в экспериментальной группе до и после эксперимента имеют достоверные различия, а в контрольной группе данные различия не значительные.
В результате исследования психологических характеристик внутреннего плана действий в экспериментальной группе выявлены статистически значимые различия в сформиро-ванности наглядно-образного, словесно-логи-
ческого мышления, а также планирование учебных действий. В контрольной группе данные различия не значительные.
Результаты демонстрируют, что развитие таких психологических характеристик рефлексии, как «самоотношение» и «определение задач саморазвития», в экспериментальной группе по сравнению с контрольной имеют достоверные различия. В контрольной группе данные различия незначительные. По показателю развития «притязаний» наблюдаются снижение уровня развития. Данный факт связан с тем, что завышенный уровень притязаний учащихся свидетельствует о нереалистичном, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Напротив, высокий и средний уровни отражают оптимистическое представление о своих возможностях. Таким образом, снижение уровня притязаний до высокого или
Таблица 2
Сравнительный анализ средних значений психологических характеристик экспериментальной и контрольной групп отражающих, развитие произвольности
обучающихся
ЭГ КГ
Психологическая характеристика N = 17 N = 18 ¿-критерий
М ± о М ± о
Концентрация внимания 1 40,253 ± 9,107 40,354 ± 9,111 -0,004*
Концентрация внимания 2 63,294 ± 12,128 43,063 ± 9,315 5,478*
Произвольная память 1 4,529 ± 1,166 4,063 ± 0,823 0,139*
Произвольная память 2 7,058 ± 1,853 5,013 ± 1,312 0,780*
Упорство в учебной деятельности 1 6,176 ± 1,393 6,012 ± 1,054 0,41*
Упорство в учебной деятельности 2 12,294 ± 3,949 5,934 ± 1,313 0,907*
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; 1 - средние значения до эксперимента; 2 - средние значения после эксперимента; М - среднее значение; о - стандартное отклонение; t - значение критерия Стьюдента; * - уровень значимости различий р < 0,05.
Таблица 3
Сравнительный анализ средних значений психологических характеристик отражающих развитие внутреннего плана действий обучающихся
Психологическая характеристика ЭГ, N = 17 КГ, N = 18 ¿-критерий
М ± о М ± о
Наглядно-образное мышление 1 6,764 ± 1,393 6,619 ± 1,043 0,041*
Наглядно-образное мышление 2 10,941 ± 1,028 7,001 ± 1,415 1,035*
Словесно-логическое мышление 1 47,411 ± 8,839 47,386 ± 8,734 0,003*
Словесно-логическое мышление 2 74,294 ± 10,135 49,516 ± 9,014 0,810*
Планирование учебных действий 1 5,647 ± 2,988 5,549 ± 2,337 0,027*
Планирование учебных действий 2 12,882 ± 5,023 6,212 ± 2,934 0,877*
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; 1 - средние значения до эксперимента; 2 - средние значения после эксперимента; М - среднее значение; о - стандартное отклонение; t - значение критерия Стьюдента; * - уровень значимости различий р < 0,05.
Таблица 4
Сравнительный анализ средних значений психологических характеристик отражающих развитие рефлексии обучающихся
Психологическая характеристика ЭГ, N = 17 КГ, N = 18 í-критерий
M ± а M ± а
Самоотношение 1 1,432 ± 0,027 1,411 ± 0,017 0,346*
Самоотношение 2 2,816 ± 0,019 1,492 ± 0,043 14,563*
Уровень притязаний 1 4,647 ± 0,052 4,515 ± 0,0967 0,622*
Уровень притязаний 2 3,370 ± 0,088 4,923 ± 0,019 -10,24*
Определение задач саморазвития 1 0,575 ± 0,021 0,564 ± 0,021 0,172*
Определение задач саморазвития 2 2,764 ± 0,02 0,824 ± 0,014 5,314*
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа;1 - средние значения до эксперимента; 2 - средние значения после эксперимента; М - среднее значение; о - стандартное отклонение; t - значение критерия Стьюдента; * - уровень значимости различий р < 0,05.
среднего уровня свидетельствует о благоприятном развитии рефлексии учащихся.
Можно подытожить, что полученные данные демонстрируют значимые различия в развитии психологических характеристик произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии экспериментальной и контрольной групп после эксперимента. В контрольной группе показатели развития остались на прежнем уровне. В группе низкоуспевающих обучающихся экспериментальной группы были обнаружены достоверные различия средних значений психологических характеристик до и после эксперимента, что обусловлено эффективной реализацией программы целенаправленного развития низкоуспевающих обучающихся начального общего образования в условиях общеобразовательной организации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). - URL: http://zakonobobrazovanii. ru/ (дата обращения: 11.12.2015).
2. Губин В. А., Афанасьева О. П. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, обучающихся в условиях образовательной оздоровительной организации // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2 (Психолого-педагогические науки), № 3. - С. 270-272.
3. Клопова О. В. Учебная успешность и адаптация к образовательной среде мальчиков из феминизированных семей // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - Т. 2. (Психолого-педагогические науки), № 3. - С. 238-241.
4. Майстренко А. В. Развитие психологических характеристик младших школьников в учебной деятельности // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, 7-8 апр. 2016. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. - С. 76-78.
5. Афанасьева О. П., Губин В. А. Психологические характеристики учащихся-подростков образовательной оздоровительной организации с разным уровнем успешности учебной деятельности // European Social Science Jornal: Международный научный журнал. -2014. - Т. 2, № 8 (38). - С. 80-86.
6. Майстренко А. В., Губин В. А. Сравнительный анализ сформированности психологических характеристик учащихся, получающих начальное общее образование и имеющих различную успеваемость в обучении // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2016. - № 7. - С. 164-169.
7. Майстренко А. В. Роль учебной деятельности в формировании психологических характеристик младших школьников // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XLI междунар. заоч. науч.-практ. конф. - № 8. - М.: Международный центр науки и образования, 2015. - С. 60-64.
8. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. ст. - М.: Учпедгиз, 1935.
9. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. - М., 1979. - С. 69-101.
10. Давыдов В. В., Зак А. З. Проблемы рефлек-
сии: Современные комплексные исследования. - Новосибирск, 1987.
11. Ермолаева М. В. Психология развития: метод. пособие для студентов заоч. и дистанци-он. форм обучения. - 2-е изд. - М.: Московский психол. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.
12. Захарова Л. Е. Психологическая готовность детей к школе в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2013. - 24 с.
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -Ростов н/Д: Феникс, 1997.
14. Казанская В. Г. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
REFERENCES
1. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 13.07.2015) "Ob obrazovanii v Rossiys-koy Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015). Available at: http://zakonobobra-zovanii.ru/ (accessed: 11.12.2015).
2. Gubin V. A., Afanasieva O. P. Psikhologo-peda-gogicheskoe soprovozhdenie podrostkov, obu-chayushchikhsya v usloviyakh obrazovatelnoy ozdorovitelnoy organizatsii. Yaroslavskiy peda-gogicheskiy vestnik. 2014, Vol. 2 (Psikhologo-pedagogicheskie nauki), No. 3, pp. 270-272.
3. Klopova O. V. Uchebnaya uspeshnost i adap-tatsiya k obrazovatelnoy srede malchikov iz feminizirovannykh semey. Yaroslavskiy peda-gogicheskiy vestnik. 2010, Vol. 2. (Psikhologo-pedagogicheskie nauki), No. 3, pp. 238-241.
4. Maystrenko A. V. Razvitie psikhologicheskikh kharakteristik mladshikh shkolnikov v uchebnoy deyatelnosti. In: Psikhologiya XXI veka. Teoriya i praktika sovremennoy psikhologii. Proceedings of XI International scientific-practical conference of young scientists, 7-8 apr. 2016. St. Petersburg: LGU im. A. S. Pushkina, 2016. Pp. 76-78.
5. Afanasieva O. P., Gubin V. A. Psikhologicheskie
kharakteristiki uchashchikhsya-podrostkov obrazo-vatelnoy ozdorovitelnoy organizatsii s raznym urov-nem uspeshnosti uchebnoy deyatelnosti. European Social Science Jornal: Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. 2014, Vol. 2, No. 8 (38), pp. 80-86.
6. Maystrenko A. V., Gubin V. A. Sravnitelnyy analiz sformirovannosti psikhologicheskikh kha-rakteristik uchashchikhsya, poluchayushchikh nachalnoe obshchee obrazovanie i imeyushchikh razlichnuyu uspevaemost v obuchenii. European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal sot-sialnykh nauk). 2016, No. 7, pp. 164-169.
7. Maystrenko A. V. Rol uchebnoy deyatelnosti v formirovanii psikhologicheskikh kharakteristik mladshikh shkolnikov. In: Nauchnaya diskussiya: voprosy pedagogiki i psikhologii. Proceedings of XLI extramural international scientific-practical conference. No. 8. Moscow: Mezhdunarodnyy tsentr nauki i obrazovaniya, 2015. Pp. 60-64.
8. Vygotskiy L. S. Umstvennoe razvitie detey v protsesse obucheniya: coll art. Moscow: Uch-pedgiz, 1935.
9. Davydov V. V. Psikhicheskoe razvitie v mlad-shem shkolnom vozraste. In: Petrovsky A. V. (ed.) Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow, 1979. Pp. 69-101.
10. Davydov V. V., Zak A. Z. Problemy refleksii: Sovremennye kompleksnye issledovaniya. Novosibirsk, 1987.
11. Ermolaeva M. V. Psikhologiya razvitiya: metod. posobie dlya studentov zaoch. i distantsion. form obucheniya. Moscow: Moskovskiy psikhol. in-t; Voronezh: Izd-vo NPO "MODEK", 2003. - 376 s.
12. Zakharova L. E. Psikhologicheskaya gotovnost detey k shkole v usloviyakh dopolnitelnogo ob-razovaniya. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg, 2013. 24 p.
13. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya. Rostov-on-Don: Feniks, 1997.
14. Kazanskaya V. G. Pedagogicheskaya psikhologiya. St. Petersburg: Piter, 2005. 366 p.
Майстренко Анастасия Викторовна, аспирант кафедры общей и прикладной психологии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Maistrenko Anastasia V., post-graduate student, General and applied psychology Department, A. S. Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg e-mail: [email protected]