Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся-подростков с низким уровнем успеваемости в условиях образовательной оздоровительной организации'

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся-подростков с низким уровнем успеваемости в условиях образовательной оздоровительной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1407
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / THE SUCCESS OF LEARNING / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS ADOLESCENT / WELLNESS EDUCATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Ольга Павловна

В статье рассматриваются условия реализации авторской программы психолого -педагогического сопровождения обучающихся-подростков в условиях образовательной оздоровительной организации. Целью программы является: коррекция нервно-эмоционального напряжения, отношения к болезни, оптимизация самооценки, развитие индивидуальных ценностных предпочтений, способности к самовосприятию и самовоспитанию, развитие эмоциональной и мотивационной сфер личности. Основными принципами, на которых построена программа, являются принципы сотрудничества и диалога, реализованные в её структуре и содержании с учётом особенностей подросткового возраста. Разработка данной программы психолого-педагогического сопровождения также обусловлена: спецификой образовательной оздоровительной организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание оздоровительного и образовательного процессов, режим пребывания, условия временного детского коллектива и пр.). В статье представлена структура и краткое содержание программы, приводятся результаты оценки её эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical support of teenagers studying with low performance in terms of improving the educational organizations

The article deals with conditions for realization of the author's program of psychological and pedagogical support of students-teenagers in the conditions improving educational organization. The program aims to: correction of the neuro-emotional stress, relationship to the disease, self-optimization, the development of individual value preferences, the ability to self-perception and self-education, the development of emotional and motivational spheres of personality. The basic principles on which the program is built, are the principles of cooperation and dialogue, implemented in its structure and content, taking into account the features of adolescence. Development of the program of psychological and pedagogical support is also due to: improving the specificity of the educational organization (separation from the family, the right combination of health and educational processes, the regime stay in conditions of temporary group of children and so on.).

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся-подростков с низким уровнем успеваемости в условиях образовательной оздоровительной организации»

УДК 159.923 : 376 - 053.6

О. П. Афанасьева

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся-подростков с низким уровнем успеваемости в условиях образовательной оздоровительной организации

В статье рассматриваются условия реализации авторской программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся-подростков в условиях образовательной оздоровительной организации. Целью программы является: коррекция нервно-эмоционального напряжения, отношения к болезни, оптимизация самооценки, развитие индивидуальных ценностных предпочтений, способности к самовосприятию и самовоспитанию, развитие эмоциональной и мотивационной сфер личности. Основными принципами, на которых построена программа, являются принципы сотрудничества и диалога, реализованные в её структуре и содержании с учётом особенностей подросткового возраста. Разработка данной программы психолого-педагогического сопровождения также обусловлена: спецификой образовательной оздоровительной организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание оздоровительного и образовательного процессов, режим пребывания, условия временного детского коллектива и пр.).

В статье представлена структура и краткое содержание программы, приводятся результаты оценки её эффективности.

The article deals with conditions for realization of the author's program of psychological and pedagogical support of students-teenagers in the conditions improving educational organization. The program aims to: correction of the neuro-emotional stress, relationship to the disease, self-optimization, the development of individual value preferences, the ability to self-perception and self-education, the development of emotional and motivational spheres of personality. The basic principles on which the program is built, are the principles of cooperation and dialogue, implemented in its structure and content, taking into account the features of adolescence. Development of the program of psychological and pedagogical support is also due to: improving the specificity of the educational organization (separation from the family, the right combination of health and educational processes, the regime stay in conditions of temporary group of children and so on.).

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, успешность обучения, психологические характеристики учащихся-подростков, образовательная оздоровительная организация.

Key words: psychological and educational support, the success of learning, psychological characteristics of students adolescent, wellness education organization.

Задача повышения качества обучения и усвоения знаний школьниками всегда являлась приоритетной для образовательных организаций, несмотря на множество изменений, происходящих в этой сфере. На сегодняшний день многими исследователями отмечается снижение успеваемости учеников, причем, это касается как обучающихся с низким уровнем успеваемости, так и тех, у кого до-

© Афанасьева О. П., 2015

17

статочно высокие показатели по этому критерию. Вызвано это многими факторами: неопределенностью социально-экономической системы, и реформой образования, и, как следствие, повышением уровня тревожности, в том числе у подрастающего поколения. Социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, закрепления отрицательного опыта, что, в свою очередь, ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности. Если данная проблема возникает еще в младшем школьном возрасте, это может привести к постепенному выпадению из образовательного процесса. Для предотвращения подобного варианта развития событий необходимо вовремя выявить, а лучше - предупредить возможное возникновение тех трудностей, которые могут повлечь за собой развитие неуспеваемости, помочь обучающимся сформировать те действия и навыки, которые необходимы для дальнейшей умственной и практической деятельности. Можно сделать вывод о том, что при своевременном определении круга причинных факторов и применение различных подходов к организации, отбору и содержанию психолого-педагогических средств можно успешно преодолевать проблему неуспеваемости.

Психолого-педагогическое сопровождение является одним из важнейших компонентов в процессе обучения и воспитания. Сопровождение не является простым набором разнообразных коррекционно-развивающих методов работы с обучающимися. Психологопедагогическое сопровождение - это нечто большее, чем комплекс разнообразных методов, это помощь обучаемому в решении задач, появляющихся в ходе процесса развития, самопознания, обучения, воспитания и социализации.

Сопровождение в педагогике чаще всего понимают как деятельность, которая обеспечивает создание определенных условий для принятия субъектом развития наиболее верного решения в самых разнообразных учебных и жизненных ситуациях, порождающих самые разные задачи. Рассматривая сопровождение с позиций психологии, мы говорим о системе профессиональной деятельности, обеспечивающей создание определенных условий для максимальной адаптации субъекта к среде его жизнедеятельности. Основная цель психолого-педагогического сопровождения определена государственным заказом на конкретные результаты учебновоспитательной работы в каждом конкретном образовательном учреждении. Программа сопровождения строится с обязательным учетом требований, прописанных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и основными потребностями всех участников учебно-воспитательного процесса.

18

Диагностические методы в психолого-педагогической деятельности позволяют определить потребности личности, формирующиеся в процессе психолого-педагогического сопровождения. Полученные в таких исследованиях данные дают возможность уточнить цель и базовые задачи психолого-педагогического сопровождения. ФГОС является главным нормативным документом, устанавливающим систему правил и норм, обязательных для исполнения в любой образовательной организации. Образовательный стандарт второго поколения принципиально отличается от предыдущего ориентацией на результат. Основной целью образования становится не только и не столько передача знаний, умений и навыков от педагога к учащемуся, но всестороннее развитие личности ученика. Стандарт второго поколения подразумевает формирование в ходе обучения у обучаемых способности к самостоятельной постановке учебных целей, обеспечивает развитие умения проектировать возможные пути реализации поставленных целей, а также формирует умение оценивать и контролировать свои достижения. Поэтому формирование успешности в детстве и юности - педагогическая задача, которая выходит за рамки обучения и имеет социальную направленность, воспитательный характер. Успешность как человеческая ценность, жизненный стимул, как жизненная позиция во многом зависит от того, насколько сформирована потребность в ней у ребенка и каким ценностным смыслом он ее наполняет. В этом аспекте актуальность педагогических и психологических исследований проблемы успешности, в частности - успешности обучения, представляется особенно значимой.

Наиболее значимыми можно считать такие задачи: профилактика заболеваний и укрепление здоровья, социализация, защита прав детей. Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что поставленные задачи требуют внедрения в образовательный процесс расширенных программ сопровождения, которые в свою очередь должны включать в себя необходимые функциональные программные блоки, направленные на формирование и развитие навыков социализации, адаптации к требованиям общества, и обеспечивать создание благоприятной среды для самоопределения и развития личности.

Приведенные выше положения лежат в основе программ психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса, и определены в различных психологических исследованиях [1].

Первыми авторами, использовавшими понятие «сопровождение» являются Е.И. Казакова и М.Р. Битянова. В их работах «сопровождение» определяется как новая технология образования. В работах Е.И. Казаковой четко прослеживается применение систем-

19

но-ориентационного подхода, на основе которого были сформированы исходные положения теории и практики комплексного психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе. Также было предложено и определение сопровождения как помощи субъекту «в принятии решения в ситуации жизненного выбора. Сопровождение - сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Результатом сопровождения является прогресс в развитии ребенка».

В данном случае процесс сопровождения - это единая структура обоснованных и последовательных действий, дающих возможность субъекту справиться с принятием решения, и в дальнейшем взять на себя ответственность за его воплощение в деятельности. С учетом всего вышесказанного основным методом сопровождения является комплексный. В основе которого лежит единство четырех функций: диагностики сути появившейся проблемы; получения информации о проблеме и основных способах ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения.

Необходимо отметить, что понятие «сопровождение» тесно связано с понятием «здоровье». Эта связь наиболее отчетливо видна в определении сущностной цели психологического сопровождения. Как указывает И.В. Дубровина, «цель психологической службы в образовании - психическое и психологическое здоровье детей и школьников» [1].

Рассматривая основные существующие результаты исследований по данной проблематике, можно утверждать, что в настоящее время психологический аспект психолого-педагогического сопровождения учащихся в плане профилактики нарушений развития, особенно в организациях оздоровительного типа, является недостаточно изученным, а сама проблематика - не в полной мере разработанной.

Фактически отсутствуют теоретические и методические основы для формирования эффективных программ, обеспечивающих работу практических психологов.

Анализ существующих теоретических и научно-практических работ показал, что публикаций, предлагающих целостную законченную структуру организации психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся в условиях современных образовательных оздоровительных организаций кратковременного пребывания в настоящее время нет. Также следует отметить, что существующая проблема организации психологической помощи подросткам, у которых диагностируется низкий уровень учебной успешности, является практически неизученной, особенно если речь идет об оздоровительных образовательных организациях.

20

Все вышеперечисленные факторы обусловливают необходимость и значимость разработки и последующего внедрения программы психолого-педагогического сопровождения.

Предполагается, что это будет программа психологопедагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик учащихся-подростков, обладающих низким уровнем успешности в учебной деятельности. Реализация программы предполагается в условиях образовательной оздоровительной организации. Психолого-педагогическое сопровождение - это особая ячейка в учебно-воспитательном процессе. Данный вид поддержки является не просто набором различных коррекционноразвивающих методов работы с подростками, это скорее оказание помощи подростку в решении задач развития, саморазвития, самопознания, самореализации, обучения, воспитания, социализации.

Данная модель психологического сопровождения определяется специфичностью условий пребывания подростка в образовательной оздоровительной организации. Эти условия определяются объективными признаками пребывания ребенка в образовательной оздоровительной организации:

Эти условия определяются объективными признаками пребывания ребенка в образовательной оздоровительной организации:

1) функциями, реализуемыми образовательной оздоровительной организации: социальную адаптацию (социализацию), лечебнооздоровительную, образовательную (развивающую), досуговую;

2) объективными трудностями, связанными с адаптацией во временном коллективе:

- нарушаются привычные коммуникативные связи с семьей, друзьями. Подростку необходимо устанавливать отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми, подчиняться мнению коллектива (группы в 53-62 человека) и находить компромисс;

- меняется весь стиль жизнедеятельности: соблюдение режима дня, правил поведения;

- каждый подросток связывает с пребыванием в образовательной оздоровительной организации свои мотивы и представления.

Реализация программы осуществлялась в оздоровительной организации, где школа является структурным подразделением. В организации оздоравливаются дети с заболеванием опорнодвигательного аппарата в возрасте 4 до 18 лет. Период оздоровления составляет 60 дней.

Таким образом, разработка данной программы психологопедагогического сопровождения в значимой мере обусловлена спецификой оздоровительной организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание образовательного и оздоровительного процессов, режим пребывания, адаптация во временном коллективе и пр.).

21

Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные психологические характеристики обучающихся-подростков с низким уровнем успешности учебной деятельности.

Таким образом, разработка данной программы психологопедагогического сопровождения в значительной мере обусловлена спецификой оздоровительной организации (отрыв от семьи, необходимое сочетание образовательного и оздоровительного процессов, режим пребывания, условия временного коллектива и пр.).

В соответствии с выявленными в ходе исследования психологическими характеристиками, определяющими успешность учебной деятельности обучающихся-подростков, была разработана комплексная программа, состоящая из пяти относительно самостоятельных подпрограмм, направленных на формирование навыков саморегуляции и самокоррекции психоэмоционального состояния и умения социального взаимодействия, развития ценностей на уровне индивидуальных приоритетов, коррекции отношения к болезни и оптимизации самооценки [2].

В представленной модели направления деятельности совпадают с основными видами работы психологической службы системы образования. Однако содержательное направление каждого из блоков заметно отличается от аналогичных видов деятельности педаго-га-психолога в образовательной организации.

Основу программы составляет операциональный блок, включающий в себя четыре подблока: диагностический, коррекционный, консультационный и информационный.

Для работы с низкоуспевающими обучающимися-подростками обязательными являются следующие программы (табл. 1).

Таблица 1

Программы коррекционного блока

Название программы Цель

«Познай самого себя» Формирование позитивного отношения подростка к своему «Я».

«Учимся общаться» (на основе методики И.П. Иванова) Формирование гуманного отношения к одноклассникам.

«От нравственного выбора к жизненному пути» (на основе программы А.И. Шемшуриной) Помощь подростку в самоопределении, осознании отношений с окружающим миром, выборе жизненной позиции, нравственных критериев

Программа коррекции нервно-эмоционального напряжения подростков Снижение уровня тревожности у подростков, обучение основным методам саморегуляции для снятия внутреннего психоэмоционального напряжения

«Основы школы здоровья» Формирование гармоничного отношения к здоровью, повышение мотивации к лечению

22

Рекомендуемые программы подкреплялись предметными декадами, дополнительными занятиями по предметам.

В рамках формирующего эксперимента авторская программа психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик обучающихся-подростков в условиях образовательной оздоровительной организации реализовалась в течение двух месяцев (период пребывания подростков в организации составляет в среднем 46 дней). Непосредственная коррекционная деятельность составляла 14 часов в неделю. Занятия проводились во внеурочное время (подростки находились в организации круглосуточно). Обучающиеся-подростки с низким уровнем успеваемости в количестве 30 чел. произвольно поделили на группы по 15 чел., которые составили контрольную и экспериментальные группы. На первом этапе формирующего эксперимента в результате сравнительного анализа статистически значимых различий психологических характеристик обучающихся-подростков экспериментальной и контрольной групп обнаружено не было.

На следующем этапе был проведён сравнительный анализ средних значений психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности обучающихся-подростков экспериментальной группы до и после эксперимента. Сравнительный анализ средних значений психологических характеристик обучающихся-подростков экспериментальной группы представлен в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ средних значений психологических характеристик обучающихся-подростков экспериментальной группы до и после эксперимента

Психологические характеристики ЭГ1, n=15 ЭГ2, n=15 t Р

М±о М±о

I (жёсткость-чувствительность) 6,7±3,1 9,9±2.8 3,1 0,001

Q4 (расслабленность-напряжённость) 6,6±3,3 9,3±2,1 2,9 0,001

Самооценка ,8±2,9 7,9±1,8 2,9 0,001

Щедрость (открытость) 12,1±6,2 15,9±5,1 3,0 0,001

Достижение 12,3±4.4 16,6±4.1 3,1 0,001

Универсализм 18,3±7,4 21,2±6,8 2,2 0,05

Апатический тип 13,1±10,2 8,8±7,4 2,9 0,01

Тревожный тип 7,4±9,1 9,8±10,4 2,2 0,05

Примечание: ЭГ1 - средние значения до эксперимента; ЭГ2 - средние значения после эксперимента; М - среднее значение; о - стандартное отклонение; t - значение критерия Стьюдента; p - уровень значимости различий.

23

Полученные данные демонстрируют положительную динамику развития всех характеристик, определяющих успешность учебной деятельности, выделенных в процессе констатирующего эксперимента, как нуждающихся в коррекции. Так, у обучающихся-подростков экспериментальной группы отмечается положительная динамика в коррекции нервно-эмоционального напряжения Q4 (расслабленность-напряжённость), показатели по фактору I ((жёсткость-чувствительность) повысились после проведения формирующего эксперимента.

В развитии самооценки также наблюдается положительная динамика, которую можно объяснить тем, что в процессе коррекционных занятий подростки учились любить и принимать себя, обрели уверенность в себе, несмотря на слабые стороны личности.

Изменения произошли и в системе индивидуальных ценностных предпочтений обучающихся-подростков. Так, ценности достижения, универсализма и щедрости (открытости) на уровне индивидуальных предпочтений получили большую значимость после коррекционных занятий.

В коррекции отношения к болезни наблюдается следующая динамика: показатели апатического типа отношения к болезни существенно снизились, а тревожного несколько повысилась. Отношение к здоровью учащихся стало значимым в процессе коррекционных занятий, что подтверждается изменениями, произошедшими в иерархии типов отношения к болезни. Так, у обучающихся-подростков экспериментальной группы по окончании эксперимента доминирует эргопатический тип отношения к болезни, однако, гармоничный и тревожный типы отношения к болезни приобрели значимость после коррекционных занятий.

Динамику успеваемости в экспериментальной группе считаем положительной, так как средний бал по всем предметам выше по сравнению с данными на начало эксперимента.

На заключительном этапе был проведён сравнительный анализ средних значений психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности обучающихся-подростков экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента (табл. 3).

24

Таблица 3

Сравнительный анализ средних значений психологических характеристик обучающихся-подростков

до и после эксперимента

Психологическая характеристика ЭГ, n=15 КГ, n=15 t Р

М±о М±о

I (жёсткость-чувствительность) 1 6,7±3,1 6,4±2,7 0,33 0,05

I (жёсткость-чувствительность) 2 9,9±2,8 8,1±2,8 1,83 0,05

Q4 (расслабленность-напряжённость) 1 6,6±3,3 6,4±2,7 0,3 0, 05

Q4 (расслабленность-напряжённость) 2 9,3±2,1 7,8±2,5 2,72 0,01

Самооценка 1 5,8±2,9 7,2±2,6 0,42 0,05

Самооценка 2 7,9±1,8 8,0±2,9 1,82 0,05

Открытость 1 12,1±6,2 10,9±4,5 0,32 0,05

Открытость 2 16,6±4,1 12,6±4,7 4,40 0,001

Достижение 1 12,3±4,4 11,8±3,8 0,25 0,05

Достижение 2 16,6±4,1 13,7±4,4 2,83 0,01

Универсализм 1 18,3±7,4 17,6±6,2 0,36 0,05

Универсализм 2 21,2±6,8 18,6±6,2 2,76 0,01

Апатический тип 1 13,1±10,2 10,5±7,8 0,34 0,05

Апатический тип 2 8,8±7,4 9,2±6,2 1,78 0,05

Тревожный тип 1 7,1 ±9,1 7,7±6,6 0,61 0,05

Тревожный тип 2 9,8±10,4 6,7±5,9 3,14 0,01

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; 1 - средние значения до эксперимента; 2 - средние значения после эксперимента; М - среднее значение; о - стандартное отклонение; t - значение критерия Стьюдента; p - уровень значимости различий.

Полученные данные демонстрируют значимые различия в психологических характеристиках экспериментальной и контрольной групп после проведения эксперимента. В группе низкоуспевающих обучающихся-подростков контрольной группы были обнаружены незначительные различия средних значений психологических характеристик до и после эксперимента, что обусловлено реализацией модели психолого-педагогического сопровождения в образовательной оздоровительной организации в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, программа психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик обучающихся-подростков образовательной оздоровительной организации с низким уровнем успеваемости учебной деятельности оказалась эффективной. Оценка эффективности реализации программы позволила выявить статистически достоверные различия средних значений психологических характеристик в экспериментальной и контрольной выборках обучающихся-подростков с низким уровнем успеваемости при поступлении и по окончании эксперимента.

25

Иными словами, полученные результаты определяют значимость программы психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик обучающихся-подростков, определяющих успешность учебной деятельности в образовательной оздоровительной организации, и доказывают её эффективность.

Список литературы

1. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2010.

2. Губин В.А., Афанасьева О.П. Программа психолого-педагогического сопровождения поступательного развития психологических характеристик, определяющих успешность учебной деятельности учащихся-подростков в условиях образовательной оздоровительной организации // Вестн. Рязанск. гос. ун-та. -2015. - № 2. - С. 24-32.

3. Губин В.А., Афанасьева О.П. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, обучающихся в условиях образовательной оздоровительной организации // Ярославск. пед. вестн. - 2014. - Т. 2. Психолого-педагогические науки. - № 3. - С. 270-272.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.