Продолжение Таблицы 1
реализуемым ими профессиональным образовательным программам без прохождения процедуры аккредитации
78. Недопустимость излишней бюрократической нагрузки на педагогов Нормы отсутствуют. Устанавливается закрытый перечень отчетных документов, которые органы власти вправе требовать от образовательных организаций В настоящее время учителя и руководители образовательных организаций, в особенности школ, перегружены излишней бумажной работой. Такая система управления образованием мешает учителям работать с учащимися. Массовые отчеты занимают львиную долю времени педагога
Заключение
Вышеотмеченное позволяет сделать вывод, что институционализация сферы образования России является проблемным полем для экономической теории образования. Прямо противоположные точки зрения специалистов образования и администраторов от образования исключают, а в лучшем случае делают малопродуктивным, создание нормальных условия функционирования и развития системы образования России. Состоявшееся 8 декабря
2014 г заседание Совета по науке и образованию при Президенте РФ стало ещё одним свидетельством в пользу необходимости последовательного изменения институциональной базы сферы образования. Полагаю значимым включение в процесс институ-ционализации большего числа участников образовательного процесса и выработки принципиально новых подходов к институционализации сферы образования России.
Chekmarev V.
INSTITUTIONALIZATION FIELD OF EDUCATION RUSSIA
In this articl presents the results of a comparative analysis of the existing and projected regulatory framework on the basis of the Federal Law of29.12.2012 № 273-FZ "On Education in the Russian Federation" and the draft federal law "On Public Education - Education for All" as the two concepts of educational policy.
Keywords: education, public policy in education, the institutionalization of education.
УДК 37.014; 33:37
Чекмарев В.В.
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В статье сформулирована позиция, согласно которой пути развития промышленности России следует исследовать в контексте проблемы повышения эффективности использования человеческого капитала.
Ключевые слова: человеческий капитал, развитие методологии экономической теории образования, развитие пром ышленности.
Введение
Традиционно в экономической литературе проблемы развития промышленности исследуются (в рамках проводимой промышленной политики) с позиций оценки использования основных фондов
(физического капитала). Но появление новых форм капитала, и прежде всего идентификация такой его формы как человеческий капитал, делает необходимым пересмотр традиционных теоретических подходов к исследованию трендов развития промыш-
110
© Чекмарев В.В., 2014
ленности. Достаточно очевидным является тот факт, что происходит физический и моральный износ оборудования, используемого в промышленности. (Табл. 1,2). Но для обновления станочного парка требуются соответствующие кадры конструкторов, технологов, проектировщиков производства и т. п. Следовательно, появлению физического капитала предшествует появление человеческого капитала, позволяющего проведение реиндустриализации промышленности.
Реиндустриализация промышленности
Проблема реиндустриализации промышленности осознаётся всё более и более как одна из самых основных проблем развития страны [1; 2; 6; 8;]. Директор Института нового индустриального развития С.Д. Бодров деиндустриализацию отечественной экономики называет российской трагедией [4] и в ряде работ доказывает необходимость новой индустриализации страны [3].
А.Б. Бузгалин на Научном семинаре в Государственной Думе ФС РФ (10 июня 2014 г.) и на Международном конгрессе «Возрождение производства, науки и образования в России» (22 ноября 2014 г.) в размышлениях о реиндустриализации определяет цели и средства социально-экономической стратегии [5; 2]. При этом отмечается приоритетное развитие креатосферы (читай - человеческого капитала). Позицию А.В. Бузгалина поддерживает и другой крупный специалист С. С. Губанов, в контексте рассмотрения системной основы неоиндустриального консенсуса России [7]. Солидаризируются с означенной позицией целый ряд других экономистов [12].
Однако. В ряде публикаций присутствует и традиционное понимание развития промышленности. Так, В.П. Логинов отмечает, что степень износа многих буровых установок, нефтеперерабатывающих и химических заводов наибольшая в промышленности (70-80 %). Надеяться на импорт этого оборудования, которое и в перспективе будет использоваться с повышенной нагрузкой, нельзя. Необходима модернизация и реконструкция этих предприятий [11, С. 165]. В его же работе отмечается, что в любой развитой стране основой развития промышленности должно быть машиностроение, в котором производится наиболее технически совершенные орудия труда. Машиностроение РФ сейчас отдаёт преимущество изделиям металлоёмким, таким как башенные краны, котлы, тепловозы, электроплитки, погрузчики, тракторы на гусеничном ходу и прочее, тогда как машины на постоянном электрическом токе, медицинская техника, генераторы и другая продукция, для которой нужна развитая сеть НИР, либо выпускается в небольшом объёме, либо имеет тенденцию к снижению выпуска [11, С. 166].
Но фиксируя причины, по которым машиностроение России пришло в упадок (см. таблицы 1, 2) он выделяет высокую концентрацию производства в этой отрасли, оставшуюся от СССР. С этим выводом В.П. Логинова вряд ли можно согласиться.
В его же работе отмечается, что в настоящее время мощности многих машиностроительных предприятий загружены на 40-50 %. Заводы, как правило, работают в одну смену. Слабая загрузка производственных мощностей - это существенный фактор необходимости структурной перестройки. Из-
Таблица1
Степень износа основных фондов в промышленности, в %
Годы 1970 1980 1990 1995 1998 1999 2000 2011
Промышленность-всего 25,7 36,2 46,4 48,5 52,9 51,9 51,3 47,1
Электроэнергетика 23,2 31,6 40,6 45,7 49,4 50,4 51,6 49,9
Топливная 34,7 43,4 46,7 51,2 54,7 52,6 50,2 48,6
промышленность
Черная металлургия 25,8 38 50,1 46,9 53,1 53 53,5 52,1
Цветная металлургия 29,9 37,8 46,9 47,5 52 49,1 44,5 47,9
Химическая 22,1 35,8 56,3 57,6 62,6 60,9 60,2 64,2
Машиностроение 25,3 34,4 47,5 47,5 53,2 53,2 55,3 50,7
Лесная, деревообрабатываю щая, целлюлозно-бумажная 29,3 38,5 48,3 50,2 55,2 51,6 48,7 48,5
Промышленность 24,7 34,5 42,1 46,5 53,6 54,2 53,7 55,9
строительных материалов
Легкая промышленность 25,1 32,8 40,2 47,7 54,9 55,7 54,2 53,3
Пищевая 25,7 38,9 40,7 42,8 44,5 39,9 38,3 40,2
Источник: [10, С. 118; Россия в цифрах].
Таблица2
Возрастная структура оборудования в России
Годы 1970 1980 1990 1995 1998 1999 2000 2011
Всего оборудование 100 100 100 100 100 100 100 100
Из него возраст (лет)
0—5 40,8 35,5 29,4 10,1 4,1 4,1 4,7 4,1
6—10 30 28,7 28,3 29,8 20,1 15,2 10,6 8,9
11—15 14 15,6 16,5 21,9 25,3 25,7 25,5 32,9
16—20 6,9 9,5 10,8 15 18,9 20,1 21 34,2
Более 20 лет 8,3 10,7 15 23,2 31,6 34,8 38,2 19,9
Средний возраст (лет) 8,42 9,47 10,8 14,25 17 17,89 18,7 20
Источник: [10, С. 117; Россия в цифрах].
ношенность оборудования и недогрузка производственных мощностей определяют потребности инноваций и модернизации производства. Однако Россия ещё не вступила на путь инвестиционно-инновационного развития [11, С. 167].
Рассматривая машиностроительную отрасль как базовый сектор промышленности, следует отнестись со всей серьёзностью к расчётам, предпринятым по показателям структурной независимости отечественного машиностроения.
Нынешнее состояние машиностроения характеризуется глубоким спадом производства: по итогам 2012 г. объём производства машиностроительной продукции составил чуть более половины от уровня 1991 г., а к 2015 г., согласно прогнозу Минэкономразвития России, не превзойдёт двух третей от объёма 1991 г. По отдельным видам машиностроительной продукции этот спад беспрецедентен (см. табл. 3).
Заключение
Все обозначенные выше процессы, происходящие в России в течение более чем двадцати лет, можно обозначить единым термином - деиндустриализация, т. е. процесс, обратный индустриализации, когда производство не просто сокращается, а становится более примитивным, теряет свой технологический уровень. Одновременно разрушается производственная инфраструктура, сокращается интеллектуальная основа производства. Иными словами, происходит не просто сокращение производства и занятости, что было свойственно классическому капитализму в периоды кризисов (но без деиндустриализации), а сокращение самой основы развития индустрии вместе с производством и контролируемыми им рынками. При деиндустриализации простой труд начинает постоянно преобладать над комплексным, сложные операции заменяются более
Годы 1990 2011
Турбины, млн кВт 12,5 6,8
Тракторы на колёсном ходу, тыс. шт. 77,8 12,7
на гусеничном ходу, тыс. шт. 63,8 1,72
Комбайны зерноуборочные, тыс. шт. 65,7 6,2
кормоуборочные, тыс. шт. 10,1 0,29
Доильные установки, тыс. шт. 30,7 2,6
Прядильные машины, шт. 1509 27
Ткацкие станки, шт. 18300 9
Автомобили грузовые, тыс. шт. 665 207
Источник: [4, С. 20].
Таблица3
Динамика выпуска отдельных видов продукции машиностроения
примитивными, доля интеллекта в добавленной стоимости сокращается, производственный аппарат стареет и не возобновляется, простое воспроизводство постепенно вытесняет сложный тип воспроизводства. Результатом этого становится общий упадок и абсолютная потеря целых направлений производственной деятельности, секторов производства и промышленности, зачастую без возможности их восстановления.
Вышеотмеченное позволяет считать продуктивным проведение исследований для определения путей развития промышленности России в контексте проблемы повышения эффективности использования человеческого капитала и усиления внимания к процессам его формирования в системе высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Амосов, А. Поворот промышленной политики / А. И. Амосов / Реальный сектор экономики: условия формирования и развития / отв. ред. Л. В. Никифоров, А. С. Наумов. - М.: ИЭ РАН, 2013 - С. 120147.
2. Амосов, А.И. О долгосрочной стратегии развития промышленности /А. И. Амосов // Экономист. - 2012. - №> 9. - С.3-11.
3. Бодрунов, С.Д. Интеграция производства, науки и образования и новая индустриализация России / С.Д. Бодрунов// Ведомости. 19.11.2014.
4. Бодрунов, С.Д. Российская трагедия - деиндустриализация отечественной экономики / С.Д. Бод-рунов // Научный доклад / Серия «Модернизация промышленности» / Институт нового индустриального развития (ИНИР). СПб., 2013. - 34 с.
5. Бузгалин, А.В. Реиндустриализация и/или при-
оритетное развитие креатосферы (к вопросу о целях и средствах социально-экономической стратегии) / А.В. Бузгалин // Возрождение производства, -науки и образования в России: Материалы международного конгресса. 22-23 ноября 2014г. - Москва. -18 с.
6. Губанов, С. С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция / С.С. Губанов. - М.: Книжный мир, 2012. - 207с.
7. Губанов, С.С. Неоиндустриальный консенсус России и его системная основа / С.С Губанов // Экономист. 2011. №> 11. - .3 с.
8. Дубенецкий, Я.Н. Реиндустриализация: усло-вия,цели,этапы. / Я.Н. Дубенецкий // Пробл. прогнозирования. - 2014. - №№ 4. - С. 17-25.
9. Институты современной экономики россии: опыт и проблемы. Часть 1 / Науч.ред. А.Е. Городецкий. - М.: ИЭ РАН, 2013. - 274 с.
10. Лившиц, В.Н. Системный анализ рыночного реформирования нестационарной экономики России: 1992-2013 / В. Н. Лившиц. - М.: ЛЕНАРД, 2013.
- 640 с.
11. Логинов, В.П. Приоритеты и эффективность структурной перестройки промышленности России / В.П. Логинов//Реальный сектор экономики: условия формирования и развития / Отв. ред. Л.В. Никифоров, А.С. Наумов. - М.: ИЭ РАН, 2013. - С.163-174.
12. Новая индустриализация России. Теоретические и управленческие аспекты. / под научн. ред. д.э.н. Н.Ф. Газизуллина. - СПб.: НПК «РОСТ», 2014. - 237 с.
13. Производство. Наука. Образование: проблемы интеграции / Стенограмма Научного семинара в Государственной Думе ФС РФ 10 июня 2014 г. / Институт нового индустриального развития (ИНИР).
- СПб., 2014.-67 с.
Chekmarev V.
INDUSTRIAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF RUSSIA IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF HUMAN CAPITAL
The article stated position that the development ofindustry in Russia should be investigated in the context of more efficient use of human capital.
Keywords: human capital, the development of the methodology of economics education, development of the industry.