Научная статья на тему 'Развитие промышленного туризма в Тульской области'

Развитие промышленного туризма в Тульской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1543
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленный туризм / индустриальная дестинация / диверсификация деятельности / потенциал региона / industrial tourism / industrial destination / diversification of activities / potential of the region

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Богомолова Ксения Олеговна, Танкиева Тамара Ахметовна, Пономарева Марина Владимировна

Развитие промышленного туризма в условиях новой индустриализации может быть не только способом диверсификации региональной экономики, но и способствовать сохранению культурноисторического наследия региона, препятствовать оттоку населения, формировать и готовить местные кадры для предприятий региона, а также служить другим целям устойчивого развития территории. Целью данного исследования является анализ состояния промышленного туризма в Тульской области и изучение возможности его развития. Методы исследования в работе: основные общенаучные методы анализа и синтеза, SWOT-анализ, EFAS-анализ, статистические методы и метод опроса. Использовались первичные данные, полученные в ходе проведения опроса, а также вторичные данные из открытых источников и баз данных. Сделан вывод о том, что Тульская область имеет прочную индустриальную базу, а ее промышленные объекты, представляют собой возможность для развития устойчивых форм туризма. В целом, в области наблюдается такая же тенденция как в стране и мире – промышленный туризм развит на предприятиях пищевой промышленности и на сувенирных производствах. Большая часть имеющихся туристских продуктов связанных с промышленным туризмом представляет собой экскурсию на одно конкретное производство и однодневные путешествия. Проведенный в рамках исследования опрос показал, что в области имеется внутренний потребитель экскурсионных услуг на предприятиях промышленности, но данная возможность в полной мере не используется. Для развития промышленного туризма в Тульской области необходимо использовать стратегию концентрированного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Богомолова Ксения Олеговна, Танкиева Тамара Ахметовна, Пономарева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDUSTRIAL TOURISM DEVELOPMENT IN TULA REGION

The industrial tourism development in the context of new industrialization can be not only a way to diversify the regional economy, but also contribute to the preservation of the cultural and historical heritage of the region, to hinder the outflow of population, to form and train local staff for the enterprises of the region, and serve other purposes of sustainable development of the territory. The purpose of this study is to analyze the state of industrial tourism in Tula region and to explore the possibility of its development. The basic general scientific methods of analysis and synthesis, SWOT-analysis, EFAS-analysis, statistical methods and method of interrogation are research methods in the work. The authors have used primary data obtained during the survey, as well as secondary data from open sources and databases. It is concluded that Tula region has a strong industrial base, and its industrial facilities are an opportunity for the development of sustainable forms of tourism. In general, the same trend is observed in the region both in the country and in the world industrial tourism is developed at food industry enterprises and at souvenir production. Most of the available tourist products associated with industrial tourism is an excursion to one particular production and one-day trips. The survey conducted in the framework of the survey shows that there is an internal consumer of excursion services of industrial enterprises in the region, but this possibility is not fully used. To develop industrial tourism in Tula region, it is necessary to use a strategy of concentrated growth.

Текст научной работы на тему «Развитие промышленного туризма в Тульской области»

МАРКЕТИНГ

УСЛУГ И ТЕРРИТОРИЙ

УДК 338.486

DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10305

БОГОМОЛОВА Ксения Олеговна

Тульский государственный университет (Тула, РФ); магистрант; e-mail: ksen_bogomolova@mail.ru

ТАНКИЕВА Тамара Ахметовна

Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма (Краснодар, РФ); кандидат технических наук, доцент; e-mail: tankieva.tamara@yandex.ru ПОНОМАРЕВА Марина Владимировна

Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма (Краснодар, РФ); кандидат технических наук, доцент; e-mail: marina12345@bk.ru

Развитие промышленного туризма в Тульской области

Развитие промышленного туризма в условиях новой индустриализации может быть не только способом диверсификации региональной экономики, но и способствовать сохранению культурно-исторического наследия региона, препятствовать оттоку населения, формировать и готовить местные кадры для предприятий региона, а также служить другим целям устойчивого развития территории. Целью данного исследования является анализ состояния промышленного туризма в Тульской области и изучение возможности его развития. Методы исследования в работе: основные общенаучные методы анализа и синтеза, SWOT-анализ, EFAS-анализ, статистические методы и метод опроса. Использовались первичные данные, полученные в ходе проведения опроса, а также вторичные данные из открытых источников и баз данных. Сделан вывод о том, что Тульская область имеет прочную индустриальную базу, а ее промышленные объекты, представляют собой возможность для развития устойчивых форм туризма. В целом, в области наблюдается такая же тенденция как в стране и мире - промышленный туризм развит на предприятиях пищевой промышленности и на сувенирных производствах. Большая часть имеющихся туристских продуктов связанных с промышленным туризмом представляет собой экскурсию на одно конкретное производство и однодневные путешествия. Проведенный в рамках исследования опрос показал, что в области имеется внутренний потреби- Ключевые слова: тель экскурсионных услуг на предприятиях промышленности, но дан- промышленный туризм, ная возможность в полной мере не используется. Для развития про- индустриальная дестинация, мышленного туризма в Тульской области необходимо использовать диверсификация деятельности, стратегию концентрированного роста. потенциал региона

Введение. В настоящее время в России осуществляется переход от постиндустриальной экономики к экономике «новой индустриализации» [1-3]. Принятый в 2014 году федеральный закон «О промышленной политике» закрепил за регионами страны роль субъектов промышленной политики. Промышленный туризм в условиях новой экономики может быть не только способом диверсификации региональной экономики, но и способствовать сохранению культурно-исторического наследия региона, препятствовать оттоку населения, формировать и готовить местные кадры для новой индустриализации. В 2017 году в Екатеринбурге был учрежден «Совет по развитию промышленного туризма в Российской Федерации». Задачей Совета является координация действий представителей отраслевых министерств, региональных властей, промышленных предприятий регионов и общественных объединений. Так, Ленинградская, Липецкая, Воронежская, Вологодская, Тульская, Оренбургская, Свердловская и Тюменская области, а также Пермский, Ставропольский и Краснодарский край имеют богатое индустриального наследие и промышленные объекты, интересные для посещения внутреннему и иностранному туристу.

Возможности и проблемы развития промышленного туризма в России В крупнейшей в России электронной библиотеке научных публикаций eLIBRARY находится около 400 научных работ, посвященных различным аспектам промышленного туризма, из них более 200 опубликованы с 2016 года. Большая часть работ посвящена исследованию перспектив развития промышленного туризма в России в целом и в отдельных регионах в частности [4-9, 15, 17, 18, 20].

Под промышленным или индустриальным туризмом чаще всего понимают организацию экскурсий и туров на действующие предприятия [4-9]. Однако ряд отечественных [8-9] и зарубежных исследователей Soyez D., Bujok P., Klempa M., Porzer M., Copie S,. Dorde-vic J. и др.[10-13, 25] обращают внимание на

возможность использования заброшенных или законсервированных предприятий для туристических целей. Интересен опыт Германии и Чехии в организации туризма на предприятия горной, машиностроительной и металлургической промышленности [10-13]. В данных исследованиях отмечается культурологический и познавательный аспект посещения исторически значимых промышленных предприятий, а также отмечается, что экскурсии на подобные объекты способствуют формированию преемственности поколений и сохранению индустриального наследия Европы. В работах отечественных авторов указывается на возможность использования заброшенных индустриальных объектов для организации экстремального туризма [8-9], а также перепрофилированию таких объектов под выставочную, концертную, музейную или креативную деятельность [5, 18, 25].

Для потребителей туристических услуг промышленный туризм может быть интересен с точки зрения:

• культурно-познавательных целей - посетитель знакомится с историей производства, ролью производства в экономике региона и страны, технологией и новшествами и пр.;

• образовательных и профориентацион-ных целей;

• обмена опытом и поиском партнеров, инвесторов, поставщиков и пр. - для делового туризма;

• возможности удостовериться в качестве производимых продуктов, экологической безопасности производства, социальных условиях труда и пр.

Продуктом промышленного туризма могут быть [15, 16]: демонстрация технологического процесса, оборудования и товаров производства; мастер-классы и интерактивные программы; развивающая и познавательная информация о самом производстве, его истории и т.п. Исследование, проведенное в Тай-вани [16], показало, что для туристов безопасность и доступность посещаемого предприятия также важны, как и его аттрактивность.

Для предприятий, предоставляющих возможность посещения производства, промышленный туризм предоставляет следующие возможности:

• продвижение продукции предприятия, выход на новые рынки сбыта;

• укрепление престижа и имиджа предприятия;

• привлечение будущих кадров,

• создание новых рабочих мест;

• дополнительный источник дохода предприятия.

Имеющиеся предложения экскурсионных услуг показывают, что в полной мере преимуществами промышленного туризма пользуются в основном предприятия пищевой промышленности и сувенирные производства [5, 14, 19, 20]. Горно-обрабатывающие, металлургические и машиностроительные производства чаще всего используют экскурсии на производство в рамках профориентационной деятельности и организации взаимодействия с образовательными учреждениями [15, 22].

Сдерживающими факторами развития промышленного туризма в России являются [7, 9]:

• отсутствие специалистов для организации экскурсий, в том числе знающих иностранный язык;

• отсутствие необходимой инфраструктуры;

• сложности с обеспечением безопасности туристов и неприспособленность предприятий к показу;

• необходимость ведения бухгалтерской и управленческой отчетности;

• необходимость соблюдения государственной или коммерческой тайны, предприятия с особым режимом и охраной.

Развитие промышленного туризма может быть направлением диверсификации экономики регионов, а также способствовать:

• устойчивому развитию территории;

• формированию целостного имиджа территории и сохранению индустриального наследия;

• созданию дополнительных рабочих

мест;

• благодаря мультипликативному эффекту туризма, увеличению дохода организаций, оказывающих экскурсионные услуги, услуги транспортного сопровождения, питания и размещения, а также связанных с производством и реализацией сувенирной продукции;

• увеличению турпотока;

• косвенному стимулированию развития инфраструктуры;

• сохранению кадрового потенциала территории и препятствовать оттоку молодежи.

Перечисленные возможности в первую очередь важны для моногородов [21] и старопромышленных [19, 20] регионов России. Ключевую роль для развития промышленного туризма могут играть органы местной власти [7, 9]. Основными направлениями деятельности таких органов являются:

• реестровая - ведение реестра маршрутов, экскурсий и предприятий промышленного туризма;

• консультативная и юридическая помощь предприятиям, которые имеют возможность принимать туристов;

• стимулирующая;

• продвижение регионального туристического продукта на выставках, фестивалях и пр.

Цель данного исследования - провести анализ состояния промышленного туризма в Тульской области и изучить возможности его развития. Гипотеза исследования - в области имеются необходимые предпосылки для развития промышленного туризма, том числе и внутренний потребитель экскурсий на промышленные предприятия.

Методы исследования в работе: основные общенаучные методы анализа и синтеза, SWOT-анализ, EFAS-анализ, статистические методы и метод опроса. Использовались первичные данные, полученные в ходе проведения опроса, а также вторичные данные из открытых источников и баз данных.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Тульская область как промышленный регион

Сфера промышленности в Тульской области занимает значительную часть жизни региона и является приоритетной. На сегодняшний день, самым промышленно-развитым регионом России является Липецкая область. Тульская область находится на втором месте, где доля промышленности в суммарном объеме ВРП занимает почти 40%.

В 2018 г. индекс промышленного производства в регионе по итогам прошлого года составил 105,6 %, что выше среднего значения по стране (101,0 %). Сергей Лавров, глава МИД России, отметил, что регион активно диверсифицирует свою экономику, среди ключевых отраслей - машиностроение, ОПК, химическая промышленность, металлургия. Широко известны предприятия КБП им. Шипунова, Ту-ламашзавод и другие. Одним из серьезных событий 2018 г. стал инвестиционный проект, направленный на создание, модернизацию

Химическая Народнып ромышленность художественные 12% промыслы 1%

Топливно -энергетический комплекс

Целлюлозно-

бумажное производство. 6%

или реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных и промышленных технопарков, согласно которому индустриальный парк «Узловая» получит 197,4 млн.руб. в 2019 г.

В настоящее время на территории Тульской области существует 122 (с учетом закрывшихся или на время приостановивших свою деятельность - 162) предприятия, относящихся к разным отраслям промышленности. Из них 25 относятся к предприятиям ОПК (оборонно-промышленный комплекс), 19 -Гражданское машиностроение, 7 - Металлургическая промышленность, 20 - легкая промышленность, 8 - промышленность строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, 7 предприятий целлюлозно-бумажного производства, 4 предприятия, занимающихся научно-технической деятельностью, 15 - топливно-энергетический комплекс, 15 - химическая промышленность, 1 - Народные художественные промыслы, 1 - стекольная промышленность (рис. 1).

Стекольная

промышленность 1%

ОПК

20%

Научно-техническая деятельность

3%

Гражданское машиностроение 16%

Промышленность строительных материалов (изделий) и строительных конструкций 7%

Легкая промышленность 16%

Металлургическая промышленность

6%

Рис. 1 - Предприятия Тульской области по видам производства

Из данных диаграммы можно сделать вывод, что основными сегментами промышленности Тульской области являются ОПК, легкая промышленность, химическая про-

мышленность и гражданское машиностроение. География предприятий неравномерна, большая часть приходится на Тулу, Новомосковский и Щекинский районы. Также в обла-

сти находятся более 50 предприятий пищевой промышленности, в том числе: АО «Тульский молочный комбинат», «Тульский пивзавод» (филиал ООО «Пивоваренная компания «Балтика»), кондитерская фабрика «Ясная поляна», кондитерская фабрика «Суворовские Конфеты», производители тульских и региональных пряников и белевской пастилы.

Приведенные данные, безусловно, подчеркивают значимость промышленности для всей Тульской области, в связи с чем необходимо обратить внимание на возможность развития промышленного туризма.

Исследование интереса и спроса жителей Тулы и области Основными потребителями экскурсионных услуг на предприятиях области в настоящее время являются жители Москвы и Мос-

Химическая промышленность

9%

Стекольная промышленность 6%

Предприятия, занимающиеся научно-технической деятельностью 19%

ковской области (более 69%). Но, для развития туризма важно наличие местного потребителя. Для исследования внутреннего спроса было проведено исследование посредством опроса и анкетирования, в котором участвовало 190 жителей Тулы и области. Участникам необходимо было выбрать вариант, интересующий каждого респондента индивидуально. В качестве основных отраслей промышленности были выделены: предприятия ОПК, гражданское машиностроение, металлургическая промышленность, легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, целлюлозно-бумажное производство, научно-техническая деятельность, топливно-энергетический комплекс, химическая и стекольная промышленность (рис. 2).

Гражданское машиностроение 11%

Металлургическая промышленность

6%

Легкая и пищевая промышленность

Целлюлозно-

бумажное производсво 4%

Производство строительных материалов (изделий)

7%

4%

Рис. 2 - Результат опроса пользователей

По данным опроса видно, что жителям Тулы и области могут быть интересны предприятия, занимающиеся гражданским машиностроением и научно-технической деятельностью. Значительному количеству опрошенных подобного рода экскурсии неинтересны. Эмпирическое исследование по средствам анкетирования позволило составить об участниках опроса следующую картину (рис. 3).

По данным можно сделать вывод, что в основном подобного рода экскурсии нужны людям, заинтересованным в собственном будущем, в индивидуальном саморазвитии и тем, кому необходимо получить одобрение со стороны общества и руководства. Кроме того, на вопрос с открытым ответом «какие ассоциации у Вас вызывает промышленный туризм или экскурсия на производство» были получены следующие ответы (рис. 4).

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поощрение со строны работы/учебы

Поощрение со стороны социума

Потенциальное рабочее место

Возможность самореализации и проявления собственных знаний

Интересное времяпрепровождение

0 10 20 30 40 50 кол-во чел.

60

Интересует процесс/технология производства

Хочу удостоверится в честности производителя и качестве товара/материала/изделий

Посетил бы для собственного развития

Считаю своим долгом знать как можно больше информации о производствах

I «надо», значит «надо»

Рис. 3 - Причина и мотивация жителей Тульской области

Оружейный

Рис. 4 - Ассоциации у респондентов с понятием промышленный туризм

Таким образом, можно сделать вывод, что среди респондентов ассоциируются с промышленным туризмом в первую очередь Оружейный завод, Тулачермет, Тульский молочный комбинат, а также пищевые производства выпускающие пряники.

Кроме того, был проведен опрос эмпирического восприятия промышленного туризма в целом, в ходе которого выяснилось, что 27% респондентов находят экскурсии на предприятия интересными, 26% - полезными

для собственного будущего, 16% - скучными, 9% - однотипными и 22% - обязательными для поощрения со стороны коллег, руководства, учителей, преподавателей.

Таким образом, жителям Тулы и области интересны экскурсии на различные предприятия, однако значительная часть респондентов воспринимают их как нечто необходимое и обязательное для одобрения со стороны общества. Это связано с нехваткой информации и понимании самой сути промышленного туризма.

Объекты промышленного туризма Тульской области

Несмотря на внушительное количество предприятий пищевой и легкой промышленности, Тульская область считается традиционно сильной в оборонной, металлургической и машиностроительной промышленности.

Большой вклад в производство внутреннего валового производства вносят предприятия химической промышленности. Так на 2018 год основные инвестиции в отрасль обеспечивают Ефремовский завод синтетического каучука, Алексинский химический комбинат, «НАК «Азот» и «Щекиноазот». В 2017 г. компания «ЕвроХим», министерство промышленности и торговли РФ и правительство Тульской обла-

сти подписали меморандум о трёхстороннем специальном инвестиционном контракте на 30 миллиардов рублей. Компания «Щекино-азот» находится на стадии роста, увеличивая производство и укрепляя позиции на целевых рынках. Алексинский химический комбинат также осваивает изготовление новой продукции в сотрудничестве с МГУ. Помимо этого, комбинат оказывает услуги в области промышленной безопасности, экологии и инжиниринга. Он участвует в федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической безопасности».

В настоящий момент значительная часть предприятий Тульской области, относящихся к оборонно-промышленной отрасли, не имеют право проводить экскурсии на территории своих производств. Даже устройство на работу сопровождается некоторыми трудностями: подписание договора о неразглашении информации, часто невозможность выезда за границу, проверки претендента по всем аспектам социальной жизни (судимость, служба и т.п.). К таким предприятиям относятся: АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова»; Центральное кон-структорско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО); АО «Научно-производственное объединение «СПЛАВ»; АО «АК «Туламашзавод». Стоит отметить, данные предприятия имеют музеи и интересные объекты показа на территории производства, которые используются в основном для профориентационных целей. Так, например, на внутренней (закрытой) территории «Туламашзавод» находится выставочный комплекс, но для экскурсии необходимы: письмо - заявка на посещение комплекса - музея науки и техники на имя Генерального директора АО «АК «Туламашзавод», которая оформляется на фирменном бланке организации с указанием контактного лица, телефона, электронной почты. К письму прилагается список группы учащихся и сопровождающих.

Еще одним фактором, сдерживающим

возможность проведения экскурсии на предприятия, является возрастное ограничение. К таким предприятиям можно отнести нижеприведенные предприятия:

«Тульский пивзавод» - филиал ООО «Пивоваренная компания «Балтика». В настоящий момент экскурсии проводятся на 8 заводах компании бесплатно как для организованных групп от 10 человек, так и для индивидуальных посетителей. В зависимости от интересов группы, можно выбрать удобную для туристов программу, продолжительность, и тематику экскурсии. По запросу в нее может быть включена дегустация пива. Длительность экскурсии составляет 1,5 часа. На экскурсии допускаются только совершеннолетние.

Частная пивоварня Во^^ег («Болтин-гер»), Тульская область, Заокский район, деревня Сонино. Пивоварня открылась относительно недавно, однако расположение пивоварни дает большое преимущество для организации экскурсий и для формирования комплексного турпродукта (рядом находятся исторические музеи-усадьбы Поленово и Боло-тово, курорт Велегож).

ООО «Ханинская пивоварня», город Тула. Поставленное оборудование на предприятии включает в себя полный производственный цикл, предусмотренный европейскими, в частности, чешскими традициями варения лагерного пива, что удобно для производителей, применяющих эти технологии.

В настоящий момент, Тульскую область вошла в Совет по развитию промышленного туризма в России. Тульские предприятия будут включены в федеральную промышленную туристическую карту. Несмотря на колоссальный потенциал для развития промышленного туризма в Тульской области, на сегодняшний день выбор действующих экскурсий на предприятия крайне ограничен (табл. 1). В основном, организуются однодневные путешествия. Крупным туроператором, предоставляющим экскурсии на производства Тульской области, является компания «Рейтинг».

Таблица 1 - Действующие экскурсии на предприятия Тульской области

№ Наименование предприятия Адрес Примечание

1 АК «ТУЛАМАШ- г. Тула, ул. Мосина, 2 Необходимо составить письмо-заявку, организационные

ЗАВОД» вопросы (дата, время посещения и др.) согласовываются

заранее.

2 Фабрика Тульская г. Тула, ул. 5-я Криво- Посещение предприятия возможно только в будние дни гармонь лученская, 3 с 9 до 15:00.

3 Тульский пивзавод г. Тула, Длительность экскурсии около 1,5 часов, допускаются

(Балтика) Одоевское шоссе, 85 только совершеннолетние. Для допуска необходим спи-

сок с ФИО посещаемого, датой его рождения, паспорт-

ными данными. Группа от 10 человек.

Кондитерская фаб- г. Тула, „ „

__Длительность экскурсии: 1,5 - 2 часа, проведение ма-

рика «Медовые ул. Скуратовская, 98

стер-класса по приготовлению пряников.

традиции»

4

5 АО Тульский молоч- г. Тула,

ный комбинат ул. Некрасова, 7

На территорию завода допускаются только школьники. Для допуска необходимо надеть одноразовый халат, шапочку, бахилы (всё это вы получите на входе в производственные цеха).

6 К/Ф Ясная поляна г. Тула, Длительность экскурсии: 1,5 - 2 часа; возможно прове-

Одоевское шоссе, 83 дение экскурсии на английском языке.

7 ЗАО «ПО «Детская г. Тула, Возможно посещение основного цеха по производству и

игрушка» ул. Дра. Гумилевской, литью пластмассовых деталей для изготовления бубнов

(«ТулИгрушка») 16 и барабанов, гитар и шарманок, маракасов и дудочек и арт-пространства «МузейНеИгрушки». Посещение возможно только в будние дни с 13 до 17:00; посещение арт-пространства - со среды по воскресенье.

Фабрика «Старые Белевский р-н, г. Бе- „ _

Производитель белевской пастилы. Экскурсии возмож-традиции» лев, ул. Привокзаль- „

„„ _ „ ны про предварительной записи. ная, 21-б, пом. 1

8

Так, Тульский молочный комбинат, владелец торговой марки «Бежин Луг» проводит экскурсии для школьников (начиная с 4 класса) и всех желающих, группой от 15 до 40 человек. Стоимость экскурсии составляет 350 руб./чел., без подарка - 300 руб./чел. В программу экскурсии входит осмотр производства, лаборатории, аппаратное отделение, цех упаковки и фасовки, а по окончании экскурсии для каждого туриста проводится дегустация продукции. Продвижением экскурсий на Тульском молочном комбинате занимается специальный отдел маркетинга. Основными каналами продвижения служат сайт предприятия и группа «ВКонтакте». Только за май 2018 г. на территории предприятия было проведено 11 экскурсий для всех желающий, в

том числе из соседних областей. Экскурсии на «Бежин Луг», их популярность и периодичность проведения, можно обозначить, как наиболее точный показатель эффективности промышленного туризма Тульской области [23]. Еще одним крупным предприятием, отрывающим двери на свою территорию, является «Тульский пивзавод», на который экскурсии расписаны на несколько месяцев вперед. Предприятие «Старые традиции» в Белеве имеет и свой музей, и организует экскурсии на предприятие, где посетители могут ознакомиться с технологией производства белевской пастилы. Ведутся переговоры о возможности посещения завода «Штамп» производителя одного из известных брендов области - тульского самовара. При заводе имеется музей,

однако само производство для посещения с целью ознакомления с технологией производства закрыто.

Уникальным и прорывным событием, способствующим развитию промышленного туризма в Тульской области, является открытие кластера «Октава». Уникальность заключается в подходе и методе воздействия на туристов. На территории есть музей станков, где вся экскурсия построена на мультимедийной платформе. «Октава» представляет собой не классическую экскурсионную программу на территорию производства, а площадку для обучения, работы и творчества на территории действующего завода «Октава». Данное пространство объединяет школу технических специальностей и офисы для молодых предпринимателей, открытые мастерские и единственный в России Музей станка, а также библиотеку и многофункциональный зал.

Исследование возможности развития промышленного туризма Для более четкого понимания современного состояния промышленного туризма в

Тульской области необходимо составить SWOT-анализ и форму EFAS. SWOT-анализ -метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды и разделении их на четыре категории: сильные и слабые стороны (табл. 2), возможности и угрозы (табл. 3).

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что для развития промышленного туризма в Тульской области необходимо работать над слабыми сторонами, такими как, издержки и неготовность предприятий открыть двери своего производства, а также отсутствие маркетинговых программ продвижения. Наличие интереса и спроса должны формироваться и регулироваться комитетом Тульской области по развитию туризма.

Данные показывают, что Тульская область имеет реальные возможности для дальнейшего развития промышленного туризма, однако некоторые угрозы могут помешать их реализации. Далее, необходимо акцентировать внимание на устранении угроз и развитии возможностей (табл. 4).

Таблица 2 - Сильные и слабые стороны области

Сильные стороны Слабые стороны

1) Новый вид туризма. 2) Конкурентоспособный и малозатратный вид туризма. 3) Наличие большого количества промышленных объектов для показов и экскурсий. 4) Заинтересованность жителей Тулы и области в развитии и продвижении новых видов туризма; 5) Промышленный туризм является совокупностью познавательного, образовательного и делового туризма и способствует повышению уровня знаний жителей Тульской области и гостей региона. 6) Увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Тулу и область. 1) Отсутствие понимания необходимости и экономической выгоды у руководителей промышленных объектов, неготовность открыть процесс производства. 2) Отсутствие у промышленного туризма такого признака, как массовость. 3) Слабые (отсутствующие) маркетинговые мероприятия продвижения промышленного туризма в Тульской области. 4) Дополнительные издержки на открытие музея предприятия, создание сувенирной продукции, рекламу. 5) Отсутствие (зарождение) законодательной базы, государственных и региональных программ поддержки развития промышленного туризма. 6) Недостаточность изученности интересов населения Тулы и области в области познавательных видов туризма.

Таблица 4 - Матрица SWOT-анализа

Таблица 3 - Возможности и угрозы

Возможности Угрозы

1. Продвижение продукции предприятия, выход на новые рынки сбыта. 2. Укрепление престижа и имиджа предприятия. 3. Решение кадровых задач в рамках профориента-ционной деятельности с образовательными учреждениями области. 4. Дополнительный источник дохода предприятия и организаций, оказывающих экскурсионные услуги, услуги транспортного сопровождения, питания и размещения, а также связанных с производством и реализацией сувенирной продукции. 5. Увеличение интереса жителей соседних областей и иностранных туристов к Тульской области в целом. 6. Сохранение индустриального наследия Тульской области и содействие продвижению региона как инновационной территории. 1. Неудовлетворительное состояние предприятий для проведения экскурсий. 2. Низкий спрос на разрабатываемый турпро-дукт из-за неудовлетворительного уровня организации экскурсий. 3. Низкий уровень квалификации персонала, предоставляющего туристские услуги. 4. Конкуренция со стороны других видов туризма на территории Тульской и соседних областей. 5. Нарушение производственных циклов действующих предприятий и проблема нарушения государственной, коммерческой и др. тайн. 6. Проблемы обеспечения безопасности.

О

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

1 + + + + + + +

2 + + + + + + + +

Б 3 + + + + + + +

4 + + + + +

5 + + + + +

6 + + + + + +

1 + + + + + + +

2 + + + + + +

3 + + + + +

4 + + + + +

5 + + + + + +

6 + + + + +

Таким образом, можно отметить, что в Тульской области существует максимальная реализация возможностей с опорой на сильные стороны и частичным игнорированием угроз. Также необходимо преодолеть имеющиеся на территории слабые стороны за счет появившихся возможностей (табл. 5).

С учетом полученных данных необходимо отметить, что в целом возможности промышленного туризма Тульской области попадают под сильную и умеренную степень влия-

ния. Это означает, что они имеют большое значение для территории и их надо обязательно использовать. Матрица угроз приведена во второй части табл. 5.

Данные показывают, что критерий «неудовлетворительное состояние предприятий для проведения экскурсий» и «нарушение производственных циклов действующих предприятий и проблема нарушения государственной, коммерческой и др. тайн» представляют собой очень большую опас-

ность для промышленного туризма Тульской области и требует немедленного и обязательного устранения. Такие угрозы, как «низкий спрос на разрабатываемый турпродукт из-за неудовлетворительного уровня организации экскурсий» и «низкий уровень квалификации персонала, предоставляющего туристские услуги» должны находиться в поле зрения и устраняться по мере возможности в первостепенном порядке. В свою очередь

Таким образом, рациональнее всего обратить внимание на «стратегию концентрированного роста», тем самым усилив собственные позиции на рынке.

Заключение. Проведенное исследование показало, что Тульская область имеет значительный потенциал для развития промышленного туризма. В целом, в области наблюдается такая же тенденция как в стране и мире - промышленный туризм развит на предприятиях пищевой промышленности и на сувенирных производствах. Так, Тульский молочный комбинат или Тульский пивоваренный завод уже имеют достаточно большое количество посетителей и обладают понятной процедурой привлечения клиентов.

Большая часть имеющихся туристских продуктов связанных с промышленным ту-

угрозы, попавшие в оставшиеся поля, требуют внимательного и ответственного подхода и не должны полностью выпадать из поля зрения.

Для обобщения результатов работы по анализу стратегических факторов внешней среды предлагается использовать специальную форму «Резюме анализа внешних стратегических факторов» (External Strategic Factors Analysis Summary - EFAS, табл. 6).

ризмом представляет собой экскурсию на одно конкретное производство и однодневные путешествия. Область находится в непосредственной близости с крупным потребителем туристских услуг - Москвой. Поэтому в рамках стратегии концентрированного роста необходимо формировать комплексный многодневный турпродукт интересный потребителю и предлагающий посещение нескольких производств или производства и связанных с ним объектов показа. Основной проблемой в формировании такого турпродукта может быть режим работы предприятия. Другой проблемой для использования стратегии концентрации в промышленном туризме на тех объектах, которые обладают историческим наследием, является режим допуска на производство.

Таблица 5 - Матрица возможностей и угроз

Матрица возможностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вероятность использова- Степень влияния

ния возможности Сильная Умеренная Малая

Высокая 1 5 6

Средняя 3 2

Низкая 4

Матрица угроз

Вероятность реализации угрозы Возможные последствия

Критическое состояние Тяжелое состояние «Легкий ушиб»

Высокая 1 2

Средняя 5 3 4

Низкая 6

Таблица 6 - Форма EFAS

Внешние стратегические факторы Вес Оценка Взвешенная оценка

Возможности

1. Продвижение продукции предприятия, выход на новые рынки сбыта 0,08 4 0,32

2. Укрепление престижа и имиджа предприятия. 0,06 4 0,18

3. Решение кадровых задач в рамках профориентационной деятельности с образовательными учреждениями области 0,11 5 0,55

4. Дополнительный источник дохода предприятия и организаций, оказывающих экскурсионные услуги, услуги транспортного сопровождения, питания и размещения, а также связанных с производством и реализацией сувенирной продукции 0,08 3 0,32

5. Увеличение интереса жителей соседних областей и иностранных туристов к Тульской области в целом 0,08 4 0,32

6. Сохранение индустриального наследия Тульской области и содействие продвижению региона как инновационной территории 0,11 5 0,55

Угрозы

1. Неудовлетворительное состояние предприятий для проведения экскурсий 0,11 5 0,55

2. Низкий спрос на разрабатываемый турпродукт из-за неудовлетворительного уровня организации экскурсий 0,08 4 0,32

3. Низкий уровень квалификации персонала предоставляющего туристские услуги 0,08 4 0,32

4. Конкуренция со стороны других видов туризма на территории Тульской и соседних областей 0,06 3 0,18

5. Нарушение производственных циклов действующих предприятий и проблема нарушения государственной, коммерческой и др. тайн. 0,08 4 0,32

6. Проблемы обеспечения безопасности 0,06 3 0,18

Суммарная оценка 1,00 48 4,11

Проведенный в рамках исследования опрос показал, что в области имеется внутренний потребитель экскурсионных услуг на предприятия промышленности, но данная возможность в полной мере не используется. Особый интерес для жителей области и туристов представляют заводы оборонного комплекса, однако посещение таких объектов, в настоящее время осуществляется только в рамках делового туризма или профориента-ционной деятельности. Предприятия оборонно-промышленной отрасли и машиностроения используют возможность показа продукции и информации об истории производства на выставочных площадях Тульского государственного музея оружия [24]. Другим выходом для предприятий ОАО «Тульский

оружейный завод», ПО «Туламашзавод», ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения», ОАО «Тульский патронный завод», ОАО «Тулаточмаш», ОАО «Тульский комбайновый завод», ЗАО «Тульский завод цепей» может быть организация собственного музея или выставочного комплекса на территории своего производства, с пропускным режимом, допускающим посещение туристами. Площадками с интересной технологией производства могут быть металлургические предприятия, обладающие уникальным историческим наследием, которое может стать выигрышным продуктовым портфелем промышленного туризма в Тульской области.

Для предприятий, отраслевая деятель-

ность которых не ограниченна внутренними и внешними факторами - правильным решением будет организация показа на территории самого производства (производства строительных материалов и строительных конструкций, целлюлозно-бумажного производства, предприятия, занимающихся научно-

технической деятельностью, химическая промышленность, народные художественные промыслы и стекольная промышленность). Тут важна консультативная поддержка в организации туризма и помощь в формировании турпродукта от Комитета Тульской области по развитию туризма.

Список источников:

1. Рязанов В.Т. Новая индустриализация и экономическое возрождение России: восточный вектор // Известия УрГЭУ. 2017. №5 (73). С. 68-80.

2. Бляхман Л.С. Региональные и макрорегиональные основы новой индустриализации // Проблемы современной экономики. 2014. №1 (49). С.7-18.

3. Булавка-Бузгалина Л.А. Новая индустриализация в России: социокультурные императивы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2015. №3. С. 160-166.

4. Скляренко С.А., Панченко Т.М., Селиванов И.А., Головенко М.В. Перспективы развития промышленного туризма в России // Российское предпринимательство. 2011. Т.12. №10. С. 146-150.

5. Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Актуальность системного формирования отечественного промышленного туризма // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2012. №2. С. 60-63.

6. Огнева С.В., Кузьмина Н.В. Проблемы и перспективы развития туризма в промышленном регионе (на примере Пермского края) // Сервис в России и за рубежом. 2015. №3(59). С. 51-62.

7. Глаголева Л.Э., Куксова И.В., Валушкина В.А., Верейкина Е.С., Володина Е.Г., Соломахина Е.А. Формирование модели стратегического управления развитием промышленного туризма в регионе // Вестник ВГУИТ. 2018. №1 (75). С. 308-313.

8. Акимова М.А., Рубан Д.А. Экстремальный туризм: совершенствование классификации // Географический вестник. 2016. №1 (36). С. 95-103.

9. Яшалова Н.Н., Акимова М.А., Рубан Д.А., Бойко С.В., Усова А.В., Мустафаева Э.Р. Кызы Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей Российской туриндустрии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. №2 (50). С. 195-213.

10. Bujok P., Klempa M., Jelinek J., Porzer M., Rodriguez Gonzalez M.A.G. Industrial tourism in the context of the industrial heritage // Geojournal of Tourism and Geosites, 2015, vol. 15, pp. 81-92.

11. Klempa M., Bujok P., Porzer M., Skupien P. Industrial Complexes and their Role in Industrial Tourism - Example of Conversion // GeoScience Engineering. 2016. №1 62. pp. 45-50. DOI: 10.1515/gse-2016-0008.

12. Copic S., Dordevic J., Lukic T., Stojanovic V., Dukicin S., Besermenji S., Stamenkovic I., Tumaric

A. Transformation of industrial heritage - an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany) // Geographica Pannonica. 2014. vol. 18. pp. 43-50.

13. Soyez D. Industrial tourism in Germany: situation, weaknesses and challenges. Geography, environment, sustainability. 2014. №7. Рр. 28-40. DOI: 10.15356/2071-9388_04v07_2014_02.

14. Baltova S. Industrial tourism: rethinking the benefits // Management and sustainable development. 2012. Vol. 32. Pp. 57-62.

15. Никулина Ю.Н. Исследование востребованности и перспектив развития промышленного туризма в регионе: взгляд предприятий // Креативная экономика. 2017. №8. С. 875-892.

16. Lee C.-F. An investigation of factors determining industrial tourism attractiveness // Tourism and Hospitality Research, 2015. DOI: 16. 10.1177/1467358415600217.

СЕРВИС

Т. 12, No. 3 (81)

2018

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

17. Тимофеев Н.В. Концепция развития промышленного туризма как способ повышения экономического благосостояния Санкт-Петербурга (на примере судостроительного кластера) // Известия СПбГЭУ. 2014. №2 (86). С. 141-144.

18. Власова Н.Ю., Голубчиков О.Ю., Курилова Е.В. Индустриальный туризм в продвижении старопромышленных регионов // Известия УрГЭУ. 2017. №4 (72). С. 19-31.

19. Леонидова Е.Г. Стимулирование развития внутреннего туризма: отечественный и зарубежный опыт // Вопросы территориального развития. 2016. №3 (33). С. 2.

20. Леонидова Е.Г. Развитие внутреннего туризма в регионе // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. №2 (50). С. 271-283.

21. Кадыров Р.В. Перспективы развития туризма в моногородах Республики Татарстан // Сервис в России и за рубежом. 2017. №7 (77). С. 65-76.

22. Струзберг Г.В. Промышленный туризм в системе профориентационной работы вуза // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет. 2017. С. 2083-2087.

23. Комкова А.А., Пономарева И.Ю. Гастрономический туризм: музейная практика Тульской области // В сб.: Тенденции развития туризма и гостеприимства в России: Мат. студ. науч.-практ. конф. / Под ред. С.В. Дусенко, Н.В. Косаревой. 2018. С. 179-184.

24. Королёв А.В., Танкиева Т.А. Развитие военно-исторического туризма в Тульской области. В сб.: Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: Мат. VII Междунар. Ин-тернет-конф. 2018. С. 329-333.

25. Матвеева Л.П., Котова Т.П., Лебедев А.И., Хисамутдинова А.Ф. Проблемы музеефикации индустриального наследия Южного Урала // Сервис plus. Т. 12. 2018. № 2. С. 24-34. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-12003.

Ksenia O. BOGOMOLOVA a, Tamara A. TANKIEVA b, Marina V. PONOMAREVA c

a

b

a-c Tula State University (Tula, Russia); a Master's Degree student, e-mail: ksen_bogomolova@mail.ru b-c PhD in Technical, Associate Professor; e-mail: tankieva.tamara@yandex.ru; c e-mail: marina12345@bk.ru

a

a-c

THE INDUSTRIAL TOURISM DEVELOPMENT IN TULA REGION

Keywords:

industrial tourism, industrial destination, diversification of activities, potential of the region

The industrial tourism development in the context of new industrialization can be not only a way to diversify the regional economy, but also contribute to the preservation of the cultural and historical heritage of the region, to hinder the outflow of population, to form and train local staff for the enterprises of the region, and serve other purposes of sustainable development of the territory. The purpose of this study is to analyze the state of industrial tourism in Tula region and to explore the possibility of its development. The basic general scientific methods of analysis and synthesis, SWOT-analysis, EFAS-analysis, statistical methods and method of interrogation are research methods in the work. The authors have used primary data obtained during the survey, as well as secondary data from open sources and databases. It is concluded that Tula region has a strong industrial base, and its industrial facilities are an opportunity for the development of sustainable forms of tourism. In general, the same trend is observed in the region both in the country and in the world - industrial tourism is developed at food industry enterprises and at souvenir production. Most of the available tourist products associated with industrial tourism is an excursion to one particular production and one-day trips. The survey conducted in the framework of the survey shows that there is an internal consumer of excursion services

of industrial enterprises in the region, but this possibility is not fully used. To develop industrial tourism in Tula region, it is necessary to use a strategy of concentrated growth.

References

1. Ryazanov, V. T. (2017). Novaya industrializaciya i ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii: vos-tochnyj vektor [New industrialization and economic revival of Russia: the eastern vector]. Izvestiya UrGEHU [Izvestia Ural State University of Economics and Management], 5(73), 68-80. (In Russ.).

2. Blyakhman, L. S. (2014). Regional'nye i makroregional'nye osnovy novoj industrializacii [Regional and Macro-Regional Foundations of New Industrialization]. Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of Modern Economics], 1(49), 7-18. (In Russ.).

3. Bulevka-Buzgalina, L. A. (2015). Novaya industrializaciya v Rossii: cociokul'turnye imperativy [New industrialization in Russia: sociocultural imperatives]. Vestnik OmGU. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Omsk State University. Series: The Economy], 3, 160-166. (In Russ.).

4. Sklyarenko, S. A., Panchenko, T. M., Selivanov, I. A., & Golovenko, M. V. (2011). Perspektivy razvitiya promyshlennogo turizma v Rossii [Prospects for the development of industrial tourism in Russia]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Journal of Russian Entrepreneurship], 12(10), 146-150. (In Russ.).

5. Garnov, A. P., & Krasnobaeva, O. V. (2012). Aktual'nost' sistemnogo formirovaniya otech-estvennogo promyshlennogo turizma [The urgency of the systemic formation of domestic industrial tourism]. Vestnik REA im. G.V. Plekhanova [Vestnik of the Russian Plekhanov University of Economics], 2, 60-63. (In Russ.).

6. Ogneva, S. V., & Kuzmina, N. V. (2015). Problemy i perspektivy razvitiya turizma v promyshlen-nom regione (na primere Permskogo kraya) [Problems and prospects for the development of tourism in the industrial region (by the example of the Perm region)]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 3(59), 51-62. (In Russ.).

7. Glagoleva, L. E., Kuksova, I. V., Valushkina, V. A., Vereikina, E. S., Volodina, E. G., & Soloma-khina, E. A. (2018). Formirovanie modeli strategicheskogo upravleniya razvitiem promyshlennogo turizma v regione [Formation of the model of strategic management of the development of industrial tourism in the region]. Vestnik VGUIT [Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 1(75), 308-313. (In Russ.).

8. Akimova, M. A., & Ruban, D. A. (2016). Ekstremal'nyj turizm: sovershenstvovanie klassifikacii [Extreme tourism: improving classification]. Geograficheskij vestnik [Geographical bulletin], 1(36), 95-103. (In Russ.).

9. Yashalova, N. N., Akimova, M. A., Ruban, D. A., Boiko, S. V., Usova, A. V., & Mustafayeva, E. R.

(2017). Kyzy Perspektivy regional'nogo razvitiya promyshlennogo turizma v svete analiza osnov-nyh ekonomicheskih pokazatelej Rossijskoj turindustrii [Kyzy Prospects for regional development of industrial tourism in the light of analysis of the main economic indicators of the Russian tourist industry]. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2(50), 195-213. (In Russ.).

10.Bujok, P., Klempa, M., Jelinek, J., Porzer, M., & Rodriguez Gonzalez, M. A. G. (2015). Industrial tourism in the context of the industrial heritage. Geojournal of Tourism and Geosites, 15, 81-92.

11.Klempa, M., Bujok, P., Porzer, M., & Skupien, P. (2016). Industrial Complexes and their Role in Industrial Tourism - Example of Conversion. GeoScience Engineering, 1(62), 45-50. doi: 10.1515/gse-2016-0008.

12.Copic, S., Dordevic, J., Lukic, T., Stojanovic, V., Dukicin, S., Besermenji, S., Stamenkovic, I., & Tumaric, A. (2014). Transformation of industrial heritage - an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany). Geographica Pannonica, 18, 43-50.

13.Soyez, D. (2014). Industrial tourism in Germany: situation, weaknesses and challenges.

Geography, environment, sustainability, 7, 28-40. doi: 10.15356/2071-9388_04v07_2014_02.

14. Baltova, S. (2012). Industrial tourism: rethinking the benefits. Management and sustainable development, 32, 57-62.

15. Nikulina, Yu. N. (2017). Issledovanie vostrebovannosti i perspektiv razvitiya promyshlennogo turizma v regione: vzglyad predpriyatij [Research of the demand and prospects for the development of industrial tourism in the region: the view of enterprises]. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 8, 875-892. (In Russ.).

16. Lee, C.-F. (2015). An investigation of factors determining industrial tourism attractiveness. Tourism and Hospitality Research, 16. doi: 10.1177/1467358415600217.

17.Timofeev, N. V. (2014). Koncepciya razvitiya promyshlennogo turizma kak sposob povysheniya ekonomicheskogo blagosostoyaniya Sankt-Peterburga (na primere sudostroitel'nogo klastera) [The concept of the development of industrial tourism as a way to improve the economic well-being of St. Petersburg (on the example of a shipbuilding cluster). Izvestiya SPbGEU, 2(86), 141144. (In Russ.).

18.Vlasova, N. Yu., Golubchikov, O. Yu., & Kurilova, E. V. (2017). Industrially)' turizm v prodvizhe-nii staropromyshlennyh regionov [Industrial tourism in the promotion of old industrial regions]. Izvestiya UrGeU [Journal of the Ural State University of Economics], 4(72), 19-31. (In Russ.).

19. Leonidova, E. G. (2016). Stimulirovanie razvitiya vnutrennego turizma: otechestvennyj i zaru-bezhnyj opyt [Stimulation of the development of domestic tourism: domestic and foreign experience]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of Territorial Development], 3(33), 2. (In Russ.).

20. Leonidova, E. G. (2017). Razvitie vnutrennego turizma v regione [Development of domestic tourism in the region]. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2(50), 271-283. (In Russ.).

21. Kadyrov, R. V. (2017). Perspektivy razvitiya turizma v monogorodah Respubliki Tatarstan [Tourism development prospects in mono-cities of the republic of Tatarstan]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 7(77), 65-76. doi: 10.22412/1995-042X-11-7-6. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Struzberg, G. V. (2017). Promyshlennyj turizm v sisteme proforientacionnoj raboty vuza [Industrial tourism in the system of vocational guidance work of the university]. In coll.: Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury [University complex as a regional center of education, science and culture]: Materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference. Orenburg: Orenburg State University, 2083-2087. (In Russ.).

23. Komkova, A. A., & Ponomareva, I. Yu. (2018). Gastronomicheskij turizm: muzejnaya praktika Tul'skoj oblasti [Gastronomic tourism: museum practice of the Tula region]. In the coll.: Tendencii razvitiya turizma i gostepriimstva v Rossii [Trends in the development of tourism and hospitality in Russia]: Materials of the student scientific-practical conference, 179-184. (In Russ.).

24. Korolev, A. V., & Tankieva, T. A. (2018). Razvitie voenno-istoricheskogo turizma v Tul'skoj oblasti [Development of military historical tourism in the Tula region]: In coll.: Strategiya razvitiya in-dustrii gostepriimstva i turizma [The strategy for the development of the hospitality industry and tourism]: Materials of the VII International Internet Conference, 329-333. (In Russ.).

25. Matveeva, L. D., Kotova, T. P., Lebedev, A. I., & Khisamutdinova, A. F. (2018). Problemy mu-zeefikacii industrial'nogo naslediya Yuzhnogo Urala [The Problem of Museum of Industrial Heritage of the South Urals]. Services plus, 12(2), 24-34. doi: 10.24411/2413-693X2018-12003. (In Russ.).

Богомолова К.О., Танкиева Т.А., Пономарева М.В.

Развитие промышленного туризма в Тульской области // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 3. С. 63-78. 001: 10.24411/1995-042Х-2018-10305.

Bogomolova, K. O., Tankieva, T. A., & Ponomareva,

M. V. (2018). The industrial tourism development in Tula Region. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(3), 63-78. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10305. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.