РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 13 • июль 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты
Никулина Ю.Н.1, Трусов С.В. 1
1 Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Промышленный туризм в субъектах Российской Федерации имеет значительный потенциал для своего развития, поэтому крайне необходима заинтересованность органов государственной власти и туристских агентств в его продвижении. Статья посвящена исследованию актуальных аспектов развития промышленного туризма в регионах Российской Федерации. Авторы проанализировали систему информационного обеспечения процесса развития промышленного туризма на уровне федеральных округов и регионов РФ на предмет упоминаний в средствах массовой информации об экскурсиях на промышленные предприятия, проводимых на регулярной основе, а также были проанализированы порталы региональных министерств по развитию туризма в части наличия на них конкретных разделов, посвященных промышленному туризму. В статье рассмотрен опыт регионов Приволжского федерального округа в области организации и проведения промышленных экскурсий и сформулированы основные группы целевой аудитории объектов промышленного туризма. Авторами разработаны основные направления стратегии по развитию и продвижению промышленного туризма в современных условиях: концентрация на исторически значимых производственных предприятиях; охват большего количества целевых групп потребителей промышленного туризма; создание специального интернет-портала, посвященного промышленному туризму; координация работы региональных органов власти, торгово-промышленных палат регионов, туристических фирм и промышленных предприятий в области организации и проведения промышленных экскурсий.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Отделения гуманитарных и общественных наук РФФИ и Правительства Оренбургской области (проект № 17-12-56023 «Разработка новых подходов к развитию промышленного туризма в регионе (на примере Оренбургской области)»).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: промышленный туризм, регион, промышленная экскурсия, развитие, опыт регионов, стратегия
Features and trends in industrial tourism development: regional aspects
Nikulina Yu.N.1, Trusov S.V. 1
1 Orenburg State University
введение
Туристическая отрасль является наиболее адаптивной и гибкой, что обусловлено высокой конкуренцией как среди компаний, которые занимаются реализацией туристических услуг, так и среди более гло-
бальных объектов туризма, таких как регионы, которые представляют комплексное предложение на рынке туристических услуг для привлечения туристов и получения финансовых и экономических положительных эффектов. Высокая конкуренция стимулирует регионы к тому, чтобы выходить за рамки традиционных форм туристической деятельности и диверсифицировать предложение, чтобы привлекать туристов из более разнообразного спектра целевых групп, стимулировать к повторному посещению региона и туристической дестинации [1] (Grigorenko T.N., Kazmina L.N., 2015).
В последние годы большинство туристов начинают привлекать не только уникальные природные экологически чистые уголки с живописными ландшафтами, но и, как ни странно, промышленные объекты. Учитывая нарастающую популярность у россиян приобретения путевок по кратковременным туристическим маршрутам, можно констатировать, что промышленный туризм должен занять особое место в перечне
ABSTRACT:_
Industrial tourism in the constituent entities of the Russian Federation has a significant potential for its development, that's why the interest of government bodies and tourist agencies in its promotion is extremely necessary. The article is devoted to the study of current development aspects of industrial tourism in the regions of the Russian Federation. The authors analyze the information support system for the development process of industrial tourism at the level of the federal districts and regions of the Russian Federation for mentioning in the media about excursions to industrial enterprises held on a regular basis. We also analyze portals of regional ministries of tourism development regarding the availability of specific pages about industrial tourism. The article considers the experience of the regions of the Volga Federal District in organizing and conducting industrial excursions. The paper describes the main groups of the target audience of industrial tourism facilities. The authors has developed the main directions of the strategy for the development and promotion of industrial tourism in current conditions such as concentration on historically significant manufacturing enterprises; coverage of a larger number of target groups of industrial tourism consumers; creation of a special Internet portal dedicated to industrial tourism; coordination of work of regional authorities, chambers of commerce and industry of regions, tourist firms and industrial enterprises in organizing and conducting industrial excursions.
The study was carried out with the financial assistance of the Department of Humanitarian and Social Sciences of the RFBR and the Government of the Orenburg region (project No. 17-12-56023 "Design of new approaches to the industrial tourism development in the region (by the example of the Orenburg region)").
KEYWORDS: industrial tourism, region, industrial excursion, development, experience of regions, strategy
Received: 19.06.2017 / published: 30.06.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Nikulina Yu.N. (ju1iaguzenko0mai1.ru)
CITATION:_
Nikulina Yu.N., Trusov S.V. (2017) Osobennosti i tendentsii razvitiya promyshlennogo turizma: regionalnye aspekty [Features and trends in industrial tourism development: regional aspects]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (13). - 2061-2078. doi: 10.18334/rp.18.13.38108
предлагаемых турфирмами актуальных продуктов. Промышленный туризм связан с организацией экскурсий и регулярных туров на передовые действующие или когда-то действовавшие промышленные предприятия страны. В числе основных потребителей объектов промышленного туризма могут выступать не только простые туристы, но и школьники, студенты, предприниматели и руководители предприятий, журналисты, каждый из которых будет преследовать свою цель при посещении производства [2] (Koreshkov M.V., Derevnina S.E., 2015).
В Российской Федерации вопросы развития промышленного туризма находятся в достаточно слабой проработанности, отсутствует какое-либо четкое взаимодействие между промышленными предприятиями, государством, образовательными организациями и торгово-промышленными палатами в части координации совместных усилий по его внедрению на региональном уровне [3] (Kosyakova A.A., 2016). Однако стоит отметить, что данное направление, с учетом имеющейся производственной базы на территории любого региона, может эффективно функционировать, а за счет своей специфики - дать импульс к развитию малого и среднего предпринимательства, что также послужит фактором развития определенного региона и может стать его конкурентным преимуществом.
Стоит отметить, что промышленный туризм - явление относительно новое и междисциплинарное, в связи с чем является слабо проработанным с научной точки зрения. На сегодняшний день накоплен определенный региональный опыт организации и проведения промышленных экскурсий в виде конкретных примеров, образцы которых могут быть использованы для разработки программ развития промышленного туризма в других регионах и стратегии его развития в целом в РФ [4, 5] (Medyanik A.V., Tarabanovskaya S.V., 2016; Struzberg G.V., 2013).
На сегодняшний день довольно большая редкость найти предприятие, которое готово открыть свои двери для туристских групп, особенно делать это на регулярной основе, а не в рамках исключения или развития партнерства, например, с высшим учебным заведением. В России можно выделить даже целые регионы, в которых отсутствует опыт промышленных экскурсий [6] (Sklyarenko S.A., Panchenko T.M., Selivanov I.A., Golovenko M.V., 2011). Этому способствует ряд барьеров, таких как:
ОБ АВТОРАХ:_
Никулина Юлия Николаевна, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, кандидат экономических наук, доцент (juliaguzenko0mail.ru)
Трусов Сергей Владимирович, магистрант кафедры управления персоналом, сервиса и туризма (trusov-19920mail.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Никулина Ю.Н., Трусов С.В. Особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 13. - С. 2061-2078. doi: 10.18334/rp.18.13.38108
• отсутствие специалистов для организации такого рода экскурсий;
• небезопасность производства для неподготовленных групп туристов;
• отсутствие необходимой инфраструктуры для принятия туристов;
• нежелание отвлекать работников от исполнения ими производственных задач;
• неоправданная закрытость предприятий;
• желание скрыть от конкурентов бизнес-процессы и т.д.
В основном в регионах промышленные экскурсии являются непостоянными. Зачастую руководители предприятий не ждут от их организации какого-либо эффекта и не преследуют никаких целей [7, 8] (Otgaar A., 2014; Boros L., Martyin Z., Pal V.). Но в ряде регионов промышленный туризм все же присутствует на рынке туристских услуг, имея методологическую основу, постоянный характер и, как следствие, положительный эффект для предприятия и региона в целом. В связи с чем исследование вопросов регионального развития промышленного туризма является актуальным и представляет научный интерес.
анализ информационного обеспечения процесса развития промышленного туризма в регионах РФ
Интернет, являясь основным источником информации и самым крупным информационном полем, позволяет оценить наличие каких-либо упоминаний о промышленном туризме в различных регионах. Нами был проведен анализ в разрезе каждого региона Российской Федерации, который включал в себя следующие блоки: контент-анализ сайтов региональных органов по туризму, контент-анализ сайтов организаций, вовлеченных в промышленный туризм на предмет наличия информации о проводимых промышленных экскурсиях и упоминания о промышленном туризме в региональных СМИ [9] (Yashalova N.N., Akimova M.A., Ruban D.A., Boyko S.V., Usova A.V., Mustafaeva E.R., 2017).
С помощью контент-анализа мы можем получить только официальную информацию, которая опубликована на сайте и понять, каким образом происходит взаимодействие между разными стейкхолдерами промышленного туризма по косвенным ссылкам и связям между ресурсами. Контент-анализ может обеспечить описательной информацией для формирования общего представления о том, какова структура рынка промышленного туризма в регионах РФ.
Результаты исследования в целом показали, что промышленный туризм развит далеко не везде, в ряде регионов отсутствуют даже упоминания в средствах массовой информации, не говоря уже об исследованиях в этой сфере, и информации размещенной на сайте регионального уполномоченного органа, занимающегося регулированием туристской деятельности [10] (Nikulina Yu.N., 2015).
Контент-анализ сайтов региональных органов в сфере туризма по признаку наличия или отсутствия информации о промышленном туризме представлен на рисунке 1.
I Имеется информация на сайте
Информация отсутствует
Рисунок 1. Характеристика регионов по признаку наличия или отсутствия информации о промышленном туризме на сайте регионального органа по туризму Источник: составлено авторами.
6 - 5
4 3
О 1 1
1 ■ и
ЦФО ЮФО СЗФО ДФО СФО УФО ПФО СКФО
Рисунок 2. Количество регионов в разрезе федеральных округов по признаку наличия или отсутствия информации о промышленном туризме на сайте регионального уполномоченного органа
по туризму Источник: составлено авторами.
Результаты исследования показали, что только в 10 субъектах РФ (12%) имеется какая-либо информация о реализации промышленного туризма, объектах данной сферы либо действующих промышленных экскурсиях. В остальных 75 регионах (88%) можно констатировать, что территориальные органы туризма в данном направлении не работают или информация не представлена.
Половина всех регионов, на информационном пространстве которых представлена информация об организации и проведении промышленного туризма, расположена в Северо-Западном федеральном округе (рис. 2), 33% - в Центральном федеральном
округе. В Приволжском федеральном округе, как мы видим из данных рисунка 2, на сайтах уполномоченных органов отсутствует какая-либо информация о промышленном туризме.
Второй блок исследования подразумевал контент-анализ сайтов организаций, вовлеченных в промышленный туризм, на предмет наличия информации о проводимых промышленных экскурсиях. В качестве объектов исследования использовались сайты как промышленных предприятий, так и туристических компаний, которые предлагают услуги по организации туров и экскурсий на промышленные предприятия. Сайты и иные площадки в интернете являются источником информации и коммуникаций с потенциальными потребителями, соответственно, компании представляют свой продукт с целью привлечения потребителя [11, 12] (Jia Y., 2010; Jonsen-Verbeke M., 1999). Таким образом, сайты самих промышленных предприятий, а также иные площадки, на которых они могут узнать про туры на предприятия, являются источником первичной информации о туристическом предложении промышленных предприятий.
Анализ сайтов предприятий и крупных туроператоров на уровне субъектов РФ позволил нам оценить регулярность проведения промышленных экскурсий на территории регионов (рис. 3).
Как показывают результаты исследования, в 44 субъектах РФ (52 %) промышленные экскурсии проводятся постоянно либо имеют непостоянный характер. В числе основных причин сложившегося положения выступает, на наш взгляд, отсутствие необходимой инфраструктуры для принятия туристов и то, что большинство крупных предприятий в том или ином регионе являются стратегическими и режимными объектами.
Инициатором взаимодействия между различными группами в сфере промышленного туризма всегда выступает само промышленное предприятие, так как изначально
■ Проводятся промышленные экскурсии на постоянной основе
■ Промышленные экскурсии отсутсвуют
Рисунок 3. Характеристика регионов по признаку наличия или отсутствия регулярно проводимых
промышленных экскурсий Источник: составлено авторами.
оно формирует предпосылки для появления продукта промышленного туризма, которые преобразуются в конечный продукт. Туристические компании являются получателями сигнала о том, что промышленное предприятие проводит производственные экскурсии, соответственно, после этого выстраивается система взаимоотношений между туристической или профориентационной компанией и промышленным предприятием [13] (Nikulina Yu.N., Struzberg G.V., 2015).
Контент-анализ сайтов показал, что подавляющее большинство всех продуктов промышленного туризма являются производственно-техническими, то есть основаны на демонстрации производственного процесса. По периодичности организации экскурсий промышленные предприятия демонстрируют два типа организации экскурсий. Первый тип промышленных предприятий организует экскурсии на постоянной основе регулярно, но существует ограниченное количество дней, когда предприятие открыто для посещения. Возможность посещения анонсируется, она может быть осуществлена только в конкретные дни недели. Существуют предприятия, на которые запись закреплена уже на год вперед [14] (Dmitriev G.S., 2016).
Другой тип предприятий не проводят экскурсии на постоянной основе, реализуют промышленные экскурсии по запросу со стороны групп напрямую и со стороны посредников. Такое ограничение во времени, когда потребитель может попасть на экскурсию, связано с тем, что туристическая деятельность не является профильной и основной для промышленных предприятий, соответственно, им необходимо оставлять возможность для корректного и эффективного выполнения собственных прямых функций. Ограничение в доступе потребителей может также быть связано с разработкой нового продукта, когда высока вероятность проникновения шпиона из конкурирующего предприятия под видом туриста, в результате чего может произойти утечка коммерческой информации, которая приведет к потере конкурентного преимущества предприятия [15] (Kadyrov R.V., 2012).
Количество регионов в разрезе федеральных округов по признаку наличия или отсутствия регулярно проводимых промышленных экскурсий представлено на рисунке 4.
Лидером по количеству регионов, в которых имеются предприятия, проводящие промышленные экскурсии на регулярной основе для различных групп туристов, является Приволжский федеральный округ. В числе основных таких площадок выступают: Алексеевская фабрика художественного ткачества, АО «Татспиртпром», завод «Форд Соллерс Холдинг», ПАО «КАМАЗ», ООО «Тамала-элеватор», Новочебоксарский филиал «САН ИнБев», заводы Pepsi и Coca-Cola, «Балтика - Самара», АО «Благовещенский арматурный завод», Горьковский Автомобильный завод, Пивоваренный завод «КРАФТ», ОАО «Оренбург-Водоканал», Пермский Хлебокомбинат, Камская ГЭС, Завод минеральных вод «Серебряные ключи», Ульяновский Хладокомбинат, Аэропорт «Ульяновск-Восточный» [16] (Timofeev N.V., 2014).
Рисунок 4. Количество регионов в разрезе федеральных округов по признаку наличия или отсутствия регулярно проводимых промышленных экскурсий Источник: составлено авторами.
Рисунок 5. Характеристика регионов по признаку наличия или отсутствия упоминаний о промышленном туризме в СМИ Источник: составлено авторами.
14 -13
12 1 п 10
1и о о 7
о
6 4 3 3 3 2
2 п ■ ■ ■
ЦФО ЮФО СЗФО ДФО СФО УФО ПФО СКФО
Рисунок 6. Разбивка по регионам характеристики наличия или отсутствия упоминаний в региональных СМИ о промышленном туризме Источник: составлено авторами.
Также, наряду с Приволжским федеральным округом, промышленные экскурсии имеют место быть в других федеральных округах. В Северо-Западном федеральном округе брендами-предприятиями объектами промышленного туризма выступают Онежский судостроительно-судоремонтный завод, ОАО «Вологодский машиностроительный завод», «Вологодская ТЭЦ», Ленинградская атомная электростанция, Судостроительный завод «Северная верфь», Машиностроительный завод «Арсенал», фабрика «Хохломская роспись», Деревообрабатывающий комплекс «Лесобалт», Завод Coca-Cola, Пивоваренный завод «Балтика», Автомобильный завод Hyundai, Петербургский метрополитен.
Наибольшей популярностью промышленный туризм пользуется у производственных предприятий пищевой сферы. Это можно объяснить тем, что данный продукт ближе потребителю, соответственно, ему интересно выяснить, каким образом он производится. Кроме того, пищевые предприятия являются наиболее распространенными, поэтому они больше представлены в сфере промышленного туризма. С точки зрения расположения предприятий, 59% площадок для посещения потребителями находятся в черте города. Еще 23% предприятий находятся в пределах 30 километров от черты города, соответственно, их также можно отнести к группе предприятий, которые находятся в черте города [17] (StruzbergG.V., Dokashenko L.V., 2014).
В рамках анализа информационного обеспечения процесса развития промышленного туризма в регионах РФ в качестве дополнительного показателя нами был взят факт упоминания в средствах массовой информации об организации и развитии промышленного туризма в регионе (рис. 5).
Анализ интернет-пространства показал, что в СМИ все чаще происходят упоминания о промышленном туризме. В 58%, или 49 регионах Российской Федерации освещают проблемы и опыт реализации элементов промышленного туризма, необходимость его развития и говорят о попытках внедрения и придания ему массового характера.
В 13 субъектах Центрального федерального округа имеются упоминания о промышленном туризме в региональных СМИ, что делает его лидером по данному показателю (рис. 6).
Лидерами-брендами территорий выступают Белгородская область (Стойленский горно-обогатительный комбинат), Брянская область (Пиво-солодовенный завод «Брянскпиво»), Ивановская область (АО «ТОМНА»), Московская область (фабрика мороженого «Чистая линия», Ногинский хладокомбинат, Кондитерская фабрика «Рот-Фронт»), Тульская область (Тульский молочный комбинат), г. Москва (Завод «Кока-Кола», Телецентр «Останкино», Киностудия «Мосфильм», Аэропорт «Домодедово»).
В ходе исследования также выявлялись группы целевой аудитории, которые промышленные предприятия привлекают, направляя свои коммуникации и анонсируя развитие продуктов промышленного туризма. В первую очередь это учащиеся школ и университетов. Данная категория потенциальных потребителей является наибо-
лее обширной, так как преимущественно посетителями производственных экскурсий являются школьники и учащиеся высших учебных заведений в составе группы. Взаимодействие с этой группой строится практически всегда напрямую через подачу заявки на групповое обслуживание. Компании не нужно тратить ресурсы на формирование группы, так как группа уже сформирована, кроме того, компания получает дополнительные долгосрочные эффекты в виде потенциальных работников предприятия. Продукт изменяется и адаптируется для разных возрастных групп школьников, чтобы поддерживать интерес у посетителей экскурсий [18] (Bran F.,Manea G., 2012).
Вторая группа - потребители продукции компании. Для привлечения потребителей продукции компаний и потенциальных потребителей продукции компании используют акции на посещение промышленных экскурсий, которые анонсируют в социальных сетях. Такие акции преимущественно используют транснациональные компании, которые хотят таким образом показать свою открытость и прозрачность для потребителя, который может прийти и посмотреть, как работает компания.
Третья группа - СМИ. Данная группа целевой аудитории задействована для освещения работы предприятия и создания публикаций, которые поддерживают имидж компании. Производственные предприятия организуют отдельное мероприятие с производственной экскурсией для представителей СМИ или имеют договоренности об освещении экскурсий с периодичностью [19] (Bujok P., Klempa M., Jelinek J., Porzer M., Rodriguez Gonzalez M.A.G., 2015).
Таким образом, анализируя опыт регионов в реализации промышленного туризма, можно сделать вывод, что в Российской Федерации промышленные экскурсии имеют стихийный характер и почти не имеют никакой методологической основы. Основной проблемой в данном случае является отсутствие четкого понимания положительного эффекта для предприятий и региона в целом, а также отсутствие взаимосвязи между предприятиями и региональными властями.
опыт регионов в области развития промышленного туризма
Серьезный опыт в области развития промышленного туризма накоплен в странах Запада, они относятся к числу наиболее зрелых рынков туристского продукта. Но и сами туристы становятся более разборчивыми при выборе туристских направлений и планировании отдыха, побывав в дестинациях, уже ставших традиционными: Лондон, Париж или Венеция. Аналогично, это наблюдение также подразумевает, что рынок перенасыщен классическими туристскими дестинациями с вполне стандартными достопримечательностями, такими как: церкви, музеи, выставки и так далее, что открывает новые возможности для промышленного туризма во второстепенных городах, которые не являются туристскими центрами [21] (Frew E.A., 2008).
В большом выигрыше могут оказаться регионы, которые наряду с привычными нам достопримечательностями, интересующими туристов, имеют и достопримечательности, являющиеся объектом промышленного туризма. Эта «смесь» может дать дестина-
ции преимущество перед другими, ведь промышленный туризм подходит не только для периферии, но и будет являться интересным дополнением к традиционным туристским центрам, которые уже привлекли туристов и смогут тем самым занять эту нишу, увеличив посредством нового туристского продукта объем въездного туризма, объем инвестиций, улучшив имидж предприятия или завода, что будет способствовать экономическому росту региона [22] (Оатаоа У., Тп/коук А., СитЫо Я., Уиковау Б., 2014).
В регионах Российской Федерации промышленный туризм имеет точечный характер, не имеет повсеместного применения. Единицы предприятий имеют успешный опыт промышленных экскурсий, а также имеют понимание того, какой положительный эффект от проведения промышленных экскурсий может принести самой компании, так и региону в целом.
Проведенный анализ позволил выявить регионы и предприятия, которые имеют опыт организации промышленных экскурсий, ряд из них находится в Приволжском федеральном округе.
Например, в Республике Татарстан был реализован проект «Промышленный туризм в Республике Татарстан», утвержденный Председателем правления машиностроительного кластера Республики Татарстан в 2016 году, при поддержке Агентства по привлечению инвестиций города Набережные Челны. Целью данного проекта являлась профориентация учащихся (формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора), повышение имиджа организации и привлечение квалифицированных кадров. В проекте задействованы четыре предприятия: Алексеевская фабрика художественного ткачества, АО «Татспиртпром», завод «Форд Соллерс Холдинг», ПАО «КАМАЗ».
Опыт реализации промышленных экскурсий также есть в Республике Марий Эл. Раз в неделю на одном из предприятий города Йошкар-Олы, проводится экскурсия для организованных групп. Целью является своими глазами увидеть, как производится бутилированная питьевая вода «Сестрица».
В Пензенской области был реализован региональный проект промышленного туризма среди обучающихся области для формирования их представления о работе и функционировании предприятий и ранней профориентации «ПромТур». В рамках этого проекта учащиеся посещают стабильно развивающиеся предприятия. Это дает им представление о различных видах производств и, как ожидается, поможет в профориентации. К числу предприятий, регулярно принимающих школьников, относятся крупозавод ООО «Тамала-элеватор», завод «Кувака», ООО «Околица» и другие.
В Чувашской Республике есть опыт реализации промышленного туризма Новочебоксарским филиалом «САН ИнБев»: все совершеннолетние желающие могли посетить завод и ознакомиться с процессом производства.
Стоит отметить, что в Оренбургской области также есть ряд предприятий, имеющих опыт проведении промышленных экскурсий. В частности, это ООО «Оренбург-Водоканал», ОАО «Завод бурового оборудования» и ООО «Руссоль» в Соль-Илецке.
Исходя из анализа, представленного выше, Приволжский федеральный округ имеет не только большой потенциал, но и большой опыт организации и проведения промышленных экскурсий. Тем не менее, следует отметить, что существуют и ограничения, которые препятствуют развитию промышленного туризма в целом, в том числе в Приволжском федеральном округе. В первую очередь, стоит отметить вопросы, которые касаются обеспечения безопасности самих посетителей предприятий. Предприятиям приходится разрабатывать регламент посещения предприятия, который включает в себя инструктаж по технике безопасности для посетителей. Кроме того, данный барьер ограничивает количество посетителей до 25 за одно посещение экскурсии, что является ограничением пропускной способности промышленных экскурсий.
Еще одним барьером является безопасность самой продукции, которая связана со спецификой производственного процесса и сохранения тех режимов, которые необходимы для обеспечения качества выпускаемой продукции. Безопасность информации также является барьером для организации экскурсий по производству. Она связана с рисками при выпуске нового продукта получения утечки информации, что приведет к потерям и недополучению прибыли. Чтобы предотвратить эти риски, компании ограничивают возможности посещения своих производственных пространств в периоды работы над новым продуктом [23] (Hospers G.-J., 2002).
Еще один барьер связан с тем, что промышленные предприятия не могут посвящать слишком большое время для работы над производственными экскурсиями. Профильная деятельность требует большого количества времени, организация экскурсий является второстепенной сферой деятельности, соответственно, недостаточно ресурсов временных и человеческих для организации взаимодействия с потребителем и с партнерами. С этим связано ограничение возможностей посещения промышленных предприятий и разница в уровне проведения экскурсий между российскими промышленными предприятиями и транснациональными компаниями.
Наконец, еще одним препятствием организации экскурсий для промышленных предприятий является сложность контроля самих туристов. Под этим определением подразумевается контроль туристов еще до посещения. Не существует жестких договоренностей по посещению экскурсии конкретными группами, соответственно, часто возникают ситуации, когда группа туристов в последний момент отказывается от посещения экскурсии [24] (Jia Y., 2010). При этом она не несет никаких убытков. Но само предприятие уже не может реализовать производственную экскурсию, в результате образуется простой, в который могли бы посетить предприятие более заинтересованные потенциальные посетители.
заключение
В результате проведенного исследования были выявлены следующие характеристики и особенности развития промышленного туризма в регионах РФ.
Во-первых, существует большое количество барьеров, которые обусловлены спецификой деятельности промышленных предприятий и непрофильностью туристической деятельности для них, а также наличие дополнительных условий по обеспечению безопасности как самих посетителей, так и объекта туризма.
Во-вторых, промышленные предприятия ориентируются на несколько целевых групп потенциальных потребителей, но существует ограниченное количество каналов коммуникации и привлечения потребителей: через анонсирование на интернет-порталах с анонсами мероприятий, через наличие собственных групп в социальных сетях, через туристические компании.
В-третьих, существует достаточно жесткое требование к продукту - экскурсии, часть или вся экскурсия должны быть направлены на демонстрацию или рассказ о производственном процессе предприятия.
В-четвертых, для индивидуальных потребителей наиболее интересными и привлекательными являются экскурсии, которые они могут посетить самостоятельно, не в составе группы.
Таким образом, одной из основных наших рекомендаций является выбор стратегии концентрации на производственных предприятиях, которые являются чисто производственными. Эти предприятия нуждаются в помощи и поддержке со стороны региональных органов власти, профильных министерств и ведомств в организации туристической деятельности. Следует регламентировать, какие предприятия могут относиться к промышленному туризму и какими характеристиками они должны обладать для того, чтобы быть классифицированными как объекты промышленного туризма.
Говоря о концентрации на конкретном сегменте, в рамках стратегии по продвижению промышленного туризма, необходимо концентрироваться на исторически значимых объектах, которые в течение долгого времени существуют в конкретном регионе, и площадках с интересной технологией производства (метрополитен, атомная станция, автомобилестроительный завод, завод пластиковых игрушек и т.д.). Именно эти площадки представляют собой уникальное наследие, которое может стать выигрышным продуктовым портфелем промышленного туризма.
Так как основная задача стратегии по развитию промышленного туризма - продвижение и популяризация промышленного туризма для охвата большего количества целевых групп, соответственно, необходимо разработать ряд мероприятий по продвижению промышленного туризма:
• проведение презентаций и конференций в рамках туристических форумов, в рамках которых отдельной секцией анонсировать развитие промышленного туризма;
• создание карту промышленных предприятий, которая бы отражала возможность посещения промышленных экскурсий;
• разработка фестиваля промышленного туризма, возможность включения в программу уже имеющихся фестивалей промышленных предприятий, которые
могли бы продемонстрировать часть производственного процесса, вовлекая и привлекая потребителей;
• включение промышленных предприятий региона в программу ночи музеев и «Недели без турникетов», как площадок для посещения в рамках данных мероприятий.
Помимо перечисленных мероприятий, важно обеспечить предприятия информационной поддержкой в рамках развития промышленного туризма. На сегодняшний день практически в каждом регионе существуют туристические интернет-порталы и ресурсы, которые регулируются и контролируются профильными министерствами. На наш взгляд, необходимо разработать отдельный раздел промышленного туризма, на котором будет размещена информация о промышленных экскурсиях региона и предприятиях, на территории которых они проводятся.
Кроме того, стоит отметить, что сами промышленные предприятия нуждаются в поддержке со стороны правительства с точки зрения инструкций, регламентов, а также с точки зрения человеческих ресурсов. Многие промышленные предприятия сталкиваются с проблемами привлечения туристов и организации экскурсий из-за того, что у них недостаточно опыта в организации такого рода деятельности. Разработка инструкций по разработке промышленного туристического продукта поможет упростить процесс вовлечения новых промышленных предприятий.
Соответственно, развитие промышленного туризма в регионах должно быть в первую очередь ориентировано на средние и крупные предприятия, которые обладают интересной технологией производства или историей развития предприятия. Исключение из стратегических целей маленьких предприятий с численностью до 50 человек вызвано непостоянным характером деятельности таких предприятий и сложностью их идентификации. В результате реализованной стратегии должны быть достигнуты следующие результаты:
• создание единого реестра промышленных предприятий, которые предлагают продукты промышленного туризма;
• создание регламента по организации туристической деятельности промышленных предприятий, который будет облегчать процедуру регистрации и отчетности по деятельности, снимая тем самым административный барьер;
• разработка программы мероприятий для продвижения промышленного туризма, создание связей с деятельностью Торгово-промышленной палатой;
• разработка программ для привлечения иностранных туристов, которые могут быть заинтересованы в посещении промышленных предприятий в регионах России, а также создание необходимых материалов, разработка экскурсионных программ на английском языке.
Перечисленные действия позволят сделать сферу промышленного туризма более систематизированной и сконцентрироваться на поддержке и развитии сильных сторон сферы, ориентироваться на перспективные предприятия, которые обладают наибольшими возможностями для развития и совершенствования.
ИСТОЧНИКИ:
1. Григоренко Т.Н., Казьмина Л.Н. Приоритеты в области развития внутреннего и
въездного туризма России на современном этапе // Вестник Национальной академии туризма. - 2015. - № 4(36). - с. 14-16.
2. Корешков М.В., Деревнина С.Е. Промышленный туризм: знакомство с производст-
вом // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 9-10. - с. 42-43.
3. Косякова А.А. Перспективы развития промышленного туризма в России // Научная
мысль. - 2016. - № 1. - с. 56-59.
4. Медяник А.В., Тарабановская С.В. К вопросу о значении промышленного туризма в
развитии региона // Тенденции науки и образования в современном мире. - 2016. - № 18-3. - с. 30-33.
5. Струзберг Г.В. Современное состояние и перспективы развития промышленного
туризма // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. - 2013. - № 3. - с. 147-151.
6. Скляренко С.А., Панченко Т.М., Селиванов И.А., Головенко М.В. Перспективы раз-
вития промышленного туризма в России // Российское предпринимательство. -2011. - № 10-1. - с. 146-150.
7. Otgaar A. Industrial tourism: Where the Public Meets the Private. - Rotterdam : Erasmus
University of Rotterdam, 2014. - 260 p.
8. Industrial tourism - trends and opportunities Boros, L. Industrial tourism - trends and
opportunities / L. Boros, Z. Martyin, V. Pal // Forum Geographic / ed. by Studiisicercetari de geografiesiprotectiamediului. - Hungary, 2013 - P. 108-114
9. Яшалова Н.Н., Акимова М.А., Рубан Д.А., Бойко С.В., Усова А.В., Мустафаева
Э.Р. Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей российской туриндустрии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017. - № 2. - с. 195-213.
10. Никулина Ю.Н. Роль промышленных экскурсий в становлении конкурентоспособного специалиста // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8(ч.1). - с. 589-593.
11. Jia Y. Analysis and Suggestions on Chinese Industrial Tourism Development // International Business Research. - 2010. - p. 169-173.
12. Jonsen-Verbeke M. Industrial heritage: A nexus for sustainable tourism development // Tourism Geographies. - 1999. - p. 70-85.
13. Никулина Ю.Н., Струзберг Г.В. Промышленный туризм в системе взаимодействия вузов и предприятий: содержание и перспективы развития. / Монография. - М: Издательство «Перо», 2015. - 188 с.
14. Дмитриев Г.С. Хабаровский край - территория развития промышленного туризма // Молодой ученый. - 2016. - № 15-1. - с. 60-62.
15. Кадыров Р.В. Предприятия полимерного производства Татарстана как рекреацион-
ный ресурс промышленного туризма: постановка проблемы // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 10. - с. 123-125.
16. Тимофеев Н.В. Концепция развития промышленного туризма как способ повышения экономического благосостояния Санкт-Петербурга (на примере судостроительного кластера) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - № 2. - с. 142-145.
17. Струзберг Г.В., Докашенко Л.В. Потенциал Оренбургской области в сфере промышленного туризма // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2014.
- № 4. - с. 122-125.
18. Bran F.,Manea G. The industrial tourism // Quality - Access to Success. - 2012. - № 3.
- p. 1-6.
19. Bujok P., Klempa M., Jelinek J., Porzer M., Rodriguez Gonzalez M.A.G. Industrial tourism in the context of the industrial heritage // Geojournal of Tourism and Geosites. - 2015. - № 1. - p. 81-92.
20. Copic S., Dordevic J., Lukic T., Stojanovic V., Dukicin S., Besermenji S., Stamenkovic I., Tumaric A. Transformation of industrial heritage -an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany) // Geographica Pannonica. - 2014. - p. 43-50.
21. Frew E.A. Industrial tourism theory and implemented strategies // Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research. - 2008. - № 2. - p. 27-42.
22. Garaca V., Trifkovic A., Curcic N., Vukosav S. Aspects of industrial heritage tourism: Case of Novi Sad // Revista de Cercetare si Interventie Sociala. - 2014. - № 44. - p. 181198.
23. Hospers G.-J. Industrial heritage tourism and regional restructuring in the European union // European Planning Studies. - 2002. - № 10. - p. 397-404.
24. Jia Y. Analysis and Suggestions on Chinese Industrial Tourism Development // International Journal of Business Research. - 2010. - № 3. - p. 169-173.
REFERENCES:
Bran F.,Manea G. (2012). The industrial tourism Quality - Access to Success. 13 (3). 1-6.
Bujok P., Klempa M., Jelinek J., Porzer M., Rodriguez Gonzalez M.A.G. (2015). Industrial tourism in the context of the industrial heritage Geojournal of Tourism and Geosites. 15 (1). 81-92.
Copic S., Dordevic J., Lukic T., Stojanovic V., Dukicin S., Besermenji S., Stamenkovic I., Tumaric A. (2014). Transformation of industrial heritage -an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany) Geographica Pannonica. 18 43-50.
Dmitriev G.S. (2016). Khabarovskiy kray - territoriya razvitiya promyshlennogo turizma [Khabarovsk Territory is a territory of industrial tourism development]. The young scientist. (15-1). 60-62. (in Russian).
Frew E.A. (2008). Industrial tourism theory and implemented strategies Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research. (2). 27-42.
Garaca V., Trifkovic A., Curcic N., Vukosav S. (2014). Aspects of industrial heritage tourism: Case of Novi SadRevista de Cercetare si Interventie Sociala. (44). 181-198.
Grigorenko T.N., Kazmina L.N. (2015). Prioritety v oblasti razvitiya vnutrennego i vezdnogo turizma Rossii na sovremennom etape [Priorities in domestic and inbound tourism development in russia at the present stage]. Vestnik Natsionalnoy akademii turizma. (4(36)). 14-16. (in Russian).
Hospers G.-J. (2002). Industrial heritage tourism and regional restructuring in the European union European Planning Studies. (10). 397-404.
Jia Y. (2010). Analysis and Suggestions on Chinese Industrial Tourism Development International Business Research. 3 169-173.
Jia Y. (2010). Analysis and Suggestions on Chinese Industrial Tourism Development International Journal of Business Research. (3). 169-173.
Jonsen-Verbeke M. (1999). Industrial heritage: A nexus for sustainable tourism development Tourism Geographies. 1 70-85.
Kadyrov R.V. (2012). Predpriyatiya polimernogo proizvodstva Tatarstana kak rekreatsionnyy resurs promyshlennogo turizma: postanovka problemy [Enterprises of polymer production of Tatarstan as a recreational resource of industrial tourism: problem formulation]. Bulletin of Kazan Technological University. (10). 123-125. (in Russian).
Koreshkov M.V., Derevnina S.E. (2015). Promyshlennyy turizm: znakomstvo s proizvodstvom [Industrial tourism: acquaintance with production]. Professionalnoe obrazovanie i rynok truda. (9-10). 42-43. (in Russian).
Kosyakova A.A. (2016). Perspektivy razvitiya promyshlennogo turizma v Rossii [Development prospects of industrial tourism in Russia]. Nauchnaya mysl. (1). 56-59. (in Russian).
Medyanik A.V., Tarabanovskaya S.V. (2016). K voprosu o znachenii promyshlennogo turizma v razvitii regiona[On the issue of importance of industrial tourism in the development of the region]. Tendentsii nauki i obrazovaniya v sovremennom mire. (18-3). 30-33. (in Russian).
Nikulina Yu.N. (2015). Rol promyshlennyh ekskursiy v stanovlenii konkurentosposobnogo spetsialista [Role of industrial excursions in formation of the competitive expert]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8(h.1)). 589593. (in Russian).
Nikulina Yu.N., Struzberg G.V. (2015). Promyshlennyy turizm v sisteme vzaimodeystviya vuzov i predpriyatiy: soderzhanie i perspektivy razvitiya [Industrial tourism in the system of interaction between universities and enterprises: content and development prospects] M.: Izdatelstvo «Pero». (in Russian).
Otgaar A. (2014). Industrial tourism: Where the Public Meets the Private Rotterdam : Erasmus University of Rotterdam.
Sklyarenko S.A., Panchenko T.M., Selivanov I.A., Golovenko M.V. (2011). Perspektivy razvitiya promyshlennogo turizma v Rossii [Prospects for Development of Industrial Tourism in Russia]. Russian Entrepreneurship. (10-1). 146-150. (in Russian).
Struzberg G.V. (2013). Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya promyshlennogo turizma [Current state and development prospects of industrial tourism]. Infrastrukturnye otrasli ekonomiki: problemy i perspektivy razvitiya. (3). 147-151. (in Russian).
Struzberg G.V., Dokashenko L.V. (2014). Potentsial Orenburgskoy oblasti v sfere promyshlennogo turizma[Capacity of the Orenburg region in industrial tourism]. Novyy universitet. Seriya: Ekonomika i pravo. (4). 122-125. (in Russian).
Timofeev N.V. (2014). Kontseptsiya razvitiya promyshlennogo turizma kak sposob povysheniya ekonomicheskogo blagosostoyaniya Sankt-Peterburga (na primere sudostroitelnogo klastera) [Industrial tourism as a new approach to economic development of Saint-Petersburg (by example of shipbuilding cluster)]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (2). 142-145. (in Russian).
Yashalova N.N., Akimova M.A., Ruban D.A., Boyko S.V., Usova A.V., Mustafaeva E.R. (2017). Perspektivy regionalnogo razvitiya promyshlennogo turizma v svete analiza osnovnyh ekonomicheskikh pokazateley rossiyskoy turindustrii [Prospects for Regional Development of Industrial Tourism in View of the Analysis of the Main Economic Indicators of Russian Tourism Industry]. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 10 (2). 195-213. (in Russian).