Научная статья на тему 'Этапы жизненного цикла мегпроекта «Урал Промышленный - Урал Полярный»'

Этапы жизненного цикла мегпроекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
548
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПРОЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / КОНЦЕПЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Митрофанова И. В., Жуков А. Н.

В статье системно описывается концепция территориального мегапроекта «Урал Промышленный Урал Полярный», который является главным направлением Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 гг., раскрываются этапы жизненного цикла уральского мегапроекта с 2006 по 2009 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Митрофанова И. В., Жуков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы жизненного цикла мегпроекта «Урал Промышленный - Урал Полярный»»

УДк 338

ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МЕГАПРОЕКТА «УРАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ — УРАЛ ПОЛЯРНЫЙ»*

И. В. МИТРОФАНОВА, доктор экономических наук, главный научный сотрудник E-mail: mitrofanova@volsu. ru Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН А. Н. ЖУКОВ, преподаватель кафедры экономики и управления E-mail: labser@volsu. ru Волгоградский институт бизнеса

В статье системно описывается концепция территориального мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», который является главным направлением Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г, раскрываются этапы жизненного цикла уральского мегапроекта с 2006 по 2009 г.

Ключевые слова: мегапроект, федеральный округ, жизненный цикл, концепция, эффективность.

В последние годы во всем мире наблюдается увеличение масштабов, частоты и географического распространения территориальных мегапроектов — комплексных инвестиционных программ, стоимостью от 1 млрд долл. В России в настоящее время объем структурированных мегапроектов, одобренных органами государственной власти для реализации в рамках модели государственно-частного партнерства (ГЧП), превышает 150 млрд долл. (более 10 % ВВП страны). Это проекты масштабного освоения

* Цикл статьей подготовлен в рамках проекта «Многокритериальный анализ инвестиционной привлекательности территорий для управления проектами межрегионального значения» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные проблемы модернизации полиэтнического региона в условиях роста напряженности» (2012—2014).

новых территорий. Такие инициативы, как комплексное развитие Урала, Нижнего Приангарья, Южной Якутии, Забайкалья призваны создать в проблемных российских регионах новый экономический каркас, сформировать предпосылки для динамичного развития Урала, Сибири и Дальнего Востока. Интересно, что 62 % объема инвестиций всех мегапроектов реализуются в зауральской части РФ [13].

К современным отечественным территориальным мегапроектам относятся:

— «Урал Промышленный — Урал Полярный»;

— «БЕЛКОМУР»;

— «Комплексное развитие Нижнего Прианга-рья»;

— «Комплексное развитие Южной Якутии».

Три из них уже вошли в стадию активной реализации. По мнению экспертов, они призваны обеспечить заметный прорыв в экономическом развитии азиатской части России. Урал, Сибирь, Дальний Восток — макрорегионы, где в ближайшие 15—20 лет вследствие реализации этих мегапроектов должны сформироваться условия для капиталоемкого экономического роста, основанного на согласованных действиях государства и бизнеса [5, 6, 7].

Площадь Уральского федерального округа (УрФО) — около 1,8 млн км2; численность насе-

ления — порядка 13 млн чел. На Урале производится:

— 38,5 % российской стали;

— 37,5 % готового проката черных металлов;

— 44,3 % стальных труб.

В этом макрорегионе расположено большинство отечественных стратегических оборонных предприятий. Но, несмотря на общую позитивную динамику развития региональной промышленности, физические объемы производства в машиностроительной сфере УрФО снизились в 2005 г. по сравнению с 1990 г. на 20 %, а зависимость экономики округа от привозного сырья оставалась высокой.

В числе инфраструктурных ограничений экономического роста в субъектах УрФО:

— отсутствие транспортной инфраструктуры в регионе Приполярного и Полярного Урала;

— барьеры провозной способности железной дороги существующего транспортного коридора Новый Уренгой — Сургут — Тюмень;

— отсутствие связующего участка железной дороги между транспортным коридором Тюмень — Сургут — Новый Уренгой — Надым и Северной железной дорогой;

— отсутствие энергетической инфраструктуры в регионе Приполярного и Полярного Урала;

— острый дефицит электроэнергии в субъектах УрФО, который к 2015 г. может достичь критической величины более 4,5 ГВт [12].

По мнению П. Латышева, источником значительных инвестиционных вложений в машиностроительный комплекс может стать стимулирование перемещения финансовых средств из сырьевых сфер путем активной государственной политики. Получение инвестиционных ресурсов для модернизации машиностроительных предприятий, увеличения конкурентоспособности их продукции и устранения диспропорций в структуре промышленного производства целесообразно достигнуть за счет вовлечения в хозяйственный оборот более дешевого и близко расположенного сырья месторождений твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала [9]. Комплекс мероприятий по достижению такого результата трансформировался в проект, получивший название «Урал Промышленный — Урал Полярный». Его реализация позволит «...преодолеть негативные моменты развития уральского машиностроения и выведет предприятия отрасли на качественно новый уровень, .во многом решает проблемы обеспечения промышленности

не только Урала, но и всей России отечественным высококачественным сырьем на десятилетия, а по отдельным видам — на сотни лет» [9].

В Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 гг. мегапроект «Урал Промышленный — Урал Полярный» (далее — «УП—УП») был заявлен в качестве главного направления ее реализации, а перспективы развития экономики УрФО связаны с созданием двух мегакластеров.

Первый из них — это западно-сибирский топливно-энергетический комплекс, обеспеченный ресурсной базой мирового значения, уникальной системой трубопроводного транспорта и обеспечивающий до 50 % российского экспорта. Он направлен на развитие электроэнергетики, нефте-газопереработки и нефтегазохимии.

Второй — это Южный Урал как базовый для страны центр обрабатывающей промышленности, в первую очередь:

— машиностроения;

— металлургии;

— оборонно-промышленного комплекса, включая ведущие предприятия, развивающие самые современные технологии (ядерные, ракетостроения и др.).

Это также комплекс научно-исследовательских и образовательных центров. Изначально территориальный проект «УП—УП» был призван консолидировать эти мегакластеры и направлен на создание транспортной и энергетической инфраструктуры, введение в хозяйственный оборот комплекса ископаемых, расположенных на восточных склонах Уральских гор [10].

Мегапроект включает комплекс взаимоувязанных мероприятий по созданию трех основных блоков:

— транспортного;

— энергетического;

— природно-ресурсного.

Ядром транспортной инфраструктуры должна была стать железнодорожная магистраль по восточному склону Урала: Полуночное — Обская. Она в совокупности с уже строящимися линиями по кратчайшему пути связала бы промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Полярного Урала, зоной нефтегазодобычи, обеспечив выход к Северному морскому пути и к Норильску.

В рамках уральского мегапроекта было запланировано строительство четырех электростанций общей мощностью 2 544 МВт, работающих на местном сырье, а также необходимого сетевого

* В скобках указана доля от общего объема, %

Таблица 2

Прогнозируемый экономический эффект от сокращения расстояния перевозок минерального сырья при реализации мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» [1, 11]

Таблица 1

Объем финансирования и источники инвестиций территориального мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», млрд руб. [12]

Источник

Объем инвестирования Из внебюджетных Из средств Инвести- Из бюджета Всего

источников ционного фонда РФ субъекта РФ

Общий объем инвестиций* 359,7 (66,2) 105,0 (19,3) 79,1 (14,5) 543,8 (100)

С учетом развития после 2030 г. 429,4 105,0 79,1 613,5

В объекты транспортной инфраструктуры 76,7 105,0 78,5 260,2

В объекты энергетической инфраструктуры 193,7 — 0,6 194,3

В предприятия по освоению природных 89,2 — — 89,2

ресурсов

С учетом развития после 2030 г. 159,0 — — 159,0

Вид сырья Расстояние перевозок, км Расчет эффекта

Современное состояние Новая железная дорога Сокращение расстояния Разница в тарифе, руб./т Объем перевозок, млн т/год Сумма эффекта, млн руб.

Железорудное сырье 2 200—3 300 1 100—1 600 1 100—1 700 100—200 8,8 1 320

Хромовая руда 2 850 1 600 1 250 135 2,1 280

Марганец 2 700—3 100 1 100—2 000 1 600—1 100 200 1,4 280

Бурый уголь 1 200—1 900 440—1 000 800—1 500 100 19 1 900

хозяйства, что позволило бы обеспечить надежное электроснабжение существующих и вновь вводимых потребителей на территории нового хозяйственного освоения. Планировалось также создать 18 горнодобывающих, обогатительных и лесоперерабатывающих предприятий1. Ресурсная база для них была подтверждена заключениями профильных институтов. Площадь территории, осваиваемой в рамках проекта, превышает 390 тыс. км2 [4].

Плановый общий объем финансирования проектов и мероприятий мегапроекта «УП—УП» составляет порядка 543,8 млрд руб., из которых доля инвестиций из внебюджетных источников превышает 66 %. На разработку проектно-сметной документации средства выделял Инвестиционный фонд РФ (табл. 1).

Создание нового транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор и освоение новой ресурсной базы позволят решить комплекс актуальных для развития экономики УрФО задач. Полярный и Приполярный Урал может стать альтернативным источником сырья для экономики округа. Существенный экономический эффект будет

1 При полной реализации проекта их число может достичь 60.

достигнут за счет сокращения расстояния перевозок минерального сырья2 (табл. 2).

В целом эффект от сокращения расстояний перевозок оценивался в 3,5—4 млрд руб. в год. Косвенный же эффект3 может, по мнению экспертов, в разы превышать прямой.

Планировалось, что разработка месторождений Полярного и Приполярного Урала позволит полностью заместить поставки по импорту всего объема хромовых руд, поставляемых в Россию, и в значительной степени — марганца, железа, фосфоритов (см. рисунок). Создание ресурсной базы по хромитам и марганцу, месторождения которых практически не разрабатываются в РФ, позволило бы в будущем за счет снижения цен на 15—20 % по сравнению с мировыми достичь эффекта от импортозамещения в объеме 1,8 млрд руб. в год в текущих ценах [8].

2 Этот эффект равен произведению объемов перевозимого груза на разницу в железнодорожных тарифах при современном расстоянии транспортировки и по новой дороге.

3 Косвенный эффект связан с тем, что дорога даст импульс для развития различных сфер экономики и социальной инфраструктуры ЯНАО, ХМАО, севера Свердловской области.

1

2-

п

Уголь

Другой экономический эффект, по замыслу разработчиков, связан с обеспечением заказами предприятий машиностроения и металлообработки УрФО и РФ в целом, включая предприятия тяжелого машиностроения для горнорудной промышленности, а также транспортного машиностроения. Так, для Южного и Среднего Урала реализация проекта будет способствовать более полной загрузке предприятий металлургии и машиностроения, производящих рельсы, трубы, металлические конструкции, электрические провода, шагающие и карьерные экскаваторы, тепловозы4. В свою очередь строительство на Полярном и Приполярном Урале горнодобывающих производств потребует увеличения поставок вышеназванной продукции не менее чем вдвое.

Результатом станет возобновление опережающего роста базовых отраслей экономики в старопромышленных регионах Уральского федерального округа. Ускорение роста только металлургического производства на 1 % позволило бы дополнительно выпускать в год продукции на сумму более 6,5 млрд руб. (в текущих ценах).

Комплексное развитие районов Крайнего Севера Ханты-Мансийского АО (ХМАО), Ямало-Ненецкого АО (ЯНАО), Свердловской области возможно за счет диверсификации экономики на основе:

— расширения спектра вовлекаемых в хозяйственный оборот запасов твердых полезных ископаемых;

— создания производств по первичной переработке сырья;

— наращивания объемов добычи нефти и газа;

— опережающего развития энергетики, в том числе с использованием запасов низконапорного газа.

1Э.Й

Железо товарное Хромиты

Марганец

4 Так, строительство железнодорожной линии вдоль восточного склона Уральских гор потребует порядка 400 тыс. т рельсов и рельсовых скреплений (1/4 годового производства рельсов в РФ), 750 тыс. т металла, металлоконструкций, стальных труб. Указанные объемы производства способны обеспечить заказами такое крупное предприятие, как «Нижнетагильский металлургический комбинат» более чем на полугодие.

Динамика импортозамещения за счет разработки месторождений Полярного и Приполярного Урала, млн т: 1 — импорт в 2005 г; 2 — импорт в 2030 г.

Это позволило бы регионам преодолеть жесткую зависимость от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей.

В настоящее время из-за значительной удаленности территорий Приполярного и Полярного Урала от энергетических источников и электрических сетей централизованного электроснабжения, Тюменской энергосистемы функционирование их системы энергоснабжения осуществляется децентрализованно от местных котельных и автономных электростанций, использующих в качестве топлива дальнепривозной уголь, дизельное топливо и природный газ.

В связи с новым хозяйственным освоением прогнозируемая потребность в электрической мощности к 2020 г. составит 570 МВт. Предварительная оценка стоимости строительства электростанций и электрических сетей для электроснабжения потребителей Приполярного и Полярного Урала — 40 млрд руб. В 2015—2020 гг. энергетической базой освоения природно-ресурсного потенциала территории Приполярного и Полярного Урала станет строительство в регионе новых электростанций на базе северо-сосьвинских бурых углей. Такой подход обеспечит надежное электроснабжение всех существующих и новых потребителей Приполярного и Полярного Урала и в целом изменит качество, повысит надежность энергоснабжения.

По прогнозам экспертов, при освоении мине-

ральных ресурсов твердых полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала ежегодные поступления налогов и платежей в бюджетную систему увеличатся на 11 млрд руб., в том числе в бюджеты субъектов Федерации — на 5,3 млрд руб. За счет мультипликативного эффекта, связанного с развитием сопряженных сфер, налоговая отдача возрастет в разы. По мнению специалистов, в итоге косвенные поступления от уральского проекта будут существенно превышать прямые и достигнут 300 млрд руб. [11].

В результате реализации проекта планируется создать:

— более 50 новых предприятий;

— 66 тыс. дополнительных рабочих мест в горнорудной промышленности и на транспорте;

— 3 тыс. рабочих мест в лесной отрасли;

— 3,5 тыс. рабочих мест в нефтедобыче.

Численность населения в зоне действия будущего транспортного коридора по восточному склону Уральского хребта увеличится почти на 150 тыс. чел.

По мнению академика А. Г. Гранберга, прирост ВВП к 2018 г. непосредственно за счет объектов уральского мегапроекта может составить 700 млрд руб. А с учетом мультипликативного эффекта — 1,5 трлн руб. Самой сложной задачей при защите проекта для получения господдержки, на взгляд А. Г. Гран-берга, было обоснование финансово-экономических показателей в соответствии с требованиями Инвестиционного фонда РФ и международных финансовых институтов. Однако проект успешно прошел экспертизу компании «Райффайзен Инвестмент», расчеты которой практически совпали с расчетами Совета по изучению производительных сил (СОПС).

Интегральный индикатор экономической эффективности проекта составляет 0,3 %, что характеризует его долю в общем приросте ВВП. «Это очень много для одного проекта — в методике... ставится условие, чтобы показатель составлял не менее 0,01 %», — подчеркнул А. Г. Гранберг. Показатель макроэкономической эффективности мегапрокта «УП—УП» составляет 3,4, что характеризует соотношение прироста ВВП и объема инвестиций. Основным же показателем финансовой эффективности, по мнению А. Г. Гранберга, является чистая приведенная стоимость — 90,7 млрд руб.

По прогнозам экспертов, срок возврата бюджетных средств в рамках уральского мегапроекта — 6 лет. Это, на взгляд А. Г. Гранберга, «.является очень оптимистичной величиной для крупномас-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

штабного проекта». Объясняется столь короткий срок тем, что на рубль бюджетных инвестиций будет приходиться 4—6 руб. частных вложений.

Еще одним важным результатом осуществления уральского территориального мегапроекта являлась реализация запланированных социальных программ, направленных на качественное улучшение транспортной доступности для жителей удаленных, труднодоступных территорий Крайнего Севера [1].

Таким образом, по замыслу разработчиков, реализация проекта сформирует в Арктике и на Полярном Урале крупный территориально-промышленный комплекс. Уральский мегапроект изначально позиционировался как лидер в реализации инновационных проектов на региональном уровне, способный обеспечить внедрение новейших технических и технологических достижений в транспортную, нефте- и газодобывающую, энергетическую сферы.

В 2006—2010 гг. мегапроект «Урал Промышленный —Урал Полярный» входил в основные стратегические документы страны: долгосрочную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, стратегию развития железнодорожного транспорта, а также в долгосрочную концепцию социально-экономического развития РФ.

Этапы жизненного цикла мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный».

I. Подготовительный (предпроектный) этап (2006—2007 гг.). В 2005—2006 гг. был проведен системный анализ информации, накопленной более чем 100 организациями, изучавшими недра Полярного и Приполярного Урала, и рассредоточенной по разным геологическим фондам. В результате была сделана переоценка ресурсов твердых полезных ископаемых.

Министерством природных ресурсов РФ был утвержден Комплексный план геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006— 2009 гг. и предусмотрено значительное увеличение финансирования геологического изучения, поиска и оценки полезных ископаемых. Из 11,3 млрд руб.:

— средства федерального бюджета — 3,2 млрд руб.;

— средства субъектов Федерации — 1,8 млрд руб.;

— средства компаний — 6,3млрд руб.

На основе комплексного плана были внесены коррективы в Долгосрочную (2005—2020 гг.)

государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.

Была завершена разработка обоснования инвестиций транспортного коридора «УП—УП», которая послужила основой пакета документов для формирования заявки на участие в конкурсе проектов, претендующих на государственную поддержку из Инвестиционного фонда РФ. Железнодорожные линии, составившие основу проекта, были включены в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 гг.)» и Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2020 г.

В целях надежного электроснабжения существующих и вновь вводимых потребителей Полярного и Приполярного Урала была разработана концепция развития энергетики на базе местных углей Северо-Сосьвинских месторождений. Произведено также научно-аналитическое обеспечение оценки ресурсного потенциала территории, включающее схему размещения горнодобывающих предприятий.

Для управления проектом и синхронизации всех стадий его жизненного цикла создано ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный», участниками которого стали Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Тюменская область. Был сформирован Попечительский совет, состоящий из полномочного представителя Президента РФ в УрФО, губернаторов ХМАО—Югры, ЯНАО и Тюменской области [4].

В конце 2007 г. Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, было подтверждено заключение инвестиционной комиссии об экономической эффективности проекта и выделении из Инвестиционного фонда РФ запрашиваемых средств. Приказом Минфина России от 28.01.2008 № 17-Н разработку проектной документации проекта «УП—УП» включили в бюджетную классификацию.

По результатам конкурса на определение генерального проектировщика по строительству железнодорожной линии был создан альянс проектных компаний5. Управляющей компанией уральского

5 В этот альянс вошли ООО «Уралстройтехнологии», ОАО «Ленгипротранс» и компания «Дойче Бан интернешнл» — государственный концерн немецких железных дорог. На основе передового зарубежного опыта был подготовлен график вы-

мегапроекта ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный» был заключен ряд важных инвестиционных соглашений.

Для оптимизации геологического изучения территории транспортного коридора было достигнуто соглашение с Минприроды России об актуализации Комплексного плана геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006—2009 гг. и на период до 2015 г. Это позволило совместно с Федеральным агентством по недропользованию и Всероссийским институтом минерального сырья активизировать проведение конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, а также геологоразведочных работ на этих объектах после получения лицензий.

II. Проектный этап. Силами СОПС и РАН была разработана Стратегия развития УрФО, в которой, как уже отмечалось, основой межрегиональной интеграции стал проект «Урал Промышленный — Урал Полярный». Базу этого мегапроекта разрабатывал Западно-Сибирский научно-исследовательский геологоразведочный нефтяной институт (ЗапСибНИГНИ). Был использован механизм моделирования горнопромышленных районов.

Следует заметить, что в отечественной практике отсутствовали современные механизмы реализации сложных комплексных мегапроектов, таких как «УП—УП», требующих:

— масштабных финансовых вложений из разноуровневых источников;

— координации действий значительного числа участников;

— тщательной синхронизации этапов реализации проекта.

Анализ возможных схем строения проекта, проведенный совместно экспертами субъектов УрФО и учеными РАН, показал, что оптимальной структурой экономической пространственной организации для территории реализации уральского проекта представляются горнопромышленные районы. Их задача заключается в увязке освоения природных ресурсов, создания и функционирования объектов транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры при оптимальном сочетании интере-

полнения проектных работ по линии Полуночное — Обская, выполнение которого позволило приступить к строительству уже в 2009 г. Проектирование проводилось с применением новейшей для России технологии «Шеерпоинт», позволяющей вести работы в режиме реального времени.

сов центров концентрации природных ресурсов и центров производства.

Создание горнопромышленных районов, по мнению разработчиков, позволило бы:

— объединить на конкретной территории с комплексным характером освоения усилия всех заинтересованных участников;

— эффективно использовать инвестиции в рамках ГЧП;

— управлять стоимостью и эффективностью распределения ресурсов между группами проектов;

— исключить узколокальные характеристики, нечеткую случайность специализации и непродуманность производственно-технологических связей.

Единая система инфраструктуры в условиях севера, по расчетам экспертов, обеспечивает 35—40 % эффективности за счет снижения затрат и разделения рисков. Эта же инфраструктура обычно выступает в качестве базы освоения сопредельных территорий, включения в хозяйственный оборот новых источников ресурсов. В результате в рамках мегапроекта «УП—УП» было определено несколько горнопромышленных районов [4].

Главной организационной трудностью при создании горнопромышленных районов, способной оказать сдерживающее влияние на показатели их эффективности, являлось несоответствие между зоной решения крупной экономической задачи и административным делением. Основой государственной политики в Полярной и Приполярной зоне, по мнению экспертов, должна стать система целенаправленных государственных мер по регулированию развития расселения и ресурсного освоения, зачастую являющихся единственным инструментом государственного присутствия на малонаселенной территории.

Для решения сложных организационно-кооперационных связей предлагалось совместить территории новых горнопромышленных районов и муниципальных образований (МО), что позволило бы объединить задачи органов власти различных уровней, науки и бизнеса. Вследствие этого ключевой функцией администрирования в рамках горнопромышленных районов стало выполнение задач не только оперативного управления, но и государственного регулирования сочетания производственного и социального аспектов на конкретных территориях, в муниципальных образованиях.

Полномасштабное освоение территорий со слаборазвитой инфраструктурой и низкой плотнос-

тью населения невозможно без создания центров развития производительных сил. По мнению разработчиков уральского мегапроекта, для наиболее полного развития добывающей и перерабатывающей промышленности, создания оптимальных условий для населения в горнопромышленных районах необходимо ориентироваться на возведение базовых городов в центре групп месторождений с населением от 5 до 20 тыс. чел. и более. Наиболее рациональным и эффективным для промышленного освоения является вахтовый метод, который будет реализован через систему «базовый город — вахта»6.

Такая система населенных пунктов, по мнению П. Латышева, имеет:

1) экономические преимущества — снижается стоимость строительства и эксплуатации;

2) социальные преимущества — достигается большая комфортность

3) экологические преимущества—обеспечива-ется более здоровая среда проживания и снижение ущерба, наносимого природной среде.

В таких эффективных системах может быть достигнута экономия средств за счет:

— капиталоемкости — до 10 %;

— строительства промышленных зданий—5 %;

— сокращения протяженности автодорог к промышленным объектам — 15 %;

— сокращения числа железнодорожных выводов — 20 % и т. д.

В целом сокращение затрат на социальную инфраструктуру составит не менее 3,7 раза [4].

В результате комплексного инфраструктурно-промышленного освоения возникает значительный экономический эффект за счет сокращения транспортных перевозок, последовательной переработки сырья и полуфабрикатов, комбинированного использования электрической и тепловой энергии и включения в топливный баланс местных энергоисточников [8].

6Система «базовый город — вахта» как особая форма территориальной организации представляет собой комплекс, характеризующийся следующими признаками: наличием базового поселения с развитой производственной и социальной инфраструктурой, расположенного в зоне, благоприятной для проживания; вахтовый поселок или комплекс на удаленных местах приложения труда, включающие технологически необходимую производственную структуру и элементы социальной инфраструктуры, достаточной для повседневного обслуживания и проживания сменного персонала (бессемейное проживание); наличие регулярных, организованных транспортных связей базового города с вахтовым комплексом в соответствии с выбранным технологическим режимом организации работ.

III. Этапы реализации мегапроекта «УП—УП». Период 2006—2007 гг. являлся для мегапроекта предпроектным и организационно-проектым, а первый этап его реализации, связанный с конкретизацией концепции проекта и разработкой проек-тно-сметной документации, началом строительства ряда объектов, начинается, по мнению авторов, не с 2006, а с 2008 г.

Так, в 2008—2009 гг.:

1) было заключено соглашение № 326-д о разработке проектной документации строительства железной дороги «Полуночное — Обская — Салехард» за счет средств Инвестиционного фонда РФ и «Салехард — Надым» за счет собственных средств ОАО «Корпорация УП—УП»; начались проектные работы; генпроектировщиком стал ведущий институт в области проектирования транспорта ОАО «Ленгипротранс» (г. Санкт-Петербург); получен ряд лицензий на разработку хромовых, медно-молибде-новых и др. руд, бурого угля;

2) началось строительство Няганьской ГРЭС (инвестор — ОАО «Фортум»); Правительственной комиссией по инвестпроектам одобрен паспорт проекта «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», который был включен в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.;

3) получен ряд положительных заключений госэкспертизы и согласована проектно-сметная документация на проведение поисково-оценочных работ; получено положительное заключение госэкспертизы по основному проекту транспортного блока уральского мегапроекта — железной дороги «Полуночное — Обская — Салехард»; Минприроды России был утвержден Комплексный план по развитию минерально-сырьевой базы «Урал Промышленный — Урал Полярный» на 2010—2015 гг., в который вошли все подпроекты геологического блока мегапроекта «УП—УП»; все железнодорожные линии в рамках данного мегапроекта были включены в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г., а объекты энергетической инфраструктуры уральского мегапроекта вошли в Генеральную схему размещения энергетических объектов до 2020 г. [2].

Таким образом, на первом этапе (2008—2009 г.), по мнению П. М. Латышева, реализация уральского мегапроекта:

— осуществлялась в плановом режиме;

— носила согласованный характер;

— была скоординирована с системой общенациональных и видовых приоритетов.

В то же время работа по проекту «УП—УП» в этот период сдерживалась рядом системных проблем, требующих урегулирования на уровне Правительства РФ [3]. В апреле 2008 г. на совещании, которое вел Председатель Правительства РФ, были обсуждены следующие вопросы:

— совершенствование нормативной базы в части уточнения функций и ответственности координатора комплексных инвестиционных проектов;

— резервирование земель для строительства новых железнодорожных линий и объектов энергетики;

— увеличение объемов финансирования и наращивание темпов геологоразведочных работ по твердым полезным ископаемым на территории Полярного и Приполярного Урала;

— нормативное регулирование участия органов государственной власти субъектов РФ в разработке и финансировании государственных программ геологического изучения недр;

— нормативное регулирование проведения конкурсов инвестиционных проектов по строительству объектов энергетической инфраструктуры с использованием механизма гарантирования инвестиций.

Такой подход являлся гарантией успешной реализации мегапроекта.

Список литературы

1. Возможный эффект от реализации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный». URL: http://www. cupp. ru/project/03-4.shtml.

2. Годовой отчет за 2010 г. ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный». URL: http://www. cupp. ru/db/files/Godovoy_otchet_OAO_ Korporaciya_Ural_Promyshlennyy_Ural_Polyarnyy_ za %202010g. pdf.

3. Зарплату получали, а толком ничего не сделали... 27.03.2012. URL: http://www. uiec. ru/ proekt_up-up/.

4. Латышев П. М. Проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» — эффективный инструмент улучшения состояния экономики России // Экономика и управление. 2008. № 2.

5. Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Мегапроек-ты как инструмент стратегического территориального менеджмента // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 3.

6. Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Потенциал мегапроектирования в стратегическом управлении развитием территорий // Экономика устойчивого развития. 2012. № 10.

7. Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Стратегический территориальный менеджмент: возрождение мегапроектов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 22.

8. Нестеров И. Мегапроект «Урал Промышленный — Урал Полярный» обеспечит регион сырьем. URL: http://www. tyumen. ru/ ?sectionid=12&contentid=6893 7.

9. «Урал Промышленный — Урал Полярный» обеспечит промышленность России сырьем на сотни лет. URL: http://www. regnum. ru/news/749173.html.

10. Урал Промышленный — Урал Полярный» — приоритетное направление развития Уральского федерального округа. URL: http://www. urm. ru/ru/news. 0-article4557-act. info. html.

11. Уральский мегапроект: надо писать Президенту. URL: http://www. vsluh. ru/news/ economics/126045.html?print= 1.

12. Report of the Director General of JSC «Corporation Ural Industrial — Ural Polar» O. V. Demchenko for the Advisory Council for Public-Private Partnership of the Ministry of Transport of the Russian Federation. May 22. 2007. URL: http://www. cupp. ru/project/mintrans. shtml.

13. URL: http://www. v-yakutia. ru/?id=9518.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.