Svetlana Aleksandrovna Umerova,
postgraduate student of the department of national economy and public and municipal administration, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 338.24
Светлана Александровна Умерова,
аспирантка кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
В СССР И РОССИИ
В статье рассматриваются развитие и реализация планирования и программирования в СССР и России, начиная с анализа использования рассматриваемого метода государственного регулирования в 1920 г. В ходе исследования были рассмотрены и структурированы периоды эволюции программно-целевого управления, которые разделены на отдельные этапы применения программирования, выявлены основные особенности каждого из этапов, обозначены виды программ, используемых в конкретном периоде, а также приведены ключевые программы, реализуемые в рамках определенного этапа развития программирования в государстве. При этом автором наряду с изучением и анализом практики программирования в рамках выделенных периодов рассмотрено развитие теории применяемого метода государственного регулирования, интерес и оценка научного сообщества, внесшего свой вклад в развитие программирования. Предпринята попытка дать название каждому из них с учетом преемственности и характера разрабатываемых и реализуемых программ. В результате исследования выявлена необходимость совершенствования программно-целевого управления в связи с высокой эффективностью использования данного метода государственного регулирования.
Ключевые слова: государственное регулирование, программирование, развитие, программы, народное хозяйство, национальная экономика.
DEVELOPMENT OF THE PROGRAM-TARGETED MANAGEMENT
IN USSR AND RUSSIA
The article discusses the development and implementation of planning and program system of management in USSR and Russia starting from the analysis of the state regulation method in 1920. The author considers and structures periods in the evolution of the program-target management methods that are further subdivided into separate stages of program management, examines main features of each of the stages, defines types of programs used in each given period, and also discusses key programs implemented during each stage in the development of program management. Apart from studying and analyzing the practice of state program management in the selected periods, the author considers the evolution of the theory of the applied method of state regulation, studies the academic community that contributed to the development of the program management system, names each of the periods taking into account continuity and nature of the implemented programs. The research concludes that it is necessary to perfect program-target management in view of its efficiency and usefulness for state management.
Keywords: state regulation, programming, development, programs, national economy.
В современных условиях стагнации российской экономики, связанной первоначально с инвестиционной паузой, ростом структурных издержек, ограничением взаимодействия с международными рынками, ужесточением денежной политики, различные субъекты экономических отношений сталкиваются с кризисными ситуациями, преодоление которых во многом зависит от вмешательства государства. Одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования экономики, реализации принципа стратегического управления, осуществления бюджетирования, ориентированного на результат, является применение программно-целевого подхода, суть которого в широком смысле заключается в воздействии субъекта управления на объект, реализуемом на основе метода системного анализа.
По мнению Б.А. Райзберга и А.Г. Лобко, программно-целевое управление представляет собой эффективный способ решения серьезных проблем посредством разработки и реализации целостной системы программных мер, которые ориентированы на достижение конкретных целей, обеспечены ресурсной базой, взаимоувязаны по срокам и исполнителям, а поставленные задачи согласованы с соответствующими мероприятиями [7, с. 50]. Таким образом, в узком смысле сущность применения программно-целевого подхода сводится к использованию различного рода программ, позволяющих как обеспечивать национальную безопасность, решать крупные социально-экономические проблемы, так и осуществлять инновационный прорыв на основе адресной государственной поддержки.
Системный характер такое государственное вмешательство в социально-экономическое развитие, как разработка и реализация программ, приобретает в начале XX в. В условиях административно-командного управления в СССР реализовы-вались принципы и механизмы плановой экономики, в рамках которой основным инструментом решения комплексных проблем социально-экономического развития являлись пятилетние планы. Ими, в свою очередь, предусматривалась разработка и реализация ряда программ развития регионов, связанных прежде всего с освоением имеющегося на определенной территории природно-ресурсного потенциала [5, с. 321].
Первые советские программы развития отдельных отраслей промышленности были разработаны Высшим советом народного хозяйства еще до появления народно-хозяйственного планирования в масштабе страны в 1918 г. и направлены на преодоление разрухи после Первой мировой войны. Однако полномасштабное зарождение методологии программно-целевого управления в СССР происходит в 1920 г., когда VIII Всероссийским съездом Советов и утвержден IX Всероссийским съездом Советов был одобрен первый единый перспективный план восстановления и развития хозяйства Советского государства ГОЭЛРО (Государственная электрификация России). Государственный план электрификации России содержал такие элементы программирования, как целенаправленность, со-подчиненность целей низшего уровня генеральной цели, увязка целей со средствами их достижения. План ГОЭЛРО был рассчитан на десятилетие, но уже к 1931 г. был перевыполнен, что позволяет сделать вывод об эффективности применения программно-целевого подхода к управлению. Таким образом, план ГОЭЛРО принято считать первой в истории долгосрочной комплексной программой,
ориентированной на подъем народного хозяйства и повышение эффективности производства страны на основе электрификации. Вместе с тем еще при отсутствии единых утверждаемых общегосударственных пятилетних планов, разрабатывались отраслевые программы промышленности. Например, при разработке плана ускоренного развития промышленности на 1923-1924 гг. Госплан принял 19 отраслевых программ.
Основные наработки программирования при разработке и реализации перспективного плана электрификации России были использованы в процессе становления масштабного централизованного планирования как основы советской экономической системы и формирования программ как органичной составной части пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. В составе первых трех пятилетних планов (1928-1932 гг., 1933-1937 гг., 1938-1942 гг.) были сформированы важнейшие комплексные программы, направленные на решение первоочередных проблем становления и развития советской экономики и достижения резкого подъема ключевых производств, расширенного воспроизводства, повышение обороноспособности страны. Ядром первой пятилетки стала программа индустриализации, основной целью которой являлось создание промышленной базы, которая должна была превратить СССР из страны, которая импортирует машины и оборудование, в страну, которая их производит. В рамках первого пятилетнего плана была разработана и в течение трех первых планов на пятилетнюю перспективу реализована одна из самых крупных комплексных программ по созданию второй угольной металлургической базы на востоке СССР посредством использования богатых угольных месторождений Урала и Сибири, ввода в действие Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов (табл. 1).
Таблица 1
Эволюция программно-целевого управления в СССР и России
Название этапа Период Содержание этапа Виды программ Ключевые программы
Зарождение методологии программно-целевого планирования 1920-1927 гг. Появление программных черт в плане, разработка и реализация первых программ развития отдельных отраслей промышленности Го сударственный план, отраслевая программа План ГОЭЛРО, первые отраслевые программы промышленности
Становление методологии программно-целевого планирования 1928-1942 гг. Становление программ как составных частей пятилетних планов в рамках территориально-отраслевой структуры последних Целевая комплексная программа Программа индустриализации, программа создания второй крупной угольно-металлургической базы на Востоке страны, «Большая Волга», «Второе Баку», программа эвакуации промышленности
Развитие методики программирования в рамках народнохозяйственного планирования 1946-1965 гг. Разработка крупных долговременных программ в дополнение к пятилетним планам, отработка технологии мобилизации, рывка в программировании, проникновение программирования в научно-техническую сферу Целевая комплексная программа, межотраслевой координационный план научно-исследовательских работ Программа восстановления разрушенного хозяйства, программа химизации народного хозяйства, программа подъема и освоения целинных, а также залежных земель, программа освоения космического пространства
Окончание табл. 1
Название этапа Период Содержание этапа Виды программ Ключевые программы
Расцвет программирования в рамках народно-хозяйственного планирования 1966-1990 гг. Значительный рост количества разрабатываемых и реализуемых программ и расширение их видового разнообразия по содержанию и объектам программирования, выпуск методических положений по разработке комплексных народнохозяйственных программ Целевая комплексная научно-техни-ческая/экономиче-ская/социальная программа, республиканская целевая комплексная программа, программа развития хозяйства области / крупного города, программа экономической интеграции стран, программа развития территориально-производственного комплекса Комплексная программа развития Нечерноземной зоны РСФСР, программа повышения эффективности сельскохозяйственного производства, программа совершенствования управления, программа механизации и автоматизации труда, продовольственная программа, энергетическая программа, программа по развитию зоны БАМа, программа развития производства товаров народного потребления и услуг, программы экономической интеграции стран -членов СЭВ
Становление методики программирования в рыночных условиях 1991-2009 гг. Становление программ в качестве самостоятельных документов и действенных инструментов государственного и муниципального управления в рыночных условиях хозяйствования, значительный рост количества программ, появление новых видов программ Федеральная (региональная, муниципальная) целевая программа, президентская программа, ведомственная целевая программа, программа со-циально-экономи-ческого развития Программа социально-экономического развития РФ, «Развитие образования», «Жилище», «Модернизация транспортной системы», «Мировой океан», «Русский язык», «Глонасс», «Электронная Россия», «Социальное развитие села», «Культура», «Дети», «Юг России», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», «Развитие Калининградской области», «Восстановление экономики и социальной сферы Чечни»
Развитие методики программирования на основе повышения эффективности государственного управления и финансирования С 2010 г. Обновление методики программирования, обусловленное необходимостью бюджетной оптимизации, интеграция программирования в стратегическое планирование, появление новых видов программ в рамках внедрения проектного подхода в государственном управлении Государственная программа РФ, государственная программа субъекта РФ, муниципальная программа, государственная программа вооружения, приоритетная программа, пилотная программа «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан», «Доступная среда», «Развитие пенсионной системы», «Развитие науки и технологий», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Космическая деятельность», «Информационное общество», «Развитие транспортной системы», «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя»
Применение программирования сыграло немаловажную роль в период Великой Отечественной войны. Изучение особенностей программирования этого периода в настоящее время является основательным подспорьем для выдвижения учеными различных гипотез и заключений, которые могут совершенно поменять представление не только о характере войны, но также и о мировой политической обстановке в целом. Например, возникает
вопрос о «неготовности» СССР к войне в связи с реализацией программы «Эвакуация промышленности», работа над которой началась еще в 1937 г. В рамках рассматриваемой программы к июню 1941 г. на востоке страны было подготовлено 2900 так называемых предприятий-«дублеров», которые представляли собой площадки под размещение эвакуируемых заводов с сопутствующей инфраструктурой. В неизмеримых масштабах и в самые
короткие сроки 85% всех необходимых предприятий были эвакуированы без значительных потерь и через полтора-два месяца начинали работать. Эвакуация промышленности, успешно подготовленная и проведенная на высочайшем уровне, известна как «русское чудо», является одной из тем в рамках учебного процесса во всех военных академиях мира [3, с. 48].
Программы рассматриваемого периода имели четко выраженную отраслевую или территориальную направленность, в связи с чем они удачно вписывались в территориально-отраслевую структуру пятилетних советских планов, не требуя значительного обособления программ в виде их специальных частей. Таким образом, характерными особенностями рассматриваемых программ явилось отсутствие относительно самостоятельной, четко определенной совокупности мероприятий и плановых заданий, ориентированных на достижение единой цели, а также оформленных в директивном порядке специальных документов для каждой программы, таких как задание на разработку программы, проект программы, координационный план разработки и реализации программы.
В последующие четыре советские пятилетки (1946-1950 гг., 1951-1955 гг., 1956-1960 гг., 19611965 гг.) программирование в рамках народнохозяйственного планирования использовалось как способ обеспечения послевоенного восстановления и дальнейшего подъема народного хозяйства Советского Союза. Благодаря реализации намеченных планов и программ удалось достичь и превысить довоенный уровень производства промышленной продукции, тем самым ликвидировав экономические последствия войны, увеличить национальный доход, сконцентрироваться на развитии науки и осуществить первый полет человека в космос. В этот период в дополнение к пятилетним планам начинают разрабатывать крупные долговременные программы с четко установленными целями, уже выходящие за пределы планируемого пятилетия, и отрабатывать технологию мобилизации, рывка. Кроме того, программирование получает распространение в науке в форме разработки и реализации межотраслевых координационных планов исследовательских работ, призванных обеспечить целевое распределение и расходование ресурсов, согласование работ, осуществляемых предприятиями различной ведомственной подчиненности, увязку стадий цикла «наука - техника - производство».
В дальнейшем в рамках пяти советских пятилеток (1966-1970 гг., 1971-1975 гг., 1976-1980 гг., 1981-1985 гг., 1986-1990 гг.) программирование достигает своего расцвета: происходит значительный рост количества разрабатываемых и реализуемых программ и расширение их видового разнообразия по содержанию и объектам, что обусловлено развитием идей системного подхода, сетевого планирования, а также накопленным опытом формирования и осуществления программ в зарубежных странах.
Необходимость разработки целевых комплексных программ как метода планирования на государственном уровне была подтверждена на XXV съезде КПСС в 1976 г., а в 1979 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.07.1979 № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» [1, с. 66]. В этот период были приняты решения по разработке целевых комплексных экономических и социальных программ, а также продолжено формирование целевых комплексных научно-технических программ на основе межотраслевых координационных планов, содержащих не только НИОКР, но и мероприятия по подготовке и выпуску образцов новой техники. Объектами программирования наряду с народным хозяйством становятся группа стран (стран - членов Совета экономической взаимопомощи), республики, области и крупные города страны, а также территориально-производственные комплексы (ТПК), в рамках которых решались задачи сбалансированного развития хозяйства региона, обладающего определенным набором природных ресурсов. В целом разработка и реализация программ достигла такого размаха, что, например, в период с 1980 по 1985 г. были разработаны и ре-ализовывались примерно 30 комплексных целевых программ, направленных на решение жизненно важных проблем советской экономики, том числе и крупномасштабных, капитальные вложения которых исчислялись десятками и сотнями миллиардов рублей. Кроме того, в этот период происходит развитие методики и организации программирования на основе теоретических и прикладных разработок, выполненных в НИИ и вузах и эмпирических исследований. Методологические аспекты планирования и программирования НТП были изложены в монографии Б.Ф. Зайцева и Б.А. Лапина «Организация планирования НТП», после чего появились научные работы, охватывающие исследование методологических проблем применения программирования в развитии народного хозяйства в целом. Были подготовлены и опубликованы методические рекомендации по разработке целевых комплексных народнохозяйственных программ, в которых изложены принципы программно-целевого планирования, классификация видового разнообразия, порядок их разработки, основные подходы к увязке с пятилетними планами и методы оценки их эффективности.
Именно в рассматриваемый период под эгидой Госплана, Госстроя и Академии наук СССР была завершена разработка проекта, получившего название «Комплексная программа научно-технического прогресса СССР и его социально-экономических последствий» (1979 г.). Основной задачей исследования было выявление основных тенденций социально-экономического развития и потребностей в масштабах государства, оценка имеющихся возможностей науки, техники и экономики в решении стоящих перед страной проблем, согласование
действий всех участников программы в достижении поставленных стратегических целей, а также оценка необходимых ресурсов и средств [8, с. 115].
В этот период весомый вклад в развитие использования программно-целевого подхода был внесен Г.С. Поспеловым, который стал автором новой уникальной концепции государственного планирования и программирования «от потребностей населения». Согласно предложенной идее, функционирование всего производственного комплекса в масштабах страны должно быть в первую очередь направлено на удовлетворение потребностей населения. Данная концепция и технология ее реализации серьезно расходились с используемой схемой планирования «от возможностей отраслей материального производства». Обозначенная теория на практике не была полностью реализована, однако позволила внести значительные изменения в систему государственного управления того времени.
В последующие годы заметно возрос интерес к применению программно-целевого подхода к управлению со стороны научного сообщества. К работам, имеющим большое значение в развитии методологии программирования и планирования в различных отраслях народного хозяйства, относятся монографии А.Г. Аганбегяна «Вопросы теории и практики программного управления», Н.П. Федоренко и Э.Ф. Баранова «Система моделей народнохозяйственного планирования», В.Н. Кириченко «Ускорение социально-экономического развития и перспективы его планирования». В своих трудах исследователи рассматривали целевую стадию программирования и планирования, исходным пунктом управления которыми служило также удовлетворение потребностей населения.
В табл. 2 рассмотрены важнейшие целевые комплексные программы СССР (далее - ЦКП), затрагивающие основные аспекты развития страны, перечень не является исчерпывающим.
Таблица 2
Хронология и основная характеристика целевых комплексных программ в СССР
Год начала реализации Название программы, краткая характеристика программы
1920 «План ГОЭЛРО». Начальный пункт всей системы планирования и программирования в государстве
1930 «Урало -Кузнецкий комбинат». Недостаточная мощность металлургической базы на юге СССР явилась катализатором строительства нового металлургического центра (заводы Урала и кузнецкого угольного бассейна)
1932 «Большая Волга». В результате реализации программы был сооружен каскад электростанций Средне-Волжского района, завершено строительство искусственных водных путей в европейской части страны, решена проблема мелиорации Волго-Ахтубинской поймы, осуществлено развитие крупных промышленных предприятий на р. Волге
1939 «Второе Баку». Результатом использования программы является становление добывающего центра страны в послевоенный период, на долю которого приходилось более 70% государственных объемов добычи нефти
1941 «Эвакуация промышленности». Итогом реализации целевой комплексной программы признано масштабное перемещение производительных сил на Восток страны
1954 «Целина». В результате реализации программы осуществлен подъем целинных, а также залежных земель Западной Сибири и Казахстана; создано в короткие сроки более 400 новых коллективных хозяйств
1963 «Химизация промышленности». В рамках реализации создано более 200 новых предприятий, около 500 реконструировано, объем капитальных вложений составил свыше 42 млрд руб.
1967 «Народности Севера». Целевая комплексная программа ознаменовала собой развитие народов севера в экономической сфере, послужила сохранению и развитию самобытной национальной культуры
1972 «Комплексная программа НТП на период до 1992 г.». Важный шаг в развитии научно-технической отрасли. Объем финансирования составил 37 млрд руб.
1974 «Преобразование Нечерноземной зоны РСФСР». Программа продолжила целевую комплексную программу «Целина»; основной результат - строительство Байкало-Амурской магистрали
1982 «Продовольственная программа». Целью программы являлось обеспечение в максимально сжатые сроки устойчивого снабжения населения необходимыми продовольствием
1983 «Энергетическая программа». В результате разработки целевой комплексной программы была определена стратегия эффективного использования добываемых полезных ископаемых, реализовано в практике применение энергии солнца, ветра, тепла Земли
1984 «Долговременная программа мелиорации». Итогом реализации программы явилось создание крупной производственной базы водохозяйственных организаций и освоение площадей размером более сотни тысяч осушенных и орошаемых гектаров земельных угодий
С 1991 г. на фоне происходящего перехода страны к рыночным основам хозяйствования программы утверждаются в качестве самостоятельных, обособленных от планов, документов и хорошо зарекомендовавших себя на практике инструментов государственного и муниципального управления. На основе синтеза накопленного в советский период опыта и новых контрактных отношений вместо целевых комплексных программ в этот период появляются целевые программы, направленные на решение приоритетных экономических, социальных, научно-технических, экологических и региональных проблем, и комплексные программы - программы социально-экономического развития, являющиеся системой целевых ориентиров развития территории и планируемых эффективных путей и средств их достижения. Количество федеральных целевых программ, реализовывающихся по таким основным направлениям, как «Новое поколение», «Конкурентоспособность и инновационное развитие», «Развитие инфраструктуры», «Техногенная и экологическая безопасность», «Региональный паритет», росло и достигло к началу XXI в. 150 единиц. Программы социально-экономического развития РФ разрабатывались на три года и отражали ключевые приоритеты развития России. Например, в программах социально-экономического развития России на 1995-1997 гг., 1998-2000 гг. основными целями государства являлись стабилизация объемов производства, возобновление экономического роста, улучшение условий для предпринимательства, активизация структурной перестройки в экономике, борьба с инфляцией, укрепление институтов государственной власти, создание законодательной базы для проведения социально-экономических реформ (Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»). В программах на 2002-2004 гг. и 2006-2008 гг. основной задачей являлись формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения и уменьшение масштабов бедности, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, инновационное развитие промышленности, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны [4, с. 35].
Основными правовыми актами, регламентирующими методику формирования и организацию осуществления программ в рамках данного этапа, стали принятые в 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».
С 2010 г. в рамках модернизации государственного управления в целом и финансирования в частности программирование претерпело значительные
изменения: появился новый инструмент бюджетирования, ориентированного на результат, - государственные программы, превышающие по объему действовавшие ранее виды программ и охватывающие большую часть расходов федерального бюджета, а также концентрирующие все средства, которые расходуются по различным ведомствам, уровням власти и из внебюджетных источников, в рамках определенных приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности для достижения прозрачности и управляемости финансовых потоков [6, с. 62]. Первоначально была разработана 41 государственная программа РФ по 5 основным направлениям: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие», «Эффективное государство», - в состав которых в качестве подпрограмм вошли ранее разработанные и действовавшие федеральные целевые программы и ведомственные целевые программы. Аналогичные образом были разработаны и утверждены государственные программы в субъектах РФ, а также муниципальные программы [2, с. 44].
В рамках перехода к качественному программному управлению В.В. Путин в 2012 г. в Послании о бюджетной политике на 2013-2015 гг. заявил о необходимости перехода к формированию федерального бюджета по программно-целевому принципу, говоря об эффективном применении программ не только на стадии проектирования бюджета, но и в процессе контроля его исполнения. Президент обозначил ключевые принципы государственного менеджмента, являющиеся приоритетными направления развития программно-целевого подхода:
- оптимизация комплекса программ и проектов в соответствии с выбранными векторами социально-экономического развития государства и перманентно изменяющимися условиями и ограничениями внутренней и внешней среды;
- стимулирование процессов интеграции планирования и программирования, мониторинга и контроля достижения целевых показателей;
- повышение эффективности и результативности реализации программно-целевого подхода, обоснование полученных результатов на основе качественной проработки программ по части оптимального соотношения «цель - средства - результат».
Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» сделаны поправки в статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые касаются правовых основ формирования и реализации программ, а также закрепляют нормы бюджетирования на основе программно-целевого подхода.
С 2014 г. согласно Федеральному закону от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» программирование было интегрировано в стратегическое планирование наряду с целеполаганием, прогнозированием и планированием, а государственные и муниципальные программы стали документами стратегического планирования в РФ. Вместе с тем на федеральном уровне в последнее время ведется работа по внедрению механизмов проектного управления, в связи с чем с 2016 г. появился новый вид программ - приоритетные программы, а с 2018 г. планируется разработка и реализация пилотных программ [9].
Необходимо продолжать предпринимать последовательные шаги по совершенствованию применения программно-целевого подхода к эффективному государственному управлению, регулирующему использование государственных программ, что, в свою очередь, позволяет решать актуальные проблемы в разрезе различных отраслей и территорий.
Государственное программирование является тем инструментом, с помощью которого органам власти удается компенсировать возникающие «провалы рынка», находить эффективные рычаги воздействия на национальную экономику в периоды обострения экономических, социальных и других проблем. В настоящее время трудно назвать ту отрасль или сферу, применительно к развитию которой не использовался бы программно-целевой подход: производственная и социальная инфра-
структура, инвестиции, минерально-сырьевой сектор, инновационное развитие и т.д.
1. Балацкий Е.В. Сравнительные эволюционные характеристики технологий предвидения будущего // Наука. Инновации. Образование. Вып. 5: Форсайт: основы и практика применения. М.: Знак, 2008.
2. Добролюбова Е.И. Государственные программы в регионах: анализ практики и рекомендации / Е.И. Добролюбова, Е.Н. Клочкова, В.Н Южаков; Российская акад. народного хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. М.: Дело, 2016.
3. Зубаков В.Д. Программно-целевое планирование / В. Д. Зубаков, Г.С. Гладков; под ред. В.Д. Зубакова. М.: Сов. радио, 1980.
4. Козельская И.Н., Умерова С.А. Тенденции развития механизма государственного регулирования национальной экономики // Наука и общество. 2013. № 2 (11). С. 35-37.
5. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. М.: Экономика, 2011.
6. Пожаров В.А. Методология разработки и практика реализации среднесрочных программ социально-экономического развития муниципальных образований (на примере Саратовской области) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 3. С. 61-65.
7. РайзбергБ.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой: монография. 2-е изд., испр. М.: Инфра-М, 2016.
8. Соколов И.А. Программно-целевое управление бюджетом: опыт и перспективы в России. М.: Дело, 2013.
9. Портал государственных программ Российской Федерации. URL: http://programs.gov.ru.