Научная статья на тему 'Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий'

Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6398
818
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКО-НОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC PLANNING / FORECASTING / PROGRAM TARGET METHOD / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / SOCIO ECONOMIC DEVELOPMENT / GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киянова Лилия Дмитриевна, Литвинова Татьяна Игоревна

Цель проведенного исследования заключается в систематизации существующего понятийного аппарата и различных подходов к определению программно-целевого метода. Проведен краткий анализ подходов к определению понятий «программирование» и «целевая программа». Определена роль программно-целевого метода в региональном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киянова Лилия Дмитриевна, Литвинова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence of program-target method as an instrument of management of socio-economic development of the territories

The aim of the research has been to systematize the existing conceptual apparatus and different approaches to the definition of the program the target method. The brief analysis of the approaches to the definition of the concepts of “programming” and “target program” has been made. The role of the program target method in the regional administration has been defined.

Текст научной работы на тему «Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий»

УДК 332.14 ББК 65.9(2) К-46

Киянова Лилия Дмитриевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и инновационных рыночных исследований Института Управления, Бизнеса и Права (ИУБиП, Ростов-на-Дону), тел.: 8(909)4002975, e-mail: [email protected];

Литвинова Татьяна Игоревна, аспирант 3-го курса кафедры экономики и инновационных рыночных исследований Института Управления, Бизнеса и Права (ИУБиП, Ростов-на-Дону), тел.: 8(928)1197479, e-mail: [email protected].

СУЩНОСТЬ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ

РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ

(рецензирована)

Цель проведенного исследования заключается в систематизации существующего понятийного аппарата и различных подходов к определению программно-целевого метода. Проведен краткий анализ подходов к определению понятий «программирование» и «целевая программа». Определена роль программно-целевого метода в региональном управлении.

Ключевые слова: стратегическое планирование; прогнозирование; программно-целевой метод; региональная экономическая система; социально-эко-номическое развитие; государственное управление.

Kiyanova Lily Dmitrievna, Candidate of Economics, associate professor of the

Department of Economics and Innovative Market Research of the Institute of Management, Business and Law (IMBandL, Rostov-on-Don), tel.: 7 (909) 4002975, e-mail: [email protected];

Litvinova Tatiana Igorevna, post graduate student of the Department of Economics and Innovative Market Research of the Institute of Management, Business and Law (IMBandL, Rostov - on -Don), tel.: 7 (928) 1197479, e-mail: [email protected].

ESSENCE OF PROGRAM-TARGET METHOD AS AN INSTRUMENT OF MANAGEMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORIES

(Reviewed)

The aim of the research has been to systematize the existing conceptual apparatus and different approaches to the de finition of the program - the target method. The brie f analysis of the approaches to the definition of the concepts of "programming" and "target program" has been made. The role of the program - target method in the regional administration has been defined.

Keywords: strategic planning, forecasting, program - target method, regional economic system, socio - economic development, governance.

Программно-целевому методу управления социально-экономическими системами посвящено большое количество научных работ. При этом отсутствует четко сформулированный понятийный и терминологический аппарат. Нами были проанализированы различные подходы к трактовке сущности программно-целевого метода и определению его места в системе государственного планирования.

Нередко в научной литературе, посвященной изучению данного вопроса, можно встретить понятия «программно-целевой подход», «программно-целевое планирование», «программное планирование», «социально-экономическое программирование», «программно-целевое прогнозирование». Недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопросов взаимодействия процессов прогнозирования, планирования и программирования и возрастающая практическая значимость программно-целевого метода определили выбор данной темы.

Для успешного решения поставленной цели необходимо разобраться в содержательном феномене программно-целевого метода.

Нередко происходит отождествление или путаница понятий прогнозирование, планирование и программирование.

Так, например, по мнению Кучукова Р.А., общегосударственное планирование, как ведущий элемент системы управления, базируется на научно обоснованном прогнозировании и представлено бюджетным планированием, государственными социально-экономическими программами, государственными заказами, целевыми комплексными программами, а также планированием развития государственного сектора экономики. Современной формой планирования является программирование. Программы представляют собой плановые документы, с определенной степенью директивности, разрабатываемые на основе программно-целевого метода планирования для решения наиболее важных проблем государства, отдельных регионов, а также межотраслевых комплексов. Сущность этого метода заключается в выборе целей социально-экономического развития объекта, определении задач для каждого этапа и конкретных мероприятий по их достижению [1, стр. 105].

По мнению Попова Р.А. программно-целевой подход выступает элементом единого плана экономического и социального развития, страны и ее регионов, суть которого состоит в увязывании целей развития с ресурсами с помощью специальных программ [2, стр. 194].

Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер ЯМ. считают программирование одним из элементов регионального стратегического управления наряду со стратегическим анализом, концептуированием, стратегированием и мониторингом. С их точки зрения программирование означает построение и обоснование комплекса конкретных механизмов и тактических средств достижения стратегических целей, конкретизацию и корректировку стратегических направлений социально-экономического развития региона. На данном этапе выявляются и анализируются проблемы развития региональных хозяйств, формулируются конкретные задачи и механизмы их решения [3, стр. 336].

Согласно точки зрения Харченко Е.В. и Вертакова Ю.В целевые программы это так называемые предплановые документы по решению важнейших проблем социально-экономического развития региона. Составляя план социально-экономического развития, необходимо обращаться к соответствующей целевой программе. Разработка целевой программы должна предшествовать плану, а ее реализация осуществляется путем включения в план соответствующих показателей и заданий программ [3, стр. 336]. Т.е. согласно такому подходу план детализирует программу, что по нашему мнению, является спорным, учитывая детальность составления современных программ.

Кистанов В.В. и Копылов Н.В. в свою очередь определяют план как общую форму программы, а программа - детализированный план, отвечающий на вопрос не только, что делать, но и как делать, в какие сроки, в какой последовательности и т.д. То есть, по их мнению, не программа предшествует плану, а, наоборот, план - программе. При этом и программа и план, базируются на одних и тех же предпрограммных, предплановых разработках (схемы развития регионов) [4, стр. 115].

Ученые Видяпин В.И. и Степанова М.В., по нашему мнению, вообще смешивают понятия «прогнозирование» и «программирование», указывая, что годовые планы и целевые программы составляют основу прогнозирования.

Наиболее детально раскрывает сущностные характеристики программирования Райзберг Б.А. По его мнению, программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и проведения органами управления (с привлечением участников, исполнителей) системы взаимоувязанных программных мер, направленных на достижение целей устранения, подавления, смягчения возникшей проблемы.

Государственное программирование (программно-целевое планирование) представляет применение программно-целевого метода планирования в государственном управлении экономикой в виде разработки и практической реализации периодически дополняемой и изменяемой совокупности целевых экономических программ, формируемых

в соответствии с возникающими или обостряющимися социально - экономическими проблемами народно-хозяйственного масштаба и значения, решение которых требует концентрации или привлечения ресурсов [5, стр. 188].

В статье «Государственный контроль в системе стратегического планирования развития региона», опубликованной в журнале «Региональная экономика: теория и практика» №8 (287) - 2013, Федотов Г.В. определяет государственное стратегическое планирование - процесс формирования долгосрочных целей устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ посредствам реализации управленческих функций уполномоченных органов государственной и муниципальной власти и разработки системы согласованных планов и прогнозов.

Автор отмечает, что система стратегического планирования состоит из 3 этапов, второй из которых этап программно-целевого планирования. На этом этапе разрабатываются следующие документы: концепции долгосрочного планирования, бюджетная стратегия, отраслевые документы стратегического планирования, стратегии социально-экономического планирования, государственные программы, федеральные целевые программы.

Согласно Постановлению Правительства от 25.12.2004 №842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики».

В бюджетном процессе используются три основные формы программно-целевых методов финансирования: долгосрочная целевая программа, ведомственная целевая программа и федеральная адресная инвестиционная программа.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 г. №588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» федеральные целевые программы и ведомственные целевые программы объединены в государственные программы. Государственные программы разрабатываются исходя из положений концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период и основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, федеральных законов, решений Президента РФ и Правительства РФ. Таким образом, на практике программы не являются концептуальными документами, скорее они конкретизируют концепции развития отраслей, регионов и т.д., т.е. являются плановыми документами по достижению концептуальных целей развития.

Проанализировав основные подходы к определению программно-целевого метода, мы пришли к выводу что неверно и методологически неправильно включать в программно-целевой метод все три аспекта и отождествлять планирование с целевым программным развитием, т.к. между данными понятиями есть существенные различия (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительный анализ понятий «прогнозирование, планирование и

программирование»

Процесс прогнозирования Процесс планирования Процесс программирования

Создание информационной инфраструктуры Определение целей и задач достижения Четко сформулированные мероприятия, строгий порядок и сроки их выполнения

Носит исследовательский характер Приобретает директивный характер Носит прикладной характер

Существуют альтернативные варианты развития Ограниченность и однозначность принимаемых решений Строгое соблюдение программных мероприятий

Осуществляется в условиях неопределенности Осуществляется в детерминантных условиях Осуществляется в заранее проанализированных условиях

Не связан с конкретными действиями Относиться в большей степени к процессу управления Целенаправленная политика по решения проблем

Каждая из этих форм является самостоятельным элементом системы территориального управления и имеет свою специфику и содержание.

Прогнозирование - самостоятельная функция предвидения будущего состояния экономики и социальной сферы региона. Прогноз - это вероятностное суждение о состоянии объекта в определенный момент времени в будущем или об альтернативных способах достижения этого состояния.

Планирование - проекция в будущее для достижения установленной цели при определенных ресурсах, преобразование информации о будущем в директивы для управленческой деятельности.

Программирование - разработка и реализация специальных документов, описывающих цели, процедуру, мероприятия и средства решения проблем регионального развития. Программа - это управленческое решение, которое содержит взаимосвязанные действия исходя из целей, ресурсов, выделяемых для достижения этих целей, научно обоснованных нормативов расходования ресурсов.

В той или иной мере план обладает всеми признаками программы, и именно это является основным камнем преткновения для четкой интерпретации сущности программного феномена. Однако, исходя из проведенного нами анализа, можно сделать вывод, что мера проявления программных свойств выше, чем в плане, что и позволяет выделять программу как относительно самостоятельным инструмент социально-экономического развития региона.

Наиболее правильно с нашей точки зрения обособленно включить три элемента в систему территориального управления, схематично это представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Взаимосвязь прогнозирования, планирования и программирования

Райзбергом Б.А. было обоснованно замечено, что планы есть общее проявление планомерности функционирования и развития, присущих экономике, тогда как программа это частное проявление планомерности в рамках локальной проблемы. Программа представляет собой своего рода «одноцелевой», проблемно-ориентированный план, обладающий более узкой и четко очерченной целевой областью по сравнению с планом того же уровня, масштаба.

Структурными элементами программно-целевого подхода в регулировании регионального развития являются установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение согласований целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намеченных мер.

Особенностью данного метода является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что отличает его от других методов. Также он является одним из основных инструментов формирования бюджета, ориентированного на результат, и наиболее ярко выражает его основные принципы.

Несмотря на ряд отличий программ и планов, особенности программ как специфической формы планового управления ни в коей мере не отменяют того, что они представляют одно из проявлений государственной плановой деятельности.

Литература:

1. Вечкаков Г. Планирование как система и метод управления // Экономист. 2012. №12. С. 3-15.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.

3. Исаев А.Б., Кадышев Е.Н, Дельман О.А. Формирование системы государственного управления региональной экономикой // Вестник Чувашского университета. 2012. №1. С. 381-384.

4. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и Статистика, 2006. 584 с.

5. Копытова О.Н. Стратегическое планирование как ключевая функция управления

региональной экономикой // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. №7. С. 26-33.

6. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учеб. пособие. М.: Экономика, 2010. 503 с.

7. О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация: пост. Правительства РФ от 25.12.2004 №842 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.05.2014).

8. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: пост. Правительства РФ от 02.08.2010 г. №588 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.05.2014).

9. Попов Р.А. Системология регионального хозяйства. М.: Высш. Шк., 2010. 223 с.

10. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 384 с.

11. Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011. 328 с.

12. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством: учеб. пособие. М.: КНОРУС,

2005. 400 с.

13. Шарипов Ш. Программно-целевые методы регулирования регионально АПК // АПК: экономика, управления. 2012. №6. С. 37-44.

References:

1. Vechkakov G. Planning as a system and method of managment //Economist. 2012. № 12. P. 3-15.

2. Granberg A.G. Fundamentals of the regional economy M.: Publishing House of SI HSE, 2004. 495 p.

3. Isaev A.B., Kadyshev E.H., Delman O.A. Formation of the system of state management of regional economies // Herald of Chuvash University. 2012. № 1. P. 381-384.

4. Kistanov V.V., Kopylov N.V. Regional economy of Russia. M.: Finance and Statistics,

2006. 584p.

5. Kopytova O.N. Strategic planning as a key function of management of regional economies // Russian foreign economic bulletin. 2011. № 7. P. 26-33.

6. Kuchukov R.A. Theory and practice of state regulation of economic and social processes: textbook. M.: Economy, 2010. 503p.

7. On the amendments to the procedure for the development and implementation of federal target programs and intergovernmental programs, in the implementation of which the Russian Federation takes part:. Decree of the Government of the Russian Federation of 25.12.2004 № 842 [electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ (access date: 18/05/2014).

8. On approval of the design, implementation and evaluation of the effectiveness of government programs of the Russian Federation: decree of the Government of the Russian Federation of 02.08.2010 №588 [electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ (access date: 20.05.2014).

9. Popov R.A. Systemology of the regional economy. M.: Higher School, 2010. 223 p.

10. Raizberg B.A. State Administration of economic and social processes: textbook. M.: INFRA-M, 2010. 384p.

11. Kharchenko E.V., Vertakova Y.V. State regulation of the national economy: textbook. M.: KNORUS, 2011. 328p.

12. Shapkin I.N. Management of a regional economy: textbook. M.: KNORUS, 2005. 400 p.

13. Sharipov Sh. Program-target method of regulation of regional agriculture // AIC: economics and management. 2012. № 6. P. 37-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.