УДК 378.147 : 741
Л. Г. МЕДВЕДЕВ щ А. В. ГОЛОСАЙ И
Омский государственный педагогический университет
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ РИСОВАНИЯ ПОРТРЕТА
В статье рассматривается комплексный подход к формированию умений и навыков в портретном рисунке в контексте современных психолого-педагогических исследований с целью развития способности к творческой продуктивной деятельности студентов художественных вузов.
Ключевые слова: портрет, композиция, образ, пространство, форма, выразительность, пропорции, ритм, целостность.
Проблема формирования профессиональных умений рисования сложна, многогранна и тесно связана с психологическими закономерностями процесса образного познания, где особое место занимают образы представлений. Поэтому ее методическое осмысление возможно лишь в контексте общих философских, психологических, педагогических концепций, касающихся различных аспектов многоплановой проблемы познания и отображения окружающей действительности, а также научного обоснования последовательности подготовки специалиста в системе многоуровневого обучения, где акцентируется проблема формирования компетентности будущего специалиста.
Традиционно считается, что умения предшествуют навыку и переходят в навык благодаря специальным упражнениям. Умения и навыки как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции проявляются и в изобразительной деятельности. Развитие умений и навыков характеризуется переходом с одного уровня на качественно новый уровень развития. При этом знание представляет собой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражению в сознании в виде представлений, понятий, суждений.
Качественные изменения умений и навыков рисования обусловливаются психологическими особенностями механизмов восприятия трехмерной модели и двухмерного рисунка, изобразительными знаниями и конкретными задачами учебного рисования, объективным характером изображаемой модели, а также спецификой образного языка рисунка [1].
Успешное развитие умений рисования в значительной степени определяется знаниями последовательного восприятия модели, способностью к произвольным представлениям, а также двигательными навыками руки, синтезирующими простые движения в осмысленные изобразительные действия.
В отличие от восприятия в представления входят не только те признаки предмета, которые открываются непосредственно чувству, но и те, которые познаются при умственном анализе предметов. Воспроизводимый предмет не оказывает непосредственного действия на анализаторы человека, вместе с тем в представлении акцентируется то, что поразило человека, вызвало определенную эмоциональную реакцию.
В психологической науке выделяют два вида образов представления: воспроизведение образов
предметов, которые прежде воспринимались; формирование новых образов в результате трансформации тех, которые сохраняются в памяти. В процессе обучения рисованию важно развивать эти представления для пространственного моделирования предмета. Для формирования пространственного представления важна словесная установка, которая призвана обеспечить целенаправленность и последовательность изобразительных действий. Многие исследователи считают, что формирование пространственных представлений во многом обусловливается процессами наблюдения, которые рассматриваются как деятельность целенаправленного восприятия на выявление характерных признаков воспринимаемого предмета [2]. Последовательность наблюдения определяется конкретной задачей, стоящей перед художником. В зависимости от конкретной установки в одном и том же предмете, возможно, выделить разные признаки и свойства воспринимаемого. Например, для скульптурного, живописного, или графического изображения возможна различная последовательность наблюдения, что приводит к формированию различных представлений. В процессе наблюдения портретируемого необходимо акцентировать внимание на выявление его существенных признаков — форму, пропорции, характер, что требует нахождение наиболее удачной точки зрения, а возможно и несколько точек.
Вместе с тем формирование представления пригодного для рисования требует последовательных умственных действий, направленных на сопоставление воспринимаемого с познанными предметами, а также способами их рисования. Именно мысленный выход за пределы воспринимаемого представляет основную трудность для начинающих художников. Разумеется, подобные умственные операции значительно ослабляют первоначальную эмоциональную оценку изображаемого, вместе с тем способствуют выявлению его сущностных взаимоотношений. Поэтому в это время необходимо использовать самую разнообразную наглядность, позволяющую начинающему художнику увидеть динамичную связь между живой моделью, схематичной моделью умозрительного представления и возможностями технического воплощения в конкретном композиционном решении.
Изображение портрета требует совершенно нового, более высокого уровня пространственных представлений у художника, связанного как с необходимостью выявления эмоционально-образной
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
*
характеристики портретируемого, так и нахождения, изучения соответствующих изобразительных и выразительных средств различных графических материалов [3]. Профессиональные умения рисования портрета являются целостным комплексом, обладающим определенными закономерностями построения и развития, где пространственные представления художника объединяют в виде замысла все составляющие элементы композиционного построения, а также готовность технического совершенствования в контексте совершенно нового образного содержания воспринятой модели, при этом сохраняется и развивается первоначальная эстетическая оценка изображаемого.
Установлено, что способность рисующих легко и быстро опознать наиболее существенные критерии для достаточно объективной оценки своего рисунка позволяет им точнее и более эффективно добиваться необходимой художественности и выразительности законченного изображения. Именно в рисовании портрета встает проблема гармоничного взаимодействия грамотности и выразительности рисунка. Традиционно под грамотностью понимается изображение внешнего мира, его предметов, явлений, а под выразительностью понимается отображение эмоционально-образного отношения художника к изображаемой модели.
Рисунок выражает объективный характер мышления и субъективные чувства художника, поэтому логика построения рисунка, связанная с личностным отношением к модели формируется, прежде всего, в замысле, который включает в себя все первоначальные представления об изображаемом. Важным критерием оценки является узнаваемость портретируемого. Вместе с тем профессиональное рисование предполагает не только передачу внешней стороны изображения, но, параллельно с этим, сложную структуру формального художественного решения портрета: композиционные закономерности, предметность, многовариантность графического взаимодействия линии и тона, плоскости и пространства, контрастности и нюансировки и т.д.
Освоение портретного образа человека требует достаточно высокого уровня пространственных и образных обобщений, художественно-образного осмысления приобретенных умений и навыков рисования и нахождения выразительных средств выражения, соответствующих новому содержанию образных задач [4].
Профессиональное умение рисования предполагает не только последовательное восприятие модели для рисования, способствующее образованию подвижных пространственных представлений, но и определенных умений и навыков, а также соответствующих изобразительных действий. Все зрительные оценки, мыслительные операции, пространственные представления воплощаются в рисунке посредством конкретных изобразительных действий художника и конкретных технических умений и навыков рисования. Именно посредством технических средств рисования художник передает тончайшую нюансировку эмоционально-образного содержания модели.
Важным педагогическим условием развития профессиональных умений рисования в процессе обучения является повышение удельного веса осознанности обучаемого профессиональной направленности своей познавательной деятельности, самостоятельность, инициатива, личностно-творческая мотивация, которые могут рассматриваться не как
отдельные качества личности, а как условия присущие активной познавательной деятельности.
Рисование головы человека и портрета является качественно новой ступенью в процессе формирования художника, поэтому первоначальные умения и навыки рисования, приобретенные в процессе изображения натюрморта и гипсовых голов, нуждаются в творческом переосмыслении и дальнейшем развитии для передачи более тонких и трудно уловимых нюансировок взаимодействия объемных форм головы человека. Вместе с тем именно на этом этапе необходимо постичь образное содержание модели ее эстетический и художественный смысл и здесь без образных обобщений и пространственных представлений не обойтись.
Методика последовательного развития профессиональных умений рисования портрета требует подвижного восприятия базирующего на различных ассоциациях, служащих основой для сравнения и сопоставления воспринимаемой модели с образами представления и воображения с активным участием как двигательных, так и художественно-технических обобщений. Достаточно полное представление о модели, пригодное для рисования, требует от рисующего не только обобщения второстепенных признаков, но и умения акцентировать главные, характерные черты портретируемого. Портретная композиция требует решения не только очевидных пропорциональных задач, но и выявления пластического взаимодействия головы и рук, а также организации пространства между портретируемым и фоном [3]. Важно не упрощать задачу рисующему, не давать возможности копировать модель по отдельным деталям, а стремиться актуализировать весь его изобразительный опыт для целостного представления о модели, пригодного для рисования.
Библиографический список
1. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. — М. : Просвещение, 1965. — 120 с.
2. Кузин, В. С. Психология: учеб. / В. С. Кузин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : АТАР, 1999. — 304 с., ил.
3. Медведев, Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования : монография / Л. Г. Медведев. — Омск : Наука, 2008. — 289 с.
4. Шаляпин, О. В. Педагогика портретного искусства : монография / О. В. Шаляпин. — Новосибирск : НГПУ, 2010. — 105 с.
МЕДВЕДЕВ Леонид Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), директор института искусств ОмГПУ, заведующий кафедрой академической живописи ОмГПУ.
ГОЛОСАЙ Александр Викторович, аспирант кафедры академической живописи ОмГПУ, доцент кафедры изобразительного искусства Нижневартовского государственного гуманитарного университета.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.02.2012 г.
© Л. Г. Медведев, А. В. Голосай