DOI: 10.25198/1814-6457-221-87 УдК 371.12
Якушева С.Д.
Институт профессионально-педагогического инжиниринга, г Москва, Россия
E-mail: jawa57@mail.ru
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГА-МЕНЕДЖЕРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНЖИНИРИНГА
Вектором нового столетия, является трансформация целей, смыслов и ценностей системы образования. Деятельность современных образовательных организаций (комплексов) столичного региона является той прогрессивной сферой, где качественно меняется образовательное пространство комплекса, осуществляется развитие профессиональных умений педагога-менеджера в системе профессионально-педагогического инжиниринга, реализовывается системное проектирование моделей образовательного процесса. В связи с этим, образовательные организации (комплексы), обеспечивающие подготовку и распространение передовых педагогических практик, служат отправными «реперными» точками развития науки и педагогического образования.
Каждому педагогу необходима личностная и профессиональная абилитация для внесения корректировок в свою деятельность или выработка принципиально новой индивидуальной траектории.
Императивом сегодняшнего дня является профессиональная деятельность, которая позволяет адаптироваться к меняющимся реалиям социума, развивая тем самым профессиональные умения педагога-менеджера.
Система образования не только передает информацию последующим поколениям, формируя педагога-профессионала, адекватного требованиям общества, но и является важнейшим фактором становления и развития самой личности в ее неповторимом многообразии.
Ключевые слова: профессионально-педагогический инжиниринг, педагог-менеджер, профессиограмма педагога, профессиональные умения.
Для цитирования: Якушева, С.Д. Развитие профессиональных умений педагога-менеджера в системе профессионально-педагогического инжиниринга / С.Д. Якушева // Вестник Оренбургского государтсвенного университета. - 2019. - №3(221). -С. 87-94. DOI: 10.25198/1814-6457-221-87.
Yakusheva S.D.
Institute of Professional Pedagogical Engineering, Moscow, Russia E-mail: jawa57@mail.ru
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ABILITY OF THE TEACHER-MANAGER IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ENGINEERING
The vector of the new century is the transformation of the goals, meanings and values of the education system. The activity of modern educational organizations (complexes) of the capital region is that progressive sphere where the educational space of the complex is changing qualitatively, the professional skills of the teacher-manager are being developed in the system of professional and pedagogical engineering, system design of educational process models is being implemented. In this regard, educational organizations (complexes) providing the preparation and dissemination of advanced pedagogical practices serve as starting «reference» points for the development of science and teacher education.
Each teacher needs a personal and professional habilitation to make adjustments to their activities or to develop a fundamentally new individual trajectory.
Today's imperative is a professional activity that allows you to adapt to the changing realities of society, thereby developing the professional skills of a teacher-manager.
The education system not only transfers information to subsequent generations, forming a professional teacher who is adequate to the requirements of society, but is also an important factor in the formation and development of the personality itself in its unique diversity.
Key words: professional and pedagogical engineering, teacher-manager, teacher's professiogram, professional ability.
For citation: Yakusheva S.D. Development of professional ability of the teacher-manager in the system of professional and pedagogical engineering. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 3(221), pp. 87-94. DOI: 10.25198/1814-6457-221-87.
Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать.
И. Кант
Система современного российского образования осуществляет определенную траекторию развития человеческого потенциала, которая необходима обществу для обеспечения его восходящего развития.
Образование в новом столетии рассматривается как стратегически важная сфера жизни общества. И это вполне закономерно, ибо «могущество любой страны может произрастать прежде всего системой образования» [16, с. 3]. Являясь фундаментальным условием, оно признается как важнейший фактор развития и усиления интеллектуального потенциала нации, гаранта ее самостоятельности и конкурентоспособности [14, с. 9].
В настоящее время ведутся напряженные поиски путей реформирования системы отечественного образования. В первую очередь речь идет о школьном образовании как одном из важнейших ступеней. Ибо, школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику не только для продолжения образования и формирования научного мировоззрения, но и полноценного включения его в современную жизнь общества.
Перемены свидетельствуют о рождении нового цивилизационного уклада, в котором принципиально иной представлена сфера труда, управления и образования.
Московское образование, стремительно меняется, обеспечивая опережающее развитие современных образовательных организаций (комплексов). В них входят школы, детские сады, а также центры культурного и технического творчества, художественные и спортивные студии и пр. Таким образом, осуществляется непрерывное воспитание и обучение (образование) по следующим направле-
ниям: дошкольное, начальное, основное общее, среднее (полное), а также дополнительное.
Перед современной образовательной организацией (комплексом) встает вопрос о путях ее стратегического развития. Результаты образовательной деятельности с точки зрения общепринятых формальных показателей выглядят вполне приемлемо.
Рыночные отношения вносят в систему образования элементы саморегулирования, способствуя развитию конкуренции, соперничества и привлечения потребителей образовательных услуг к повышению качества и разнообразию образовательных продуктов. В связи этим, на наш взгляд, конвергенцию науки, образования и практики в московском регионе, осуществит профессионально-педагогический инжиниринг.
Мы рассматриваем профессионально-педагогический инжиниринг в педагогической науке как одно из ведущих направлений, которое является областью интеллектуальной деятельности управленческих процессов и технологий, а также и интегральным ядром знаний (рисунок 1).
Ибо, основным методологическим принципом педагогики является принцип изучения и обобщения педагогического опыта, позволяющего отбирать и обогащать инновационную палитру нового столетия.
Рисунок 1 - Инжиниринг как интегральное ядро знаний
До настоящего времени профессионально-педагогический инжиниринг еще не стал предметом научного педагогического исследования, осуществляющего совершенствование той или иной сферы профессиональной деятельности современного педагога. Образование призвано научить человека решать стоящие перед ним проблемы. В связи с этим именно благодаря профессионально-педагогическому инжинирингу, на наш взгляд, реализуется системное проектирование моделей образовательного процесса, так как компонентами профессионально-педагогического инжиниринга являются интеллектуальные виды профессиональной деятельности педагога и научно-образовательный менеджмент [19, с. 69].
Профессионально-педагогический инжиниринг, мы понимаем, как совокупность процессов, осуществляющих интеллектуальные виды профессиональной деятельности педагога и научно-образовательного менеджмента, конечной целю которых является творческое применение научных методов и принципов в реализации инновационных проектов (создание флэш-кейса ресурсного поля и формирование механизмов взаимодействия внутри консорциума проекта). Компонентами профессионально-педагогического инжи-ниринга1 являются интеллектуальные виды профессиональной деятельности (становление, мастерство и самоменеджмент педаго-1 Паттерн (анг. pattern) - модель, система, структура.
га) и научно-образовательный менеджмент
(менеджмент-маркетинговое пространство и паттерн инжиниринг) [21, с. 130], рисунок 2.
Каждое время создает свою школу, в которой меняется и роль педагога. Современному образованию уже не нужен педагог, привыкший действовать по инструкции репродуктивно и чаще всего неспособный к самостоятельному выбору. Обществу необходим педагог-менеджер, организатор учебного процесса, который способен облегчить процесс решения многих задач, возникающих в процессе жизни и деятельности детей и молодежи; осуществляющий управление всесторонним развитием и оказывающий им помощь и поддержку.
Ведущую роль в деятельности образовательных комплексов занимает деятельность педагога-менеджера. Ему необходимо, помимо знаний в области психологии, педагогики и методики, постоянно повышать уровень управленческих навыков.
Каждый педагог, утверждает В.П. Симонов, по сути своей, является менеджером воспитательно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебной организации - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом)» [12, с. 3].
В научной литературе термин «педагог-менеджер» имеет немало интерпретаций (таблица 1).
Императивом сегодняшнего дня является профессиональная деятельность, которая по-
Рисунок 2 - Профессионально-педагогический инжиниринг
зволяет адаптироваться к меняющимся реалиям социума, развивая тем самым профессиональные умения педагога-менеджера.
Проанализировав различные модели про-фессиограммы педагога отечественных ученых Н.В. Кузьминой [6], А.И. Щербакова [18], В.А. Сластенина [13], Е.И. Артамоновой [2] и взяв за основу системно-деятельностный подход, нами были выделены профессиональные виды деятельности педагога-менеджера современной образовательной организации (комплекс).
Так, в педагогических словарях отечественных ученых представлены следующие трактовки понятия «профессиограмма педагога»:
отражает инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональную деятельность учителя, которые объединяют и дополняют профессиональные требования: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (В.А. Сластенин) [9, с. 34],
документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, уме-
ниям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров) [4, с. 124]; (В.И. Загвязинский, А.В. Закирова, Т.А. Строкова) [10, с. 205];
системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определенной профессии и определение, исходя их этих требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей (В.А. Мижериков) [11, с. 309].
Профессиограмма педагога, считаем мы, является моделью, в которой представлены основные качества его личности - знания, умения и навыки, необходимые для выполнения профессиональной деятельности.
В рисунке 3 представлена профессиограмма педагога-менеджера, а в таблице 2 раскрыты умения педагога-менеджера- в системе профессионально-педагогического инжиниринга.
Деятельность педагога-менеджера, рассматривается не как обезличенный процесс передачи накопленного опыта, знаний и умений, а как процесс совместной деятельности в
Таблица 1 - Интерпретация термина «педагог-менеджер»
С.С. Луткин человек, выстраивающий взаимоотношения с людьми, налаживающий контакт эффективного взаимодействия с ребенком для управления его развитием [7, с. 58].
А.А. Арламов профессионал, вносящий изменения в педагогические институции, научные знания (особенно экономики образования, менеджмента в образовании, психологии управления) в содержание и способы реализации функций управления, преобразуя собственную технологию управления педагогическим процессом [1, с. 11].
Н.Н. Михайлова организатор, руководитель учебного процесса, управляющий образовательным учреждением: директор, завуч, председатель, президент ассоциации, руководитель службы, мастер производственного обучения, руководитель департамента образования, работник рейтингового агентства [8, с. 18]..
М. Фурманэк человек, непрерывно подвергающий разумной критике свои педагогические и предметные знания, умения и действия; ищущий способы наилучшей организации трудовой деятельности учащихся; заботящийся о создании и развитии детского коллектива; готовящий учащихся к жизни, труду и самореализации в информационном обществе [17, с. 84]; аниматор процесса образования; интеллектуал, проводящий самостоятельный выбор; автор личных педагогических знаний и собственного профессионального силуэта; создатель желаемых эффектов образования [17, с. 47].
М.Б. Гроссман специалист, профессионально осуществляющий функции обучения и воспитания на основе современных научных методов руководства [3, с. 7].
Л.В. Колясникова, В.А. Безуевская педагог учебно-профессиональной деятельности, владеющий набором компетенций, позволяющих выполнять обобщенные трудовые функции педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [5, с. 100].
Рисунок 3 - Профессиограмма педагога-менеджера
Таблица 2 - Профессиональные умения педагога-менеджера в системе профессионально-педагогического
инжиниринга
Умения Виды деятельности
Коммуникативные - беседа, - коммуникабельность, - общение на разнообразных уровнях, - общение на официальном уровне, - формулировка задачи в разнообразных условиях общения, - обсуждение проблемы, - выявление стратегического управления, - преобразование и практическая деятельность профессионально-педагогического инжиниринга, - управление эмоциями в процессе собеседования.
Адаптационные - саморегуляция, - идентификация проблемы, - адаптация к различным ситуациям в процессе беседы, - анализ проблемы и выбор ее решения, - соотношение приобретенной информации с профессиональной деятельностью, - переключение с одного вида деятельности на другой, - адаптация речи к интеллектуальному уровню собеседника.
организационные (координирующие) - изучение и обобщение педагогического опыта; - организация мероприятия (встречи, собрания с родителями, методические совещания, педагогические советы, конференции, круглые столы, конкурсы, мастер-классы, выставки обучающихся и педагогов и т. п.), - организация учебного процесса, - делегирование полномочий и разделение ответственность, - компиляция инструкции, - составление базы данных для портфолио (педагога-менеджера, организации) по различным запросам профессиональной деятельности, - создание «рабочей» группы для осуществления проектов, - видение потенциала и лимита, - трансляция информации, - творческое применение научных методов и принципов в реализации проектов.
Продолжение таблицы 2
Мотивационные - мотивация к выполнению различных заданий, - определение и выявление у обучающихся, родителей и сотрудников сущностные личностные качества (позитивные и негативные), - видение инновационной проблемы, - грамотное применение экономических и административных протекций, - привлечение к самостоятельной работе малоинициативных и неорганизованных обучающихся, родителей, сотрудников, - мотивирование партнеров, участников взаимодействия, к саморазвитию и самосовершенствованию профессионально-педагогического мастерства.
Умения принятия решений - понимание ответственности за принятое решение, - принятие оперативного решения (слушая слышать), - принятие к сведению разнообразных суждений, - умение творчески мыслить, модифицируя и чутко реагируя на все вокруг происходящее, - признание ошибочность принятого решения, - выявление сущности и логики педагогического процесса, - раскрытие закономерностей возрастного и индивидуального развития обучающихся, - создание флэш-кейса ресурсного поля; - формирование механизмов взаимодействия внутри консорциума проекта, - улучшение качества знания как интеллектуального товара в условиях рынка
исследовательские - анализ деятельности (личной и коллег), - рассмотрение фактов и событий, умение выявлять закономерности, - проведение исследования, - выявление проблемных зон инновационного поля проектов, - проведение анкетирования и беседы, - представление результатов исследования сотрудникам, - обобщение опыта (собственный и коллег), - непрерывное обучение, - повышение квалификации, - разработка и модификация методик, воспитательно-образовательных программ, - разработка программ дополнительного образования, - проведение рефлексии, - контент-анализ уровня личностно-профессиональных качеств педагога
Проектировочные (прогностические) - применение правил проектирования (выделение объекта, представление концепции, алгоритма деятельности, определение внутренних параметров и т. д.), - рассмотрение всевозможных факторов, характеризующих условия функционирования организации, - планирование программы взаимодействия, - формирование речевой культуры педагога, - применение элементов речевого этикета, - выбор приоритета, - видение (планирование) вариантов развития деятельности (взаимодействия), - внедрение профессионально-педагогического инжиниринга как интеграционной основы управления
Контролирующие - четкое формулирование запросов, - определение критерий педагогического контроллинга, контроля и самоконтроля, - установление периодичности контроля, - осуществление и реализация образовательных услуг в условиях рынка, - соответствие критериям качества, в соответствии со стандартами. - разработка и реализация паттерн-инжиниринга, - управление знаниями, - осуществление и реализация образовательных услуг.
Вспомогательные - применение компьютера, видео-, аудио-, цифровой техники, - заполнение документации разного рода, и др.
системе «учитель-ученик-родитель», учебной и предметно-преобразующей работе, неформальном общении, реализации средств коммуникации, с использованием всех ресурсов образования. Обществу необходим педагог-менеджер, организатор учебного и воспитательного процесса, способный решать многие задачи, возникающие у детей и молодежи, всесторонне развивая и оказывая им помощь и поддержку.
Именно поэтому, педагог-менеджер - ин-тегративная личность, имеющая подготовку психолого-педагогической направленности, обладающая профессиональной и артистической культурой, инновационным творческим мышлением, компетентностью и имиджем, организаторскими и управленческими способностям, владеющая педагогическим мастерством и знаниями в областии
профессионально-педагогического инжиниринга [20, с. 199].
Гибкая и многофункциональная система -доминанта современного образования, рассматриваемая нами как процесс формирования та-
кой картины мира, которая смогла бы обеспечить ориентировку личности педагога-менеджера в разнообразных ситуациях постоянно развивающейся и меняющейся реальности.
Сегодня педагог-менеджер творит, обновляет содержание и методику обучения и воспитания, ведет исследовательскую, проектную и инновационную деятельность с целью формирования новой российской концепции профессионально-педагогического инжиниринга.
С 2006 по 2017 гг. в десяти московских образовательных организациях (комплексах) был проведен эксперимент по внедрению системы профессионально-педагогического инжиниринга. Полученные результаты определили валид-ность эксперимента.
Таким образом, система профессионально-педагогического инжиниринга задает определенную траекторию развития человеческого потенциала, которая действительно необходима современному обществу, обеспечивая его восходящее развитие.
15.02.2019
Список литературы:
1. Арланов, А.А. Трансформация педагогических объектов на основе психологических знаний (методологические проблемы) / А.А. Арланов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - №9. Т. 53. - С. 8-12.
2. Артамонова, Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е.И. Артамонова. - Москва, 2000. - 450 с.
3. Гроссман, И.Б. Сущность и содержание управленческой деятельности педагога / И.Б. Гроссман // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011. - №3. - Том 17. - С. 4-7.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
5. Колясникова, Л.В. Принципы построения содержания подготовки педагога-менеджера учебно-профессиональной деятельности / Л.В. Колясникова, В.А. Безуевская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. -№5(182). - С. 99-104.
6. Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.В. Кузьмина.- Ленинград, 1965. - 39 с.
7. Луткин, С.С. Осмысление лидерской позиции педагога как условие развития его профессионально-педагогических компетенций / С.С. Луткин // Педагогическое образование в России. - 2010. - №2. - С. 57-63.
8. Михайлова, Н.Н. Подготавливаем современных педагогов-менеджеров / Н.Н. Михайлова // Профессиональное образование. -2005. - №9. - С. 18.
9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
10. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.В. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.В. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
11. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.А. Ми-жериков. - Ростов н/Д: «Феникс», 1998. - 544 с.
12. Симонов, В.П. Управление образовательным процессом в средней школе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / В.П. Симонов. -М., 1992. - 342 с.
13. Сластенин, В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы / В.А. Сластенин // Советская педагогика. - 1973. - №5. - С. 72-80.
14. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
15. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.:ТЦ Сфера, 2004. -448 с.
16. Философия образования / Отв. ред. А.Н. Кочергин. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. - 287 с.
17. Фурманэк, М. Дидактические основы подготовки будущего учителя предмета «Техника» как педагога-менеджера: На материале Республики Польша: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / М. Фурманэк. - Москва, 1998. - 327 с.
18. Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук / А.И. Щербаков. - Ленинград, 1968. - 120 с.
19. Якушева, С.Д. Педагогический менеджмент / Научно-образовательный менеджмент профессионально-педагогического инжиниринга организации общего образования: Монография / С.Д. Якушева. - Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2015. -158 с. - С. 37-96.
20. Якушева, С.Д. Педагогика: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. - 286 с.
21. Yakusheva, S.D. Professional-pedagogical engineering in innovative activity of contemporary Russian education / S.D. Yakusheva // The collection includes The International Conference on the Transformation of Education Proceedings Held by SCIEURO in London 22-23 April 2013. - Vol. 2. - Рр. 122-132.
22. Yakusheva, S.D. The development of modern school system in Russia / S.D. Yakusheva // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, October-November, 2014. - №5. - Pp. 149-158.
References:
1. Arlanov A.A. Transformation of pedagogical objects on the basis of psychological knowledge (methodological problems). Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University], 2010, no. 9, vol. 53, pp. 8-12.
2. Artamonova E.I. Philosophical and pedagogical foundations for the development of the spiritual culture of a teacher. Doctor's thesis. Moskva, 2000, 450 p.
3. Grossman I.B. The essence and content of the managerial activities of the teacher. VestnikKGU im. N.A. Nekrasova. Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika [Bulletin of KSU. them. O.N. Nekrasov. Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics], 2011, no. 3, vol. 17, pp. 4-7.
4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.YU. Pedagogicheskij slovar': dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogical Dictionary: for students. higher and Wednesday ped studies. institutions]. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000, 176 p.
5. Kolyasnikova L.V., Bezuevskaya V.A. The principles of constructing the content of the training of the teacher-manager of educational and professional activities. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 2017, no. 5(182), pp. 99-104.
6. Kuz'mina N.V. The psychological structure of the teacher and the formation of his personality. Extended abstract of Doctor's thesis. Leningrad, 1965, 39 p.
7. Lutkin S.S. Understanding the teacher's leadership position as a condition for the development of his professional and pedagogical competencies. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical education in Russia], 2010, no. 2, pp. 57-63.
8. Mihajlova N.N. We prepare modern teacher-managers. Professional'noe obrazovanie [Professional education], 2005, no. 9, p. 18.
9. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., SHiyanov E.N. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih zavedenij [Pedagogy: Textbook for students of pedagogical institutions]. M.: SHkola-Press, 1998, 512 p.
10. Zagvyazinskij V.I., Zakirova A.V., Strokova T.A. et al. Pedagogicheskij slovar': ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogical dictionary: textbook. allowance for stud. higher studies. institutions]. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008, 352 p.
11. Mizherikov V.A. Psihologo-pedagogicheskij slovar' dlya uchitelej i rukovoditelej obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [Psychological and pedagogical dictionary for teachers and heads of educational institutions]. Rostov n/D: «Feniks», 1998, 544 p.
12. Simonov V.P. Management of the educational process in high school. Doctor's thesis. M., 1992, 342 p.
13. Slastenin V.A. To the question of the professiogram of a teacher of a comprehensive school. Sovetskaya pedagogika [Soviet Pedagogy], 1973, no. 5, pp. 72-80.
14. Smelzer N. Sociologiya [Sociology]. M.: Feniks, 1994, 688 p.
15. Mizherikov V.A. Slovar'-spravochnikpopedagogike [Dictionary-reference for pedagogy]. M.:TC Sfera, 2004, 448 p.
16. Kochergin A.N. (ed.) Filosofiya obrazovaniya [The philosophy of education]. M.: Fond «Novoe tysyacheletie», 1996, 287 p.
17. Furmanek, M. Didactic basis for the preparation of the future teacher of the subject «Technique» as a teacher-manager: Based on the material of the Republic of Poland. Doctor's thesis. Moskva, 1998, 327 p.
18. SHCHerbakov A.I. Psychological foundations of the formation of the personality of the Soviet teacher in the system of higher pedagogical education. Doctor's thesis. Leningrad, 1968, 120 p.
19. YAkusheva S.D. Pedagogicheskij menedzhment /Nauchno-obrazovatel'nyj menedzhment professional'no-pedagogicheskogo inzhiniringa organizacii obshchego obrazovaniya: Monografiya [Pedagogical management / Scientific and educational management of vocational and pedagogical engineering of the organization of general education: Monograph]. Novosibirsk: Izd. ANS SibAK, 2015, 158 p., pp. 37-96.
20. YAkusheva S.D. Pedagogika: Uchebnoe posobie [Pedagogy: Textbook]. Novosibirsk: Izd. «SibAK», 2015, 286 p.
21. Yakusheva S.D. Professional-pedagogical engineering in innovative activity of contemporary Russian education. The collection includes The International Conference on the Transformation of Education Proceedings Held by SCIEURO in London 22-23 April 2013, vol. 2, pp. 122-132.
22. Yakusheva S.D. The development of modern school system in Russia. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, October-November, 2014, no. 5, pp. 149-158.
Сведения об авторе:
Якушева Светлана Дмитриевна, ректор Института профессионально-педагогического инжиниринга,
кандидат педагогических наук, доцент E-mail: jawa57@mail.ru