УДК 376. 33. 311. 1 Е.З. ЯХНИНА
кандидат педагогических наук, профессор, кафедра сурдопедагогики и инклюзивного образования, Московский педагогический государственный университет E-mail: yaez@mail.ru
UDC 376. 33. 311. 1 E.Z. YAKHNINA
Candidate of Pedagogics, Professor, Department of surdopedagogy and of inclusive education, Moscow State
Pedagogical University E-mail: yaez@mail.ru
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО ОБУЧЕНИЮ ВОСПРИЯТИЮ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
PROFESSIONAL COMPETENCIES DEVELOPMENT IN STUDENTS DURING THE PEDAGOGICAL PRACTICAL WORK PROCESS IN TEACHING OF ORAL SPEECH PERCEPTION AND REPRODUCTION OF CHILDREN
WITH HEARING DISORDERS
В статье раскрываются организация и содержание педагогической практики в области развития восприятия и воспроизведения устной речи у детей с нарушенным слухом в системе подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Сурдопедагогика»), рассматриваются технологии формирования у студентов педагогического опыта в данном направлении образовательно-коррекционной работы.
Ключевые слова: педагогическая практика, обучение восприятию и воспроизведению устной речи детей с нарушениями слуха, бакалавры, направление «Специальное (дефектологическое) образование».
The article describes the organization and the content of pedagogical practical work in the area of development of oral speech perception and production of children with hearing disorders in the system of bachelors preparation in 'Special (defectology) Education (profile "Deaf Pedagogy")'. The technologies offorming of the students pedagogical experience in the particular area of special educational work are considered.
Keywords: pedagogical practical work, teaching of oral speech perception and reproduction of children with hearing disorders, bachelors, Special (defectology) Education degree.
Одной из важных задач подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Сурдопедагогика») является формирование профессиональных компетенций в области обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха.
Отметим, что в систему сурдопедагогического образования всегда входили дисциплины, связанные с подготовкой студентов к профессиональной деятельности в области обучения восприятию и воспроизведению устной речи детей с нарушенным слухом, включая «Методику обучения произношению глухонемых детей», «Методику обучения устной речи», «Методику развития слухового восприятия», «Методику обучения устной речи (с фонетической ритмикой)» и др. Содержание этих дисциплин и разработанные учебно-методические материалы (программы, учебники, учебные пособия и др.) отражали достижения соответствующих этапов развития сурдопедагогики и смежных наук, высшего педагогического образования(Бельтюков В.И., Багрова И.Г., Волкова К.А., Лаговский Н.М., Рау Ф.А., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Галишникова Т.И., Денисова О.А., Королева И.В., Казанская В.Л.,
Кузьмичева Е.П., Леонгард Э.И., Макарова О.В., Микшина Е.П., Плуталова Л.А., Назарова Л.П., Яхнина Е.З. и др.).
С введением ФГОС ВПО по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» в систему подготовки бакалавров по профилю «Сурдопедагогика» в МИГУ была внедрена новая интегрированная дисциплина «Технологии обучения восприятию и воспроизведению устной речи», разработанная на основе современной методологии высшего профессионального образования, достижений в сфере подготовки сурдопедагогических кадров, а также научно обоснованных и проверенных в практике педагогических технологий развития нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у разных категорий лиц с нарушениями слуха. В данном курсе(общая трудоемкость дисциплины 11 зачетных единиц) у студентов формируются профессиональные компетенции в области дифференцированных педагогических технологий выявления нарушений слуха как части аудиолого-педагогического обследования, развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия нере-
© Е.З. Яхнина © E.Z.Yakhnina
чевых звучаний окружающего мира у детей и взрослых с учетом их возраста (дети младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста, взрослые),состояния слуха, времени и характера его нарушения, особенностей слухопротезирования, наличия комплексных нарушений развития, а также организации и проведения коррекционно-развивающей работы в данном направлении в системе образования, в организациях здравоохранения, в условиях семейного воспитания, в том числе, с лицами, перенесшими операцию кохлеарной импланта-ции[1,2]. Студенты МИГУ имеют возможность усовершенствовать профессиональные компетенции в данной области при освоении содержания ряда дисциплин, раскрывающих актуальные проблемы и инновационные технологии развития восприятия и воспроизведения устной речи у разных категорий лиц с нарушенным слухом, включенных в модуль по выбору «Слухоречевая реабилитация лиц с нарушенным слухом»[4].
Важным условием качественной подготовки выпускников является проведение целенаправленной педагогической практики по развитию восприятия и воспроизведения устной речи, которая была введена в МИГУ в 80-ые годы прошлого столетия по инициативе профессора Волковой К.А. В настоящее время в системе подготовки бакалавров разработаны и апробированы новые подходы к содержанию и организации педагогической практики на основе компетентностного, личностно-ориентированного и системно-модульного подходов [3]
Иедагогическая практика в области коррекционно-развивающей работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у детей с нарушениями слуха направлена на развитие у студентов следующих профессиональных компетенций: способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7); способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекцион-ных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ИК-3); готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); готовность к использованию
знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, лингвистическому анализу (ПК-11); способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
В результате прохождения данного вида педагогической практики бакалавры приобретают практические умения в области проведения педагогической диагностики нарушений слуха, соотнесения полученных педагогических данных с результатами аудиологического обследования с учетом индивидуальных особенностей детей, которые студенты выясняют на основе анализа медико-психолого-педагогическойобразовательной организации, разработки рекомендаций к дальнейшей образовательно-коррекционной работе. Студенты также осваивают технологии проведения мониторинга развития восприятия и воспроизведения устной речи у разных категорий детей с нарушенным слухом,по его результатам составляют характеристикиих слухорече-вого развития.
В ходе педагогический практики обучающиеся приобретают практический опыт составления перспективных и ежедневных планов специальных индивидуальных и фронтальных занятий в соответствии с программными требованиями и фактическим состоянием слухоречевого развития каждого воспитанника. Они составляют конспекты занятий с применением инновационных технологий, активных и интерактивных методов обучения,осуществляют отбор речевого материала, средств обучения, активизирующих речевую и познавательную деятельность детей. Студенты проводят индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи, осуществляют их методический анализ и самоанализ на основе современных требований к коррекционно-развивающей работе по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи, что способствует, в том числе, формированию рефлексии собственной педагогической деятельности.
Важное значение придается приобретению студентами практического опыта использования электроакустической аппаратуры разных типов - стационарной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования (при необходимости, с дополнительной комплектацией вибраторами), индивидуальных слуховых аппаратов,РМ- системы, применения визуальных приборов и специальных компьютерных программ. Они также учатся работать с детьми, перенесшими операцию кохлеарной имплантации.
В процессе практики обучающиеся овладевают использованием современных образовательных средств, различных дидактических материалов, в том числе созданных самостоятельно, а также разработкой наглядно-информационных материалов на основе информационных и мультимедийных текстовых и графических редакторов. У студентов формируются умения работать с нормативной документацией образовательной организации.
Отметим, что педагогическая практика способствует развитию практических умений обучающихся в области организации слухоречевой среды на уроках, занятиях, во внеурочное время как необходимого условия слухоречевого развития детей с нарушенным слухом. У них целенаправленно развиваются умения осуществлять совместную деятельность, деловое и личностное общение с детьми,взаимодействие с педагогами и родителями.
В ходе педагогической практики студенты проводят опытно-экспериментальную работу в связи с темой НИРС (курсовой работы и т.п.)
Иодчеркнем, что в процессе практики развиваются профессионально-личностные и творческие качества будущих сурдопедагогов, их интерес к профессиональной деятельности, научно-исследовательской работе, гуманизм и толерантность, стремление совершенствовать свои педагогические способности.
В результате бакалавры овладевают практическими навыками профессиональной деятельности в области развития нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у разных категорий детей с нарушенным слухом при реализации современных научно-методических требований. Они приобретают опыт подбора оптимальных сурдопедагогических технологий, способствующих наиболее эффективному и качественному достижению планируемых результатов специальной (коррекционной) работы с учетом индивидуальных особенностей детей. Это способствует расширению, углублению и закреплению компетенций бакалавров в сфере профессиональной деятельности, развитию у них самостоятельности и творчества при решении сурдопедагогических задач.
В системе подготовки бакалавров данный вид педагогической практики организуется на третьем курсе, является важным звеном непрерывной педагогической практики студентов. В отличие от аналогичной практики в системе подготовки специалистов, которая проводилась один раз в неделю в течение одного семестра, данный вид педагогической практики в системе подготовки бакалавров проводится на протяжении 6 недель с отрывом от учебы в вузе (общая трудоемкость - 9 зачетных единиц).
Педагогическая практика по обучению восприятию и воспроизведению устной речи ведется на базе разных образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста, в том числе СКОШИ I вида, СКОШИ II, ДОУ компенсирующего/комбинированного видов, а также организаций, осуществляющих инклюзивное об-разование.Все образовательные организации являются базовыми МПГУ;учителя и методисты подготовлены для проведения педагогической практики студентов.
Педагогическая практика в области коррекционно-развивающей работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи делится на три периода, в ходе которых студенты овладевают педагогическим опытом развития речевого слуха, слухозрительного вос-
приятия устной речи, слухового восприятия неречевых звучаний, а также обучения произношению следующих категорий детей с нарушенным слухом:
• глухих детей школьного возраста, в том числе имеющих комплексные нарушения развития,
• слабослышащих детей и детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, школьного возраста, в том числе, имеющих комплексные нарушения развития,
• глухих и слабослышащих детей и детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации,дошкольного возраста,в том числе имеющих комплексные нарушения развития.
В каждый период педагогической практики на базе соответствующей образовательной организации (СКОШИ I вида, СКОШИ II, ДОУ компенсирующего/ комбинированного видов и др.) реализуются пять направлений работы.
Рассмотрим содержание педагогической практики по каждому направлению.
Первое направление - подготовительное, предусматривает прежде всего знакомство студентов с образовательной организацией, ее администрацией и педагогическим коллективом, организацией образовательно-коррекционного процесса, документацией. Проводится также инструктаж по использованию электроакустической аппаратуры, визуальных приборов, специальных компьютерных программ, технике безопасности; студенты овладевают практическим опытом пользования различными сурдотехническими средствами.
Второе направление посвящено формированию у студентов практических умений в области обследования нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у детей с нарушенным слухом. Они овладевают практическим опытом педагогического обследования нарушенной слуховой функции, динамического изучения развития слухового восприятия и произносительной стороны речи у детей, учатся заполнять принятую документацию, включая протоколы обследования, анализировать полученные результаты и разрабатывать рекомендации для дальнейшей работы.
Технологией обучения студентов проведению обследования восприятия устной речи предполагается реализация трех этапов работы. На первом этапе организуется наблюдение процесса обследованияу детей нарушенной слуховой функции, восприятия устной речи (слов, фраз, текстов) разными сенсорными способами (слухозрительно, зрительно и на слух), которое проводит опытный сурдопедагог (мастер-класс). Руководитель практики проводит обсуждение хода обследования и его результатов, побуждая обучающихся к самостоятельному осмыслению педагогических процессов, научно-методическому обоснованию использованных методик, нтерпретацией полученных результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, выявленных в процессе самостоятельной работы с документацией образовательной организации. На втором этапе студенты под контролем сурдопедагога проводят обследова-
ние слуховой функции, восприятия устной речи ребенка с нарушенным слухом, используя принятые методики и самостоятельно разработанные дидактические материалы (картинки, предметы и др.), апробированные в ходе учебно-деловых и ситуационных игр на практических занятиях в вузе в период, предшествующий практике. Они учатся правильно заполнять документацию обследования ребенка. На третьем этапе студенты самостоятельно проводят обследование восприятия устной речи ребенком с нарушенным слухом и по его результатам разрабатывают рекомендации к дальнейшей работе. Руководителем педагогической практики организуется обсуждение практической деятельности студента на основе ее самоанализа и методического анализа сурдопедагога и одногруппников. По итогам работы студенту ставится оценка, которая учитывается при комплексном оценивании результатов практики.
В ходе проведения педагогической практики одним из самых сложных направлений работы является обучение студентов проведению обследования произносительной стороны речи детей с нарушенным слухом дошкольного и школьного возраста. По нашему многолетнему опыту, эффективным способом достижения планируемых результатов является проведение специального коллективного тренинга студентов в определении нарушений произносительной стороны речи детей. В процессе обучения используются таблицы типичных нарушений воспроизведения звуковой структуры речи глухими детьми, разработанные Ф.Ф.Рау и Н.Ф. Слезиной (1981).
На первом этапе студенты слушают воспроизведение каждого звука (в словах, слогах, иногда изолированно) поочередно несколькими детьми, и каждый раз под руководством сурдопедагога (методиста или руководителя практики) при опоре на таблицы определяют нарушения его произношения. После того как руководитель тренинга убеждается, что студенты при использовании таблиц правильно называют нарушения воспроизведения звуков детьми, проводится тренировка в их определении без таблиц правильной записи в протоколе. В заключение каждый студент под контролем сурдопедагога проводит аналитическую проверку произношения, определяет соответствующие нарушения в речи детей, заполняет протоколы обследования. После этого данный вид обследования, анализ и оценка полученных данных осуществляется студентами самостоятельно, результаты проведения проверки обсуждаются коллективно с руководителем практики (сурдопедагогом или методистом), соотносятся с протоколами в документации сурдопедагога.
Аналогично студенты упражняются в проведении обследования произносительной стороны самостоятельной речи детей, ритмико-интонационной структуры их речи, а также проверки разборчивости речи. Они учатся заполнять соответствующие протоколы обследования, вести нормативную документацию. По результатам обследования произношения ребенка студент составляет рекомендации к дальнейшему обучению, ко-
торые обсуждаются коллективно с участием в том числе руководителя практики и оцениваются.
Третье направление практики посвящено формированию у студентов практического опыта специальной (коррекционной) работы по развитию восприятия и воспроизведению устной речи у детей с нарушенным слухом.
Сначала студенты знакомятся с проведением специальных (коррекционных) занятий, работой по развитию восприятия и воспроизведения устной речи на уроках (фронтальных занятиях). Они посещают мастер-классы под руководством руководителя педагогической практики или методиста, проводят методический анализ специальной (коррекционной) работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи. В процессе обсуждения студенты побуждаются к активизации теоретических знаний, сформированных в процессе изучения дисциплин сурдопедагогического образования, включая реализацию межпредметных связей, преемственности в работе над устной речью (ее восприятием и воспроизведением) в разных организационных формах образовательно-коррекционного процесса;важное значение придается анализу реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению устной речи. Тем самым перед студентами достаточно полно раскрываются практические аспекты развития восприятия и воспроизведения устной речи у детей с нарушенным слухом в целостной системе образовательно-коррекционной работы.
После этого студенты посещают специальные (кор-рекционные) индивидуальные и фронтальные занятия, под руководством сурдопедагога и методиста разрабатывают конспекты, дают пробные занятия.
В заключение студент проводит зачетное занятие, обсуждение и оценивание которого организуются руководителем практики или методистом совместно с сурдопедагогом и одногруппниками. Обсуждение обязательно включает методический самоанализ студентом занятия, в процессе которого он представляет данные о ребенке (включая возраст, состояние слуха, время и характер его нарушения, слухопротезирование, наличие других первичных нарушений развития, состояние здоровья, уровень общего и слухоречевого развития, особенности овладения восприятия и воспроизведения устной речи), характеризует тему, цель, задачи занятия, речевой и дидактический материал, анализирует собственную работу и деятельность обучающегося на всех этапах занятия. Студенты побуждаются к активному, заинтересованному и творческому участию в данном виде учебной работы.
При методическом самоанализе, анализе преподавателей и студентов просмотренного занятия обсуждается и оценивается следующее:
• готовность студента к проведению занятия: наличие конспекта занятия, состояние рабочего места (чистота, освещенность, температурный режим, техника безопасности и др.);
• наличие необходимого сурдотехническо-
го оборудования и его использование (анализируется обоснованность применения с учетом решения образовательно-коррекционных задач занятия, соблюдение научно-методических требований, реализация правил пользования оборудованием, обучение ребенка правильному пользованию):
- применение стационарной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования (при необходимости, в дополнительной комплектации вибратором), индивидуальных слуховых аппаратов, кохлеарных им-плантов, пользование микрофоном и экраном,
- применение визуальных приборов и специальных компьютерных программ;
• правильность определения темы и задач занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи (с учетом программных требований, календарного планирования и фактического освоения содержания данного курса ребенком, его индивидуальных особенностей);
• реализация общедидактических и сурдопедагогических принципов;
• реализация требований к речи учителя, которая должна быть естественной, эмоциональной, выразительной; утрированная артикуляция, замедленный темп речи исключаются;
• соблюдение требований к использованию различных видов словесной речи на индивидуальных (фронтальных) занятиях по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи;
• осуществление преемственности в работе по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи в различных организационных формах образовательно-коррекционного процесса;
• активизация межпредметных связей;
• развитие познавательной и речевой активности ребенка;
• работа над грамотностью речевых высказываний ребенка;
• работа по развитию слухо-кинестетической системы ребенка: целенаправленное и систематическое его побуждение воспроизводить речевой материал, используемый в процессе развития речевого слуха, максимально реализуя произносительные возможности; развитие слухового восприятия тех речевых структур, которые отрабатываются в произношении;
• развитие умений использования в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (соответствующего выражения лица, позы, пластики);
• применение современных образовательных средств, включая конструктор «LEGO» ( игровые среды « Я и мой мир», « Человек и общество и др.), дидактических материалов, компьютерных презентаций и др;
• применение письменных табличек и правильность их оформления;
• повышение мотивации к овладению устной речью, достижению планируемых результатов;
• особенности делового и личностного взаимодействия с ребенком, создание и поддержка эмоционально
положительного настроя в ходе занятия;
• реализация требований к продолжительности занятия;
• выполнение плана занятия, при необходимости, анализ причин его невыполнения.
Особенности проведения отдельных этапов занятия:
организационный этап:
• затраченное время;
• эффективность работы - ознакомление с планом предстоящей работы, обеспечение мотивации деятельности ребенка и др;
• отработка лексики, связанной с организацией работы на занятии;
работа по развитию произносительной стороны речи:
• затраченное время;
• соблюдение аналитико-синтетического, концентрического, полисенсорного методов;
• соблюдение принципов отбора речевого материала - необходимость в общении (включая лексику, используемую на уроках и занятиях, во внеурочное время в образовательной организации и в условиях семейного воспитания), знакомость, фонетического принципа;
• соблюдений требований к соотношению разных речевых единиц на занятии;
• соблюдение требований к использованию разных видов речевой деятельности (от менее самостоятельных - подражание, чтение, к более самостоятельным - называние картинок/ предметов, ответы на вопросы, самостоятельная речь и др.) и видов работы(дидактические игры, работа с макетами, аппликациями, конструкторами, иллюстративным материалом, компьютерными презентациями, проектами и др.);
• обоснованность и правильность применения различных методических приемов, включая фонетическую ритмику, с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
• реализация последовательности этапов работы над каждым элементом речи: восприятие ребенком образца речи сурдопедагога, сопряженное проговарива-ние, отраженное проговаривание, самостоятельная речь ребенка;
• обоснованность и правильность применения визуальных приборов и специальных компьютерных программ;
• обоснованность использования дидактических материалов, их качество и разнообразие, соответствие возрасту ребенка, его познавательным интересам.
работа по развитию речевого слуха:
• затраченное время;
• соблюдение требований к отбору речевого материала - необходимость в общении (включая лексику, используемую на уроках и занятиях, во внеурочное время в образовательной организации и в условиях семейного воспитания), знакомость, в первоначальный период реализация фонетического принципа;
• соблюдение требований к способам и условиям предъявления речевого материала на разных этапах
развития речевого слуха (с учетом состояния слуха, особенностей развития слухового восприятия, индивидуальных особенностей ребенка);
• соблюдение требований к развитию вероятностного прогнозирования поступающей речевой информации в процессе развития ее восприятия;
• соблюдение требований к количеству предъявлений, видам помощи ребенку (с учетом его состояния слуха, индивидуальных особенностей), отработки речевого материала в разных сочетаниях и вариантах;
• соблюдение требований к работе над различным речевым материалом, включая тексты; соотношению разных речевых единиц;
• использование разнообразных видов работы (дидактические игры, работа с макетами, аппликациями, конструкторами, иллюстративным материалом, компьютерными презентациями, проектами и др.);
• обоснованность использования дидактических материалов, их качество и разнообразие, соответствие возрасту ребенка, его познавательным интересам.
подведение итогов занятия:
• затраченное время;
• оценивание студентом работы ребенка на занятии, мотивация к дальнейшему обучению устной речи, реализации сформированных умений ее воспряития и воспроизведения.
Четвертым направлением практики является формирование у студентов опыта работы с родителями детей с нарушениями слуха. Они присутствуют при проведении разных видов работы по приобщению родителей к развитию восприятия и воспроизведения устной речи детей в условиях семейного воспитания, самостоятельно проводят отдельные виды работы в данном направлении. Студенты могут выступить с докладами на родительских собраниях, подготовить стенды для родителей по вопросам развития восприятия и воспроизведения устной речи у детей с нарушенным слухом и др. Они также могут выступить перед слышащими детьми, их родителями и педагогами по вопросам коммуникации с детьми, имеющими нарушения слуха.
Пятое направление связано с проведением студентами научно-исследовательской работы по теме НИРС или курсовой работы. Научный руководитель подготавливает студента к проведению опытно-экспериментальной работы, согласует ее содержание, методику и организацию с администрацией (методистами) образовательной организации. Руководитель педагогической практики или методист помогают студентам организовать опытно-экспериментальную работу в образовательной организации.
Отметим, что в ходе педагогической практики студенты активно привлекаются к участию в различных мероприятиях, проводимых на базе образовательной организации, включая подготовку и проведение праздничных и спортивных мероприятий, концертов (в том, числе, с выступлениями студентов), проведение туристко-краеведческой работы, экскурсий, предметных недель и др. Тем самым у них расширяется практический опыт делового и личностного взаимодействия с детьми, их родителями, педагогами образовательной организации, а также реализации требований к коммуникации с детьми, имеющими нарушения слуха в условиях специально педагогически созданной слухо-речевой среды.
В процессе педагогической практики каждый студент заполняет дневник установленной формы, в котором фиксирует все виды проводимой им работы, ее содержание, делает соответствующие выводы. Все разработанные студентом материалы, включая конспекты занятий, протоколы и др., оформляются в порфолио по установленной форме, оцениваются руководителем практики. Эти материалы, включая фотографии и видеоматериалы, предоставляются как в вуз, так и в образовательную организацию.
Педагогическую практику всегда предваряет установочная конференция, в ходе которой студентам разъясняются цели и задачи практики, ее содержание и организация, требования к ведению документации и др. Практика заканчивается итоговой конференцией, на которой в выступлениях студентов обобщается приобретенный ими опыт работы, обсуждаются актуальные проблемы обучения восприятию и воспроизведению устной речи детей с нарушениями слуха.
Оценка работы студентов складывается на основе результатов работы по каждому направлению на всех этапах практики, оформлению ее результатов, выступлений на итоговой конференции.
Результаты работы студентов в ходе педагогической практики, а также освоения ими содержания подготовки по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у детей с нарушенным слухом (по данным курсовых экзаменов и государственной итоговой аттестации), анализ данных анонимного анкетирования студентов и педагогов образовательных организаций свидетельствуют о перспективности разработанного подхода и важности сохранения данного вида педагогической практики при дальнейшем совершенствовании учебных планов подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Сурдопедагогика»).
Библиографический список
1. Яхнина Е.З. Новые подходы к формированию компетенций студентов в области педагогических технологий развития устной речи у лиц с нарушениями слуха. Преподаватель XXI век, №1, 2013, часть 1. 199 с. С.144 -155.
2. Яхнина Е.З.Технологии обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха» /Сборник рабочих программ дисциплин профессионального цикла по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Сурдопедагогика» ФГОС ВПО бакалавриат/ Рабочие программы. Под ред. Е.Г. Речицкой М., МИГУ. 2013. 326 с. С. 133 -172.
3. Яхнина Е.З. Педагогическая практика по специальной (коррекционной) работе в области развития восприятия и воспроизведения устной речи у лиц с нарушениями слуха / Сборник рабочих программ дисциплин профессионального цикла по направлению 050700 « Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Сурдопедагогика» ФГОС ВПО бакалавриат. Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2013. 326 с. C. 307-325.
4. Сборник рабочих программ дисциплин профессионального цикла по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Сурдопедагогика» ФГОС ВПО бакалавриат. Под ред. Е.Г. Речицкой. Орел: «Горизонт», 2014. 368с.
References
1. Yakhnina E.Z. New approaches to the development of students' competencies in the field of pedagogical technologies of oral speec h perception and reproduction of people with hearing impairments // «Prepodavatel XXI vek», №1, 2013, part 1. Pp.144 -155.
2. Yakhnina E.Z. Teaching technologies in the field of oral speech perception and reproduction of people with hearing impairments // Education programs of courses in the system of bachelors' preparation, speciality 050700 "Special (defectology) Education ( profile "Surdopedagogy")", the Federal State Educational Standards of bachelors' preparation. Edited by E.G. Rechitskaya. Moscow, Moscow Pedagogical State University, 2013. Pp.133-172.
3. Yakhnina E.Z. Pedagogical practical work on special (correctional) activity in the area of development of oral speech perception and production of people with hearing disorders// Education programs of courses in the system of bachelors' preparation, speciality 050700 "Special (defectology) Education (profile "Surdopedagogy")", the Federal State Educational Standards of bachelors' preparation. Edited by E.G. Rechitskaya - Moscow, Moscow Pedagogical State University, 2013. Pp.307-325.
4. Education programs of courses in the system of bachelors' preparation, speciality 050700 "Special (defectology) Education (profile "Surdopedagogy")", the Federal State Educational Standards of bachelors' preparation /edited by E.G. Rechitskaya Orel, "Gorizont". 2014. 386 p.