УДК:13.31.11
Н.Ю.Семенова, Ю.В.Маслова,
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ В БИБЛИОТЕЧНОМ СООБЩЕСТВЕ
В статье рассмотрены вопросы создания профессионального сообщества библиотечных специалистов и развития профессиональной направленности личности библиотекаря в профессиональном сообществе.
Ключевые слова: профессиональное библиотечное сообщество, создание профессионального сообщества, профессиональная направленность, типы профессиональной направленности библиотекаря.
Semenova Natalia Jurevna, Maslova Julia Viktorovna the Development of professional orientation of librarian in the library's community.
The article is devoted to the creation of the professional librarian community. It considers librarians' personality and their professional trends in the professional society context.
Keywords: рrofessional librarian community, professional community creation, professional trends, types of professional librarian trends.
Главной особенностью профессионального библиотечного сообщества является то, что оно ставит перед собой цели комплексного (социально-профессионального) развития библиотечного социального института или его отдельных компонентов. Именно цели и задачи профессионального сообщества дают представление об идейной основе самоорганизации их членов и позволяют оценить роль объединений в социальных системах более высокого порядка, их участие в профессиональном и общественном развитии.
Личность библиотекаря имеет достаточно определенную структуру, в которую включается мотивация личности (направленность личности и ее виды); свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности) интегральные характеристики личности (профессиональное самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности библиотекаря.
В названной структуре значительное место отводится профессиональной направленности личности библиотекаря. Проблема профессиональной направленности - это, прежде всего, соотношение динамических тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее ценностями, целями, задачами. Профессиональная направленность понимается как психическое выражение потребности, в свою очередь, порождает активность человека: увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями и т.д. Через систему устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной профессиональной деятельности. Профессиональная направленность выступает движущей силой профессионального самоопределения. Формирование и развитие профессиональной направленности личности происходит непосредственно в процессе различных значимых видов деятельности, профессионализации и значительно влияет на овладение профессиональными знаниями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Динамика профессиональной направленности специалиста на этапе профессиональной подготовки развивается от понимания целей профессиональной деятельности и ее норм - к пониманию и принятию ее целей и установку на профессиональную стабилизацию или дальнейший прогресс профессионального развития. На этапе профессионального совершенствования, развивается уже профессиональная направленность на творчество: от направленности на профессиональное творчество в отдельной области - к направленности на профессиональное творчество во всех областях профессиональной деятельности. Творческая работа позволяет работникам библиотек наиболее полно раскрывать свои способности и плодотворно работать в течение всего рабочего дня. Поэтому большинство специалистов не чувствуют усталости в конце рабочего дня. Это свидетельствует о качестве организации работы и о том, что библиотекари чувствуют себя в библиотеке психологически комфортно.
Предоставление сотрудникам возможностей профессионального развития укрепляет их лояльность к руководству, положительно влияет на мотивацию и трудовую дисциплину. Сегодня
ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие значительные средства. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности и улучшения качества работы, т.е. увеличения вклада каждого сотрудника в достижение организационных целей как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.
Высокий уровень профессиональной направленности специалистов предполагает, прежде всего, удовлетворенность выбранной профессией, устойчивые профессиональные интересы, реализацию своих способностей, высокий уровень мотивации, осознание общественной значимости собственной профессии, развитие высокого уровня профессионального сознания [4].
Можно выделить следующие типы профессиональной направленности специалиста в библиотеке:
1) специалист, ориентированный на читателя, уделяющий основное внимание развитию интереса читателя;
2) специалист-технократ, обращающий внимание на развитие у себя профессиональной направленности, специальных знаний и умений;
3) социально-ориентированный специалист, уделяющий основное внимание обсуждению вопросов и проблем, поиску возможных ответов и решений, возникающих в ближнем и дальнем социальном окружении читателя, т.е. в его социальной окружающей среде.
Выделенные типы деятельности должны быть присущи субъект-субъектно ориентированному специалисту библиотеки. Субъекту-специалисту и субъекту читателю необходимо действовать вместе. Важнейшую роль при этом играет наличие профессионального библиотечного сообщества, которое бы включало в себя руководство, коллектив и наиболее активную читательскую аудиторию. Основными характеристиками интеллектуального сообщества являются: разделяемые всеми нормы, правила и ценности; фокусирование на профессиональной общественной и досуговой деятельности; рефлексивный диалог; обобщение и совместное использование опыта в различных видах деятельности, сотрудничество.
Опыт показывает, что для создания такого интеллектуального сообщества должны быть сформированы особая внутренняя культура и структура, включающие в себя определенные критерии:
- регулярное обсуждение профессиональных вопросов на концептуальном и конкретно-практическом уровнях, при котором создается особый внутренний климат;
- инновации, поддерживающие интеллектуальный и профессиональный уровень участников сообщества;
- научно-профессиональная отчетность членов сообщества;
- поддерживающий стиль руководства.
Особое значение при этом имеет создание благоприятного психологического климата в коллективе сообщества, который бы способствовал активной творческой деятельности.
Сформированная устойчивая система положительных отношений помогает развитию профессиональной направленности, умению совершать осознанный выбор, четкой мировоззренческой и нравственной ориентации личности, которая может подвергаться моральной оценке. Она проявляется во взглядах, представлениях, установках и диспозициях личности относительно условий собственной жизнедеятельности, которые реализуются и отстаиваются им в различных референтных группах.
Одним из критериев разнонаправленной профессиональной деятельности специалиста библиотеки является сфера взаимодействия (сотрудничество), состоящая из четырех компонентов:
1. компонент партнерства во взаимоотношении - это отношение к другому человеку как к самоценности, способность ясно и позитивно общаться с людьми; комфортность во взаимоотношениях; создание атмосферы взаимной заинтересованности, доверия, уважения и поддержки; открытость к диалогу, общение на уровне взаимного принятия и обмена ценностями, личными познаниями и взглядами;
2. организаторский компонент - организаторские и лидерские умения; организация общения; способность к коллективным действиям; умение привлечь людей к работе; организация рабочей обстановки, основанной на кооперации;
3. компонент личной социальной адаптированности - социальная адаптированность, социальная автономность, личностная независимость; желание и способность участвовать в различных направлениях общественной жизни;
4. компонент ролевого поведения - способность формировать ролевое поведение, основанное на собственной личной системе ценностей, профессиональной направленности, соответствовать ожиданиям общества в целом, коллег, читателей и т.д.
Объединение усилий библиотек вообще и библиотекарей в частности позволит в итоге получить систему, необходимую для успешного решения поставленных задач, появится более высокая удовлетворенность работой, уменьшится количество конфликтов и ощущение сверхзагруженности, значительно повысится уровень психологического комфорта, что в целом позволит достигнуть цель взаимного сотрудничества в их социально-культурной деятельности [3].
Профессиональное библиотечное сообщество это добровольное объединение, организованная группа, постоянно взаимодействующая с обществом, выполняющая свои социальные функции через формальные и неформальные отношения и создающая свою субкультуру, которая требует от членов сообщества приспособления к современным технологиям для достижения успеха в профессиональной деятельности.
Современное профессиональное библиотечное сообщество, интегрирует в своей структуре интеллектуальный потенциал всех своих подразделений и инициирует у них атмосферу творческой заинтересованности в успехе совместной деятельности и развитии профессиональной направленности всех библиотекарей. Не последняя роль в этой совместной деятельности отводится каждой без исключения библиотеке. Для всех категорий своих пользователей библиотека должна стать центром, не только обеспечивающим текущий образовательный процесс и ресурсной базой обновления этого процесса, но и интеллектуальным, перспективным, профессионально развивающимся звеном общества.
Достичь этой цели, успешно развиваться и функционировать библиотека сможет в том случае, когда будут, не только определены ее цели, задачи, функции, четко спланирована совместная деятельность библиотек, но и когда будет определено ее место и взаимосвязи в структурной иерархии профессионального библиотечного сообщества. Все мы прекрасно понимаем, что даже уже там, где хотя бы два человека объединяются для достижения общей цели, перед ними встает задача координации совместных действий. То же самое мы можем сказать и о библиотеке. Как всякий социальный институт она не может существовать сама по себе, поэтому, она должна взаимодействовать и координировать свою деятельность не только внутри себя, но и внутри всего профессионального библиотечного сообщества [1].
Существование профессионального библиотечного сообщества позволяет мобилизовать всю библиотечную сферу деятельности на выработку новой системы профессиональных ценностей, новых критериев профессионализма.
Отсутствие профессионального библиотечного сообщества сказывалось кризисом профессиональных ценностей, в том числе и профессиональной направленности. Индикаторами этого кризиса были бурные дискуссии внутри библиотечного общества по жизненно важным вопросам - о назначении библиотек в обществе, о смысле библиотечной деятельности, о содержании библиотечной профессии. А дальнейший процесс формирования и развития профессионального библиотечного сообщества России можно представить себе как последовательное превращение его из объекта (в основном властного) воздействия в субъект, обладающий собственными целями и собственным волеизъявлением. Обрести новую профессиональную идентичность возможно только на основе новой системы профессиональных ценностей и профессиональной направленности библиотекарей. А ценности могут быть выработаны консолидированными усилиями всего профессионального сообщества, осознающего свое единство. Зрелое профессиональное библиотечное сообщество характеризуется наличием эффективных механизмов саморегулирования, которые будут набирать силу и становиться, можно сказать, магистральным путем ее развития [2].
Литература
1. Егоров В.К. Внешняя среда и деятельность библиотеки учебного заведения http://www.novsu.ru/ file/107720
2. Мамаева С.А. РБА как фактор развития библиотечного профессионального сообщества www.isras.ru/ publications bank/1225353700.pdf
3. Худяков В.Н., Костенок П.И. Совместная деятельность специалиста библиотеки и молодого исследователя//Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств.- 2012.- №1.- С.12-14.
4. Шмидт М.А. Исследование структуры профессиональной направленности личности http://vernadsky. tstu.ru/ru/vjpusk/2009/vjpusk-10.php