ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
УДК 023.5
М. Д. Байтемирова
Московский государственный институт культуры
В статье предложена психолого-педагогическая трактовка понятия «профессиональная компетентность». Раскрывается понятие компетентности библиотечного специалиста, рассматриваются подходы разных авторов к определению компетентности, которые включают в себя систему общих и специальных знаний, умений, навыков и способностей, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности. В статье представлены исследования отечественных учёных, анализирующих сущность компетентностного подхода в различных видах профессиональной деятельности. Рассматриваются традиционные для детской библиотеки знания, умения и навыки руководителя чтения. Особое внимание уделяется новым требованиям к библиотечной профессии, определяются современные компетенции библиотекаря. В заключение названы основные значимые компетенции сотрудника современной детской библиотеки.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, личность специалиста, библиотечный специалист, профессиональные компетенции, профессиональная среда.
M. D. Baytemirova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
PROFESSIONAL COMPETENCE OF A LIBRARY SPECIALIST: TRADITIONS AND NEW REQUIREMENTS
The article suggests psychological and pedagogical interpretation of the concept of "professional competence". A concept of competency library specialist, discusses the approaches of different authors to the definition of competence, which include the system of General and special professional knowledge and skills necessary for effective professional activity. In professional literature there are many definitions that reveal the essence of the concept of "competence" and "professional competence". The article presents pedagogical approaches to the definition of "competence". Considered traditional for the children's library of knowledge, skills and leadership skills of reading. Special attention is paid to the new requirements to the library profession, on which there are modern competence of the librarian. In conclusion formed the most significant competence employee of the children's library.
Keywords: professional competence, personality specialist, professional culture, professional competence, professional environment.
В настоящее время к определению понятия «профессиональная компетентность» нет однозначного подхода в научной литературе. В одних формулировках навыки являются составной частью компетенций, в других — навыки рассматриваются наряду с компетен-
цией. В некоторых трактовках акцент делается на единстве теоретических знаний и опыта, однако существует и различное употребление понятий «компетенция» и «опыт». В психолого-педагогической литературе авторы рассматривают «компетентность» как набор зна-
БАИтЕММРоВА марина ДУЛАтоВНА — аспирантка кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
BAYTEMIROVA MARINA DULATOVNA — doctoral student of Department of information and library management, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Байтемирова M. Д., 2015
^ Библиотечно-информационная деятельность
ний и умений, которые определяют результативность, личностные качества и свойства специалиста.
Такое множество трактовок профессиональной компетентности предопределено несколькими научными подходами к решению научных задач: личностно-деятель-ностным, культурологическим, системно-структурным, информационным.
В многочисленных теоретических и научно-методических работах российских исследователей анализируется сущность компетентно-стного подхода на примере различных видов профессиональной деятельности. В частности, это педагогические работы Т. М. Балыхи-ной, Э. Ф. Зеера, психологические исследования Б. М. Величковского, В. Н. Дружилова.
По словарю С. Ю. Ожегова, «компетенция» (от лат. competence — «добиваться», «соответствовать», «подходить») в широком смысле осознаётся как знания, опыт, осведомлённость в какой-либо области, а также круг полномочий определённого органа или должностного лица, установленный законом, уставом, стандартом или иным актом. В толковом словаре термин «компетенция» рассматривается как понятие, которое включает: круг чьих-либо полномочий, прав; круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён [5].
В работах Е. И. Огарёва «компетентность» определяется как оценочная категория, в которой человек предстаёт как субъект специализированной деятельности в системе общественного труда. Этот термин предполагает знания в конкретной области; понимание выполняемых задач с последующим решением возникающих проблем; способность учиться на ошибках, вносить коррективы в процесс достижения целей; умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; ответственность за достигнутые результаты [4, с. 72.].
А. В. Хуторской в понятие «компетенция» включает взаимосвязанные качества личности специалиста (умения, знания, навыки), необходимые для продуктивной деятельности [6, с. 57].
В профессиональной литературе критерии компетентности определены как социально-трудовой статус в конкретной деятельности, авторитет специалиста и общественная значимость результатов его труда.
Проблему сущности компетенций, компе-тентностей и определения понятийного аппарата исследовали ученные А. А. Андреев, И. А. Зимняя [1, с. 36].
Специфика труда библиотечного специалиста рассматривается в работах таких ведущих библиотековедов, как А. Н. Ванеев, Н. С. Кар-ташов, А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров, А. Я. Черняк.
В научно-теоретическом плане проблемы детской библиотеки, её развития и содержания деятельности освещены в работах Г. А. Ивановой, В. П. Чудиновой. Формированию системы библиотечной работы с детьми, определению предмета и задач руководства чтением детей в библиотеке, воспитанию ребёнка как читателя уделяют внимание Т. Д. Полозова, В. А. Бородина, И. И. Тихомирова, а развитию специализированного библиотечного обслуживания детей в России посвящены публикации Н. В. Бубекиной, Г. А. Ивановой, О. Л. Кабачек, Е. О. Матвеевой [3, с. 162].
Анализ работ этих специалистов позволяет нам выделить ключевые аспекты профессиональной компетенции библиотекаря-педагога, призванного открыть подрастающему поколению мир художественной литературы, обеспечить самоактуализацию ребёнка в читательской деятельности.
В частности, такой специалист должен:
• изучать и формировать информационную культуру детей, подростков и юношества;
• понимать возрастные и индивидуальные психологические особенности юных читателей;
• понимать ближайшее социальное окружение ребёнка, определяющее особенности его восприятия произведения искусства слова;
• уметь создавать библиографические пособия, ориентируясь, в том числе, и на интернет-источники;
• знать классическую и современную отече-
ственную и зарубежную литературу, адресованную подрастающему поколению;
• знать психолого-педагогические концепции социализации подрастающего поколения;
• знать наиболее эффективные формы и методы библиотечного обслуживания и применять их в руководстве чтением подрастающего поколения, ориентируясь при этом на особенности читательской аудитории;
• способствовать самообразованию юных читателей, их профориентации и профессиональной подготовке.
Формирование профессиональных компетенций современного библиотекаря обусловлено не только разработкой нового контента образовательной системы, но и методологическими, технологическими и дидактическими инновациями, которые сегодня активно применяются на всех её структурно-функциональных этапах.
Невозможно игнорировать тот факт, что детская библиотека существует сегодня в условиях острой конкуренции на информационном рынке, когда интернет-технологии в состоянии удовлетворить значительную часть познавательных потребностей подрастающего поколения.
Психологи отмечают: поверхностная инте-риоризация однообразного по форме интернет-контента формирует мозаичное мышление, отвращая юношество от серьёзной литературы, восприятие которой требует интеллектуальных и эмоциональных усилий. В связи с этим, в условиях нарастающей информатизации, требования к библиотечной профессии изменяются, её характер становится всё более синтетическим, библиотекарь-педагог начала XXI века обязан органически сочетать в своей профессиональной деятельности традиционные знания, умения и навы-
ки, отмеченные нами выше, с новыми профессиональными умениями, сближающими его труд с трудом психолога, социального педагога, дефектолога.
Следовательно, необходимо актуализировать новые значимые компетенции сотрудника современной детской библиотеки:
1. Способность устанавливать сотворче-ские контакты с другими социальными институтами, причастными к становлению юного читателя (практика деятельности детских библиотек России показывает, что совместная работа со школами, клубами, досуговыми детскими объединениями помогает сделать образ детской библиотеки более социально привлекательным, а значит, привлечь юных читателей, заинтересовать их книгой и возможностью творческой самореализации в стенах библиотеки).
2. Умение использовать возможности вне-стационарного обслуживания, в первую очередь возможности сети Интернет, для взаимодействия с читателями (заочные читательские конференции, библиографическое консультирование).
3. Способность устанавливать педагогические контакты и эффективно обслуживать читателей с ограниченными возможностями, создавая психолого-педагогические предпосылки и условия для их социокультурной реабилитации.
Итак, формирование профессиональных компетенций сотрудника детской библиотеки — это не застывший, а динамично развивающийся процесс, требующий от библиотекаря стремления к самообразованию, постижению психологии юного читателя, желания создавать для подрастающего поколения благоприятные условия для вхождения в книжную культуру.
Примечания
1. Зимняя и. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34—44.
2. Аи М. г. Технологический менталитет как основа профессиональной компетентности специалиста библио-течно-информационной сферы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 227—230.
3. Матвеева Е. О. Руководство чтением особого ребёнка: научно-теоретические аспекты и практические под-
^ Библиотечно-информационная деятельность
ходы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). C. 161—166.
4. огарев Е. и. Компетентность образования: социальный аспект. Санкт-Петербург, 2005. 170 с.
5. ожегов с. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]:[веб-сайт]. Электрон. дан. 2013. URL: http://www.ozhegov.org/words/12877.shtml
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55—61.
References
1. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii — novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences — a new paradigm of result of education]. Higher Education Today. 2003, No. 5, pp. 34—44.
2. Li M. G. Technological mentality as basis of professional competence of the expert of the library and information sphere. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, No. 6, pp. 227—230. (in Russian)
3. Matveeva E. O. Management of reading the special child: scientific-theoretical aspects and practical approaches. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 5 (55), pp. 161—166. (in Russian)
4. Ogarev E. I. Kompetentnosf obrazovaniya: sotsialnuy aspect [Competence education: social aspect]. St. Petersburg, 2005. 170 p.
5. Ozhegov S. Yu. Tolkovuy slovaf russkogo yazuka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Available at: www.ozhegov.org/words/12877.shtml.
6. Hutorskoy A. V. Klychevue kompetentsii. Tehnologiya konstruirovaniya [Key competences. Technology design]. Narodnoe obrazovanie [Popular education]. 2003, No. 5, pp. 55—61.
В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КАТАЛОГИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: новые реалии с учётом опыта работы библиотек Российской Федерации
УДК 021(477.75)
О. О. Кондратенко
Крымская республиканская универсальная научная библиотека
Интеграция библиотек Автономной Республики Крым в российское библиотечное сообщество являеются сегодня наиболее актуальным направлением библиотечной деятельности, которое требует модернизации системы автоматизации и информатизации. Автор провёл детальный анализ исторических этапов информатизации библиотечной сферы Автономной Республики Крым, в ходе которого использовались сравнительные характеристики и цифровые показатели, определяющие уровень состояния автоматизации крымских библиотек в течение двадцатилетнего периода, а также определены перспективы их корпоративной деятельности. В статье представлено влияние государственной политики в области информатизации учреждений культуры, межгосударственного библиотечного сотрудничества, участия в международной конференции «Крым» на формирование корпоративной каталогизации в библиотеках Автономной Республики Крым сначала в составе библиотечной сети Украины, а затем Российской Федерации. Данная исследовательская работа имеет научное и историческое значение, так как обобщает неизвестные ранее российскому профессиональному сообществу факты создания региональных программ и проектов в Крыму.
Ключевые слова: информатизация, автоматизация, крымская библиотека, эволюция, история, корпоративная каталогизация.
КОНДРАТЕНКО ОЛЕСЯ ОЛЕГОВНА — заведующая отделом научной организации и методики
библиотечной работы Крымской республиканской универсальной научной библиотеки 195
KÜNDRATENKÜ ÜLESYA OLEGOVNA — Head of the department of scientific organization and methods of library work Crimean Republican Universal Scientific Library
e-mail: [email protected] © Кондратенко О. О., 2015