Е.Г. Ямщикова
(Санкт-Петербург)
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ КАК НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
DEVELOPING PROFESSIONAL ETHICS AS TEACHER'S MORAL CONSCIOUSNESS IN THE PROCESS OF IN-SERVICE TRAINING
В статье показано, что формирование в процессе повышения квалификации педагогов профессиональной этики как морального феномена предполагает ее характеристику через перечень правил и требований, которые должен соблюдать учитель, а также описание педагогических механизмов их соблюдения в реальной практике.
Ключевые слова: педагогическая этика, педагогический авторитет, этическая культура педагога, повышение квалификации.
The article shows that the formation of professional ethics as a moral phenomenon in the process of teachers in-service implies its characteristic through a list of rules and requirements to be observed by the teacher, as well as the description of the pedagogical mechanisms of their observance in actual practice. Key words: : pedagogical ethics, pedagogical authority, teacher's ethical culture, in-service training.
Определение профессиональной этики в терминах нравственности позволяет обратить внимание на условия их личностного принятия педагогом и воплощения в его поведении в контексте проблемы профессиональной самореализации специалиста и его удовлетворенности профессиональной деятельностью [1, 4].
В нашей работе профессиональная этика определяется как нравственное самосознание человека, рассматриваемого в качестве представителя своей профессиональной группы, для которой характерны те или иные нормы, принципы, идеалы, а также формы практического поведения и механизмы, способствующие их передаче (ритуалы, традиции и т.п.). Понимаемая таким образом профессиональная этика характеризует потенциал развития педагога как личности и как профессионала, содействуя наиболее эффективному решению образовательных задач.
Педагогическая этика, являясь частным
случаем профессиональной этики, представляет собой относительно самостоятельный раздел аксиологического знания. Этот раздел изучает, с одной стороны, особенности педагогической морали, раскрывает специфику реализации общечеловеческих моральных принципов в сфере педагогической деятельности, формулирует содержание педагогических ценностей. С другой стороны, предметом педагогической этики являются нравственные отношения в педагогической среде.
Педагогическая этика начала развиваться параллельно с возникновением педагогической деятельности как отдельной формы социальной активности. По мере своего развития этические требования трансформировались в соответствии с картиной мира той или иной эпохи.
Длительный период истории, вплоть до середины ХХ века, этические аспекты педагогической деятельности осмыслялись в рамках философской или общепедагоги-
ческой литературы. В частности, профессиональные нормы педагогической этики в той или иной форме обсуждались в работах Аристотеля, Демокрита, Квинтиллиана, Дж. Локка, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской и др. [1, 9].
В этот период были обозначены основные сферы функционирования педагогической этики. К их числу относятся, во-первых, требования общества к личности учителя, его профессионально значимым качествам, личностным особенностям, ценностным убеждениям и, во-вторых, конкретные правила поведения педагога, имеющие предпи-сательный характер и составляющие «педагогический этикет». Кроме того, была обозначена основная задача педагогической этики - регуляция взаимоотношений участников педагогического процесса, в ходе которого неизбежно возникают конфликты, обусловленные сложностями и противоречиями процесса формирования личности.
Одним из основных требований к педагогу традиционно являлись глубина, объемность и всесторонний характер знаний, стремление к саморазвитию, углублению и расширению представлений об окружающем мире. Другое важнейшее требование - это знание психологии учащихся, учет их индивидуальности. Помимо этого педагог должен сам являться образцом нравственного поведения для учащихся, активным носителем нравственных убеждений.
В середине ХХ века педагогическая этика оформилась в отдельное направление педагогической науки благодаря работам И.В. Страхова, Е.Н. Федоренко, В.И. Писарен-ко, И.И. Чернокозова и др. Позже появились работы прикладного характера, в которых предложены технологии совершенствования и самосовершенствования педагогической деятельности в аспекте профессионально-этической проблематики [1].
Современная педагогическая этика столкнулась с рядом новых проблем, ранее не возникавших в педагогической деятельности. Появление этих проблем обусловлено, с одной стороны, распространяющейся тенденцией использования электронных
средств обучения, благодаря которым взаимоотношения педагога и обучающегося принимают принципиально иной характер. Исследования данного аспекта изложены в работах зарубежных авторов - S. McRobb, P. Jefferies, B. C. Stahl, С. Huff, W. Frey и др.
С другой стороны, профессиональная педагогическая этика сегодня сталкивается с необходимостью осмыслять получающий все большее распространение «плюрализм подходов» в области обучения и воспитания. Различные этико-философские предпосылки, лежащие в основе разных подходов, приводят некоторых авторов к мысли о том, что педагогической этики как единой системы нравственных требований к педагогу не существует. Однако, на наш взгляд, такая точка зрения неправомерна, поскольку противоречит предназначению педагогической деятельности как таковой, которое заключается в подготовке подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям культуры. Педагогическая этика выполняет, как минимум, две основные функции - познавательно-просветительную и нравственно-воспитательную.
Развернутый перечень функций педагогической этики также включает:
• регулятивную функцию, которая обеспечивает согласование сферы нравственного сознания, этику взаимоотношений во всех областях профессиональной деятельности;
• формирующе-воспитательную функцию, которая обусловлена присущей моральным нормам способностью влиять на формирование нравственного потенциала отдельного человека;
• познавательную функцию, которая связана с отражением в индивидуальном сознании педагогических моральных ценностей, накопленных человечеством в сфере многовековой практики обучения и воспитания [8].
Кодекс педагогической этики определяет совокупность требований, опирающихся на принципы педагогической морали. Эти требования в идеале должны стать нравственной нормой содержания повышения квалификации для каждого конкретного
педагога. В его основе лежит целый ряд принципов: ненасилия; паритетности взаимоотношений; безусловной любви воспитателя к воспитаннику; оптимальной требовательности и уважения; опоры на положительные стороны в обучаемом; создание условий для личностной самореализации участников образовательного процесса; компромиссности спорных решений.
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия, данная педагогом, и ответная реакция учащегося находятся на разных уровнях нравственной зрелости, что налагает на педагога особую ответственность.
Педагогический долг - это категория педагогической этики, в которой концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к исполнению им профессиональных обязанностей. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя, в которой находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду.
Педагогический такт - это чувство меры в поведении и действиях учителя, позволяющее ему предвидеть объективные последствия собственных поступков и его субъективное восприятие другими участниками образовательного процесса. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога. Профессиональный такт, по утверждению О.А. Ма-кушевой, проявляется: во внешнем облике педагога, в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку, не торо-
питься с выводами о поведении и способностях воспитанников, в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации, в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к каждому учащемуся, в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в самокритичной оценке своего труда [4].
Педагогический авторитет - это статус педагога в коллективе учащихся и коллег, при помощи которого педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень педагогического авторитета определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и другими качествами, проявляемыми педагогом во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. В литературе описаны пути достижения педагогами ложного профессионального авторитета - такого отношения учеников к учителю, которое побуждает их быть потребителями готового опыта: авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет педантизма, авторитет резонерства, авторитет мнимой доброты. В отличие от перечисленных путей истинный авторитет педагога - это авторитет, который завоевывается действиями, методами и приемами, соответствующими моральным требованиям к личности педагога.
Охарактеризованные выше категории находят отражение в процессе повышения квалификации - в осознании педагогом норм поведения в контексте специфики той среды, в которой осуществляется его профессиональная деятельность. Собственная профессиональная активность педагога, а также условия ее осуществления являются основными факторами, определяющими его профессионально-этические качества.
Профессионально-этические качества представляют собой группу качеств, детерминирующих профессиональную деятельность с учетом общепринятых морально-этических норм и принципов, интегрированных в профессию с учетом ее специфики и с учетом уровня сформированности гуманных способов, форм, правил поведения,
ценностных ориентаций, основанных на профессиональных знаниях [3]. В самом общем виде можно выделить три группы таких качеств, которые взаимосвязаны друг с другом, но тем не менее обладают определенной степенью независимости друг от друга: 1) знания о нормах морали вообще и профессиональной морали в частности; 2) нравственная регуляция взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса; 3) нравственный компонент саморегуляции личности педагога.
Ниже приведены детальные характеристики профессионально-этической сферы педагога, представленные в современной психолого-педагогической литературе. Выделяют такие профессионально значимые нравственные качества педагога, как: а) творческий характер и социальная значимость его труда, возможность самореализации; б) любовь и привязанность к детям; в) тактичность и толерантность; г) доброжелательность; д) справедливость; е) принципиальность; ж) способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать, быть примером и образцом для подражания, вселять в человека уверенность и успокаивать его, стимулировать человека к самосовершенствованию, находить нужный стиль общения; з) самостоятельный и творческий склад мышления.
И.П. Подласый в структуре нравственных качеств педагога выделяет общечеловеческий и профессиональный блоки:
1. Общечеловеческие качества: человечность, доброта, порядочность, честность, терпеливость, ответственность, обязательность, щедрость и др.
2. Профессиональные качества: любовь к детям, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, педагогический такт, справедливость.
Л.М. Шарова в качестве базовых этических качеств личности педагога отмечает: 1) степень близости личной иерархии ценностей по содержанию и приоритетам к профессионально-этическому кодексу; 2) проявление в профессиональном взаимодействии с обучаемыми таких качеств,
как общительность, доброжелательность, тактичность, толерантность, чувство меры, справедливость, стремление понять другого, самосовершенствование; 3) согласованность поведения педагога в профессиональном взаимодействии со стандартами поведения, вытекающими из этического кодекса; 4) высокая степень творчества в реализации профессионально-этических ценностей [11].
Во многих работах предлагается использовать понятие «духовно-нравственный потенциал личности педагога». С его помощью они подчеркивают важность «авторского прочтения» (в контексте собственного жизненного опыта) ценностей и норм педагогической культуры. Среди основных духовно-нравственных качеств педагога эти авторы отмечают: стремление к поиску смысла жизни; любовь к детям; развитое чувство стыда; стремление к нравственному поведению; стремление к добродетельным поступкам; адекватность самооценки; знание культурных и нравственных норм и устойчивое желание следовать им; наличие субъективной системы нравственных ценностных ориентаций; уважительное отношение к честному труду; эмоциональную устойчивость; развитое чувство эмпатии; умение выстраивать взаимоотношения с другими людьми; социальную направленность личности; положительное мировосприятие; умение руководствоваться в поведении мотивами общественного порядка [5].
Т.В. Ворончихина, классифицируя профессионально-этические качества педагога на модели профессиональной деятельности педагога-психолога, опирается на их функции (информационную, социализирующую, превентивную, регламентирующую, регулятивную, оценочную), что позволяет ей выделять четыре блока качеств: а) ценностный (раскрывает профессионально-этические качества как совокупность этических норм и ценностей); б) мотивационный (определяет направление деятельности в соответствии с этическими нормами и принципами профессиональной деятельности); в) информационный (теоретические и практические знания сущности професси-
онально-этических качеств); г) операционный (направленность профессиональной деятельности, в основе которой лежит система профессионально-этических качеств и профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности) [3].
Перечисленные выше эталонные профессионально-этические качества лежат в основе феномена, получившего название «профессионально-этическая культура».
Согласно подходу, предлагаемому Л.М. Шаровой, профессионально-этическая культура педагога представляет собой систему профессионально-этических качеств и профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями профессионально сформированной личности. Ее функции (аксиологическая, регулятивная, нормативная, воспитательно-трансляционная) определяют ее функциональные компоненты: а) аксиологический (совокупность педагогических ценностей), б) технологический (способ педагогической деятельности), в) творческий (проявление и направленность педагогического творчества), г) личностный (способ реализации сущностных сил конкретного индивидуума) [11].
По мнению З.Т. Ахмедовой, профессионально-этическая (профессионально-нравственная) культура охватывает специальные знания, умения и навыки, способность к творческой деятельности, к восприятию нового, к изменению стереотипов; активную жизненную позицию, направленную на создание нового, перспективного. В качестве ее структурных компонентов выделяются: 1) уровень профессиональных и этических знаний, степень их осмысления, глубина убеждений; 2) моральные чувства, которые характеризуют отношение к профессиональной деятельности (честь, гордость, достоинство); 3) наличие навыков и умений реализации этических норм деятельности (профессионализм, мастерство); 4) деловая культура и деловой профессиональный этикет [2].
На основании анализа научных исследований выделено три уровня развития профессионально-этической культуры:
• приспособительный уровень характеризуется тем, что ценности профессии не являются для человека, выполняющего педагогическую работу, личными нравственными принципами, он придерживается их только под влиянием внешнего контроля; в этом случае поведение характеризуется шаблонным, стереотипным, негибким и нетворческим соответствием стандартам поведения, вытекающим из профессионально-этического кодекса педагога;
• осознанный уровень характеризуется пониманием целей, задач и ценностей профессии; исходя из осознанной необходимости, человек начинает стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональном и личностном планах, постепенно приближаясь по своим качествам к требуемой профессионально-этической модели педагога, а в своей системе нравственных ценностных ориентаций - к профессионально-этическим ценностям, благодаря чему поведение в профессиональном взаимодействии становится более согласованным со стандартами, но в то же время в основе лежит внутренняя мотивация и интерес к творческому осмыслению и реализации профессиональных норм;
• творческий уровень характеризуется высокой степенью сходства личной иерархии ценностей педагога по содержанию и приоритетам с нормативной системой профессионально-этических ценностей; педагог, находящийся на творческом уровне развития профессионально-этической культуры, работает и живет, используя профессионально-этические нормы в качестве своего нравственного фундамента, направляющего ориентира профессиональной деятельности.
Профессионально-этическая культура педагога - это динамичное образование, профессионально-этические качества педагога поддаются формированию и развитию.
В литературе описаны различные технологические подходы к формированию этических качеств педагогов. В частности, указывается на необходимость интеграции в подобной формирующей технологии таких компонентов, как: 1) блок профессио-
нальных знаний, в том числе об этическом кодексе и гуманистических ценностях педагогической деятельности; 2) блок профессиональных умений и навыков, в том числе культуры педагогического общения; 3) блок формирования условий для творческой самореализации и саморазвития педагогов [7, 10].
Для формирования профессионально-этических качеств педагога в период последипломного образования эффективно использование следующих технологий: 1) нравственное просвещение и этическое образование через передачу знаний об общих категориях этики, истории нравственности и различных этических воззрений, содержании профессионально-этического кодекса и гуманистических ценностях профессиональной педагогической деятельности; 2) моделирование педагогических ситуаций, связанных с проблемами морального выбора; 3) создание условий для творческой самореализации и саморазвития пе-
дагогов (предоставление им возможности для публикаций научных статей, проведение научно-практических конференций и конкурсов и др.).
Необходимо отметить, что профессиональная этика - это нравственное самосознание человека, рассматриваемого в качестве представителя своей профессиональной группы, для которой характерны те или иные нормы, принципы, идеалы, а также формы практического поведения и механизмы, способствующие их передаче (ритуалы, традиции и т. п.). Представленные различные подходы к пониманию профессионально-этических качеств, формирующихся в процессе повышения квалификации и профессиональной деятельности, свидетельствуют о значимости данной проблематики для теории и практики профессиональной подготовки учителя, а также системы непрерывного профессионального образования..
Литература
1. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. - Казань: Центр инновац. технологий, 2003. - 272 с.
2. Ахмедова З.Т. Научно-педагогические условия обеспечения профессионально-нравственной направленности специалистов инженерно-технического профиля // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 3.
3. Ворончихина Т.В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2006. - 22 с.
4. Макушева О.А. Профессиональная педагогическая этика современного учителя // Городской НМЦ. - Чита, 2011. - № 3. - С. 11-13.
5. Марон А.Е., Резинкина Л.В. Моделирование полифункциональной системы непрерывного образования педагогических кадров в муниципальном районе // Вестник НовГУ -2015. - № 5(88). - С. 67-70. - Сер.: Педагогические науки.
6. Пустовалов В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя. -Оренбург: Изд-во ОГПИ, 2001. - 350 с.
7. Резинкина Л.В. Становление и продвижение учителя в профессии: аспект непрерывного образования // Человек и образование. - 2015. - № 2 (43). - С. 78-82.
8. Савина Н.Н. Диалогическое общение как фактор развития нравственного потенциала будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2001. - 24 с.
9. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
10. Степанова Н.П. Формирование профессионально-этической культуры студентов заочной формы обучения в процессе педагогического общения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 23 с
11. Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2003. -19 с.
12. Шевченко Л.Л. Воспитание нравственной культуры учителя в процессе профессиональной подготовки: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 47 с.