Литература:
1. Мизинцев В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. -М.: Знание, 1997 - 52 с.
2. БережноваЕ.В., КраевскийВ.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов - М: Академия, 2005 -128 с.
3. Сельдемирова Р.А. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к исследовательской деятельности в системе дошкольного образования: Дис... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2004 -208 с.
4. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функцио-
нирование //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвуз. сб. научн. тр. /Под ред. В.А.Сластенина - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1982 - с. 14 - 28.
5. Смаглий Т.И. Формирование готовности будущих учителей к профессионально-педагогическому сотрудничеству в системе высшего образования: Дис... канд. пед. наук. - Челябинск,2003 - 256 с.
6. Соляников Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистров педагогического университета к научно-исследовательской деятельности. /Дис. канд. пед. наук. - СПб, 2003 - 169 с.
7. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. - Челябинск: ЧГПИ,1991 - 127 с.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА В НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ
КОНТЕКСТЕ
Ф. У. Базаева
В статье самореализация педагога рассматривается в национально-культурном контексте. Критерием успешности педагогической деятельности выделяется понимание, которое зависит от особенностей восприятия детей, определяемых этнокультурой. Особо в статье выделяется соотнесение самореализации и справедливости (равенство прав на элементарное уважение и признание каждого человека, коллективистская ориентация кавказской культуры, сочетание любви к детям с высокой требовательностью к ним, сохранение достоинства ребенка), честь, долг и авторитет учителя. Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Педагогический долг неразрывно связан с авторитетом: небрежное объяснение материала, несправедливость в оценке знаний, привычка опаздывать на урок, необязательность в выполнении обещаний способны подорвать авторитет педагога в глазах учеников.
Ключевые слова: профессиональная самореализация, педагогическое образование, национальность, культура, справедливость, честь, долг, авторитет, учитель.
Teacher's self-realization in cultural context. This article is about a teacher's self-realization in a national cultural context. Indicator of pedagogical activity is understanding. Particular article correlating self-realization and equity excels as the most important values of moral codes of mountain peoples: equal rights to basic respect and recognition of each individual, group orientation of the Caucasian cultural, combination of love toward children with high requirements, preservation of the child dignity. The privilege, duty and teacher's authority/credibility identify as characteristics of the phenomenon of self-realization. Professional honor in pedagogy is expressing not only awareness of the teacher, but also social acceptance, social recognition and respect for the moral qualities. Pedagogical duty is inextricably linked with authority: careless explanation of material, injustice to assess knowledge, a habit to be late for lesson relates to the fulfillment of promises can undermine the credibility of a teacher in the eyes of the disciples.
Key words: professional self-realization, pedagogical education, nationality, culture, justice, honor, duty, credibility, teacher.
Успешность и возможность профессиональной самореализации педагога определяется наличием или отсутствием взаимопонимания между педагогом и воспитанниками. Знание особенностей восприятия детей является ведущим в структуре знаний тех педагогов, которые чутко воспринимают реакцию обучающихся на объяснение и на каждое действие. В условиях национальной школы успешность в передаче знаний и воспитательной работе зависит от того, учитывает ли педагог особенности национального самосознания и социально-этические нормы поведения воспитанников, используя народные традиции и этнопедагогичес-кую культуру в единстве с профессиональной педагогикой.
В этом плане, особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. О. С. Павлова [5] отмечает следующие факторы, определяющие ценностные ориентации и особенности общения представителей северокавказских народов:
■ традиционно высокий уровень религиозности населения (особенно в Чечне и Ингушетии);
■ этикетность кавказских культур, закрепленная в моральных кодексах народов;
■ сильное влияние адатного (обычного) права;
■ коллективистический характер традиционной культуры горцев.
Как отмечает в своей статье З.И. Хасбулатова [8], «идеальный субъект» вайнахской (чеченской) этикетной культуры даже наедине с самим собой всегда соотносит свои действия с мнением «его общества» - с тем, «что скажут люди», если вдруг увидят, узнают и т.д. В целом же, этикетные правила основаны на традиционных моральных ценностях, они предусматривают высокую степень этикетности поведения во всех сферах личной жизни, причем в своем доме эта степень лишь немного ниже, чем в гостях или и общественном месте.
В культурах народов Северного Кавказа все моральные кодексы имеют четыре краеугольных камня: справедливость в награде и возмездии; личная
честь и долг перед Родиной; культ гостя; геронтотимия (почитание стариков) и авторитет старших.
Основанные на этих «камнях» обычаи отличаются не только строгостью их соблюдения, но и радикализмом.
Наиболее важное значение для нашего исследования самореализации учителя в профессиональной деятельности имеют понятия справедливости, педагогической чести и долга, а также авторитета педагога. Рассмотрим подробнее роль данных этических категорий в жизни северокавказских народов и их значение для профессиональной самореализации педагога, в частности.
П о н я т и е с п р а в е д л и -в о с т и как всякой этической категории, сложно и неоднозначно. Оно характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями и представляет собой у народов Кавказа дуалистическое сочетание справедливой награды за заслуги или чаще всего взаимопомощи и неотвратимого возмездия за проступки.
Предпосылками закрепления «справедливости», как важнейшей ценностной категории моральных кодексов горских народов, послужил ряд исторических и культурных явлений. В ходе исторического развития большинство народов Кавказа пришли к так называемой горской демократии в качестве государственного строя. Как поясняет Б.Х. Бгажноков [1], в современном обществе действует понятие «этический иммунитет», который устанавливает равенство прав на элементарное уважение и признание каждого человека, будь то высокопоставленный чиновник, ребенок, кровный враг или нищий бродяга. Всякий намек на превосходство над
другим человеком коробит кавказцев. Общее мнение таково, что все люди равны перед Аллахом, но одни более, а другие менее удачливы. По мнению народов Кавказа, если человек является достойным членом общества, но попал в трудную жизненную ситуацию, справедливо будет помочь ему.
Справедливые законы кавказского общества нашли свое отражение в народной педагогике горской семьи. Родители, к примеру, не должны без причин и необходимости дарить кому-либо из детей подарки, возбуждая тем самым зависть других и разжигая огонь меж ними. Особенно актуальным является категория справедливости в применении в семье таких форм, как поощрение и наказание: в поощрении находит выражение одобрение, положительная оценка хорошего поведения ребенка, его правильных поступков и действий; наказанием же осуждаются те или иные отрицательные поступки и действия детей. Независимо от возраста отношение к ребенку всегда уважительное, не допускающее мер, унижающих достоинство детей.
Этические нормы, усвоенные ребенком в семье, должны быть согласованы с этическими принципами воспитания в школе и других учебных заведениях. Педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость - это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствую-
щая их реальным заслугам перед коллективом.
Специфика педагогической справедливости на Кавказе заключается в том, что оценка действия учащихся должна быть адекватной и базироваться на взаимном уважении, независимо от возраста ребенка. Педагог должен воздерживаться от фраз, унижающих достоинство ребенка, не комментировать его умственные способности, особенности его воспитания в семье. Но в то же время неудовлетворительное поведение ребенка должно обязательно получить соответствующий комментарий со стороны учителя, излишняя «гуманность», нежелание идти на конфликт не найдут отклика у ребят.
Требования, которые предъявляет педагог, должны быть четко сформулированы, не допускать двоякого толкования и быть обязательны для всех. Учащиеся не поймут скидок на возраст, социальное положение, выделения любимчиков, с особыми условиями обучения. Преувеличение заслуг ребенка, незаслуженная похвала, пусть даже и с «педагогической» целью, лишь подорвет веру в учителя. Такое поведение повредит репутации, чести педагога, или, как говорят на Кавказе, «лишит его лица».
Здесь мы подходим к еще одному ряду важных этических категорий -личной чести и долге перед обществом.
Свобода и честь имеют среди кавказских горцев первостепенное значение, причем понятие чести трактуется довольно широко: держание мужчиной слова, достаточное материальное обеспечение, позволяющее достойную жизнь членам семьи или клана, независимость, преданность дружбе, почти иррациональное мужество, или же
проявление абсолютного отсутствия страха, феноменальное гостеприимство, неспособность говорить неправду, честность, «чистота» девушек и порядочность женщин и т.д. Честь, совесть и стыд определяют должное, нравственно достойное поведение и предостерегают от безнравственных поступков [1].
Самая большая похвала на Кавказе - указание на наличие лица (чести) -и самое большое осуждение - напоминание об отсутствии или угрозе его потерять. Понятие «имеет лицо» означает, что человек справедлив, честен, совестлив. Людей с чистой совестью называли людьми с «белым лицом»: «У честного человека белое лицо». В большинстве ситуаций на первый план выдвигается забота о чести и репутации. Бытует мнение, что «потерять лицо» можно мгновенно, а восстанавливать приходится мучительно долго. Забота о личной чести всегда связывалась с сохранением чести семьи, фамилии, рода, нации. О человеке, нарушившем нормы, правила кавказской этики, в народе говорили: «Не имеющий лица», «Его лицо накрыто жестью» [5].
Существует проверенное опытом убеждение в том, что правила хорошего тона необходимо знать и соблюдать для наилучшей самореализации, для достижения в контактах личных целей и задач. Решающее значение имеет в таких случаях хорошая репутация, которую завоевывает человек благодаря уместному поведению. Это репутация человека доброжелательного, уважительного, приятного в общении.
Понятие чести на Кавказе тесно переплетено с понятием долга. Э.Исаев [2], рассматривая понятия долг и совесть, отмечает, что моральные нормы необходимо соблюдать вопреки
давлению обстоятельств, несмотря на то, есть у индивида желание соблюдать эти нормы или нет. Долг - это способность человека подчинять свое поведение разумно обоснованной цели, он является тем механизмом, через который нравственные принципы приобретают практическую действенность. Понятие долга выражает готовность личности подчинить на основе сознательного самопринуждения свои действия, все свое поведение общественной необходимости, которая получает выражение в требованиях морального сознания.
Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя -общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, ученическому
и педагогическому коллективу и обществу в целом [3]. Профессия преподавателя вызывает чувство глубокого уважения у всех народов Кавказа. Но тем серьезнее необходимо относиться преподавателю к своим обязанностям, к выполнению профессионального долга, к поведению в обществе, чтобы не запятнать честь и не уронить достоинство в глазах учеников, их родителей, коллектива.
Нравственная позиция преподавателя не может быть избирательной, ограничиваться одной сферой (или рядом областей). Она должна осуществляться везде, всегда и неукоснительно. Невозможно считаться знающим, порядочным, добрым человеком, не соблюдая в то же время здоровый, нравственный образ жизни, злоупотребляя спиртными напитками, допуская безнравственные поступки. Двуличное поведение -тяжкий проступок в глазах горских народов, для которых честность - отличительная особенность. Дети приучены говорить правду, не скрывать своих поступков от учителей и родителей. Если школьник дал обещание учителю, родителям или другим членам семьи, он обязан его выполнить, несмотря ни на что [2]. Соответственно и педагог при любых условиях должен хранить верность данному слову и не допускать расхождения между словом и делом. Особенно это важно в небольших городках и селениях, где учитель у всех на виду, поэтому на Кавказе профессиональная и личная честь неотделимы.
Преподаватель на Кавказе должен демонстрировать вежливое, уважительное отношение к ученикам, его семье, национальности. Но в то же время избегать бесцеремонности, амикошонства в общении с учениками, независимо от того находится преподаватель
на уроке или встречается с учениками в неформальной обстановке, необходимо держать дистанцию, определяемую статусом учителя. Преподавателю необходимо рассматривать свои должностные обязанности как свой моральный долг. Небрежное объяснение материала, несправедливость в оценке знаний, привычка опаздывать на урок, необязательность в выполнении обещаний способны подорвать авторитет педагога в глазах учеников.
Авторитет и уважение старших -еще один краеугольный камень горского кодекса чести.
Описывая данное явление, Э. Исаев [2] в своем исследовании вайнахской этики поясняет, что имея дело с кодексом чести, следует помнить об ответственности человека перед самим собой. И очень важно, чтобы он это понял: его главная обязанность - выстоять, крепко удержаться на ногах. В этом ему надо оказать помощь. Вот здесь-то человеку нужны авторитеты. Не кумиры, перед которыми нужно бить лбом об землю, а личности, которым веришь и чувство стыда перед которыми удерживает от совершения дурных поступков. Это, в первую очередь, родители, бабушка или дедушка, близкие родственники, товарищи по работе или учебе и т.д., а они есть у всех.
Признание авторитета старших, как и главенство в семье мужчины, является традиционной основой организации семьи на Кавказе. Как подчеркивают большинство исследователей, авторитет старшего поколения базируется на важнейшей функции старших, как «трансляторов традиций», непосредственных носителей национальных культурных идей, традиций, обычаев, моральных ценностей общества.
Педагогический авторитет учителя представляет собой его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, своеобразную форму дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения [3]. Авторитет педагога на Кавказе, как и в любом другом регионе, складывается из личностного компонента (любовь к детям и профессии, уважение, доверие к школьнику, общая культура поведения, требовательность, строгость, справедливость, терпение и т.д.) и профессионального компонента (профессиональные знания, стили взаимодействия и т.д.).
Выше нами были рассмотрены этические категории справедливости и чести, реализация которых в личной и профессиональной сфере жизнедеятельности педагога имеет важнейшее значение для формирования его авторитета. Но, как уже было сказано, любой представитель «старшего» поколения, в том числе и учитель, является в глазах молодежи прежде всего носителем ценностей культуры, традиций, эталоном культурного и религиозного образа жизни. Поэтому для поддержания собственного авторитета педагогу в профессиональной деятельности и личной жизни следует демонстрировать:
■ приверженность и декларирование моральных ценностей, почерпнутых из чистого родника народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей народной педагогики по воспитанию в соответствии с нормами морали и высших социально-нравственных качеств;
■ гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народ-
ных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуру;
■ строгое соблюдение законов и обычаев своей религии в поведении, одежде, стиле общения наряду с толерантностью к иному образу жизни и стилю мышления;
■ эстетические критерии и ценности на примерах фольклора и эстетики народного быта;
■ убеждение в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии на примере наших предков. Чувство ответственности за судьбу родного края, его природы.
В результате проведенного анализа проблемы профессиональной самореализации педагога, мы приходим к выводу, что самореализация учителя возможна при наличии успешного взаимопонимания между педагогом и воспитанниками, что, в свою очередь, определяется особенностями этнокультурного самосознания педагога и учащихся. В условиях многонационального региона, которым является Северный Кавказ, успешность межличностной коммуникации между педагогом и воспитанниками зависит от наличия у педагога:
■ чувства справедливости, проявляющейся в обязательной, адекватной реакции на действия учащихся со стороны педагога и объективной, но уважительной их оценке, без попустительства и излишней «гуманности»;
■ педагогической чести и долга, предполагающих неукоснительное соблюдение своих должностных обязанностей, а также моральных норм и правил поведения описанных в этических кодексах Кавказа;
■ педагогического авторитета, опирающегося на выполнение основной функции старшего поколения - «трансляции традиций», непосредственной передаче из поколения поколению национальных культурных идей, традиций, обычаев, моральных и религиозных ценностей кавказского общества.
Литература:
1. Бгажноков Б. Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. 96 с.
2. Исаев Э. А. Вайнахская этика. Назрань, 1999. 220 с.
3. Калюжный А. С. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов. Н.Новгород: НГПУ, 2007. 380 с.
4. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. 242 с.
5. Павлова О. С. Ислам как фактор формирования социотипического поведения представителей Северного Кавказа (статья) / Вестник Университета (Государственный университет управления). Серия «Социология и управление персоналом». 2008. № 9 (47). С. 88 - 91
6. Румянцева О. М. Ценностные ориентации как фактор самореализации личности в спорте: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2001. 23 с.
7. Семенов К. Б. Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов): дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Майкоп, 2000. 349 с.
8. Хасбулатова З. И. Вайнахский этикет (традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов в XIX - начале XX в.) / Культура Чечни: история и современные проблемы / Отв. ред. Х. В. Туркаев. М., 2002
9. Энеева Л. А. Воспитание нравственной культуры горцев / Педагогика: научно-теоретический журнал / Ред. В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк. Москва: Педагогика. 2007. №1. С. 118-122