УДК 331
Магрупова Зульфия Музгаровна
доктор экономических наук, профессор Череповецкий государственный университет [email protected]
Кубко Владислав Владимирович
кандидат социологических наук Череповецкий государственный университет
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
В статье представлены результаты исследования взаимоотношений развития прикладного бакалавриата с вовлечением в него учащихся профессионального образования. Представлена модель формирования прикладного бакалавриата с ранним профориентированием школьников, которая позволяет делать средневзвешенное прогнозирование рынка труда, сможет удовлетворить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах. В настоящее время реализация образовательных программ не учитывает в должной мере потребности конкретного работодателя. Общество несёт колоссальные потери в связи с тем, что значительная часть выпускников работает не по полученной специальности, но и те выпускники, которые работают по полученной в вузе специальности, не всегда оказываются подготовленными к работе. Данная статья позволяет решить некоторые вопросы развития современного образования в новых экономических условиях.
Переход к Болонской системе привёл к изменению самой системы образования, однако мы опять «пошли двойным путём»: пытаясь сохранить гуманитарную составляющую и втиснуть в четыре года программу пяти лет обучения. Авторы статьи вовсе не против гуманитарной составляющей образования (в разумных пределах), но необходимо обратить внимание на потребность рынка труда на расширение профессионального образования. Авторы предлагают своё видение проблемы формирования прикладного бакалавриата на базе развития института профессионального образования, что позволяет расширить рынок труда высококвалифицированных рабочих и дать им реальный шанс для продолжения учёбы и карьеры.
Ключевые слова: рынок труда, профессиональное образование, трудовые предпочтения, прикладной бакалавриат, противоречия образовательного процесса, бюджетирование.
В России проводятся социально-экономические преобразования. Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития государства и общества. Основным фактором, подчеркивающим необходимость улучшения качества российского образования, является повышение роли образования во всех сферах жизнедеятельности общества и личности: в промышленности, в сфере услуг и в других областях.
Рост числа вузов привел к изменению в самой системе образования, увеличению числа учащихся и студентов, появлению новых образовательных программ и проектов, что стимулируется увеличивающейся потребностью общества в высокообразованных специалистах, увеличении инвестиций в образовательной сфере со стороны государства. С этим связаны повышение расходов общества на образование и его желание знать, насколько эти расходы эффективны.
В концепции модернизации Российского образования на период до 2020 г. отмечается, что необходимыми условиями достижения нового качества образования являются: «активное использование технологий обучения, информатизация образования и оптимизация методов обучения, расширение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы студентов» [2], то есть применение новых технологий,
внедрение инноваций в образовательный процесс самосовершенствования образования международного уровня и повышения его качества, соответствующего мировым стандартам. Однако при этом не следует забывать о роли начального профессионального образования в подготовке кадров для экономики Российской Федерации.
Развитие инновационной экономики в современной России возможно лишь на основе качественного профессионального образования, ориентированного на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века. Именно образование создает базовые условия для информационного, технического, технологического прорыва. Между тем, уже сегодня в полной мере проявляется несоответствие российского образования потребностям общества. Несмотря на востребованность специалистов рабочих профессий, большинство молодежи ориентировано на получение высшего образования. Актуальной остается и проблема качества подготовки кадров в системе начального профессионального образования. Существующая система ориентируется не на реальные потребности производства, не на изменения спроса на профессии, а на предпочтения населения в образовательных услугах, которые зачастую не отвечают требованиям экономики.
Проблемы развития и реформирования начального профессионального образования на современном этапе нашли отражение в работах
© Магрупова З.М., Кубко В.В., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014
235
С.Ю. Алашеева, А.В. Антипова А.З. Беридзе, М.Ю. Бокарева, Ф.Е. Довженко, Т.Г. Кутейницына, Н.Ю. Посталюк, П.С Писарского, Е.Г. Репринцева, И.П. Смирнова, B.C. Собкина и др. [1, с. 343]. Анализ работ отечественных авторов показывает, что в модели профобразования можно выделить ряд основополагающих точек зрения.
К первой можно отнести специалистов, считающих, что объективных условий для качественной подготовки молодежи рабочих специальностей нет. По их мнению, за годы реформ была разрушена одна из лучших в мире система профессионально-технического обучения (ПТУ, СПТУ). Состояние образовательных учреждений сегодня не соответствует потребностям производства. Став субъектами рынка, абсолютное большинство учебных заведений начального профессионального образования потеряли базы производственной практики, а это значит, что в условиях структурных изменений в сфере занятости система начального образования не успевает за потребностями экономики.
Второе направление отстаивает точку зрения о способности системы начального профессионального образования ответить на вызовы XXI века. Директор института развития профессионального образования И.П. Смирнов, удостоенный премии Президента РФ за монографию «Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы», в которой утверждает, что отечественное профтехобразование способно достойным образом ответить на вызов следующего тысячелетия. Только не надо ему мешать, навязывать устаревшие стереотипы, ослаблять непродуманными реформами. Мировой опыт показывает, что в Японии, Сингапуре срок обучения рабочим специальностям повысился до пяти лет, а в отдельных специальностях - до шести лет [1, с. 343-344].
Профессор Смирнов категорически против таких реформ, которые закрывают возможность получения высшего образования для выпускников ПТУ «Подростков необходимо образовывать, не превращая их в изгоев, не нужных обществу и элитным школам, а давать реальный шанс для продолжения образования в будущем. Это чрезвычайно важно, потому что новое время ставит абсолютно новые задачи, современный рабочий должен быть способен получать необходимые ему экономические, компьютерные, языковые знания, ибо только эти способности, эти знания защитят его от превратностей судьбы» [1, с. 345]. В условиях становления рыночной экономики появляется острая необходимость в такой системе подготовки рабочих кадров, которая могла бы адекватно отвечать на меняющуюся конъюнктуру рынка.
В условиях, когда в результате появления новых технологий и научно-технической информации компетентность специалиста после окончания учебного заведения снижается на 50%, необходим
отказ от стереотипа «образование на всю жизнь» к непрерывному «образованию через всю жизнь». Образование через всю жизнь («life long education») с возможной неоднократной сменой профессии рассматривается, как единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях. Профессиональная мобильность как способность быстро осваивать технические новшества и новые специальности, готовность к самообразованию и самосовершенствованию должны стать важнейшими условиями развития человеческого капитала.
Контуры возможных изменений в системе профессионального образования обозначили разработчики доклада «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях». По их мнению, в системе профессионального образования произойдут фундаментальные изменения. «Уйдет в прошлое само понятие начального профессионального образования, поскольку любые профессиональные компетенции будут накладываться на высокий уровень общего образования» [2]. Вместе с тем, быстрое сокращение срока жизни производственных и сервисных технологий потребует каждые 5-7 лет (а то и чаще) получать новую квалификацию. На эту потребность будет отвечать значительно более компактное, экономное по времени обучение прикладным технологиям.
На базе профессиональных лицеев и училищ, а также части колледжей и техникумов возникнут комплексные учебные центры профессиональных квалификаций. При этом для отдельных категорий учащихся могут сохраниться учреждения, реализующие как программы профессионального, так и общего образования. Программы получения профессиональных квалификаций станут гораздо более многообразными по сравнению с существующей системой начального профессионального образования. Они будут нацелены на освоение конкретного набора компетенций для профессиональной деятельности. Государственный образовательный стандарт будет носить рамочный характер.
В систему прикладного бакалавриата будет вовлечено более двух третей выпускников общеобразовательной школы. Таким образом, профессиональное образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти XXI века. За счет этого будет обеспечена долгосрочная конкурентоспособность России в мировой экономике, постоянное порождение инноваций и готовность к восприятию и использованию нового знания во всех отраслях экономики.
В условиях модернизации региональных систем начального профессионального образования становится особенно актуальным проведение социологического мониторинга по широкому спектру проблем профобразования.
Таблица 1
Самооценка уровня материального благосостояния семьи учащихся начального профессионального образования (в %) [3]
Вопрос: «Как Вы оцениваете материальное положение своей семьи?» Населенные пункты
Вологда Череповец Сокол Белозерск Кирилов Великий Устюг Всего
Денег хватает, семья может ни в чем себе не отказывать 25,1 16,7 16,7 25,0 40,2 29,5 25,1
Денег хватает, вызывает затруднение покупка дорогостоящих предметов 53,8 49,1 44,4 37,5 42,5 54,5 49,2
Денег хватает, вызывает затруднение покупка предметов длительного пользования 15,6 22,2 27,8 29,2 18,6 15,9 18,6
Денег едва хватает от зарплаты до зарплаты только на питание 4,4 8,3 9,7 8,3 4,6 4,6 5,7
Денег не хватает даже на питание 1,1 3,7 1,4 - 1,1 - 1,4
Таблица 2
Мотивы выбора профессии учащихся начального профессионального образования (п = 653 чел) [3]
Мотивы выбора профессии % Ранговое место
Советы родителей, родственников 37 2
Посоветовали учителя в школе 2 10
Собственная инициатива 57 1
Друзья посоветовали 13 6
По результатам профориентационной работы 2 11
Престижность профессии 24 3
Материальные соображения 11 1
Нужно как-то устраиваться в жизни 20 4
Меня заставили поступать в это образовательное учреждение родители 3 9
Не захотел учиться в школе 17 5
Затрудняюсь ответить 5 8
Примечание: В сумме больше 100%, так как респонденты могли отметить несколько вариантов ответов. Ранг значимости по сумме ответов.
Социологическое прогнозирование в Вологодской области позволяет проследить маршруты социальной мобильности учащихся системы начального профессионального образования. Если в целом по выборке 71,7% учащихся составляют городские жители, то по городам имеются существенные различия рекрутинга обучающихся. Можно выделить группу городов, где состав обучающихся незначительно отличается от областной поселенческой структуры. Так, например, в Вологде доля сельских жителей среди обучающихся в системе начального профессионального образования составляет 20,4%, Череповце - 23,3%, Соколе - 36,4% [3].
Основной состав учащихся - выходцы из семей рабочих: у 56% учащихся отцы имеют рабочую профессию, являются специалистами - у 13%, руководителями - у 4%, находятся на пенсии -у 5%, у 43% учащихся мать имеет рабочую профессию, у 25% учащихся - является специалистом, руководителем - у 3,6%, находится на пенсии - у 5,7%. У 2,8% учащихся один из родителей является безработным, а 14% респондентов не смогли или не захотели сказать, кем работают их родители [3].
Исследование предполагало выявить уровень материального благополучия семей учащихся системы начального профессионального образования. В последнее время большое значение приобрели материальные возможности семьи, которые могут быть использованы для дополнительных занятий, оплаты развивающих кружков и секций.
Стремление молодежи к получению качественного образования оправдано не только престижностью умственного, управленческого труда, но и материальными соображениями. Выбор будущей профессии для 16-летних подростков носит поливариантный характер. Если обратиться к анализу мотивов поступления в училище, то первую тройку ранговых мест занимает собственная инициатива (57%), советы родителей (34%), престижность профессии (24%). Наибольшую самостоятельность в выборе профессии проявили учащиеся профтехучилищ г. Череповец и Вологде - 71 и 70% соответственно.
Весьма примечательно, что 44% учащихся надеются на повышение в ближайшие 5 лет престижности избранной профессии.
Обращает на себя внимание связь выбора профессии со стремлением молодежи к самостоя-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 7, 2014
237
Таблица 3
Привлекательность профессий в оценке учащихся начального профессионального образования [3]
Профессия, специальность Коэффициент привлекательности
Менеджер 6,71
Автомеханик 6,27
Судоводитель 6,26
Предприниматель 5,83
Электросварщик 5,82
Техник-механик 5,50
Бухгалтер 5,48
Техник-строитель 5,47
Повар-кондитер 5,46
Электромонтажник 5,37
Помощник машиниста локомотива 5,31
Секретарь-референт 5,16
Фельдшер 5,00
Парикмахер 4,95
Токарь-универсал 4,90
Слесарь-ремонтник 4,78
Машинист крана 4,76
Радиомеханик 4,72
Мастер столярно-плотничных работ 4,71
Официант, бармен 4,71
Товаровед 4,66
Продавец-кассир 4,17
Монтажник санитарно-технических систем 4,07
Тракторист-машинист 4,05
Зоотехник 3,94
Библиотекарь 3,08
Учитель 2,31
Примечание: Коэффициент привлекательности рассчитывался как средняя арифметическая полученных оценок. В данном случае медиана равна 5. Таким образом, средние оценки, большие по значению, чем 5, означают ту или иную степень привлекательности, меньшие свидетельствуют о степени непривлекательности.
тельности, поэтому их желание как-то устроиться в жизни - четвертое ранговое место - свидетельствует о пробуждающемся чувстве ответственности за свою собственную судьбу, причем это стремление в большей степени проявляется у девушек (25%), чем у юношей (18%).
Исследование еще раз показало низкую эффективность школьной профориентации - к советам учителей прислушиваются лишь 2% респондентов. Не играют существенной роли в профессиональной ориентации школьников и эпизодически проводимые профориентационные работы: они оказали влияние на выбор профессии для 2% юношей и 1% девушек.
Среди показателей, которые определяют ориентации молодежи, наиболее важной является привлекательность профессии. Привлекательность профессии базируется на системе ценностных ори-ентаций индивида, формирующихся под воздействием социальной среды. Исследование показало, что лишь две трети учащихся (64%) по окончании училища, лицея изъявляют желание работать по полученной профессии, 13% учащихся по окончании училища планируют переучиваться по другой специально сти.
Необходимость вложения бюджетных средств в различные образовательные структуры определяется противоречиями между требованиями современного общества, реализованными государственными программами в области модернизации образования и необходимостью формирования финансовой поддержки в системе управления качеством профессионального образования.
К главным факторам, мешающим развитию профессионального образования в новых экономических условиях, можно отнести:
- недостаточный учет специфики систем управления качеством в образовательном учреждении, как социальной организации, эффективность деятельности которой зависит от менеджмента;
- недостаточное внимание к постоянному совершенствованию систем управления качеством образования;
- низкий уровень квалификации (компетентности) работников в области управления качеством образования;
- игнорирование методов предпринимательской деятельности, в частности, подхода для достижения нового качества образования;
- администрирование образовательного процесса, его излишняя формализация;
- неоправданно большой документооборот.
Существует непосредственная связь между уровнем образованности людей и их благополучием. На рубеже веков коренное изменение технологий опирается на высокий уровень интеллектуальных ресурсов. Этим обосновывается конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы. Они становятся важнейшими факторами, определяющими как экономику, так и политику нового века. Устойчивое развитие экономики достигается в условиях, когда экономически активное население постоянно обучается, а государство предоставляет для этого необходимые условия и средства.
Возникла необходимость найти пути интенсификации работы по поддержке профессионального образования в сфере образовательных услуг. В условиях глубоких экономических перемен созданная система распределения бюджетов для образования нуждается в дальнейшем совершенствовании и должна быть направлена на решение новых задач.
Планирование потребностей в бюджетных средствах, основанное на статистических соотношениях между величиной ФОТ и всеми текущими расходами учреждения, производятся на отчетных данных по финансовым итогам деятельности системы образования соответствующей территории, субъекта Федерации, муниципалитета. Определяются расходы на реализацию общеобразовательного стандарта. Нормативы бюджетного финансирования, их величина имеет особую значимость в финансировании образовательных учреждений. Принимаемые к исполнению значения нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений могут варьироваться между двумя допустимыми границами. Верхней границей может являться цена образовательной услуги, то есть стоимость обучения одного учащегося в год. Нижняя граница определяется реальными возможностями государственного бюджета по финансированию различных уровней образования: высшего, среднего и общего образования. В соответствие со
Основные бюджеты
Бюджет движения денежных средств
Расчётный баланс
Бюджет доходов и расходов
Дополнительные бюджеты
План распределения чистой прибыли
Бюджет Бюджет
коммерческих управленческих
расходов расходов
корректировка 1£
Общеорганизационные расходы
Произ водственная себестоимость реализованных услуг
Бюджеты отдельного бизнеса
-г Вспомог бюд - ательные жеты
План капитальных затрат
Кредитный план
Базовые коррек сетевые ировка
ра
т а
а о
8 у
у я
с о г од
Вспомогательные процессы
я У ■в* я о"р р в
I и
Я м й й
у
я
я
П> ф
я
я
р
я
у
я
а
О П)
в н м я
в
а е
3 н
В и
е
я< о р р
Организационные процессы
корректировки
Бюджет прямых материальных затрат
Бюджет накладных расходов
Бюджет прямых материальных затрат
Бюджет производства
Бюджет запасов
корре
Бюджет продаж
обеспечивающие
организационно-
деловые
технологические
внутренние
внешние
подготовительные
подготовительные
ктировка 4-
Рис. 1. Бизнес-процесс профессионального образования
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ^ № 7, 2014
239
Рис. 2. Модель формирования системы профессионального образования прикладного бакалавриата
сложившейся финансовой и бюджетной практикой и в соответствии с Бюджетным Кодексом, она определяется как норматив минимальной бюджетной обеспеченности.
Для оптимизации финансовых пропорций предлагается метод бюджетирования на основе процессного подхода управления, способствующий оптимизации финансовых пропорций. Успешная постановка бюджетирования в образовательном учреждении зависит от тщательности и продуманности, заблаговременного составления бюджетов, планирования цепочки шагов в условиях рынка, а главное, возникающих в процессах прямых и обратных связей. Технология составления бюджетов начинается с бюджета продаж. Для оптимизации финансовых планов бюджетирование должно начинаться с основных бюджетов.
Учитывая, что сферу профессионального образования охватили рыночные отношения, необходимо включать при составлении заявки планируемый результат бизнес-процесса. Чрезмерная экономия на маркетинговых мероприятиях в организации неизбежно приводит к негативной экономической динамике.
Применяемые методики бюджетирования действующих организаций сферы образования значительно снижают их финансовую эффективность. По нашему мнению, назрела необходимость разработки централизованного системного подхода к сбору и обработке информации по потреблению рынка труда в сфере образования, формирования банка данных, способных обеспечить качественное планирование развития организаций образовательной деятельности на всех уровнях управления и создать отраслевую инфраструктуру услуг для формирования госзаказа в необходимых специалистов (рис. 1).
Бизнес-процесс направлен на создание добавочной стоимости, которая получается в результате реализации услуг и формирует новую ценность, что способствует конкурентоспособности образовательной структуры. Результаты проведенного социологического исследования позволяют сделать вывод о том, что в Череповце в настоящие время сложилась уникальная ситуация по формированию
новой модели прикладного бакалавриата. Здесь сохранилась сильная база профессионального образования - это металлургический колледж, лесоме-ханический техникум, технологический техникум, работают промышленные гиганты ПАО «СеверСталь» и ОАО «ФоссАгро АГ», а так же ЗАО «Череповецкий завод металлоконструкций», ОАО «ЧЛМЗ», АО «Череповецкий судостроительно-су-доремонтный завод (ЧССЗ)», ООО «Череповецкий трубопрокатный завод», ЗАО «Череповецкий фа-нерно-мебельный комбинат», ТД ООО «Эльком» и т.д.
Череповецкий государственный университет имеет серьёзную научную базу и высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Используя эти преимущества, мы можем предложить следующую модель формирования системы профессионального образования на основе прикладного бакалавриата, в соответствии с реальными потребностям общества и экономики.
В результате использования данной модели мы получим высококвалифицированные рабочие кадры с первичными компетенциями в области организации производства и управления персоналом. Таким образом будет решена проблема балансов интересов и потребностей общества, производства и государства. Данная модель придаёт импульс развитию профессионального образования и позволяет сформировать современную модель прикладного бакалавриата.
Библиографический список
1. Дрегало А.А. Ульяновский В.И. Социология региональных трансформаций: в 2 тт. т. 2. региональный социум 1999-2008: от разочарования к надежде. Монография. - Архангельск: САФУ, 2010. - 407 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. - М.: Юридическая литература, 2011. - 28 с.
3. Официальный сайт Департамента образования Вологодской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://depobr.gov35.ru/ (дата обращения 22.11.2014).