2. Milodan V.A. (2010), "Psychophysical therapy the tachycardical of states in aspect of norm and pathology", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 55-57.
3. Yakovlev, H.H. (1971), "Value of violation of a homeostasis for efficiency of process of training", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 23-28.
4. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2014.
УДК 378:159.923.2
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Людмила Ивановна Барбашова, соискатель, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития профессионально-ценностных ориентаций учителя в процессе его деятельности, их самоанализа и влияния на изменение работы педагога при реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), способствующих формированию универсальных учебных действий (УУД) учащихся. Разработана модель развития профессионально-ценностных ориентаций учителя, влияющих на изменение его педагогической деятельности, позволяющих характеризовать трансформирование деятельности педагога образовательного учреждения среднего (полного) общего образования и прогнозировать развитие исследуемого явления. Диагностируется эффективность предложенной модели развития профессионально-ценностных ориентаций учителя и изменение его педагогической деятельности. Полученные результаты подтверждены экспериментом, направленным на развитие ценностных приоритетов в педагогической деятельности учителя.
Ключевые слова: профессионально-ценностные ориентации, профессиональные ценности, компоненты педагогической деятельности, самоопределение, профессиональное развитие.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p176-181
DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL AND VALUABLE ORIENTATIONS IN PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE TEACHER
Lyudmila Ivanovna Barbashova, the competitor, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
The article considers the questions of development of the professional and valuable orientations of the teacher in the course of the activity, their introspection and influence on the change of work of the teacher at implementation of the requirements of the federal state educational standards (FSES) promoting the formation of the universal educational actions (UEA) of pupils. The model for development of the professional and valuable orientations of the teacher influencing on change of the pedagogical activity, allowing to characterize the transformation of activity of the teacher of the educational institution of the secondary (full) general education and to predict development of the studied phenomenon has been developed. Efficiency of the offered model for the development of the professional and valuable orientations of the teacher and change of the pedagogical activity has been diagnosed. The received results are confirmed with the experiment aimed at the development of the valuable priorities in pedagogical activity of the teacher.
Keywords: professional and valuable orientations, professional values, components of pedagogical activity, self-determination, professional development.
Изменения, происходящие в школе, связаны с серьёзной переоценкой ценностей. Основной акцент в достижении качества и результата образования отводится деятельности учителя. Педагогическая деятельность современного учителя зависит от развития
внешних и внутренних ценностей личности педагога. Новые взгляды на профессиональные ценности и профессионально-ценностные ориентации учителя, определяемые реалиями сегодняшнего дня, свидетельствуют об актуальности данного исследования.
По мнению большинства общепризнанных экспертов в области педагогической деятельности (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Т. Шибутани, К. Роджерс и др.) профессионально-ценностные ориентации существенно влияют на результат педагогической деятельности, профессиональное и личностное самоопределение учителя, его индивидуальный стиль как педагога.
Исследованиями по данному направлению интересовались многие видные ученые (С.Г. Вершловский, В.Н. Гинецинский, С.П. Иванова, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.). Отличительной особенностью проведенной работы является обоснование зависимости процессов трансформирования педагогических достижений учителя от его профессионально-ценностных ориентаций и их влияния на педагогическую деятельность.
Переход профессиональных ценностей в ценностные ориентации личности осуществляется через «присвоение» ею тех или иных ценностей. Психологическим основанием для такого утверждения принято считать теорию Л. С. Выготского о развитии высших психических функций.
В самостоятельный компонент педагогической деятельности ценностные ориентации выделил В. А. Ядов [3], считая их осью сознания человека, вокруг которой группируются помыслы и чувства и что именно такая иерархия влияет на расширение жизненных интересов. Поэтому профессионально-ценностные ориентации педагога рассматриваются как субстанция, отвечающая его высшим социальным потребностям в саморазвитии и самовыражении, развитие которых влияет на самооценку учителя, выступающую в качестве одного из показателей активности педагога. Кроме того, ученые рассматривают профессиональные ценностные ориентации в деятельности учителя как социальную зрелость; гражданскую ответственность; профессиональные идеалы и гуманизм.
Для определения предпочтений в профессионально-ценностных ориентациях учителя нами была разработана анкета, состоящая из 13 блоков. В исследовании приняли участие 503 учителя из 8 образовательных учреждений (ОУ) и слушатели курсов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО). Среди профессионально-ценностных ориентаций, относящихся непосредственно к ученику, учителя отдали предпочтение развитию ребенка в учебно-познавательной деятельности средствами предмета (78%). В разделе «предмет (наука)» респонденты отметили повышение результатов учащихся по предмету - 60%, преподавание предмета - 40%.
В отношении (само)анализа результатов педагогической деятельности главенствующего значения для подавляющего числа учителей (около 60%) достиг знаниевый компонент, который не изменялся в течение последнего десятилетия. Этот компонент дополняется такими ориентирами, как «ориентацией в процессе обучения на требования программы по предмету»; «развитием познавательных способностей средствами предмета» (40%).
Констатирующий эксперимент позволил сделать вывод о рассогласовании актуальных профессионально-ценностных ориентаций учителя и целей современного образования. А именно, ориентацией учителей на знания, в соответствии с требованиями, предусмотренными ФГОС и документами по модернизации образовательного процесса в школе [1, 2], в предпочтении профессионально-ценностных ориентаций предметному (наука) - «знаниевому» компоненту в противовес главному - развитию личности ребенка, его конкурентоспособности, мотивации и ответственности ученика за принятое решение.
Уточнение методики исследования позволило перейти к построению модели развития профессионально-ценностных ориентаций учителя в педагогической деятельности, определению влияния профессиональных ценностей на педагогическую деятельность
учителя. Полученная модель развития профессионально-ценностных ориентаций учителя современной школы отражает:
1) модификацию ценностей образования, влияющих на профессиональные ценности, профессионально-ценностные ориентации учителя и изменение его педагогической деятельности;
2) зависимость целостного преобразования педагогической деятельности учителя с ценностями, целями, результатами этой деятельности на трех уровнях пространства реализации (школа, класс, ученик);
3) реализацию новых ролей деятельности учителя как проявление изменения педагогической деятельности.
Модель развития профессионально-ценностных ориентаций учителя отображает: готовность и умение учителя непрерывно учиться; способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению; к принятию ответственных решений, к признанию свободы мнений; умение общения и сотрудничества (умение разрешения конфликтных ситуаций); мотивацию и рефлексию педагогической деятельности учителя, сосредоточенную на изменении профессионально-ценностных ориентаций педагога, как показателя готовности учителя к преобразованиям и совместной, партнерской деятельности всех участников образовательного процесса; реализацию учителями новых ролей: 1) управленческой, как в период проведения уроков, так и при разработке программ по предметам и внеурочной деятельности; 2) роли «учителя исследователя» при разработке заданий по проверке сформированности метапредметных результатов, позволяющей рассматривать образовательный процесс как гуманитарную практику, в центре которой - личностное освоение мира учеником, отражающее его жизненный опыт, обеспечивающее развитие, самоопределение и самореализацию учащегося и формирование ответственности за принятые решения.
Реализуя новые роли педагогической деятельности, учитель оказывает воздействие на взаимоотношения участников образовательного процесса, изменение ситуации в школе путем привлечения социальных партнеров к образовательному процессу, содействует принятию ими ценностей современного образования. Все это свидетельствует о развитии профессионально-ценностных ориентаций учителя, направленных на формирование нового культурного типа личности ученика, характеризующегося мотивацией к непрерывному образовательному процессу, самостоятельностью, активностью, ответственностью за принятые решения.
Сложность исследований влияния данного фактора заключается в том, что профессионально-ценностные ориентации учителя, хоть и считаются многими психологами осознанными, не всегда отражают действительную ценностную линию, которую реализует человек, и которая, в большей степени может быть познана лишь ретроспективно. Другая проблема заключается в том, что, даже имея сходные профессионально-ценностные ориентации, учителя не всегда одинаково проявляют их в своей педагогической деятельности и не всегда ценности образовательной организации и профессиональные ценности совпадают с профессионально-ценностными ориентациями учителя.
Результаты анализа теоретических данных и материалов констатирующего этапа эксперимента явились отправными при проектировании целевой программы формирующего этапа эксперимента. В нем принимали участие учителя школ Санкт-Петербурга. Реализация требований ФГОС способствовала осуществлению цели и задач эксперимента. В отборе содержания учителя ориентировались на: интеграцию знаний, умений, навыков по различным предметам; использование информационных потоков школьников, в частности, их работа с Интернет-источниками (сайтами, справочниками, энциклопедиями); актуализацию личного опыта школьников.
Результатами работы экспериментальной части исследования стали: подборки тем для проектной деятельности в начальной, основной и старшей школе (по предмету, меж-
предметных, социальных); темы учебно-научных исследований по различным предметам, имеющих межпредметный характер; методические разработки интегрированных, бинарных уроков; создание банка проектов и методических разработок уроков, внеурочных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование УУД, с использованием современных педагогических образовательных технологий проектного и исследовательского обучения.
Количество учителей, принявших активное участие в последнем этапе формирующего эксперимента, составило 86 человек (61%). В процессе внутрифирменного обучения [1] их число значительно увеличилось. Период внутрифирменного обучения характеризовался быстрым и публичным результатом деятельности, свободным режимом работы. Это способствовало повышению уровня профессионализма, развитию профессионально-ценностных ориентаций каждого учителя, повлекло изменения в его педагогической деятельности. Полученный результат является показателем осознанных изменений не только в педагогической деятельности учителя, но и опосредованным показателем развития его профессионально-ценностных ориентаций, выраженных в принятии целей и задач предъявляемых ФГОС.
Эксперимент в целом диагностирует эффективность предложенной модели развития профессионально-ценностных ориентаций учителя и изменение его педагогической деятельности. Сравнительный анализ проведен с позиции отношения к: ребенку; предмету (наука); профессиональному развитию; профессиональному общению; обществу. При этом в экспериментальной группе в разделе профессионально-ценностных ориентаций особое внимание учителя уделяют развитию ребенка методом передачи ценностей культуры, опыта, знаний - 67%; предпочтение целям, ценностям и интересам обучающегося у 71% респондентов. Более всего потребности в профессиональном развитии у 89% учителей экспериментальной группы, а включение в инновационную и проектную деятельность у 58% респондентов.
В целом в работе получены результаты, отражающие развитие профессионально-ценностных ориентаций учителя, повлиявших на изменение его педагогической деятельности. Зафиксированные изменения отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Изменения профессионально-ценностных ориентаций учителей экспериментальной школы (1 ст. - начало эксперимента, 2 ст. - окончание эксперимента)
Профессионально-ценностные ориентации
80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -о -
5860 52 54
51 I 52
44 42
//
к////./.'/// -//
Ш/
гу* о!4
к® Ъ^
У*
Самым существенным стала ориентация учителя на цели, ценности и интересы обучающихся (рост на 40%), что содействует образованию учащихся и является свидетельством действительного развития профессионально-ценностных ориентаций учителя. Отмечается рост включения обучающихся в социальные отношения (увеличения числа учителей на 36%), направленные на социализацию ученика; передача учителем ценно-
стей культуры, опыта, знаний обучающимся (рост на 30%), это является доказательством развития профессионально-ценностных ориентаций учителя.
Профессионально-ценностные ориентации учителя, выражающие его субъектную позицию, обеспечивают системные изменения педагогической деятельности и образовательного процесса в ОУ в целом. Например, были зафиксированы существенные изменения в педагогической деятельности учителя: в демонстрации веры в успешность каждого ребенка при изучении предмета (увеличение числа учителей на 41%). Учителя ориентируются в процессе обучения на индивидуальные особенности и потребности ученика (доля учителей увеличилась на 37%); активно и много работают над формированием положительной мотивации учащихся к учению (рост числа педагогов - 20%); стараются, чтобы предметные знания формировали навыки жизнеобеспечения - рост составил 36%. Учителя считают, что предметные знания обеспечивают успешную социализацию ребенка (рост - 20%). Стремление учителей поделиться с коллегами своим профессиональным опытом увеличилось на 23%; наращивание профессиональных компетенций, приобретение новых знаний через программы повышения квалификации или самообразования (рост 42%).
В заключение отметим, что полученные результаты позволяют сформулировать выводы о том, что развитие профессионально-ценностных ориентаций учителя современной школы рассматривается как:
1) процесс содействия его личностно-профессиональному развитию, проявляющемуся в готовности и умении учиться, способности к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению, к принятию ответственных решений, к признанию свободы, умению общения и сотрудничества (защита перед манипуляцией, умение разрешать конфликтные ситуации);
2) стимулирование процесса (само)оценки учителем собственных профессиональных достижений;
3) содействие развитию способности в педагогической деятельности: конструктивного (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей), организаторско-коммуникативного (способность устанавливать взаимоотношения с учащимися), гностического компонентов (способность приобретать и использовать знания);
4) проявление модификации в его педагогической деятельности отношения к: ребенку; предмету (наука); профессиональному развитию; профессиональному общению; обществу;
5) мотивацию и рефлексию его педагогической деятельности, сосредоточенную на изменении профессионально-ценностных ориентаций педагога, как показателя готовности учителя к преобразованиям и совместной партнерской деятельности всех участников образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современная школа: опыт модернизации : книга для учителя / под общ. ред. А.П. Тряпициной ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 290 с.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Новосибирск : Норматика, 2013. - 128 с.
3. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. - Л. : Наука, 1979. - 278 с.
REFERENCES
1. Ed. Tryapitsina, A.P. (2005), Modern school: experience of modernization: the book for the teacher, publishing house Herzen University, St. Petersburg.
2. The federal law of December 29, 2012 No. 273-FZ "About education in the Russian Federation" (2013), publishing house "Normatika", Novosibirsk.
3. Yadov, V.A. (1979), Self-control and forecasting of social behavior of the personality, Science, Leningrad.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.10.2014.
УДК 37.013
САМООБРАЗОВАНИЕ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Людмила Николаевна Бережнова, доктор педагогических наук, профессор, Максим Михайлович Гупалов, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
(СПВИ ВВ МВД РФ)
Аннотация
В статье раскрываются объективные причины необходимости самообразования в период получения профессионального образования. Акцентировано внимание на понятии образовательной среды как специфической форме педагогической практики, направленной на организацию поддерживающих развитие человека условий и предоставлении возможности для решения важных образовательных задач. Условия самообразования курсантов в образовательной среде военного вуза способствуют реализации функции педагогической поддержки.
Ключевые слова: самообразование, образовательная среда военного вуза, системный анализ, негативные факторы для самообразования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p181-185
SELF-EDUCATION OF THE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MILITARY INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION: PROBLEMS AND
WAYS OF THEIR SOLUTION
Lyudmila Nikolaevna Berezhnova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Maxim Mikhailovich Gupalov, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg Military Institute of Russian Interior Forces of Ministry of Internal Affairs
Annotation
The article reveals the objective reasons for the necessity in self-education during the professional education. It focuses on the concept of the educational environment as a specific form of the pedagogical practices aimed at the organization of the conditions, supporting the human development, and providing the opportunities for solving the important educational tasks. The conditions of self-education of students in the educational environment of the military institution contribute to the implementation of the function of pedagogical support.
Keywords: self-education, educational environment of the military institution, systems analysis, negative factors for self-education.
Новым направлением индивидуализации образования становится автономное образование. Автономное образование - это реальная возможность для обучающихся любого возраста, без ущерба качества знаний значительно сократить время обучения, а также продолжить его в любое время по необходимости приобретения новых знаний. Эта новая тенденция характеризуется увеличивающейся степенью самостоятельности обучающихся, возрастанием значения самообразования.
Необходимость самообразования диктуется объективными причинами:
- актуализация проблемы образования человека обусловлена политическими, социокультурными и демографическими изменениями в мире, которые обостряют центральную проблему - проблему востребованности новых знаний для выживания и активной жизнедеятельности человека;