Dimukhamedov Ryfkat Salikhovich, Stolbova Elena Aleksandrovna, Tsilitsky Vitaliy Sergeevich VALUABLE ORIENTATION AS A PREDICTOR FOR FORMING THE PROFESSIONAL ..
pedagogical sciences
УДК 377
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ИМИДЖА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
© 2017
Димухаметов Рыфкат Салихович, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии Столбова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
социальной работы, педагогики и психологии Цилицкий Виталий Сергеевич, преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, аспирант Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассматриваются ценностные ориентации как предикторы формирования профессионального имиджа будущего педагога. Предикторы выступают исходной характеристикой индивида и его окружения, по которой осуществляется попытка предсказать другую (искомую) характеристику того же индивида. Ценностные ориентации выступают движителями деятельности педагога, определяют его интересы, склонность и отношение к профессии. Также они являются важной составляющей личности человека, поскольку способны определять его отношение и взаимодействие с социальным пространством. В свою очередь ценности регулируют и детерминируют поведенческие реакции индивида. Определение ценностных ориентаций определяют профессиональный имидж индивида. В статье проанализировано отношение социума к педагогическим профессиям и определено противоречие между необходимым и реальным престижем данной профессии. Особое внимание обращается на требования к педагогу, которые отражены в профессиональном стандарте для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. На основе проведенного исследования авторами предлагается выделить ключевые ценностные ориентации, которые будут выступать наиболее значимыми предикторами для формирования профессионального имиджа педагога.
Ключевые слова: педагог, имидж, профессиональный имидж, профессия, ценности, ценностные ориентации, ценностные ориентиру, подготовка педагогов, профессиональное образование, предиктор, прогностические показатели, формирование профессионального имиджа.
VALUABLE ORIENTATION AS A PREDICTOR FOR FORMING THE PROFESSIONAL
IMAGE OF THE FUTURE TEACHER
© 2017
Dimukhamedov Ryfkat Salikhovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department
of Social Work, Pedagogy and Psychology Stolbova Elena Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department
of Social Work, Pedagogy and Psychology Tsilitsky Vitaliy Sergeevich, teacher of the department of special pedagogy, psychology and subject methods, graduate student South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue 69, e-mail: [email protected])
Abstract. In this article, value orientations are considered as predictors of the formation of a professional image of the future teacher. Predictors are the initial characteristic of the individual and his environment, which attempts to predict another (sought-for) characteristic of the same individual. Value orientations act as motivators for the activity of the teacher, determine his interests, inclination and attitude towards the profession. They are also an important component of a person's personality, since they are able to determine his attitude and interaction with social space. In turn, values regulate and determine the behavioral reactions of the individual. The definition of value orientations determines the professional image of the individual. The article analyzes the attitude of society to pedagogical professions and determines the contradiction between the necessary and real prestige of this profession. Particular attention is paid to the requirements for the teacher, which are reflected in the professional standard for teachers (educators, teachers) in the field of preschool, primary general, basic general and secondary general education. Based on the study conducted by the authors, it is proposed to identify key value orientations that will be the most significant predictors for the formation of a professional image of the teacher.
Keywords: teacher, image, professional image, profession, values, value orientations, value orientations, teacher training, professional education, predictor, prognostic indicators, formation of professional image.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных реалиях социально-экономических условий, научных открытий и значимости информационных коммуникаций педагог должен найти подход к каждому ребенку, имеющему свои психологические и интеллектуальные особенности. При этом для каждого важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет компетентное педагогическое сообщество.
На встрече в Кремле с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России» 5 октября 2016 года Президент РФ В.В. Путин, отметил, что основой нашего существования является воспитание детей, и в этом контексте он отмечает значимость профессии педагога. Тем не менее, профессия педагога не входит в число престижных и хорошо оплачиваемых, и, к сожалению, не вызывает уважения в социуме, в том числе среди учеников образовательных организаций.
Престиж профессии - это степень ее уважения в обществе. Он представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную обществом, и является элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения. Также определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий, складывающаяся из уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д. Для определения самых значимых и престижных профессии проводят десятки социологических исследований.
Молодое поколение, не имея личного профессионального опыта, копирует транслируемые семьей и обществом модели восприятия различных специальностей. Поэтому любые попытки изменить их представления о «престижности» или «непрестижности» определенных профессий не имеют высокой эффективности, если не меняется общественное мнение. Более
педагогические науки
Димухаметов Рыфкат Салихович, Столбова Елена Александровна, Цилицкий Виталий Сергеевич ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...
того, попытки манипуляции сознанием молодежи, склонных к подростковому негативизму, вызовут обратный эффект [1].
Можно отметить, что отношение к профессии в социуме также формируется через влияние в пространстве СМИ. Так, различные поисковые системы в пространстве интернета находят более 1 000 000 результатов связанных с ключевыми словами: «педагог», «учитель». На канале <^оиТиЬе» можно найти более 19 000 видеороликов о педагогических профессиях. За последний год среди наиболее популярных встречаются социально значимые, в которых отражаются ценностные ориентиры и подчеркивается значимость данной специальности, такие видео размещены в рамках педагогических конкурсов и смотров. Тем не менее, среди наиболее популярных встречаются видео снятые подростками, которые парадируют своих учителей и дают рекомендации своим сверстникам о «правильных» оправданиях «почему не сделал домашнее задание». Кроме этого, киноиндустрия российского и зарубежного производства очень часто выставляет «педагога» в образе не соответствующем реальной действительности. Учитель - представлен, как глупый, ленивый, нарушающий нормы морали, этики и даже закона, ценностные ориентации которого имеют исключительно гедонистическую направленность. Все это также способствует формированию негативного и пренебрежительного отношения к педагогическим профессиям среди подрастающего поколения.
Имидж педагога должен быть эталоном, примером поведения для своих учеников и для социума в целом. Роль педагога сложилась исторически, так как он выступает реальным «духовным мостом», связывающим прошлое с будущим, формирует не только систему знаний, умений и навыков учащихся, но главное - ценностное отношение к миру. Система ценностей составляет основу личности человека, основу его поведения и способа взаимодействия с окружающим миром. Анализ научной литературы показал сложность процесса формирования ценностей социума и их изменчивость в зависимости от экономического и культурного развития общества. В зависимости от уровня развития общества отношение к таким ценностям, как «знания», «образованность» имело существенные различия, что напрямую связано с отношением к педагогам.
Сегодня, необходимо отметить заинтересованность государства к подготовке и деятельности специалистов педагогических профессии и к личности педагога в целом. Так, в 2017 году был утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в котором дается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [2]. Данный документ детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия, которые разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
А.С. Макаренко осмысляя вопросы о сущности педагогической деятельности и взаимосвязи индивидуальных особенностей и методической подготовленности учителя пришел к выводу о том, что в основе педагогической работы лежит идейная направленность, благородный моральный облик учителя, сознательное и одновременно с этим страстное отношение к своему делу, глубокое знание своего дела, а также овладение педагогической техникой [3].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В научной литературе, нормативно-правовой базе, стандартах и требо-
ваниях к педагогическим профессиям можно выделить общий элемент - ценностные ориентации. Именно ценностные ориентиры определяют деятельность педагога. Анализ научной литературы позволил выявить многих античных и зарубежных ученых занимающихся проблемами ценностей в различных науках, направления их исследований, касаются специфики данного феномена: Аристотель, Д. Белл, В. Виндельбанд, Л. Витгенштейн, Ф. Ницше, Г. Риккерт, Э. Тофлер, Ж.-П. Сартр, Сенека,
A. Швейцер А. Шопенгауэр и др. Среди отечественных исследователей, изучающих данную проблему, следует отметить следующих известных философов и социологов: Е.В. Бродовская, Ф.М. Бородкого, М.П. Бочарова,
B. В. Гречаного, С.И. Гессена, П.С. Гуревича, Е.Л. Дубко, В.Н. Дугина, А. А. Ивина, Н.О. Лосского, О.В. Степанищенко, И.В. Согомонова, К.А Феофанова, В.Н. Шилов и др. [4]
Понятие «ориентация» определяется следующим образом: «от лат. oriens - восток - определение своего положения в пространстве (первоначально к странам света, в частности к востоку); совокупность действий субъекта, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения; умение разбираться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо». По отношению к человеку и свойственных ему характеристическим особенностям - «ориентир» рассматривается как движитель самопроявления развивающейся личности.
Формирование целей статьи (постановка задания). Направленность ориентиров определяется их ценностью. Ценностность определяет значимость (направленность на созидание или деструкцию) достижения целей для самосовершенствования личности и способности его конструктивно влиять на социокультурную среду жизнедеятельности. Понятие «ценность» было введено в XIX в. немецким философом и естествоиспытателем Рудольфом Германом Лотце закрепился вполне определенный смысл, который в общем смысле имеет следующее выражение: это специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества [4].
Изучение педагогических ценностей отражено в работе таких авторов как Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Б. З. Вульфов, И.Ф. Исаев, В.П. Кашин, А.В. Кирьякова, Б.Т. Лихачев, А. И. Мищенко, Л.В. Мосиенко, Н.Д. Ни-кандров, Т.А. Ольховая, 3.И. Равкин, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов и др.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Ценностные ориентации у каждого человека в процессе его становления могут меняться. Они определяют деятельность педагога в его профессии. Именно ценностные являются предикторами формирования профессионального имиджа будущего педагога.
«Предиктор» (predict - предсказывать, прогнозировать) имеет «широкий» и «узкий» контекст. В «широком» смысле - это исходная характеристика индивида и его окружения, по которой осуществляется попытка предсказать другую (искомую) характеристику того же индивида. В «узком» - появляются дополнительные ограничения, которые могут быть связаны с количественным выражением и оценкой статистической достоверности прогноза [5]. Признаки или независимые переменные, используемые для построения предикторов, могут быть получены из двух основных источников: характеристики личности человека и факторов среды. К числу важных предикторов, которые оказывают влияние на формирование профессионального имиджа будущего педагога можно отнести: эмоциональная устойчивость, уровень притязаний, мотивация к выбору будущей профессии, самоконтроль, уровень притязаний, смысложизненные ориентации, коммуникативность и другие свойства. Эти и другие факторы
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
423
Dimukhamedov Ryfkat Salikhovich, Stolbova Elena Aleksandrovna, Tsilitsky Vitaliy Sergeevich VALUABLE ORIENTATION AS A PREDICTOR FOR FORMING THE PROFESSIONAL ..
pedagogical sciences
являются фундаментом развития потенциальных возможностей человека и его профессионального роста. Таким образом, сформированные в процессе обучения ценностные ориентации влияют на изменение других зависимых переменных (откликов) - формирование профессионального имиджа. [5]
Процесс формирования педагогического имиджа [6-9], как часть профессионального пути является кумулятивным, в ходе которого результат развития каждого предшествующего этапа, на котором формируются ресурсы и резервы, трансформируются и определенным образом переходят в следующий.
Прогнозирование траектории профессионального становления будущего педагога должна основываться на учете и анализе обширной информации, в первую очередь, о его ценностных ориентациях, и их проявлениях в его поведении и деятельности, интересах, и др.
Определение ценностных ориентаций как предикторов формирования профессионального имиджа будущего педагога будет способствовать в прогнозировании его профессиональной деятельности, выявления круга факторов, участвующих в его формировании.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проанализировав психолого-педагогическую литературу и нормативно-правовые документы в отношении педагогической деятельности, можно выделить ряд ценностей, которые являются предикторами для формирования успешного профессионального имиджа педагога: стремление к получению удовольствий от добрых дел / любимых занятий, стремление к получению удовольствий от добрых дел / альтруизму, стремление к профессиональному самоопределению, стремление к развитию и самосовершенствованию, стремление к знаниям / быть образованным, стремление к здоровому образу жизни, стремление к лидерству, и др. Ценности должны носить созидательный, духовный, альтруистический, социальный характер. Противоположные же ценности у педагога: стремление человека к деньгам, власти и славе, и др., будут нести разрушительный характер для социума.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Информационно-справочный портал «Мой ориентир» Министерства образования Московской области // Режим доступа: М1р://мой-ориентир.рф
2. Консультант Плюс/ Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования http://www. consultant.ru/law/hotdocs/30085.html/
3. Егорычев А.М. Социальное становление человека: развитие, воспитание и социализация на смыслах и ценностях национальной культуры // Педагогическое образование и наука. 2016. №5. С. 78-84.
4. Столбова Е.А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук/ Е.А. Столбова. М., 2015. 176 с.
5. Семенов Д.С. Психологические предикторы прогнозирования профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 43334335
6. Савченко Н.В. Профессиональный имидж будущего учителя начальной школы как компонент культуры педагогической деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 36-39.
7. Бусыгина Т.А., Бусыгина А.Л. Влияние эмоциональности педагога на оценку студентами его педагогического имиджа // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 44-45.
8. Дианова Ю.А., Назаренко А.В. Формирование имиджа будущего педагога профессионального обучения средствами портфолио-технологии // XXI век:
итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 79-84.
9. Федосова И.В. Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 162-166.
Статья публикуется при финансовой поддержке ФГБОУВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 27.04.2017 г. № 16-523 по теме «Формирование профессионального имиджа будущих педагогов».
Статья поступила в редакцию 01.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017