1 2 3 4 ©
Мухтаров Ш.М. , Кабикенов С.Ж. , Курмашева Б.К. , Секербаева А.Ф.
1Магистрант; 2к.т.н., профессор; 3к.т.н.; 4магистрант.
Кафедра транспортная техника и логистические системы, Карагандинский государственный технический университет
РАЗВИТИЕ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ РАСЧЕТА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АЗС)
Аннотация
Обеспечение устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, рост конкурентоспособности национальной экономики, формирование условий для перехода Республики Казахстан на инновационный путь развития, стимулирование процесса регионального развития в значительной степени зависят от наличия и качества инфраструктуры, важной составляющей которой является сеть автодорог. В настоящее время имеет место отставание дорожной инфраструктуры от потребностей общества -следствие несбалансированного роста автопарка и финансирования отрасли.
Ключевые слова: придорожный сервис, методика расчета технико-экономических показателей АЗС, рекомендации.
Keywords: roadside service, the method of calculation of technical and economic parameters of the gas station, recommendations.
Введение
Высокие темпы роста экономики Казахстана доказывают эффективность построения и реализации собственной модели развития, основанной на долгосрочном планировании. Отсталость дорожной сети в условиях интенсификации внешнеэкономических связей выступает фактором, ограничивающим реализацию транзитного потенциала Казахстана в качестве логистического центра между европейским и азиатско-тихоокеанским глобальными экономическими кластерами. Строительство и реконструкция автодорог международного класса выступает необходимым условием успешной интеграции Казахстана в мировое экономическое пространство [1].
Цель исследования
Разработать рекомендации для обеспечения социально-экономической эффективности обслуживания транспортных средств и удовлетворения потребности лиц, которые пользуются ими. В статье представлена методика расчета технико-экономических показателей автозаправочной станции в зависимости от интенсивности движения автотранспорта на участке дороги.
Материал и методы исследования
Региональная автодорожная обеспеченность должна учитывать следующие моменты:
• за основу должны быть приняты интересы потребителей автодорог, а не автодорожных подрядных организаций;
• существование в регионе других видов транспортных коммуникаций позволяет перераспределить ресурсы в районы с более низким уровнем развития дорожной сети;
• инвестиции в автодороги ведут к перераспределению экономической активности (надо быть готовыми к тому, что эффект от развития конкретного участка может быть получен в месте, ином от места его приложения);
© Мухтаров Ш.М., Кабикенов С.Ж., Курмашева Б.К., Секербаева А.Ф., 2016 г.
• учет качества начертания сети, как дополнительного и относительно автономного ресурса социально-экономического развития региона (пока же непосредственно надежность рисунка сети не учитывается при оценке эффективности капитальных вложений);
• желательность разделения и выделения в чистом виде экономической и социальной эффективности, особенно в тех случаях, когда мероприятия мало отличаются друг от друга по экономической эффективности. Критерием социальной эффективности может стать прирост фонда свободного времени населения в человеко-часах;
• стыковка интересов территорий различного уровня, ибо одна и та же дорога играет разную роль в жизни, например, области и ее административного района [2].
Все эти показатели могут рассчитываться как для всех, так и для отдельных видов коммуникаций. Показателем качества транспортной среды региона, носящим системный характер, является интегральная транспортная доступность, представляющая собой средневзвешенные затраты времени на пассажира и грузоперевозки. Этот показатель измеряется в величинах, значимых для потребителя транспортных услуг, и учитывает совокупность взаимовлияния всех видов путей сообщения на той или иной территории, причем как их техническую надежность, так и надежность конфигурации. Надежной считается такая сеть всех видов путей сообщения в регионе, которая позволяет достичь любой его точки из любой другой за определенный норматив времени.
При таком подходе дороги рассматриваются как инструмент повышения качества жизни населения и рыночных возможностей хозяйствования, а также как фактор стабилизации потребительского рынка. Интересы территории, таким образом, непосредственно увязываются с развитием сети дорог [2].
Эффективная инфраструктура - необходимое условие развития экономики Казахстана, в котором широкая география размещения экспортно-ориентированных производств сочетается с недостаточной плотностью транспортной сети. Реализация инвестиционных проектов в сфере автотранспортной инфраструктуры окажет также стимулирующее воздействие на экономику регионов, способствуя:
- привлечению частных, в том числе прямых иностранных инвестиций и росту инвестиционной привлекательности регионов;
- проявлению комплексных мультипликативных эффектов за счет реализации инвестиционных проектов в смежных отраслях и создания добавленной стоимости за счет снижения себестоимости транспортных услуг;
- усилению деловой активности, повышению мобильности трудовых ресурсов и хозяйствующих субъектов;
- формированию новых рынков и отраслей, связанных с внедрением инноваций в автотранспортом секторе экономики.
Проведенное исследование указывает на то, что даже в условиях жестких бюджетных ограничений инвестиции в автотранспортную инфраструктуру являются обязательной составляющей государственной политики, поскольку способствуют ускоренному социально-экономическому развитию регионов [3].
В современном мире значение и роль придорожного сервиса для развития экономики стран, транзитных перевозок, туризма и удовлетворения запросов личности очень велико. Республика Казахстан как страна, которая расположена на перекрестке дорог между Европой и Азией, должна иметь развитый придорожный сервис, поэтому вопросу его развития уделяется огромное внимание. Дороги и придорожный сервис - два связанных компонента, которые являются обязательным условием для успешного развития транзитных перевозок и туризма страны, в связи с этим к объектам придорожного сервиса сегодня предъявляются повышенные требования по безопасности, качеству обслуживания и комфортности отдыха. Республика Казахстан обладает рядом приоритетов для развития придорожного сервиса: выгодное транзитное положение страны; стабильная нормативно-правовая база; выгодные условия для инвесторов; строительство дороги первой категории Западная Европа -Западный Китай. С целью изучения придорожного сервиса в Казахстане поставлено и
решено ряд задач: изучена история развития придорожного сервиса; определена его роль в современной экономике страны; выявлены особенности современного состояния, проблемы и перспективы развития, предложен технико-экономический расчет автозаправочной станции (АЗС) в зависимости от показателей интенсивности движения автотранспорта.
Цель создания придорожного сервиса - обеспечить социально-экономическую эффективность обслуживания транспортных средств и удовлетворить потребности лиц, которые пользуются ими. В настоящее время перечень услуг, которые предоставляются объектами придорожного сервиса в Казахстане, разнообразен: продажа транспортных средств, запасных частей, материалов; поддержание работоспособности и восстановление транспортных средств; обеспечение технической эксплуатации транспортных средств; обеспечение безопасности в пути (дороге); инфраструктура быта человека в пути (дороге).
На всех республиканских дорогах Казахстана, при возведении или реконструкции объекты придорожного сервиса будут проектироваться согласно нормам и требованиям Национального стандарта РК «Дороги автомобильные общего пользования, требования к объектам дорожного сервиса и их услугам». Стандарт предназначен для применения проектными организациями, осуществляющими проектирование объектов дорожного сервиса, центральными и местными органами власти, осуществляющими управление автомобильными дорогами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в управлении которых находятся объекты дорожного сервиса, а также потребителями услуг объектов дорожного сервиса и дорожной службы на автомобильных дорогах [4].
В статье в дополнении к требованиям и нормам национального стандарта предлагается методика расчета технико-экономических показателей автозаправочной станции, учитывающий интенсивность движения автотранспорта.
По интенсивности движения, которая определяется общей среднегодовой и среднесуточной интенсивностью движения автомобилей в сутки, в ходе исследования выделены 3 группы трасс: 1 группа - высокая интенсивность движения (от 5 тыс. авт. /сутки - до более 10 тыс. авт. /сутки); 2 группа - средняя интенсивность движения (от 2 тыс. авт. /сутки - до 5 тыс. авт. /сутки); 3 группа - низкая интенсивность движения (менее 2 тыс. авт. /сутки). Установлено, что в стране общая протяженность дорог с высокой и средней интенсивностью движения равна 23 тыс. км и на них приходится 3028 объекта придорожного сервиса, что в среднем составляет 0,13 объектов на 1 км трассы. [4]. По европейскому стандарту, на 40 км трассы должен быть 1 комплексный объект придорожного сервиса, который и предоставляет широкий выбор услуг и включает в себя АЗС, автомойку, места для ночлега, магазин и др.
Стоит отметить, что в настоящее время на республиканских дорогах действуют 44 объекта придорожного сервиса, соответствующих требованиям с полным спектром обслуживания - кемпинги, автозаправочные станции, пункты питания и торговли, станции технического осмотра и стоянок [5].
С целью развития услуг придорожного сервиса ниже представлена методика расчета технико-экономических показателей автозаправочной станции.
Согласно показателям интенсивности движения на рассматриваемой трассе производится расчет числа заездов в сутки от числа заездов:
N = пд • —, (1)
где пд- интенсивность движения, авт/сут;
^00 - частота заездов в сутки. Значение п принимается в пределах от 15 до 20 [6].
Минимальную мощность АЗС (число заправок в сутки) согласно расчетам предлагается предусматривать в зависимости от интенсивности движения на автомобильных дорогах общего пользования по таблице 1.
Производим расчет объема реализации нефтепродукта. При этом необходимо учитывать расположение близлежащих АЗС-конкурентов в полосе рассматриваемой дороги:
Q = N• Чзв, (2)
где дзп - средний объем одной заправки.
Таблица 1
Нормативы для определения мощности АЗС на автомобильных дорогах общего
пользования
Интенсивность движения Мощность АЗС, количество заправок в сутки Размещение АЗС
1000 - 2000 250 Одностороннее
2000 - 3000 500
3000 - 5000 750
5000 - 7000 750 Двухстороннее
7000 - 20000 1000
Свыше 20000 1000
Средний объем одной заправки рекомендуется принимать в пределах от 20 до 30 л [7]. В случае расположения в окрестности проектирования АЗС и дополнительных объектов, то объем реализации необходимо разделить на общее количество АЗС.
Зная объем реализации нефтепродукта производим расчет годовой прибыли АЗС:
П Драб • Q • (Цпрод Зпокуп) 12 • Эрасх, (3)
где Драб — количество рабочих дней в году; Цпрод - средняя цена продажи топлива, тг;
З
покуп
средняя цена покупки топлива с нефтебазы, тг;
Эрасх — эксплуатационные расходы, тг.
При этом, средняя цена покупки и продажи топлива складывается из цен за
отдельную марку топлива. Эксплуатационные расходы включают в себя затраты на
заработную плату персонала АЗС, затраты на коммунальные услуги и затраты на
транспортировку топлива с нефтебазы до места назначения. Средняя цена продажи топлива:
Ц = ДЦ^Цз-Цп) (4)
Цпрод п , (4)
где Ц1, Ц2, Цз .. Ц - цена топлива разных марок. Средняя цена покупки топлива:
З
Е(З1.з2,Зз-Зп)
покуп
(5)
Срок окупаемости проекта АЗС:
) = К
П
(6)
где К - капитальные вложения.
Результаты исследования и их обсуждение
Основными этапами исследования являются:
- обзор и анализ развития транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан;
- перспективы развития придорожного сервиса в Республике Казахстан;
- разработка методики расчета технико-экономических показателей АЗС в зависимости отпоказателей интенсивности движения автотранспорта на участке дороги. Выводы
Результаты исследования показали, что, в целом, по стране сложилась неблагоприятная картина по наличию объектов придорожного сервиса. Однако, строительство дорог 1 категории позволит придать импульс для строительства и инвестиционной привлекательности к объектам дорожного сервиса. В свою очередь, соблюдение норм и требований национального стандарта внесет огромный вклад в местную экономику, создавая возможности по генерированию доходов и способствуя развитию местной промышленности и туризма. Разработана методика расчета технико-экономических показателей АЗС в зависимости от интенсивности движения автотранспорта.
Литература
1. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: пер с англ. - М.: «Гелиос АРВ», 1999. -352 с.
2. Можарова В. В. Транспорт в Казахстане: современная ситуация, проблемы и перспективы развития. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. - 216 с
3. Ьйр8://ги.-шк1ре^а.о^/Автомробильные_дороги_Казахстана
4. Основы научных исследований - Кадыров А.С.
5. Государственная программа инфраструктурного развития «Н^рлы жол» на 2015-2019 гг.
6. Сайт www.kazniisa.kz. Свод Правил «Технологическое проектирование. Автозаправочные станции стационарного типа».
7. Национальный стандарт РК 2476-2014 «Дороги автомобильные общего пользования, требования к объектам дорожного сервиса и их услугам»: Акционерное общество «Казахстанский дорожный научно - исследовательский институт», Астана, 2015г.