Научная статья на тему 'Развитие представлений о среде и средовом подходе в отечественной педагогике'

Развитие представлений о среде и средовом подходе в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL APPROACH / EDUCATIONAL POTENTIAL OF ENVIRONMENT / OPPORTUNITIES OF ENVIRONMENT / INFLUENCE OF ENVIRONMENT / СРЕДА / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДЫ / ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДЫ / ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова З. Х.

В этой статье автором раскрываются понятия «среды», «средового подхода» и «воспитательного потенциала среды». Сущность и содержание понятий анализируется при использовании в качестве опоры ряда исследований, которые выполнила Л.И. Новикова со своими учениками. В статье делается вывод о том, что средовой подход позволяет рассматривать систему образования в единстве с окружающей средой. Среда образования предстаёт как поле многофункциональных ресурсов разного уровня, стихийное влияние которых может быть упорядочено при соответствующих подходах. Ведущим субъектом деятельности и ресурсом среды выступает человек, который развивается под влиянием среды и включен в преобразующую эту среду деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова З. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT ENVIRONMENT AND ENVIRONMENTAL APPROACH IN RUSSIAN PEDAGOGY

In the article the author reveals concepts of “environment”, “environmental approach” and “educational potential of the environment”. The basics and contents of the concepts are analyzed when used as a support for a number of studies that were performed by L.I. Novikova with her students. The article concludes that the environmental approach allows considering the education system in a union with the surrounding environment. The environment education appears as a multi-functional resources at different levels, the influence of which can be ordered in appropriate approaches. A person is a leading subject and the main resource of the environment, who develops under the influence of what surrounds him and is included into the activities of the world, where he lives.

Текст научной работы на тему «Развитие представлений о среде и средовом подходе в отечественной педагогике»

инициативу, быть критичным, иметь адекватную самооценку, быть ответственным за свою деятельность, за своё поведение. Текст «Лето Господне» И.С. Шмелева был нами выбран исходя из тезиса, что показателем культурного уровня личности, об-

Библиографический список

щества является количество и качество текстов, созданных в определенную эпоху. Мы считаем, что осмысление (толкование, комментирование) образцовых текстов является одной из приоритетных задач гуманитарного образования.

1. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1927 - 1934). Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. Москва: Русская книга, 2000.

2. Шмелев И.С. Лето Господне. Москва, 2017.

3. Жаворонкова Е.Н., Морозов В.Д. Пост как один из элементов христианского уклада жизни и сохранения духовных ценностей: от истоков к современности. 10 корпус. 2015; 1: 18 - 23.

4. Землякова О.К., Леонидов В.В. «Я решил остаться свободным писателем»: О письмах И.С. Шмелева Ю.А. Кутыриной (1923). Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2011; 2: 280 - 289.

5. Куликов В.К. Тема Родины в жизни русского писателя Ивана Шмелева. В сборнике: Патриотизм: история, современность, образ будущего. Международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: сборник научных трудов. В 2 частях. 2015: 253 - 256.

6. Лысенко Л.А. Поэма в прозе «Лето Господне» И. Шмелева как энциклопедия русских православных праздников. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2014; 4: 71 - 76.

7. Руднева Е.Г. К вопросу о самосознании русской литературы 1910-х гг. Новый филологический вестник. 2018; 1 (44): 79 - 92.

8. Стрижова Е.Г. Портрет эпохи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне». Слово. Словесность. Словесник: материалы межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2016: 358 - 361.

References

1. Il'in I.A. Sobranie sochinenij: Perepiska dvuh Ivanov (1927 - 1934). Sost., vstup. st. i komment. Yu.T. Lisicy. Moskva: Russkaya kniga, 2000.

2. Shmelev I.S. Leto Gospodne. Moskva, 2017.

3. Zhavoronkova E.N., Morozov V.D. Post kak odin iz 'elementov hristianskogo uklada zhizni i sohraneniya duhovnyh cennostej: ot istokov k sovremennosti. 10 korpus. 2015; 1: 18 - 23.

4. Zemlyakova O.K., Leonidov V.V. «Ya reshil ostat'sya svobodnym pisatelem»: O pis'mah I.S. Shmeleva Yu.A. Kutyrinoj (1923). Ezhegodnik Doma russkogo zarubezh'ya imeni Aleksandra Solzhenicyna. 2011; 2: 280 - 289.

5. Kulikov V.K. Tema Rodiny v zhizni russkogo pisatelya Ivana Shmeleva. V sbornike: Patriotizm: istoriya, sovremennost', obraz buduschego. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, posvyaschennaya 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne: sbornik nauchnyh trudov. V 2 chastyah. 2015: 253 - 256.

6. Lysenko L.A. Po'ema v proze «Leto Gospodne» I. Shmeleva kak 'enciklopediya russkih pravoslavnyh prazdnikov. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 4: 71 - 76.

7. Rudneva E.G. K voprosu o samosoznanii russkoj literatury 1910-h gg. Novyj filologicheskij vestnik. 2018; 1 (44): 79 - 92.

8. Strizhova E.G. Portret 'epohi v romane I.S. Shmeleva «Leto Gospodne». Slovo. Slovesnost'. Slovesnik: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studentov. 2016: 358 - 361.

Статья поступила в редакцию 25.09.18

УДК 37

Magomedova Z.H., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT ENVIRONMENT AND ENVIRONMENTAL APPROACH IN RUSSIAN PEDAGOGY.

In the article the author reveals concepts of "environment", "environmental approach" and "educational potential of the environment". The basics and contents of the concepts are analyzed when used as a support for a number of studies that were performed by L.I. Novikova with her students. The article concludes that the environmental approach allows considering the education system in a union with the surrounding environment. The environment education appears as a multi-functional resources at different levels, the influence of which can be ordered in appropriate approaches. A person is a leading subject and the main resource of the environment, who develops under the influence of what surrounds him and is included into the activities of the world, where he lives.

Key words: environment, environmental approach, educational potential of environment, opportunities of environment, influence of environment.

З.Х. Магомедова, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: timop2012@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СРЕДЕ И СРЕДОВОМ ПОДХОДЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В этой статье автором раскрываются понятия «среды», «средового подхода» и «воспитательного потенциала среды». Сущность и содержание понятий анализируется при использовании в качестве опоры ряда исследований, которые выполнила Л.И. Новикова со своими учениками. В статье делается вывод о том, что средовой подход позволяет рассматривать систему образования в единстве с окружающей средой. Среда образования предстаёт как поле многофункциональных ресурсов разного уровня, стихийное влияние которых может быть упорядочено при соответствующих подходах. Ведущим субъектом деятельности и ресурсом среды выступает человек, который развивается под влиянием среды и включен в преобразующую эту среду деятельность.

Ключевые слова: среда, средовой подход, воспитательный потенциал среды, возможности среды, влияние среды.

Процесс развития личностей детей является сложным и непрерывным, в нем участвуют многочисленные факторы, как стихийные, так и создаваемые специально, как природные, так и социальные. Кардинальная проблема, которая определяет суть развития и формирования личности, заключается в целенаправленном воздействии, которое оказывает социальное окружение, в первую очередь - общество, школа, семья.

Благодаря обеспечению правильного взаимодействия сре-довых влияний и целенаправленного воспитания, педагогически разумной организации окружающей среды появляется возможность расширения сферы воспитательного воздействия, управления взаимодействием со средой с оптимальным использованием её воспитательного потенциала. Учёные пристально изучали средовые факторы, поскольку те представлялись им

источником эстетического, нравственного, физического и интеллектуального развития ребенка и взрослого. Проанализировав труды таких деятелей, как В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новицкова, В.Д. Семенов, Н.Л. Селиванова и других, можно прийти к выводу, что среда является тем, среди чего пребывают субъекты и посредством чего они реализуют себя как личности, а средовой подход является совокупностью способов и принципов применения возможностей, которыми наделена среда, в процессе осуществления воспитательных целей. Корни самой идеи использовать среду в воспитании детей уходят в прошедшие века. Идея использовать возможности среды в рамках педагогического процесса была выдвинута уже К.Д. Укшинским, Н.И. Пирого-вым, Дж. Дьюи, П. Наторпом и другими. В конце XIX века начали появляться идеи о том, что среда влияет на человека, о том, что между человеком и средой существует зависимость. К 20-м годам XX века сформировалась «педагогика среды», имевшая многозначные трактовки понятия «среды», в частности, общество, природу, окружение и даже непосредственно жизнь. Среда исследовалась с классовых позиций, свидетельством чего являются термины «фабрично-заводская среда», «рабочая среда», «крестьянская среда», «интеллигентская среда», «пролетарская среда» [1 - 3].

Вопросу, связанному с воспитательными возможностями среды, отводилась при этом ключевая роль, тип среды определял и место, которое она занимала в жизни субъекта: в одних случаях субъекты меняли среду, становились ее творцами и созидателями, в других - полностью поглощались, засасывались, адаптировались ею. Данные процессы обладали собственными терминами - «активная» и «пассивная» адаптация к среде. Исследователи не отрицали то, что субъект - одновременно творец среды и ее продукт. Они отрицали то, что личностное развитие субъекта происходит при одновременном участии в нем и среды, и субъекта. Современному исследователю могут показаться интересными использовавшиеся С.Т. Шацким методологические подходы к организации взаимодействия между школой и средой, которая ее окружает. Первыми термин «педагогика среды» использовали в сборнике «Среда - воспитатель и педагогика детского сада» С.Т. Шацкий и Л.К. Шлегер. Стоит заметить, что здесь отдельно рассматривалось изучение как субъекта, так и среды, их целостность, взаимопроникновение не принимались во внимание. Исследования связи между воспитанниками и окружающей средой представляли собой в практике А.С. Макаренко важнейший элемент воспитания. Взаимодействия между коллективом воспитанников и социальным окружением он рассматривал в качестве педагогически целесообразного «окна в мир».

Педагогическая теория и практика 30 годов XX века рассматривала среду и в качестве фактора, и в качестве объекта деятельности, как сферу приложения сил. Данный подход привел к формированию нескольких направлений влияния, которое школьной средой оказывается на ребёнка. По мнению В.Н. Шульгина и М.В. Крупениной, пристальное внимание следует уделять включению детей в деятельность, связанную с преобразованием среды в соответствии с законами и интересами общества. С.С. Моложавый в своих работах рассматривал включение ребенка в процесс преобразования среды детских учреждений. Некоторыми исследователями (Н.Н. Иорданским, А.К. Калашниковым) подчеркивалось высокое значение вовлечения ребенка в процесс преобразования среды в соответствии с законами общества, но в интересах самого ребенка. Таким образом, происходило формирование социальной ситуации, в которой среда являлась не только воспитывающим фактором, но и объектом деятельности ребенка, удовлетворения его потребностей. Итак, среди множества функций, которыми располагает среда, выделяется ее преобразовательная роль по отношению к человеку. Задачей нашего исследования является не рассмотрение всех аспектов влияния среды, а изучение исключительно отношения ребенка к среде и среды к ребенку. Рассматривая проблему в аспекте истории, можно видеть, насколько большое значение было у данной проблемы в рамках традиционной педагогики в 20-30 годах XX века. Необходимо заметить, что многие работы того времени имели недостаток, заключавшийся в подмене воспитательного процесса средовым воздействием [4].

Проанализировав исследования 40 - 50 годов, мы пришли к выводу, что в отечественной педагогике среды сформировалась тенденция к размежеванию понятия «среды» и понятия «воспитания». В то время, как ранее средой зачастую подменялось воспитание, в течение данного периода данные понятия стали обособленными и начали рассматриваться в триаде среды, на-

следственности и воспитания (работы Б.А. Ананьева, Г.С. Ко-стюка, И.И. Шмальгаузена и других). Происходило сужение роли среды до такого понятия, как «воспитательный фактор». Педагогическая наука 60-80 годов сформировала тенденцию к разработке представлений о том, как среда воздействует на формирование детской личности. Появился ряд различных подходов к выполнению анализа, определения и характеристики среды. Также в течение данного периода произошло разведение понятий «среды школы» и «среды коллектива» (работы А.Т. Кураткина, Л.И. Новиковой). Авторами отмечалось, что среда школы является тем, что окружает ее и с чем школа вступает во взаимодействие.

Понятием «среды коллектива» описывается не все в школьном окружении, а только то, что представляет собой реальную базу его развития и существования. Позже сформировались представления о среде, согласно которым она является компонентом школьной воспитательной системы (работы Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Ю.С. Мануйлова и других), среда разделялась на внешнюю и внутреннюю. Представления о среде дополняли понятия «микрофактор», «мезофактор» и «макрофактор», которые оказывают влияние на социализацию (работы А.В. Мудрика). Итак, среда стала рассматриваться как воспитательный фактор и фактор социализации, амбивалентно или стихийно, отрицательно или положительно влияющий на процесс развития детей как субъектов и объектов данных процессов.

Психолого-педагогическая литература отмечает, что различными факторами среды оказывается неравномерное влияние на формироующееся сознание личностей детей. Важную роль в процессе изучения механизмов воздействия, которое среда оказывает на личность, играет так называемая «социальная ситуация развития» (работы Л.С. Выготского), которую определяют в качестве особого сочетания внутренний процессов развития и внешний условий, которые типично для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития на протяжении определенного возрастного периода. Так, исследователями уделялось отдельное внимание, с одной стороны, поиску средств и методов совершенствования окружающей среды, что является необходимым условием становления и успешного формирования детской личности, а с другой стороны, изучению в двуединой системе «среда - личность» самой личности во взаимодействии со средой. Как подчёркивает Л.П. Буева, в общем процессе развития личности действуют две тенденции: принятие, усвоение индивидом социальных норм, традиций и функций как своеобразный аспект приспособления личности к существующим социальным условиям и тенденциям их развития, преобразования, в которой ярче всего проявляется человеческая, творческая индивидуальность [4]. Чтобы влияние среды стало более эффективным, предлагалось педагогизировать среду через создание центров воспитательной работы в микрорайоне (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин, И.Ю. Люлягене и др.), интегрировать её воспитательные силы путем создания социально- культурных комплексов (В.Д. Семенов и др.), повысить воспитательный потенциал природной среды и оптимизировать взаимодействие школьников с ней [2]. В аспекте теории воспитания Л.И. Новикова и Ю.С. Мануйлов развивают представление о среде как компоненте воспитательной системы [5; 6]. Это новый поворот в рассмотрении проблемы взаимодействия школы и среды, который может быть обозначен как «школа в среде» и «среда в школе».

В нашем исследовании мы придерживаемся представлений о среде, относя к ней все то, среди чего в окружающем мире находится субъект развития. Принцип принадлежности субъекта к тому или иному миру или части его дает основание для выделения основных сред его жизнедеятельности. Такой выбор основания позволяет в своем исследовании рассматривать воспитательный потенциал среды в зависимости от природной, семейной, социальной, этнической, культурной принадлежности субъекта развития, каким является ребенок. В современных условиях возрос интерес к средовому подходу (Е. Белозерцев, З.И. Васильева, О. Долженко, Н.Б. Крылова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новиковой, В.Я. Синенко, Д.Ж. Маркович, В.И. Слободчиков, А. Усачев, Г.П. Шедровицкий, Т.И. Шамова, Г.Г. Шек, В.А. Ясвин и др.). Он активно развивается наряду с личностно-деятельност-ным, культурологическим, системным, ценностно-ориентацион-ным, синергетическим и другими современными общенаучными подходами к феномену образования [7].

Основная идея средового подхода заключается в актуализации окружающего мира как источника формирования и развития человека, его нравственного, интеллектуального, духовного,

социального опыта, физического становления, учёте ресурсов окружающей среды при создании образовательных систем.

Средовой подход позволяет рассматривать систему образования в единстве с окружающей средой. Среда образования предстаёт как поле многофункциональных ресурсов разного

Библиографический список

уровня, стихийное влияние которых может быть упорядочено при соответствующих подходах. Ведущим субъектом деятельности и ресурсом среды выступает человек, который, с одной стороны, развивается под влиянием среды, а с другой стороны включен в преобразующую эту среду деятельность.

1. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. Москва, 2009.

2. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1993.

3. Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (Организационно-технологический аспект). Диссертация кандидата ... педагогических наук. Екатеринбург, 1993.

4. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. Москва: МГУ, 1968.

5. Воспитательные системы школ: история и современность: тезисы докладов. Отв. ред. Г.Д. Аверьянова, Л.И. Новикова, Ф.А. Фрадкин. Владимир, 1990.

6. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Диссертация доктора ... педагогических наук. Москва, 1997.

7. Игнатович Е. Средовой подход в дополнительном профессиональном образовании. Available at: oldconf.neasmo.org.ua>node/1139

References

1. Novikova L.I. Pedagogika vospitaniya: izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva, 2009.

2. Bocharova V.G. Social'naya mikrosreda kak faktor formirovaniya lichnosti shkol'nika. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1993.

3. Brodskij Yu.S. Pedagogizaciya sredy kak social'no-pedagogicheskij rezul'tat integracii vospitatel'nyh vzaimodejstvij (Organizacionno-tehnologicheskij aspekt). Dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 1993.

4. Bueva L.P. Social'naya sreda i soznanie lichnosti. Moskva: MGU, 1968.

5. Vospitatel'nye sistemyshkol: istoriya isovremennost': tezisy dokladov. Otv. red. G.D. Aver'yanova, L.I. Novikova, F.A. Fradkin. Vladimir, 1990.

6. Manujlov Yu.S. Sredovojpodhod v vospitanii. Dissertaciya doktora ... pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.

7. Ignatovich E. Sredovoj podhod v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii. Available at: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1139

Статья поступила в редакцию 24.09.18

УДК 616.711-007.55-055.23

Makina L.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Medical University, Ministry of Health of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: mlr70@mail.ru

Busheneva I.S., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Medical University, Ministry of Health of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: irinabusheneva@yandex.ru

Zlobina D.A., MA student, Stavropol State Medical University, Ministry of Health of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: darya.zlobina.1996@mail.ru

CORRECTION OF SCOLIOSIS IN GIRLS FROM 18 TO 20 INVOLVED IN SPECIAL MEDICAL GROUPS. Correction of scoliosis in girls engaged in special medical groups is becoming increasingly medical, pedagogical and social significance. The purpose of the study: to develop and experimentally prove the effectiveness of methods of correction of scoliosis in girls 18-20 years engaged in special medical groups. The first stage of the study is conducted on the basis of the Stavropol State Medical University, the authors studied and analyzed the scientific and methodological literature, formulated the purpose and objectives of the study, selected research methods and, together with a teacher of the Stavropol State Medical University, is examined by a special technique, testing, determination of power indicators, determination of psycho-emotional and functional state of the body of girls, functional study of the respiratory system of students, engaged with special medical groups, 18-20 years of age. Pedagogical experiment with students of special medical groups, included two successive stages aimed at correcting scoliosis, strengthening intercostal muscles and the respiratory system.

Key words: special medical groups, scoliosis correction, respiratory system, health-improving swimming, intercostal muscles, functional and psycho-emotional state.

Л.Р. Макина, д-р пед. наук, проф., зав. каф., ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ставрополь, E-mail: mlr70@mail.ru

И.С. Бушенева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «(Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ставрополь, E-mail: irinabusheneva@yandex.ru Д.А. Злобина, магистрант, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ставрополь, E-mail: darya.zlobina.1996@mail.ru

КОРРЕКЦИЯ СКОЛИОЗА У ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

Коррекция сколиоза у девушек, занимающихся в специальных медицинских группах, приобретает все большую медико-педагогическую и социальную значимость.

Первый этап нашего исследования проводился на базе в ФГБОУ ВПО «Ставропольском Государственном Медицинском Университете», нами изучалась и анализировалась научно-методическая литература, сформулированы цель и задачи исследования, подобраны методы исследования и совместно с педагогом «Ставропольского Государственного Медицинского Университета», был проведен осмотр по специальной методике, тестирование, определение силовых показателей, определение психоэмоционального и функционального состояния организма девушек, функциональное исследование дыхательной системы студенток, занимающихся в специальных медицинских группах в возрасте 18 - 20 лет. Педагогический эксперимент со студентками специальных медицинских групп, включал два последовательных этапа, направленных на исправление сколиоза, укрепление межреберных мышц и дыхательной системы.

Ключевые слова: специальные медицинские группы, коррекция сколиоза, дыхательная система, оздоровительное плавание, межреберные мышцы, функциональное и психоэмоциональное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.