РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Азизова К.М.
Азизова Кизлархон Машрабовна - преподаватель, кафедра дошкольного, начального и специального образования, Центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров народного образования Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена вопросу формирования и развития профессиональной компетентности учителя начальных классов. А также включает материал, связанный с развитием предметной и методической компетентности в аспекте требований ГОС НОО.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, квалификационная характеристика, проектирование; повышения квалификации, обучение, стандарт учителя начальных классов, профессиограмма.
Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике - нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный комплекс профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. В настоящее время в условиях реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования (ГОС НОО) возрастают требования к уровню профессиональной компетентности учителя начальных классов. Необходимость развития профессиональной компетентности учителя начальной школы предопределяет включение новых стратегических ориентиров в программы повышения квалификации специалистов. С учетом этого для учителей начальных классов разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников «Формирование и развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов в процессе реализации ГОС НОО».
Актуальность такой тематики связана с противоречием между возросшими потребностями школы в компетентных специалистах начального звена и не полностью реализованными потенциальными возможностями развития их компетентности. В этой связи новизна, обоснованность появления и реализации такой программы обусловлены необходимостью повышения квалификации учителей начальных классов в аспекте требований ГОС НОО и профессионального стандарта учителя начальных классов.
Цель повышения квалификации по данной программе: организация обучения, направленного на развитие у учителей начальных классов профессиональной компетентности как квалификационной характеристики педагога в процессе его включения в деятельность. В ходе реализации данной цели определены следующие задачи:
- сформировать у слушателей представление о структуре профессиональной компетентности учителя начальных классов в аспекте требований ГОС НОО, профессионального стандарта и профессиограммы учителя начальных классов;
- способствовать развитию у учителей начальной школы составляющих компетентности в аспекте требований ГОС НОО и практическому апробированию современных психолого-педагогических и методических подходов в работе с учебным материалом по основным программам дисциплин начальной школы, а также с детьми, имеющими особенности познавательной сферы;
- раскрыть особенности современных педагогических и методических идей по проектированию уроков с целью достижения предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников;
- обеспечить условия для развития у слушателей умений по использованию в процессе обучения младших школьников различных способов формирования универсальных учебных действий, по проектированию методической деятельности, направленной на создание образовательного пространства личностно ориентированной направленности;
- способствовать развитию у учителей начальных классов потребности в расширении и углублении предметных и методических знаний, умений самостоятельно работать со специальной и методической литературой, связанной с предметными областями [1].
Научно-методологической базой реализации программы является теория профессионального образования и личностного развития педагога (А.С. Белтин, В.И. Загвязинский, В.С. Леднев, В.А. Сластенин и др.), концептуальные положения компетентностного подхода, мыследеятельностной педагогики [2; 3].
Выполнение программы предполагает обеспечение следующих профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых происходит в процессе обучения.
В результате освоения программы слушатель должен знать:
- требования государственного образовательного стандарта НОО и содержание примерных основных образовательных программ, требования профессионального стандарта учителя начальных классов;
- структуру общепедагогических и специальных компетенций учителя начальных классов;
- основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста;
- дидактические основы используемых в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий;
- существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач, обобщенных способов деятельности и системы знаний соответствующих предметных областей;
- особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования.
Слушатель должен уметь:
- осуществлять проектирование образовательного процесса на основе государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития младшего школьника;
- организовывать деятельность учащихся по формированию метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования;
- проводить объективную оценку успехов и возможностей обучающихся с учетом индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности учащихся;
- осуществлять корректировку учебной деятельности, исходя из данных мониторинга образовательных результатов, с учетом индивидуального
психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития учащихся;
- формулировать различные виды учебных задач (учебно-познавательные, учебно-практические, учебно-игровые) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания;
- осуществлять формирование у детей социальной позиции на всем протяжении обучения в начальной школе [4].
Качество профессиональной подготовки специалиста в системе повышения квалификации по программе «Формирование и развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов в процессе реализации ГОС НОО» обеспечивается структурированием содержания материала программы в двух модулях-разделах:
1. Теоретические основы развития профессиональной компетентности учителя начальных классов.
2. Предметно-методический аспект профессиональной компетентности учителя начальных классов.
Качество подготовки специалистов по программе «Формирование и развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов в процессе реализации ГОС НОО» обеспечивается сочетанием теоретической и практической работы слушателей в режиме аудиторной работы. Для слушателей также проводятся практикумы, один из которых «Анализ и самоанализ урока в условиях реализации требований ГОС как элементы профессиональной компетентности учителя», «Анализ и самоанализ уроков образовательной области «Обществоведение» на основе требований ГОС НОО как компоненты профессиональной компетентности учителя».
Таким образом, реализация данной программы направлена на обеспечение обсуждения актуальных вопросов, связанных с профессиональной компетентностью учителя начальных классов в процессе реализации ГОС НОО, что позволяет решить задачу повышения качества профессиональной деятельности специалистов начального общего образования.
Список литературы
1. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению / А.К. Дусавицкий и др. М.: Вита-Пресс, 2012. С. 132.
2. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск, 2000. С. 213.
3. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 2007. С. 312.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. С. 152.