МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ И1СГ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИКТ-компетентность учителя начальных классов, готовность к профессиональной деятельности, подготовка учителей начальных классов, информационные и коммуникационные технологии.
Предъявляемые требования к специалисту в рамках становления новой модели российского образования, представлены в контексте «...сформированной готовности...» педагога «... к непрерывному образованию в течение всей жизни» [Проект..., 2009]. В условиях современного образования речь идет о готовности педагога к инновационной деятельности, участию в исследовательской деятельности, предъявлению образовательного результата нового уровня. Динамичность развития процессов информатизации образования, постоянное повышение уровня ИКТ-насыщенности образовательной среды школы, актуализируют проблемы развития ИКТ-компетентности учителя как одного из важнейших условий и факторов профессиональной готовности учителя к достижению инновационно-дея-тельностного образовательного результата.
Целью настоящей работы являются теоретическое обоснование и практическая реализация методики формирования и развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях муниципальной системы повышения квалификации.
Информатизация начального образования — это сложный динамичный процесс, направленный на повышение эффективности процесса обучения младших школьников на основе использования ИКТ с учетом возрастных и психолого-педагоги-ческих особенностей детей; формирование компьютерной грамотности и элементов информационной культуры учащихся начальных классов; использование ИКТ как эффективного инструмента формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Достижение этих целей определяется в первую очередь решением задач, входящих в сферу компетенции учителя начальных классов: создание в начальной школе методических условий для овладения учащимися компьютерной грамотностью и элементами информационной культуры; формирование информационно-образовательной предметной среды и её эффективное использование в образовательном процессе.
В условиях перехода на ФГОС НОО [Федеральные государственные стандарты..., 2009], возрастает необходимость совершенствования подготовки учителя начальных классов в области ИКТ с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие его ИКТ-компетентности. Проведенный нами анализ результатов мониторинга муниципальных образовательных учреждений (ОУ) г. Ачинска в рамках Федерального мониторинга готовности ОУ к введению ФГОС
в начальное общее образование свидетельствует, что при 100 %-ом соответствии квалификационным требованиям лишь 50 % учителей начальной школы считают себя ИКТ-компетентными и только 30 % регулярно используют ИКТ в своей профессиональной деятельности, причем частота использования ИКТ колеблется от «раз в месяц», до «чаще чем раз в неделю». Если в качестве основной причины аналогичной ситуации в 2009 г. учителя начальных классов называли отсутствие современной ИКТ-инфраструктуры в ОУ (52 %), то ведущей проблемой 2011 г. становятся отсутствие методического сопровождения (ожидаемого от системы повышения квалификации — 50 %) и неэффективность курсовой подготовки в области ИКТ (20 %). Эти данные позволяют сделать вывод, что к числу основных внешних факторов следует отнести динамичность развития ИКТ-насыщенной среды школы, недостаточность базовой курсовой подготовки учителя начальных классов в области ИКТ для эффективного её использования, отсутствие методической поддержки учителя на местах. Постоянное изменение профессиональных ситуаций требует от педагога непрерывного совершенствования своих профессиональных компетенций, способности профессионально действовать в новых условиях, что во многом зависит от уровня его психологической готовности (внутренний фактор). Поэтому сущность профессиональной компетенции и её составляющей — ИКТ-ком-петентности - с необходимостью должна содержать психолого-педагогический фактор как ключевой фактор, предполагающий полное принятие инновации и внутреннюю мотивацию на ее развитие.
Уточняя ранее предложенное нами определение ИКТ-компетентности [Пак, Светличная, 2009] как потенциальной способности человека осуществлять информационную деятельность для решения профессиональных задач и реализации поставленных целей на основе своей компетенции в сфере ИКТ, мы определяем ИКТ-компетентность учителя начальных классов как готовность к эффективному использованию ИКТ в рамках полифункциональной и многопредметной деятельности в условиях динамичной информационно-коммуникационной образовательной среды школы.
Эффективное формирование и развитие ИКТ-компетентности учителя начальных классов на основе определенной сущности может быть осуществлено в условиях особой андрогогической модели повышения квалификации, которая должна быть основана на следующих положениях:
- непрерывность обучения;
- проективность процесса обучения;
- профессиональная направленность обучения.
Каждое из них раскрывается как система дидактических принципов, которые отражают особенности формирования и развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов (табл.).
Реализация данных принципов при моделировании процесса обучения в системе повышения квалификации предполагает ориентацию на сущность ИКТ-компетентности учителя начальных классов, учет уровня ИКТ-компетентности обучаемых, проективное включение учителя в информационно-образовательную среду образовательного учреждения и муниципального педагогического сообщества с учетом их динамичного развития.
Выстраивая процесс повышения квалификации учителя начальных классов в муниципальной системе, следует рассматривать его как вариативную составляющую региональной образовательной среды в условиях неформального и инфор-мального обучения, делая акцент на методической поддержке учителя.
Таблица
№ п/п Поло- жение Дидактические принципы
1 Непрерывность обучения Принцип непрерывного повышения квалификации предполагает смешанные очно-за-очные формы обучения с использованием дистанционных технологий. Принцип непрерывного использования ИКТ предполагает систематическое освоение и использование ИКТ в профессиональной деятельности, обеспечивает эволюционное и непрерывное изменение содержания модулей. Принцип непрерывного обмена опытом в области использования ИКТ предполагает использование единой информационно-коммуникационной предметной среды и ре-курсивность обучения
2 Проективность процесса обучения Принцип исследовательской деятельности позволяет осуществлять переход на активные методы обучения и познания. Принцип проективности деятельности предусматривает совместную деятельность обучающегося и обучающего, а также с другими обучающимися по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения. Принцип проективности развития ИОС начальной школы предполагает решение в процессе обучения реальных и перспективных задач проектирования фрагментов ИОС ОУ
3 Профессиональная направленность обучения Принцип здоровьесбережения предполагает ориентацию профессиональных задач на реализацию здоровьесберегающих технологий обучения школьников младшего возраста в области ИКТ. Принцип визуализации информации ориентирует на решение задач по визуализации абстрактных понятий и изучаемых объектов и явлений с использованием средств ИКТ с учетом особенностей восприятия информации младшими школьниками. Принцип субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика ориентирует на решение задач по проектированию реального общения субъектов образовательного процесса в условиях ИКТ
Структурно-логическая модель формирования и развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе повышения квалификации представлена на рис.
Взаимодействие инвариантной (региональной) и вариативной (муниципальной) компонент системы повышения квалификации (СПК) осуществляется через мониторинговую среду, которая выполняет регулятивные функции, обеспечивая инструментарием для решения задач мониторинга муниципальной информационно-образовательной среды, выявления уровня ИКТ-компетентности учителя на текущем этапе, проектирования стратегий её развития в условиях региональной и муниципальной систем ПК.
Инвариантная (региональная) компонента СПК ориентирована на достижение учителем базового уровня ИКТ-компетентности, регламентированного ФГОС НОО как совокупность общеобразовательной (пользовательской), профессиональной (ИКТ в педагогической деятельности) и предметной (ИКТ в предметной деятельности учителя), и может быть ассоциирована с функциональной ИКТ-грамот-н остью.
Г осударствеыыый заказ ~к
ФПОС ноо
Сущность И КТ к УН К
ц
Формирование и развитие ИКТ-компетентности УМК
ГСЕНШЫЛЕН&Я гнезш: п&. ШШЙПСЯ^АМ^НгаВДГСК
I Тднднццзннье
| С реДйТ1И об)Д4<Н1ИЯ -1----------------------
1 ККИПКРО
Об цеоб раз о шгел ы-ан ппдгптп эыэ
XCv*"1 ФПККГПУ
И htfg UNTHH-lbie ерздтв облени)
П рофесс ►*=■ нал fc-t-н я п □ д гегга вка
П ре дгл е г нвя п □ д гптп вка
ипсоу :
готовность
MMfÎ
rvrVMÎtüjnli МйЙлйй ИСт№ Щ ьфз! кВ Й/и^в? ИЮЩИЙ^КК в ;с№Ас!т \%л
j Манкгаршюбгя среда ¡-!
-Инфо рм ацкэ нно-Ьбразо вател-ьны и гто ртэл
кос
ИКТнасыщенная
ИТ-
П рофесс мо 1-0-1 ы-ю-
fü^ :RT«Е:Л ЬНОСТ НЬI Й
'/[■□Её Ht- И КТ К
- П рофесс кЮНВ-Л ы-ю-
т во рчес НИН ud а не н t> И КТк
ИКТ-компетентный лгчитель начальных классов
■У
Рис. Структурно-логическая модель формирования и развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов (УНЕ):
ИКТк — ннформационно-коммунпкацнонно-технологическая компетентность; ИОС ОУ — информационно-образовательная среда образовательного учреждения; ИКПС — информационно-коммуникационная предметная среда: КОС — культурно-образовательная среда; ММС — муниципальная методическая служба
Развитие инновационно-деятельностного уровня профессиональной компетентности учителя происходит в условиях реальной образовательной практики и должно актуализироваться муниципальной системой ПК как неформальное и инфор-мальное образование для достижения профессионально-деятельностного и творческого уровня ИКТ-компетентности. Первый характеризуется переходом функциональной ИКТ-грамотности на уровень регулярного и целесообразного применения ИКТ в решении педагогических задач в условиях информационно-образовательной среды школы (профессионально-деятельностный уровень). Второй, творческий уровень ИКТ-компетентности предполагает способность учителя к обновлению компонент методической системы обучения, процесса обучения и воспитания младшего школьника с учетом использования потенциала ИКТ и информационной образовательной среды.
Для достижения этих целей образовательная среда муниципальной системы повышения квалификации в области ИКТ должна быть выстроена как открытая проективная система, обеспечивающая:
— развитие информационной образовательной среды начальной школы отдельного образовательного учреждения (компонент ИОС ОУ);
— информационно-ресурсное сопровождение деятельности участников педагогического сообщества — учителей начальных классов (компонент ИПС — информа-ционно-предметная среда);
— доступ к федеральным и региональным научным, культурным, методическим, предметным базам данных, к виртуальным методическим предметным сообществам и др. ресурсам (компонент ИКС - информационно-культурная среда);
— организацию дистанционного взаимодействия участников образовательного сообщества (муниципальный образовательный портал);
— реализацию базовых и вариативных учебных модулей подготовки учителя в области ИТК, направленных на достижение профессионально-деятельностного и творческого уровней ИКТ-компетентности;
— организацию и методическое сопровождение деятельности участников образовательного сообщества через систему очных и дистанционных тематических курсов, конференций, конкурсов, мастер-классов и др. мероприятий (компонент ММП — муниципальная методическая поддержка);
— проектирование индивидуальной стратегии повышения квалификации учителя в муниципальной образовательной среде (компонент — мониторинговая среда).
Открытость и проективность образовательной среды МС ПК предполагает необходимость её расширения за счет модернизации действующих и проектирования новых компонент, когда каждая компонента представляет собой отдельный образовательный проект, который может моделироваться участниками педагогического сообщества с позиций личных запросов (проект предполагает проектирование себя).
Включенность и активность участников образовательного сообщества в муниципальную систему повышения квалификации должны обеспечиваться специальной методикой проективно-рекурсивного обучения (обучаюсь, обучая других; изучая, проектирую развитие), предполагающей конструирование, анализ, презентацию учителями разнообразных дидактических элементов, которые в дальнейшем становятся элементами базовых и вариативных учебных модулей в процессе курсовой подготовки учителей начальных классов.
Представленные модель обучения, модель образовательной среды и проективно-рекурсивная методика подготовки в области ИКТ учителей начальной школы апробируются в муниципальной системе повышения квалификации г. Ачинска.
Опыт реализации предложенной методики формирования и развития ИКТ-ком-петентности учителя начальных классов показал обоснованность ее теоретических положений и значимое повышение уровня готовности учителя к профессиональной деятельности в условиях ИКТ.
Библиографический список
1. Пак Н.И., Светличная С. В. Уточнение понятия «ИКТ-компетентность» на основе информационного подхода // Педагогическая информатика 2009. № 2. С. 43-52.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (приказ № 373 МОН РФ от 2009).
3. Проект. Требования к условиям организации образовательной программы начального общего образования. М., 2009. 4 с.