УДК 371.4
Зацепин Иван Иванович
Курский государственный университет [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В статье автор описывает процесс, факторы и условия формирования гражданственности и правовой культуры современного юношества, в котором важнейшую роль играет личность педагога.
Ключевые слова: гражданственность, правовая культура, гражданское воспитание.
Стремительное обновление важнейших сторон жизни современного российского этноса заставляет по-новому взглянуть на прежний опыт и традиции отечественного образования, акцентируя внимание на возможностях современных институтов социального воспитания в формировании гражданственности и правовой культуры студенческой молодежи. Становление гражданского общества в России предполагает всестороннюю подготовку молодежи к социальному и нравственному самоопределению, в котором важнейшими проявлениями зрелости гражданина является способность распоряжаться своей собственной свободой и быть ответственным в рамках существующей общественной морали, правовых норм, границ социально одобряемого поведения и отношений. Понятно, что такой опыт строительства социальных отношений личности приходится на время получения молодым человеком профессии, вхождения в профессионально-трудовой коллектив, когда осуществляется реализация всего комплекса гражданско-правовых и социальнотрудовых функций взрослого человека. Этот период «второй юности» (И.С. Кон) - завершающая фаза подготовки личности к жизни и труду в условиях нового типа общественного устройства, когда значительно возрастает конкуренция на рынке труда, обостряя социально-нравственные аспекты взаимодействия личности и общества, работника и работодателя, специалиста и трудового коллектива. С этих позиций подготовка будущего гражданина к вхождению в активную общественную жизнь, в профессиональнотрудовое сообщество предполагает достижение им высокой гражданской и правовой культуры, опирающейся на высокий уровень нравственного развития личности.
В образовательных стандартах подчеркивается, что будущий специалист должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью осознавать необходимость соблюдения Конституции РФ, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма; способностью осуществлять принятые в обществе моральные и правовые нормы. Выполнение этих требований обусловливает необходимость создания современной системы формирования гражданственности и правовой культуры студентов вузов. Образовательная практика нуждается в новых идеях интеграции формирования гражданственности и правовой культуры студентов в педагогической деятельности, в практических рекомендациях их творческого использования в образовательном процессе вузов в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Это свидетельствует о возрастании актуальности формирования гражданственности и правовой культуры студентов в системе профессионального образования.
Что же представляет собой процесс формирования гражданственности и правовой культуры будущих специалистов? Такой процесс выступает как целенаправленная деятельность, как система средств и способов, а также условий, ориентированных на становление и развитие интегративных качеств личности, представляющих собой нравственно-обусловленную готовность молодых людей к созидательной социально-значимой деятельности в условиях становления гражданского общества; реализации гражданских прав и свобод; соблюдению и уважению законов; исполнению обязанностей в целях самореализации и достижения жизненного успеха на основе овладения социально-ответственными способами решения личных, гражданско-правовых и профессиональных задач.
Выбор и применение форм, методов и технологий в процессе формировании гражданственности и правовой культуры студентов зиждется на их соответствии требованиям: обеспечения
преемственности образовательных традиций и инноваций в формировании гражданственности и правовой культуры молодежи, овладения будущими специалистами метапредметными, межпредметными знаниями, знаниями материала учебных дисциплин, нравственными нормами, ценностями, традициями и рефлексивно-регулятивным опытом, включающим следующие компоненты: а) проблемно-практический (означающий распознавание и понимание гражданско-правовых жизненных ситуаций; способность ставить цели и задачи, соответствующие нормам гражданственности и права в каждой конкретной ситуации, и решать их); б) смысловой (осмысление гражданско-правовой ситуации в общем социокультурном аспекте); в) ценностный (способность правильно оценивать гражданско-правовую позицию, исходя из сути ситуации, целей, задач, норм нравственности, права и гражданского долга с точки зрения собственной морали и общечеловеческих ценностей и обеспечивающий ценностно-ориентационную основу самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Термин гражданское воспитание, означающий «приучение к добросовестной работе на благо государства», был введен в педагогическую теорию В. Рейном, Ф. Паульсеном, Г. Кершенш-тейнером и получил дальнейшее развитие в трудах Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского и др. В современной педагогике гражданственность рассматривается как системообразующий фактор самоопределения (Н.А. Савотина), в виде комплекса субъективных качеств личности, основанных на гражданском самосознании (С.В. Климова, В.В. Каменец, В.И. Добреньков, А.П. Ильин, А.Ф. Никитина, Я.В. Соколова и др.). Гражданское общество - общество с развитыми экономическими и политическими отношениями между его членами - свободными и сознательными гражданами, способными создавать рациональные формы человеческого общения, основополагающим условием которых является признание права индивидуальной личной свободы, право на самореализацию. Формирование гражданственности и гражданского общества - взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, развитие и становление которых обусловлено объективной потребностью и необходимостью их интеграции в условиях становления общественных отношений современной России. В этом контексте решения одной из задач нашего исследова-
ния и раскрывается сущность и содержание понятия «гражданственность». Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским сообществом, к которому он принадлежит, в готовности отстаивать и защищать всякие посягательства на его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из само-осознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении социально значимых решений и руководствующегося в повседневной жизни моральными нормами и ценностями. Формирование гражданственности неразрывно связано с гражданским самосознанием, означающим осознание человеком своих гражданских качеств, способностей, возможностей, знаний, мотивов поведения и интересов. Оно обусловливает результат гражданского воспитания, как процесса воспитания нравственно-нормативных черт личности, определяющих разумное и эффективное использование ею гражданских прав и свобод на основе сознательного выполнения обязанностей и долга перед семьей, государством, обществом, народом; признания, соблюдения, уважения законов страны, осознанного принятия и выполнения моральных и правовых норм гражданского общества.
Неотделимой частью развития гражданского самосознания является правовое воспитание и правовая культура личности, которая выступает одним из важнейших показателей степени социализации и социально-правовой адаптации личности к установленному в обществе социальному порядку, важнейшим регулятором поведения человека в обществе как гражданина. Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, качественное, компетентное выполнение профессиональных обязанностей, проявление во всех сферах общественной жизни творческой активности, добросовестности, порядочности, честности, сознательное соблюдение норм морали, принятых и интернализованных субъектом социализации. Под формированием правовой культуры понимается процесс становления личностных качеств, олицетворяющих высокий уровень правосознания индивида, его правового поведения на основе правовой образован-
ности и воспитанности, социализации и социально-правовой адаптации личности к установленному в обществе правопорядку.
На каких же идеях и подходах может быть выстроен эффективный процесс развития гражданской и правовой культуры юношества? Для формирования гражданственности и правовой культуры молодежи значительные возможности открывает использование культурологического подхода. Он сохраняет и усиливает фундаментальность формирования гражданственности и правовой культуры молодежи, формируя «человека в культуре», рассматривает содержание образования как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре во всей ее структурной полноте». Не менее важной методологической основой формирования гражданственности и правовой культуры является личностно-ориентированный подход, без которого немыслимо успешное становление и развитие гражданско-правовых качеств и свойств личности, осуществление индивидуализации обучения, воспитания и развития; подход, ставящий в центр обучения растущего человека, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад; реализующийся на основе учета индивидуальности в формировании гражданственности и правовой культуры гражданина. Аксиологический подход в теоретическом обосновании и реализации формирования гражданственности и правовой культуры способствует выработке и усвоению молодежью ценностных ориентаций и ценностных отношений. Выстраиваемая иерархия личностных ценностей выступает связующим звеном между внутренним миром человека и обществом. Социальные ценности, преломляясь через призму опыта, индивидуальной жизнедеятельности входят в психологическую структуру личностных ценностных ориентаций. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость и целостность личности, они являются важным фактором мотивации социального поведения, показателем зрелости личности и ее социальности. Именно поэтому они являются объектом целенаправленного формирования. Рефлексивный подход обеспечивает развитие способности регуляции собственной деятельности, признание социальной ценности результата своей деятельности на основе глубокого, разностороннего анализа. В формировании гражданственности и правовой культуры
рефлексивный компонент выражается в развитии готовности молодежи к анализу социально-правовых явлений и фактов, к анализу своих суждений, поступков, деятельности с точки зрения их соответствия гражданским ценностям и закону, что обеспечивается внедрением в образовательный процесс активных и интерактивных методов обучения, основной особенностью которых является диалогичность, вовлеченность студентов в активную познавательную деятельность, в процессе которой вырабатывается собственная позиция понимания сущности исследуемого явления. С позиций раскрытых инновационных подходов формирование гражданственности и правовой культуры в образовательном процессе рассматривается как важнейший источник накопления и совершенствования жизненного опыта студентов для настоящей и будущей личной, гражданской и профессиональной жизнедеятельности, т.е. построение им своего образа окружающего мира и образа своего «Я», обретение своего места и роли в этом мире.
Управление процессом формирования гражданственности и правовой культуры молодежи возможно лишь на основе учета ведущих факторов и педагогических условий, влияющих на данный процесс. Ведущими организационно-педагогическими факторами, влияющими на процесс формирования гражданственности и правовой культуры студентов являются: целостность воспитательного процесса; профессионализм педагогов; разнообразие деятельных форм овладения студентами социальным опытом; системное изучение культурных ценностей гражданского общества; обучение рациональным методам и приемам самоопределения, саморазвития и самореализации. Группу психолого-педагоги-ческих факторов, лежащих в основе процесса формирования гражданственности и правовой культуры образуют: позиции партнерства педагога и студента; интеграция личного опыта и нормативных моделей поведения; отношение обучающегося к социальной реальности и ценностям гражданского общества; осознанное самовоспитание позитивной направленности личности.
В структуре гражданственности и правовой культуры мы выделяем потребностно-мотиваци-онный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и рефлексивно-волевой компоненты. В соответствии с этим выделяются пять критериев развития граж-
данственности и правовой культуры студентов: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и рефлексивно-волевой критерии. Потребностно-мотивационный критерий отражает личностные детерминанты социализации и позволяет оценить меру заинтересованности студента в саморазвитии, которая определяет характер включенности его в воспитательный процесс. Этот критерий проявляется через следующие показатели: интерес к научным знаниям, раскрывающим культуру гражданского общества и его правовые основы; стремление к овладению социальным опытом; потребность в самовоспитании гражданских качеств. Когнитивно-интеллектуальный критерий характеризует индивидуальный опыт познания социальных и социальноправовых явлений и процессов, и выражается через следующие показатели: интеллектуальная активность; уровень освоения социальных и правовых знаний; уровень применения социальных и правовых знаний. Эмоционально-чувственный критерий выявляет эмоциональный фон отношений личности к обществу, праву и собственной гражданской позиции, меру проявлений высших чувств, конкретизируется показателями: эмоциональное отношение к государству, государственной политике и праву; наличие патриотических чувств; национальные и интернациональные чувства. Поведенческий критерий позволяет оценить социальный опыт, степень проявления гражданственности и правовой культуры студентов в реальной жизни, учебно-профессиональной, и внеучебной деятельности. Показатели: уверенное, достойное поведение гражданина; соблюдение моральных и социальных норм поведения; активная жизненная позиция при выполнении гражданских и профессиональных обязанностей. Рефлексивно-волевой критерий: характеризует степень устойчивости осознанных стремлений, волевого регулирования собственных позиций, гражданского и правового поведения. Показатели: добросовестное вы-
полнение своего долга и обязанностей перед обществом и государством; стремление всегда соблюдать собственные принципы и убеждения; стремление к объективной оценке собственного поведения.
На основе анализа эмпирических результатов с учетом данных критериев и показателей нами выделены три качественно отличных уровня развития гражданственности и правовой культуры студентов: 1) низкий; 2) средний; 3) высокий. Характерная особенность низкого уровня - наличие у студентов опыта познания социальных ценностей, норм поведения, сформированного ближайшим окружением на уровне бытового эмпирического знания, а также ограниченность опыта социальных отношений и связей. Отличительные черты среднего уровня - наличие системных теоретических знаний основных концепций гражданственности, социальных ценностей, права, расширение опыта социальных отношений и связей. Высокий уровень характеризуется трансформацией теоретического и научного социального знания в убеждения, обретение собственных принципов жизнедеятельности, гражданской позиции, высокий уровень рефлексии обеспечивает субъектность в широких социальных отношениях и связях.
Каковы же уровни развития гражданственности и правовой культуры студентов? Обратимся к таблице.
Продуктивное формирование гражданственности и правовой культуры студентов предполагает создание в образовательной системе следующих педагогических условий:
организационно-педагогических - направленность образования на овладение основами культуры гражданского общества; повышение теоретико-методологической, методической и технологической компетентности педагогического коллектива вуза; обеспечение педагогической поддержки и педагогического сопровождения процесса самоопределение, саморазвитие и самореализация обучающихся;
Таблица
Сформированность уровней развития гражданственности и правовой культуры студентов
Уровни сформиров анности Г ражданственность Правовая культура
Самооценка Экспертная Итоговая Самооценка Экспертная Итоговая
Высокий в % 21,6 20 20,8 20,5 21 20,7
Средний в % 39,2 37 38,2 34,5 34 33,2
Низкий в % 39,2 43 41 46 45 46
Общий уровень в баллах 3,9 3,5 3,7 3,8 3 3,4
психолого-педагогических - воспитание у обучающихся чувства собственного достоинства, чувства профессиональной и образовательной свободы; воспитание стремления к самореализации не вопреки, а во благо общества и благодаря ему; стимулирование мотивов применения социальных знаний в учебно-профессиональной деятельности; смещение акцента на познающую деятельность, самоконтроль, самооценку, самоанализ, самокритику обучающихся; индивидуальная и групповая рефлексия мировоззрения и деятельности.
Среди большого количества факторов и условий формирований гражданской и правовой культуры юношества важнейшую роль играет личность педагога. Он - референтный взрослый, он реальный пример должного, убедительный образец реализации всего спектра функций взрослого человека. Однако его пример не всегда совпадает с позицией членов семьи юноши, - родители часто своими суждениями и оценками дискредитируют педагогов, ощутимо занижают их роль и социальный статус. Конечно, в после-
УДК 371.4
дние два десятилетия престиж педагогической деятельности в общественном мнении существенно снизился, а вместе с ним и значимость влияний педагогов на усвоение молодежью моральных и гражданско-правовых норм. Не выросла за эти же годы референтность и родителей с точки зрения гражданско-правового развития молодежи. Следовательно выход из сложившегося положения может быть найден только в совместном, заинтересованном взаимодействии семьи и педагогов, родителей и педагогического коллектива. Такое взаимодействие способно создать некую гражданско-правовую среду, в которой будут циркулировать общие, универсальные представления о норме, о должном, о границах социально-одобряемого поведения и отношений. Только в этом случае в самостоятельную, взрослую, социальную и профессиональную жизнь выйдет действительно зрелый, ответственный гражданин и специалист, воплощающий в своем поведении традиции и нормы гражданского общества, неравнодушный к перспективам жизни и развития своего народа, своей страны.
Литвинович Виктор Григорьевич
кандидат педагогических наук Минский государственный лингвистический университет, г. Минск, Беларусь
Шуп @yandex. т
КУЛЬТУРА МИРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье раскрывается значимость культурного обогащения в процессе социального развития личности. Автор утверждает, что воспитание молодежи должно иметь поликультурную основу.
Ключевые слова: социальное развитие, воспитание, педагогика, культура.
Стержневой проблемой социального развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью. Социальное самоопределение человека одинаково актуально для белоруса и россиянина, для жителя любой другой страны, но оно существенно зависит от социально-политической системы общества. Этому непрерывно меняющемуся по своему характеру процессу необходимы новые подходы к решению проблемы социализации подрастающего поколения, ибо демократические процессы, происходящие в обществе, которые с трудом набирают силу, и судьба которых ещё не определена, во многом зависят от социального развития детей и молодёжи, их возвышения до уровня понимания высших духовных достижений человечества.
Идёт постоянная связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда человек ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество даёт ему новые социальные предписания. Так на фоне социальной активности общественных институтов с одной стороны, и индивида, с другой, осуществляется принятие или отторжение личностью требований общества.
Ясно, что те общие положения молодежной политики, которые обозначены в документах ООН, не могут быть абсолютным эталоном для всех стран, ибо в каждой из них свои возможности и свои проблемы. Но есть тенденции в судьбах молодого поколения, которые переживает весь мир. Сегодняшняя молодежь - это первое поколение в новой истории, живущее не в условиях