Прокуратов А. А.
РАЗВИТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
РАЗВИТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Прокуратов Андрей Александрович, к.ю.н., доцент, прокурор Должанского района Орловской области, младший советник юстиции.
Место работы: кафедра уголовного права и процесса, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.
Аннотация: в соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание и защита прав и свобод обязанностью государства. Однако Россию сегодня нельзя считать правовым государством, равно как и права и свободы человека в реальности не стали высшей ценностью. Статья «Развитие прав человека в России переходного периода» посвящена анализу эволюции прав и свобод человека и гражданина в период формирования правового государства в нашей стране.
Ключевые слова: правовое государство, права и свободы человека, реформирование
DEVELOPMENT OF HUMAN RIGHTS IN RUSSIA OF A TRANSITION PERIOD
Prokuratov Andrew Alexandrovich, public prosecutor of Dolzhansky area of the Oryol region, the younger adviser of justice,Master of Law, lecturer. Place of work: Chair of
Criminal Law and Process, Yelets State Bunin University.
Annotation: According to the Constitution of the Russian Federation the person, his rights and freedom are the maximum value, and recognition and protection of the rights and freedoms is a duty of the state. However today it is impossible to consider Russia a legal state, so as the right and freedoms of the person in a reality have not become the maximum value. The article «Development of human rights in Russia of a transition period» is devoted to the analysis of evolution of rights and freedoms of a person and a citizen during the formation of a legal state in our country.
Keywords: a legal state, the rights and freedom of the person, reforming
Права человека - это наиболее значимая государственно-правовая форма объективизации конкретноисторических ступеней свободы. Каждый человек имеет прирожденное и неотъемлемое право на определенный объем благ, обеспечению которых должны содействовать общество и государство. Объем этих благ всегда определяется положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Резкая поляризация общества на различных этапах его развития, своеобразие цивилизаций не давала возможности правам человека обрести признак универсальности, основанный на принципе формального равенства, получить совребменное звучание.
Первым в отечественной практике документом, воплотившим широкий перечень прав и свобод человека, сформировавшимся под воздействием как законодательства демократических зарубежных государств, так и международных стандартов в сфере прав и свобод, явилась Конституция РФ 1993 года. В России не существовало демократических традиций, признания приоритета и значимости прав и свобод. Большим достоинством Конституции РФ 1993 г. является признание
естественной природы прав и свобод человека. В ч.2 ст. 17 провозглашается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержится широкий набор прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Их огромное влияние на общественное развитие, на признание свободы личности и ее достоинства показывает, почему важно знать истоки и корни тех ценностей, которые были рождены в борьбе, и для их утверждения было принесено столько жертв.
Российская Федерация провозгласила себя как демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Высоко оценивая значимость этих конституционных положений, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права и свободы человека в реальности не стали высшей ценностью. И это факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия.
Постараемся проследить те причины, создавшие трудности в формировании правового государства в России.
Среди основных причин, по нашему мнению, являются исторические традиции России, которые были несовместимы с демократией и свободой. В России господствовал системоцентристский подход во взаимоотношениях личности и власти. Идеи свободы и прав человека, всеобщего равенства и справедливости, получившие широкое распространение в государствах Европы и в США в XVII-XVIII вв. и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, не были чужды политической мысли России. Однако восприняты они были во второй половине XVIII в. (А. Н. Радищев, С. Е. Десницкий, Н. И. Новиков и др.). К сожалению, эти идеи не могли быть восприняты общественным сознанием народа, отсталого и безграмотного, задавленного крепостным правом и самодержавием, безграничной верой в «доброго царя»1.
Либеральные идеи в политико-правовой мысли России появились во второй половине XIX - начале XX в. Русские юристы и историки стремились осмыслить опыт Французской революции, корни которой были заложены в Реформации и Просвещении.. Идеи естественного права и правового государства, характерны для исследований Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, В. М. Гессена, Л. И. Петражицкого и др. Однако эти либеральные идеи замыкались в узкой среде профессионалов, они остались чуждыми общественному сознанию не только народных масс, но даже интеллигенции. Об этом горечью писал Б. А. Кистяковский: «Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала - личность, дисциплинированная правом и устойчивым правопорядком, и личность, наделенная всеми правами и свободно пользующаяся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции»2.
1 Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2007. С. 205.
2 Кистяковский Б.А. В защиту права // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1990. № 3.
І05
Бизнес в законе
3'2010
Режим, установленный после Октябрьской революции, отверг главные демократические ценности - свободу, господство права, права человека, правовое государство, явился определенным шагом назад. Авторитаризм, полное нивелирование индивидуальности и самобытности человека, отрицание его права на свободу выбора и самоопределения стали универсальными правилами новой жизни.
Последующий период, связанный с деятельностью Сталина, создал условия для окончательного разрыва с демократическими идеями прав и свобод личности и утверждения жестких тоталитарных начал. Безраздельное господство марксистской идеологии в годы советской власти в значительной мере способствовало утверждению в обществе лжеколлективистских начал. Рассматривая главное противоречие марксистской доктрины, Н. А. Бердяев отметил, что «марксизм не хочет видеть за классом человека, он хочет увидеть за каждой мыслью и оценкой человека класс с его классовыми интересами»3. Формально не отрицая прав и свобод граждан и даже включая их каталог в свои конституции, власть даже не пыталась обеспечить политическую свободу, плюрализм, возможность для каждого человека иметь свои мнения и убеждения. Преследование любых проявлений инакомыслия было органично для сложившегося политического строя и сохранялось долгие годы после ликвидации сталинского режима.
Важным переломным этапом в отношении прав человека и правового государства явилась перестройка. И хотя это были первые непоследовательные и противоречивые шаги по пути свободы, недооценивать их нельзя. Выдвижение идеи прав человека и правового государства было неизбежно для власти, объявившей о полном разрыве с тоталитарным прошлым. Однако у нее не хватило последовательности, подлинно демократических ориентиров и уважения достоинства человека как одного из основных слагаемых культуры.
Другой проблемой на пути создания правового государства является низкая правовая культура должностных лиц. Усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступление от права, она ярче всего проявляется в неуважении и пренебрежении правом. Наиболее наглядным доказательством этому является отношение к самой Конституции как некоему декору, необходимому в обществе, провозгласившем себя демократическим и правовым. Бюрократизация государственного аппарата, коррупция, нарушения прав человека - приметы современного правового нигилизма, охватившего все сферы общества.
Р. Иеринг стремление отстаивать свое право сопрягал с чувством достоинства личности. «Кто не чувствует, что в том случае, когда беззастенчиво нарушают и попирают его право, вопрос идет не просто об объекте этого права, но о его собственной личности, кто в подобном положении не испытывает стремления защитить себя и свое право, тот уже человек безнадежный...»4.
Приоритет прав человека и правового государства требует усилий всех граждан России, которые должны способствовать утверждению в своем обществе «идеи права». Необходимо подготавливать людей к «борьбе за право» как проявлению их гражданского долга, осуществлять пропаганду законодательства. Массовое практическое участие граждан в борьбе за утвержде-
3 Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 299.
4 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 3.
ние порядка, основанного на праве, - необходимое условие формирования правового государства.
Третья проблема формирования правового государства нам видится в ослаблении российской государственности, произошедшем в первое десятилетие реформирования общества. Это, безусловно, движение в сторону, противоположную обществу, основанному на праве. Разрушение тоталитарного государства не было подкреплено четкими представлениями о принципах создания нового демократического государства. Неприятие и негативное отношение к тоталитарному государству было распространено на государство вообще, что привело к его ослаблению, разрегулирован-ности его органов и механизмов. Была предана забвению простая истина, что без сильной государственности невозможно совершить коренную перестройку, формирование новых устоев общества - политических, экономических, социальных, нравственных. Поэтому реформированию подлежит прежде всего само государство, все его структуры. Только государство, действующее на принципах права, может стать одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, гарантом прав и свобод человека и удержать новые общественные процессы в границах права. Укрепление российского государства - неотложная задача сегодняшнего дня.
Правовая власть - это антипод тоталитаризма, способный обеспечить права и свободы личности, защитить ее достоинство. Успех формирования правового государства напрямую зависит от признания особой роли Конституции РФ. Статья 15 Основного закона провозглашает высшую юридическую силу Конституции и ее непосредственное (прямое) действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
Конституция предусматривает широкий спектр способов и механизмов защиты прав человека. К сожалению, многие из них пока еще работают крайне слабо. Совершенствование всех механизмов и процедур защиты прав человека - необходимое условие формирования правовой государственности. Государственная защита прав человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого всеми способами, не запрещенными законом. Апелляция к общественному мнению является важным средством, дополняющим государственные гарантии защиты прав человека.
Однако действия человека не должны идти вразрез с законами, установленными в обществе: нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу правоохранительных и других учреждений; публично оскорблять лиц, которые, по мнению индивида, отстаивающего свои права, виновны в их нарушении, создавать ситуации, представляющие угрозу для жизни и здоровья других людей. Недопустимы любые экстремистские действия, противоречащие нормальной жизнедеятельности общества.
Всеобъемлющей формой солидарности людей может быть только правовое государство, цель которого -защита прав и свобод человека, обеспечение его достоинства. Формирование такого государства требует продолжительного времени, политической воли, усилий всего общества.