Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через
экспериментирование
Выскорко Анна Александровна
ФГБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 477", г.
Новосибирск
Ключевые слова:
дошкольники, экспериментальная деятельность, познавательный интерес, опыты.
Аннотация: целью статьи является опыт реализации проекта «Неизведанное рядом» в образовательном пространстве ДОУ. В ходе реализации проекта воспитанники знакомятся со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.), формируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, формируется самостоятельность и ответственность, а так же эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Итогом реализации проекта является создание уголка экспериментирования в группе «Хочу все знать!». Ключевые слова: дошкольники, экспериментальная деятельность, познавательный интерес, опыты. Неизведанное рядом Расскажи — и я забуду Покажи — и я запомню Дай попробовать — и я пойму (Китайская пословица) В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско - творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Цели: 1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. 2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы. З.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Задачи: 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. 2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.). 3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. 4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. 5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 6. Привлечение родителей к совместной деятельности. Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы. Методы обучения: словесные, практические, наглядные. Сроки реализации: учебный год. Участники: • Дети • Родители •
Воспитатели Формы взаимодействия: 1. Формы образовательной работы с детьми: * Непосредственно образовательная деятельность; * Продуктивная деятельность; * Игровая деятельность. 2. Формы работы с родителями: * Консультации; * Буклеты. 3. Формы работы с педагогами: * Открытые занятия; * Консультации. Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности. Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Предполагаемый результат: 1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. 2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития. 3. Сформированность основ диалектического мышления. 4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду. 5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира. 6. Сформированность коммуникативных навыков. Перспективное планирование экспериментальной деятельности в средней группе. Месяц Неделя Тема Цель Сентябрь 1 неделя Мониторинг 2 неделя 3 неделя «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. 4 неделя «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность. Октябрь 1 неделя «СОРЕВНОВАНИЕ» Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. 2 неделя «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. 3 неделя «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. 4 неделя «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ» Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. Ноябрь 1 неделя 2 неделя «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?». Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Знеделя «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ» Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. 4 неделя «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» . Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами Декабрь 1 неделя «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?» Совершенствовать знания детей о снеге. 2 неделя «ГДЕ ЛУЧИКИ» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. 3 неделя «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания 4 неделя «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ» Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь - она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. Январь 1 неделя «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. 2 неделя «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. 3 неделя «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья. 4 неделя «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» Дать детям доступное объяснение происхождения осадков Февраль 1 неделя «ДРУЗЬЯ» . Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность 2 неделя «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?» Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. 3 неделя «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ». Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. 4 неделя
«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ» Дать детям представление об очистке воды Март 1 неделя «ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку. 2 неделя «ТАНЕЦ ГОРОШИН» Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. 3 неделя «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. 4 неделя «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. Апрель 1 неделя «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. 2 неделя «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК» Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. 3 неделя «ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» Познакомить со свойствами бумагии действием на неё воздуха; развивать любознательность. 4 неделя «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. Май 1 неделя «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. 2 неделя «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ» Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. 3 неделя «РАДУГА В КОМНАТЕ» Познакомить детей с природным явлением - радуга. 4 неделя «ЭФФЕКТ РАДУГИ» Воспитывать бережное отношение к природе. Организация использования метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Особую педагогическую значимость проектного метода заключается в следующем: -являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка; - это метод, идущий от детских потребностей и интересов; - проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.
Список литературы:
1. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. — Новосибирск: Сиб. Унив. Издательство, 2008 - 256 с. - (Играем)
2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002г.
3. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет — СПб.: Речь, 2011 - 64 с., илл.
4. Иванова А.И. Живая экология. М., 2006г.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2003г. 6. Кондратьева Н.Н. «Мы» программа экологического образования детей. СПб 2000г.
7. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4 - 6 лет: из опыта работы. Волгоград: Учитель, 2009. 130 с.
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999г.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2010. 128 с., ил. (Библиотека программы «Детство»)
10. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки М., 2002
11. Газета «Дошкольное образование»