педагогические науки
Зоткина Татьяна Анатольевна ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ...
УДК 378
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0059
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ
© 2019
Зоткина Татьяна Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Иностранных языков», аспирант Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (390000, Россия, Рязань, улица Сенная, 1, e-mail: e.bennet2016@yandex.ru)
Аннотация. Проблема диагностики познавательного интереса к изучению иностранного языка не является новой, но не теряет своей актуальности в современных педагогических исследованиях. Познавательный интерес — это стремление к овладению знаниями, активный поиск новых способов познания. Являясь важнейшей частью развития личности, познавательный интерес способствует интенсификации процесса обучения и воспитанияв высшем учебном заведении. Основная цель диагностики состоит в получении достоверных данных о наличии познавательного интереса курсантов, а также о его уровнях. Исследование показателей познавательного интереса к изучению иностранного языка дает возможность определить ключевые направления работы с курсантами при обучении иностранному языку, делает процесс обучения более эффективным. Анализ результатов диагностики позволил определить исходный уровень познавательного интереса курсантов к иностранному языку, выявить ведущие показатели познавательного интереса к изучению иностранного языка. Среди основных направлений работы по развитию познавательного интереса курсантов были выбраны два: эмоционально-познавательное и творческое. Была применена комплексная система методов и средств обучения, позволяющая эффективно формировать и развивать познавательный интерес курсантов к изучению иностранного языка. Выявлена положительная динамика развития познавательного интереса к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: познавательный интерес, диагностика, анкетирование, курсанты, иностранный язык, показатели, динамика, практические занятия, технологии интенсивного обучения, чтение.
COGNITIVE INTEREST DIAGNOSTICS OF CADETS
© 2019
Zotkina Tatyana Anatolyevna, senior teacher of the Foreign Languages department,
postgraduate student Academy of law and management of the Federal Penal Service of Russia (390000, Russia, Ryazan, Sennaya st. 1, e-mail: e.bennet2016@yandex.ru)
Abstract. The issue concerning the diagnostics of cognitive interest to foreign language learning is steel actual in modern pedagogical researches. The cognitive interest is aspiration to mastering knowledge, active search of new ways of perception. Being the most important part of personal development, the cognitive interest promotes an intensification of educational process in a higher educational establishment. The main objective of diagnostics consists in receiving reliable data about the existence of cadets' cognitive interest and its levels. The research of cognitive interest indicators to a foreign language learning gives the possibility to define the key courses of work with cadets when teaching a foreign language, makes this process more effective. The analysis of diagnostics results gives us the possibility to determine the initial level of cadets' cognitive interest to a foreign language learning, to reveal the leading indicators of this process. Among the main areas of work on development of cadets' cognitive interest two courses were chosen: emotional and informative - creative. The complex system of teaching methods and tutorials allowing to form and develop cadets' cognitive interest to a foreign language learning effectively was applied. Positive dynamics of foreign language learning cognitive interest development is revealed.
Keywords: cognitive interest, diagnostics, questionnaire, cadets, foreign language, indicators, dynamics, tutorials, intensive training technologies, reading.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными практическими и научными задачами.
Диагностика познавательного интереса - один из важнейших структурных элементов эффективного процесса обучения в высшей школе. Она позволяет выявить отношение курсантов к изучаемым дисциплинам, определить уровни развития познавательного интереса курсантов, а также определить условия его дальнейшего развития.
Чтобы грамотно организовать педагогический процесс преподавателю необходимо владеть набором методик, направленных на изучение этого процесса. Использование диагностической информации помогает сделать педагогический процесс осознанным, понятным и управляемым.
Поэтому диагностика познавательного интереса курсантов представляет собой одно из средств повышения-эффективности процесса обучения той или иной дисциплине, в данном случае иностранному языку.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что выбранная нами система диагностики познавательного интереса курсантов, рекомендации, данные нами по результатам исследования, могут быть использованы в работе преподавателейвысших учебных заведений.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которой основывается автор.
Многочисленные отечественные и зарубежные пси-
холого-педагогические исследования данной области подтверждают необходимость дальнейшего изучения методов и средств диагностики уровней познавательного интереса курсантов, а также их применения в практике обучения иностранному языку. Данный вопрос изучали: Балашова И.В. [1], Беляева Е.Б.[2],Волкова С.Л.[3],Иванова Е.А.[4], Коваленок Т.П.[5] и др. [6-8].
Проанализировав данные научные исследования, мы пришли к следующему выводу: в настоящее время среди исследователей нет единого мнения о применение конкретной диагностики познавательного интереса, которая соответствовала бы всем требованиям. Стоит отметить, что применяемые сегодня в педагогической практике методики, несоответствующие в полной мере требованиям, все же дают возможность педагогам определить исходный уровень знаний по той или иной дисциплине, их основательность или недостаток, темперамент, уровень освоения информации и многое другое.
Именно такие данные о каждом курсанте в учебной группе дают возможность оптимизировать формы, методы и средства обучения, а также корректировать работу, направленную на развитие познавательного интереса курсантов при обучении иностранному языку.
Формирование целей статьи.
Цель исследования - определить уровни развития познавательного интереса курсантов к иностранному языку.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Zotkina Tatyana Anatolyevna COGNITIVE INTEREST ...
pedagogical sciences
Исследование было проведено на базе Академии ФСИН России. В исследовании приняли участие курсанты первого и второго курсов юридического и экономического факультетов.
Методы исследования: анкетирование, метод сравнения.
В качестве основой методики исследования нами была использована методика Т.Л. Бухариной «Группировка учащихся по их интересам»[9].
Результаты исследования. На первом этапе исследования мы использовали предварительное анкетирование, чтобы определить как курсанты относятся к иностранному языку как к учебному предмету, необходимость его изучения в неязыковом вузе, планируют ли они использовать полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности. На втором этапе нашего эксперимента мы предложили курсантам ответить на вопросы двух анкет.
Анкета № 1 состояла из 10 вопросов, разработанных специально для курсантов юридического и экономического факультетов. Анкетирование помогло выявить мнение курсантов о данной дисциплине, её важности для будущей профессии, об оценках по иностранному языку, о трудностях, возникающих при изучении иностранного языка, об использовании иностранного языку в качестве средства, направленного на получение профессиональных знаний, т.е. использование литературы профессиональной направленности на иностранном языке, о наиболее эффективных формах самостоятельной работы.
Полученные данные были зарегистрированы и обработаны. Особое внимание было уделено вопросам под номерами: 2,3,4,6,8,9, которые отражали ведущие показатели познавательного интереса к изучению иностранного языка.
С помощью первого этапа анкетирования нам удалось определить уровень интереса курсантов к изучению иностранного языка, внести коррективы в свою работу во всех группах с учетом пожеланий курсантов т.е. использование интерактивных форм обучения, повышающих качество и интенсификацию процесса обучения, а также направленных на мотивацию обучения в вузе и развитие познавательного интереса курсантов.
Анкета № 2, состоящая из 12 вопросов, была направлена на установление достигнутого уровня познавательного интереса курсантов. В ней были представлены вопросы касающиеся самооценки курсантов относительно из знаний иностранного языка, уровня их удовлетворенности преподаваемой дисциплины, самостоятельной работы, чтения художественное и научной литературы. Вопросы под номерами 2,3,4,6,8,9,11,12 отражали основные характеристики познавательного интереса. С их помощью была определена динамика развития познавательного интереса курсантов к иностранному языку либо её отсутствие.
Таким образом, два этапа анкетирования позволили дифференцировать курсантов на группы согласно их уровню познавательного интереса; узнать мнение курсантов; определить условия необходимые для развития познавательного интереса к иностранному языку.
Полученные в результате анкетирования данные были статистически обработаны. см. Таблица 1 и 2.
Таблица 1 - Динамика показателей познавательного интереса к иностранному языку курсантов юридического факультета.
Учебная Юридический факультет
группа Первый курс Второй курс
Исходный уроЕень % Достигнутый уровень %
Экспернм. Контр, группа Экспернм. группа Контр, группа
группа
Устойчивый 2,4 1 30 8
интерес
Наличие 19 16 40 17
интереса
Отсутствие 78,6 83 30 75
интереса
Таблица 2 - Динамика показателей познавательного интереса к иностранному языку курсантов экономического факультета.
Экономический факультет
Учебная Первый курс Второй курс
группа Исходный уровень % Достигнутый урове нь%
Экспернм. группа Контр, группа Экспернм. группа Контр, группа
У ст о йчивьгй интерес 2,1 2 31 7
Наличие интереса 17 14 42 16
Отсутствие 80,9 84 27 77
Использование данной методики позволило нам получить исчерпывающую и объективную информацию о наличии познавательного интереса к иностранному языку у курсантов, а также проследить его динамику в процессе целенаправленной работы с ними.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к выводу, что среди ведущих показателей наличия познавательного интереса курсантов, можно назвать следующие:
- успеваемость по дисциплине;
- чтение дополнительной художественной и профессиональной литературы;
- степень трудности дисциплины;
- взаимоотношения с преподавателем;
- участие в конкурсах.
В связи с этим наша работа по развитию познавательного интереса к иностранному языку у курсантов 1 и 2 курсов юридического и экономического факультетов базировалась на двух направлениях: творческом и эмоционально-познавательном.
Среди необходимых условий развития познавательного интереса к иностранному языку можно назвать следующие: профессиональный уровень преподавателя, индивидуальный подход, активизация деятельности курсантов, исследовательский подход к преподаваемой дисциплине.
На практических занятиях по иностранному языку мы активно использовали технологии интенсивного обучения, контекстное обучение,чтение профессионально-ориентированных статей на иностранном языке, дополнительные материалы страноведческого характера [10].
Избранные нами методы и формы обучения способствовали совершенствованию знаний, умений и навыков иноязычной речевой деятельности, увеличению знаний в области будущей профессии, расширению общих знаний, что, в свою очередь, оказывало влияние на развитие познавательного интереса к иностранному языку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
¡.Балашова И.В. Развитие познавательного интереса студенто-вэкономических вузов на основе применения средств информационно-коммуникационных технологий: дис. канд. пед. наук. Вологда, 2009.-¡45 с.
2. Беляева Е.Б. Диагностика уровней развития познавательного интереса к иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № ¡-¡.;URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=19545 (дата обращения: 27.01.2019).
3. Волкова С. Л. Проблема развития познавательного интереса студентов к иностранному языку //Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010.№1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-studentov-k-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 27.01.2019).
4.Иванова Е.А. Комплекс средств педагогического руководства по формированию и развитию у студентов познавательного интереса к иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997 250 c.
5.Коваленок Т.П., КрыжановскаяИ.В. Типы профессиональной направленности и познавательные интересы студентов // Педагогика и психология образования. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/tipy-professionalnoy-napravlennosti-i-poznavatelnye-interesy-stu-dentov (дата обращения: 27.01.2019).
6.БолотскийА.А. Диагностика сформированности познавательной самостоятельности студентов // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 821-824.
7. Аксенова Г.И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов //Прикладная юридическая педагогика. 2008. № 1. С. 26-33.
228
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ...
Зоткина Татьяна Анатольевна
8.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971.
9.Бухарина Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса при выборе профессии: дисс. .канд. пед. наук. М.: 1983. 184 с.
10. Зоткина Т.А. Технологии интенсивного обучения как средство развития познавательного интереса курсантов образовательных организаций ФСИН России //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2017. — № 2(40).
С. 240-242.
Статья поступила в редакцию 30.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019