МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
погружения участников в проблематику реализуемого консультационного проекта включая собеседования, анализ личных дел и другие мероприятия.
«Обучающее консультирование можно рассматривать как форму внедрения знаний в экономическую деятельность, альтернативную такой традиционной форме, как обучение. Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный, «штучный» подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т.д. передаются менеджерам в общей форме и затем уже применяются ими на практике»[5].
В заключении необходимо отметить, что индивидуальная разработка учебных программ в рамках обучающего консультирования, позволит в большей степени реализовать научный потенциал субъектов образовательных услуг - ВУЗов Самарской области под потребности конкретной фирмы, тем самым повышая финансовую устойчивость образовательных учреждений и реализуя в полной мере потенциал научных школ Самарских ВУЗов, а предприятия региона получат доступ к новейшим теоретическим и практическим знаниям, повысят уровень компетенций персонала, что позволит выйти компаниям на качественно новый уровень развития.
Список использованной литературы
1. Грабоздин Ю.П. Сущность и специфика консультационных услуг [Текст] / Ю.П. Грабоздин // Вестник Самарского муниципального института управления, 2014. - № 2 (29). - С. 74-80.
2. Грабоздин Ю.П. Методика мониторинга ценностного восприятия клиентами консультационных услуг [Текст] / Ю.П. Грабоздин // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2014. - № 9(120).- С. 98-101.
3. Карсунцева О.В. Оценка и формирование конкурентоспособности промышленного предприятия как условие его конкурентоспособности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2007. 24 с.
4. Карсунцева О.В. Стратегические проблемы и задачи управления производственным потенциалом предприятий машиностроения // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 1(24).С.104-114.
5. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования: Учебно-практическое пособие. / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 68 с.
© Грабоздин Ю.П., 2016
УДК 330.1
М.Н Григорьев
к.т.н., профессор,
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»
им. Д.Ф. Устинова г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
С.А. Уваров д.э.н., профессор,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
СИСТЕМА "ПЛАТОН" КАК ПЕРВЫЙ ШАГ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
Аннотация
В статье рассматриваются инновационные подходы к совершенствованию системы "Платон" и организации на ее основе логистического управления дорожным движением, как на федеральных, так и на иных трассах на территории России. Предложенное ниже в значительной мере может быть использовано при организации транзитного движения в сопредельных с Россией государствах, заинтересованных в транспортном сотрудничестве с ней.
Ключевые слова
Логистика, инновации, информационная система, управление дорожным движением, взимание платы,
большегрузные автомобили.
Дорожная сеть любой страны является важной составляющей ее экономики. Особое значение дороги имеют для стран, обладающих большой территорией, значительным транзитным потенциалом, неравномерным распределение населения и природных ресурсов, агрессивными по отношению к дорожному полотну и транспортным средствам погодными условиями [1]. В полной мере все перечисленное выше относится к России. Движение транспортных средств, погодные и климатические воздействия на дорожное полотно приводит к его износу и повреждению, вызывает необходимость в ремонте. По материалам РИА Новости (обнародованы 15:58 08.12.2015) государство ежегодно тратит на дороги примерно 1 трлн. рублей, при этом ущерб, который наносят всем дорогам грузовики с перевесом, равняется 2,6 трлн. рублей. До настоящего времени расходы на дороги в значительной мере должны были обеспечиваться из транспортного налога и топливных акцизов, при этом большая их доля сегодня приходится на владельцев более чем 40 млн. легковых автомобилей, в то время как грузовики, общим числом менее 2 млн. в основном и разрушают дороги. При этом их владельцы из перемещения по дорогам практически в 100% случаев извлекают прибыль, чего нельзя сказать о большинстве владельцев легковых автомобилей. Приведенные факты стали базой обоснования целесообразности развертывания на территории России системы "Платон", предназначенной для взимания платы с большегрузных автомобилей за пользование дорогами общего пользования федерального значения. На текущий момент система "Платон" является крупнейшим информационно-телекоммуникационным проектом России, связанным с дорожным движением по ее территории. В ее состав входит Центр управления и мониторинга, включающий дата-центр, отвечающий требованиям соответствия уровня отказоустойчивости Uptime Institute Tier III, 138 Центров обслуживания пользователей (ЦОП), система мобильного контроля (СМК) из 100 автомобилей, 481 рамки системы стационарного контроля (ССК), более 500 терминалов самообслуживания, 149 тыс. терминалов партнерской платежной сети QIWI, геоинформационная система, автоматизированная система расчетов, колл-центр, сайт, бортовые устройства (БУ), маршрутные карты.
Кратко остановимся на двух последних. Применяемое сегодня БУ 1201 включает в свой состав коммуникационный модуль, работающий по системам GSM/GPRS, и навигационный блок, использующий данные систем ГЛОНАСС/GPS[2,3]. Маршрутная карта используется при отсутствии бортового устройства, представляет собой документ, формируемый владельцем транспортного средства на основании планируемого маршрута, и являющийся основанием для расчёта платы за движение по федеральной сети дорог в счет возмещения ей вреда.
Оформление маршрутной карты возможно в ЦОП, через терминалы самообслуживания, а также в личном кабинете на сайте системы "Платон".
Приведенные факты свидетельствую о значительном информационно-коммуникационном потенциале системы "Платон".
Разноплановый логистический анализ [4,5,6,7,8,9,] показывает, что использование системы "Платон" исключительно для решения фискальной задаче по взиманию платы, величина которой определяется путем умножения фиксированной ставки на расстояние, пройденное грузовиком, является принципиально не эффективной для экономики России. В рамках уже созданной инфраструктуры можно собирать более справедливым и целесообразным путем средства на обслуживание федеральных дорог, например, увязывая
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
ставку с весом перевозимого груза. Кстати, название системы "Платон" по широко распространенному мнению является сокращением от словосочетания "плата за тонны". Однако сегодня вес перевозимого груза не учитывается, что в ближайшее время спровоцирует расширение использования малотоннажных грузовиков. Это, в свою очередь, увеличит их количество на дорогах и снизит и без того невеликую их пропускную способность, особенно, в часы пик. Таким образом, действие системы будет направлено на снижение эффективности перевозок и одновременно, на уменьшение величины собираемой платы.
В отличие от существующего порядка, учет веса перевозимого груза, а в идеале, его значимости для экономики страны, включение в комплекс услуг, предоставляемых системой "Платон", страхования грузов и транспортных средств позволит ее использовать как эффективный регулятор экономических процессов, как в стране, так и в регионах. Например, путем предоставления льгот на определенных трассах для определенных грузов, перевозчиков и типов транспортных средств можно воздействовать на местную экономику.
Несомненно, действующий в системе тариф должен учитывать скорость перемещения транспортного средства на дороге, которая определяется мощностью его двигателя и манерой вождения водителя. Первое заложено в технических характеристиках грузовика, а второе может быть получено [10,11,12] из бортового устройства путем обработки сигналов ГЛОНАСС/GPS или с помощью рамок системы стационарного контроля. Причем для каждой трасы с учетом ее технических характеристик может назначаться оптимальный режим движения, обеспечивающий ее максимальную пропускную способность при минимальной нагрузке на дорожное полотно, о котором водитель может информироваться, например, с помощью [13,14,15,16,17]. Соблюдение оптимального режима движения по трассе снижает тариф за ее использование, отклонение от него - повышает. Таким образом, грамотное вождение грузовика стимулируется рублем, что, несомненно, повысит безопасность движение и может быть учтено при страховании груза и транспортного средства в рамках системы "Платон". СМК и ССК системы "Платон" могут использоваться для контроля соблюдения правил дорожного движения (ПДД) на федеральных трассах, нарушения будут учитываться при назначении индивидуальных коэффициентов для водителей и транспортных при определении условий страхования и тарифа за движение по методу медленного уменьшения и быстрого нарастания, с тем, чтобы сделать нарушение экономически невыгодным.
При использовании переменного тарифа целесообразно принимать во внимание конкретные условия движения, учитывающие особенности погоды, времени суток, загруженности трассы, например, высокая температура воздуха, снижающая летом прочность асфальта, должна приводить к увеличению тарифа за движение летом в полуденные часы, а перемещение ночью - снижать в этих условиях тариф. Высокий коммуникационный потенциал системы "Платон" позволяет информировать об этом водителей и владельцев транспортных средств, например, с помощью [18,19,20,21,22,23,24].
Начальный этап внедрения системы "Платон" вызвал бурную и зачастую весьма справедливую критику, как самой системы, так и ее создателей и владельцев. Авторы видят своей целью не присоединиться к их многочисленному сообществу, а подтолкнуть всех заинтересованных лиц к поиску вариантов совершенствования системы "Платон" не столько как фискальной системы, направленной на получение средств для эксплуатации федеральных дорог, а как системы, организующей перевозку грузов по дорогам страны оптимальным для всей России и ее соседей способами. При этом выгоды от функционирования системы должны получить участники дорожного движения, владельцы грузов, владельцы самой системы, конечные пользователи перевозимых товаров и продуктов, жители территорий, по которым проходят трассы, окружающая нас природа, не следует забывать и об интересах наших соседей. При первом взгляде на проблему она кажется не разрешимой, однако нашими предками было сказано, что дорогу осилит идущий. Для того чтобы это произошло надо переключить активность всех заинтересованных лиц на поиск путей гармонизации интересов государства, бизнеса, социума, то есть людей и организаций, деятельность которых затронуло внедрение системы "Платон". По мнению авторов, не следует воспринимать систему "Платон" как нечто единожды данное, неизменное и прекрасное в своем совершенстве. Это первый шаг, система обладает
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
значительным созидательным потенциалом, в какой мере он будет реализован на благо страны, зависит от всех нас. Путеводной звездой для ее совершенствования может стать объединение достижений логистики и управления цепями поставок.
Список использованной литературы:
1. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Роль евразийских транспортных коридоров в формировании пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР// Инновационная наука. — 2015. — № 111. — С. 66 - 69.
2. Мищенко И.Н., Волынкин А.И., Волосов П.С., Григорьев М.Н. Глобальная навигационная система «НАВСТАР» //Успехи современной радиоэлектроники. —1980. — № 8. — С. 52 - 83.
3. Шебшаевич В.С., Григорьев М.Н., Кокина Э.Г., Мищенко И.Н., Шишман Ю.Д. Дифференциальный режим сетевой спутниковой радионавигационной системы //Успехи современной радиоэлектроники. -1989. - № 1.
- С. 5 - 32.
4. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Сер. Disciplinae. - М., 2006 - 463с.
5. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии. - СПб., 2006 - 368с.
6. Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика. Учебник для бакалавров по направлению "Менеджмент" (3-е изд., перераб. и доп.) Сер. Бакалавр. Базовый курс, - М., 2012 - 825с.
7. Григорьев М.Н., Уваров С. А. Логистика. Базовый курс. Учебник для бакалавров по направлению "Менеджмент" (2-е изд., испр. и доп.) Сер. Бакалавр. - М., 2012 - 818с.
8. Григорьев М. Н., С. А. Уваров. Логистика. Краткий курс лекций: учебник по направлению "Менеджмент".
- М., 2012 - 200с.
9. Григорьев М.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для студентов (2-е изд., перераб. и доп.). Сер. Бакалавр. Углубленный курс. - М., 2012 - 480с.
10. Сергеев В.И., Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика: информационные системы и технологии. - М., 2008 - 608с.
11. Григорьев М.Н. Уваров С. А Информационные системы и технологии в логистике. - СПб., 2006 - 232с.
12. Григорьев М.Н. Современные электронные системы поддержки принятия решений по управлению товарными запасами. - СПб., 2004 - 156с.
13. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система для обслуживания транспортной коммуникации, патент на изобретение RUS 2141690 24.03.1998 1
14. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система, патент на изобретение RUS 2133508 26.01.1998
15. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система для передачи информации, патент на изобретение RUS 2158967 03.07.1998
16. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система распространения информации, патент на изобретение RUS 2121169 15.10.1997
17. Андреев А.А., Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Информационная система, патент на изобретение RUS 2167453 28.09.1998
18. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система визуального воспроизведения информации, патент на изобретение RUS 2133056 19.01.1998
19. Андреев А.А., Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Способ передачи сообщений в системе массового информирования населения с помощью табло визуализации, патент на изобретение RUS 2190258 29.04.1999
20. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система визуального воспроизведения рекламной информации, патент на изобретение RUS 2129309 28.05.1997
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
21. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Система распространения визуальной рекламы, патент на изобретение RUS 2148860 28.04.1998
22. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б Система визуального воспроизведения информации с дистанционным управлением, патент на изобретение RUS 2133496 19.01.1998
23. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Система распространения информации, патент на изобретение RUS 2134457 04.08.1998
24. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система распространения визуальных сообщений, патент на изобретение RUS 2138083 15.06.1998
© Григорьев М.Н, Уваров С.А., 2016
УДК 33
М.А. Гуреева
К.т.н., доцент АНО ВО "РосНОУ" г. Москва, Российская Федерация
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
В статье рассмотрено состояние научно-технической безопасности России на современном этапе, как составляющей экономической безопасности государства в целом. Представлен анализ состояния пяти взаимосвязанных секторов российской науки, показан роль науки в переводе российской экономики на инновационный путь развития.
Ключевые слова
Экономическая безопасность, структурные элементы экономической безопасности, научно-техническая безопасность, сектора российской науки, инновационное развитие экономики.
Составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: научно-техническая (технологическая), технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая, экологическая, информационная и продовольственная составляющие (рис. 1) [1, 2].
Научно-техническая составляющая экономической безопасности обусловливает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках наукоемкой (высокотехнологичной) продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в минимально короткие сроки новейших технологических решений, предопределяющих прорывы в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства.
12345678
Рисунок 1 - Структурные элементы экономической безопасности государства: