УДК 338.45: 678.5;470.43
РАЗВИТИЕ ПОЛИМЕРНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА НА БАЗЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
С.Ю. Ягудин, Л.Ю. Дубов
Описаны преимущества кластерного подхода перед классическими методами управления развитием промышленности на уровне региона. Показана необходимость разработки комплексной стратегии устойчивого развития территориально-отраслевого кластера конкретного региона. Определены основные направления и меры повышения эффективности развития полимерного комплекса на примере Самарской области.
Ключевые слова: региональный полимерный комплекс, кластерный подход, стратегия развития.
ВВЕДЕНИЕ
Для выживания и развития региона и бизнеса в новых условиях на смену устаревшим подходам должны прийти новые технологии управления региональным развитием, адаптированные к применению в обществе, вооруженным знаниями и последними достижениями экономики и гуманитарных наук.
Новые подходы предполагают косвенное воздействие на промышленное развитие через создание условий для развития бизнеса. Кластерный подход — один из них.
Под кластером понимают сеть поставщиков, производителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости [1].
Кластерами также называют локализованные на определенной территории межотраслевые образования, включающие в себя всю цепочку взаимосвязанных видов деятельности от производства до конечного продукта и сферы услуг. Для современной экономики характерны разветвленные сети предприятий, работающих в кооперации друг с другом, такие образования дают синергетический и мультипликативный эффекты. Кластерные инициативы могут составить новый вектор качества экономического роста в крупных промышленно развитых российских регионах с высокой концентрацией обрабатывающих производств. Анализ зарубежного опыта показывает, что именно в рамках кластеров наиболее эффективно решаются задачи,
связанные с обеспечением конкурентоспособности предприятий. В практическом плане такой подход важен в первую очередь тем, что дает возможность сформировать и реализовать крупные межотраслевые и межрегиональные инвестиционные и инновационные проекты национального значения.
Развитие кластеров дает ряд преимуществ. Увеличивается число налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории. Улучшается кадровая инфраструктура; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки.
Развитие кластеров сконцентрирует усилия бизнеса и органов государственной власти на развитии и создании новых высокотехнологичных секторов производства. В этой связи приоритетной представляется задача создания национальной системы поддержки развития экономических кластеров и формирования соответствующей институциональной среды. Перспективные экономические кластеры должны формироваться при серьезной поддержке государства в тех регионах-локомотивах, где имеется значительный промышленный и научный потенциал.
Существует ряд условий, которые могут как способствовать, так и препятствовать развитию
кластеров в России. Специалисты относят к позитивным условиям следующие: существование технологической и научных инфраструктур; психологическая готовность к кооперации. К сдерживающим факторам развития кластеров относят: низкое качество бизнес-климата, низкий уровень развития ассоциативных структур (торговых палат, промышленных ассоциаций), которые не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов и интересов регионального бизнеса; краткосрочный горизонт планирования — реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5—7 лет [2].
Последний факт заставляет обратить внимание на вопрос о масштабе управления региональным развитием. Когда масштаб ограничен четырьмя годами (предвыборный цикл), то говорить о какой-либо долгосрочной стратегии невозможно. Следовательно, говорить об успешной реализации проектов по специальному стимулированию кластеров можно только при наличии региональной стратегии. Развивать кластер в отрыве от развития региона в целом неэффективно. Недаром один из основоположников кластерного подхода М. Портер в своей методике в качестве одного из наиболее важных факторов для успешного развития кластера называет наличие устойчивой стратегии [3].
Для успешной реализации региональные стратегии и стратегии развития отдельных кластеров должны быть взаимно согласованы. При разработке региональной стратегии надо учесть, какие ключевые точки роста существуют в регионе, и что могут дать различные группы интересов для развития этих ключевых точек роста. В то же время при выявлении перспективных кластеров и при планировании их развития обязательно должны быть учтены рамки региональных стратегий. В современных условиях речь идет не столько о том, что необходимость развития определенного кластера должна быть прописана в региональной стратегии, а о том, что должен существовать консенсус между деловыми и административными элитами региона о необходимости развития кластера.
В связи с этим региональное экономическое развитие на основе стимулирования кластеров предполагает инициативу и совместные усилия бизнеса и администраций. Роли, которые должны играть администрации и бизнес при развитии отраслевых кластеров, разные, но взаимодополняющие. Роль администрации может состоять в поддержке и инициировании процессов активации кластеров. Региональные администрации практически всегда сильно вовлечены в деятельность бизнеса. Бизнес же часто оказывает сильное влияние на администрацию. Поэтому особенно важно участие администрации в кластерных совещаниях и принятии решений, касающихся развития клас-
теров. Существует высокоэффективный способ стимулирования кластеров, который есть у администраций, этот инструмент — целевые программы. Они могут оказать существенное влияние на развитие кластера. Администрация может проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами развития кластера, а также заниматься урегулированием различных вопросов кластера между другими уровнями власти.
1. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИМЕРНОГО КОМПЛЕКСА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В основу кластерной политики положен учет особенности развития конкретного региона, а именно: сферы деятельности, составляющие основу перспективной специализации экономики региона и имеющие высокий потенциал роста и конкурентоспособности. Так, в Самарской области наиболее мощными и конкурентоспособными секторами являются автомобилестроение, авиационно-космический комплекс и нефтехимия. Именно в них формируются кластеры, ядром которых становятся крупные промышленные предприятия. При этом в регионе располагается третья в мире по величине и единственная в стране двухядерная Самарско-Тольяттинская агломерация. Здесь сосредоточено более 80 % промышленного производства области, 70 % инвестиций и 90 % товарооборота, сложились мощные производственные, научно-технические, проектные и образовательные комплексы. Данные преимущества должны быть использованы, что будет способствовать распространению инноваций.
Самарская область входит в пятерку наиболее развитых регионов страны. Стратегия развития области строится на основе формирования высокотехнологичных кластеров. Область стала одним из первых субъектов РФ, принявших для управления своим стратегическим развитием кластерный подход [4].
Применение кластерного подхода в управлении отдельным регионом в современных условиях позволит повысить эффективность его функционирования и выступит гарантом устойчивого развития в перспективный период.
Потенциал развития кластера в промышленности Самарской области представлен на рис. 1.
В основе выявления кластеров лежит соотносительная оценка масштабов и степени концентрации производства в отдельных секторах экономики и оценка интенсивности и направления динамики их развития.
На основе представленных данных (см. рис. 1) к одним из конкурентоспособных в Самарской области следует отнести нефтегазохимический территориально-отраслевой кластер, в который в ка-
Рис. 1. Характеристика потенциала развития кластеров в промышленности Самарской области (диаметр круга = объем производства отрасли в 2004 г. в действующих ценах)
честве подкластера входит химическая и нефтехимическая промышленность области.
Нефтехимический кластер предполагается развивать на основе существующего на территории Самарской области производственного комплекса, так как практически все основные производства химической и нефтехимической промышленности области преодолели кризисный период (до 1998 г.) и сегодня характеризуются динамичным развитием.
Основное направление развития химического комплекса связано с тем, что оно выступает одним из направлений структурной перестройки промышленности области на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечивающей интенсификацию развития сельского хозяйства, строительства, отраслей машиностроения, а также удовлетворение потребности в товарах для населения.
В нефтехимическом кластере области (рис. 2.) предполагается реализация крупных стратегических проектов, один из которых состоит в организации производств новых полимерных материалов.
Особенно важна в рассматриваемом кластере высокоразвитая инфраструктура, которая выступает одним из конкурентных преимуществ Самарской области, способствует развитию ведущего сектора в структуре экономики региона — промышленного производства (в том числе и нефтехимического), обеспечивает значительную концентрацию на территории области крупных российских и зарубежных компаний, способствует высокому инновационному потенциалу и развитию инновационной деятельности. К ее основным элементам относятся:
— предприятия по транспортировке нефти, газа, нефтепродуктов, аммиака, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный транспорт;
— предприятия сервисных услуг;
— экологическая, финансовая, инвестиционно-инновационная, образовательная, научно-техническая инфраструктура и др.
В целях дальнейшего развития указанного нефтехимического кластера в 2006 г. ОАО «НИИТЭХИМ» было проведено исследование, посвященное проблеме создания и дальнейшего развития поли------------------------------------------149
Рис. 2. Структура нефтехимического подкластера Самарской области
мерного комплекса в Самарской области, который, в свою очередь, входит как составная часть в нефтегазохимический комплекс рассматриваемого региона.
Основная цель разработки стратегии состоит в повышении уровня конкурентоспособности полимерного комплекса (и в целом нефтегазохимического) на основе инновационного развития материально-технической базы, обеспечивающей его устойчивое эффективное функционирование и максимальный вклад в решение социально-экономических проблем региона и страны.
Основные предпосылки формирования и развития полимерного комплекса в Самарской области по сравнению с другими регионами:
— наличие емких рынков химической продукции в области и соседних регионах России;
— наличие значительных ресурсов углеводородного сырья в связи с выраженной специализацией региона в нефтепереработке;
— высокая концентрация научного, образовательного и производственно-технического потенциала;
— благоприятное географическое расположение;
— наличие трудовых ресурсов с высокой экономической активностью населения, развитая инфраструктура и др.
Несмотря на наличие стимулирующих факторов развития полимерного комплекса, существует ряд системных проблем в Самарской области, а именно:
— неполная загрузка мощностей по пластпере-работке из-за дефицита сырьевых ресурсов и недостаточного спроса на отечественном рынке, а
также вследствие низкого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции;
— низкий удельный вес прогрессивных видов синтетических смол, а также отставание области от отечественных и зарубежных производителей по их марочному ассортименту;
— недоиспользование производственного потенциала по нефтепереработке и переработке попутного нефтяного газа.
2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОИЗВОДСТВ НОВЫХ ВИДОВ ПОЛИМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ
При обосновании развития производства новых видов полимерной продукции были рассмотрены следующие варианты: олефиновое направление — организация производств по пиролизу с получением этилена, пропилена, бензола, бутилендиви-нильной фракции, а также на базе полученного сырья развитие полиолефинового, полиолефи-но-полиуретанового и полиолефино-полиурета-но-гликолевого комплексов; направление производства ароматических продуктов — производство бензола, параксилола, терефталевой кислоты, по-лиэтилентерефталата и ортоксилола.
Из всех рассматриваемых вариантов рекомендуется создание полиолефино-полиуретано-гли-колевого комплекса. Данный вариант по экспертной оценке в наибольшей степени отвечает потребностям рынка.
Производимая ими продукция будет использована по ряду направлений:
• линейный полиэтилен — для производства полимерных пленок различного назначения, тары и упаковки из полимерных материалов;
• полипропилен — преимущественно для изготовления изделий производственно-технического назначения;
• простые полиэфиры — для производства мягких полиуретанов для автомобильной промышленности, изготовления мебели и жестких полиуретанов для использования в строительстве;
• полистирол — в качестве конструкционного материала для производства листов, тары, упаковки;
• этиленгликоль — для производства антифризов и полиэтилентерефталата для полиэфирного волокна и полимерной тары.
В результате анализа современного состояния и перспективного развития рынка полимерной продукции Самарской области прогнозируется рост спроса на «конечные» виды продукции, такие как изделия пластпереработки. Самарская область полностью обеспечит собственную потребность по таким полимерам, как полиэтилен, полипропилен, полистирол, поликарбонаты, полиамиды и пенополиуретан. В свою очередь, дефицитными
продуктами в области останутся поливинилхлорид и полиэтилентерефталат.
Основные результаты, достигаемые реализацией строительства и развития комплекса, следующие:
— создание новых 5,8 тыс. рабочих мест;
— обеспечение собственными ресурсами сырья производства изделий из полимерных материалов, увеличение объемов их выпуска и расширение ассортимента путем повышения эффективности использования ресурсов нефтяного сырья в направлении создания продукции с высокой добавленной стоимостью;
— повышение конкурентоспособности полимерной продукции на внешнем и внутреннем рынках, обеспечение изделиями производственно-технического и потребительского назначения потребности региона и близлежащих областей, сокращение объемов импорта;
— развитие и укрепление нефтехимического кластера региона;
— повышение вклада продукции полимерного комплекса области в реализацию приоритетных национальных проектов;
— решение ряда экологических проблем благодаря увеличению объемов потребления полимеров, что приведет к сокращению потребления традиционных материалов (например, древесины) и лакокрасочных продуктов;
— внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;
— внедрения современных стандартов качества производимой продукции на предприятиях; улучшение социально-экономических условий работников и повышение качества жизни населения области.
Организационно-экономические меры и условия реализации Стратегии развития полимерного комплекса
Развитие системы частногосударственного партнерства
Совершенствование нормативноправовых актов:
- на федеральном уровне;
- на региональном уровне
Формирование и развитие нефтегазохимического территориально-отраслевого кластера
Формирование инфраструктуры инновационной деятельности:
— технопарки;
- центры трансферта технологий;
— инновационно-технологические центры;
- биржи высоких технологий
Развитие малого предпринимательства
Рис. 3. Меры и условия, обеспечивающие устойчивое развитие полимерного комплекса
3. МЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ПОЛИМЕРНОГО КОМПЛЕКСА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Для эффективной реализации предложений, разработанных в Стратегии развития полимерного комплекса, необходимо внедрение комплекса мер в области ресурсного обеспечения — инвестиционно-инновационного, сырьевого и кадрового.
На основании стратегии развития полимерного комплекса предложены организационно-экономические меры и условия, обеспечивающие достижение целевых задач и прогнозных параметров развития, представленные на рис. 3. Реализация и обеспечение представленных мер и условий обеспечит устойчивое развитие полимерного комплекса данного региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение кластерного подхода в управлении отдельным регионом и промышленным производством в современных условиях позволит повысить их эффективность и выступит гарантом устойчивого развития. Перспективные экономические кластеры (в данном случае, нефтехимический в Самарской области) должны формироваться при серьезной поддержке государства в тех регионах-локомотивах, где имеется значительный промышленный и научный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием // Компас промышленной реструктуризации. — 2003. — № 3. Режим доступа: http://www.compass-r.ru/magaz/3-2003/1-3-2003.htm.
2. Лозинский С., Праздничных А. Конкурентоспособность и отраслевые кластеры: новая повестка дня для российского бизнеса и власти // Мир Стройиндустрии. — 2003. — № Февраль.
3. Портер М.Э. Конкуренция. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. — 495 с.
4. Сахаров Ю. Регион — локомотив роста // Эксперт. — 2007. — № 21. —С. 108—109.
Статья представлена к публикации членом редколлегии Р.М. Нижегородцевым.
Ягудин Семен Юрьевич — д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), e-mail: [email protected],
Дубов Леонид Юрьевич — науч. сотрудник,
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), ®(495) 332-04-19; e-mail: [email protected].