доминанты, многоукладности экономики, а также технологическим обновлением промышленного производства.
4. Инновационная институализация. Формирование благоприятной институциональной инновационной среды через создание системы формальных и неформальных инновационных институтов.
5. Поддержка науки. Формирование системы поддержки (прежде всего, финансирования) НИОКР и научных организаций.
6. Инновационная кластеризация экономики региона. Разработка программ развития инновационных кластеров в регионе.
7. Инноватизация культуры. Формирование инновационной культуры в регионе на всех его уровнях.
8. Инфраструктурная плотность. Построение «плотной» инновационной инфраструктуры, реализующей на практике все возможные и эффективные ее формы.
9. Развитие малого бизнеса. Развитие малого и среднего инновационного и промышленного предпринимательства.
10. Развитие венчурного сектора. Развитие венчурного финансирования и предпринимательства.
11. Развитие всех форм сотрудничества. Обеспечение сотрудничества между частными компаниями и научными организациями, властью, бизнесом и обществом т.д.
12. Информатизация региона. Развитие информационной среды: информационных баз, коммуникационных каналов и средств связи в регионе.
13. Инноватизация образования. Поддержка и модернизация системы образования, восстановление и обновление его материально-технической базы.
14. Интеграция науки и образования. Интеграция организаций образовательного и научного профилей с целью повышения уровня подготовки специалистов.
15. Применение эффективных форм финансово-кредитного обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов реального и финансового секторов региональной экономической системы.
Рассмотренные принципы призваны обеспечить повышение эффективности принимаемых решений при разработке инновационной политики региона. Они должны получить свое содержательное наполнение в процессе достижения согласования целей, результатов, используемых средств и баланса приоритетов между всеми основными заинтересованными сторонами и проведения необходимых специальных исследований особенностей кластеризации и инновационных процессов в регионе.
Литература
1. О производстве валового внутреннего продукта (ВВП) во втором полугодии 2008 года / Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/lssWWW.exe/Stg/d040/79.htm
2. Слука Н. Глобальные города // Эксперт. — 2008. — № 15. — С.68-74.
3. Портер М. Конкуренция.- М: Изд. дом «Вильямс», 2002.
4. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестник КРСУ. — 2002. — № 3.
5. Егорова Н.Е. Маренный М.А. Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса // Финансовый менеджмент. — 2002. — №2.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Н.И. Закиров,
аспирант Академии управления «ТИСБИ» (г. Казань), ведущий специалист Государственной некоммерческой организации«Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан»
В статье рассматриваются формы и способы обеспечения развития инновационной деятельности Республики Татарстан. Раскрывается роль и взаимодействие государства, бизнеса и науки в традиционно-инновационном развитии экономики региона. Обосновывается эффективность применения кластерного подхода для развития инновационной сферы и инновационной инфраструктуры, выявляются тенденции их дальнейшего развития в современных условиях.
Ключевые слова: традиционно-инновационное развитие, инновационная деятельность, инновационный потенциал, особая экономическая зона, нефтегазохимический кластер, машиностроительный кластер, энергетический кластер, 1Т-кластер, инновационная инфраструктура, государственная инновационная политика.
Идея устойчивого традиционно-инновационного развития содержится в стратегиях большинства российских регионов. Однако факторы, способствующие их реализации, складываются лишь в отдельных субъектах федерации. Наиболее адекватным стратегическим выбором для большинства регионов является либо стратегия капитализации, либо стратегия формирования конкурентоспособных региональных кластеров.
Правительство республики использует стратегию традиционно-инновационного развития экономики региона с формированием новой структуры экономики территорий в соответствии с реальными потребностями производства и развитием предпринимательства, здоровой конкуренции и сбалансированного регионального рынка.
Развитию инновационной сферы способствует высокий инновационный потенциал предприятий Республики Татарстан, финансовая поддержка их со стороны государства, а также формирование четкой законодательной базы, регулирующей и стимулирующей инновационную деятельность. Активные научные разработки, доказывающие, что государственные инвестиции в инновационное развитие — это лишь частное решение проблем роста экономики за счет инноваций. Необходима активная инновационная деятельность предприятий, для чего должны быть сформулированы и задействованы экономические мотивы инновационного развития хозяйствующих субъектов [1, 2].
Создание конкурентной среды в сфере инноваций — наиболее подходящая платформа инновационного процесса. Толь-
ко конкуренция может мобилизовать творческие способности человека, инициировать его новаторскую деятельность. Следовательно, для развития этого процесса необходимо создать рыночную модель национальной инновационной системы и, прежде всего, рынка новых технологий и рынка специалистов-новаторов.
Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах.
Новая логика производства в республике — гибкая специализация, основанная на применении в традиционных видах производств инноваций, способствующая динамичному развитию региона.
Татарстан сегодня — один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации. Промышленный, научный, сырьевой потенциал республики обеспечивает дальнейший экономический рост существующих и зарождающихся кластеров в нефтегазохимической области, автомобилестроении, энергетике, информационной и мультимедийной области, авиастроении, образовании, лесопромышленной и агрономической отраслях и многих других развивающихся областях экономики республики, повышая конкурентоспособность производства, качества и уровня жизни населения.
Мировой финансово-экономический кризис выявил уязвимость ряда традиционных отраслей экономики региона и в то же время показал эффективность инноваций, которые требуют широкого взаимодействия и кооперации науки и производства, различных регионов и государственно-властных структур. При
взаимодействии традиционного и инновационного процесса развития экономики региона можно создать основу национальной конкурентоспособности.
Республика Татарстан располагает мощным интеллектуальным потенциалом. В республике действуют Академия наук, свыше 35 высших учебных заведений, технопарки и инновационно-технологические центры, крупные отраслевые НИИ и КБ и другие объекты инновационной инфраструктуры [3].
Рассматривая конкурентоспособность региона как место субъекта в национальной экономике относительно других, определяемое наличием на его территории конкурентоспособных отраслей, предлагается определять региональную конкурентоспособность как положение региона, обусловленное существованием и развитием на его территории различных видов традиционно-инновационных кластеров [4].
К числу приоритетных отраслей развития экономики Татарстана относятся химия и нефтехимия, машиностроение, информатизация, электроэнергетика, авиастроение, связь и другие высокотехнологичные отрасли.
Республика Татарстан динамично развивается особенно в последние 10 лет, о чем свидетельствуют темпы роста по основным макроэкономическим параметрам. Экономический рост республики во многом определяется состоянием промышленности, на развитие которой используется почти третья часть инвестиций, вкладываемых в экономику. В общем объеме промышленного производства в целом за 2008 г. по Российской Федерации Республика Татарстан составляет 3,4% (7 место среди регионов России) и 5,5% по инновационной продукции (5 место среди регионов России)[5].
Динамика продаж инновационной продукции в РТ, тыс. руб.
По объему инвестиций в основной капитал Республика Татарстан находится на 1-ом месте среди субъектов Приволжского Федерального округа и на 6-ом месте среди регионов Российской Федерации.
Приоритетами государственной инвестиционной политики определены направления вложения инвестиций на модернизацию производства и его структурную перестройку, повышение конкурентоспособности промышленности и ускоренное инвестиционное развитие важнейших секторов экономики, прежде всего, создание инновационных производств.
Массовое производство предыдущего столетия, которое базируется на вертикальной интеграции, использовании преимущественно машинного оборудования и правил работы, предусматривающих жесткую иерархию и детальное разделение труда, достигло своего критического уровня. Рынки стандартных товаров уже насыщены. Теперь потребителей привлекают товары более высокого качества и узкой специализации. Чтобы лучше отвечать постоянно меняющимся требованиям рынков, многие компании начали применять новые пути организации промышленной деятельности, предусматривающие распределение (аутсорсинг) производства в соответствии с диверсифицированными межфирменными связями с поставщиками, субподрядчиками и конечными потребителями.
Подобные технологии организации сотрудничества начали широко использовать малые и средние компании, которые активно поддерживаются властью, бизнесом и обществом Рес-
публики Татарстан, что позволяет фирмам вырабатывать широкий спектр продукции. Такой подход основывается на создании промышленных кластеров, формирующихся на территории Республики Татарстан [6] из числа предприятий и компаний, результатом которых является конечный конкурентоспособный продукт, созданный усилиями всех участников процесса — от науки и подготовки кадров до технологов, транспортников, дилеров, адвокатов, финансистов и др.. Данный кластер необходимо рассматривать как традиционно-инновационный, основанный на существующих и развивающихся промышленных площадках региона с активным применением инноваций. Важность традиционно-инновационных промышленных кластеров заключается в их способности интегрировать творческий потенциал отдельной местности в добровольное партнерское объединение с целью получения совокупной экономической прибыли на основе комплексного удовлетворения потребностей как потребителей, так и производителей. Кроме того, кластер выступает как форум, в рамках которого проводится диалог между деловыми, государственными, научными и общественными кругами относительно путей развития конкурентных преимуществ отдельных территорий региона. Таким образом, происходит трансформация корпоративной организации производственного процесса. С целью развития новых технологий происходит размывание организационных границ с большим акцентом на работу с субподрядчиками и на создание общих предприятий и холдингов с бывшими конкурентами.
34 1
Традиционно-инновационными кластерами, формирующимися в регионе с существующей высокой концентрацией взаимосвязанных отраслей, являются особые экономические зоны (ОЭЗ) — это ключевая идея инновационной правительственной программы государства. В связи с этим в республике была создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа ОЭЗ «Алабуга». ОЭЗ «Алабуга» создана с целью формирования максимально благоприятного правового, инвестиционного и налогового режимов. Инвестиционный климат особой экономической зоны «Алабуга» пользуется вниманием и активно изучается зарубежными партнерами. Приход иностранных компаний в особую экономическую зону, конечно, очень желателен, так как вместе с ними в республику придут новые технологии, которые будут способствовать развитию инновационной направленности экономики республики.
Выполнение основных параметров социально-экономического развития республики призваны обеспечивать два активно развивающихся кластера — нефтегазохимический и
машиностроительный. Татарстан традиционно ассоциируется с развитой нефтедобычей, нефтехимией и автомобилестроением. Флагманы этих отраслей — ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «КамАЗ». В республике ежегодно добывается около 15% российской нефти (2008 год), производится 64% стирола, около 40% этилена и полиэтилена, а также каждая третья автомобильная шина и около половины дизельных грузовых автомобилей. Именно комплексное машиностроение и нефтехимия определены в качестве точек роста экономики региона на ближайшую перспективу. Они взаимосвязаны, так как на основе нефтяного сырья производится нефтехимическая продукция, которая в дальнейшем может перерабатываться в автокомпоненты. Через модернизацию машиностроения, развитие нефтехимических производств с высокой степенью добавленной стоимости республика стремится решить основную экономическую задачу — перейти от сырьевой модели экономики к инновационной.
Динамика добычи сырой нефти и природного газа в РТ, тыс. руб.
Реформирование нефтегазохимического сектора Республики Татарстан изначально проходило по кластерному принципу — все его отрасли рассматриваются как единый, целостный и взаимосвязанный комплекс.
Нефтегазохимический кластер Татарстана динамично развивается. По итогам 2008 г. в республике добыто 32,3 млн. тонн нефти — максимальный уровень добычи за последние 13 лет. Производство продукции химии и нефтехимии выросло на 6,8%, нефтепереработки — на 21%. Осваивались новые и модернизированные мощности по выпуску полипропилена, полистирола, экструдированного пенополистирола, полиэтилена, новых видов каучуков, шин, резинотехнических изделий, моющих средств, дизельного и автомобильного топлива. В результате ускоренного развития химии и нефтехимии объемы реализации продукции этой отрасли выросли с 1999 г. по настоящее время в 5,7 раза, объемы производства — в 1,8 раза.
Нефтехимический комплекс один из самых инвестиционно-инновационных сегментов республиканской экономики. Сегодня данная отрасль обеспечивает порядка 18% республиканского промышленного производства, используя при этом на реализацию важнейших инвестиционных проектов около 7% инвестиций от их общего объема, вкладываемого в экономику республики. Крупнейшие химические и нефтехимические предприятия Татарстана, среди которых ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина» и ОАО «Казаньоргсинтез», производят широкую гамму продукции, часть которой (каучук синтетический, углеводороды циклические, шины, полиэтилен и др.) экспортируется за рубеж. Для разработки новых видов продукции этих предприятий на их основе могут быть сформированы технопарки. В инновационную структуру нефтегазохимического кластера также входят Нижнекамский промышленный округ, где нефтехимическим переделом занимается малый бизнес, и технополис «Химград» в Казани.
В составе технополиса «Химграда» планируется создать индустриальный парк с необходимой для переработки нефтехимической продукции инфраструктурой, корпоративный университет, собственный грузовой терминал. Здесь будут работать бизнесинкубатор, центры коллективного пользования пилотными нефтехимическими установками, исследовательские лаборатории в сфере нефтехимии. Последовательно нарастает инновационный потенциал сектора и малого бизнеса в традиционно-инновационных кластерах, представленных переработчиками различных видов продукции, производимых крупными компаниями комплекса, — полиэтилена, лапролов, синтетических каучуков, альфа-олефинов, малотоннажной химической продукции.
Нефтегазохимический кластер Республики Татарстан является базовым сектором татарстанской промышленности
— это 52% общего объема выпуска, 86% прибыли, порядка 28% численности занятых. Кластер играет определяющую роль во внешней торговле, обеспечивая до 91% всего объема экспорта Республики Татарстан. Нефтегазохимический кластер Республики Татарстан представляет собой достаточно зрелую, с точки зрения социально-экономического, научно-технического и технологического потенциала, часть региональной экономики, которая способствует обеспечению устойчивого регионального развития с применением инновационных методов добычи, переработки и производства.
Помимо нефтегазохимического кластера в республике активно развивается машиностроительный традиционно-инновационный кластер, в связи с тем, что республика имеет крупные производительные мощности и привлекает внимание комплектаторов автомобильного и машиностроительного производства. В отрасли машиностроения и приборостроения на значительное повышение результатов своей деятельности сориентированы наши крупные предприятия — Камский автомобильный
завод (ОАО «КамАЗ»), ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО), ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ), ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» (КАПО), ОАО «Казанькомпрессор-маш» и ряд других. В основе их традиционно-инновационного развития находят применение инновационные технологии и создается конкурентоспособная продукция, а также расширяются рынки сбыта.
Важное значение в формировании современной структуры экономики Татарстана имеет электроэнергетический традиционно-инновационный кластер, который производит 23,6 млрд кВт. час электроэнергии и 30,1 млн. Гкал теплоэнергии, полностью обеспечивая потребности республики. В соответствии с концепцией реформирования электроэнергетики России, произведено разделение ОАО «Татэнерго» по видам деятельности. Идет формирование полноценных бизнес-единиц с полным контуром управления соответствующими видами деятельности.
В Татарстане ведется активная работа по созданию традиционно-инновационного 1Т-кластера из числа компаний, способных работать не только на республиканском, но и на федеральном уровне. В связи с этим, в Министерстве информатизации и связи РТ готовится проект создания на территории республики ^-кластера для производства 1Т-компонентов. В кластер планируют войти наиболее крупные 3-4 компании. Одна из них — 1^ КПО ВС, вторая создана на базе ОАО «Татэнерго», третья — на базе ОАО «Татнефть». Эти компании на сегодняшний день имеют наибольший потенциал, потому что имеют собственные разработки и большой опыт деятельности на внутреннем рынке, которые помогут им выйти на внешний рынок. Главной задачей власти, бизнеса и общества республики является развитие рынка и создание условий для здоровой конкурентной борьбы.
Создаваемый 1Т-кластер в республике станет системным интегратором в развитии и продвижении инфокоммуникацион-ных технологий во все сферы деятельности, обслуживающий не
только бизнес, власть и население республики, но в будущем и соседние регионы. Ядром информационного кластера должны стать сформированные на основе людских, интеллектуальных и организационных активов ^-подразделения крупных предприятий республики путем выведения данных подразделений из состава предприятий. Задачей кластера будет являться аутсорсинг 1Т-услуг крупных предприятий республики, организаций и учреждений госсектора.
В соответствии с этим реализация инновационных проектов все в большей мере зависит от степени взаимодействия органов власти, науки и бизнеса как механизма отношений нового типа между различными секторами экономики, науки и техники. В рамках государственно-частного партнерства движущие силы общества направлены на единую цель. При этом задача науки
— новые разработки, государства — создание комфортных условий, а бизнеса — материализация разработок.
В условиях финансово-экономического кризиса российской экономики в Татарстане реализуется региональная кластерная политика, направленная на сохранение производственно-технологического и кадрового потенциала всех отраслей экономики. Развитие этой политики предусматривает создание условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности отраслей экономики, формирование и развитие высоких инновационных и инвестиционных возможностей с тем, чтобы впоследствии это объективно привело к позитивным структурным сдвигам во всех сферах региональной экономики. В рамках кластерной политики в республике реализуется комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной и инновационной деятельности в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач. Все эти факторы способствуют эффективной реализации кластерной политики в интересах развития экономики Республики Татарстан.
Литература
1. Куликов М. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие экономики //Проблемы теории и практики управления. — 2009. — №5. — С.15.
2. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации. — Казань: Казанский государственный университет, 2006.
3. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 12 марта 2004 года № 121 «Об утверждении Республиканской программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы».
4. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб. пособ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2005.
5. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб. / Под ред. В.Л. Соколина. — М.: Росстат, 2008. — С. 618.
6. Республиканская программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (утв. постановлением КМ РТ от 22 октября 2008 г. № 763).
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
И.И. Савельев,
аспирант кафедры менеджмента Владимирского государственного университета
В статье обосновывается необходимость разработки стратегии по развитию экспортного потенциала, объемов и номенклатуры экспорта продукции предприятий и организаций регионов России. Предлагается механизм развития экспортного потенциала региона (на примере Владимирской области).
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экспортный потенциал, регионы.
Интеграция России и, соответственно, отечественных хозяйствующих субъектов, в мировую экономику требует их постоянного развития. Возрастает значимость внешнеторговой деятельности, как для всей экономики, так и для экономики отдельного региона и предприятия. Рост объемов внешнеторгового оборота обеспечивается в первую очередь за счет ускоренного
роста объемов экспорта продукции предприятий. Экспортная деятельность приобрела большое значение для экономики, поскольку многие промышленные предприятия являются экспортоориентированными, а значительная часть федерального бюджета формируется за счет таможенных платежей от экспортной деятельности предприятий.