РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
м.э.н. Дюсембиева К.Г. ЗКАТУ имени Жангир хана г. Уральск, респ. Казахстан
Развитие социальной сферы на современном этапе можно отнести к числу приоритетных задач развития экономической науки. Пенсионные фонды, выполняя важную социальную функцию, при этом являются рыночными институтами, функционирующие в конкурентной среде и демонстрирующие разные результаты деятельности.
В экономическом смысле пенсионное обеспечение - это часть национального дохода, используемого на потребление в целях содержания нетрудоспособных. Пенсионное обеспечение является доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается такими масштабами, как пенсии.
Проблемы пенсионного обеспечения всегда были и будут в центре внимания, предметом неутихающих споров и обсуждений во многих странах мира, в том числе и в Казахстане, поскольку затрагивают интересы всего население страны. Вопросы демографического, экономического и социального характера стали одной из причин пересмотра действовавшей пенсионной системы. Одни из них были связаны с ускорением процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни. Так, увеличение продолжительности жизни людей привело к тому, что соотношение работающего слоя и пенсионеров составило один к двум, в то время как для успешного существования распределительной системы необходимо, чтобы на одного пенсионера приходилось как минимум десять работающих человек.
Другая группа была связана со сдвигами на рынке труда: рост уровня безработицы, распространение неформальной и неполной занятости, и, как следствие, выход части населения из обязательной системы пенсионного обеспечения. Все эти процессы привели к тому, что стала сокращаться численность работающего населения, чьи взносы составляли финансовую основу, применяемой многими странами, солидарной пенсионной системы. На фоне растущей численности пенсионеров и изменения конъюнктуры сферы занятости становился очевидным чрезмерный рост пенсионной нагрузки на работающее население. Все это, в конечном счете, обусловило необходимость реформирования существующей системы пенсионного обеспечения.
Казахстан одним из первых, из числа стран, входящих в СНГ, решился на полное реформирование пенсионной системы. Основным ее направлением является постепенный переход от солидарной системы к накопительной, а затем и полное вытеснение первой». В 1997 году был принят Закон
Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Казахстанская реформа системы пенсионного обеспечения была обусловлена требованиями рыночной экономики и стремлением заложить основы благосостояния населения. Основным стимулом реформы было стремление государства к минимизации своего участия в расходах на пенсионное обеспечение населения. Особенностью казахстанской реформы стало то, что накопительная система была введена не в качестве дополнительного, а в качестве основного элемента нового негосударственного пенсионного обеспечения.
В развитии отечественной накопительной пенсионной системы имеются проблемы такие как: несовершенство нормативной и законодательной базы, недостаточность инструментов эффективного размещения пенсионных активов, наличие финансовых рисков и другие. Ограниченность сферы инвестиционной деятельности пенсионных фондов сказывается на стремлении вкладчиков к добровольным накоплениям.
Основная цель НПФ - не только сберечь пенсионные накопления граждан, но и обеспечить уровень доходности, равный или превышающий уровень инфляции. Поэтому инвестирование пенсионных активов в доходные и надежные инструменты - главная задача фонда. На сегодняшний день именно они являются крупнейшими игроками фондового рынка. Сейчас фонды играют важную роль в реальном секторе экономики, а для отечественных эмитентов они стали основными институциональными инвесторами.
Основное направление усовершенствования инвестиционной деятельности пенсионных фондов - это усиление формирования накопительного элемента в системе обязательного пенсионного обеспечения, а также подключение частных финансовых институтов к управлению пенсионными накоплениями. Для успешной реализации концепции были определены четыре метода.
Первым положением концепции управления инвестиционной деятельностью пенсионных фондов является установление теоретических основ ее формирования. В целом, в ходе рыночного реформирования в Казахстане имела место ориентация на монетаристскую концептуальную модель. Ознакомление с ее теоретико-методологическими предпосылками позволяет сделать вывод, что монетаристская модель не содержит в себе инвестиционного потенциала.
Во-первых, в основе монетаристской модели лежит постулат неоклассики о способности рыночной экономики производить потенциально возможный объем производства, который является равновесным независимо от ценовых изменений.
Во-вторых, модель оперирует стоимостными регуляторами - ценами, процентными ставками, налогами, параметрами денежного обращения. Так, если в 1998 году доля банковских облигаций составляла до 98%, то на
настоящий их доля составляет 54%. Поэтому вполне объяснимо, что 50-75% пенсионных денег инвестируются только в казахстанских банках. Таким образом, в монетаристской теоретической модели отсутствуют механизмы, ориентированные на производительное инвестирование.
Соответственно, идея макроэкономической стабилизации заключается в том, что прекращения спада в экономике можно добиться путем финансовой стабилизации, которую можно обеспечить с помощью безработицы и сжатия денежной массы. При этом не было принято во внимание, что свободные рыночные цены наиболее эффективны при двух условиях: наличии конкурентной среды и периодической индексации доходов населения (минимальной оплаты труда, должностных окладов госслужащих, пенсий). Как раз эти условия отсутствовали.
В связи с этим все основные официально объявленные направления экономической реформы - либерализация (в том числе внешнеэкономическая), финансовая стабилизация, приватизация - не способствовали активизации инвестиционного процесса в реальном секторе экономики. К тому же все эти меры осуществлялись разрозненно, в сжатые сроки. Не был учтен принцип инерционности больших систем, в соответствии с которым требуются последовательные и логичные изменения.
Инвестиционному кризису способствовало и неоправданное ослабление роли государства в регулировании инвестиционного процесса перехода к рыночным методам финансирования капиталовложений. Монетаристская модель способствовала дезорганизации старой системы инвестирования, а новые механизмы не были созданы или не были задействованы в полной мере.
Антиинвестиционные процессы с макроэкономического уровня перешли на структурно-технологический уровень казахстанской экономики. В результате целостный инвестиционный процесс оказался разорванным на множество различных инвестиционных циклов, разнонаправленных, часто не связанных между собой, размытых и незавершенных.
Поэтому вторым положением концепции управления инвестиционной деятельностью пенсионных фондов является усиление роли государства в регулировании инвестиций пенсионных фондов. В отличие от традиционного противопоставления рыночного саморегулирования и государственного регулирования инвестиций пенсионных активов, в основе авторской концепции лежит теоретическое положение о целостном, едином механизме регулирования инвестиций активов пенсионных фондов, который сочетает методы рыночного и государственного регулирования.
Методы рыночного саморегулирования и государственного регулирования инвестиционной деятельности, являясь относительно самостоятельными, взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Поэтому важной теоретико-методологической проблемой становится определение их оптимального и гибкого сочетания.
Исследование опыта регулирования инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов показало, что излишнее государственное вмешательство в инвестиционный процесс, равно как и ничем не оправданное самоустранение государства от регулирования данной сферы ведут к стагнации инвестиционной деятельности накопительной пенсионной системы. Особенно резко ситуация изменилась со второй половины 2005 года, когда Министерство финансов РК прекратило размещение своих бумаг. В третьем квартале 2005 года рынок лишился эмиссии на сумму 50,9 млрд. тенге, запланированных ранее самим же Минфином. Подобное «регулирование» продолжается по настоящее время. В конце апреля месяца 2010 года Министерство финансов РК сократило на 84 млрд. тенге, финансирование социальных программ. Естественно, все это негативно отразилось, прежде всего, на пенсионных фондах, с целью поддержания которых и предполагалось размещение бумаг Минфина.
Соотношение рыночного и государственного механизмов регулирования инвестиционного процесса пенсионных фондов не дано раз и навсегда. Изменения в системе разнопорядковых факторов (микро-, макро-, мезо- и мегауровня), влияющих на инвестиционный процесс накопительных пенсионных фондов, влекут за собой соответствующие преобразования в целостном механизме его регулирования, обусловливают соотношение его составляющих элементов. Опыт социально-экономического развития различных стран свидетельствует о многообразии форм сочетания государственного, корпоративного и конкурентно-рыночного механизмов регулирования инвестиционной деятельности. Следовательно, положение об усилении роли государства в регулировании инвестиционного процесса накопительной пенсионной системы является обоснованным.
Третьим положением концепции управления инвестиционной деятельностью пенсионных фондов является привлечение свободных денежных средств пенсионных фондов в реальный сектор экономики.
Возникновение пенсионных фондов сделало инвестирование средств эффективным благодаря возможности диверсификации и профессионального управления ими. Инвестиция активов пенсионных фондов, приносящая доход будущим пенсионерам, может быть достигнута, прежде всего, за счет диверсификации инвестиционного портфеля. Поэтому, целью управления активами пенсионного фонда в рамках накопительной системы является создание портфеля, обеспечивающего максимальный доход при заданном уровне риска (хотя на практике эта цель не является единственной). Эта цель достигается путем регулирования, в частности, показателей риска, ликвидности, инвестиционного горизонта и пр.
В отличие от сегодняшней структуры инвестиционного портфеля предлагается выделить два основных направления диверсификации средств пенсионного фонда.
Инвестирование в нерыночные инструменты наиболее часто доминирует в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Однако
целевые инвестиции (economically targeted investments, ETI) - в социальные государственные проекты или нерыночные ценные бумаги, выпускаемые под такие проекты, включаются в портфель пенсионных фондов и многих развитых стран.
В последнее время все более широкое распространение получают инвестиции в объекты недвижимости и выдача ипотечных кредитов. Данные операции предполагают долгосрочное кредитование, что позволяет снизить риски портфеля пенсионного фонда, который состоит из «длинных» денег.
Инвестиции в сектор жилья могут принимать различную форму. Пенсионные фонды могут сами выдавать ипотечные кредиты. Похожий опыт был реализован в Иордании, где часть средств фонда шла на выдачу ипотечных кредитов под низкий процент для семей с заработком ниже среднего.
В ряде стран (например, в Нигерии), приоритет был отдан коммерческому строительству жилья для богатых граждан. Данные инвестиции имеют несколько большую норму доходности, хотя и не являются массовыми. В некоторых странах (в частности, в Танзании, в Замбии и пр.) фонд сам занимается строительством жилья, которое впоследствии продается или сдается в аренду. В процессе развития рынка ипотечного кредитования фонд может инвестировать в долговые бумаги, эмитируемые ипотечными агентствами.
Другим способом участия накопительных пенсионных фондов в развитии экономики могла бы быть покупка и перепродажа в рассрочку недвижимости. Например, пенсионный фонд приобретает за свой счет какие-либо производственные объекты или жилье, а затем продает нуждающемуся клиенту в рассрочку, заключив соглашение на более выгодных для себя условиях. При этом нужно широко использовать лизинговые отношения. То есть, осуществлять постепенный перевод прав собственности от кредитора к заемщику.
Отдельно ставится вопрос венчурных инвестиций. В Казахстане пенсионным фондам инвестиции в венчурные фонды не разрешаются.
Как известно, рыночные инструменты относятся к одной из трех категорий:
1) условно - безрисковые, активы - депозиты, ГЦБ и долговые обязательства государственных компаний (в том числе не имеющие вторичного рынка), по которым правительство выступает гарантом.
2) рисковые - ликвидные корпоративные, государственные и местные облигации, имеющие рейтинг.
3) высокорисковые - все остальные инструменты, включая акции и корпоративные долговые обязательства, в том числе не включенные в биржевой листинг, производные инструменты и пр.
Внедрение этих двух основных направлений диверсификации средств пенсионного фонда позволит устранить существующий разрыв между процессом накопления пенсионных средств и ее реализацией в реальный
сектор экономики. Причем, по сравнению с традиционными системами учётности и отчетности накопительной системы, оценки эффективности сегодняшней структуры инвестиционного портфеля, эти направления характеризуются способностью отражать более широкий спектр показателей для принятия управленческих решений и обеспечивать их связь с экономикой страны.
Четвертым положением концепции управления инвестиционной деятельностью пенсионных фондов являются инвестиции в человеческий капитал. Рекомендуется наряду со стимулированием накопления денежных средств пенсионных фондов большее место отводить глубоким структурным и технологическим изменениям на основе принципа приоритетности инвестиций.
Реализация принципа приоритетности инвестиций ускорит рост благосостояния населения. Поэтому основным критерием определения направлений инвестиции пенсионных активов принято качество жизни. Исходя из основополагающей роли инвестиций в общественном воспроизводстве, достижение названной цели предполагает технологическое перевооружение и модернизацию производства, устранение структурных (отраслевых, региональных и т. п.) деформации, повышение уровня конкурентоспособности продукции и т.д.
Необходимость существенных изменений казахстанской инвестиционной деятельности является недостаточность инвестиционных инструментов. Как новый финансовый инструмент, акцент делается на стимулировании человеческого капитала (интеллектуальных инвестиций).
О значении вложений в развитие человека писали еще классики экономической мысли. Например, М. Смит подчеркивал, что «... человек, изучивший с затратой большого труда и продолжительности времени какую-либо из тех профессий, которые требуют чрезвычайной ловкости и искусства, может быть сравнён с ... дорогою машиною».
В свою очередь Дж. Ст. Милль отмечал, что «само человеческое существо не является капиталом. Человек служит целью, ради которой богатство существует. Но его приобретенные способности, выступающие только как средство и реализующиеся только посредством труда, с полным основанием можно отнести к категории капитала».
Экономические выгоды от вложений пенсионных активов в интеллектуальную сферу разнообразны: это динамичное развитие новых производств, выпуск современных видов продукции, появляющихся благодаря внедрению научно-технических достижений, изменения в структуре, составе элементов производительных сил и т комбинаций, сдвиги в усредненных и индивидуальных качественных характеристиках отдельных элементов производительных сил.
Воздействие интеллектуальных инвестиций активов пенсионных фондов на воспроизводственный процесс осуществляется задолго до того, как начинается процесс материализации научных знаний. Возможности цикла от
зарождения научной идеи и до ее воплощения в опытных образцах зависят как от инвестиций, так и от интеграции научных организаций с производством, углубления международного разделения научного труда и других факторов. На этом этапе инвестиции пенсионных активов на исследования и разработки представляют собой вложения в новые теории, формулы, технические устройства и т.п.
Инвестиции пенсионных активов в просвещение, здравоохранение, сферу досуга, являясь основой воспроизводства и совершенствования рабочей силы, дают соответствующую отдачу в виде экономического или социального эффекта. Эти инвестиции оказывают непосредственное влияние на качество человеческого потенциала - важнейшего фактора экономического прогресса и повышения уровня социального развития страны.
О роли интеллектуальных инвестиций в формировании конкурентоспособной структуры экономики свидетельствует опыт Ирландии. В этой стране были заморожены на три года социальные программы. Все имеющиеся ресурсы были направлены на развитие компьютерной техники и разработку программ для электронного бизнеса. В итоге страна, из которой специалисты бежали в поиске работы в другие части света, вышла на второе место в мире по производству компьютеров и компьютерных программ. Жизнь людей улучшилась, и специалисты стали возвращаться назад.
В связи с вышесказанным, особое место принадлежит опережающему росту инвестиций пенсионных активов в высокотехнологичные отрасли и наукоемкие технологии, в развитие человеческого капитала. Данное направление важно для повышения конкурентоспособности казахстанской продукции на внутреннем и мировом рынках.
Литература:
1. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (с изменениями на 19.04.2010 г.).
2. Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года № 373-11 «Об инвестициях» (с изменениями на 19.03.2010 г.).
3. Аманбаев, А. Накопительная пенсионная система Казахстана: состояние и стратегия посткризисного развития /А. Аманбаев // Труд в Казахстане. - 2010, № 5. - С. 23-28.
4. Алимухамбетов Н. О дальнейшем концептуальном развитии НПС (на 2010-2012 годы) РЦБК № 1-2, 2010 г. - С. 33-36.
5. Аманбаев М.Н. Портфельная инвестиционная стратегия НПФ Казахстана Саясат.- № 7, 2010. - С. 21-23.
6. Мурзахметова, Г. Уроки преодоления: НПС Республики Казахстан после финансового кризиса / Г. Мурзахметова // Труд в Казахстане. - 2010, № 7. - С. 14-20.
7. Мурзахметова, Г. Инвестиции в инфраструктурные проекты // Труд в Казахстане. -2010. - № 2. - С. 22-24.
8. Омарханова, Ж. Развитие пенсионной системы Республики Казахстан как фактор обеспечения социальных гарантий / Ж. Омарханова // Труд в Казахстане. - 2010. - № 4. - С. 24-29.