Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ АГАХИ, АХМАДА ДОНИША И ФАЗЛИ НАМАНГАНИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ВЗГЛЯДЫ АГАХИ, АХМАДА ДОНИША И ФАЗЛИ НАМАНГАНИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
164
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГАХИ / АХМАДА ДОНИША / ФАЗЛИ НАМАНГАНИ БАХШИ / ДАСТАН / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / СВОБОДОЛЮБИЯ / РОМАНТИЗМ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА / НАУЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Очилова Манзура Орзикуловна

В статье рассматриваются вопросы воспитания у подрастающего поколения взглядов Огахи, Ахмада Дониша и Фазли Намангани. Народы Средней Азии издавна являются большими почитателями поэзии и литературы. В трудах этих ученых анализируются такие человеческие качества, как патриотизм, человечность, великодушие, благородство, трудолюбие, уважение к взрослым, культура общения. В своем творчестве они воспевали красоту природы, выражали в различных жанрах тяготы жизни, психологические внутренние противоречия, происходящие в сознание человека. Идеи, выдвинутые этими авторами, актуальны и на сегодня. Они более эффективны и практичны в деле воспитания совершенного человека в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VIEWS OF AGAKH, AHMAD DONISH AND FAZLI NAMANGANI ON THE UPBRINGING OF THE GROWING GENERATION

The article examines the issues of educating the younger generation of the views of Ogahi, Ahmad Donish and Fazli Namangani. The peoples of Central Asia have long been great admirers of poetry and literature. The works of these scientists analyze such human qualities as patriotism, humanity, generosity, generosity, hard work, respect for adults, culture of communication. In their work, they glorified the beauty of nature, expressed in various genres the hardships of life, psychological internal contradictions occurring in human consciousness. The ideas put forward by these authors are still relevant today. They are more effective and practical in educating the perfect person today.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ АГАХИ, АХМАДА ДОНИША И ФАЗЛИ НАМАНГАНИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЗГЛЯДЫ АГАХИ, АХМАДА ДОНИША И ФАЗЛИ НАМАНГАНИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Очилова М.О. Email: [email protected]

Очилова Манзура Орзикуловна - старший преподаватель, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы воспитания у подрастающего поколения взглядов Огахи, Ахмада Дониша и Фазли Намангани. Народы Средней Азии издавна являются большими почитателями поэзии и литературы. В трудах этих ученых анализируются такие человеческие качества, как патриотизм, человечность, великодушие, благородство, трудолюбие, уважение к взрослым, культура общения. В своем творчестве они воспевали красоту природы, выражали в различных жанрах тяготы жизни, психологические внутренние противоречия, происходящие в сознание человека. Идеи, выдвинутые этими авторами, актуальны и на сегодня. Они более эффективны и практичны в деле воспитания совершенного человека в наши дни. Ключевые слова: Агахи, Ахмада Дониша, Фазли Намангани бахши, дастан, традиционализм, свободолюбия, романтизм, просветительства, научность,

THE VIEWS OF AGAKH, AHMAD DONISH AND FAZLI NAMANGANI ON THE UPBRINGING OF THE GROWING GENERATION Ochilova M.O.

Ochilova Manzura Orzikulovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF PEDAGOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the issues of educating the younger generation of the views of Ogahi, Ahmad Donish and Fazli Namangani. The peoples of Central Asia have long been great admirers of poetry and literature. The works of these scientists analyze such human qualities as patriotism, humanity, generosity, generosity, hard work, respect for adults, culture of communication. In their work, they glorified the beauty of nature, expressed in various genres the hardships of life, psychological internal contradictions occurring in human consciousness. The ideas put forward by these authors are still relevant today. They are more effective and practical in educating the perfect person today. Keywords: Agakhi, Ahmad Donish, Fazli Namangani bakhshi, dastan, traditionalism, love of freedom, romanticism, enlightenment, scientific.

УДК 37.015

Традиции представителей классической литературы нашли свои отражение и в творчестве литераторов Х1Х века. В это время, как и всегда, поэты наблюдали за влиянием на психику человека событий и явлений окружающей их среды, в которой они обитают, выражали свое отношение к общественной жизни. В это же время народные сказатели «бахши», «акын» исполняли отдельные главы около 40 дастанов (повествований) на свадьбах и народных гуляниях. В дастанах нашли свое яркое отражение чувство любви и верности Родине, мужество и смелость, чистая любовь, человеколюбие, честность и добросовестность, чувство милости и благодарности и другие идеи, пронизанные извечными духовными ценностями. В это время

творчество Агахи (1809-1874 гг.), Ахмада Дониша (1827-1897 гг.), ФазлиНамангани (втор.пол. XVIII - пер.пол XIX века) сыграли большую роль в духовной жизни народов среднеазиатских ханств.

Агахи (Мухаммад Риза Эрниязбекоглы) - поэт, историк, переводчик - родился в семье мираба. В течение его жизни в Хивинском ханстве правили шестеро ханов. Агахи создал историю Хивинского ханства в период с 1839 - по 1872 годы. Дописал и завершил произведение «Фирдавсул-икбал» (Райский сад счастья), начатый своим дядей поэтом Шермухаммадом Мунисом. Помимо этого, он написал множество исторических произведений. В этих произведениях Агахи нашли свое отражение важные социально -экономические и культурные изменения в развитии Хивинского ханства. Щедевры Восточной литературы как «Гулистан» Саади Ширази, «Хафтпайкар» Низами Ганжеви, «Кабуснаме» Кайковуса, «Юсуф и Зулейха» Абдурахмана Джами были переведены на узбекский язык. Собрав все свое художественное наследие в виде уникального сборника «Таъвизул - ошикин» (Амулет влюбленных), он оставил их для будущих потомков. Эти стихи своим духом и стилем стали прямым продолжением традиции классической литературы народов Средней Азии.

Следующий выдающий деятель, писатель, философ, художник и просветитель Ахмад Дониш, является автором известных произведений «Путешествия из Бухары в Петербург», «Уникальные истории», «Краткая история эмиров Благородной Бухары из династии мангытов» и много других литературных трудов. В 1870-1873 годы он создает политический реформаторский трактат «Трактат о порядке культуры и общества». С 1880 года реформаторские идеи Ахмада Дониша ещё больше принимают системность и революционность. Он приходит к твердому убеждению: чтобы достичь свободы, народу необходимо начать борьбу за свои права. Дониш был великим последним из философов продолжателем традиции великих энциклопедистов Бируни, Фараби и Авиценны.

Фазли Намангани представитель Кокандского ханства, поэт, историк, литературовед в начале Х1Х века в Намангане занимал разные государственные должности. В годы правления Умархана (1810-1822 гг.) приехал в Коканд. Благодаря поэтическому таланту он удостоился расположения хана, и в скором времени был переведен на должность «Малик уш-шуаро» - главы придворных поэтов. Автор антологии «Мажмуатуш-шуаро» (Сборник поэтических произведений), в который рассказывается о творчестве около 200 поэтов и ученых того периода. По велению Умархана в 1822 году он написал месневи «Шахнама», который состоит из 500 двустиший. Он также создал онтологию «Мажмуаишоирон» (Сборник поэтов). Фазли Намангани был ученым собирателем в истории литературы узбекского народа.

Богатое литературное творчество, отражавшее талант народа, насчитывало множество видов и это ярко прослеживается в произведениях вышесказанных авторах. В них мы видим и тонкую поэзию, красивую прозу и глубокую науку. Своеобразность творчества Агахи, Дониша и Фазли Намангани отражает специфику узбекской литературы того периода и они характеризируется следующими чертами отличия:

- традиционализм (продолжение традиции великих энциклопедистов, классической литературы и узбекского фольклора);

- гуманизм (призыв к справедливости и воспевание человеколюбия);

- свободолюбие (отражение реформаторские идеи демократии в произведениях);

- романтизм (воспевание красоты и любви);

- просветительство (пропаганда идей просвещения и высокой культуры);

- научность (стремление к познанию мира в произведениях) и т.д.

Творчество Агахи, Ахмада Дониш и Фазли Намангани были тесно связаны следующими факторами общественно-политического и культурного характера:

- абсолютная власть монархов, установление правил шариата в обществе, доминирования религиозных идей и преобладание культовых традиций в жизни и деятельности народа;

- усиление влияния европейкой культуры через проникновение идей русской науки и литературы;

- образование движения джадитов (реформаторы просветители) и их влияние на литературу узбекского народа;

- влияние народно-освободительных движений против колониализма в Азии и революционных идей в России;

- новый этап развития культурных процессов во второй половине XIX века, связанных с колонизацией Средней Азии со стороны Царской России.

Творчество вышеуказанных авторов многогранно и требует отдельного глубокого изучения жизни и деятельности каждого из них. Богатое наследие этих литераторов бесценно в деле развития культуры и литературы узбекского народа.

Список литературы /References

1. История Узбекистана. Совершенный сборник. Ташкент. Давр-Пресс, 2010.

2. Узбек совет энциклопедияси (Узбекская советская энциклопедия). Ташкент. УЗФА, 1971.

3. Очилова М.О., Эргашева Г.Б. Основы организации самостоятельной работы учащихся // Молодой ученый, 2014. №. 8. С. 852-854.

4. Алимов А.Т., Очилова М.О., Эргашева Г.Б. Особенности применения метода" изучение случаев" в обучении // Молодой ученый, 2016. № 10. С. 1163-1165.

5. Тошева Д.И., Очилова М.О. Методология Ходжа Бахоуддина Накшбанда и ее социальное-педагогическая сущность // Вестник магистратуры, 2019. № 4-4. С. 17-18.

6. Очилова М.О. Литература народов среднеазиатских ханств XIX века и возможности их использования для формирования патриотизма у молодёжи // ББК 74.48 Р 76. С. 204.

7. Тошова Г.Ж., Исматова Н.Б. Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане // Молодой ученый, 2014. № 3. С. 1043.

8. Жураев Б. Т. Социально-духовное развитие студентов // ББК 74.48 Р76. С. 22.

9. Олимов Ш.Ш., Сайфуллаева Н.З. Основные принципы развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2015. № 5 (10).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.