УДК 37.013.83 10.20310/1810-231Х-2016-15-2-40-44
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
дина Татьяна Ивановна, Макарова Людмила Николаевна, Шаршов Игорь Алексеевич, Курин Андрей Юрьевич
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-mail: [email protected]
В статье обоснована актуальность развития Педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями федерального и регионального уровней с учетом актуальных и перспективных потребностей региона. Рассмотрены перспективные задачи института в образовательной деятельности. Раскрыта необходимость создания многоуровневого образовательного комплекса как эффективного института развития непрерывного педагогического образования в регионе. Описана структура данного образовательного комплекса, включающая 5 уровней, его задачи, средства их решения, а также ожидаемые результаты с позиций потенциальных участников-партнеров и работодателей.
Ключевые слова: педагогический институт, сетевое взаимодействие, многоуровневый образовательный комплекс, региональные запросы, педагогические кадры
Гущ
В современном динамично развивающемся обществе роль непрерывного образования объективно возрастает как для отдельного человека, так и для общества в целом. В частности, возникает необходимость разработки и проведения эффективной региональной образовательной политики, реформирования региональных систем образования с учетом специфики региона, конъюнктуры рынка труда, возможностей самой личности.
Ведущую роль в реализации непрерывного образования играет педагогическое образование, выступающее фактором повышения качества людских ресурсов, наращивания инновационного потенциала области, развития других уровней образования. Ситуация на высоко динамичном рынке образовательных услуг подталкивает образовательные учреждения к радикальным преобразованиям, способствующим эффективности их деятельности [1]. Это с необходимостью подразумевает формирование в регионе сети стратегических партнеров - ряда организаций и предприятий Тамбовской области, взаимодействие которых строится на основе договорных отношений [2].
В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
является развитие Педагогического института на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями федерального и регионального уровней с учетом актуальных и перспективных потребностей региона.
Для достижения поставленной цели необходима реализация трех блоков задач, которые связаны с преобразованием образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности Педагогического института. В рамках данной статьи мы рассмотрим перспективные задачи, относящиеся к образовательной деятельности, и наметим средства их решения.
Задачи образовательной деятельности: создание многоуровневого образовательного комплекса, обеспечивающего непрерывность системы педагогического образования;
- разработка методического обеспечения разноуровневой подготовки педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога [3; 4] и ФГОС общего, среднего профессионального, высшего образования;
создание общего программно-методического пространства в результате объединения ресурсов партнеров сетевого взаимодействия;
- распространение эффективного опыта подготовки педагогических кадров на основе тесного взаимодействия с профессиональными сообществами (работодателями) в соответствии с потребностями различных отраслей экономики региона;
- создание программно-методического сопровождения инклюзивного образования, расширение доступности обучения по образовательным программам для студентов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения поставленных задач стратегического развития Педагогического института в области образовательной деятельности необходима разработка на базе ТГУ имени Г. Р. Державина многоуровневого комплекса непрерывного педагогического образования.
Рассмотрим конкурентные преимущества, которые дает многоуровневый комплекс непрерывного педагогического образования в сравнении с изолированными учебными заведениями:
- обладает особой компетентностью в области образовательной, методической и научной деятельности;
- имеет более гибкую и эффективную систему управления входящими в него образовательными организациями;
- облегчает для региона реализацию механизма целевой подготовки и регулируемого формирования спроса на услуги образования, распространение дистанционных образовательных услуг, в том числе, в сельской местности и непрерывной многоступенчатой подготовки в университетском комплексе;
- способствует более основательной профориентации и осознанному выбору профессии, возможности овладения несколькими профессиями, что дает выпускнику дополнительные варианты для трудоустройства в сфере образования;
способствует усилению материальной базы организаций, отличительной особенностью которой является создание экономических и организационных условий для получения студентами более качественного и многопрофильного педагогического образования.
При такой организации отдельные образовательные учреждения не замыкаются в своей системе; они продуктивно сотрудничают, генерируют творческие идеи и обмениваются ими, осуществляют общие цели. Несомненно, что тиражирование успешных технологий и
разработанных алгоритмов проектной деятельности конкретных учреждений на других участников сетевого взаимодействия позволяет значительно повысить их общую профессиональную устойчивость, а значит, и конкурентоспособность регионального педагогического образования.
Многоуровневый образовательный комплекс имеет иерархическую структуру, в которой каждый предыдущий уровень обеспечивает функционирование последующих.
0 уровень - дошкольное образование (детские центры «Развитие», «Импульс», центр психолого-педагогического консультирования, в которых могут работать преподаватели и студенты-практиканты Педагогического института и педагогического колледжа). В этих центрах планируется эффективное оказание следующих услуг:
- методическое сопровождение раннего развития детей в процессе индивидуальных и групповых занятий;
- оказание коррекционной помощи детям с различными отклонениями в развитии;
- организация групп кратковременного пребывания детей молодых родителей-студентов;
- психолого-педагогическое консультирование родителей.
1 уровень - допрофессиональная педагогическая подготовка (профильные классы, элективные курсы в МБОУ СОШ и профильное обучение в учреждениях дополнительного образования). На данном уровне в качестве средств реализации поставленных задач выбраны следующие:
- расширение количества базовых психолого-педагогических кафедр в образовательных учреждениях: «школа-университет», «УДОД-университет»; увеличение количества баз углубленных профессионально-ориентированных практик студентов;
- создание портала ТГУ «Школьный университет», который направлен на вовлечение способных старшеклассников в педагогическую профессию, активизацию исследовательской деятельности школьников, их взаимодействия друг с другом и вузовскими преподавателями);
реализация совместных учебно-исследовательских проектов учащихся разных школ совместно с преподавателями СПО и вуза, объединенных одной темой исследования под руководством консультанта;
организация тематических лагерных смен для учащихся города и области на базе отдыха «Галдым» ТГУ имени Г.Р. Державина.
2 уровень - среднее профессиональное образование:
расширение сотрудничества с учреждениями СПО региона по реализации сопряженных учебных планов по смежным образовательным программам для получения выпускниками ссузов высшего образования по востребованным в регионе профилям в сокращенные сроки.
Получение выпускниками СПО высшего образования возможно несколькими путями;
1) ускоренное получение высшего образования по своему направлению: социальная работа, специальное дошкольное образование, преподавание в начальных классах, дошкольное образование, физическая культура, адаптивная физическая культура и т. д.;
2) расширение своих профессиональных возможностей на счет овладения смежной специальностью бакалавриата: например, получивший специальность «дошкольное образование» может поступить на 2 курс направления подготовки «Начальное образование» или «Адаптивная физическая культура»;
3) переход на 2 курс бакалавриата с 2 профилями. Например, выпускник СПО имеет квалификацию «воспитатель детей с отклонениями в развитии» и может расширить свою квалификацию за счет направления подготовки «Начальное образование и логопедия»; специалист по социальной работе может перейти на направление подготовки «Психология и социальная педагогика» и т. д.
- открытие на базе Педагогического института СПО по специальностям, отсутствующим в организациях-партнерах: коррекционная педагогика в начальном образовании, медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и т. д.).
При подобной интеграции Педагогический колледж укомплектовывается за счет школ и профильных классов, а вуз - за счет выпускников колледжа. Возникает эффект «безотходной технологии», поскольку обеспечивается наличие обучающихся на всех уровнях комплекса одновременно. Студент завершает свое образование на том этапе, который соответствует его уровню подготовки и способностям.
При этом вуз как субъект регионального образовательного учреждения увеличивает
контингент и повышает устойчивость учебного заведения на региональном рынке образовательных услуг. Интеграция обучения, науки и производства осуществляется за счет иннова-ционности многоуровневого образовательного комплекса, вовлекая в круг обучения аспирантов и специалистов, повышающих квалификацию.
3 уровень - высшее образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура). На данном уровне планируется следующая деятельность:
взаимодействие с организациями-работодателями по вопросу формирования контрольных цифр приема по укрупненной группе специальностей «Образование и педа-готические науки»;
уточнение и расширение номенклатуры программ направлений подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями в соответствии с потребностями региона в профессиональных кадрах. Например: дошкольное образование и иностранный язык, начальное образование и дополнительное образование (художественное творчество или хореографическое искусство), информатика и иностранный язык, физическая культура и дополнительное образование (адаптивная физическая культура), дошкольное образование и информатика и т. д.;
- создание вариативной системы получения профессионального образования за счет введения программы педагогической подготовки для студентов 3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата, мотивированных к педагогической деятельности;
- обеспечение дистанционной поддержки образовательного процесса и развитие системы дополнительного дистанционного образования. Например: разработка онлайн-курсов, в том числе массовых открытых онлайн-курсов (МООС), основных профессиональных образовательных программ в области образования;
- разработка и внедрение прикладной магистратуры с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением уже работающих в образовательных учреждениях.
создание сетевой педагогической магистратуры совместно с профильными институтами федеральных и региональных университетов (например, с педагогическим институтом Белгородского национального исследователь-
ского государственного университета и институтом педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета, социально-педагогическим институтом МичГАУ и др.);
реализация подготовки кадров высшей квалификации по приоритетным научно-педагогическим специальностям и формирование диссертационных советов по востребованным научным специальностям в регионе.
4 уровень - постдипломное образование. На данном уровне может осуществляться подготовка педагогических кадров в докторантуре по направлению 44.06.01 - Образование и педагогические науки; повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров Тамбовской области:
разработка и реализация новых программ профессиональной переподготовки непрофильных специалистов для получения дополнительной педагогической квалификации;
- разработка и внедрение программ постдипломного сопровождения выпускников педагогического профиля на рабочем месте («Педагогическая интернатура») и развитие независимой оценки качества подготовки будущих педагогов;
маршрутное обучение в процессе ПК (разработка маршрутов обучения на базе собственных учебных курсов с привлечением учеб учебных курсов других вузов, объединенных в единую тематическую программу ПК).
Развитие кадрового потенциала многоуровневого образовательного комплекса осуществляется также в русле кафедральных научных школ и направлений Педагогического института ТГУ имени Г. Р. Державина: «Проблемы развития профессионализма субъектов образовательного процесса в системе непрерывного образования» (кафедра общей педагогики и психологии); «Становление и развитие института социальных педагогов и социальных работников России (формы и методы социально-педагогической работы в различных социумах; подготовка кадров для социальной сферы)» (кафедра социально-педагогического образования); «Инновационные научно-методические технологии подготовки учителей начальных классов в контексте гуманизации непрерывного педагогического образования» (кафедра теории и методики дошкольного и начального образования); «Информационные и коммуникационные технологии в обучении
иностранному языку» (кафедра методики преподавания гуманитарных дисциплин и лингво-дидактики), «Диагностика и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (кафедра дефектологии).
Тем самым, многоуровневый образовательный комплекс, создаваемый на базе Педагогического института, содействует развитию инновационно-образовательной среды региона, позволяя осуществлять непрерывную подготовку педагогических кадров, способных к эффективной профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях.
Литература
1. Ковалевский В. П. Региональный университет: приоритеты развития // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 96-103.
2. Куличенко Р. М., Шаршов И. А., Макарова Л. Н., Дьячек Т. П. Инновационный потенциал университетского комплекса как модели системы непрерывного педагогического образования в регионе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2008. Т. 1. № 13. С. 63-81.
3. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_155553/
4. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. URL: http://askitt.ru/images/ Documents/Relevant_Documents/DOC_65.PDF
References
1. Kovalevskij V. P. Regional'nyj universitet: prioritety razvitiya [Regional university: development priorities] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2009. № 3. S. 96-103.
2. Kulichenko R. M., Sharshov I. А., Makaro-va L. N., D'yachek T. P. Innovatsionnyj potentsial universitetskogo kompleksa kak modeli sistemy ne-preryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v re-gione [Innovative potential of a university complex as models of system of continuous pedagogical education in the region] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2008. T. 1. № 13. S. 63-81.
3. Professional'nyj standart pedagoga [Professional standard of the teacher]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
4. Professional'nyj standart pedagoga profession-al'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Professional standard of the teacher of a vocational education, professional education and additional professional education]. URL: http:// askitt.ru/ images/ Documents/Relevant Documents/ DOC 65.PDF
* * *
DEVELOPMENT OF TEACHER TRAINING COLLEGE OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G. R. DERZHAVIN:
EDUCATIONAL BLOCK
Gushchina Tatyana Ivanovna, Makarova Lyudmila Nikolaevna, Sharshov Igor Alekseevich, Kurin Andrey Yuryevich
Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article authors proved relevance of development of Teacher training college of Tambov state university named after G. R. Derzhavin on the basis of network interaction with the educational organizations of federal and regional levels taking into account actual and perspective needs of the region, considered perspective tasks of institute in educational activities, disclosed need of creation of a multi-level educational complex as effective institute of development of life-long pedagogical education in the region, described the structure of this educational complex including 5 levels, its tasks, means of their decision, and also the expected results from line items of potential partner participants and employers.
Key words: teacher training college, network interaction, multi-level educational complex, regional requests, pedagogical staff
Об авторах:
Гущина Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей педагогики и психологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Шаршов Игорь Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления фундаментальной и прикладной науки Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Курин Андрей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
About the authors:
Gushchina Tatyana Ivanovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Director of Teacher Training College, Tambov State University named after G. R. Derzhavin
Makarova Lyudmila Nikolaevna, Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the General Pedagogics and Psychology Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin
Sharshov Igor Alekseevich, Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Fundamental and Applied Science Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin
Kurin Andrey Yuryevich, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Theory and Technique of Preschool and Primary Education, Tambov State University named after G. R. Derzhavin