УДК 37.061, 372.3.4
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-14-21
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА - ВУЗ» ПРИ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
© Татьяна Ивановна ГУЩИНА, Андрей Юрьевич КУРИН, Наталья Владимировна ПОЗДНЯКОВА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Аннотация. Задачи, поставленные перед современной системой образования, диктуют создание инновационных моделей профессионально-ориентированной образовательной среды, способствующие максимальному раскрытию внутреннего потенциала субъектов образовательной сферы. Современная образовательная организация должна опираться на идею развития системы непрерывного образования, которая будет включать в себя гибко организованные вариативные формы образования и социализации, постоянное развитие человека, личности на протяжении всей жизни. Перечислены основные достижения педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в плане совершенствования системы подготовки студентов педагогического направления, профиля «дошкольное образование», в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Основной упор сделан на перспективную задачу - создание комплекса «детский сад - школа - вуз» при педагогическом институте Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, которая окажет влияние на повышение качества подготовки студентов направления «Педагогическое образование», повышение статуса Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в частности и педагогического образования в Тамбовском регионе в целом; развитие преемственности целей, задач и содержания образовательных программ разного уровня образования, которые будут реализованы в системе «детский сад -школа - вуз»; развитие «сетевого взаимодействия» (непрерывные ступени образовательного комплекса по вертикали, начиная с дошкольного образования, обеспечат поступательное развитие личности обучающегося, а координация структур комплекса по горизонтали создаст новые качественные условия по взаимодействию с другими образовательными учреждениями Тамбовского региона).
Ключевые слова: дошкольное образование; детский сад; школа; вуз; подготовка педагогов; образовательный комплекс
Современная система высшего образования ставит перед собой задачу подготовки компетентного и конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи в динамично изменяющихся условиях, готового к дальнейшему самообразованию и са-моразвитию1.
Для ее успешного решения необходимо наличие компетентных педагогических кадров, от уровня профессионализма которых зависит не только эффективность педагогической деятельности, но и перспективы развития образования, возможности его качественного обновления [1].
1 Психология и педагогика развития учащихся / Казанский (Поволжский) федеральный университет. URL: http://kpfu.ru/content_prmt?p_cid=159417 (дата обращения: 10.05.2017).
Педагогический институт - одно из крупнейших подразделений Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
В настоящее время в педагогическом институте обучается 2000 студентов, из них более 1300 человек по направлению подготовки «Педагогическое образование». Кроме того, на базе института ежегодно проходят повышение квалификации работники образовательной и социальной сфер города и области.
Профессорско-преподавательский состав педагогического института включает в себя 12 докторов наук, более 60 кандидатов наук. Все доктора наук являются членами диссертационного совета по педагогике, успешно функционирующего при университете уже 18 лет, в котором за данный период было защищено 360 диссертаций.
В Институте сложились и успешно работают научные школы «Становление и развитие института социальных педагогов и социальных работников (формы и методы социально-педагогической работы в различных социумах); подготовка кадров для социальной сферы» (руководитель доктор педагогических наук, профессор Р.М. Куличенко), «Проблемы развития профессионализма субъектов образовательного процесса в системе непрерывного образования» (руководитель доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Макарова), «Лингвистические и лин-гводидактические аспекты преподавания иностранных языков и культур» (руководители: доктор педагогических наук, профессор О.Г. Поляков; доктор педагогических наук, профессор П.В. Сысоев); научные направления «Проблемы лингводидактической, литературоведческой и методической подготовки педагогов к обучению дошкольников и младших школьников языку, чтению и литературе» (руководитель доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Г.М. Первова), «Психология субъекта в изменяющемся мире» (руководитель доктор психологических наук, профессор Е.А. Уваров).
В педагогическом институте успешно работают учебно-практические центры и лаборатории (Центр непрерывного педагогического образования, Геронтологический университет, Центр психолого-педагогического консультирования, Региональный центр социальной педагогики и социальной работы, Лаборатория поликультурного образования, Школа юного педагога-психолога), которые являются практической базой для студентов. Создается новый центр развивающего обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, основная цель которого будет в обеспечении благоприятных условий для развития индивидуальных способностей ребенка дошкольного или школьного возраста на основе достижения соответствующего образовательного уровня, с учетом потенциальных образовательных возможностей обучающегося [2; 3].
В рамках подготовки высококвалифицированных кадров ведется реализация проектов, финансируемых Министерством образования и науки РФ, научными фондами (РГНФ, РФФИ), выполнение заказов адми-
нистрации Тамбовской области. За последние пять лет реализовано несколько социально значимых проектов для Тамбовского региона по поддержке различных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию: «Добровольцы как ресурс социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом» (грантодатель Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации); «Адресная социально-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей» (в рамках проекта Министерства образования и науки РФ по развитию студенческих объединений) и др.
Таким образом, современная система подготовки кадров в педагогическом институте представляет собой гибкую, динамичную систему, адекватную требованиям ФГОС ВО и профессиональным стандартам.
Модернизация системы педагогического образования - длительный и трудоемкий процесс, но уже сегодня педагогическим институтом ТГУ им. Г.Р. Державина сделаны определенные шаги по совершенствованию системы подготовки выпускников педагогического направления в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога (ПСП), среди которых мы выделяем следующие.
1. Повышение профессиональных требований к практической подготовке педагога, то есть подготовка будущих педагогов дошкольного образования в соответствии с требованиями ПСП должна быть практико-ориентированной.
Данное требование отразилось на структуре образовательной программы подготовки студентов профиля «Дошкольное образование»: переход от дисциплинарного способа построения образовательной программы, в которой основной образовательной единицей является учебная дисциплина, к модульному принципу построения с включением учебной, педагогической практики, научно-исследовательской работы студентов в каждом модуле.
Учебная дисциплина, как основная структурная единица, отражает, прежде всего, зна-ниевую, а не деятельностную ориентацию в разработке образовательной программы. Освоить трудовую функцию и профессиональные действия в рамках модуля исключительно
в университетской аудитории невозможно. Поэтому модуль дополняется существенной долей практики в условиях реальной образовательной дошкольной организации. За 20152017 гг. число баз практики для студентов педагогического института профиля «Дошкольное образование» увеличилось в несколько раз. Сегодня базами практики являются: детские сады № 10 «Малютка», «Золотой ключик»; «Ивушка»; № 18 «Ручеек», № 52 «Маячок», № 45 «Буратино» и др.
Педагог дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), находясь в непосредственном контакте со студентом, помогает студенту преодолевать организационные и психологические трудности в осуществлении профессиональной деятельности. Вуз, в свою очередь, выступает носителем новых психолого-педагогических концепций и технологий; выполняет поддерживающую, координирующую функцию при выполнении студентом профессиональных проб; осуществляет контроль образовательных результатов (компетенций) студента. Кроме того, вузом регулярно организуются научно-практические конференции по проблемам развития дошкольного образования, в которых активно участвуют педагоги-практики ДОУ (ежегодная кафедральная конференция «Дошкольное и начальное образование: проблемы и перспективы развития», областное мероприятие «Педагогический марафон» и др.), проводятся совместные мероприятия, курсы повышения квалификации.
2. Повышение профессиональных требований к психолого-педагогической подготовке педагога.
При анализе содержания ПСП в части 3.2, где описаны трудовые действия педагога, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования, хорошо видно, что требования к психолого-педагогической подготовке педагога значительно повысились. Так, педагог дошкольного образования обязан «знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве, особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте», «участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка...», «владеть метода-
ми и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга.. .»2 и др.
Учитывая данное положение, в основной образовательной программе подготовки бакалавров профиля «Дошкольное образование» ставится акцент на психолого-педагогический образовательный модуль подготовки педагогов за счет включения дисциплин практико-ориентированной направленности («Психология дошкольного возраста», «Дошкольная педагогика», «Педагогическая психология», «Психолого-педагогический практикум», «Психология и педагогика игры» и др.) и на формирование образовательных результатов в виде конкретных умений будущих педагогов, связанных с реализацией психологической компетентности в педагогической деятельности.
Помимо учебных дисциплин данный модуль включает практики, интегрированные с их содержанием (формирование навыков элементарной диагностики, составление психологического портрета субъектов образовательного процесса и др.). Использование интерактивных методов обучения на теоретических занятиях и усиление исследовательской составляющей на семинарских занятиях (дискуссии, мини-конференции, ролевые и деловые игры, мини-тренинги, малые группы и др.) обеспечивает баланс между теоретической и практической компонентами психолого-педагогического образовательного модуля.
3. Повышение профессиональных требований к педагогу в условиях инклюзивного образования.
Ключевая идея профстандарта - умение педагога работать с разными категориями детей: одаренными и имеющими проблемы в развитии; социально-уязвимыми детьми; детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с особыми образовательными потребностями; детьми-мигрантами, детьми-сиротами и др. В качестве ответа на этот запрос педагогическим институтом разрабатываются программы двойного бакалавриата: «Дошкольное дефектологическое образование», функционируют научные кружки и центры (например, «Лаборатория интеллек-
2 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 09.05.2017).
та», одним из направлений работы которого является обучение студентов современным технологиям работы с одаренными детьми).
4. Повышение профессиональных требований к уровню ИКТ-компетентности педагога.
Профессиональный стандарт предполагает владение педагогом современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ). В ПСП выделяют общепользовательскую, общепедагогическую и предметно-педагогическую ИКТ-компетенции педагога.
Достаточно высоких результатов в этой области нам удается добиться за счет смещения акцентов в преподавании дисциплин, направленных на формирование ИКТ-компе-тенций бакалавров, на изучение и использование ИКТ в профессиональной деятельности (переход от освоения устаревших инструментов и технологий к формированию умений создавать собственные образовательные среды, осваивая необходимые инструменты и используя их в работе).
Таким образом, ПСП является эффективным инструментом развития педагогического образования в целом, который задает векторы и базис этого развития, способен дать новый импульс развитию педагога и всего педагогического сообщества, а соответственно повысить качество педагогического образования.
Что касается дальнейшей перспективы развития, то задачи, которые ставятся перед современной системой образования, диктуют создание инновационных моделей профессионально-ориентированной образовательной среды, которые должны способствовать максимальному раскрытию внутреннего потенциала субъектов образовательной сферы. Современная образовательная организация должна опираться на идею развития системы непрерывного образования, которая будет включать в себя гибко организованные вариативные формы образования и социализации, постоянное развитие человека, личности на протяжении всей жизни.
Непрерывность образования, адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности - эти образовательные тенденции получили признание в качестве ориентиров в нормативных документах, федеральной программе развития образования.
Основой для современных изменений и преобразований является ориентация на индивидуализацию и дифференциацию обучения на всех ступенях образования от детского сада до высшего учебного заведения [4].
Многоступенчатая система образования «детский сад - школа - вуз» сложилась в настоящее время в 19 вузах России (Центральный федеральный округ (ФО) - 4 вуза, Приволжский ФО - 3 вуза, Северо-Западный ФО -3 вуза, Южный ФО - 1 вуз, Сибирский ФО -6 вузов, Уральский ФО - 2 вуза) и становится все более популярной, так как позволяет образовательному учреждению эффективно реагировать на запросы инновационного социально-ориентированного развития региона, предоставляет преподавателям единого образовательного комплекса более широкие возможности для разработки учебных и воспитательных программ, реализующих преемственность содержания подготовки образовательных учреждений системы «детский сад -школа - вуз».
Отличительными чертами непрерывного образования являются: индивидуализация обучения, гибкость, доступность. Принцип непрерывности предполагает в первую очередь плавный переход от базовых ступеней к более высоким и обеспечивает постоянный качественный подъем образовательной деятельности в целом - от дошкольной ступени до поствузовской.
Создание комплекса «детский сад -школа - вуз» при педагогическом институте Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина окажет влияние на:
- повышение качества подготовки студентов направления «Педагогическое образование», повышение статуса Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в частности и педагогического образования в Тамбовском регионе в целом;
- развитие преемственности целей, задач и содержания образовательных программ разного уровня образования, которые будут реализованы в системе «детский сад - школа - вуз»;
- развитие «сетевого взаимодействия» (непрерывные ступени образовательного комплекса по вертикали, начиная с дошкольного образования, обеспечат поступательное развитие личности обучающегося, а координация структур комплекса по горизонтали
создаст новые качественные условия по взаимодействию с другими образовательными учреждениями Тамбовского региона).
Цель создания комплекса «детский сад -школа - вуз» при педагогическом институте Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, с точки зрения повышения качества подготовки студентов направления «Педагогическое образование», заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения образовательного процесса комплексной подготовки студентов, направленного на формирование высокого уровня профессиональной компетентности, активности, инициативности и конкурентоспособности будущих педагогов.
Данная цель будет достигнута за счет:
- организации квазипрофессиональной деятельности студентов педагогического направления на базе образовательного комплекса «детский сад - школа - вуз» за счет моделирования содержания профессиональной деятельности и осуществления индивидуально-ориентированной, групповой педагогической, психологической, социальной помощи детям дошкольного, школьного возраста в контексте профессиональных действий преподавателя;
- формирования исследовательских умений и навыков у студентов направления «Педагогическое образование» на занятиях, организованных в образовательном комплексе «детский сад - школа - вуз», с целью предоставления обучаемым оптимальных возможностей для реализации индивидуальных творческих запросов;
- овладения новыми формами, средствами, технологиями проведения занятий с детьми дошкольного, школьного возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями и с использованием современного оборудования и оснащения образовательного комплекса;
- расширения поля и углубления возможностей для прохождения учебной, педагогической, преддипломной практик на базе образовательного комплекса «детский сад -школа - вуз» студентами направления «Педагогическое образование» Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Инновационный образовательный комплекс для Тамбовского региона:
- обеспечит высокое качество профильного образования, личностного роста учащегося и его подготовки к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни;
- создаст благоприятные условия выпускникам школы при университете для продолжения обучения в университете и как результат - преемственную подготовку высококвалифицированных педагогических кадров в соответствии с потребностями Тамбовского региона;
- интегрирует интеллектуальный потенциал работников образовательного комплекса «детский сад - школа - вуз» для совместного выполнения комплексных учебно-воспитательных программ, ведущих к повышению статуса педагогического образования, его популяризации в Тамбовском регионе, пропаганды современного педагогического опыта, достижений современной педагогической работы и как результат - повысит конкурентоспособность выпускников образовательного комплекса «детский сад - школа -вуз»;
- будет содействовать укреплению материальной базы педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, реализации благоприятных условий для более эффективной научной и учебной деятельности обучающихся и профессорско-преподавательского состава.
Создание образовательного комплекса «детский сад - школа - вуз» при Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина необходимо в силу и других причин:
- развития преемственности целей, задач и содержания образовательных программ разного уровня образования, которые будут реализованы в системе «детский сад - школа - вуз», что отразится на взаимосвязи и взаимодополняемости уровней образования, позволит обеспечить поступательное развитие личности, а впоследствии и профессиональное становление обучающегося;
- интеграции и развития «сетевого взаимодействия» - непрерывные ступени образовательного комплекса по вертикали, начиная с дошкольного образования, обеспечат поступательное развитие личности обучающегося, а координация структур комплекса по горизонтали создаст новые качественные условия по взаимодействию с други-
ми образовательными учреждениями Тамбовского региона.
Образовательный комплекс «детский сад - школа - вуз» позволит через индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения наиболее полно осуществлять развитие творческих возможностей обучающихся. Каждая из образовательных ступеней имеет особенную важность в развитии у обучающегося индивидуальной образовательной траектории, которая зависит от возраста обучающихся, изменений в структуре личности, происходящих в процессе взросления, психических особенностей. В результате формируется новое качество личности - «готовность к профессиональной деятельности».
Список литературы
1. Курин А.Ю. Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя // Дошкольное и начальное образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов, 2014. С. 110-117.
2. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Курин А.Ю. Концепция развития педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 5-6 (157-158). С. 7-18. DOI: 10.20310/ 1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-7-18.
3. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Курин А.Ю. Развитие педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: образовательный блок // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 2. С. 40-44.
4. Завалко Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад - школа - вуз». URL: http://dlib.rsl.ru/01002301045 (дата обращения: 10.05.2017).
Поступила в редакцию 18.08.2017 г. Отрецензирована 15.09.2017 г. Принята в печать 03.11.2017 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Гущина Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, директор педагогического института. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Курин Андрей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Позднякова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для корреспонденции: Курин А.Ю., e-mail: [email protected]
Для цитирования
Гущина Т.И., Курин А.Ю., Позднякова Н.В. Перспективы совершенствования подготовки педагогов дошкольного образования на примере создания образовательного комплекса «детский сад - школа - вуз» при педагогическом институте Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. Вып. 1 (171). С. 14-21. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-14-21.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-14-21
THE PROSPECTS OF IMPROVEMENT OF PRESCHOOL EDUCATION TEACHERS PREPARATION BASING ON THE EXAMPLE OF CREATION OF EDUCATIONAL COMPLEX "KINDERGARTEN - SCHOOL - UNIVERSITY" AT PEDAGOGICAL INSTITUTE OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN
Tatyana Ivanovna GUSHCHINA, Andrey Yurevich KURIN, Natalya Vladimirovna POZDNYAKOVA
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. The objectives set at modern system of education, define the creation of innovative models of professionally-oriented educational sphere, which must contribute in revealing of internal potential of subjects of educational sphere. Modern educational organization must base on the idea of development of system of continuous education, which will include flexible organized variable forms of education and socialization, constant development of a human, personality, during the whole life. The basic achievements of Pedagogical Institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, in improvement of the system of preparation of students of pedagogic direction, profile "preschool education", in accordance with the requirements of professional standard of the teacher. Besides the main emphasis is made on prospective task - creation of complex "kindergarten - school - university" at Pedagogical Institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin which will influence the increase of the quality of preparation of students of the direction "Pedagogic Education", the increase of the status of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, particularly pedagogic education in Tambov Region, in general; the development succession of aims, tasks and content of educational programs of different level of education, which will be realized in the system "kindergarten - school - university"; the development of "network interaction" (continuous stages of educational complex vertically) starting with preschool education, will provide progressive development of students' personality, and coordination of structures of complex across will create new qualified conditions in interaction with other educational institutions of Tambov Region).
Keywords: preschool education; kindergarten; school; higher educational institution; teachers' preparation; educational complex
References
1. Kurin A.Y. Problema povysheniya urovnya professional'noy kompetentnosti budushchego uchitelya [Problem of enhancing the level of professional competence of future teacher]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii «Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: sovremennye problemy i perspektivy razvitiya» [Proceedings of the All-Russian Scientific-Practical Conference "Preschool and Primary Education: Modern Issues and Prospects of Development"]. Tambov, 2014, pp. 110-117. (In Russian).
2. Gushchina T.I., Makarova L.N., Sharshov I.A., Kurin A.Y. Kontseptsiya razvitiya pedagogicheskogo instituta tambovs-kogo gosudarstvennogo universiteta im. G.R. Derzhavina [The concept of pedagogic institute development of Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2016, vol. 21, no. 5-6 (157-158), pp. 7-18. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-7-18. (In Russian).
3. Gushchina T.I., Makarova L.N., Sharshov I.A., Kurin A.Y. Razvitie pedagogicheskogo instituta tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina: obrazovatel'nyy blok [Development of teacher training college of Tambov State University named after G.R. Derzhavin: educational block]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2016, vol. 15, no. 2, pp. 40-44. (In Russian).
4. Zavalko N.A. Teoriya i praktika individualizatsii protsessa obucheniya v mnogostupenchatoy sisteme «detskiy sad -shkola - vuz» [Theory and practice of individualization of the process of education in the multi stage system "kindergarten - school - university"]. (In Russian). Available at: http://dlib.rsl.ru/0100230 1045 (accessed 10.05.2017).
Received 18 August 2017 Reviewed 15 September 2017 Accepted for press 3 November 2017 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Gushchina Tatyana Ivanovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Pedagogy Institute. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Kurin Andrey Yurevich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Pozdnyakova Natalya Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For correspondence: Kurin A.Y., e-mail: [email protected]
For citation
Gushchina T.I., Kurin A.Y., Pozdnyakova N.V. Perspektivy sovershenstvovaniya podgotovki pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya na primere sozdaniya obrazovatel'nogo kompleksa «detskiy sad - shkola - vuz» pri pedagogicheskom institute Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta im. G.R. Derzhavina [The prospects of improvement of preschool education teachers preparation basing on the example of creation of educational complex "kindergarten - school - university" at Pedagogical Institute of Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Guma-nitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 1 (171), pp. 14-21. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-14-21. (In Russian, Abstr. in Engl.).