МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ. ИННОВАЦИИ
УДК 330.1
Развитие партнерства государства и бизнеса в сфере инноваций и научных разработок
В статье раскрываются актуальные на сегодняшний день вопросы перехода от индустриальной модели развития экономики к инновационной. Ужесточение конкуренции на мировых рынках, глобализация, победное шествие сетевых структур привели сегодня страны, экономики которых ориентированы на наращивание материальных благ без вложений в науку и инновации, на грань экономического падения. Перспективным становится развитие партнерства, кооперация образования, науки и бизнеса.
В статье определен современный уровень государственно-частного партнерства в области инноваций, раскрыты причины возникновения и тяжесть рисков в данной сфере, предложены пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), научные и образовательные учреждения, инновации.
В России сегодня остается актуальным вопрос эффективности механизмов финансирования инноваций для активизации работы в инновационной сфере. Анализ работы в области развития инноваций позволяет вычленить такие актуальные проблемы сегодняшнего дня, как высокий коэффициент изношенности материально-технической базы научных объединений, нехватка собственного капитала предприятий и организаций для разработки и внедрения инноваций и, как следствие, низкая доля инновационной продукции в российской экономике.
Одним из самых эффективных механизмов, обеспечивающих стимулирование инновационной деятельности, продолжает оставаться создание ГЧП, и за последние годы был создан ряд предпосылок для развития государственно-частного партнерства. Государство и бизнес активно контактируют в рамках консультационной деятельности. В Правительстве Российской Федерации создана такая структура, как Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, экспертные советы работают при отраслевых министерствах и ведомствах и в Государственной Думе.
ГЧП имеет массу положительных сторон: обеспечивает приток иностранных инвестиций, облегча-
© Манько Н.Н., 2012
Н.Н. Манько
ет выход на мировые финансовые рынки; является платформой для развития региональных рынков капитала, работ, услуг.
Государственно-частное партнерство в практике развитых зарубежных стран стало одним из наиболее эффективных стимуляторов для развития науки и инноваций. Лидерами по созданию ГЧП в инновационной и научной сфере согласно рейтинга Going Global: The world of public private partnerships стали Великобритания, Австралия и скандинавские страны [4], и это не случайно, так как именно страны ОЭСР с каждым годом наращивают темпы и объемы бюджетного финансирования ГЧП в сфере науки и технологий. Европейская экономическая комиссия ООН произвела анализ 48 проектов ГЧП — результат превзошел ожидания: 80% анализируемых проектов ГЧП были реализованы с экономией от запланированного бюджета и 60% проектов были завершены ранее запланированных сроков на фоне улучшения сервиса и уменьшения платы за использование [2].
Уже доказанным фактом является то, что государство и бизнес не могут существовать друг без друга. К сожалению, в России федеральным законодательством не регулируется весь объем вопросов по реализации ГЧП, большинство норм спущено в подзаконные правовые акты, которые не дают единого понимания ГЧП. Одни акты направлены на осуществление концессионных взаимоотношений, другие — на реализацию ФЦП, третьи — на инвестиции в сфере строительства и создания объектов и т. д.
Во взаимодействии бизнеса и государства всегда сила на стороне второго, и для частного сектора существует риск иметь различный правовой статус по некоторым аспектам ГЧП. Трудности заключаются в том, что нормативные акты просто не дают единого подхода к пониманию специфики отношений между бизнесом и органами государственной и муниципальной власти, а также в ограниченности возможностей органов государственного и муниципального управления лимитом бюджетных средств, что не позволяет им принимать на себя обязательства по контрактам за пределами этих лимитов.
В современной России получила распространение практика заключения концессионных соглашений. Все более актуальным становится консалтинг по управлению рисками в рамках концессионных соглашений и возможности системы страхования по обеспечению защиты от рисков. В том числе и об этих направлениях пойдет речь в данной статье.
Концессионное соглашение представляет собой договор между государством и представителем частного бизнеса, в соответствии с которым концедент (государственные и местные органы власти) предоставляет концессионеру (физическому или юридическому лицу) исключительные права на создание, модернизацию объекта инфраструктуры и (или) управление им [1]. То есть концессионное соглашение как форма ГЧП позволяет государству определить стратегические цели сотрудничества, а частному капиталу обеспечить самые эффективные механизмы достижения этих целей.
Российская практика определила ряд особенностей отечественного концессионного механизма:
1) Большую часть расходов по модернизации или строительству объектов инфраструктуры берет на себя государство, а не потребитель. Путями такого финансирования являются как софинансирование инвестиционных затрат, так и частичное субсидирование тарифов за пользование инфраструктурой.
2) В связи с очень высоким уровнем физического и морального износа основных фондов, принадлежащих организациям различных отраслей инфраструктуры, с целью обеспечения их дальнейшего развития и функционирования большую часть инвестиционных проектов приходится направлять на простое и расширенное воспроизводство этих объектов, пренебрегая инновациями.
Повышение уровня взаимного доверия государства и частного бизнеса станет залогом успешного внедрения и практической реализации концессионных соглашений. Взаимное доверие сможет обеспечить приток инвестиций со стороны частного сектора, снизив государственные вложения, а активное участие бизнеса в инвестиционных проектах повысит конкурентоспособность частых инвесторов.
Дадим определения терминов, используемых в данной статье.
ГЧП в инновационной сфере представляет собой совокупность организационно-правовых отношений и осуществляемых государством и частным бизнесом действий по достижению целей инновационного развития на государственном и местном уровнях путем осуществления инновационных проектов и программ.
Инновационная программа — это комплекс инновационных проектов и мероприятий, который осуществляется в лимитах, согласованных до начала программы ресурсов и сроков реализации, выполняемый определенной группой исполнителей и обеспечивающий максимально эффективное решение поставленных задач по разработке, внедрению и распространению инновационных видов продукции (технологий).
Инновационный проект — проект, в котором определено технико-экономическое, правовое и организационное обоснование итоговой инновационной деятельности. Примером инновационного проекта может быть комплексный план действий по созданию или изменению существующей системы путем внедрения в нее какого-либо новшества, имеющий четко заданные условия (бюджет, сроки, средства производства, методы организации и прочее) для его реализации.
В системе государственно-частного партнерства всегда происходит консолидация ресурсов и возможностей двух хозяйствующих субъектов. Частный сектор вкладывает капитал, имущество, систему управления, эк-спертность, новаторский потенциал. Государство инвестирует в партнерство финансы, собственность, услуги (консалтинговые, образовательные и т. д.), гарантии (при поручительстве перед кредитными организациями, партнерами и др.), налоговые и иные льготы.
Можно выделить следующие признаки государственно-частного партнерства:
— в партнерстве задействованы обе стороны — как государство, так и частный бизнес;
— все действия в рамках партнерства юридически зафиксированы договорами, контрактами, соглашениями и др.;
— стороны равноправны и действуют с позиций партнерства;
— каждая сторона имеет конкретные цели, одной из таких целей является четко сформулированный государственный интерес;
— выбор партнера из частного сектора экономики осуществляется в условиях свободной конкуренции (по результатам конкурса);
— все цели, роли, полномочия, ответственность, уровни и порядок контроля и отчетности заранее прописаны и определены; управление носит стратегический характер;
— ресурсы обеих сторон объединяются ради достижения общих целей;
— расходы и риски обязательно распределяются между сторонами партнерства, и стороны участвуют в распределении и использовании результатов деятельности.
На рисунке 1 схематически отражена система взаимоотношений государства и частного партнера.
Рисунок 1. Схема взаимоотношений государства и бизнеса в инновационной сфере
Инициатором ГЧП может выступать как государство, так и частный бизнес. Государство инициирует проекты национального значения, например, проект создания технопарка; нефтехимического кластера; международного исследовательского консорциума; высокотехнологичного инновационного продукта и пр.
Государственно-частным партнерством могут быть охвачены практически все отрасли хозяйства: энергоснабжение, транспорт, коммунальное хозяйство, связь, СМИ, культура, туризм, спорт, здравоохранение, социальное обслуживание, инновации.
Инновационный процесс обусловлен высокими рисками и большими первоначальными капиталовложениями в инновационную деятельность, а также интеграцией большого числа разнообразных стадий процесса: образование, НИОКР, инвестиции, трансфер инноваций, производство, реализация, сервисное обслуживание продукции.
В зависимости от специфики инновационной деятельности используются различные типы, модели, формы ГЧП. Типология ГЧП в инновационной сфере так же имеет свою специфику.
Тип (вид) государственно-частного партнерства в инновационной сфере — это совокупность организационно-правовых отношений и действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение общих целей инновационной политики России, являющихся основополагающими для построения инновационной экономики страны.
Типы ГЧП в инновационной сфере формируются согласно стадиям инновационного цикла. Такими типами могут быть партнерство в образовании и научных исследованиях и разработках, сотрудничество в инвестиционной деятельности и трансфере технологий, в производстве и продвижении инновационной продукции.
Модель ГЧП в инновационной сфере — это конкретный проект государственно-частного партнерства, который возник в результате отбора участников ГЧП со стороны бизнеса, выступавших на конкурентной основе, и направленный на решение определенных проблем в инновационной сфере и частных задач инновационной политики страны.
Каждый тип ГЧП может состоять из нескольких моделей, например, сотрудничество в трансфере технологий (тип ГЧП) содержит такие модели (проекты), как создание инновационно-технологического центра; создание регионального венчурного фонда с государственным участием и т. д.
ГЧП на различных стадиях инновационного процесса (образование, НИОКР, инвестиции, трансфер инноваций) осуществляется различными способами.
Знания являются основным источником нововведений как в продукте, так и в технологии его производства, методах управления, реализации системы маркетинга. Поэтому большое внимание уделяется партнерству в образовании. Направлениями такого партнерства могут быть участие го-
сударственных региональных органов в разработке образовательных программ в местных университетах; организация семинаров, конференций, тренингов по вопросам управления, маркетинга, права, логистики для предпринимателей конкретного региона.
Сотрудничество в НИОКР предполагает совместное выполнение исследовательских работ специалистами и учеными государственных институтов и частных организаций; совместное моделирование и разработку продукта; работу над улучшением дизайна продукта; инновациями в технологии и методах производства; совместную разработку высокотехнологичных товаров.
Инвестиционная деятельность предусматривает сотрудничество в финансировании инновационных проектов между государством и частным бизнесом, привлечение государственными и муниципальными органами управления иностранного капитала для создания венчурных фондов с иностранными инвестициями.
Сотрудничество в трансфере технологий заключается в создании свободных экономических зон, центров трансфера технологий, технопарков, бизнес-инкубаторов, совместных франчайзинговых организаций.
Государственно-частное партнерство в процессе реализации активизирует все стадии инновационной деятельности. Инновационная активность предполагает активный обмен знаниями, генерацию новых идей, софинан-сирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
Для эффективной реализации партнерских отношений необходимо соблюдать интересы обеих сторон партнерства, так как в результате партнерства каждая сторона решает собственные цели и задачи и имеет отличную от другой стороны мотивацию. ГЧП не просто суммирует вкладываемые партнерами ресурсы, но и достигает синергетического эффекта и тонкого баланса интересов сторон.
Государство мотивировано на участие в партнерстве благодаря общим и специфическим целям, к которым относятся:
— общие цели: рост экономики страны; конкурентоспособность научно-технической продукции и услуг на мировом рынке; стимулирование производства высокотехнологичных продуктов; создание наукоемких производственных фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий; поиск и увеличение доли внебюджетных источников финансирования; рост эффективности инвестиций в исследования и разработки;
— специфические цели: разработка ключевых технологий для нужд государства; внедрение и использование в экономике результатов исследований и разработок, финансируемых из бюджета, а также их коммерциализация; развитие инфраструктуры.
Работа по проекту на основе концессионного соглашения связана с рисками общими и специфическими, и основой этого вида государственно-частного партнерства является оптимальное распределение рисков между сторонами соглашения.
Общие риски могут быть внутренними рисками проекта, возникающими на стадии проектирования, строительства и эксплуатации, и внешними, зависящими от процессов в макроэкономике, финансах государства, форс-мажора, институциональных факторов.
Специфические риски для частной организации могут быть рисками экспроприации, нарушения обязательств со стороны партнеров, в том числе государства (непредоставление субсидий, несоблюдение сроков выдачи разрешительной документации по проекту, невмешательство в проект при возникновении необходимости таких действий).
Специфическими рисками концедента являются риски, основанные на возможности проявления поведения «частного монополиста», возникающего в результате полного доверия частному партнеру со стороны государства в части управления и эксплуатации объекта инфраструктуры. Это риски нецелевого расходования либо перерасхода инвестированных ресурсов, остановки работ по проекту, невозможности замены концессионера и делегирования части работ другому юридическому лицу [2].
Количественную, стоимостную оценку рисков в рамках проектов, реализуемых по концессионному соглашению, необходимо проводить с использованием набора нескольких известных методик. С нашей точки зрения наиболее целесообразно применять последовательно методы анализа чувствительности, сценарного и статистического анализа.
Изначально необходимо определить основные параметры риска, изменение которых повлечет за собой максимальное воздействие на результат ГЧП. Далее можно рассчитать плановые значения показателей эффективности по проекту, учитывая их корреляцию с рассчитанными ранее параметрами риска. Последним этапом, осуществляемым уже на стадии завершения проекта, является расчет статистических показателей риска инвестиционного проекта.
Следует помнить, что диверсификация возможна только в отношении специфических рисков и оговаривается на стадии планирования проекта. Основным способом диверсификации рисков как для государства, так и для частного бизнеса является одновременное инвестирование средств в несколько не связанных между собой проектов, принадлежащих в большинстве случаев разным секторам экономики.
Если рассматривать риски, возникающие конкретно в ходе реализации концессионных соглашений, то, по мнению автора, наиболее разумными и доступными методами управления рисками являются страхование и ограничение рисков.
Ограничение рисков подразумевает уменьшение вероятности их возникновения и уменьшение масштабов возможного ущерба.
Одним из наиболее существенных для концессионера является риск увеличения требуемых проектом инвестиций. С целью ограничения данного риска используют следующие способы:
— серьезный подход к выбору застройщика по принципу наличия опыта и знания технологий строительства схожих объектов;
— маркетинговые исследования до запуска проекта на предмет выявления реакции потенциальных потребителей на разрабатываемый инновационный продукт;
— страхование работ, имущества, недвижимости;
— использование финансовых инструментов, ограничивающих риск инфляции, перепадов курса валют, роста процентной ставки по займам;
— возможность, закрепленная в контракте, развивать его во времени и адаптировать к изменению ситуации на рынке;
— лимитирование непредвиденных расходов;
— проведение экологической экспертизы проекта до запуска его в работу.
И все же наиболее эффективным способом ограничения рисков в рамках концессионных соглашений является их оптимальное распределение между участниками, так как никакие меры по ограничению рисков не смогут устранить их полностью. Оптимальное распределение рисков подразумевает передачу каждому из партнеров тех рисков, которыми он может управлять наилучшим образом [3].
Форс-мажор, как правило, наступает в очень редких исключительных случаях. Однако его наступление приносит настолько серьезный ущерб, что ставит под сомнение дальнейшую возможность работы над проектом. Частная компания не сможет финансово справиться даже с частью такого риска, поэтому логично передавать риски форс-мажорных обстоятельств в полном объеме концеденту. Если данный риск при разработке договора передается частной компании, то логично предположить, что стоимость инвестируемых ею средств существенно возрастет.
Также только партнер-государство сможет принять на себя финансовые институциональные и макроэкономические риски, так как частные инвесторы не смогут покрыть эти риски.
Таким образом получается, что внешние риски являются прерогативой государства, в то время как внутренние риски в большей своей части должны быть переданы частному бизнесу, исключая некоторые из них. Таким исключением становится, например, риск перерасходования средств по проекту, возникший в результате допущения существенных ошибок в предоставляемых партнером-государством результатах геологических исследований, заключении экспертизы воздействия объекта концессионного соглашения на окружающую среду и др. При возникновении таких случаев прямой обязанностью концедента является возмещение расходов по данному виду риска.
Риск неполучения эксплуатационных доходов по проекту, связанный с ошибками планирования, в долгосрочных проектах малопредсказуем, особенно в транспортной сфере, поэтому целесообразно делить данный риск
между участниками партнерства. Это доказывает и мировая практика. Основной проблемой при распределении этого риска становится механизм определения справедливых пропорций рискового бремени [4] между государством и частным инвестором.
В данной ситуации практикуется гарантирование концедентом, который является прямым или косвенным получателем результатов проекта, частному инвестору получение определенного фиксированного дохода, чтобы не допустить убыточность работы частного партнера. Примером такого распределения риска может стать строительство в Венгрии скоростной магистрали М5. В этом проекте риски распределялись между кон-цедентом и концессионером путем сбалансированных дотаций, выделяемых в течение первых семи лет. Дотации зависели от притока денежных средств и имели свою «планку». При обеспечении потоков дорожного движения в объеме меньше расчетного, сумма дотаций увеличивалась, если поток наоборот возрастал, то дотация автоматически снижалась.
России будет полезно перенять такой зарубежный опыт распределения риска неполучения эксплуатационных доходов между государством и частной компанией, особенно в свете отсутствия практики реализации крупных инвестиционных проектов в рамках ГЧП. Тем более, что запас финансовой прочности партнера государства несоизмеримо выше партнера представителя частного бизнеса и не станет тяжелым бременем для кон-цедента.
При условии выхода проекта на рынок ценных бумаг разумно использовать деривативные финансовые инструменты, которые позволят зафиксировать доход.
Риски, связанные с организацией строительства и последующей эксплуатацией объектов инфраструктуры, рекомендуется возложить на концессионера, так как он является непосредственным исполнителем проекта, ответственным за применение технологий строительства, организацию и контроль работы субподрядчиков, максимально эффективное использование инвестированных в проект ресурсов.
Самым эффективным способом, особенно в российских условиях, снижения специфических рисков сторон концессионного соглашения является не только тщательная проработка договора на этапе его составления, но и создание эффективной правовой системы государства, способствующей соблюдению интересов сторон ГЧП [5].
Другим распространенным и достаточно эффективным способом ограничения рисков является страхование рисков или получение финансовых гарантий.
Страхование также имеет разные способы организации. Как пример, строительные риски разумно передавать генподрядчику в силу его ответственности по действующему законодательству за порчу и гибель объекта строительства.
В связи с объемностью и взаимной увязкой работ по концессионным соглашениям наиболее эффективным для инвестиционных проектов является комплексное страховое сопровождение проекта, а не страхование отдельных рисков по нему [7].
Комплексная программа позволяет страховать оборудование строительной площадки, комплекс СМР, строительные машины и механизмы, используемые на объекте, профессиональную ответственность проектировщиков, гражданскую ответственность перед третьими лицами, потерю прибыли инвестора в результате задержки ввода в эксплуатацию объекта, перевозку грузов, гарантийные обязательства подрядчика, имущество объекта на этапе эксплуатации [10].
Предоставление государственных гарантий по обязательствам представителя частного бизнеса так же является действенным методом. В мировой практике при реализации проектов на основе ГЧП имеет широкое распространение предоставление гарантий, что способствует снижению стоимости заемных средств для концессионера и, как следствие, повышение его эффективности в проекте.
Капиталоемкие масштабные проекты часто страхуются международными страховыми агентствами, такими как Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), реализующее свою деятельность в структуре Всемирного банка. Именно развитие инфраструктуры является одним из приоритетных направлений его деятельности. Как показатель, за 2010 года размер предоставленных МАГИ гарантий по 12 инфраструктурным проектам составил 494 млн. долларов.
Развитию инновационной экономики России путем реализации ГЧП будет способствовать выработка и реализация государственной стратегии Российской Федерации в области развития государственно-частного партнерства.
Государство может преследовать следующие цели в рамках программ инновационного развития с применением форм ГЧП:
• поддержка малых и средних предприятий, работающих в инновационной сфере;
• активизация процесса трансфера результатов исследований и разработок;
• внедрение и повышение прибыльности инноваций, полученных в государственном секторе;
• создание объединений региональных товаропроизводителей;
• международное сотрудничество (например, создание инновационной корпорации «Консорциум нанотехнологий СНГ»).
Направлениями стратегии государственно-частного партнерства в сфере инноваций являются:
1) разработка научно-инновационной политики и ее своевременная регулярная корректировка;
2) использование принципов доходности и окупаемости при консолидации государственной и частной собственности для реализации инвестиционных проектов;
3) повышение уровня информированности общества о ГЧП, содействие этому процессу;
4) создание единой продуманной законодательной базы, обеспечивающей реализацию проектов в научно-инновационной деятельности и учитывающей стратегию и государственные приоритеты в этой сфере;
5) разработка для отдельных стратегических секторов экономики индивидуальных программ развития ГЧП;
6) создание условий для доверительных отношений между государством и частным сектором, пропаганда и развитие культуры кооперирования общественного и частного секторов экономики;
7) разработка форм и методов взаимодействия органов государственной власти, государственных и частных научных и инновационных институциональных единиц;
8) совершенствование фискальной и таможенной политики под задачи развития инновационной деятельности, в том числе и предоставление льгот;
9) направление усилий и инвестиций в процесс формирования научно-инновационной инфраструктуры, куда относятся технопарки, технологические центры, центры коллективного пользования оборудованием, СЭЗ, отраслевые центры трансфера технологий и др.
10) финансовая поддержка государством развития стартап-школ и бизнес-инкубаторов, венчурных фондов и сети бизнес-ангелов;
11) государственная поддержка инновационной деятельности малого и среднего бизнеса;
12) формирование в стране элементов институциональной среды ГЧП: финансово-экономических институтов, инвестирующих и гарантирующих частные инвестиции; независимых организаций, занимающихся экспертизой проектов и консалтингом; управляющих компаний; ассоциаций; объединений; фондов и т. п.
13) обучение и повышение квалификации специалистов в сфере реализации ГЧП и управления инвестициями;
14) определение финансовых взаимоотношений органов государственной власти, государственных и частных научных и инновационных организаций.
Все вышеперечисленные меры в условиях их комплексной реализации будут способствовать ускоренному становлению и развитию российской инновационной системы, восстановлению и модернизации национальной экономики. Для решения этих задач государство и бизнес должны объединить усилия, задействовать свой творческий потенциал, идти на сближение, обмениваться опытом и идеями не только инноваций в производственной сфере, но и в сфере технологии и управления.
Существует ряд необходимых условий для осуществления взаимодействия общественного и частного секторов экономик при реализации крупных инвестиционных проектов в сфере инноваций:
a. Наличие у государства конкретных четких зафиксированных стратегических приоритетов и путей их достижения с помощью более мелких локальных проектов.
b. Установление единых, законодательно закрепленных правил взаимодействия государства и частного бизнеса в сфере совместной реализации проектов.
а Разработка системы разделения инвестиций и рисков индивидуально для каждого инновационного проекта ГЧП.
Формами взаимодействия, направленными на финансирование государственно-частных партнерств в развитии науки и образования, может быть следующее:
— финансирование местными органами самоуправления из областного инновационного фонда грантов на инновационную деятельность в технике и технологии, осуществляемую субъектами бизнеса;
— субсидирование местными бюджетами части затрат на обучение и переподготовку персонала хозяйствующих субъектов;
— предоставление государством на конкурсной основе капитальных вложений, направленных на поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов;
— предоставление субъектам частного бизнеса государственных гарантий под инвестиционные проекты для поручительства в коммерческих банках;
— финансирование проектов, нацеленных на создание и развитие инновационной инфраструктуры регионов;
— предоставление льготы по арендной плате за пользование государственным или муниципальным имуществом;
— субсидирование части издержек, возникающих при реализации инвестиционных проектов.
Государственно-частная программа является организационно-финансовым инструментом реализации вышеприведенных форм ГЧП в инновационном развитии экономики. При разработке организационного механизма ГЧП необходимо определить для каждого из его участников определенную последовательность действий по формированию и развитию партнерских отношений. Поэтому автором предлагаются следующие этапы формирования государственно-частного партнерства в России:
1. Создание инициативы формирования ГЧП и ее выражение как государством, так и представителями частного сектора.
2. Рассмотрение предложений сторон по вопросам реализации выраженной инициативы.
3. Диалог государства и бизнеса по вопросам определения и урегулирования существенных условий будущего проекта ГЧП.
4. Подписание соглашения между государством и представителем бизнеса, в котором отражены все достигнутые договоренности и существенные условия.
5. Исполнение каждой из сторон взятых на себя по договору обязательств в рамках ГЧП.
6. Анализ достигнутых результатов ГЧП.
7. Разработка и внедрение новых, более совершенных моделей ГЧП.
В проекте соглашения о ГЧП в сфере инноваций могут содержаться
следующие положения:
— предмет и объект соглашения;
— цель и срок действия соглашения;
— объем, содержание, виды и сроки выполнения работ и (или) оказания услуг;
— порядок создания, строительства реконструкции и (или) эксплуатации объекта соглашения;
— права, обязанности, полномочия, ответственность сторон;
— финансовые условия, такие как порядок расчетов сторон, распределение права пользования полученным продуктом, источники и объемы финансирования проекта и прочее;
— механизм распределения рисков;
— предоставляемые сторонами соглашения гарантии;
— круг прав, передаваемых от государственного партнера частному;
— объем и порядок передачи государственных ресурсов частному партнеру;
— право собственности на объект ГЧП; нематериальные активы, связанные с соглашением (лицензии, разрешения и другая документация); распределение долей государственного и частного партнеров в праве собственности на указанный объект; условия и момент возникновения и прекращения прав собственности;
— порядок и сроки возврата вложенных государством ресурсов и созданной в результате ГЧП собственности в связи с истечением срока либо досрочным прекращением соглашения;
— требования к объекту со стороны надзорных органов (архитектуры, СЭС, комитета по экологии, пожарных, экспертов) и безопасность объекта;
— условия страхования в связи с исполнением соглашения.
Итак, в статье изложены теоретические основы и методология использования социального капитала, консолидированного с частными инвестициями, направленного на развитие науки и инноваций в экономике страны. От объединения ресурсов государственного и частного сектора наблюдается мощный синергетический эффект, способствующий активному развитию инновационного потенциала регионов и страны в целом.
Использование механизмов государственно-частного партнерства позволяет достичь общих целей общества и частного сектора — активизировать
инновационную деятельность, повысить наукоемкость и конкурентоспособность производимых в России товаров. Для частного бизнеса ГЧП — это источник инвестиций, государственной поддержки и гарантий; для государства — действенный способ стимулирования экономического развития страны, повышения конкурентоспособности России на мировом рынке, а следовательно, вопрос национальной безопасности.
Раскрытые здесь направления формирования стратегии ГЧП и механизм реализации стратегии будут интересны не только для России, но и для всего постсоветского пространства, заинтересованного в становлении и развитии ГЧП.
Литература
1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
2. Ларин С.Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии // Государственно-частное партнерство в инновационных системах/под общ. ред. С.Н. Сильвестрова. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 312 с.
3. Яшева Г.А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства. — Витебск: УО «ВГТУ», 2009. — 373 с.
4. Going global: The world of public private partnerships. — 2010. —http://www. cbi.org.uk/pdf/goingglobal0707.pdf.
5. Бержер Ф. Частно-государственное партнерство — опыт Франции // www.kpmg.ru/index.thtml/ru/press/events_2010/events/ppp/2010. [The private and state partnership — experience of France // www.kpmg.ru/index.thtml/ ru/press/events_2010/events/ppp/2010]
6. Финансирование создания и модернизации инфраструктурных объектов транспорта и коммунального хозяйства / Под ред. Ж.-И. Перро и Г. Шателю. — Париж: Издательство Французского национального института мостов и дорог. 2012.
7. Дубинин Е. Анализ рисков инвестиционного проекта // Финансовый директор. 2011. № 11.
8. Манько Н. Инвестиционный анализ проектов государственно-частного партнерства // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2012. № 5.
9. Силаков А. Организационно-управленческие особенности реализации проектов технического перевооружения в промышленности России// Управление проектами. 2010. № 1.
10. Островская Э. Риск инвестиционных проектов. — М.: Экономика, 2009.
11. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора. — М.: Наука, 2010.
References
1. The federal law from July 21, 2005 of N 115-FZ «About concession agreements».
2. Larin S.N. Public-private partnership: foreign experience and the Russian realities// Public-private partnership in innovative systems / S. N. Silvestrov's edition. — M: LKI publishing house, 2008. — 312 pages.
3. Yasheva G.A. The Klasterny concept of increase of competitiveness of the enterprises in a context of network cooperation and public private partnership. — Vitebsk: UO «VGTU», 2009. — 373 pages.
4. Going global: The world of public private partnerships. — 2010. —http://www. cbi.org.uk/pdf/goingglobal0707.pdf.
5. The private and state partnership — experience of France // www.kpmg.ru/in-dex.thtml/ru/press/events_2010/events/ppp/2010
6. Financing of creation and modernization of infrastructure objects of trans -port and municipal services / Under the editorship of Zh.-I. Perrault and G. Shatel. Paris: Publishing house of the French national institute of bridges and roads, 2012. 347 p.
7. Dubinin E. Risk analysis of the investment project//Finance director. 2011. N 11. P. 7—8.
8. Manko N. Methods of evaluating the effectiveness of public-private partnership with the risk category //Journal of economic integration. 2012. # 5. P. 81—86/
9. Silakov A. Organizational and managerial features imple-tionprojects in the modernization of the Russian industry / / Project Management. 2010. #1. P. 26—35/
10. Ostrovskaya E. Risk of investment projects. M: Economy, 2009. P. 28—33.
11. Varnavsky V.G. Partnership of the state and private sector. M: Science, 2010. P. 56—64.