УДК 372.8
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОДГОТОВКА К КОМПРЕССИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ
© 2012 Е. С. Захарова
аспирант каф. математического анализа e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Современный этап развития образования должен обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной быстро воспринимать изменения требований жизни и уровня развития научного знания и реагировать на них. В условиях ежегодного увеличения информационного потока, ускоренного извлечения и качественного усвоения нужных сведений из этого потока возникает необходимость в новой методике компрессивного обучения. Всякое обучение, в том числе и компрессивное, основывается на использовании способностей памяти и ее развитии.
Ключевые слова: компрессивное обучение, запоминание материала, развитие памяти, игровой метод обучения, смысловая память, образование младших школьников.
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает образование и его содержание. Посредством образования ученик приобретает совокупность знаний, умений, навыков. От уровня образования зависит успешность социализации личности, вхождения человека в социум.
Современный этап развития образования должен обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. Поэтому первостепенное значение в системе образования отводится созданию благоприятных условий для максимального раскрытия и развития способностей ученика, для становления его индивидуальности и возможности самореализации. Современному обществу нужны знающие, самостоятельные, творческие личности, способные быстро воспринимать на изменения требований жизни и реагировать на них. Кроме того, ежегодно увеличивается поток информации, необходимой человеку для полноценного существования в современном обществе. В силу вышесказанного чтение и качественное усвоение учебной, научной и технической информации занимает все больше и больше времени.
Необходимость ускоренного извлечения и усвоения нужной информации из большого потока сообщений вызывает потребность в новой методике компрессивного обучения, под которой понимается технология обучения, позволяющая за короткое время усвоить значительный объем материала. Данная методика использует комплексный подход с использованием таких направлений, как техника быстрого чтения, развитие памяти и внимания, анализ текста и умение быстро выделять новый, необходимый материал и др.
Всякое обучение, в том числе и компрессивное, основывается на памяти. Как говорил И. М. Сеченов: «Учение о конкретных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим», то есть приобретение новых знаний основывается на уже имеющемся знании в памяти.
Память представляет собой способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере
необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами [Андреев 2007: 33-35].
Запоминание - активный, созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается «прибавка знаний, укладывающаяся в памяти». Среди условий продуктивности произвольного запоминания важное место занимает использование рациональных приёмов запоминания. Знания слагаются из определённых фактов, понятий, суждений. Для их лучшего запоминания необходимо вычленять определённые смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приёмы, связанные с более или менее развёрнутыми процессами мышления.
Понимание - необходимое условие логического, осмысленного запоминания. Понятое запоминается лучше, быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Непонятный материал обычно не вызывает интереса к себе, а потому и запоминается хуже. Очень важны для запоминания материала интерес и мотивация. Так, если ученика интересует урок, то он запоминает его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает его только для порядка.
Осмысленное запоминание основывается и на сокращении количества информации в результате ее фильтрации. Смысловое запоминание более экономично, емко, продуктивно. Также перевод содержания запоминаемого материала при чтении на язык собственных мыслей, то есть на материал, уже ранее усвоенный в результате жизненного опыта, улучшает запоминание. При этом запоминаются не столько слова и содержание, сколько мысли, которые ассоциируются с ними.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей» [Дубровина]. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
Компрессивное обучение направлено на совершенствование памяти школьников, так как включает в себя различные способы и стратегии запоминания, связанные с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) делают память школьника логической, смысловой, осознанной, опосредованной.
К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания. В большинстве случаев такой способ запоминания, как многократное повторение, обеспечивающий механическое запоминание, остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В данном случае уместно высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др.
Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности.
Каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и «организовать» его каким-либо образом. Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.
К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Как отмечалось, во многом от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то он запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.
Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины). Также младший школьник должен знать, зачем ему нужен изучаемый материал. Дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент товарищеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, хорошую оценку.
Продуктивность запоминания повышается через осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана (самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде ряда иллюстраций). Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети таким образом учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.
Можно развивать слуховую память детей, используя методику 10 слов. Учитель зачитывает последовательность из 10 различных слов. Дети должны воспроизвести как можно больше слов. (Например: дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.)
Для развития логической, или смысловой, памяти учащихся можно использовать следующие упражнения:
1. Преподаватель зачитывает учащимся три слова, объединенных по смыслу, при этом обращает внимание на логическую связь, существующую между словами. НАПРИМЕР: лес — медведь — берлога. Затем учитель читает вслух следующие шесть «троек» связанных между собой слов и предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой «тройки». Ребенок должен дописать второе и третье слова в строке.
2. Учитель зачитывает 10-12 слов из разных областей знаний и затем просит записать учащихся слова в определенном порядке. (Например, слова: снег, Марс, дуб, тюльпан, озеро... записать в следующем порядке: водоем, планета, дерево и т.д.)
3. Интересным и увлекательным, развивающим память и внимание, способствующим хорошему усвоению материла оказалось следующее упражнение: ученики получают текст (по теме урока или произвольного содержания), в котором
есть ошибки (неправильные окончания слов, опечатки в словах, символы или цифры вместо букв). Учащимся предлагается исправить найденные ошибки, составить из «правильных букв» ключевое слово и ответить после проделанной работы на вопросы к тексту. Другой вариант: учащиеся после исправления ошибок отвечают на вопросы к тексту и из полученных ответов получают ключевую фразу, которая отражает главную мысль текста.
Хороший результат обучения достигается через игровой метод. Он подходит и для развития памяти.
Игра «ЗАПОМИНАЕМ РИСУЯ»
Учитель готовит список из 20 слов. У каждого из участников игры - ручка и листок бумаги. Ведущий по порядку называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.
Игра «ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА»
Игра проводится в парах. Каждый из партнёров берет листок бумаги и пишет на листке 20 любых слов. Пока дети пишут, они должны запоминать эти слова. Дается ограничение во времени — 1 минута. Затем участники игры обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самим слова. Число слов, которые воспроизведены, фиксируется. Учитель определяет, кто из ребят занял 1-е, 2-е и 3-е места.
Игра «ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ»
Учитель читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее - по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки. [Тихомирова 1996: 162-166]
Игра «ТЕКСТ И ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»
Учитель читает текст, объясняет, что надо как можно лучше запомнить его. Пересказ будет происходить коллективно. Чтобы лучше запомнить, каждый из участников должен мысленно разделить текст на много маленьких частей и вместо большого и подробного рассказа назвать имя существительное, которое в полной мере соответствует одному маленькому кусочку. Причем каждый последующий участник игры повторяет существительное, названное другими игроками, и добавляет свое. Эта игра не только развивает память, но и учит школьников выделять главное в тексте, учебном материале, то есть организовывать мышление и запоминание [Тихомирова 1996].
Библиографический список
Андреев О. Техника развития памяти. М.: АСТ: Астрель, 2007. 313 с.
Дубровина И. Развитие памяти. [Сайт]. URL:
http://www.svntone.ru/librarv/books/content/2503.html7current book page=all (дата обращения: 30.03.2010).
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996. 192 с.