условиях мирового экономического кризиса // Вестник алтайской науки. — 2015. — № 3-4 (25-26). — С. 267-273.
5. Ковалева И.В., Хренова Ю.В. Маркетинговые исследования рынка сельскохозяйственной продукции // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2012. — № 5 (91). — С. 143-146.
6. Ковалева И.В., Хренова Ю.В. Сегментация межфирменного окружения предпринимательских фирм // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2009. — № 2 (52). — С. 72-76.
7. Ковалева И.В. Маркетинговый подход к исследованию состояния рынка молока и молочной продукции // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2010. — № 8 (70). — С. 115-119.
8. Ковалева И.В. Проблемы активизации продовольственного маркетинга// Предпринимательство. — 2007. — № 5. — С. 146-147.
References
1. http://www.fdfgroup.ru/ (data obra-shcheniya 15.01.2017).
2. Kovaleva I.V., Khrenova Yu.V. Market-ingovye issledovaniya rynka moloka i mo-lochnoy produktsii regionov APK: problemy i perspektivy razvitiya // Vestnik Altayskogo
gosudarstvenno agrarnogo universiteta. — 2007. — № 10 (36). — S. 89-94.
3. Kovaleva I.V., Rozhkova D.V., Kova-lev A.A. Funktsionirovanie lokalnogo rynka molochnoy produktsii v sisteme APK regiona: tendentsii i perspektivy razvitiya: monografi-ya. — Barnaul: Kontsept, 2016. — 108 s.
4. Kovaleva I.V., Khrenova Yu.V., Khre-nov S.V., Kovalev A.A. Perspektivnye formy prodvizheniya tovarov i uslug v usloviyakh mirovogo ekonomicheskogo krizisa // Vest-nik altayskoy nauki. — 2015. — № 3-4 (2526). — S. 267-273.
5. Kovaleva I.V., Khrenova Yu.V. Market-ingovye issledovaniya rynka selskokho-zyaystvennoy produktsii // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo uni-versiteta. — 2012. — № 5 (91). — S. 143-146
6. Kovaleva I.V., Khrenova Yu.V. Seg-mentatsiya mezhfirmennogo okruzheniya predprinimatelskikh firm // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo uni-versiteta. — 2009. — № 2 (52). — S. 72-76.
7. Kovaleva I.V. Marketingovyy podkhod k issledovaniyu sostoyaniya rynka moloka i molochnoy produktsii // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2010. — № 8 (70). — S. 115-119.
8. Kovaleva I.V. Problemy aktivizatsii prodovolstvennogo marketinga // Predprini-matelstvo. — 2007. — № 5. — S. 146-147.
+ + +
УДК 631.16:658.148:637.146.4
А.А. Ковалев A.A. Kovalev
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА
DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF LOCAL MARKET OF DAIRY PRODUCT SUB-COMPLEX
Ключевые слова: организационно-экономический, механизм, продуктивность, поголовье, сельскохозяйственные производители.
Рассматриваются вопросы организационно-экономического механизма отраслевого подкомплекса АПК Алтайского края, составляющие элементы. Структура рынка молочной продукции формируется комплексом конкретных микрорынков, имеющих собственные параметры развития, и влияющие на эффективность функционирования подкомплекса в части факторных элементов. В сложившихся условиях модернизация производства, повышение эффективности молочной отрасли и финансовое оздоровление ее участников, наращивание объемов производства молока, повышение качества молочной продукции и сниже-
ние существующей зависимости от импорта невозможны без участия государственного сектора и развития организационно-экономического механизма отрасли.
Keywords: organizational-economic mechanism, productivity, livestock, agricultural producers.
This paper discusses the issues of organizational-economic mechanism of the branch sub-complex of the Altai Region and its constituent elements. The structure of the dairy product market is generated by a complex of specific micro-markets with their own development patterns which affect the efficiency of the sub-complex functioning in part of factor elements. In the existing circumstances, the moderni-
zation of production, improving the efficiency of the dairy industry and the financial health of its participants, increasing milk production, improving the quality of dairy products and the reduction of the
existing dependence on imports is impossible without the involvement of the public sector and development of the organizational-economic mechanism of the industry.
Ковалев Артем Александрович, аспирант, каф. экономики АПК, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected].
Kovalev Artem Aleksandrovich, post-graduate student, Chair of Agricultural Industry Complex Economics, Altai State Agricultural University. E-mail: [email protected].
Введение
В условиях новой экономической реальности, продления экономических санкций, особенно актуален Указ Президента РФ от 06.08.2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [1]. Основные направления развития сельского хозяйства содержит государственная программа, которые заключаются в снижении сырьевой, товарной и технологической зависимости рынка от импорта. Блок государственной поддержки включает в себя элементы защиты и гарантий, предоставляемых субъектам рынка, в том числе: законодательное закрепление доли импорта сырья и продовольствия в общем объеме на агропродовольственном рынке Российской Федерации, в том числе долю импорта готовой продукции на прилавках розничных магазинов; законодательное определение временного интервала реализации стратегии импортозамещения; предоставление гарантий защиты отече-
характера в рамках региональных рынков и
др. [2].
Основная часть
Нам представляется целесообразным рассматривать отраслевой продуктовый рынок как систему локальных рынков, функционирующую с целью регулирования воспроизводственного процесса (рис. 1).
Рынок молочной продукции является специфическим как с точки зрения воспроизводственного процесса, так и с точки зрения значимости в структуре питания потребителей.
На наш взгляд, структура рынка молочной продукции формируется комплексом конкретных микрорынков, имеющих собственные параметры развития и влияющих на эффективность функционирования подкомплекса в части факторных элементов.
Таким образом, рынок молочной продукции представляет собой комплекс социально-экономических отношений между хозяйствующими субъектами отраслевых локальных рынков на принципах системно-
Рис. 1. Составляющие элементы воспроизводственного процесса молочно-продуктового подкомплекса
Рис. 2. Составляющие элементы локального рынка продукции молочно-продуктового подкомплекса
Базовыми элементами организационно-экономического механизма функционирования молочно-продуктового рынка (далее МПП) являются субъекты спроса и предложения, государственные структуры, рассматриваемое как совокупность прямых и косвенных административных и экономических рычагов воздействия на рынок (рис. 3). Каждый из элементов организационно-экономического механизма обладает особенностями и относительной самостоятельностью, но результат их взаимодействия направлен на обеспечение максимального конечного эффекта межотраслевых отношений [4]. Развитие экономических отношений между субъектами рынка идет в нескольких направлениях, т.к. субъекты рынков могут выступать сразу в двух ролях (например, субъекты рынка молока и молочной продукции). С одной стороны, они осуществляют закупку молока-сырья, являясь субъектом спроса, с другой, — перерабатывают и продают товар в розничную сеть, являясь субъектом предложения. Выступая как двойственная институциональная структура субъект рынка молочной продукции является самодостаточным, развиваясь за счет использования своих ресурсов.
Тем не менее развитие экономических отношений между производителями, поставщиками (Л(П)Х, К(Ф)Х и др.), посредниками и потребителями идет в двух направлениях: между производителями, «связанными друг с другом целой системой общественного разделения труда, которые устанавливают связь и взаимодей-
ствие по поводу производства однородного товара» [5], и производителями, с одной стороны, и потребителями и посредниками — с другой.
Субъекты предложения рынка молочной продукции имеют ряд путей реализации своей продукции: с помощью посредников реализовать продукцию на перерабатывающие предприятия, в распределительные центры крупных торговых сетей или сразу к потребителям, либо, минуя посредников, напрямую выходить на перерабатывающие предприятия, распределительные центры и потребителей, в т.ч. конечных.
Эффективное функционирование отраслевого подкомплекса невозможно без изучения его организационно-экономического механизма.
Проведенный нами анализ состояния мо-лочно-продуктового подкомплекса России позволяет сделать вывод о непростом положении. Относительно низкая инвестиционная привлекательность молочной отрасли (в сравнении, например, со свиноводством, птицеводством) в условиях девальвации национальной валюты в 2014-2015 гг. способствовала снижению объемов инвестиций в модернизацию и развитие производства и переработки молока.
Вместе с тем высокая доля хозяйств населения в структуре производства молока (около 45%) при низкой молочной продуктивности животных в ЛПХ и сравнительно низкой товарности производства существенно ограничивает доступный для переработки объем молока. В результате на
рынке существует дефицит молока-сырья, сохраняется зависимость отечественной молочной отрасли от импорта молока и молочных продуктов: по итогам 2015 г. доля импортной продукции в ресурсах товарного молока составит около 25% [6].
Введенные более двух лет назад специальные экономические меры в отношении ряда стран, ранее поставлявших значительные объемы молокопродуктов на территорию России, позволили освободить нишу на внутреннем рынке за счет снижения объемов импорта более чем на 20%, однако они же стали причиной значительных огра-
ничений расширения присутствия на внутреннем рынке отечественных производителей. Высокая конкурентоспособность белорусской продукции способствовала наращиванию экспорта молочной продукции на освободившийся российский рынок и увеличению ценовой конкуренции, возросшая себестоимость производства на территории России и недоступность кредитных ресурсов по действующим ставкам привели к значительному снижению доходности производителей молока и молокоперера-батывающих предприятий, многие из которых являются убыточными.
\
\
Границы локального рынка
У
/
Конечные потребители
Рис. 3. Организационно-экономический механизм функционирования рынка молока и молочной продукции
В результате объемы производства молока и технологичность отрасли снижаются. Повышение себестоимости продукции повлекло увеличение потребительских цен, сопровождаемое снижением покупательной способности денежных доходов населения. В сложившихся условиях потребительский спрос в 2015 г. сократился и переориентировался на традиционные и более дешевые цельномолочные и кисломолочные продукты, а дорогие молокоемкие продукты, несмотря на увеличение объемов производства, теряли потребительский интерес, сохраняя при этом высокую себестоимость [7].
По оценкам Минэкономразвития, представленным в проекте Прогноза социально-экономического развития РФ на плановый период 2017 и 2018 гг., в следующем году наметится положительная тенденция на восстановление отрасли. Рост производства сырого молока в 2018 г. составит 1,7%. В абсолютном выражении производство в 2018 г. может достичь около 31,3 млн т [3, 8]. Этому буду способствовать возобновление темпов роста российской экономики, планомерное укрепление рубля, ожидаемое, по данным Минэкономразвития, снижение годовой инфляции с 12,2% в 2015 г. до 6,4% в 2016 г., увеличение загрузки мощностей перерабатывающих предприятий, сокращение доли импорта молока и молокопродуктов в товарных ресурсах внутреннего рынка, повышение покупательной способности денежных доходов населения.
В целом развитие МПП России характеризуется следующими тенденциями:
- дефицит сырого молока и обоснованное отсутствие возможности ее наращивания в краткосрочный период, стагнация производства молока;
- сокращение поголовья коров, значительный удельный вес низкотоварных хозяйств населения в производстве сырого молока;
- снижение доходности производителей и переработчиков молока в связи с повышением себестоимости его производства и переработки на фоне девальвации национальной валюты;
- высокая зависимость от импорта моло-копродуктов (уровень самообеспечения молоком и молочными продуктами, по разным оценкам, составляет от 70 до 77%) и увеличение активности на российском рынке традиционного партнера — Республики Беларусь;
- низкая инвестиционная активность в связи с неприемлемой стоимостью кредитных ресурсов, сравнительно низкой инвестиционной привлекательностью молочного скотоводства ввиду больших сроков окупаемости финансовых вложений; увеличение доли фальсификата на молочном рынке;
- снижение потребительского спроса на молоко и молочную продукцию на фоне снижения покупательной способности денежных доходов населения.
Вместе с тем у российских производителей есть хороший потенциал наращивания объемов производства. Потребление молочных продуктов составляет по разным оценкам от 190 до 250 кг при минимальной норме 300-330 кг. Введенные в августе 2014 г. специальные экономические меры в целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации позволили российским производителям существенно нарастить объемы внутреннего производства молочной продукции, однако вышеперечисленные факторы сдерживают развитие отечественной молочной отрасли.
Выводы
В сложившихся условиях модернизация производства, повышение эффективности молочной отрасли и финансовое оздоровление ее участников, наращивание объемов производства молока, повышение качества молочной продукции и снижение существующей зависимости от импорта невозможны без участия государственного сектора и развития организационно-экономического механизма отрасли.
Приоритетными направлениями государственной поддержки могут быть:
- обеспечение повышения доходности производителей молока путем субсидирования инвестиционного и краткосрочного кредитования, возмещения части капитальных затрат на создание и модернизацию перерабатывающих предприятий и объектов молочного животноводства, субсидирование производства товарного молока;
- поддержка переработчиков молока путем возмещения капитальных затрат на создание и модернизацию предприятий по переработке молока в размере не менее 35% сметной стоимости объекта (но не выше предельной стоимости объекта), возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) на срок до 8 лет на строительство и модернизацию молокоперерабатывающих предприятий [9];
- разработка и реализация комплекса мер немонетарного регулирования развития отрасли: интервенции, технические регламенты;
- стимулирование потребления молока и молокопродуктов через программу внутренней продовольственной помощи и развитие инфраструктуры системы социального питания.
Комплексное решение обозначенных задач позволит обеспечить восстановление и развитие организационно-экономического механизма молочной отрасли, создать условия для увеличения объемов производства молока и молочных продуктов, снизить количество некачественной молочной продукции.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 06.08.2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федера-ции»http://www.gks.ru (дата обращения: 24.01.2017).
2. Ковалева И.В. Оценка инвестиционной привлекательности регионального рынка сельскохозяйственной продукции: теоретический аспект // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2006. - № 6. - С. 42-44.
3. Ковалева И.В., Ковалев А.А. Развитие интеграционных процессов в молочном скотоводстве // Успехи современной науки. - 2016. - № 11. - Т. 3. - С. 48-50.
4. Ковалева И.В. К вопросу управления конкурентоспособностью продукции организации / / Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник статей: в 3 кн. / XI Международная научно-практическая конференция (4-5 февраля 2016 г.). - Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2016. - Кн. 1. -С. 230-232.
5. Ковалева И.В Продовольственный маркетинг как фактор развития кооперации в сельском хозяйстве // Вестник Алтайского ГАУ. - 2016. - № 8 (142). -С. 189-192.
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 07.01.2017).
7. Семина Л.А., Ковалева И.В. Важность выбора объекта исследования при принятии решения // Экономика и бизнес: теория и прктика. - 2016. - № 2. - С. 102-105.
8. Ковалева И.В., Хренова Ю.В., Ковалев А.А. Инвестиционный климат региона: оценка перспектив развития // Вестник
Алтайского ГАУ. - 2015. - № 11 (133). -С. 176-179.
9. Ковалев А.А., Ковалева И.В., Поспелова И.Н. Развитие кооперации и интеграции в молочно-продуктовом подкомплекса Алтайского края // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11 (Ч. 1). -С. 220-223.
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 06.08.2014 g. «O primenenii otdelnykh spetsialnykh ekonomicheskikh mer v tselyakh obespeche-niya bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii» http://www.gks.ru (data obrashcheniya: 24.01.2017).
2. Kovaleva I.V. Otsenka investitsionnoy privlekatelnosti regionalnogo rynka selskokho-zyaystvennoy produktsii: teoreticheskiy aspekt // Vestnik Krasnoyarskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. - 2006. -№ 6. - S. 42-44.
3. Kovaleva I.V., Kovalev A.A. Razvitie in-tegratsionnykh protsessov v molochnom skotovodstve // Uspekhi sovremennoy nauki. - 2016. - № 11. - Tom 3. - S. 48-50.
4. Kovaleva I.V. K voprosu upravleniya konkurentosposobnostyu produktsii organi-zatsii // Agrarnaya nauka - selskomu kho-zyaystvu: sbornik statey: v 3 kn. / XI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (4-5 fevralya 2016 g.). - Barnaul: RIO Altayskogo GAU, 2016. - Kn. 1. -S. 230-232.
5. Kovaleva I.V Prodovolstvennyy marketing kak faktor razvitiya kooperatsii v selskom khozyaystve // Vestnik Altayskogo gosudar-stvennogo universiteta. - 2016. - № 8 (142). - S.189-192.
6. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostu-pa: http://www.gks.ru (data obrashcheniya: 07.01.2017).
7. Semina L.A., Kovaleva I.V. Vazhnost vybora obekta issledovaniya pri prinyatii resheniya / / Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. - 2016. - № 2. - S. 102-105.
8. Kovaleva I.V., Khrenova Yu.V., Ko-valev A.A. Investitsionnyy klimat regiona: otsenka perspektiv razvitiya // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo uni-versiteta. - 2015. - № 11 (133). -S. 176-179.
9. Kovalev A.A., Kovaleva I.V., Pospelo-va I.N. Razvitie kooperatsii i integratsii v mo-lochno-produktovom podkompleksa Altayskogo kraya // Ekonomika i predprini-matelstvo. - 2016. - № 11 (Ch. 1). -S. 220-223.