перед Родиной и т. д.), выходу на уровень взаимопонимания в диалоге культур. Таким образом, в содержание деятельност-но-поведенческого компонента включены способность студентов к самостоятельному освоению иноязычной культуры; умения использовать вариативные коммуникативные стратегии и тактики вербального и невербального общения в соответствии с культурными особенностями иного лингвосоциума, адекватный выбор которых позволяет добиваться результативности общения; умения культурно-созидательной деятельности социокультурного пространства.
В заключение анализа природы отношений нами было сформулировано понятие: «ценностное отношение студентов к иноязычной культуре» - это личностное интегративное свойство,
Библиографический список
выражающее способность студента к сознательно-избирательному присвоению ценностей иноязычной культуры, последующему синтезу продуктивного потенциала иноязычной и родной культур, выстраивая на их основе собственную систему ценностей и выбирая способы творческой самореализации в поликультурном образовательном пространстве в качестве субъекта своей национальной культуры. Таким образом, мы рассматриваем формирование ценностного отношения студентов к иноязычной культуре как источник развития когнитивной сферы, гуманистических ценностных ориентаций, моделей поведения и форм деятельности, обеспечивающих молодежи свободу культурного самоопределения и успешность самореализации в поликультурном современном пространстве.
1. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
3. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур 5-11 классы. Москва, «Просвещение», 2000.
4. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: учебное пособие. 2-е изд. Санкт-Петербург: 2007.
5. Гуревич П.С. Философия культуры. Москва, 1994.
6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Москва: Слово, 2000.
7. Каган М.С. Философская теория ценностей. Санкт-Петербург: Петрополис, 1997.
8. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки. ИНИОН РАН: Москва, 2003.
9. Бахтин М.М. К философии поступка. Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1991; 1.
10. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под редакцией А.А. Бодалева. Москва: «Издательство практической психологии», 1998.
11. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. Москва: Смысл, 2003.
References
1. Gal'skova, N.D., Gez, N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.
2. Safonova V.V. Izuchenie yazykov mezhdunarodnogo obscheniya vkontekste dialoga kul'tur i civilizacij. Voronezh: Istoki, 1996.
3. Passov E.I. Programma-koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya. Koncepciya razvitiya individual'nosti v dialoge kul'tur 5-11 klassy. Moskva, «Prosveschenie», 2000.
4. Pochebut L.G. Vzaimoponimanie kul'tur: Metodologiya i metody 'etnicheskoj i kross-kul'turnoj psihologii. Psihologiya mezh'etnicheskoj tolerantnosti: uchebnoe posobie. 2-e izd. Sankt-Peterburg: 2007.
5. Gurevich P.S. Filosofiya kul'tury. Moskva, 1994.
6. Ter-Minasova S.G. Yazykimezhkul'turnaya kommunikaciya. Moskva: Slovo, 2000.
7. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya cennostej. Sankt-Peterburg: Petropolis, 1997.
8. Pluzhnik I.L. Formirovanie mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii studentov v processe professional'noj podgotovki. INION RAN: Moskva, 2003.
9. Bahtin M.M. K filosofii postupka. Vestnik MGU. Ser. 7. Filosofiya. 1991; 1.
10. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Izbrannye psihologicheskie trudy. Pod redakciej A.A. Bodaleva. Moskva: «Izdatel'stvo prakticheskoj psihologii», 1998.
11. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. 2-e, ispr. izd. Moskva: Smysl, 2003.
Статья поступила в редакцию 07.10.16
УДК 378
Shalaeva E.A., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS. The article is dedicated to a problem of how to form a common cultural competence in students, who will work as teachers, by means of music and computer technologies in the course of their training at a university. The ways of using modern means of music and computer technologies in the area of mass musical education, as well as the basic components of music and educational programs that are understandable and accessible to a wide range of students are studied. The author names music and computer technologies as adequate tools for the development of the information educational environment for the development of common cultural competence of students of pedagogical universities.
Key word: music computer technologies, general cultural competence, higher education.
Е.А. Шалаева, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена вопросам формирования общекультурных компетенций студентов - будущих педагогов средства музыкально-компьютерных технологий (МКТ) в процессе их обучения в ВУЗе. Рассмотрены пути и направления использования современных средств МКТ в сфере массового музыкального воспитания, а также основные компоненты музыкально-образовательных программ, которые понятны и доступны для широкого круга обучаемых и являются адекватным инструментом разработки информационной образовательной среды для развития общекультурных компетенций студентов педагогических ВУЗов.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, общекультурные компетенции, высшее образование.
Повышение качества образования является одной из самых актуальных проблем, как в России, так и во всем мировом сообществе. В сфере профессионального образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов Россия приняла обязательства присоединения к базовым принципам организации единого европейского пространства, в том числе - по компетентнос-тному формату представления результатов профессионального образования. Среди многих компетентностей и компетенций студентов различных специальностей и образовательных направлений, которые развиваются в процессе обучения в ВУЗе, особое место занимает процесс формирования и развития общекультурных компетенций. В нашей статье мы рассмотрим процесс формирования ОК студентов педагогических ВУЗов. Отметим, что данный вопрос является актуальной проблемой отечественных и зарубежных ученых.
Радикальные социально-экономические преобразования в российском обществе актуализируют потребность в высококультурном специалисте. В этих условиях происходит смена приоритетов, становится возможным усиление культурообразующей роли образования, появляется новый идеал студента - «человека культуры», обладающего общекультурной компетентностью (ОК) [1].
Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Значимость этого интегративного качества личности повышается также в связи с переходом от традиционной к личностно-ори-ентированной парадигме образования. Сегодня обществу нужны активные, компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие ставить цели и конструировать пути их достижения.
Вместе с тем, современный образовательный процесс ВУЗа, где закладываются основы ОК студентов, всё ещё не обладает необходимым потенциалом для решения данной проблемы. Существующие педагогические технологии не способствуют в достаточной степени формированию ОК студентов [2, с. 171]. Они либо не предполагают постановку данной проблемы в качестве задачи образовательного процесса, либо не относят решение этой задачи к учебной деятельности.
Анализ научных работ показал, что в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «общекультурная компетентность»: не дано универсального определения, нет общепризнанной структуры ОК. Практика свидетельствует о том, что несформированность ОК тормозит личностный рост студентов и влияет на эффективность всего образовательного процесса. Поэтому формирование ОК как интегративного качества личности, определяющего личностный рост студентов и способствующего совершенствованию образовательного процесса в вузе, приобретает особую значимость.
В диссертациях последнего десятилетия раскрыты возможности формирования ОК студентов в образовательном процессе вуза с учётом педагогического потенциала различных образовательных дисциплин в формировании ОК студентов: иностранного языка - «Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза» (Ежова Т.В., 2003), возможности развития ОК средствами музейной педагогики (на примере подготовки будущих педагогов) - «Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики на примере подготовки будущих педагогов» (Троянская С.Л., 2004), развитие ОК в физкультурной деятельности - «Развитие общекультурных компетенций студентов педагогического вуза в физкультурной деятельности» (Смирнова Е.И., 2010) и др.
За полем зрения остается огромная область накопленных человечеством знаний в области музыкальной культуры, способных качественно повысить уровень развития ОК через инновационные средства трансляции материала и включения в образовательный процесс современных музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [3; 4].
Уникальной в своем роде, имеющей передовой опыт в разработках, опережающих социальный запрос, является Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена. Так, коллективом авторов во главе с руководителем и организатором УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена профессором И.Б. Горбуновой была организована и проведена широкомасштабная апробация разработанной комплексной инновационной
образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» в пилотных регионах России, о чём свидетельствуют, в частности, открытые образовательные ресурсы, ЦОРы и ИУМК, находящиеся на открытом доступе в сети. Среди них:
- инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) «Музыка и информатика» (1-4 классы): http://www. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/83ca6522-d0fa-4fc3-859a-1ebd8a68abd3/ (при поддержке НФПК разработан, внедрён и апробирован в рамках проекта «Информатизация системы образования»);
- учебно-методический комплекс (УМК) «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)» (9-11 классы) (при поддержке НФПК в проекте «Создание учебной литературы нового поколения» разработан, апробирован и внедрён в образовательный процесс);
- информационные источники сложной структуры (ИИСС) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) «Музыка в цифровом пространстве» (5-9 классы) и «Звук и музыка в мультимедиа системах» (8-11 классы): http://www.school-collection.edu. ru/catalog/rubr/ba7bd609-8a06-44f6-8250-0952d5777bec/118253/ (при поддержке НФПК разработан в рамках проекта «Информатизация системы образования»);
- система инклюзивного образования: равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями [5; 6].
В настоящий момент ведутся разработки, конкурентно способные по сравнению с зарубежными производителями, способные транслировать мир именно русской классической музыкальной культуры [7; 8] и включать в созидательный музыкально-творческий процесс студентов - будущих учителей, обучающихся по различным образовательным направлениям в педагогическом ВУЗе, с целью развития их ОК.
Студенческая молодёжная среда современного ВУЗа, являясь неотъемлемой частью его социокультурной среды, представляет собой особую субкультуру в образовательном пространстве. И одним из смысловых индикаторов студенческой молодежной субкультуры являются музыкальные предпочтения. Анализ предпочтений студентов различных факультетов Российского педагогического университета им. А.И. Герцена (среди которых факультет социальных наук, факультет изобразительных искусств, институт компьютерных наук и технологического образования институт иностранных языков и институт детства) выявил у студентов потребность в саморазвитии через новый вид деятельности - включение в созидание музыки в процессе освоения азов классической гармонии средствами МКТ. В рамках проведения педагогического эксперимента при подготовке автором статьи магистерской диссертации на тему «Информационная образовательная среда формирования общекультурных компетенций студентов средствами МКТ» со студентами было организованно внеурочное обучение по программе «Интерактивные сетевые технологии обучения музыке», разработанной на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена во взаимодействии с американским музыковедом и педагогом Е. Хайнер - разработчиком компьютерной обучающей программы "Soft Way to Mozart". Использование мКт способствовало широкому развитию интереса к осознанному прочтению и исполнению фортепианной музыки у 100% студентов РГПУ им. А.И. Герцена, принявших участие в пилотировании системы. Все участники научились играть музыкальные произведения на фортепиано двумя руками по нотам и наизусть в условиях групповых занятий от 5 до 10 человек (с одним преподавателем). Большинство участников справились с разучиванием пьес начальных классов ДМШ и приступили к разбору более сложных произведений. Выбор визуальной презентации нотного письма основывался на личном выборе, связанным с предварительным опытом каждого студента и варьировался: некоторые выбрали оригинальную нотацию (более 50%), другие - упрощённую буквенную [9; 10; 11].
Особый интерес и большую востребованность в системе современного общего музыкального образования вызывает комплекс образовательных программ «Музыка для всех», разработанный и запатентованный в России доктором искусствоведения Н.А. Бергер и развиваемый в настоящее время при активном участии оперной певицы и педагога Н.А. Яцентковской. В основе методики лежит разработанный метод, который «делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся, независимо от возраста, социального
положения и степени музыкальной одаренности» [12, с. 148]. Преимуществами методики являются «усовершенствованная система музыкального языка и музыкальной письменности (по сравнению с традиционной, требующей большой трудоемкости для освоения). Данные преимущества позволяют ввести в общеобразовательную школу музыкальное образование с использованием МКТ, специализированного программного обеспечения и специально организованного класса, а также реализовать инновационную по форме и методике групповую творческую форму занятия, что обусловливает процесс обучения на высоком пред-профессиональном уровне» [там же, с. 150].
Разработанные И.Б. Горбуновой программы, такие как «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей», «Основы художественной информатики», «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» в РГПУ им. А.И. Герцена реализуются на различных факультетах и имеют значительный отклик у студентов, качественно преобразовывают их, дают новые возможности в самореализации через творчество и приобщение к высокому музыкальному искусству.
Интеграция современных информационных средств, МКТ и классического музыкального материала при правильном педагогическом представлении позволяют добиться высоких целей в развитии ОК. В последние 12 - 15 лет получил развитие новый класс обучающих программ «обучение с развлечением»
Библиографический список
(education + entertainment). К примеру, вышеназванная программа «Soft Way to Mozart», построенная по данному принципу, позволяет сделать процесс обучения более увлекательным для любого начинающего музыканта, снимая психологический барьер овладения нотной грамотой.
Актуальной задачей современной музыкальной и информационной педагогики является внедрение МКТ в сферу массового музыкального воспитания и образования и создание на их основе адекватных, понятных и доступных для широкого круга учащихся обучающих программ. Простой и наглядный способ организации большинства МКТ-программ (цветовое оформление, использование т.н. оболочечного принципа построения, наличие многочисленных возможностей для подсказки начинающему пользователю, возможность в любой момент задать вопрос) стимулирует их массовое применение.
В заключение отметим, что современном мире существует великое множество разнообразной музыки и у каждой есть свое место и предназначение, есть свои слушатели и исполнители. Одной из основных задач в развитии Ок студентов - будущих педагогов средствами МКТ является приобщение к миру прекрасного через стремление постичь высокий идеал классической музыки, через осознание причастности к высокой русской музыкальной культуре с использованием новых возможностей высокотехнологичной информационной образовательной среды.
1. Болонский процесс: итоги десятилетия. Под научной редакцией В.И. Байденко. Москва: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 2011.
2. Мерзон Е.Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза. Молодой учёный. 2011; № 10. Т. 2: 170-172.
3. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123-138.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
5. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении информатике студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ЛЕМА»», 2011: 287 - 290.
6. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 298 - 301.
7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2011: 30-34.
8. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 104.
10. Горбунова И.Б., Шалаева Е.А. Музыкальный инструмент для каждого учащегося в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 10: 247 - 253.
11. Горбунова И.Б., Шалаева Е.А., Товпич И.О. Комплексная модель обучения музыке и развития творческих способностей обучаемых в Школе цифрового века с использованием музыкально-компьютерных технологий. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 250 - 254.
12. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в Школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.
References
1. Bolonskijprocess: itogidesyatiletiya. Pod nauchnoj redakciej V.I. Bajdenko. Moskva: Nacional'nyj issledovatel'skij tehnologicheskij universitet «MISiS», 2011.
2. Merzon E.E. Obrazovatel'naya sreda kak faktor formirovaniya professional'noj kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza. Molodoj uchenyj. 2011; № 10. T. 2: 170-172.
3. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123-138.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
5. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii informatike studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'stvo «LEMA»», 2011: 287 - 290.
6. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 298 - 301.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2011: 30-34.
8. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 104.
10. Gorbunova I.B., Shalaeva E.A. Muzykal'nyj instrument dlya kazhdogo uchaschegosya v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 10: 247 - 253.
11. Gorbunova I.B., Shalaeva E.A., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' obucheniya muzyke i razvitiya tvorcheskih sposobnostej obuchaemyh v Shkole cifrovogo veka s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 250 - 254.
12. Gorbunova I.B., Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 378
Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Mathematics Department, Stavropol State Agrarian University
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF MATHEMATICAL DISCIPLINES IN THE TRAINING OF STUDENTS OF THE FACULTY OF SOCIAL AND CULTURAL SERVICE AND TOURISM. The article considers a topical problem of studying of mathematical disciplines in higher education institutions by students, who major in sociocultural service and tourism. Mathematics comprehensively develops a human intellect and, therefore they are very important in training of students of higher education institutions. The author suggests that for students, whose profession is connected with service or tourism activities, mathematical disciplines play a very important role. They help to shape algorithmic and logical thinking, promote the development of modern methods of mathematical modeling in the analysis of socioeconomic processes, contribute to the mastery of methods of research and solving math problems, as well as developing an ability to enhance mathematical knowledge in students.
Key words: mathematical disciplines, experts in the field of service and tourism, methods of training in mathematics in higher education.
В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
В данной статье рассматривается актуальная проблема изучения математических дисциплин в высших учебных заведениях студентами, обучающимися на факультете «Социально-культурного сервиса и туризма». Автор свидетельствует, что для студентов, чья профессия будет связана с сервисной, либо туристской деятельностью, математические дисциплины играют очень важную роль. Они помогают формировать алгоритмическое и логическое мышление у студентов; способствуют освоению современных методов математического моделирования при анализе социально-экономических процессов; содействуют овладению методов исследования и решения математических задач, а также выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания.
Ключевые слова: математические дисциплины, специалисты в области сервиса и туризма, методы проведения занятий по математике в высших учебных заведениях.
Вузовская программа по математике для разных специальностей имеет свои особенности, курсы сориентированы на потребности смежных дисциплин, но математическое ядро, как правило, общее для всех. Существенную часть государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Математика» составляет изучение её оснований, к которым традиционно относят, в том числе, математическую логику. Здесь присутствует достаточно благодатная почва для мотивации изучения математики, аргументов можно приводить много, причем они будут для студентов весьма значимыми и актуальными. Достаточно того, что при формулировании математических утверждений используется так называемая предметная речь, обладающая такими свойствами, как краткость, лаконичность, четкость. Все эти качества необходимы для грамотной профессиональной речи специалиста в области сервиса и туризма.
В курсе обучения специалистов сервиса и туризма при изучении дисциплины «Математика», рассматриваются её разделы: математический анализ, аналитическая геометрия и линейная алгебра, а также теория вероятности и математическая статистика. Для студентов, чья профессия будет связана с сервисной, либо туристской деятельностью, данные дисциплины играют важную роль: помогают формировать алгоритмическое и логическое мышление; способствуют освоению современных методов математического моделирования при анализе социально-экономических процессов; содействуют овладению методов исследования и решения математических задач, а также выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания.
Курс математики теряет всякую привлекательность для студента, если не происходит постоянной опоры на практические задачи предметной области его интересов. При решении математических задач, в которых условие и требование включены в ситуацию практического характера, первоначально формируются, а затем уже и используются знания, умения, навыки
установления связей, имеющих тип причина - следствие, между качественными показателями экономического, социального, естественнонаучного процесса и возможностями их описания на математическом языке. Установление и, что более важно для практики, изучение таких связей невозможно без реализации этапов математического моделирования: формализации, исследования построенной модели с привлечением аппарата математики, интерпретации. На каждом этапе формируются, а на более высоком уровне и применяются такие умения, как выражение положений задачной ситуации нематематического содержания математическими символами, использование соответствующего аппарата математики, отбор методов и приемов решения, прогнозирование значение результата для практического его оценивания
Для комплексного изучения такой трудной и многогранной науки как математика необходимы различные методы проведения лекционных и практических занятий в высших учебных заведениях. Их можно осуществлять с помощью:
1) Интерактивных методов, то есть взаимодействия между преподавателем и студентами. Данные методы обучения можно разделить на игровые и неигровые.
а) Игровые интерактивные методы обучения: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.
б) Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения;
2) Использования новых технологий в обучении, например: лекции-презентации, построение компьютерных графиков и схем и многое другое;
Благодаря данным методам, студенты намного легче усваивают математические дисциплины.
В заключение хотелось бы сказать, что математика представляет собой целый пласт культуры всего человечества. Эта прекрасная наука всесторонне развивает интеллект человека, а значит, её необходимость в учебной программе студентов высших