УДК 378.14
А.В. Селезнева
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
На основе исследований выявлено, что термины «общекультурная компетенция» и «профессионально важные качества» имеют общее основание. Представлены результаты самооценки общекультурных компетенций у студентов специальности «управление качеством». Приведены результаты анализа соответствия компетенций и профессионально важных качеств молодого специалиста.
Общекультурные компетенции, профессионально важные качества, воспитательная работа.
Успех в профессиональной деятельности молодого специалиста во многом зависит от того, в какой степени его индивидуальные особенности соответствуют характеру профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация студентов становится неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса вуза. Современные ученые считают, что специфика технического вуза позволяет осуществлять подготовку востребованного на инновационном производстве специалиста. При этом специалист характеризуется как человек с активной гражданской позицией, умеющий работать в коллективе, постоянно развивающий свой потенциал, интеллект, гибкость мышления, профессиональную смелость и готовность решать поставленные перед ним задачи. Однако с другой стороны современное вузовское образование имеет ряд недостатков. Анализ научной литературы показывает, что существуют попытки сформулировать положения о способах их преодоления:
- повышение качества подготовки специалистов достигается не только широтой и увеличением объема знаний, но и их глубиной и целостностью;
- усиление роли новых информационных технологий при изучении дисциплин, что предполагает организацию учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности;
улучшение методического сопровождения учебного процесса, создание учебно-методических комплексов.
Сегодняшняя вузовская среда способствует формированию определенных компетенций будущего специалиста и современного молодого человека.
В формировании устойчивых стабильных отношений «технический вуз - работодатель» существует ряд вопросов, пока еще оставшихся без ответа:
- как обеспечить промышленность информацией о том, какого именно специалиста (бакалавра) сегодня выпускают технические вузы?
- что необходимо предпринять, чтобы предприятия-работодатели более тесно сотрудничали с вузами в части предоставления сведений о необходимых компетенциях и профессионально важных качествах, которыми должен обладать их сотрудник?
В этом случае мониторинг требований работодателей позволит вузу (факультету, кафедре) управлять процессом формирования успешного выпускника и даст основания для качественного планирования, организации и контроля над этим процессом. В таком случае оба субъекта, и работодатель и вуз, выигрывают: университет будет иметь достоверные данные о том, какими компетенциями должен обладать выпускник, а работодатель получит компетентного специалиста.
В современном образовании личностно-деятельностная парадигма сменила формально-знаниевую. В основе личностно-деятельностной парадигмы лежит компетентностный подход. Теоретические основы компетентностного подхода в России раскрыты в трудах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, В.А. Болотова, И.А. Зимней, Ю.Г. Татура. О проблемах проектирования содержания в своих работах писали В.П. Беспалько, В.П. Косырев, Б.С. Гершунский, Л.Г. Семушина, Л.Д. Федотова и др. Главная задача компетентностного подхода состоит в том, чтобы содействовать учащемуся в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека и общества. Новая парадигма образования часто охарактеризуют как знания «через всю жизнь».
Итак, в связи с переходом вузов на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) возникает необходимость проектирования содержания профессиональной подготовки студентов с позиций компетентностного подхода, с учетом видов профессиональной деятельности будущего специалиста.
По мнению Н.С. Веселовской, компетентностный подход «сможет привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, так как он связан с заказом на образование со стороны работодателей -тех, кому нужен компетентный специалист».
Однако О.Е. Лебедев характеризует компетентностный подход как «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов:
- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучаемых;
- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности достигнутых обучаемыми на определённом этапе.
Понятия «компетентность» и «профессионально важные качества» (ПВК) являются принципиально важными для нашего исследования и требуют раскрытия. В отечественной и зарубежной литературе эти понятия регулярно пересекаются. Если суммировать различные определения, то можно коротко дать определение понятию компетенция - это любое качество индивида, которое влияет на эффективность его деятельности [1].
Так, в англоговорящих странах существует термин, аналогичный русской аббревиатуре «ПВК», - это Knowledge, Skills, Aptitudes (Abilities, Attributes), and Other characteristics, сокращенно KSAO. В переводе это буквально означае «знания, навыки, способности и другие характеристики», а по сути -знания, навыки, способности и другие характеристики индивида, влияющие на эффективность его деятельности. К сожалению, точного соответствия при переводе этих иностранных слов на русский не наблюдается.
Начавшаяся в Великобритании в 1995 году массовая реализация компе-тентностного подхода четко выделяет ключевые компетенции - key skills, сердцевинные (активные) компетенции - core skills, основные компетенции -base skills. С одной стороны, skills переводится как «способность», а с другой- как «компетенция». Таким образом, издержки перевода иностранных слов создают разнообразное понимание и толкование терминов.
В.И. Байденко [2] считает, что компетенции должны отвечать требованиям профессиональных границ, динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей. Он поясняет, что компетенции
«встраиваются» в образовательный процесс посредством технологий, содержания, стиля жизни учебного заведения, типа взаимодействия между преподавателями и между самими обучающимися.
В.Д. Шадриков считает, что профессионально важными качествами могут быть свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания, убеждения, а также другие качества личности.
Согласно А.В. Карпову профессионально важные качества (ПВК) делятся на четыре основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:
- абсолютные ПВК - свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;
- относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
- мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);
- анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.
С 2011 по 2012 год на механико-технологическом факультете ПНИПУ проводился самоанализ степени сформированное™ компетенций у студентов различных групп по специальности «Управление качеством». Студентам предлагалось оценить степень сформированное™ у них 18 общекультурных компетенций (ОК) по шкале от 0 до 2 баллов (0 - не владею компетенцией, 1 - владею, но не совсем, 2 - полностью освоил компетенцию) [3]. Были опрошены студенты 4-го и 5-го курсов: студенты 5-го курса УК-06 (2011 год выпуска), УК-07 (2012 год выпуска), а также студенты 4-го курса - УК-08. Результаты самооценки компетенций студентов представлены на рисунке. В анкете был представлен перечень общекультурных компетенций из ФГОС ВПО нового поколения [4], так как, по нашему мнению, именно эти компетенции наиболее полно отражают характеристику личности студента. Как известно, в ходе обучения в вузе именно общекультурные компетенции должны быть сформированы у всех выпускников независимо от выбранного вида профессиональной деятельности.
В связи с тем, что образовательные стандарты ВПО начали действовать с сентября 2011 года, работодатели уже сейчас могут ожидать, что нынешние выпускники соответствуют требованиям новых стандартов.
Рис. Диаграмма распределения степени сформированности общекультурных
компетенций у студентов специальности «Управление качеством»
В целом результаты оценки степени сформированности компетенций показывают, что 5-е курсы владеют компетенциями на уровне выше среднего.
Результаты оценки степени сформированности компетенций показывают, что пятикурсники УК-06 и УК-07 считают, что полностью овладели только первой компетенцией (ОК-1), т.е. «способностью владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения», в то время как 4-й курс оценил в среднем степень сформированности этой компетенции на 1,59. Инструментальные компетенции ОК-12, ОК-13, ОК-14, характеризующие «способность пользоваться персональным компьютером и понимать сущность и значение информации в развитии современного общества», сформированы, по результатам самоанализа, на достаточно высоком уровне (1,84 - выпускники 2011 года и 1,83 — выпускники 2012 года).
С нашей точки зрения, для работодателей наиболее понятным будет представить общекультурные компетенции в виде набора конкретных профессионально важных качеств. Из перечня требуемых ФГОС [4] компетенций был сформирован список профессионально важных качеств (таблица).
Соответствие общекультурных компетенций и профессионально
важных качеств
№ п/п Общекулыурные компетенции из ФГОС 221400 Профессионально важные качества молодого специалиста
1 2 3
ОК-1 Способность владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения Речь, как инструмент выражения мысли
ОК-2 Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Речь, как инструмент коммуникации
ОК-3 Способность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе Умение работать в команде, лидерские качества
ОК-4 Способность находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Самостоятельность, профессионализм, ответственность
ОК-5 Способность использовать нормативноправовые документы в своей деятельности Правовая культура, гражданственность
ОК-6 Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Готовность к саморазвитию, самообразованию
ОК-7 Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков Самоанализ, способность к рефлексии, самокритичность
ОК-8 Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессией, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности Мотивация, социальная активность, организационные умения
ОК-9 Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Социальная и корпоративная культура, социализация
ОК-Ю Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы
ОК-11 Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования Логическое, аналитическое и системное мышление
Окончание таблицы
1 2 3
ОК-12 Способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации Компьютерная грамота, информационная безопасность
ОК-13 Способность работать с компьютером как средством управления информацией
ОК-14 Способность работать с информацией в компьютерных глобальных сетях
ОК-18 Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ОК-15 Способность пользоваться одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного Владение иностранным языком, коммуникативность
ОК-16 Способность применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий Здоровьесбережение, ответственность
ОК-17 Способность самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, достигать должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Таким образом, проведя аналогию между общекультурными компетенциями из ФГОС и профессионально важными качествами будущих специалистов по управлению качеством, стоит отметить, что качественное развитие человека невозможно представить без личностного развития. В связи с этим нам представляется наиболее важным формирование компетенций и ПВК, связанных с социально-правовой компетенцией будущего специалиста, через понимание значения своих социальных функций как гражданина страны, члена общества, через устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям. Большая часть общекультурных компетенций так или иначе связана со способностью выпускника проявлять свою активную
гражданскую позицию в тех или иных ситуациях: в профессиональных или социально значимых процессах. Опыт общественно полезной гражданской деятельности, наличие определенной жизненной позиции и внутренней готовности к ее реализации, способность брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов, толерантность, уважение и принятие другого - позволят сегодняшнему студенту успешно войти в трудовую деятельность в недалеком будущем.
ФГОС ВПО формулируют несколько требований в области внеучебной деятельности студентов, что обязывает вузы и выпускающие кафедры «определить возможности в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации, самоуправления, системно-деятельностного характера)». Кроме того, «вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ». На современном этапе воспитательная работа в вузе требует новых форм организации. Сегодня приоритетным должны стать те формы, которые позволяют учащимся увидеть проблему, захотеть решить ее, научиться ставить цели и планировать свою деятельность, выражать свое отношение, анализировать, самосовершенствоваться. Таким образом, воспитательная деятельность рассматривается как метод освоения основных образовательных программ, связанных с развитием у студентов личностных качеств, характеризующих их отношение к миру, к людям, к обществу, к государству, с своей деятельности и к самим себе.
Список литературы
1. Селезнева А.В. Актуальность разработки компетентностной модели выпускника по направлению подготовки «Управление качеством» // Вестник ПГТУ. Машиностроение, материаловедение. - 2011. - № 13(1). - С. 130-135.
2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентности ого подхода): метод, пособие / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 2005.
3. Проектирование целей и результатов основных образовательных программ высшего профессионального образования в компетентностном формате: метод, рекомендации / под ред. проф. Н.Н. Матушкина. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 221400 «Управление качеством» (бакалавриат), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от «08» декабря 2009 г. № 704.
Получено 14.06.2012
A.V. Selezneva
DEVELOPMENT OF COMMON CULTURAL COMPETENCES TO DEAL WITH PROFESSIONALLY IMPORTANT PROBLEMS THROUGH THE EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY AT THE UNIVERSITY
Following the literature analysis it is revealed that terms «common cultural competence» and «professionally important qualities» share the common grounds. The results of self-assessment of the «Quality management» student’s competences are presented. The results of analysis of how common cultural competences and professionally important qualities correlate are presented.
Keywords: common cultural competences, professionally important
qualities, extra-curricular activity.