Key words: health-professional competence, man-machine systems, interdisciplinary teaching complexes, operators.
Original article submitted 20.05.2014; revision submitted 27.06.2014
Aleksei I. Kardashevsky, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of physical education and sports.
УДК 378.662
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
О.П. Кислякова
Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА»
446007, г. Сызрань, ул. Маршала Жукова,7
E-mail: [email protected]
Предлагается применение нетрадиционных педагогических подходов в системе оценивания результатов формирования компетенций и профессионально важных качеств (ПВК) будущих специалистов. Предлагаются методика выявления базовых компетенций и способы оценивания в компетентностной технологии обучения. Основная мысль статьи заключается в том, что систематическая оценка и совершенствование качества образования должны стать неотъемлемой частью культуры высшего учебного заведения. С этой целью предлагается методика оценки и самооценки результатов формирования компетенций и профессионально важных качеств. Она строится на взаимосвязи про-фессиографического и компетентностного подходов к подготовке специалиста. Приводится конкретный пример, показывающий, как обучаемый участвует в процессе оценивания своего труда. Приводится пример использования преподавателями комплексных заданий для оценки результатов образования в терминах компетенций.
Ключевые слова: компетентность, компетенции, обучение, оценивание.
Компетентностная технология предусматривает включение в учебный процесс не только предметного, но и социального контекста будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого компетенции формируются в результате интегрирования в образовательный процесс проектных заданий, семинаров-дискуссий, комплексных междисциплинарных заданий и т. п. Соответственно создаются особые условия деятельности преподавателя и обучаемого, позволяющие формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности, накапливать опыт по овладению профессией.
Новое содержание образования требует пересмотра способов оценки результатов подготовки выпускника вуза, в том числе и военного [1].
В традиционных способах оценки преобладает «знаниевая» составляющая. Традиционные тесты, зачеты, экзамены не отражают степень компетентности выпускника в профессиональной деятельности, социальной жизни. Очевидно, нарастает противоречие между существующими и современными требованиями к качеству подготовки компетентностного специалиста. Оценка знаний по отдельным
Ольга Петровна Кислякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общетехнические дисциплины».
дисциплинам не говорит о личностном потенциале оцениваемого, о его умениях, способностях к нестандартному решению проблем в ситуациях, подобных профессиональным [2]. Компетентностная технология обучения требует включения деятельностной составляющей.
В совокупность компетенций, заданных федеральным государственным образовательным стандартом, входят блоки общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессионально-специализированных (ПСК) компетенций.
Кроме того, обобщенный комплекс базовых компетенций для курсантов представляет собой перечень необходимых за период обучения компетенций, составленный на основе логических связей учебных элементов.
В настоящее время проблема выявления базовых компетенций в образовательном процессе разработана еще недостаточно. Поэтому преподавателям крайне важно научиться выделять из множества учебных элементов дисциплин те, которые в будущем для специалиста станут компетенциями.
Подготовка военного летчика осуществляется в ходе изучения множества дисциплин, и каждая из них должна формировать компетенции и профессионально важные качества. Так как формирование должно проходить непрерывно, начиная с изучения фундаментальных дисциплин и заканчивая специальными, то только при командном подходе со стороны всего преподавательского состава можно решить поставленную задачу.
Для выявления базовых компетенций по отдельной дисциплине необходимо выполнить следующее [3]. В результате анализа тематического плана изучения учебной дисциплины ее содержание делится на модули. Модуль - это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста (Ю.Т. Тимофеева), это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. С точки зрения компетентностного подхода к обучению это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля сформированности совокупности компетенций, выделенных для данного модуля.
Для каждого модуля дисциплины выделяются учебные элементы (УЭ). Работа начинается с отработки перечня необходимых учебных элементов (знаний, умений, навыков), обеспечивающих каждую дисциплину по всем кафедрам с учетом требований профессии (так называемый заказ).
Наименования выделенных УЭ модуля дисциплины и их порядковые номера заносятся в таблицу (табл. 1). Такие таблицы составляются для всех модулей каждой учебной дисциплины. Для каждого учебного элемента дисциплин устанавливаются уровни обученности по Блуму, о чем будет сказано ниже.
Таблица 1
Учебные элементы модуля №...
№ п.п. Учебный элемент Уровень обученности
1
2
3
п
Наиболее значимыми из всех УЭ следует считать те УЭ, которые имеют непосредственный выход на профессию. Исходя из этого необходимо выделить и все те УЭ, которые их обеспечивают. Из этих учебных элементов выделяются базовые компетенции. Итак, базовыми компетенциями следует считать те, которые имеют наибольшее количество связей, а также учебные элементы, следующие от них в сторону профессиональных. Для утверждения совокупности компетенций необходима работа экспертной комиссии.
Это позволит установить взаимосвязь между изучаемыми дисциплинами, вклад дисциплины в подготовку выпускника. Далее выявляется взаимосвязь УЭ между собой внутри учебной дисциплины и между учебными дисциплинами с учетом требований профессии. На следующем этапе УЭ классифицируются на базовые, профессиональные, профессионально-специализированные компетенции. А далее следует оптимизировать учебные программы по важности учебных элементов, являющихся базовыми компетенциями, а следовательно и дисциплин в подготовке выпускника. Также важно определить необходимое учебное время на освоение учебных элементов, являющихся базовыми компетенциями, а следовательно, каждой учебной дисциплины.
Для отработки УЭ так называемого заказа всем кафедрам выдаются бланки-задания на каждую отдельную дисциплину с объяснением того, что выступает в качестве УЭ. При этом одним из основных предъявляемых требований к работе является выделение УЭ профилирующих дисциплин, освоение которых достигается только на основании освоения УЭ «обеспечивающих» дисциплин.
Нельзя не согласиться с мнением Н.В. Борисовой: «если стратегической целью высшего профессионального образования выступает личностное, социальное и профессиональное развитие обучающихся, тогда акцент должен делаться на диагностику уровня овладения поведенческими, деятельностными навыками, умениями развития личностных качеств, освоения социо-профессиональных норм».
Внедрение компетентностного подхода в обучение предполагает такие формы оценки результатов обучения, которые демонстрируют способность и готовность выпускника осуществлять необходимые виды будущей профессиональной деятельности. Применительно к подготовке военного летчика среди требований, предъявляемых к выпускнику, большой приоритет получают требования, относящиеся к личностной составляющей [5]. Начальный уровень ПВК в нашем учебном заведении устанавливается по результатам работы группы профессионального психологического отбора [6]. В целях определения тех компетенций и ПВК, которые должны быть сформированы в ходе изучения дисциплин, были дополнительно изучены:
- ФГОС ВПО;
- квалификационные требования;
- профессиограмма подготовки военного летчика.
В определении совокупности профессионально важных качеств приняли участие преподавали всех кафедр училища, работая со специально разработанным нами профессиографическим опросником [7]. Преподаватели, работая с опросником ПВК, выделили те из них, которые могут быть сформированы при изучении их дисциплин. Затем экспертная группа проанализировала результат работы преподавателей с целью внесения корректировки по охвату всех выделенных ПВК и их равномерному распределению по дисциплинам. Это позволило сформировать банк умений выпускника, выполнить структурирование полученного набора компетенций и ПВК, осуществить наполнение компонентов компетентности конкретными характеристиками, выстроить обоснованные уровни компетентности из всех характеристик ее компонентов, разработать методики самооценки с учетом индивидуальных способностей и
желаний курсантов, разработать структуру интегральных характеристик выпускника, построить модель специалиста с позиции его компетентности.
В основу работы легла разработанная нами структура взаимосвязи профессио-графического и компетентностного подходов к подготовке специалиста, в которой система «доставки знаний» основывается на педагогике, «комбинирующей активное научение всеобщему качеству с построением команды и самооценкой» [8]. В системе оценивания применяются нетрадиционные педагогические подходы. Для оценки и самооценки сформированности компетенций предлагается использовать таксономию познавательных (когнитивных) целей Бенджамина Блума, включающую в себя шесть последовательных познавательных категорий, или уровней обученности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание [9]. Раскрывая признаки уровней обученности, можно отметить следующее:
- если курсант не знаком с данным вопросом, то он находится на уровне «до знания»;
- следующий уровень - «знание» - характеризуется тем, что курсант владеет основной информацией по данному вопросу, но не может выразить главную мысль;
- на уровне понимания курсант может продемонстрировать системные знания по данному вопросу;
- если курсант может применить системные знания или основную информацию в разных ситуациях и различных контекстах, то он находится на уровне «применение»;
- уровень «анализ» требует от курсанта умения всестороннего рассмотрения данного вопроса, умения делить его на части;
- когда курсант может обобщать, рассматривать явления, процессы в единстве и взаимосвязи, создавать новые варианты, то он находится на уровне синтеза;
- уровень «оценивание» заключается в том, что курсант может оценить глубину проникновения в основную информацию.
Ядром данного процесса является матрица компетенций. Она должна работать на всех шести познавательных уровнях обучения. Прежде чем построить такую матрицу, преподаватель четко определяет:
- какие компетенции - базовые, общекультурные, профессиональные и профессионально-специализированные - он должен формировать у курсантов в ходе изучения его дисциплины;
- взаимосвязь между базовыми и общекультурными, профессиональными, профессионально-специализированными компетенциями;
- содержание обучения с целью формирования необходимых компетенций;
- инструменты оценивания.
В этом случае критерием эффективности образовательного процесса является уровень развития способности обучаемых к самоформированию знаний, навыков самообразования, командообразованию, работе в команде, самооценке. При этом обучаемый (студент, курсант) должен превратиться из объекта учебного процесса в его субъект, что будет свидетельствовать о переходе на уровень самообразовательной активности, а преподаватели будут выступать в роли помощников, улучшающих процесс обучения. Такой подход имеет исключительное значение для формирования личности обучаемого (студента, курсанта).
Каждый обучаемый должен иметь определенные знания, понимать и применять их в предлагаемых учебных ситуациях на познавательном уровне. При наличии признаков обученности сам курсант планирует свои результаты и фиксирует их в матрице компетенций. Курсанты работают в микрогруппах. Это группы, состоящие
из 5-6 человек, на которые делится вся учебная группа, что позволяет усилить индивидуальный подход к обучению, смоделировать работу в составе экипажа вертолета. Курсанты учатся работать в составе большого и малого коллектива, распределять обязанности в составе группы, осуществлять взаимопомощь. Они находят свою роль и место внутри коллективных связей, отрабатывается координация действий. Это все очень важно в дальнейшей летной деятельности.
В зависимости от педагогических целей и содержания компетенций действие матрицы можно охарактеризовать такими степенями усвоения, как отклик, восприятие, ценность [10]:
- курсант чувствует себя комфортно в своей микрогруппе и с полной отдачей работает в целом в учебной группе;
- курсант может обобщить результаты своей работы, основные моменты учебного занятия;
- курсант уверен, что изученный материал играет важную роль в дальнейшем изучении специальных дисциплин, принесет пользу и поможет решить некоторые проблемы.
Преподаватель строит матрицу компетенций, где устанавливает градацию руководящих направлений.
До начала занятий обучаемому предлагается заполненная матрица компетенций, в которой заштрихованные клетки означают то, чего он должен обязательно достичь, а пустой клеткой отмечаются те уровни компетенций, которых он может достичь в процессе учения (табл. 2).
Таблица 2
Матрица компетенций
Учебный модуль Компетенции Познавательный уровень
Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценивание
М1 1.1
1.2
1.3
1.К
М2
Мп
Обозначения в матрице компетенций:
- уровень, который курсант должен достичь;
- уровень, который курсант может достичь.
Чтобы заполнить матрицу компетенций, курсант, студент должен научиться определять степень своего продвижения в обучении. Для этого он должен знать формулировку признака обученности через процессные глаголы. Совокупность глаголов, описывающих связанные с каждым уровнем или степенью обученности процессы, представлена в табл. 3.
Таблица 3
Совокупность глаголов, описывающих процессы
№ п.п. Уровень обученности Процессные глаголы
1 Знание Определять, различать, запоминать, иметь представление
2 Понимание Описывать, распознавать, толковать, устанавливать совпадения
3 Применение Прилагать, иллюстрировать, оперировать, осуществлять
4 Анализ Разделять на части, проверять, объяснять, всесторонне рассматривать
5 Синтез Упорядочивать, формулировать, создавать, обобщать
6 Оценивание Расценивать, судить, оценивать, сравнивать, устанавливать степень качества
Преподаватель оказывает курсанту помощь в понимании процесса научения. Для этого необходимо:
- задать несколько вопросов, сформулированных так, чтобы курсант прошел через процесс оценивания;
- создать конкретные ситуации, связывающие обучение с будущей профессиональной деятельностью.
Поясним на конкретном примере, каким образом курсанту оказывается помощь в понимании процесса научения. Пусть курсант изучает магнитное поле на дисциплине «Физика» и формирует компетенцию «элементы земного магнетизма». Преподаватель объясняет, что если курсант не знает основные характеристики магнитного поля, то он находится на уровне «до знания».
Если курсант знает, что есть основные элементы земного магнетизма, то он находится на уровне «знание».
Если курсант дает определение с пониманием каждого из элементов, поясняет рисунком ответ, то он находится на уровне «понимание».
Если курсант объясняет, где находят применение эти элементы в летной практике, дает понятия курсов полета вертолета, сопровождает ответ рисунком, то он находится на уровне «применение».
Если умеет найти взаимосвязь между элементами земного магнетизма и курсами полета вертолета, умеет объяснить принцип действия магнитного компаса, то он находится на уровне «анализ».
Как в этом процессе задействованы курсанты?
Управляемый курсантами процесс требует наличия:
- соответствующего данной технологии содержания образования, которое включает организованные и последовательно выполняемые задания на самостоятельную подготовку, задачи, упражнения, лабораторные работы, экзаменационные билеты, билеты к сдаче коллоквиумов, проекты и др.;
- журнала индивидуальной работы с курсантами, записи в котором объясняют, на каком уровне обученности в познавательном смысле относительно некоторой конкретной компетенции находится курсант и почему;
- рабочих журналов и тетрадей курсантов, которые включают записи содержания работ, даты их окончания, потребное время, место проведения соответствующей работы и уровень обученности, которого курсант достиг в ходе этой работы;
- матриц компетенций, где отражается уровень, достигнутый данным курсантом в овладении соответствующей компетенцией; это помогает курсанту поставить перед собой цели для перехода на следующий уровень обученности.
Процесс проверки познавательных компетенций может происходить следующим образом. Курсант получил задание, затем он определяет, какие категории компетенций относятся к этому заданию. Если курсант оказался в состоянии выполнить задание, это указывает, каким уровнем обученности он овладел в соответствующих компетенциях. Когда курсант уверен, что он овладел этим уровнем обученности, он делает запись в рабочей тетради (журнале). Каждая запись указывает, к какой компетенции и к какому уровню обученности это относится и почему курсант верит, что он достиг именно этого уровня. Эти записи обсуждаются с преподавателем.
В завершение изучения каждого модуля учебной дисциплины курсант должен сформулировать свой уровень для каждой компетенции, используя процессные глаголы, и отразить это в матрице компетенций согласно условным обозначениям в соответствующей клетке. Обязательно должна учитываться дидактическая последовательность: знания перед пониманием, понимание перед применением и т. д.
Содержание матриц компетенций для каждого курсанта позволяет определить его уровень обученности и достижений. Каждый курсант делает самооценку и видит свои достижения. На основании результатов он определяет те направления, которые нуждаются в улучшении, выстраивает перспективу своей дальнейшей деятельности. С участием преподавателя осуществляется сравнение матриц компетенций для курсантов в микрогруппе, в группе, подводятся итоги, делаются выводы, строятся планы по дальнейшему улучшению результатов обучения.
В связи с этим совершенствование качества подготовки специалиста осуществляется в результате вовлечения курсантов в процесс оценивания их труда, в процесс взаимооценивания, что позволяет им формировать понятие об оценке и самооценке, вести мониторинг своей деятельности.
Результаты отслеживания происходящего заносятся в виде записей в личную тетрадь (журнал курсанта). Здесь курсант должен дать объяснение, почему он находится на некотором определенном уровне обученности в познавательном смысле относительно некоторой конкретной компетенции. Отмечает, что нужно сделать, чтобы продвинуться вперед. При этом осмысление своих достижений и неудач приводит к поиску новых путей, скрытых возможностей, наработке опыта самостоятельного решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем. Формулировка своего уровня для каждой компетенции ставит курсанта в некоторой степени на позиции исследователя, который находит вариант, как надо действовать в конкретной ситуации. В ходе обсуждения с преподавателем идет поиск истины.
Познавательные цели направлены на развитие у курсантов умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности, на развитие способностей, на глубокое и всестороннее усвоение учебного материала путем активной интеллектуальной и самостоятельной практической деятельности. Так как активность порождает ответную реакцию, то является обязательным условием перехода знаний в понимание и далее с учетом последовательности уровней обученности.
Хорошо известно, что традиционный подход к обучению направлен на освоение конкретных дисциплин и оценку качества знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе изучения каждой отдельной дисциплины. Инновационный подход предъявляет требования к оценке качества совокупности компетенций, приобретаемых выпускником как результат освоения им соответствующих основных образовательных программ [11]. Необходимым условием реализации этих требований является комплексность форм контроля, их функциональность во взаимосвязи учебных дисциплин. Тогда выпускник
продемонстрирует применение знаний в конкретной ситуации, уровень решаемых задач в конкретных видах деятельности, т. е. он покажет не только «что» он знает, но и «что он будет знать», что он способен и готов сделать сейчас.
В компетентностной модели заложены требования к подготовке выпускника, основанные на необходимости междисциплинарных знаний и умений, готовности к профессиональной деятельности [12]. Следовательно, необходима комплексная подготовка специалиста. В связи с этим в настоящее время выпускной квалификационной работой курсантов в нашем училище является дипломная работа. В ходе ее написания и на защите мы в какой-то степени приближаемся к современным требованиям оценки знаний курсантов, так как эта работа предполагает комплексную непосредственную проверку знаний, умений и навыков, полученных курсантами по всем профилирующим дисциплинам и косвенно - по обеспечивающим дисциплинам. Дипломная работа выпускника летного вуза - это особый вид письменной работы, которая позволяет ему обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время учебы, сформировать целостное восприятие изучаемого материала по многим дисциплинам, повысить ответственность за результаты своей подготовки. Комплексное задание представляет собой социальную обучающую модель. В нашей технологии используется подход к обучению, основанный на принципах управления качеством [13].
Оценка результатов образования в терминах компетенций требует от преподавателя особого подхода к формулировке требований к содержанию, оформлению и защите дипломной работы. Преподаватель и курсант становятся равноправными субъектами. Чтобы это произошло, преподаватели в процессе обучения должны воспринимать себя как помощников, улучшающих этот процесс. Преподаватели, участвующие в разработке требований к дипломной работе, должны обратить внимание на интегральный, комплексный подход к оценке уровня компетенций.
В комплексных заданиях последовательно моделируется предметный и социальный контекст профессиональной деятельности. [14]. Эти задания требуют:
- обеспечения непрерывности формирования компетенций начиная с изучения фундаментальных дисциплин и заканчивая специальными;
- равномерного распределения всей совокупности формируемых компетенций по изучаемым дисциплинам.
Итак, в данной статье просматривается попытка затронуть инструмент самооценки. Систематическая оценка и совершенствование качества образования должны стать неотъемлемой частью культуры высшего учебного заведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Как оценить качество знания: Практ. пособие / Под общ. ред. В.П. Соломина. - СПб.: Книжный дом, 2004. - 100 с.
3. Чернова Ю.К., Палферова С.Ш. Математические методы выделения базовых компетенций по фундаментальным дисциплинам: Метод. пособие. - Тольятти: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, ТГУ, 2003. - 50 с.
4. Чернова Ю.К. Теория и практика модульного обучения. - Тольятти: ТГУ, 2004. - 49 с.
5. Чернова Ю.К., Кислякова О.П., Малыхин В.И. Профессиограмма как целезадатчик подготовки специалиста: Монография. - Тольятти-Сызрань: Изд-во Сызранского ВАИ, 2002. - 234 с.
6. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 375 с.
7. Носс И.Н., Носс Н.В. Психология управления персоналом предприятия. Профессиологический аспект. - М.: КСП +, 2002. - 240 с.
8. Barry McNeill, Lynn Bellamy. Engineering Core Workbook for Active Learning, Assessment & Team Training, second edition (Tempe, AZ: Engineering Copy Service. Arizona State University, 1995).
9. Benjamin Bloom, EngiehartM., Furst E., Hill W., DavidKrathwohl. Taxonomy of Educational Objectives: Cognitive Domain (New York, NY: David McKay Co, 1956).
10. McNeill В., Guide A. to Self-Evaluation of Educational States (Tempe, AZ: Arizona State University, College of Engineering and Applied Sciences, Mechanical and Aerospace Engineering Departament, 1994).
11. Красноруцкий В. Формулы компетентности // Русский полис. - 2005. - № 7. - 71 с.
12. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 14.
13. Герасимов Б.Н. Методология управления: Учеб. пособие. - Самара: Изд-во НОАНО ВПО СИБиУ, 2013. - 488 с. (Сер. «Энциклопедия управленческих знаний»).
14. Щипанов В.В. Управление качеством подготовки инженера на основе интегративно-дивергентного подхода к проектированию мультидисциплинарных комплексов: Автореф. дис. ... д-ра техн. наук. - М., 2000. - 46 с.
Поступила в редакцию 13.03.2014; в окончательном варианте 04.05.2014
UDC 378.662
WAYS OF ASSESSMENT IN COMPETENCE TECHNOLOGY
O.P. Kyslyakova Syzran Air Force School 7, Marshal Zhukoy str., Syzran, 446007 E-mail: [email protected]
The article deals with the new alternative educational strategies for assessing results of the developing competences and professionally important skills of future specialists. The author offers a technique of spotting basic competences and methods of assessment according to competence technology used in academic training. The main idea of this article is that systematic evaluation and quality improvement of education should form an integral part of academic culture. For this purpose the author offers the technique of assessment and self-assessment in developing competences and professionally important skills. This technique is based upon the interaction of professional specifications and competence approaches towards specialist training. A specific example is given to show the involvement of students into the evaluation process of their work, and to show how teachers use task complexes to evaluate the academic results in the language of competences. Key words: professional graphics, competence, teaching, estimation.
Original article submitted 13.03.2014; revision submitted 04.05.2014
Olga P. Kislaykova (PhD), Assistant Professor Science department.
УДК 37
СТРЕССОВЫЕ ФАКТОРЫ И ТЕХНИКИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Н.Л. Клячкина
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Рассматривается значение стресса в современной жизни: он влияет на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими. Особенно это касается студенческой среды. Появилось достаточно много научной литературы, посвященной изучению этого вопроса, но многие аспекты проблемы остаются еще не до конца изученными. Современный этап развития теории и практики психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению влияния стрессов на развитие личности, что имеет важное научное значение. Существует необходимость изучения не только самого механизма стресса и его влияния на человека, но и проблемы стрессоустойчивости личности и эффективного поведения в ситуации стресса.
В результате исследования получены дополнительные данные: студенты с низкой и пороговой степенью сопротивляемости стрессу и студенты с высокой степенью сопротивляемости стрессу отличаются между собой по тревожности и копинг-поведению. Делается предположение о том, что состояние студентов первого года обучения обусловлено процессом адаптации в новом учебном заведении, привыканием к новым методам преподавания, а студентов последнего года обучения - ожиданием предстоящего окончания обучения, смены социального окружения.
Ключевые слова: стресс, студенты, образование, копинг-поведение, личность, человек.
Современный этап развития теории и практики психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению влияния стрессов на развитие личности, что имеет большое научное значение. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [11]. Это вызывает необходимость изучения не только самого механизма стресса и его влияния на человека, но и проблемы стрессоустойчивости личности и эффективного поведения в ситуации стресса. Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как Л.М. Аболин, Б.Д. Василюк, P.M. Грановская, Ф.Е. Карвасарский, А.Г. Ковалев, И.Д. Ладанов, Л.М. Попова, Н.А. Сирота, Н.В. Самоухина, И.В. Соколова, Н.Е. Черепанова и другие.
Интересной, на наш взгляд, является проблема стрессоустойчивости студентов. Стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вредных последствий для здоровья и психического состояния. Известно, что такая социальная группа, как студенчество, испытывает наибольший стресс в ситуации экзамена. Порой поведение студентов походит на страх. Однако при анализе оказывается, что причин для опасений и страхов нет,
Клячкина Наталья Львовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика».