2. Беляева А.П. Интеграционные процессы в содержательном компоненте профессионального обучения // Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. Л., 1989. С. 24-28.
3. Вартовский М. В. Репрезентация и научное понимание / Под общ. ред. И.Б. Новикова и
B.Н. Садовского. М., 1988.
4. Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения в аспекте концептуальных подходов к развитию системы профессионального образования // Образование в регионе. Тамбов, 1999. № 2.
C. 51-61.
5. Воронцова В.Г. «Образовательное странствие» педагога в учреждении постдипломного обра-
зования университетского типа // Образование и культура северо-запада России. Вестн. северо-западного отделения Российской академии образования. Вып. 4. СПб., 1999. С. 138-149.
6. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1984.
7. Михайлова Н И., Гайворонский И.М. Технология моделирования содержания образования. Уч.-практ. пособие. М., 2001.
8. Талызина И.Ф Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
Поступила в редакцию 16.05.2003.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ГУМАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО МИКРОСОЦИУМА
Н.В. Гарашкина
Опыт научного сопровождения специалистами кафедры социальной работы Тамбовского государственного университета экспериментальной работы по введению института социальных педагогов в школе как профессионалов в области гу манизации среды позволяет описать модель ее реализации в условиях Моршанского района Тамбовской области.
Гуманизация социума имеет стратегическое значение в деятельности специалиста социальной сферы как представителя государства, гак как гуманизация социу ма предполагает заботу общества о человеке, уважении его самоценности, о социально-педаго-гическом оптимизме, понимаемом как опора на положительное, об отношении к человеку как к целостной личности, о создании условий самореализации личности как цели и результата социально-педагогической работы.
Гуманизация в практической жизни, по мнению О.С. Газмана, реализуется на трех уровнях:
- макроуровень предполагает определенную политику государства по отношению к своим гражданам. Эта политика выражается в гарантии прав и свобод человека, в экономической поддержке (патернализме) социально незащищенных слоев населения:
- мезоуровень проявляется в оздоровительных, жилищных, образовательных и
других гуманитарноч)риентированных программах, создающихся в рамках ведомств, социальных институтов, отдельных учреждений и организаций, благотворительных обществ и пр.;
- микроуровень характеризует непосредственные контактные отношения между людьми, позволяющие им сохранять человеческое достоинство, реализовывать собственный личностный потенциал, не ущемляя при этом интересов других людей.
Все эти три уровня гуманизации среды связаны между собой, как связаны цели, средства и отношения в любой социальной системе. Цели задаются на макроуровне, средства обеспечения целей находятся на мезуровне, а отношения соединяют усилия средств непосредственно с человеком.
Гуманизация среды па макроуровне определена социальным целеполаганием. в котором ведущим компонентом является социальная политика, на мезоуровне - организация гуманистического процесса социальной работы, в которой определяющим является социальный менеджмент, на микроуровне гуманизация среды - это личностно-ориенти-рованная система взаимодействий человека и специалиста социальной сферы, в которой определяющим является социально-педаго-гический котексг.
Гуманизация среды в условиях Моршан-ского района на макроуровне предполагает политику администрации и местного самоуправления района в лице двадцати одного сельского совета как проектирование и осуществление социальных программ, направленных на социально незащищенные категории. это программы поддержки многодетных семей, инвалидов, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, профилактики девиаций. Эта политика реально обеспечена интеграцией деятельности в координационном совете отдела планирования, финансового отдела, отдела по груду, отдела образования. отдела культуры, отдела социальной защиты, отдела по работе с молодежью, физкультуре и спорту.
Мезоуровень гуманизации Моршанского района реализуется в программах деятельности сельских советов и объектов социальной работы: образования, культуры, здравоохранения, правоохранительных органов, общественных организаций по оказанию помощи, организации свободного времени, летнего отдыха и так далее непосредственно в селах и деревнях. В районе сто тридцать один населенный пункт, где объектов образования -71; объектов здравоохранения - 63; объектов культу ры - 106.
Интеграционные программы социальных объектов проводят политику макроуровня гуманизации и координируют работу на микроуровне. Примером такой традиционной программы взаимодействия в районе может служить августовский педсовет как встреча - диалог заинтересованных специалистов администрации, социальных учреждений. правоохранительных органов с педагогами о проблемах воспитания и образования детей.
Микроуровень гуманизации в условиях района представлен отношениями специалистов социальной сферы и, прежде всего, педагогов с детьми, подростками, родителями, населением села. Это личностно-ориентированная деятельность социальных педагогов и психологов, организаторов воспитательной работы, педагогов, которая обеспечивает гуманизацию сельского социума па уровне индивидуальность - индивидуальность.
Проводниками гуманизации являются сами люди, начиная от главы администрации района, который заинтересован в адресной социальной политике, все специалисты социальной сферы, а также волонтеры, представители общественных неформальных объединений, семьи, группы, способные поддержать в трудной жизненной ситуации.
Образование, находясь на промежуточном уровне, обеспечивает гуманистический вектор в целеполагании и содержательной компоненте гуманизации сельской среды. Усилия образования будут успешны при поддержке средствами социальной политики администрации и сельских советов и человеческих отношений специалистов социальных объектов и населения.
В учреждениях образования Моршанского района специалистов, занимающихся непосредственно социально-педагогической работой, пятьдесят девять человек, из них 20 - заместители директоров по воспитательной работе, 30 - вожатых, 6 - социальных педагогов и 3 - психолога. Именно они -проводники гуманизации сельской среды -взаимодействуют с учащимися школ (их в районе 4178 человек), их семьями, ближайшим окружением, педагогизируя социум.
Гуманизация среды и гуманизация образования - неразрывные, взаимообусловленные процессы.
Уровень гуманизации среды в конкретном сельском населенном пункте зависит от различных факторов;
- приближенности к районному, областному центру;
- развитости инфраструктуры;
- наличия рентабельных хозяйств, производств;
- количества нуждающихся в помощи;
- количественного и качественного состава групп риска;
- наличия социальных объектов;
- обеспеченности специалистами социальной сферы;
- качества взаимодействия социальных учреждений, органов местного самоуправления и администрации района;
- заинтересованности и включенности каждого жителя социума.
Одним из показателей благополучия социальной среоы и уровня ее гуманизации мо-
жет служить уровень развития образовательной системы района.
Основная идея гуманистической концепции в социуме заключается в ориентации управления социальными процессами на развитне и саморазвитие человека, признание ее самоценности, создание условий творческой самоактуализации, а это в условиях села может обеспечить только система образования.
Целью образовательной политики на селе становится создание такой среды, которая бы отвечала потребностям разных возрастных групп и социальных категорий сельского населения, потребностям агропромышленного комплекса страны в целом.
Гуманизация способствует переходу на качественно новый уровень интеграции в едином образовательном пространстве ученых и практиков, педагогического и социального знаний, их проникновения во все сферы образования (дошкольное, школьное, дополнительное) и освоения социальными институтами гуманистически-ориентирован-ных технологий.
Мы исходим из того, что образовательное пространство охватывает различные масштабы и включает в себя весьма сложные взаимоотношения образования и социально-экономической среды, социума.
Образовательное пространство, по
В.Г. Бочаровой, представляет собой сложную, целостную, открытую, самоорганизующуюся и эволюционизирующую систему, в которой происходят обучающие и воспитательные процессы, как специально организованные, так и случайные, институционально не организованные.
Образовательное пространство в сельском социуме - это объективная социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, природных, политических, идеологических и социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизни и практической деятельности.
Упорядоченные, устойчивые взаимодействия личности с открытой социальной образовательной средой, с семьей как институтом образования и социальными образовательными институтами, ориентированными на ее самореализацию, на формирование здоровых отношений в различных условиях сельского
социума, среди детей и взрослых, а также непосредственно в учреждениях образования. представляют индивидуальное образовательное пространство школьника.
Единое образовательное пространство как на макроуровне, так и на индивидуальном предполагает определенное содержание, заполненность этого пространства, конкретных его субъектов и определенные отношения между ними.
В практической деятельности образовательное пространство - упорядоченное, педагогически целесообразное взаимодействие школьника, его семьи, расположенных в конкретном социуме различных институтов формального и неформального образования в условиях влияния окружающей открытой социальной среды. Чем больше упорядочены, систематизированы связи между образовательными институтами и социальной микросредой. тем шире возможности образовательного пространства в обучении и со-циальном воспитании школьников (формировании творческой, духовно богатой, социально адаптированной личности; создании условий о.1Я саморазвития и профессионального самоопределения).
Образовательное пространство может быть представлено как органичное целое, способное к развитию, в трех своих взаимосвязанных составляющих-.
- открытая социальная образовательная среда:
- институты собственно системы образования (институты формального образования);
- другие социальные институты, участвующие в образовании.
С ними органически связаны личность школьника, его семья посредством нового социального института имеющего пока становящийся характер - института социальных педагогов.
Каждая из составляющих содержательно связана с двумя другими конкретным характером взаимодействия (партнерства), и каждый социатьный институт (в том числе и в открытой среде) обладает своим, неповторимым образовательным ресурсом как в масштабе общей модели целостного образовательного пространства, так и на индивидуальном, личностном уровне.
По своим целевым функциям гуманизация образования является условием (фактором) гармоничного развития личности в среде, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, реализующегося в социуме.
Гуманизация среды и образования составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений.
И, наконец, гуманизация сельского микросоциума - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверж дающего по-лисубъективную сущность образовательного процесса в среде. Основным смыслом данного процесса в этом случае становится развитие личности, качество и мера которого являются показателями работы системы образования.
Образовательное пространство рассматривается нами и как «пространство возможностей для освоения социальных норм как норм кулыурно-исторических» (В.В. Рубцов). Образовательное пространство сельского микросоциума включает развивающую среду школы и всех социальных институтов, выполняющих социально-педагогические фу нкции (клуб, сельский совет, больница, почта).
Предпосылками гуманизации образовательного пространства в сельском социуме являются:
- расширение социальной сферы, демократизация образования, усиление внимания к личности, гуманизация всех аспектов образования;
- развитие научно-педагогического потенциала, в частности, разработка концепций образования в сельской школе;
- информатизация образования;
- совершенствование организационных форм образования, соответствующих требованиям времени;
- обеспечение вариативности образовательных программ в условиях единства требований к минимальному уровню образованности.
Проведенный анализ состояния системы образования в Моршанском районе показы-
вает, что основаниями проектирования гуманизации образовательного пространства как системы выступают:
- настоящее (современное) и ожидаемое состояние самой образовательной системы;
- состояние социальной среды в целом;
- наметившиеся тенденции развития культурно-образовательных систем в открытом образовательном пространстве.
Цель системы образования в районе -обеспечить удовлетворение личных и общественных потребностей, привести образованность выпускников в соответствие с требованиями рынка труда; обеспечить варианты получения непрерывного образования и способы его осуществления; противодействовать негативным социальным явлениям; способствовать созданию единого образовательного и социокультурного пространства в регионе.
Цель гуманизации образовательного пространства - приведение его в соответствие с экономическими, научными, культурными, здоровьесберегающими, информационными, правовыми и другими условиями социума. При этом предполагается интеграция различных социальных институтов и, соответственно, различных ресурсов как самого образования, так и социокультурной сферы, системы социального обеспечения для целостной реализации функций образования, культурного обслуживания и социальной защиты населения района.
Целостность образовательного пространства в районе обеспечивают: формирование целей управления района и образования на основании социального заказа и состояния образовательного пространства или его подпространств; систематизация целей управления образованием; соподчинепность программ развития образования всех уровней: отражение концепции гуманизации для всех объектов социокультурной сферы.
Гуманизация предполагает, что становление и функционирование образовательного пространства осуществляется при ведущем смысловом значении человека.
Специфическая функция гуманистически-ориегпированного образовательного пространства - создание условий, благоприятствующих развитию сущностных свойств, необходимых для укрепления духовного, физического, пси-
хического здоровья человека и способствующих развитию его образованности.
К общим условиям гуманизации образовательного пространства можно отнести:
- изучение начального состояния образовательной системы в сельском социуме;
- анализ, выявление тенденций, определение цели, установление приоритетных направлений;
- характеристика программ развития сельского социума и способов внутриведомственного взаимодействия, характерных для села.
Специфическими условиями образовательного пространства на селе являются:
- значительная доля малокомплектных школ;
- недостаточная комплектация школ квалифицированными педагогическими кадрами;
- ограниченное информационно-методи-ческое обеспечение образовательного процесса:
- слабая материально-техническая база;
- вялость протекания инновационных процессов и др.
Такие условия сочетаются с рядом типичных для села обстоятельств. Это сравнительно низкий уровень жизни, ухудшение демографической ситуации, удаленность от культурных центров, ослабление деятельности социально-культурных органов и организаций, недостаточная педагогическая образованность родителей, ограниченность сфер жизнедеятельности. Финансирование социокультурной сферы села оставляет желать лучшего. Скорее всего поэтому во многих селах школа осталась единственным учреждением культуры и центром социальной жизни в целом.
Исходя из состояния образования в сельском социуме, направлении гуманизации системы образования, социального заказа, сложившихся тенденций развития образования в сельском социуме как самоорганизующейся системы, выявлена приоритетная цель управления образовательным пространством: интеграция образовательных и других социальных институтов.
Специфика состояния и развития системы образования в сельском социуме требует интегративных форм организации образования в сельском социуме. Одна из них осно-
вывается на интеграции учреждений, принадлежащих разным ведомствам (учреждений образования, культуры, социальной защиты населения). Другая предполагает интеграцию образовательных учреждений различных уровней.
Интеграция ресурсов (материально-технической базы, обеспечения) также может быть реатизована в разных формах: создание общей базы на основе уже существовавших ранее; обмен средствами; единство кадрового обеспечения; разовое соединение ресурсов для реализации общих задач и прочее. Интеграция форм, методов, средств находит отражение в проведении совместных мероприятий.
Реализация идеи интеграции в сельском социу ме способствует достижению главного приоритета - непрерывности образования сельских жителей в силу следующих своих возможностей. Во-первых, интеграция обеспечивает концентрацию всех социальных учреждений села для решения задач гуманизации образования и в целом социума. Во-вторых. не только образовательные, но и другие социальные учреждения направляют свои усилия на реализацию образовательной функции. В осуществлении же культурной функции и функции социальной защиты населения специально отграничиваются аспекты, направленные на повышение культурного, образовательного уровня и социальной защищенности населения. В-третьих, происходит укрепление ресурсной основы образования: материально-технической базы, информационного и кадрового обеспечения.
Одной из организационных форм реализации замысла интеграции образовательных и других социальных институтов в целях обеспечения непрерывности образования населения является, например, в Моршан-ском районе досугово-образовательный центр (ДОЦ).
Гуманизация образования, соответственно, может быть рассмотрена и как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы социума.
Создавая условия для развития личности, проетраивая культурное окружение, образовательное учреждение на селе формиру-
ет творческую систему педагогического взаимодействия и особый тип управления.
Гуманистическая позиция администра-ции района, школы обусловлена внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы связаны с самосознанием личности, принятием себя как «самоценности», позитивной направленностью на самоактуализи-рующуюся деятельность, развитием рефлексивных и проектировочных способностей. Внешние - с требованиями вышестоящих органов (создание личностно-ориентированной концепции необходимо для аттестации учреждения), с требованиями родителей к качеству образовательных услуг.
Гуманистические позиции педагогов и администрации школы способствуют созданию рефлексивно-инновационной среды, включающей совместное проектирование воспитательного процесса в социуме, обратную связь о состоянии, развитии, проблемах детей и взрослых.
Гуманизация образовательного пространства строится на основе следующих положений:
- образование является одним из фундаментальных, ведущих факторов обучения и воспитания сельского населения;
- образовательное пространство как системный объект многомерно и структурировано последовательно от макроуровня, регионального уровня, конкретного сельского социума до индивидуатьного;
- успешное развитие современной практики обучения и социального воспитания определяется полноценным использованием ресурса возможностей не только институциональной сферы образования, но и всего целостного образовательного пространства в процессе деятельности каждого субъекта, что способствует созданию необходимых и достаточных условий саморазвития личности;
- индивидуальное образовательное пространство на личностном уровне содержит ресурс не только образовательного учреждения собственно системы образования, но и других социальных институтов, семьи, открытого социума, а также образовательные возможности самой личности;
- деятельность субъектов целостного образовательного пространства взаимно детерминирована;
- содержание и технологии согласованной деятельности всех субъектов образовательного пространства в сельском социуме личностно ориентированы и представляют собой определенную совокупность различных воспитывающих модулей, фундаментальной основой которых является сельская школа.
Образовательное учреждение на селе и сельский микросоциум - взаимодополни-тельные системы, так как действия школы изменяют социальную ситуацию, взаимоотношения, социальные установки, ожидания, микроклимат, поведение людей на селе, а это, в свою очередь, вызывает действия окружающей среды, которые влияют на детей, родителей, учителей, жителей села.
Школа является открытой системой воспитания, открытой системой социальнопедагогической работы с семьей, с населением села, открытой системой социализации личности в любом возрасте.
Качественная характеристика сельской школы как открытой системы подтверждает ее ведущую роль в гуманизации сельской среды. Открытая школа вместе с семьей, с населением создает свою воспитательную систему. Ее педагогическим ядром остается школа, но, по сути, она превращается в общинную школу. К важнейшим признакам общинной школы относятся: взаимная поддержка школы и общины, ориентация образовательных программ школы на интересы общины; участие общины в принятии решений и в управлении школой.
Сельская школа рассматривается как открытая дидактическая система, открытая система воспитания, открытая система трудовой подготовки, открытая система социально-педагогической работы с семьей, открытая социатьно-педагогическая система, а в целом — открытая система социализации личности.
Принцип открытости предполагает рассмотрение сельской школы как центра общинной жизни села, который объединяет общеобразовательную школу для учащихся, школу раннего развития для детей дошкольного возраста школу образования взрослых, клубы для подростков, молодежи, людей пожилого возраста. Все эти культурнообразовательные структуры работают в тес-
ном содружестве, прежде всего, в содержательном плане.
Открытая школа собирает под своей крышей инициативные группы жителей, устраивает различные мероприятия образовательного, досугового, оздоровительного плана для всех жителей села, выступая в роли культурного центра общественной жизни. Благодаря открытому характеру работы школу активно посещают родители, выпускники, старшее поколение сельчан, специалисты хозяйства. В процессе общения, совместных дел школы и жителей села формируется чувство взаимной ответственности за воспитание и будущее детей, создается атмосфера доброжелательности и понимания, взаимной заботы и поддержки.
Сельский социум является открытой самоорганизующейся социальной системой, которой нельзя навязать пути развития; система собственными силами создает качественные структуры; у открытой системы всегда есть выбор альтернативных путей развития; целое - не сумма частей, это принципиально иное качество; «архитектура» воздействия на открытую систему основана на хорошо отлаженной обратной связи, диагностике.
Сельская школа гуманизирует среду, интегрируя деятельность социальных институтов и агентов социализации на селе. Позитивная социализация невозможна без духовного содержания, обеспечивающего ценностно-смысловую направленность развития индивидуальности. «Духовность - это поиск, работа, практическая деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины» (М.К. Мамардашвили).
Ведущей целыо развития школы является социализация личности, которая приобретает гуманистическое содержание в принципиально новой культурологической парадигме образования, базирующейся на Законе «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Социальное развитие личности происходит в процессе освоения им «многомерного и разностороннего инструментария, присущего различным формам сознания и деятельности».
Основные направления развития сельской школы являются векторами ее гуманизации. Это:
- расширение фу нкций и ее профиля;
- широта внешних связей;
- личностно-ориентированные, активные формы взаимодействия внутри школы.
Проведенная социогуманистическая экспертиза среды школ Моршанского района по направлениям гуманизации позволяет характеризовать их как открытые системы, в которых выявлен приоритет субъект-субъектных отношений в системе воспитания. Социальные педагоги района считают, что в основе таких отношений лежит гуманистическая позиция педагога, которая предполагает глубокие знания педагога о ребенке, закономерностях его развития, его месте в окружающем мире.
Развитие образовательного пространства позитивно влияет на сельскую среду. Полученные экспериментальные данные в Мор-шанском районе позволяют выделить условия гуманизации сельского микросоциума, представленные в виде следующих положений:
- развитие социальной защищенности человека является одной из ведущих целей не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления, администрации, объектов социальной работы:
- проблемы села решают все социальные институты и учреждения в рамках комплексных проектов;
- содержание и средства гуманизации рассматриваются в контексте целостной учебно-воспитательной системы школы и социальных программ развития села:
- в процессе гуманизации социальной среды используются технологии, направленные на развитие социальной защищенности, поддержку населения, социальную реабилитацию проблемных категорий;
- гуманизация в условиях сельского микросоциума реализуется с учетом комплексной диагностики, мониторинга, прогнозирования;
- определены ресурсы (материальные, духовные, природные), потребности жителей микросоциума, и реализован комплекс возможностей социальной среды как среды развития человека:
- организована специальная подготовка кадров, повышающая профессиональную компетентность, поддерживающее обучение родителей, взрослых жителей села;
- организация управления средой, включающая диагностирование, прогнозирование.
моделирование, программирование, реализацию и информационное обеспечение.
Поступила в редакцию 02.03.2003.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ТРУДНОСТЯМ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
И.А. Романова
Современная социальная ситуация характеризуется экономическими и политическими преобразованиями, которые отражаются на положении как семьи в целом, так и ребенка в ней. Нарушаются внутрисемейные отношения, снижается потенциал духовных и общечеловеческих ценностей, что приводит к отторжению ребенка от родителей. Социальные потрясения сопровождаются повсеместным ростом числа детей-сирот. Но, если раньше сиротой называли ребенка, у которого умерли родители или который лишился семьи в результате трагического события, то современный период характерен тем. что появились так называемые социальные сироты, то есть дети, осиротевшие при живых родителях. Исполнительный директор НИИ детства Российского детского фонда Е.М. Рыбинский приводит такие данные: в среднем по каждому региону ежегодно выявляются от двух до четырех тысяч детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения. Общая цифра выя&тенных вновь детей-сирот и социальных сирот постоянно растет. Если в 1988 году их было выявлено вновь 49 100 человек, то в 1999 году их было выявлено вновь уже более чем в два раза - 113 913 человек. Причем дети-сироты составляют от общего числа детей, лишенных родительского попечения, лишь 5-7 % [6, с. 49].
Согласно статье 20-й Конвенции ООН о правах ребенка, «...ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на
особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [11, с. 7].
В связи с этим перед обществом и государством стоит задача, сформулированная в независимом докладе Российского детского фонда «Дети России на пороге XXI века»: «государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности таких детей и взять на себя обязанность по обеспечению им условий для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде и максимально безболезненного вхождения в эту среду, компенсируя тем самым в достаточно полной мере отсутствие родительской заботы» [6, с. 45].
Эту задачу помогают решать образовательные учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения: детские дома и школы-интернаты (или интернатные учреждения). Однако организация жизнедеятельности в них характеризуется рядом недостатков:
- отсутствие контактов в социальнокультурной сфере, прочных связей с внешним миром, своеобразная «закрытость», замкнутость воспитанников;
- разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитателного учреждения в другое;
- неразработанность методик организации воспитательного процесса, направленных на социальную адаптацию, социально-психологическую реабилитацию и педагогическую поддержку детей;