3. Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы Первого науч.-практ. семинара психологов и организаторов школьного образования / под ред. В.Я. Ляудис. М., 1994.
Поступила в редакцию 21.Q4.2QQ9 г.
Belousova S.A. Research of the contents and methods of subject-forming management in the field of education. The article reveals mechanisms of actualization of personal subject potential in subject-forming management. Functions of the subject-forming management are described as the management of the progress in organization culture with specified data; creation the reflexive structures of the object of management; development of the sense formation of the stuff.
Key words: subject-forming management; functions and methods of subject-forming management.
УДК 371.Q13.2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
© Г.Е. Котькова
Каждому времени соответствуют свои воспитательные методики и технологические подходы. Значима роль сопровождающего. Система социально-педагогических действий вкупе с личностно ориентированными технологиями является основой комплексного сопровождения всех участников образовательного процесса, поливариантного развития личности ребенка.
Ключевые слова: технологический подход; комплексное сопровождение; поливариантное развитие.
В процессах становления и развития новаторских идей в практике работы образовательных структур изменился взгляд на профессиональную деятельность педагога / специалиста, в т. ч. на педагогические умения.
Современный педагог / специалист должен уметь сориентировать, направить ученика вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед», сопровождая его самостоятельное саморазвитие, время от времени корректировать движение посредством индивидуальных и групповых консультаций, игровых форм взаимодействия.
Практика подтвердила экспериментально, что для успешной технологизации обучения (дидактической подсистемы) необходим алгоритмизированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий результативное достижение поставленных целей.
Мы согласны с мнением, что содержание самого понятия «технология обучения» изменилось в начале третьего тысячелетия; стало конкретным и однозначным в толковании (система-комплекс действий по практическому решению задачи). В дидактике «технология обучения» заняла законные позиции, а «применение названного термина в
области воспитания и развития является неправомерным» [1]. Мы считаем, что технологический подход позволил выделить в воспитании и развитии синоним понятию «технология» в воспитательной подсистеме и обозначить его как сопровождение. Педагог в своей деятельности по организации сопровождения развития личности ребенка опирается на моделируемое взаимодействие участников процесса. Сопровождение и есть «специально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение единой цели», который позволяет моделировать процессы воспитания и развития [2].
Существующие антрополого-педагоги-
ческие гуманистические концепции дают возможность понять ребенка как носителя уникального опыта, который встречается с опытом взрослого, выстраивающего «индивидуальные траектории развития». Это положение является основанием для проектирования социально-педагогической деятельности. Наиболее адекватными сущности понятия «развитие личности ребенка», как части емкой категории «воспитание», являются концепции педагогического сопровождения (Л.М. Шипи-
цына, Е.И. Казакова) и педагогической поддержки (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман).
Модель педагогического сопровождения ориентирует взрослого на положительную заданность бытия ребенка, на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и потребности. Оно ориентировано на ситуацию «здесь и теперь», поэтому комплексное сопровождение как особый вид социально-педагогической деятельности предполагает совместное движение взрослого (педагога и привлекаемых необходимых специалистов) и ребенка, ориентацию на их потенциал, ресурсы развития.
Принципы педагогики сотрудничества («идея опоры», «идея опережения», «идея свободного выбора») утвердились в лично-стно ориентированных технологиях. Их описание и практическое применение характеризуется авторскими вариантами, т. е. по-ливариантно. Именно от умения педагога реализовать свое первичное воздействие на ученика стало во многом зависеть их дальнейшее взаимодействие, их сотрудничество, а также взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого он «проживает» и приумножает социально ценностные отношения. Ответ на вопрос, как организовать такое взаимодействие, был найден в плоскости технологического обеспечения образовательного процесса. И здесь стал использоваться дифференцированный подход: дидактические и воспитательные технологии рассматривались параллельно и индивидуально.
В связи с этим можно сказать, что каждый индивид является социальным технологом не только для себя («сам себе технолог»), но и для сопровождающих: он участвует в осуществлении технологий различных уровней, содействуя проводящимся преобразованиям или уклоняясь от них, разделяя цели и средства педагогической деятельности или противопоставляя им какие-то иные ориентиры.
Ряд современных авторов (Н.С. Данакин,
В.С. Торохтий, Е.И. Холостова, Г.И. Янин и др.) считают, что основу технологического компонента психолого-педагогического обеспечения социально-педагогической деятельности составляют:
- деятельностные технологии - технологии, обеспечивающие деятельность, ее
профессиональные процедуры (методики, техники, способы обеспечения): технологии деятельности специалиста (методика диагностики, техники коррекции); технологии разрешения проблем семьи и ребенка (техники самоорганизации), самого специалиста
(приемы самонастройки, саморегуляции);
технологии жизнеспособности системы, разрешения проблем социума: методики реформирования структур (специальных центров, отделений в центрах) психоло-го-педагогической помощи участникам образовательного процесса; техники организации взаимодействия специалистов различного профиля и ведомств в разрешении проблем социума; технологии работы психологопедагогического консультативного пункта в технике проведения комплексной экспертизы социальных программ, проектов и т. д.;
технологии сопровождения процесса:
а) применительно к процедурам информационно-аналитического этапа: техника
формирования, развития совершенствования представлений о ребенке и семье; методика сбора и обобщения информации; методики педагогического анализа социальных проблем;
б) применительно к процедурам побудительно-сопроводительного этапа: приемы разрешения межличностных конфликтов; техники защиты от внутрисемейного насилия; техники информационно-воспитательного сопровождения, оказания социальной поддержки, психологической помощи участникам образовательного процесса;
в) применительно к процедурам восстановительно-реабилитационного этапа: методики консультирования, профилактики, реабилитации; техники самонастройки, саморегулирования; технологии раскрытия ресурсов личности к самоорганизации.
Каждому времени соответствуют свои воспитательные методики и технологические подходы. Индивидуальный и дифференцированный подход присутствует среди разнообразных направлений новых педагогических технологий. Наиболее адекватными поставленным современной цивилизацией, на наш взгляд, являются: обучение в сотрудничестве (cooperative learning); разноуровневое обучение; «портфолио» ученика / учителя; Goal-setting (мотивационная техника «которая работает»); метод проектов. Все указанные
технологии органично взаимосвязаны, взаимообусловлены и в этом смысле составляют определенную развивающую систему.
Данный комплекс социально-педагогических действий вкупе с личностно ориентированными технологиями стал основой сопровождения всех участников образовательного процесса. Мы согласны с точкой зрения А.Н. Новикова, что личностно ориентированные воспитательные технологии образуют подсистему воспитания, в плоскости которой сами учащиеся выстраивают индивидуальные траектории своего собственного развития [3]. Это, в свою очередь, означает, что массированное применение в школьной практике личностно ориентированных технологий не создает новую систему воспитания, а снабжает ее важнейшими специфическими свойствами, что позволяет педагогам предложить, а учащимся использовать возможности выбора вариантов и способов личностного развития, т. е. обеспечивает, с нашей точки зрения, поливариантное развитие.
Из всего вышесказанного следует, что интеграция социальных и личностно ориентированных педагогических технологий действительно стала основой сопровождения: из их компоновки может выстраиваться индивидуальная траектория обучения, деятельности и общения, а следовательно, соответственного поливариантного развития личности ребенка (как в сфере общего, так и особенного).
Анализ конкретного материала в совокупности с изучением результатов исследовательской деятельности специалистов / организаторов комплексного сопровождения различных участников образовательного процесса позволил увидеть алгоритм моделирования сценария взаимодействия, описать сущность создания адаптивной модели сопровождения развития личности ребенка в определенном социально-педагогическом
пространстве - сельском социуме. Опираясь на педагогические исследования и ретроспективу взглядов на процесс развития личности и специфику моделирующей деятельности педагога / специалиста, нами разработана модель деятельности специалиста по организации комплексного сопровождения в пространстве современного сельского микросоциума.
Субъективное видение педагогом / специалистом разнообразных аспектов организации взаимодействия всех участников образовательного процесса, умение «ощущать своеобразие момента», заставляют его более строго отбирать факторы (движущие силы) для построения информационной модели сопровождения.
Специально организованное взаимодействие в нашем исследовании возникает благодаря моделированию адаптивной системы комплексного сопровождения. При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические (проектирование
активных действий педагога / специалиста, моделирование комплексов), технологические (деятельности по составлению авторских программ, сценариев взаимодействия субъектов / систем) и социально-педагогические факторы (активизацию системы защиты детства в сельском социуме, формирование ключевых компетенций у воспитанников). Ключевым фактором процесса комплексного сопровождения выступают отношения, возникающие в результате моделирования и организации системы взаимодействия.
При создании адаптивной модели сопровождения формирования личностных компетенций ребенка в пространстве современного микросоциума мы опираемся на средовый аспект. Процесс мыслительной деятельности специалиста можно представить в следующей последовательности: отбор системообразующих факторов развития личности ребенка, логическое упорядочение информации и компоновка актуальной модели с целью последующей реализации в самостоятельных активных программах сопровождения (организационный фактор).
Актуализация проблемы взаимодействия сообразно меняющимся возрастным - физиологическим и психологическим факторам процесса становления личности ребенка проявляет потребность в дифференцированных и адресных программах. По мере нарастания проблемы процесс сопровождения детей имеет тенденцию становиться корректирующим, личностно ориентированным и защищающим, т. е. активным. Специалисту важно проводить необходимые диагностические исследования и на их основе выстраивать хорошо структурированные, конкретные предложения и программы по коррекции ка-
ждой сложной ситуации, т. е. адекватные проблеме, авторские по замыслу и сценарию взаимодействия.
Актуальная адаптивная модель является полезным инструментом для описания и объяснения чьих-либо действий с точки зрения их духовно-нравственной направленности (педагогический фактор), общего характера, фокусировки и других отличительных особенностей, а также определения позиций и возможностей выбора вариантов комплексного адресного сопровождения. При этом моделирование траектории формирования социально-значимых компетенций как личности, так и группы в процессе сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов (т. е. через алгоритм):
- проведение квалифицированной диагностики сути проблемы ребенка, ее истории и потенциальных сил ее носителей;
- информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему;
- обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными специалистами социальных систем на селе и выбора наиболее целесообразного пути решения;
- оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана выхода из ТЖС, т. к. первые шаги являются самими сложными.
Иными словами, технологичность (алгоритмы, схемы, модели) становится доминирующей характеристикой деятельности педагога / специалиста, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса.
Технологический подход позволил выделить в процессе взаимодействия следующий семантический ряд понятий: педагогические ^ воспитательные ^ личностно ориентированные ^ социальные ^ деятельностные ^ сопровождения ^ коммуникативные ^ комплексные технологии, лежащие в основе как деятельности системы-модели, так и реализации индивидуальной траектории развития личности.
Каждый раз, создавая модель комплексного сопровождения на подготовительном этапе, специалист использует свои знания и
организационно-педагогические умения в широком диапазоне поиска возможностей и ресурсов окружающего социума по социальной защите и поддержке как ребенка, так и семьи. Формируется модель: актуальная по времени; адекватная по запросу, цели; активная по ситуации; адаптивная к условиям и возможностям.
Внутри развивающей образовательной среды выделяется целый ряд организационных объединений, где осуществляются разнообразные виды связей и типы отношений между входящими в них социальными институтами. Изучив и обобщив сложившийся опыт функционирования подобных сельских школ-комплексов, мы выявили, что
- школу-комплекс можно определить как систему, суть которой в создании взаимодействия со средой всех учреждений микросоциума, где социальные, психологопедагогические, материальные, организационные условия нацелены на развитие личности каждого участника образовательного процесса;
- основополагающим элементом всей организационной системы школы-комплекса являются отношения, лежащие в основе модели объединения социальных институтов различных типов и разного назначения.
Варианты существующих объединений мы определяем как:
- кооперация - это организационная структура комплекса учреждений, в которой отношения между субъектами строятся на конфедеративных принципах, а объединение оформлено на основе договора о намерениях (общая цель, но юридическая и финансовая независимость);
- интеграция - это организационная структура комплекса учреждений, объединенная в единое целое Уставом, в которой, в результате слияния, отношения строятся на федеративных принципах;
- содружество - это организационная структура комплекса независимых учреждений, в которой отношения основаны на смешанном типе (частичные интеграция и кооперирование), а объединение оформлено посредством соглашения о союзе.
В сценарии взаимодействия комплексное сопровождение предстает и как деятельностный процесс, и как педагогическая технология, и как модель взаимодействия. В совре-
менных специфических условиях школа-комплекс стала «неявной реальностью» современности, условием поливариантного развития личности ребенка, организационнопедагогическим фактором, способствующим его дальнейшему непрерывному образованию. Однако следует оговориться, что нет и не может быть обязательного варианта школы-комплекса. Все зависит от конкретных социально-педагогических условий, материально-технических и кадровых возможностей социума.
Конкретные активные модели сопровождения развития личности ребенка, разработанные и апробированные в определенных социально-педагогических пространствах
Орловского района Орловской области были описаны и представлены как в СМИ, так и на различного уровня научно-практических семинарах и конференциях.
Первая модель, созданная в рамках взаимодействия субъектов Знаменского поселения: школы-комплекса (Знаменская
средняя школа и ее дошкольные отделения № 1, 2, 3, 4), реабилитационного центра для несовершеннолетних «Березка», Центра детского творчества и Центра психолого-медико-социального сопровождения, призвана показать возможности комплексного сопровождения развития личности ребенка в сельской местности. Схема-алгоритм активной модели сопровождения опирается на перспективы и ожидаемые результаты лично-стно ориентированного развития на самостоятельные адаптивные программы. С 2007 г. оформлена юридически организационная модель типа «интеграция».
Вторая модель, построенная как содружество на основе пакета соглашений
о взаимодействии основных субъектов: ГОУВПО «Орловский государственный университет» - Овсянниковская школа / сад, Центр детского творчества и Центр сопровождения Орловского района, нацелена на становление профессионализма педагога / организатора сопровождения развития личности ребенка. Схема-алгоритм сопровождения ориентирует педагога на формируемый образ педагога / специалиста, вырисовывает адаптивную модель становления профессионала, стратегически взаимодействующего с ребенком.
Третья модель обосновывает комплексное сопровождение ребенка в локальном сельском социуме в рамках взаимодействия: Лавровская школа / сад - детская деревня «808» - социальные системы Лавровского поселения и районные Центр детского творчества и Центр сопровождения. Рассматривая роль сельского социума в формировании образованной и воспитанной личности в качестве ключевого фактора, коллектив МОУ «Лавровская СШ» проблемный «заказ» увидел в содержательно-организационной стороне социально-педагогического пространства. Сложилась и оформлена организационная модель содружество, где отношения строятся на основе пакета соглашений о намерениях.
Четвертая актуальная модель сопровождения развития семьи в рамках взаимодействия субъектов: ГОУВПО «Орловский государственный университет» - Жилинская средняя школа - Жилинский центр развития ребенка - социальные системы поселения -НИИ плодово-ягодных культур и районные Центр детского творчества, Центр сопровождения представлена в деревне Жилина. Система-комплекс как организационное объединение есть кооперация на основе договора о взаимодействии. В данной модели представлено социальное партнерство, что дает возможность увидеть школу в ее социальном окружении в системе развития связей с внешним миром.
В русле данной проблемы представляет интерес опыт работы сельской Куракинской школы-комплекса Свердловского района (директор Н.И. Моськин). Растущее социальное неблагополучие, наличие семей беженцев и переселенцев, увеличение числа детей из проблемных семей заставило педагогический коллектив школы в начале нового тысячелетия переосмыслить способы и формы взаимодействия с родителями. Педагоги, руководители района пришли к выводу о необходимости создания многоплановой, с включением всех заинтересованных сторон, программы социально-педагогической поддержки семей и детей «группы риска», организации комплексного сопровождения всех участников образовательного процесса.
В маленьком Свердловском районе (всего 1900 школьников) насчитывается 94 неблагополучные семьи (в них 155 детей), 87
семей «группы риска» (в них 134 ребенка). Весьма отличаются ресурсы различных семей, стили внутрисемейных отношений, а также ценностные ориентации самих родителей. Все это зачастую ведет к несовпадению
и, в ряде случаев, к антагонизму педагогических влияний семьи и школы в процессе формирования личностных ориентаций ребенка. Так, жизнь каждой семьи в Куракин-ской школе отражается в социальном паспорте. В школе 147 учащихся из 107 семей села; из них 67 семей требуют особого внимания.
С 2004 г. школа осуществляет на постоянной договорной основе сотрудничество с районным ПМС-Центром (в 2007 г. школа получила Президентский грант в размере
1 млн руб.). Прогноз развития ситуации в селе Куракино позволяет выделить основные проблемы, которые будут оказывать влияние на ситуацию в социуме: уменьшение контингента детей до 2010 г. в два раза; тенденция старения населения; продолжающееся расслоение семей по уровню доходов, условий семейного воспитания детей; увеличение количества семей переселенцев; наличие «вредных привычек» у взрослых жителей села.
В школе-комплексе (школа + отделение детского сада) два раза в год проводится анкетирование детей и родителей с целью выявления проблем семей, анализируются причины, уточняются списки семей «группы риска». Специалисты Центра помогают в разработке тактики воздействия на проблемную ситуацию, в организации психологопедагогического просвещения родителей, взаимодействия с заинтересованными субъектами сопровождения. Диалог подобного рода специалисты и педагоги продолжают на страницах районной газеты «Сельская новь».
Комплексное сопровождение позволяет при любом правонарушении тщательно рассматривать не только причины, обусловливающие отклонение в поведении подростков, но и особенности условий семейного воспитания и социальной ситуации. Концепция семейного воспитания в Куракинской СШ стала осуществляться более последовательно с использованием новых форм взаимодействия. Так, в совместной работе с семьей меняется роль социальной помощи. Сегодня она осуществляется системно по следующим на-
правлениям: консультации для родителей, педагогов, учащихся; социальный патронаж; регулярное посещение детей и родителей на дому; тесная связь с Отделом социальной защиты населения района.
В школе составлен каталог литературы по проблеме «Работа по восстановлению воспитательного потенциала семьи «группы риска», видеотека фильмов для семейного просмотра. Вошло в практику закрепление за педагогами шефства над проблемными детьми, составление и коррекция индивидуальных планов работы с семьей и ребенком. Семьи «группы риска» сопровождают наиболее активные и авторитетные родители и селяне ЗАО «Куракинское». Стали традиционными проводимые в школе совместные мероприятия с целью создания условий для общения разных поколений: акция «Помоги ближнему», праздники «День Семьи», «День Матери», совместная спартакиада с ЗАО «Куракинское», вечер встречи с выпускниками. Работает клуб молодой семьи; двое родителей ведут в школе кружки по интересам.
Сегодня школа-комплекс является социально-культурным центром на селе, формирующим воспитательное пространство всего села. На ее базе проводятся совместные мероприятия с родителями, тружениками базового хозяйства ЗАО «Куракинское», организуется работа кружков сельского Дома культуры. В здании школы расположена и сельская библиотека. Ежегодно проводится совместная спартакиада ЗАО «Куракинское» и учащихся, работников школы. Школа поддерживает сотрудничество с Орловским государственным университетом: факультетом социальной работы, художественно-графическим факультетом.
Такое взаимодействие позволяет более активно осуществлять совместно управление образовательным процессом через общешкольные и классные родительские комитеты, через совет общественности при администрации сельского поселения, а также через совет села по профилактике правонарушений. Работает волонтерская группа из учащихся 9 классов (регулярно проводят занятия о вреде алкоголя, табакокурения в клубе «Ровесник ровеснику»).
Сегодня можно говорить о большей активности родителей в проведении внеклассных дел, в укреплении материальной базы
школы и классов, в дежурстве в местах отдыха подростков. Сельская администрация ведет совместную работу со школой по всем направлениям, участвуя тем самым в педаго-гизации полиэтнического образовательного пространства. Сформирована добровольная народная дружина из числа родителей, педагогов, представителей общественности села Куракино, которая помогает поддерживать порядок на территории локального микросоциума.
В результате поиска новых путей в работе с семьей ко всем участникам комплексного сопровождения приходит осознание равной ответственности с родителями за воспитание детей, подготовку их к жизни в современных условиях, необходимости партнерства во взаимодействии. Сочетание традиционных и инновационных форм работы с семьями позволяет добиться положительного результата. Особенно эффективны совместные рейды сельского совета общественности (родительского комитета) и вызовы для разговора «нерадивых» родителей на заседания по контролю за организацией досуга в выходные дни. В целом обстановка в неблагополучных семьях села Куракино на данный момент стабилизировалась, родители из таких семей пошли на контакт с общественностью. Сопровождение дало свои положительные результаты.
Дети из семей «группы риска» включены в летний пришкольный лагерь «Дружный», организованы 4 разновозрастные отряда по месту жительства. Летом подростки работают в ЗАО «Куракинское».
Коллектив школы-комплекса стремится к социальному взаимодействию, совместно с другими социальными институтами ведет работу по активизации культурных и воспитательных функций семьи на селе, что стабилизирует обстановку в ЗАО.
Таким образом, основными направлениями социального партнерства в школе-комплексе являются: вопросы социальнотрудовой адаптации выпускников; допрофес-сиональное образование; реабилитация, со-
циальная защита детей, приезжих семей, профилактика безнадзорности.
Возможность увидеть образовательное учреждение в его социальном окружении, в системе развития связей с внешним миром создает условия приобретения ресурсов для развития школы-комплекса. Социальное
партнерство стало одной из наиболее перспективных форм социального взаимодействия субъектов, участвующих в сопровождении семьи. Мы считаем, что «определенная сборка» педагогических моделей (комплексы, центры, объединения) из отдельных «атомов-субъектов» может работать в каждом регионе и способствовать оптимальному функционированию развивающей социально-педагогической среды. Чтобы системы-комплексы образовательных учреждений (организационно-педагогический фактор) успешно обменивались адаптивными моделями развития, необходимо опираться на технологический подход.
1. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2005.
2. Смирнов С. И. Технологии в образовании // Высшее образование в России. 1990. № 1.
С. 55-62.
3. Новиков А.Н., Новиков Д.А. От педагогики индустриального к педагогике постиндустриального общества // Народное образование. 2005. № 6. С. 201-208.
Поступила в редакцию 22.04.2009 г.
Kotkova G.E. Organizing-pedagogical factors of forming up a model of support. Each period is characterized by its own methods of upbringing and technological approaches. The role of a guide is significant. The system of pedagogical actions accompanied by the person-oriented technologies is the basis for the complex support of all the participants of the educational process, poly-variational development of a child’s personality.
Key words: technological approach; complex support; poly-variational development.