только молока, но и перепелиных яиц, баранины, индейки и др.
В заключении следует обозначить две до сих пор неразрешенные проблемы, которые блокируют не только развитие сельскохозяйственного производства, но и возрождение сельских территорий.
Первая проблема - доступ к кредитам. В декабре 2014 г. мы получили с большим трудом кредит в ОАО «Россельхозбанк» под 27,83% годовых. О каком развитии с таким процентом может идти речь.
Вторая проблема - земельный вопрос. Земля есть и зарастает бурьяном, но эффективному собственнику доступа к ней нет. Мы должны понять, что нормативные акты по изъятию неиспользованной земли не работают [2]. На наш взгляд, необходимо принять кардинальное решение: Правительством страны или Президентом, например, незарегистрирован-
ные до 1 января 2015 г. земельные участки, должны без каких-либо условий передаваться в собственность региональных властей с дальнейшей ответственностью по ее использованию и передаче под реализацию сельскохозяйственных проектов по производству продуктов питания. Такое решение должно быть принято исходя из главного конституционного принципа, что земля - это национальное достояние страны, а не исключительно предмет наживы, товар, коим он и является на протяжении последних тринадцати лет.
Источники
1. Трафимов А., Никонов Н. Инновации в системе факторов конкурентоспособного производства молока // АПК: Экономика, управление. - 2007. -№ 11. - С.37-40.
2. Никонова Г.Н. Особенности институциональной среды и развитие сельского хозяйства // Никоновские чтения. - 2007. - № 12. - С.157-159.
РАЗВИТИЕ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ - ВАРИАНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТДАЛЕННЫХ ОТ ЦЕНТРА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
Минасов М.Ш., к.э.н., проф. кафедры, А.А.Шакирова, соискатель ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
В Республике Башкортостан 1,5 млн.человек или 38,3% всего населения проживает в сельской местности (по Российской Федерации - 26%). Данный показатель имеет устойчивую тенденцию уменьшения: за 20042014 годы миграционный отток сельского населения составил более 40 тыс.человек, столько же составила естественная убыль. Одним из следствий отрицательной динамики демографических показателей является исчезновение
сельских населенных пунктов. Согласно данным всероссийской переписи населения, в Республике Башкортостан количество сельских населенных пунктов с 1989 года по 2010 год сократилось на 216 единиц или 4,7%. В настоящее время в Республике Башкортостан 1765 деревень с численностью проживающих менее 100 человек (40% от общего количества населенных пунктов).
тыс.чел.
30U
' 283,1 283,6
За 1990-2008 годы снижение количества работающих в сел ьхо рганизациях в 4,5 раза I ■ II ■ II ■ II
1290 1991 1992 1993 1994 1995 199G 1997 1998 19S9 200» 2001 2002 2003 2004 2009 200 6 2W7 2 008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 1 - Численность занятых в сельскохозяйственных предприятиях РБ за 1990-2014 гг.
Необходимо отметить, что до 1990 г. основными работодателями в сельских населенных пунктах были предприятия агропромышленного комплекса. В то же время численность работающих в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан вследствие их реорганизации и банкротств с 1990 по 2008 г. уменьшилась с 287 тыс. чел. до 64,3 тыс. чел., или сократилось в 4,5 раза. В 2009-2014 гг. численность занятых в крупнотоварном производстве стабилизировалась на уровне 6763 тыс. чел (рис.1). Численность работающих в предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности за этот же период уменьшилась с 40 тыс. до 25 тыс.чел. За этот же период в крестьянских (фермерских) хозяйствах создано порядка 16 тыс. рабочих мест и у индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельхозпроизводством - порядка 2-х тысяч рабочих мест.
Согласно данным Минсельхоза России тенденция уменьшения количества работающих в АПК в дальнейшем сохранится и составит порядка 5% за 2015-2017 гг., так как вновь вводящиеся инвестиционные проекты ориентированы на предоставление высокотехнологичных рабочих мест.
Отсутствие работы часто приводит к летальным исходам, к примеру, в сельской местности Республики Башкортостан в три раза чаще, чем в городской местности, происходят самоубийства.
I I
I ■ ■ ■ ВО 243 236 251 267 289
мши
1УВЬ 19У0 19 У Ь 2000 2УиЬ ¿010 2011 2012 2013 2С14 ■ вся посевная площадь пары ■ неиспользуемая пашня
Рисунок 2 - Незадействованная в сельхозпро-изводстве пашня в РБ
Одним из следствий исчезновения сельских населенных пунктов является запустение отдельных территорий и уменьшение обрабатываемых земель. К примеру, в 2014 году не было задействовано в сельскохозяйственном обороте 289 тыс. гектаров пашни или 8% от общей площади. Данные площади приходятся на территории 38 муниципальных районов, преимущественно отдаленных от центра рес-
публики. При этом неиспользуемая пашня имеет тенденцию увеличения (рис.2). Более 60% из них приходятся на зоны Зауралья и Северо-востока республики, а это территория 15 муниципальных районов. Данные территории принято считать «депрессивными», но их можно и нужно признать территориями «догоняющего» развития, так как потенциал, которым они располагают, достаточен для обеспечения поступательного развития темпами, превышающими, средние республиканские темпы.
Анализ показывает, что только около одной трети трудоспособного сельского населения трудится в пределах своего муниципального района. К примеру, в Белокатайском районе Республики Башкортостан из 11 тыс. человек трудоспособного населения, в экономике района занято только 4,1 тыс. человек. Таким образом, население вынуждено мигрировать из-за того, что нет работы. В результате сокращаются площади используемой пашни, падают объемы производства сельскохозяйственной продукции. Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что масштабы потерь региональной экономической системы от неиспользуемой земли значительно превышают объемы недополученной сельскохозяйственной продукции. Это означает, что на современном этапе развития регионы и страна в целом столкнулись с серьезной проблемой деградации села, которую можно отнести к угрозам или вызовам времени, определяющим перспективы дальнейшего развития.
Предотвратить и исключить развитие негативных процессов на депрессивных территориях может только эффективно организованная хозяйственная деятельность. В сложившихся условиях активизация сельскохозяйственного производства в зонах «догоняющего» развития возможна только посредством создания на базе крепких личных подсобных хозяйств новых крестьянских (фермерских) хозяйств, которые станут в формируемой модели самодостаточной и саморазвивающейся системы хозяйствования пусковым механизмом. Формирование такой модели хозяйствования является объектом внимания всех уровней управления - федерального, регионального и муниципального. Эффективность взаимодействия всех уровней управления будет определять качество формируемой модели хозяйствования в зонах «догоняющего» развития.
Реализацию намеченных мероприятий необходимо начать с организации участия крепких личных подсобных хозяйств в целе-
вой программе Минсельхоза России «Поддержка начинающих фермеров». Учитывая, что по данной программе на каждые 500 тыс. рублей привлеченных средств создается одно рабочее место, целесообразно проработать вопросы так, чтобы фермеры, участвующие в конкурсе по данной программе и расположенные в населенных пунктах, где нет сельхозтоваропроизводителей - налогоплательщиков, получали максимальную сумму гранта (1,5 млн. рублей). Таким образом, каждый из образованных КФХ, согласно условиям программы, будет обязан создать 3 постоянных рабочих места.
При производстве продукции сельского хозяйства в небольших количествах и в отдаленных от центра территориях остро встает проблема ее хранения и реализации, да и набрать значительные объемы производства в короткие сроки не реально (продолжительность выращивания КРС на мясо и формирования дойного стада составляет 3-5 лет). В этой связи, целесообразно развивать несельскохозяйственную занятость, а конкретно: аграрный или сельский туризм, народные промыслы, производство сувенирной продукции.
Районы Северо-востока и Зауралья республики благоприятны для развития сельского туризма и иных видов несельскохозяйственной деятельности. Один из вариантов развития аг-ротуризма - организация гостевых домов на базе К(Ф)Х одновременно реализующих экологически и генетически чистую сельхозпродукцию, продовольствие с последующим налаживанием адресных поставок.
Для данных деревень создание туристического бизнеса станет возрождением, так как появятся рабочие места, будут развиваться смежные отрасли. Согласно экспертным данным, одно туристическое место в деревне уже создает 4 рабочих места.
Следовательно, развитие сельского туризма - это занятость и дополнительный источник дохода населения, а для местных властей и региона - приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, а для туристов - возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде.
Необходимо отметить, что в зонах Зауралья и Северо-востока невысокая плотность населения. Если в среднем по республике она составляет 28 человек на один квадратный километр, то в Зауралье и на Северо-востоке республики данный показатель составляет порядка 10 человек. При этом наименее заселенные Зилаирский и Бурзянский районы, имеют на квадратный километр 2,7 и 3,5 человека, соот-
ветственно. То есть привлечение туристов - не приведет к резкому увеличению антропогенной нагрузки на окружающую среду.
На основании изложенного, целесообразно на федеральном уровне предусмотреть возможность направления средств программы «Поддержка начинающих фермеров» на развитие аграрного туристического бизнеса, а именно на строительство гостевых домов. Необходимо отметить, что Всемирная торговая организация поддерживает аграрный туризм как индустрию отдыха, позволяющую городскому населению активно провести время в сельской местности, питаясь экологически чистыми продуктами, а также предлагающую сельским районам альтернативу занятости населения.
Согласно расчетным данным, вовлечение в сельскохозяйственный оборот всей пашни Северо-востока и Зауралья республики будет способствовать увеличению объема федеральной помощи на оказание несвязанной поддержки отраслей растениеводства на 5-6%. В тоже время согласно экспертной оценке, вовлечение 289 тыс. гектаров пашни в Республике Башкортостан увеличит объем сельскохозяйственной продукции на 14-15 млрд. рублей (более 12% валового продукта сельского хозяйства).
Создание крестьянского (фермерского) хозяйства на территории малочисленного населенного пункта, где отсутствует эффективный товаропроизводитель - является первым шагом к возрождению деревни. Для деревенского жителя крестьянское хозяйство предоставит рабочие места, возьмет на себя часть социальных забот. Далее возрождающееся сельское поселение потребует дальнейшего укрепления крестьянского (фермерского) хозяйства с последующим формированием укрупненной саморазвивающейся и самодостаточной хозяйствующей структуры, обеспечивающей существенное увеличение объемов производства, значит доходов населения и налоговых поступлений в местные бюджеты.
Таким образом, эффективное взаимодействие федерального, регионального и муниципального уровней управления при реализации программы «Поддержка начинающих фермеров» способно обеспечить в условиях переживаемого мирового финансового кризиса активизацию ресурсов развития за счет привлечения в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и незадействованных трудовых ресурсов, в конечном счете, будет способствовать успешному возрождению села.
Источники:
1. Минасов М.Ш., Шатрова А.А. Аграрный сектор экономики: состояние, проблемы, факторы и условия устойчивого развития, //Экономика и Управление. - Уфа:, 2014, № 3, с.10-15.
2. Шакирова А.А. «Рациональное использование
земельных ресурсов - основа поступательного развития АПК Республики Башкортостан», /Материалы XII Международной научно-практической конференции «Тенденции сельскохозяйственного производства в современной России», (г. Кемерово, 12-15 ноября 2013 года).
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Матюшкина И.А., к.э.н., доц., Герасименкова С.В., ст. преп. Брянского государственного
университета им. академика И.Г. Петровского
Специфика сельской территории заключается в том, что она в силу природных условий и социальной практики является источником множества благ для человека: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, природных ресурсов, местом проживания, рекреационным объектом и местом ассимиляции отходов.
Несмотря на положительные сдвиги, достигнутые в последнее время в сельскохозяйственном производстве, социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе характеризуется комплексом накопившихся проблем, препятствующих его переходу к динамичному устойчивому развитию.
Особенно остро проявляются негативные тенденции, наблюдаемые в динамике социально-демографической ситуации в сельской местности и характеризующиеся сокращением численности сельского населения и существенным снижением качества жизни.
На начало 2015 г. в сельской местности Брянской области проживало 372,7 тыс. человек, из них в трудоспособном возрасте находилось 208,7 тыс. человек, или 56%, из этого числа экономически активное население составляло 62,5%, из которых в экономике было занято 52,8%, а 10,8% являлись безработными.
Общая динамика численности сельского населения носит отрицательный характер. Это обусловлено в первую очередь его высокой естественной убылью. Значительный масштаб приобретает сельская депопуляция. Кроме того, на демографический и трудовой потенциал отрицательно влияет миграция сельского населения в города, что в свою очередь ведет к постепенному исчезновению сельских населенных пунктов (табл.1).
Так за период 2000-2010 гг. общая убыль составила 52,1 тыс. человек или 11,6%, за период с 2010 по 2014 гг. численность сельского
населения сократилась на 16,4 тыс. человек или 5,2%, что обусловливает актуализацию политического и социально-культурного аспектов развития сельских территорий. Политический аспект развития сельских территорий заключается в первую очередь в сохранении территориальной целостности государства и региона. Социально-культурный аспект включает задачи социализации подрастающего поколения, воспроизводства трудового потенциала села.
В период 2002-2013 гг. в сельской местности Брянской области количество сел и деревень без постоянно проживающего населения увеличилось с 98 до 319 или 3,2 раза.
Другая не менее актуальная социально-экономическая проблема - сельская бедность, осознаваемая обществом как критическая точка национального развития [2]. Масштабы, глубина и острота сельской бедности определяются группой факторов: природно-климатических, экономических и социальных. Среди социальных факторов бедности в первую очередь следует выделить существенное снижение уровня доходов населения. Для сельского хозяйства, как ведущего сектора общественного производства в сельской местности, характерны не только неполная и сезонная занятость, но и крайне низкая оплата труда работников (табл. 2).
Данные показывают, что заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве в Брянской области всё ещё остается самой низкой среди видов экономической деятельности. В 2010 г. соотношение заработной платы в аграрной сфере к среднеобластному уровню составило всего 66,8%. К 2014 г. данный разрыв несколько сократился, однако заработная плата в сельском хозяйстве остается на достаточно низком уровне.